Древо Жизни 6 страница
В полноте Знания и Беседы со святым ангелом-хранителем теург, свет разума которого в громадной степени расширяется в границах, обретает способность предвидеть, какие дальнейшие шаги ему следует предпринять в великом поиске, который с тем просветлением, что приносит ангел, не только не заканчивается, но, как он вскоре сам увидит, только начинается. Вся вселенная является бескрайним простором духовных иерархий, а святой ангел-хранитель находится всего лишь на первой ступеньке той великой лестницы, которая находится и над Бесконечностью, и под ней. Только сейчас теург начинает понимать, что он суть всего лишь малая искорка, вылетевшая из духовной сущности Бога, и каким бы великолепным светом ни сиял его ангел, если, как явствует из принципов его искусства, этот ангел также является только искоркой, то как же велик Господь, даровавший ему жизнь? Иными словами, это устремление под водительством ангела всегда направляется вперед и вверх, оно ведет внутреннее видение к Единой Жизни, к Эйн Соф, к Несказанному Источнику всего. Единения с Эйн Соф невозможно достичь разом, вдруг, теург должен входит вверх по лестнице жизни медленно и постепенно, сливаясь в любви и мудрости с каждой из ее ступенек, с каждой последующей высшей иерархией, пока не достигнет безграничного высшего света. Вот какими словами характеризует этот процесс Ямвлих: «И когда душа приняла его как своего властителя, демон сразу же начинает управлять ею, придавая жизням ее завершенность, нисходя, он связывает ее с телом. Точно так же он направляет особую жизнь души, вселяет в нас принцип всех наших мыслей, рассуждений и умозаключений. Мы выполняем все, что он предлагает нашему разуму, и он продолжает управлять нами до тех пор, пока мы с помощью священной теургии не обретем Бога как бдительного стража и властителя души нашей. И только тогда демон либо уступает силе, либо добровольно отдает свою власть более великолепной природе, либо подчиняется ей и в качестве покорного слуги выполняет приказы хозяина или выступает в качестве бдительного стража». Главное же состоит совсем не в том, что святой ангел-хранитель уступает управление человеческой душой Божьему присутствию, а в подобном единении души, уже слившейся с ангелом и образовавшей таким образом единое целое, с Богом. Может случиться и так, что ангел, вобравший в себя жизнь души, соответствующим образом вбирается в громадную и высшую жизнь Бога, который для ангела является тем же, чем он сам является для души человеческой. Далее Ямвлих говорит следующее: «После того как она (имеется в виду теургия) объединила душу с отдельными частями вселенной и с общностью божественных сил, которые проходят сквозь нее, она ведет душу и вкладывает ее в целостность Демиурга, и делает ее независимой от всякой материальности, объединяет ее лишь с одним вечным разумом. Этим я хочу сказать, что она особенным образом соединяет душу с саморожденным и самодвижимым Богом, со всепитающими и поддерживающими, всеукрашающими силами Бога, равно как и с силой его самого, которая возвышается до истины, а также и с его самосовершенными, великими действенными и другими демиургическими силами, в следствие чего душа теурга утверждается совершенно в энергиях и созидательных разумах этих сил Затем она вкладывает эту же душу в единство творящего Бога Вот что является для египтян конечной целью священного восхождения души к божественному». Едва ли в какой-либо другой магической работе можно найти более яркое и полное описание. Теургия окутывает человека, постепенно очищает его, если говорить простыми словами, от всего существенного и в конечном счете проникает в самую его душу. Затем душа внутри человека возвышается, тоже постепенно, в конечном счете обретает своего монарха и властелина, Бога возлюбленного. Но и потом она продолжает свое восхождение, находясь в самом человеке, во плоти и крови его, вследствие чего возвышается и сам человек, он поднимается до небес, затем еще и еще и в результате вступает в духовное единение и братство с илами, которые и есть Вселенная, Источник, питающий и дающий жизнь всему проявленному существованию. Но и оттуда душа устремляется дальше, выше самих богов, являющихся с первыми лучами золотой зари, и, достигнув высшего, ни с чем не сравнимого восторга тишины, возвращается к Великому источнику Всего.
