Техники. В работах основателя направления выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методическойВ работах основателя направления выделяется семь этапов коррекционного процесса, знание и полноценное использование которых можно отнести к методической стороне подхода: 1. Заблокированность внутренней коммуникации (отсутствуют «Я-сообщения»), или сообщения личностных смыслов, отрицается наличие проблем, отсутствует желание к изменениям. 2. Стадия самовыражения, когда клиент начинает в атмосфере принятия приоткрывать свои чувства, проблемы со всеми своими ограничениями и последствиями. 3-4. Развитие процесса самораскрытия и принятия себя клиентом во всей своей сложности, противоречивости, ограниченности и незавершенности. 5. На этой стадии происходит процесс отнесения к своему феноменологическому миру как к своему, то есть преодолевается отчужденность от своего «Я», и как следствие возрастает потребность быть собой. 6. Стадия, на которой развиваются конгруэнтность, самопринятие и ответственность, устанавливается свободная внутренняя коммуникация. Поведение и самоощущения «Я» становятся органичными, спонтанными, про 7. Стадия личностных изменений, стадия открытости себя и миру. Психолог уже становится ненужным, так как достигнута основная цель психокоррекционной работы. Клиент находится в состоянии конгруэнтности с собой и миром, открыт новому опыту, существует реалистический баланс между «Я»-реальным и «Я»-идеальным. Основные компоненты роджерианской психотехники: установление конгруэнтности, вербализация, отражение эмоций. Вербализация. Прием заключается в пересказе психологом сообщения клиента. При этом необходимо использовать собственные слова, избегая истолкования сообщения или внесения собственного видения проблем клиента. Цель такого перефразирования — выделение в высказывании клиента наиболее существенного, «острых углов». Клиент также получает подтверждение тому, что его не только слушают, но и слышат. Отражение эмоций. Прием заключается в назывании психологом тех эмоций, которые клиент проявляет во время рассказа о себе, событиях своей жизни. Например: Психолог: «Правда ли, что, когда вы рассказывали о своем детстве, вы испытывали грусть?» Клиент: «Да, но еще и досаду». Психолог: «Правильно ли я вас понял, что, когда вы рассказывали о своей собаке, вы чувствовали умиление и гордость?» Клиент: «Совершенно верно». Процесс коррекции можно считать завершенным, когда у клиента появляются следующие относительно постоянные изменения: q клиент становится более конгруэнтным, открытым для опыта, меньше прибегает к защитам и вследствие этого более реалистичен, объективен в восприятии; q клиент эффективнее решает свои проблемы; q психологическая приспосабливаемость клиента улучшается, приближается к оптимальной, а ранимость уменьшается; Q восприятие своего «идеального я» становится более доступным и реалистичным; q вследствие увеличения конгруэнтности уменьшается тревожность, а также физиологическое и психическое напряжение; q повышается степень положительной самооценки; q клиент воспринимает место оценки и место выбора локализованными внутри себя, доверяет себе; q клиент становится более реалистичным, правильнее воспринимает окружающих, и окружающие воспринимают поведение клиента как более социально зрелое; q происходят различные изменения в поведении, поскольку увеличивается доля опыта, ассимилированного в Я-структуру, и увеличивается доля поведения, которое может быть «присвоено» как принадлежащее «Я»; q поведение клиента становится более креативным, более адаптивным по отношению к каждой повой ситуации и к каждой вновь возникающей проблеме и, кроме этого, представляет более полное проявление экспрессии его собственных намерений и оценок. Роджерианский подход нашел широкое применение в конфликтологии, в работе с подростками, в школе и в психиатрической клинике. Однако существуют и ограничения, которые были известны самому создателю. Так, существует опасность оказания психологической помощи клиенту без обеспечения условий процессу его личностного роста, то есть наступает эйфория, не имеющая реальных оснований. Для психолога также существует опасность чрезмерной идентификации с личностью и переживаниями клиента. Остается нерешенным вопрос о длительности психокоррекционного эффекта и о том, какие проблемы может создавать для клиента переход от психокоррекционных отношений к реалиям повседневной жизни. Контрольные вопросы 1. Каковы основные цели в клиент-центрированной психокоррекции? 2. Охарактеризуйте позицию психолога, работающего в рамках клиент-центрированного подхода. 3. Охарактеризуйте основные требования, предъявляемые клиенту в клиент-центрированном подходе. 4. Раскройте основные понятия клиент-центрированного подхода. 5. Назовите условия, которые, по мнению К. Роджерса, необходимы для создания специальной атмосферы 6. Что характерно для коррекционного процесса, осуществляемого в рамках клиент-центрированного подхода? 7. Назовите основные этапы клиент-центрированного коррекционного процесса. 8. В чем заключается техника вербализации? 9. В чем заключается прием отражения эмоций? 10.Каковы ограничения использования клиент-центрированного подхода? Основная литература 1. Гришпун И.Б. Введение в психологию. — М., 1997. 2. Лапланш Ж. и др. Словарь по психоанализу.— М.,1996. 3. Роджерс К. Взгляд на психотерапию, становление человека,— М., 1994. 4. Роджерс К. К науке о личности/История зарубежной психологии: тексты. — М., 1986. 5. Роджерс К. О групповой психотерапии. — М., 1993.
