Мартин Лютер
Целостность и целесообразность. Основной предпосылкой концепции Адлера выступает рассмотрение личности как неделимой целостности, являющейся интегральной частью социума. Поэтому основной упор в коррекционной работе делается на внутриличностные проблемы клиента, а не на межличностные. Отсюда следует положение о том, что все человеческое поведение носит целенаправленный характер. В коррекционной работе важен учет сразу трех моментов:. 1) прошлого опыта клиента, 2) настоящей ситуации и 3) направления движения. Комплекс неполноценности и компенсация. Появившаяся в 1907 году идея о неполноценности того или иного органа человека как существенного обстоятельства, оказывающего влияние на поведение, в совокупности с понятием компенсации стали фундаментальными положениями в концепции Адлера. Неполноценность, ее компенсация и социальная среда — это три переменные, результирующая сила воздействия которых приводит к формированию стремления к значимости и превосходству. По А. Адлеру, индивидуальность — это тот неповторимый путь, каким вырабатывается способ самоутверждения, стиль жизни. Утверждая, что поведение личности целенаправленно, А. Адлер в своих ранних работах говорил о прототипе как первичной форме адаптации индивида к жизни. Этот прототип формируется в течение первых лет жизни (от 3 до 5). Прототип этот — вовсе не принадлежность сознания, большинство прототипов неосознаваемы. Важно другое — как только прототип (план) адаптации возник, он становится костяком, который обрастает смыслами, почерпнутыми из жизненного опыта, и обладает направляющей силой. А. Адлер считал, что цели поведения человека не меняются в течение жизни, изменяется только система отношений, а отсюда одна из основных задач — это коррекция этих отношений. Идея А. Адлера лежит в основе следующей теории когнитивного диссонанса Фестингера. Телеология вымысла — еще один базисный термин. А. Адлер предполагал, что люди живут вымыслом и представлениями о должном и что на поведение человека влияют гораздо больше ожидания, связанные с будущим, чем события прошлого. Адлер исходил из того, что люди, создавая с помощью вымысла свои личные цели, тем самым (посредством этих целей) определяют свое поведение и стиль жизни. Социальный интерес. От социального интереса как основы человеческого существования исходит удовлетворенность жизнью. По А. Адлеру, здоровая личность — это личность, способная к продуктивной социальной активности, которая в свою очередь предполагает социальное личностное чувство, поведение и когнитивное допущение. Социальное личностное чувство — это принадлежность дому, общности, вера в других, мужество быть несовершенным, человечность, оптимизм. Социально-ориентированное поведение — это помощь, участие, кооперация, эмпатия, ободрение, улучшение, реформация, уважительность. Когнитивное социально-ориентированное допущение: «Мои права и обязанности равны правам и обязанностям других»; «Мои личные цели могу быть достигнуты во благо общности»; «Выживание общества зависит от желания и способности граждан учиться жить вместе в гармонии»; «Я полагаю, что к другим стоит обращаться так же, как я бы хотел, чтобы другие обращались ко мне»; «Решающая мера моего характера то, какова степень, до которой я продвинут благополучием моего сообщества». Идея социального интереса основана на предположении, что человек не самодостаточное существо и поэтому он должен учиться взаимозависимости.
|