ГЛАВА ШЕСТАЯ БОГИ
Как было показано в предыдущих главах, одна из главных целей магии заключается в единении, как сейчас, так и после, с божественным, то есть союз, который может быть достигнут не простым размышлением о доктринах, а практическим применением качеств и сил в обрядах и церемониях. Под божественным теурги понимают вечный, духовно активный и динамичный принцип и его отраженное проявление в Существах, степень тонкого духовного сознания которых, как личностного, так и общего, настолько велика, что может быть приравнена к сознанию богов и охарактеризована как божественная. Разумеется, я высказываю здесь объективную точку зрения, придерживаясь которой и буду говорить в данной главе о богах, оставляя за читателем право либо придерживаться ее, либо интерпретировать сказанное как ему заблагорассудится. Однако в самом начале мне хотелось бы предостеречь читателя. Ему не следует думать, что теурги и божественные философы были политеистами в общепринятом смысле этого слова. Подобный вывод был бы в корне неправильным и не отражал реального положения вещей Даже древние египтяне, с их богатым и красочным пантеоном богов, включавшим в себя множество иерархий, и которых нередко обвиняют в примитивном и грубом поли теизме, на самом деле не были таковыми. Э. А. Уоллис Бадж приводит немало доказательств этого. Он пишет: «Хотя простому народу и нравилось верить во многих богов, элита общества, жрецы и люди образованные придерживались единобожия, они верили в одного Бога как творца всех существ как на небе, так и на земле, и всех их для простоты называли богами». Аналогичная точка зрения господствует и в магии. В соответствии с магической традицией считается, что есть только одна Вечная Жизнь, распространяющаяся во всем космосе. Она пронизывает каждый уголок космического пространства и пульсирует там, поддерживает жизни всех существ, находящихся на бескрайних просторах космоса, в его бесчисленных мирах. Эта неведомая жизнь, вечная и бесконечная, неподвластная пониманию в своем величии, непознаваемая и непостижимая для человеческого разума. Но следует иметь в виду главное — это она произвела на свет и всех богов, и всех людей, и всех духов, и все предметы, вообще все, что существует. Отрицательная и пассивная энергия, однородно рассеянная по бескрайнему космическому пространству, образом, недоступным для нашего ограниченного понимания, получила жизнь, создала первозданные активные центры, которые по прошествии многих и многих эонов расширились и постепенно утвердились в космосе. С этими центрами, первыми проявлениями, из дремлющей, латентной однородности возникли неоднородные группы божественных существ или космические Разумные Силы, которые стали архитекторами и строителями вселенной. Из их индивидуальной духовной сущности появились меньшие иерархии, они же, в свою очередь, породили или создали из себя еще меньшие группы; в конечном счете этот процесс привел к возникновению человеческих душ, отражений и производных от благословенных богов. Эти разумные силы назывались по-разному: богами, демонами, универсальными сущностями, дхьян-чоханами, эонами, телетархами и т. д. Но как бы их ни именовали, им всем присуща фундаментальная идея сознательных (хотя и не обязательно самосознательных, интеллектуальных) центров силы, мудрости и разума, которые тем или иным образом создают из себя проявленную конечную вселенную. Древнеегипетские теурги тщательно изучали эти силы или богов, и обнаруженные вследствие этого их качества и свойства записывали в форме сказаний, аллегорий, мифов и легенд. Даже в обычных изображениях божеств каждая из деталей рисунка имеет свое особое значение, все в них, даже самый несущественный знак имеет свою символику, несет на себе отпечаток того ли иного качества. К примеру, голубое перо в руках одного из богов или на его головном уборе служит знаком истины, непреклонности, честности; скипетр же несет в себе идею о том, что владеющий им бог обладает высшей властью. Каждый отдельный символ и знак на изображении бога содержит в себе ключ к раскрытию характера и качеств его, присущей ему природы. Мифы и легенды о богах, передававшиеся жрецами из поколения в поколение, это не просто упражнения в красноречии