Логотерапия В. Франкла
Основателем подхода, который получил название «логотерапия» (от греческого logos — слово и therapeia — забота, уход, лечение), является Виктор Франкл (родился в 1905 году), основатель Третьей венской школы психотерапии. В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и поиск этого смысла. Согласно взглядам Франкла, стремление человека к поиску и реализации смысла жизни является врожденной мотиваци-онной тенденцией, присущей всем людям и являющейся основным двигателем поведения и развития личности. Франкл считал «стремление к смыслу» противоположным «стремлению к удовольствиям»: «человеку требуется не состояние равновесия, покоя, а борьба за какую-либо цель, достойную его». Однако человеческое стремление к реализации смысла жизни может быть фрустрировано, и эта экзистенциальная фрустрация может привести к неврозу, находящемуся не в психической, а в духовной сфере существования человека. В. Франкл считает человека творцом, всю жизнь созидающим свою духовность. Человеческие поступки он делит на три типа: 1. Способствующие созиданию духовной личности. 2. Разрушающие духовность. 3. Безразличные по отношению к духовности.
Человек несет ответственность за свои поступки, и уход от ответственности также является поступком, за который человек расплачивается. Человек всегда свободен в выборе своих поступков, в принятии решения, но только в случае выбора созидающего поступка реализуется смысл жизни. Созидающие поступки направлены на создание ценностей творчества, ценностей переживания и ценностей отношения. Для каждого человека эти ценности уникальны, конкретны и неповторимы, поэтому человек в поисках смысла жизни ищет и находит свою область, в которой он реализует себя и построит свою личность. Когда у человека возникает состояние бессмысленности жизни, потери смысла жизни, В. Франкл рекомендует понять и почувствовать уникальность и неповторимость собственной личности. Обретя самоценность себя, ценность окружающих людей и ценность мира, в котором он живет, человек обретает уверенность в себе, своей полноценности, нужности, то есть смысл существования. Жизнь человека не может лишиться смысла ни при каких обстоятельствах — смысл жизни всегда может быть найден. В основу своего подхода к личности В. Франкл (1966г.) ставит три основные понятия: свобода воли, воля к смыслу и смысл жизни. По В. Франклу, вопрос о смысле жизни естествен для современного нормального человека. И именно то, что человек не стремится к его обретению, не видит путей, к этому ведущих, выступает основной причиной психологических трудностей и негативных переживаний типа ощущения бессмысленности, никчемности жизни. Главным препятствием оказывается центрация человека на самом себе, неумение выйти за пределы себя, к другому человеку или к смыслу. Смысл, по В. Франклу, существует объективно в каждом моменте жизни, в том числе и в самом трагическом. Психолог не может дать человеку этот смысл, он для каждого свой, но психолог в силах помочь клиенту его увидеть. Как правило, потеря смысла жизни происходит при сильных психотравмирующих событиях: гибели близких людей, участии в военных действиях и т.д. Следовательно, задачей логотерапии выступает помощь человеку в обретении смысла жизни. Уникальный смысл жизни (или обобщенные ценности, которые выполняют ту же функцию) может быть найден человеком в одной из трех сфер: · Творчестве. · Эмоциональных переживаниях. · Сознательном принятии тех обстоятельств, которые человек не в состоянии изменить. Ценности — это смысловые универсалии, являющиеся результатом обобщения типичных ситуаций в жизни общества. Из трех групп ценностей — творчество, переживания и отношения — приоритет принадлежит ценностям творчества. В ценностях переживания Франкл особенно выделяет любовь как переживание, имеющее наибольший смысловой потенциал. Центральной проблемой в концепции В. Франкла является проблема ответственности. Человек свободен в своем выборе смысла, но, найдя его, он несет ответственность за осуществление своего уникального смысла. Свобода превалирует над необходимостью. Выход за свои пределы В. Франкл обозначает понятием самотрансценденции и считает самоактуализацию лишь одним из моментов самотрансценденции. Самотрансценденция и способность к самоотстранению — центральные понятия в логотерапии. Франкл следующим образом описывает механизм образования патологической реакции страха: у человека появляется страх перед какой-либо ситуацией (возникновение сердечного приступа, инфаркта, онкозаболевания и т.д.), появляется реакция ожидания — страх, что это явление или состояние наступит. У человека могут проявиться отдельные симптомы ожидаемого состояния, что еще более усиливает страх, и круг напряжения замыкается: страх ожидания события становится сильнее, чем опасения, непосредственно связанные с событием. На свой страх человек начинает реагировать бегством от действительности (от жизни). В сложившейся ситуации Франкл предлагает использовать самоотстранение. Наиболее ярко способность к самоотстранению проявляется в юморе. Юмор позволяет дистанцироваться от чего угодно (в том числе и от самого себя) и тем самым обрести контроль над собой и ситуацией. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые представляются опасными. Если человек будет сам активно искать эти ситуации, то он научится действовать «мимо» страха, и страх постепенно исчезнет, как бы «атрофируется от безделья». Основные принципиальные положения логотерапии: « Человек не может нормально жить, если его жизнь становится бессмысленной, он теряет покой до тех пор, пока вновь не обретет цель и смысл своей жизни. Смысл жизни человека не может быть ему дан извне, предложен или навязан. Он должен найти его вполне самостоятельно».
|