Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Бруяиый 3 страница





шым причинам неосуществимы.

нфологическая природа зарождения и воздействия этих свое-разных текстов несомненна, хотя форма их существования сте-ишзирована. Возможно, это связано с формой их распростра-шя в сфере массовой коммуникации, но вполне очевидно, что в основе лежит архетип змееподобного чудовища, обитающего в в. Правда, в индийской мифологии в этом контексте озера нет. якутов оно есть. Здесь можно наблюдать озеро — некогда оби-шце змея — в полной конкретности, настолько, что боялись хо-мимо озера, где обитал змей..."1. Для В. Я. Проппа змей — цество сказочное, и никакие иные соображения он просто не


 



1 ТураевБ. История Востока. М., 1920. С. 13.


Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946.



принимает в расчет. Но для тех, кто писал о Лох-Несс, о Лох-Морар (это менее известный вариант легенды с иной локализаци­ей), таинственный змей был реликтовым обитателем озер, и в прес­се недавно еще, четверть века спустя после публикации фундамен­тального труда Проппа, можно было встретить рекомендации об­следовать озера Хайыр, Ворота, Лабынкыр как вероятную зону обитания доисторических рептилий (те самые озера, близ которых некогда страшились охотиться местные жители). Есть подобное озеро (Кёк-Кёль) и в Казахстане: оно является якобы обиталищем змееподобного айдахара, который временами всплывает на по­верхность, тяжело дыша, и пуга.ет птиц. Весьма любопытно, что значительная часть упоминаемых фактов нашла объективное под­тверждение: дно озера образовано моренными отложениями, в промоины которых периодически засасывается вода, и след ее движения возникает на поверхности подобием извивающегося змея, раздаются при этом и странные звуки, распугивающие птиц. Вымысел, как видим, довольно прочно опирается на действитель­ность.

Вопрос о свойственной воспроизведению архетипов "опоре на реальность" заслуживает особого внимания. Он возникает неожи­данно в самых различных сферах научного знания. X. И. Изаксон, свыше 20 лет исследовавший явления сомнамбулизма (лунатизма), приводит случаи реализации достаточно сложных целеустановок во сне: хозяйка в приступе сомнамбулизма встает ночью и стирает замоченное на утро белье, затем возвращается в постель, а просы­паясь, ничего не помнит. Белье выстирано (или, скажем, подметен пол). Как это произошло? Напрашивается ответ: домовой. Это он сделал. И о нем рассказывают.

Имеет этот вопрос особое значение для исследования понимания действительного и вымышленного и связи между ними.

"Во все времена борьба в искусстве происходила не. между чис­тым вымыслом (которого не существует) и наблюдением действи­тельности (без которого не обойтись), а между смыслом произве­дения и угрозой бессодержательности'". Да, без наблюдаемой дей­ствительности обойтись нельзя и "чистого вымысла" не существует там, где он, казалось бы, необходим, смысл произведения более, чем где-либо и когда-либо, опирается на восприятие действитель­ных фактов. Возьмем абсолютно невероятные, полностью исклю­ченные из реальной действительности ситуации — плод воображе­ния классиков странного жанра, столь неточно именуемого науч­ной фантастикой.

Первая ситуация: нашу планету терроризируют существа, кото­рые сосут человеческую кровь. Большелобые, внимательно следя-


за людьми темными глазами, способные выражать звуками, скливым криком лишь ощущение одиночества и болезни, а удов-ение — непроизвольным уханьем. Беспомощно неуклюжие пане. Исходный объект смыслового восприятия системен, ят и перемонтирован — это младенческие черты ребенка, ко-рые лежат где-то в глубинном подтексте, они трансформированы воображаемом целом, но не исчезли. Они придают жуткую, не иолне даже понятную убедительность марсианам Уэллса. |- Столь же убедительны вызывающие непроизвольное отвращение орлоки.

-{Это вторая невероятная ситуация — мир сотни тысячелетий устя, человечество, расколовшееся на два биологически различ-вида. Бесшумно возникающие, отвратительно мягкие под уда­ли, боящиеся света, то медлительные, то торопливые, трусливые упорные морлоки. Ваше подсознание уже ощутило, каким насе-омым подобны эти существа.