и фантазии невежественных людей, которым нечем больше было заняться, кроме как придумывать красочные велеречивые радостные или страшные сказочки, упражняясь друг перед другом в красноречии и игре воображения. Напротив, в этих легендах нет ни единого слова вымысла, каждое слово в них, каждое яркое описание бога имеет тайный смысл, содержит массу трансцендентальных знаний, которые увидят, поймут и воспримут те, кто способен это сделать. Трудно себе представить, чтобы египтяне, народ, как известно, мудрый и лукавый, создавший цивилизацию, память и памятники которой дожили до наших дней, будут бездарно тратить время на составление ничего не значащих, пусть даже и очень интересных мифов, детских фантазий о том, что не существует. Не стоит думать, что египетский пантеон, а особенно боги, которые ассоциируются с теургическими культами, появились в результате прослушивания или прочтения мифов, как следствие игры богатого развитого воображения. Примитивные люди не творили себе богов, как теперь привыкли считать многие представители сравнительного религиоведения, лишенные элементарного сочувствия и понимания религиозного гения. Фактически древние египтяне, возможно, сами того не очень понимая, давали этим силам, в том числе и природным, имена (но даже и эти имена имели большое значение) и наделяли их квазичеловеческими качествами, в точности им соответствующими, присущими именно им, которые могли бы символизировать или проявлять божественное. Все мысли и идеи, все великие знания египтян нашли свое красочное отображение в сказаниях и аллегориях, в притчах, а также в рисунках. В таком виде они дошли до нас. Отвергать их тщательно разработанную систему наставительного иносказания как детски надуманную — значит проявить если не отсутствие разума, то, по крайней мере, полное невежество. Легко можно продемонстрировать, что для раскрытия в них неведомых доселе глубин знаний их нужно внимательно прочитать и изучить. Кроме того, различные знаки и рисованные символы богов, которыми египтяне любили украшать папирусы, по тем же причинам нельзя считать простыми, не несущими никакого смысла элементами. Каждый бог в египетской мифологии имел четко определенные функции в космосе: он либо созидал, либо охранял, либо, в зависимости от обстоятельств, разрушал, — и функции эти выявлялись в результате тщательного наблюдения, как секулярного, так и теургического, проводимого в течение долгого времени, после чего все качества бога, его природа выражались в рисунках. Лично я не совсем верю, что древние египтяне считали бога солнца Ра именно таким, каким они изображали его на своих рисунках. В равной степени я не убежден в том, что они безоговорочно верили, что солнце в полночь принимает форму жука. Думаю, единственно, во что они верили — это в то, что скарабей может служить символом солнца, так как до некоторой степени отражает природу солнца после заката. Полагаю, то же самое обстоит и с коровой, считавшейся в Древнем Египте символом богатства и изобилия, и с ибисом, символом мудрости и высших рассудительных способностей. Сокол, по причине своей способности застывать в небесах, как нельзя лучше отражал высшее «я», которое, оторвавшись от всего земного, включая форму, невозмутимо взирает вниз, на материальное. Символизм древних египтян нуждается в серьезном углубленном исследовании, поэтому я хотел бы заметить здесь читателям, что, если изучать богов хотя бы с половиной того внимания, которое обычный человек уделяет чтению ежедневных газет, из этого занятия можно извлечь массу полезнейших знаний, имеющих громадное значение в практической магии. Эволюция космоса, духовная и физическая, впервые была отмечена философами в виде геометрических изменений формы. В каждой из эзотерических космогонии используются круг, точка, треугольник, куб и т.