Техники. Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия
Процесс экзистенциальной коррекции состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир». На этом пути возможно возникновение сопротивления у клиента, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт «Я и внешний мир». В экзистенциальной психокоррекции речь идет не о психотехнике как совокупности приемов, используемых для решения задач основной личностной экзистенциальной проблематики, а рассматриваются именно подходы к решению этих задач. Первый подход — упор на развитие самосознания. Осознание собственных мотивов, выбор предпочтений, система ценностей, цели и смысла. В контексте экзистенциальной парадигмы упор делается на освобожденную функцию самоосознания, поскольку первенство отдается не рефлексивному самоосознанию, а скорее ценностному переживанию своего «Я», открытию для себя значимости и ценности собственного жизненного мира. Дать клиенту осознать и пережить свои ограничения, свою потенциальную свободу от прошлого, ценность своего «Я» и ценность жизни в настоящем — таковы основные предпосылки и соответствующие им отношения экзистенциального психолога. Второй подход — культивирование свободы ответственности, В соответствии с данной установкой психолог стремится оказать клиенту помощь в обнаружении его способов ухода от ответственности и свободы и поощряет принятие риска в отношении этих ценностей. Разъяснения о том, что у клиента всегда есть выбор, поощрение открытого признания собственного отказа от принятия ответственности, подбадривание в отстаивании собственной независимости (автономности) и акцент на личных желаниях и переживаниях клиента, на его личном выборе в той или иной жизненной ситуации — таковы основные предпосылки реализации данной установки. В экзистенциальной психокоррекции отсутствует прямое обучение. Человек может научиться только сам. Поэтому особую значимость имеют именно нюансы в поведении, установках психолога. Развитие открытости, сензитивности клиента к нюансам отношений в общении — таков путь в экзистенциальной психокоррекции. Третий подход — помощь в открытии или создании смысла. В реализации данной установки полезна техника фиксирования на смысле, предложенная Ю. Джендли-ном. Содержание ее состоит в сосредоточении на телесных ощущениях в процессе каких-либо действий. Клиента просят помолчать, попытаться ощутить и понять свои подлинные переживания, их значимость для него. Важным моментом в применении техники является открытие экзистенциального вакуума, то есть бессмысленности жизни, и конфронтация с клиентом или облегчение его возможных переживаний в связи с этим. Психолог не указывает, в чем смысл жизни клиента, а лишь создает условия для открытия клиентом или создания им своих смыслов. Причем следует помнить, что смысл для экзистенциального психолога не дается непосредственно, а приходит попутно, с вовлечением человека в творчество, созидательную деятельность, в которых его интенции направлены обычно не на себя, а вовне. Четвертый подход — уникальность и идентичность. Ключ к реализации данного механизма психокоррекции — в поощрении открытого высказывания клиентом своих чувств и осознание дифференцировки между чувствами и переживаниями: реактивными, ситуативными и глубинными (личностными). Основная линия реализации данной предпосылки — открытие собственного аутентичного «Я» и «Я» не подлинного, когда клиент делает, говорит и чувствует не то, что свойственно или хочется ему, а то, что связано с имитацией жизни, с играми, а не подлинными отношениями близости или отчуждения с другим. Собственная идентичность: где «Я», «Мое», а где «Не я», «Не мое» и переживание своей идентичности, своего «Я» как уникального неповторимого жизненного мира — таков основной ориентир данной психокоррекционной предпосылки. Пятый подход — работа с тревогой. В экзистенциальной психокоррекции (в отличие от других направлений) не существует обязательного правила — снижать уровень тревожности клиента. Тревога, рассматриваемая как одно из проявлений бытия, интересна и необходима психологу в иных аспектах: · каким способом клиент пытается совладать с тревогой; · какую функцию выполняет тревога (роста личности или ограничение ее личностного бытия); · склонен ли клиент принять свою тревогу или стремится подавить ее. Тревога как проявление пограничной ситуации, в которой находится или помещает себя клиент, важный феномен для коррекционной работы. Ее исследование, проявление, принятие, разделение, уважение к клиенту в связи с его тревогой и его отношением к ней — компоненты психотехники представителя экзистенциальной психокоррекции.
|