Третья ситуация: "Маска" Лема. Девушка загадочной красоты и ла, которая внезапно осознает свою сущность, понимает, что |на — точно запрограммированный робот, и испытывает "нет, не а ощущение рока, чугунной тяжести предназначения, неиз-яого, неотвратимого: знание, подобное предчувствию смерти знание, что уже нельзя отказаться, уйти, убежать, даже погиб-ь, но иначе"1. Вполне очевидно, что это за чувство, знакомое и йствительно понятное только женщинам, f Сказанное никак не следует понимать таким образом, что?. Дж. Уэллс или Станислав Лем сознательно ориентировались на наблюдаемую действительность, творя художественный вымы-I. Равным образом и читатель не должен осознавать эти компо-енты содержания как действительно существующие в окружаю-ем его мире. Напротив, все это — в сфере бессознательного. Дело |^ ином. Объективно существует наблюдаемая действительность, рая только и образует опору смысла. Существуют определен­ие контуры реальности в глубине сознания — архетипы. "Использование мифа, проведение постоянной параллели между временностью, это,— считает Т. С. Эллиот,— не больше, ни яыне, чем способ контролировать, упорядочивать, придавать рму и значение..."2. Но использование мифа к упорядочению, эрмлению, структурированию не сводится. Полвека спустя стало зым, что заключенный в миф архетип несет в себе и то, что кологи прошлого называли эннойя, энергия человеческого ума. аергия мифа — это, можно сказать, то, что питает современную атуру огромной первозданной поэзией человеческого духа, кества и надежды. Если беллетристика, суть унылый копиизм,


 


1 Арагон Л. Надо называть вещи своими именами // Писатели Франции о литера­туре. М., 1978. С. 339.


1 Лем С. Собр. соч. Т.5. М, 1994. С. 294—337.

2 Эллиот Т. С. Бесплодная земля. М., 1971. С. 163.



замыкает человека на себя, в быт, отчуждая его от забот и тревог всего мира, то мцф, включенный в реализм и сам ставший реально­стью жизнеощущения человека,— свежий ветер, наполняющий па­руса времени и литературы, устремляя их к бесконечному горизон­ту познания истины и красоты",— говорит Ч. Айтматов. И приме­чательно, что миф для него — "свежий ветер". Вполне очевидно, что речь здесь идет не о мифологии, а именно о некоторой перво­основе, архетипах, воплощаемых во вполне современных по за­мыслу произведениях литературы и искусства. Так, разгадку "стойкой очарованности творчеством Киплинга" Н. Дьяконова и А. Долинин видят в постоянной его связи с самыми глубинными слоями человеческого сознания: "Не только в своих прославленных сказках о животных, наподобие "Белого котика", но и во вполне "правдоподобных" рассказах и стихах он часто опирается на пер­вичные, архаические сюжеты и образы, издревле хранящиеся в коллективной памяти человечества". Очень убедительно. И это от­носится не только к Киплингу: есть писатели, которые считают об­ращение к архетипам целительной необходимостью для современ­ного искусства. И не только для искусства.

В i968 году А. Торрес говорил Андре Мальро, что в прошлом "у людей тоже был интерес к бессознательному, кто спорит! Но они стремились эту сферу завоевать. Теперь она завоевала их'". И он был прав — быть может, более, чем сам подозревал. Дело в том, что бессознательное надвинулось на нас не только призраком пси­ходелической цивилизации. Изменилось понимание. "С некоторых пор Фрейд стал у нас менее важен, чем Юнг",— заметил тогда же Торрес. И здесь — дорожка к новым силам бессознательного, на этот раз коллективного. Как уже говорилось, Мирча Элиаде утвер­ждал даже, что некогда, в библейские времена, Бог говорил с чело­веком с глазу на глаз, затем сместился в сознание (ему молились, в него верили, о нем спорили, но его не видели), а теперь он ушел в подсознание, но продолжает (даже не для нас, а в нас) существо­вать. А если в нас — значит и в себе.