д. Последние были включены в простую геометрическую форму, известную в каббале под названием Древа Жизни. Каждому космическому развитию была присвоена цифра и бог или иерархия богов, существующие в виде особого значения цифры или особой фазы эволюции. Таким образом в каббале мы имеем десять главнейших эманации. Каждой из них соответствует своя цифра, каждой цифре — определенный бог. Существует десять наборов иерархий космических сил, духовных, динамичных и разумных, результатом согласованных действий которых становится физическая вселенная. В соответствии с теургической традицией иерархии классифицируются по нисходящей шкале чистоты и духовности, начиная от богов и заканчивая архангелами, разумами и духами. Отсюда следует, что поскольку основная цель магии — достижение тем или иным образом тесного и неизменного духовного единения с этими космическими божествами, которые есть основные реальности и источники поддержания жизнедеятельности, то крайне желательно дать и их описание, продемонстрировать читателям, как их понимали древние египтяне. В нижеприведенной таблице дается их классификация в соответствии с их иерархиями и шкалой. Кроме того, таблица содержит указание на сефирот, что также поможет читателю лучше понять сущность богов, если, конечно, он помнит содержание предыдущей главы, где автор приводил характеристики самих сефир. Основываясь на оригинальных древнеегипетских текстах, автор даст каждому из богов краткое описание. Делать же окончательный вывод предстоит самим читателям. Природа архангелов, разумов и духов, приведенных в таблице, будет раскрываться на основе свойств управляющего божества. Космическому развитию, представленному в каббале сефирой Кетер, Венцом, соответствует египетское божество Птах. Имя это переводится как «Открыватель». Для египтологов этот факт представляется камнем преткновения, ибо не вписывается в их классификацию, так как если предположить, что Птах ассоциируется с рассветом, с открытием дня солнцем, то становится непонятным, почему нигде в оригинальных текстах, посвященных божественным иерархиям, не указывается, что он входит в какую-нибудь важную группу богов. Этот бог именуется Птахом потому, что его появление знаменует или открывает цикл космического проявления, потому что именно Птах есть тот самый скрытый Логос, центральная метафизическая сущность, давшая жизнь всему. Такая интерпретация, очень похоже, имеет иллюстративное подтверждение, ибо на многих рисунках Птах изображается у гончарного круга вылепляющим яйцо мира. Бадж также приводит доказательство в пользу данной точки зрения, где указывает, что этимологически корень имени Птах очень близок к другому слову, означающему «вырезать» или «работать стамеской». Данное значение помогает абсолютно точно найти Птаху достойное его место, поскольку и само слово «мастер» нередко попадается в древнеегипетских текстах. Таким образом, мы обнаруживаем, что Птах есть не только открыватель революционного цикла, но и вышедший из «в высшей степени неведомого мрака», тот самый Великий Архитектор Вселенной, давший вместе с Тотом и Исидой рождение всем проявленным вещам. Его называли «тем самым великим богом, который появился на заре времен», а природа его решительно определялась тем, что Птах считался «отцом всех начал, сотворившим яйцо (или яйца) Солнца и Луны». Бог Амон принадлежит к той же категории божеств, что и Птах, то есть соответствует тому же набору философских категорий, связанных с Венцом. Его рассматривали как невидимую созидательную силу, бывшую источником всей жизни на небесах, на земле и в подземном мире. В конечном счете Амон проявил себя в Ра, боге солнца. Само это имя подразумевает нечто сокрытое или тайное, во времена правления Птолемеев оно ассоциировалось со словом, означающим «обитать», «пребывать», «быть постоянным» В одном из священных документов содержатся весьма красочные приветствия к нему, из которых можно легко получить полное представление о его истинной природе. Священная душа, появившаяся в самом начале... первая божественная сущность, давшая рождение двум другим божественным сущностям; бытие, от которого получили существование все остальные боги. Кроме того, существует значительное количество свидетельств, основываясь на которые легко поверить, что к той же категории богов можно причислить и Осириса. В изданной Британским музеем брошюре о «Книге мертвых» говорится, среди прочего, о некоей египетской принцессе, которая считала Амона-Ра и Осириса не двумя разными богами, а двумя аспектами одного и того же Бога. Она, в частности, верила в то, что сокрытая творческая сила, заключенная в Амоне, являлась всего лишь другой формой той же самой силы, олицетворением которой был Осирис. Однако, если уж быть абсолютно точным, то Осириса следует рассматривать как человеческое воплощение этой творческой силы, как воплощение Наивысшего Бога в образе человека; как, если хотите, Аватару, Высшего Духа. Есть масса доказательств, подтверждающих истинность такой точки зрения. Ибо Осирис призывал к обновлению и возрождению, к духовному воскресению, и в этом смысле его можно уподобить просветленному адепту, очищенному страданиями и испытаниями, нисшедшему после смерти в подземный мир и чудесным образом восставшему во славе для вечного царствования на небесах. И если принять подобную точку зрения, то получается, что Осирис как тип принадлежит к Тиферету. Тем не менее в нем есть один аспект, Асар-Ун-Нефер, Осирис, Ставший Благодетельным или Совершенным, и в данной божественной форме он полностью соответствует той фазе Кетер, которая является самым реальным и самым глубоким аспектом — личностной индивидуальностью (см. рисунок на с. 145). Природа Тота или Тахути, а также описание характеристик, которые древние египтяне приписывали ему, не оставляют ни малейших сомнений в его прямом соответствии Хокме. Как замечает Бадж, он — бог Мудрости и сама Мудрость, он — воплощение разума всего сонма богов. Имя Тахути, как выяснилось, — производное от древнего названия птицы ибис, которая в конечном счете благодаря своим привычкам, спокойствию, невозмутимости — действительно создается впечатление, что она постоянно о чем-то думает, — стала ассоциироваться с мудростью. В этом смысле качества Тота блестяще описаны в работе Баджа «Боги египтян», откуда я позволю себе процитировать один абзац: «Прежде всего, Тота считали сердцем и языком, то есть он был разумом и рассудительными способностями Бога, средством, с помощью которого их воля превращалась в речь, в одном из аспектов он был и самой речью, позднее же он, вероятно, как указывает доктор Бирч, стал для Платона тем самым Логосом. В каждой легенде, где Тот является одним из главных действующих лиц, мы видим, что именно он произносит слово, соответствующее воле Ра, в результате чего она выполняется, и что, если он отдает какой-то приказ, он также выполняется тем или иным способом Тот произносил слова, в результате чего были сотворены и небо, и земля... Это он своими знаниями и силой исчисления измерил небо, задумал и сотворил землю и все, что есть на них, это его воля и его сила удерживают небо и землю в равновесии, это Тот своими познаниями в небесной математике соответственно использовал законы, на которых создавались небеса и земля и на которых они зиждутся; это он отметил движение небесных тел, часы дня и времена года». В конечном счете именно Тот есть воплощение разума Бога, или Логос, и как всепроникающая, направляющая и управляющая небесная сила, он формирует особенность египетской религии, «которая так же величественна, как и вера в воскресенье мертвых в духовном теле, и доктрина о вечной жизни». Афина Паллада, древнегреческая богиня мудрости, которая, согласно легенде, родилась в полном вооружении и доспехах из головы своего отца, Зевса Уран, бог звездного неба, вполне может быть помещен в один ряд с Тотом и Афиной, поскольку Хокма традиционно называется сферой Неподвижных Звезд. Богиня Исида, соответствующая Бине, считалась родительницей вселенной, первой из отпрысков веков, правительницей неба, моря и всего, что есть на земле, Небесной Матерью, которую, под разными именами, чтил весь древний мир. Ей поклонялись, ее горячо и искренне любили за то, что видели в ней, Царице Небес, сострадательную и справедливую покровительницу обеих миров. Суммируя все те качества богини, которые приводил Бадж, можно сказать, что в Исиде видели великую и благодетельную Матерь, влияние и любовь которой проникало в каждый уголок небес, земли и обиталища мертвых, для древних она олицетворяла великую пассивную силу продолжения рода, мысли которой были беспорочны и которая давала жизнь всему живущему. Все, порожденное ею, она защищала, обо всем заботилась, вскармливала, лелеяла, все свои жизненные силы Исида использовала величественно и в высшей степени результативно, она не только создавала новое, но и возвращала к жизни умерших. Помимо всего прочего, она олицетворяла собой высший тип верной и любящей жены и матери. Именно за эти качества египтяне почитали Исиду. Согласно