Отсюда отнюдь не следует, что архетип проявляет себя только" в мире обыденного сознания, веры, политики, искусства. Система наук о человеке и обществе должна опираться на исторический подход к ныне существующим явлениям. При этом обнаруживает­ся, что многие из них имеют глубокие корни в прошлом. В частно­сти, существуют архетипические структуры мышления, которые сохраняют общие черты, обновляясь в процессе социального раз­вития человечества.

Понятие "архетип" получает объясняющую силу при исследова­нии таких феноменов культуры, как миф, эпос и позднейшие про-


едения художественной литературы и именно как компонент _*пюй теории понимания.

I Архетип — это смыкающий компонент в системе "человек______

^йстаительный мир". Ведь человек — это тоже действительный р, это его часть, и с древнейших времен психика человека несет воих глубинах отпечаток структуры действительного мира. Соб-енно, поэтому человек и способен воспроизводить его в своем орчестве, а другие люди — испытывать воздействие этого твор-"та. Архетипы образуют фундамент понимания, погруженный в ины общего для всех людей бессознательного слоя психики. ч


' Мальро А. Зеркало Лимба. М., 1989. С. 292.




Глава 4

ТОТ, КТО ПОНИМАЕТ

Он все понимает, а это самое главное... Очень трудно жить, ко­гда тебя не понимают. Даже не­возможно.

С. Бобров

Это человек. В этой главе мы рассмотрим его как участника ис­торического процесса. Ведь понимают друг друга (и самих себя) люди конкретные, исторические. И то, что они слышали и чита­ли,— тексты — тоже порождение истории. От нее никуда не уй­дешь, да и уходить некуда. Ее надо понимать, знать свое место. Го­ворят, что место в истории есть только у выдающихся людей. Это неправда. У каждого из нас, грешных, есть свое место в истории, и у вас, и у меня. А что касается выдающихся людей, то о том, кто они, свое слово скажет именно история, а не современники. Им же не мешало бы почаще вспоминать старинную поговорку: "Подождем, пока осядет пыль. Может быть, это прошел ишак".

Главная задача

Итак, наша задача состоит в том, чтобы рассмотреть человека как участника эво­люции общества: иначе говоря, человека как каплю в потоке, текущем из прошлого в будущее.

Основная сложность проблемы заключается в том, что огромное количество событий и лиц, сыгравших важную роль в мировой ис­тории, нам просто не известно, и мы судим о многом только по ис­торически непродолжительному отрезку времени в несколько ты­сяч лет. А что было до? Ведь то, что человечество было невелико, не дает основания принижать значение стартового периода челове­ческой истории. "Один из распространенных соблазнов для всякого размышляющего над историей и типологией культур и цивилиза­ций — считать: "Этого не было, значит, этого не могло быть", или перефразируя: "Это мне не известно, значит, невозможно". Факти-


[ это означает, что тот незначительный, сравнительно с общей асаной и писаной историей человечества, хронологический ~~ который мы можем изучить по хорошо сохранившимся вьменным источникам, принимается за норму исторического эцесса, а культура этого периода— за стандарт человеческой ультуры"1. Вообще дописьменная или, скажем, бесписьменная человеческой истории принесла нам самого человека — шй главный элемент человеческой истории. Правда, является юн таковым — это еще вопрос.

Принцип Тойнби

И ответить мы на него не сможем, если не будем, опираясь на принцип Тойнби, раньше рассматривать целое, историче­ский поток, историю, а не элемент ее, да­же если это такой важный элемент, как человек. Принцип этот, сформулированный крупнейшим исто-нком XX века А. Тойнби, гласит: "Чтобы понять часть, мы долж-[ прежде всего сосредоточить внимание на целом, потому что это гюе есть поле исследования, умопостигаемое само по себе"2. Проблемы, которые мы сейчас предполагаем обсудить, относятся к гории как к целому, но решение этих проблем имеет, естествен-о, прямое отношение к частям этого целого. Повторно замечу, что печная наша цель состоит в том, чтобы рассмотреть место и роль повека в историческом продвижении человечества, и проблема не вполне совпадает с традиционным для нашей науки вопро-ом о "роли личности в истории".