давно известной семейной легенде, Осирис, ее муж, был убит хитростью своего брата Тифона, или Сета (он символизирует разрушительный аспект Природы), тело его было положено в ящик и сброшено в Нил, и воды реки унесли ящик с телом Осириса в море. После долгих и утомительных поисков Исида все-таки обнаружила его и спрятала, как ей показалось, в безопасном и тайном месте, которое, однако, злобный Тифон нашел, после чего расчленил тело Осириса. Рассказ о ее поисках тела убитого мужа, о его воскресении и о рождении сына, Гора, потрясал воображение египтян, особенно в одном из ярчайших мест повествования, где говорилось о том, как Исида обратилась за помощью к Тоту, богу мудрости и магии, и он, обладая высшими тайнами теургического искусства, научил Исиду, как и с помощью каких слов она может на время оживить своего мужа Осириса и зачать от него божественного сына Гора. Помимо этой, существует и другая, весьма туманная легенда о том, как Исида, как это ни парадоксально прозвучит, оказывала помощь Тифону в его борьбе против Гора, который, узнав о предательстве матери, пришел в такую ярость, что убил и обезглавил ее. Правда, Гор тут же пожалел о своем поступке и, превратив отрубленную голову Исиды в голову коровы, приставил к ее телу. Эта легенда отчасти проливает свет на ту связь, которая прослеживается между Исидой-матерью и Хатор, богиней-коровой; очень многие значительные качества последней в большой мере соотносятся с качествами Исиды. Древо Жизни, на рисунке которого графически отображается процесс эволюции, частично может помочь в понимании идеи, лежащей в основе этой легенды, равно как и древнегреческая легенда о Кроносе, который также соотносится с сефирой Бина. В легенде о Кроносе рассказывается о том, как он лишил своего отца, Урана, власти над миром, но, в свою очередь, был лишен ее со стороны своего сына, Зевса. В книге «Тайная доктрина» вполне убедительно раскрывается сокровенный смысл этой легенды. Грубо говоря, под Кроносом следует понимать Вечную Длительность, не имеющую ни начала, ни конца, существующую вне разделенного времени и пространства. Боги, рожденные для того, чтобы совершать поступки в пространстве и времени, то есть чтобы вырваться из круга духовного царства и попасть в земной план, выражаясь языком аллегорий, восстали против Кроноса и вступили в битву с одним сущим и высшим Богом. В то же время, когда легенда говорит о Кроносе как об убийце своего отца, то смысл здесь в следующем. Абсолютное время становится конечным и условным, из целого извлекается кусок и, таким образом, показывается, что Кронос, отец богов, из Вечной Длительности превратился в ограниченный период времени. Аналогичную интерпретацию можно применить и к обезглавливанию Исиды, вследствие чего совершился переход небесной созидающей богини в низший, земной план. Богиня Маат, соответствующая сефире Хесед, в древнеегипетской системе иерархий по своим свойствам очень напоминает Тота, строго говоря, напоминает так сильно, что может считаться его двойником в женском образе. Символом и опознавательным знаком Маат является страусиное перо, иногда одинарное, иногда сдвоенное, в руке богини или на ее головном уборе. Само слово «маат» некогда означало «то, что является прямым» и использовалось в физическом и моральном смыслах, однако впоследствии стало выражать такие понятия, как «справедливость», «истинность», «праведность» и «прямолинейность». Иными словами, в Маат воплотились идеи физического и морального закона, порядка, истинность космической упорядоченности. Можно легко проследить, что многие из качеств Маат приписываются астрологами планете Юпитер, которая соотносится с той же сефирой, что и богиня. В моральном плане Маат считалась величайшей из богинь, она стала хозяйкой Зала Суда в подземном мире, в Туате, где, согласно религиозным представлениям древних египтян, в присутствии Осириса происходило взвешивание сердец умерших. Изображается Маат, как правило, стоящей или сидящей на троне, со скипетром верховной власти в одной руке и анкхом, символом жизни, в другой. На некоторых рисунках она изображена с крыльями на каждой руке, на других — правда, крайне редко — на ее голове, не украшенной никакими головными уборами, видно стоящее прямо перо Истины. Римский Юпитер изначально считался