Поиски новой парадигмы
|" ' Лотман Ю. Несколько мыслей о типологии культур // Языки культуры и про- I переводимое™. М., 1987. С. 7. 2 Тойнби А. Постижение истории. М, 1991. С. 28.

 

. А. Брудный

Необходимость новой методологии анализа научной проблемы возникает в ситуации, когда прежние методы исчер­пали себя. Это не значит, что они вообще были неэффективны и неверны. Это зна-г, что они были этапом в развитии научного знания, этап этот кодит или уже прошел: наступает следующий. Проще всего, нечно, порочить этап предшествующий, благо недостатки его л, они лежат на поверхности. Но задача ученого в данной уации состоит в том, чтобы искать пути к новой парадигме. 1ыне ясно, что попытки заменить изучение человека поиском аб-яых законов общественного развития потерпели крах. Зако-(экономические и социальные, конечно, существуют, но они во-ощаются в жизнь благодаря деятельности людей. Выяснилось, на магистральном пути общественного развития находятся те иальные системы, которые строятся на наиболее полном учете ьных и слабых сторон человека как индивида. А социальные


системы, которые постоянно оперировали понятиями господ­ствующих наций, классов и масс, потерпели поражение и распа­лись. Это о многом говорит. Прежде всего о том, что гуманитарные и экономические науки должны обрести новый ориентир — чело­века. Не только и не столько совокупность общественных отноше­ний, сколько живое существо.

Три кита, на которых держалось марксистское понимание исто­рии, уплывают в прошлое. Это: 1) историческая необходимость —-как выражение объективных законов развития человечества; 2) оп­ределяющая роль бытия по отношению к сознанию; 3) роль матери­альной собственности как основной политической и экономической категории исторического процесса.

В мировой науке изменились сами отношения, привычные для нас. Стало ясно, что необходимое — лишь часть случайного, что роль ин­дивида, личности в истории куда выше, чем было принято считать, а роль индивида в науке и культуре вообще доминирует.

В теологической литературе не прекращаются дискуссии вокруг "треугольника существования". Три вершины треугольника опре­делялись как Бог, Человек и Мир. Отношение Бога к Миру харак­теризовалось соответственно как творение, к Человеку— как от­кровение. Но как определить отношение Человека к Миру? Этот вопрос занимает и верующих, и тех, кто сомневается и в акте тво­рения, и в сущности откровения.

Возможно, что отношение Человека к Миру— это понимание. Влиятельные, даже ведущие теологи определяют это отношение как страдание (и к тому есть не только религиозно-канонические, но и фактические основания). Но определяя это отношение как по­нимание, следует исходить из принципа Спинозы — "не плакать, не смеяться, а понимать", толкуя его как основополагающий для познания человека и его судьбы. Вне понимания мира теряют смысл деятельность и существование человека. Идеи не могут стать силой общественного развития вне их речевого выражения и только благодаря речи они обретают понимание их людьми.

Как возникают новые концепции

Концепции, которые представляются принципиально новыми, формируются под влиянием трех главных факторов: 1) внутренней логики развития научного знания, 2) личной одаренности творцов этих концепций, 3) массового общественного сознания своего вре­мени. Немало усилий было затрачено на то, чтобы продемонстри­ровать значение первых двух факторов для формирования мар­ксизма. О третьем факторе речь обычно даже и не заходит. Для науки вообще затруднительно осуществлять рефлексию над полем идей, которым она обязана своим существованием; наука их при­сваивает и объявляет собственным внутренним достоянием, не до-


f луская и сомнения в их внешнем, ненаучном происхождении. Ме­тем наука всегда находилась под сильнейшим влиянием мас-/еового сознания, существующим, впрочем, и по сию пору. Доста-ь очно упомянуть распространенный, совершенно уже неразруши-; мый стереотип относительно того, что все происходящее в |"социальной жизни "попадает в гены". Т. Д. Лысенко просто вос-роизводил на ином уровне предрассудок о наследовании приобре­тенных признаков, облекая его в наивно-ламаркистское одеяние и придавая ему особенно одиозную форму.

Еще во времена предшественников К. Маркса в массовом созна­нии стал складываться стереотип, согласно которому все, что по­требно человеку, может быть произведено, а значит производство — становой хребет общества. Маркс перевел это представление на язык науки. В его учении производству придавалось значение ис-| ключительное. Он имел к тому все основания. Действительно, для человеческого существования необходимы материальные блага. В сущности, откуда бы они могли явиться без производства? И Маркс, показав необходимость материальных благ, переходит к создающему их производству. Но лишь с развитием общества ста­ло ясно видно, что на человека влияют именно плоды производст­венного процесса, плоды, которых производство не приносило раньше.

Раньше речь шла о способе производства продуктов. Теперь речь идет о новых продуктах производства — от танка до видеомагни-| тофонов, которые способ производства породил.

И тут возникает вопрос: не продукты ли труда играют решаю­щую роль в существовании человеческого рода?

Анализу материальных благ ни Рикардо, ни Маркс, ни Каутский внимания не уделили. И не случайно: ведь во времена Маркса но-вым-был способ производства, новыми были орудия производства, но никак не сами продукты производства. В те времена еще ездили в каретах, самым сильным родом войск была конница, а о радио, телевидении, авиации и речи не было. Казалось, что производство 1уже известных (и необходимых) людям материальных благ, рост ■ производительности труда решат все экономические проблемы — нужен только новый способ производства этих благ. Новый мир, мир новых продуктов производства — от синтетики [ телевизоров до штурмовой авиации и установок "Град" (которые |особенно трудно отнести к числу материальных благ) — Маркс не йидел в глаза. Уже не способ производства, его продукты стали оп-еделяющим образом влиять на людей, их деятельность, образ их | мыслей.

А новый взгляд на историю только складывается. Новое пони­мание истории встает из руин старого. Но пока существуют широ-£кие возможности интерпретаций, хотя и новых, но произвольных.


 



1.3*



Это тонко почувствовал еще Лев Толстой. "Захочу, разрежу так, а захочу — вот так: вот и вся ваша наука",— сказал П. Н. Милю­кову Лев Толстой, завершая беседу об истории. Он придвинул к се­бе торт, разрезал его и стал угощать Милюкова чаем. Это был сим­волический жест. Общепринятой исторической теории нет: Нет и точного понимания отношения историячеловек.

История и личная судьба

"Если история не обладает смыслом, то личная судьба не существует". Тут есть три варианта.

Первый: никакого смысла в истории
, вообще нет. Процесс есть, но отсюда ни-

как не следует, что он осмыслен или что жизнь его участников ос­мыслена — отнюдь! Столько же смысла, сколько в существовании рыб и слонов. Или динозавров.

Второй вариант. Процесс развития человечества существует, движутся в будущее классы, нации, государства. Вписаться в дви­жение тех социальных образований, которые имеют наиболее яр­кую историческую перспективу,— вот и решение проблемы ос­мысленности индивидуального существования.

Но есть и третий путь. Жан Маритэн1 полагает, что история обла­дает "собственной финальностью", которая придает ей смысл: воз­растающее овладение силами природного материального мира; со­вершенствование человеческого бытия (путем развития цивилиза­ции и культуры; главные факторы тут — наука, философия и искусство); актуализация возможностей, заложенных в природе самого человека. Его силы и потребности лежат в основе цивили­зации.

Цивилизация и общество

Каковы реальные координаты истори­ческого процесса?

Историческое время и историческое пространство не тождественны физиче­скому или географическому. Географиче­ски Европа — лишь небольшой полуостров гигантского континен­та, но история показала, сколь велик ее цивилизационный потенци­ал. Исторически отдельные годы могут значить больше иных ве­ков. Это хорошо известно и теоретикам исторического процесса, историософам и историкам-аналитикам, детально знающим те или иные эпохи и периоды в развитии народов и государств, и миллио­нам людей, пережившим кризис и распад советской империи.