божеством стихий, ему поклонялись как богу дождя, бурь, грома и молнии. Повелитель небес и владыка света, он мог предсказывать будущее, а также события, ставшие результатом проявления его воли. В Древней Греции аналогом ему был Зевс. Оба они, и Юпитер, и Зевс, принадлежать сефире Хесед. Имя пятой сефиры, Гебуры, переводится как «мощь», в астрологии ей соответствует планета Марс, а их общие характеристики воплотились в Горе. Гор, в традиции древних египтян, — бог власти, имеющий множество форм, важнейшие из которых — Гоор-паар-Краат и Хру-Хути. В первой ей соответствует греческий Гарпократ, он изображается с локоном в правой части головы, символизирующим сверкающую юность; иногда, правда, голова его украшена трехзубчатым венцом с пером и дисками, и еще реже — диском и пером. В большинстве случаев указательный палец Гора поднят и касается губ, это знак молчания. В форме Хру-Хути (Гора двух горизонтов) он изображается либо в образе сокола, с солнечным диском, окруженным уреем, либо в трехзубчатом венце, или короне атеф. Гор очень тесно ассоциировался с богом солнца; достаточно сказать, что он олицетворял солнечный диск в его ежедневном пути по небесам от рассвета до заката. Но с сефирой Гебура он связан именно как Гор, как потомок Исиды и Осириса, мстящий за насилие, совершенное над его отцом, отдающий возмездие за его смерть. Изображался Гор в образе сокола, с высоты небес он находил врагов своего отца и нападал на них. Атаковал он столь стремительно и яростно, что враги полностью теряли зрение и слух, от охватывавшего их ужаса глаза и уши отказывались служить им. Вот как описывается Гор в уже упоминавшейся мной брошюре, изданной Британским музеем. Полагаю, приведенный абзац не оставит читателя равнодушным: «Когда Гор пришел в зрелые лета, он дал клятву найти Сета и начать войну с убийцей отца своего. После долгих поисков Гор наконец нашел его, и тогда началась между ними жестокая битва. И хотя Сет еще до того, как был повержен на землю, уже был побежден, он смог из последних сил протянуть руку, вырвал правый глаз Гора и рухнул, держа его в своей руке. Даже и после этой битвы Сет преследовал Исиду, и Гор ничего не мог сделать с ним, поскольку, лишившись глаза, сделался беспомощным. Тот заставил Сета отдать ему глаз Гора. Затем Тот принес Гору его глаз, вставил, помазал своей слюной, и он стал видеть. После этого Гор отправился на поиски тела своего отца Осириса с целью оживить его. Найдя тело, он снял связывающие его пелены, чтобы Осирис мог двигаться и встать. Под руководством Тота Гор, принесший Осирису дары, прочитал несколько заклинаний... Он обнял Осириса и через объятие передал тому свое ка, то есть свою живую личность и мужество, а также отдал ему глаз, который вырвал у него Сет и который ему принес Тот. Как только Осирис съел глаз Гора... он сразу же восстал, как и прежде, полный физических и умственных сил, работу которых приостановила в нем смерть. Он вышел из похоронных носилок, в которых находился, и сделался Повелителем Мертвых и Царем Подземного Мира». Греческому богу Марсу соответствует древнегреческий бог Арес. Обоим им поклонялись как богам войны и битвы. Здесь, как мы видим, продолжается основная идея Гебуры, воплощающая в себе силу, мощь, власть и энергию. Я хотел бы немного дольше задержаться на рассмотрении соответствия богов сефире Тиферет, поскольку они более всех остальных имеют отношение к главному качеству, которым должен обладать маг, а именно к целеустремленности. Поскольку Тиферет — это сефира Красоты и Гармонии, а также дом души, то боги, традиционно ассоциирующиеся с ней, особым образом символизируют прославляемую душу, или святого ангела-хранителя. Дионис, Осирис, Митра и многие другие в той или иной степени олицетворяют бессмертие, красоту и гармонию. Все эти качества великолепно охарактеризовал и свел воедино, в одну философскую концепцию Морис Метерлинк, «Дионис, — пишет он, — это и Осирис, и Кришна, и Будда, он присутствует во всех божественных воплощениях, он бог, который нисходит или, скорее, проявляется в человеке, он и смерть, временная и иллюзорная, и возрождение, фактическое вхождение в бессмертие, он временный союз с божественным, который есть лишь прелюдия к конечному единению, бесконечному циклу вечного становления».
|