Maritain J. Religion et Oevres.— Paris, 1975.

Недавние исследования показали, что генетическое родство даже различных по антропологическим, культурно-языковым и иным параметрам народов выражено как будто бы более отчетливо, чем это предполагалось ранее, и это позволяет задуматься над предпо-


ли процессов, которые стали развертываться в исторически раздо более поздние времена.

Вообще вопрос о механизмах исторического процесса, неминуе-йо сближающих те или иные этнические, культурные и геополити-1еские образования изучен еще очень и очень слабо. Сказанное не ^означает, что их исследовали мало: просто результаты исследова-1 яий не всегда дополняли, а чаще противоречили друг другу. Тем не ценее, "серийная история", "психоистория"1 и ряд других направ­лений научного исследования дают основания надеяться, что здесь -сть и неизвестные фактические аспекты происходивших в давнем [ недавнем прошлом исторических процессов, а с другой стороны, десь есть очень широкие концептуальные возможности. Законы истории надличны. Несмотря на то, что роль человека в истории гораздо выше, чем еще недавно было принято полагать, Гнесмотря на то, что воля индивида может направлять судьбы мил­лионов, есть, по-видимому, такие направления ветвящегося движе-|ния истории, которые необратимы, сколь бы того не желали от-|дельные личности и целые народы.

Дерево лучше знает, как ему расти. Его нельзя тянуть вверх за Ёверхушку, нельзя вытаскивать из земли, чтобы осматривать его рсорни — от этого оно только засохнет. Таковы, вероятно, и резуль­таты попыток управлять историческим процессом. Управлять гаодьми можно. Управлять историей нельзя. Происходит формиро­вание таких исторических организмов, форма, род и сроки которых ъвнутренне обусловлены. Частью такого огромного исторического организма, частью процесса его формирования, частью его жизни тяются люди — индивиды и социальные группы. Мы изучаем»именно как живое, а значит имеющее перспективу существо. Анализ его структуры, функций, событийных, идеологических и оциально-психрлогическйх составляющих требует достаточно ого обоснованной историософии, то есть не описательной, а оретической науки об историческом процессе. ';. Попытки Освальда Шпенглера и Арнольда Тойнби создать тео­рию цивилизаций как исторических организмов современные кри-оценивают по-разному, но отрицать значения этих попыток зя. Они развили сам способ исторического мышления. ЦСуществует и прямо противоположный им подход к истории, Ьзирующийся на использовании концепций, основанных на Цории информации, а значит учитывающих и значение второ-^ начала термодинамики.

 

Современная наука показала, что обще­ство является самоуправляющим орга­низмом. Процесс внутреннего самопроиз-

|ч ' Barraclough J. Main Trends in History. — N.Y.; L., 1978.


 




вольного регулирования в обществе, как и в органическом мире, осуществляется благодаря "обратной связи", действующей между различными социальными факторами. Примеры векторного анали­за некоторых социальных явлений (городского транспорта, рож­даемости, радиовещания и кинематографии) показывают, что пря­мо или же опосредованно, но "реальная (а не кажущаяся) регули­рующая обратная связь в социологии всегда приводит к психологическому фактору — причине". Внешняя среда оказывает огромное влияние на поведение личности в обществе; однако глав­ным составным элементом "внешней среды" является внутренний мир индивида, его психология. .-

Общественное развитие существенно обусловлено количеством циркулирующей в обществе информации. Социальное неравенство и социальный отбор выдающихся личностей создают в обществе необходимую разность потенциалов и таким образом благоприят­ствуют развитию передачи информации. Устранение же социаль­ного неравенства неизбежно сопровождается возрастанием энтро­пии (выравниванием потенциалов) и затуханием циркуляции ин­формации, которые могли бы привести к тому, что "все живые силы и все созидательные возможности исторической эволюции были бы безвозвратно стерилизованы"1.

Главную угрозу для современной цивилизации и социального прогресса Э. Юан усматривает в "тоталитарных идеологиях, кото­рые, будучи решительными разрушителями информации, позволя­ют кибернетической логике действовать только в направлении эн­тропии, однообразия и окоченения. Рассматриваемые лишь с этой точки зрения перспективы подлинного прогресса выглядели бы со­вершенно иллюзорными и кибернетически абсурдными"2. Эта опасность возрастает в нашу эпоху, потому что она находит себе известную поддержку в общей тенденции развития современной техники, которая также ведет к определенной нивелировке образа жизни и сознания людей. Ссылаясь на высказанное одним из осно­воположников кибернетики У. Эшби предположение, что со вре­менем компьютеры превзойдут людей по своим умственным спо­собностям, Юан высказывает ряд любопытных предположений о том, что могло бы это значить в тоталитарном обществе. "Ибо если под соединенным влиянием идеологии масс и автоматической тех­ники вот-вот произойдет великий прыжок в неизвестное,— пишет он,— то можно предвидеть стадию, когда предвосхищение Эшби будет реализовано практически, и кибернетические роботы смогут, возможно, решить также и проблемы сооружения механизмов и предписывать их решения своим слугам-людям. И тогда стала бы излишней даже та роль, которую еще сохраняли избранники мыс-


И тогда,— а все заставляет опасаться этого,— когда за мо-э-психологической нивелировкой последовала бы или даже иествовала бы ей материальная нивелировка, то что осталось 5ще от Человеческого Рода?'".

яственная возможность спасения для человечества состоит в ении дифференциации общества. "Человеческий гений, или > что условились обозначать как таковой,— это прежде всего и не всего гений нескольких человек",— пишет Юан. — Интел-уальный аристократизм— главный двигатель социальной ин-рмации, особенно богатой и разнообразной..."2.

оматизм техники навис, как дамоклов меч, над современной низацией. Но как много значат "фактор непредвиденности" и ор метаморфозы"! Материальные факторы в истории решают эгое, но не все. Судьбы человечества и цивилизации в конечном

! всегда находились в руках незначительного числа людей. 1сторический отбор не всегда выдвигал лучших, но, возможно, к, кто в наибольшей степени способствовал процессу циркуляции ормации и ее распределению в обществе. Эта точка зрения не

щь: ]

пьно правильна, но заслуживает внимания. [ явился одним из предшественников тех, кто ныне развивает эрию автопоэзиса. Этот термин впервые употребил У. Матурана, ясь определить жизнь как синоним циркулярной организации эномности и самовоспроизводства живых систем. Автопоэтиче- че системы сохраняют свою организацию гомеостатически неиз-яой путем вариаций собственной структуры. Применительно к сальной системе организации— это сеть взаимодействий, от-&шений и процессов, посредством которых.живые компоненты ■ поддерживать свой автопоэзис. Социальная структура — это?еские связи живых компонентов. Организация -■;— это Эдмножество главных связей множества возможных связей руктуры. Именно эти главные связи определяют целостность, ^ентичность и границы системы.







Дата добавления: 2015-08-10; просмотров: 406. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Характерные черты официально-делового стиля Наиболее характерными чертами официально-делового стиля являются: • лаконичность...

Этапы и алгоритм решения педагогической задачи Технология решения педагогической задачи, так же как и любая другая педагогическая технология должна соответствовать критериям концептуальности, системности, эффективности и воспроизводимости...

Понятие и структура педагогической техники Педагогическая техника представляет собой важнейший инструмент педагогической технологии, поскольку обеспечивает учителю и воспитателю возможность добиться гармонии между содержанием профессиональной деятельности и ее внешним проявлением...

Внешняя политика России 1894- 1917 гг. Внешнюю политику Николая II и первый период его царствования определяли, по меньшей мере три важных фактора...

Оценка качества Анализ документации. Имеющийся рецепт, паспорт письменного контроля и номер лекарственной формы соответствуют друг другу. Ингредиенты совместимы, расчеты сделаны верно, паспорт письменного контроля выписан верно. Правильность упаковки и оформления....

БИОХИМИЯ ТКАНЕЙ ЗУБА В составе зуба выделяют минерализованные и неминерализованные ткани...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия