Любитель детективного жанра
Люблю больше всего... В моей библиотеке имеется... Мой любимый автор... Название романа... Пополнить школьную библиотеку книгами... Подготовка охватывает также серию репетиций — занятий, на которых происходит ознакомление с опорами и их усвоение, выполняются необходимые тренировочные упражнения, отрабатываются отдельные фрагменты ролевой игры. Для этого во время репетиций рекомендуется использовать парную работу. Приведем пример ролевой игры, предназначенной для старшего этапа обучения иностранному языку по теме «Литература в нашей жизни». В ходе организации ролевой игры по теме "Literature in our life" может быть предложен сценарий со следующей схемой. Учащиеся старших классов проводят заседание «Общества книголюбов». Обсуждается план работы общества на будущий год. Среди участников — председатель и секретарь общества, активные книголюбы, а также некоторые школьники, которые пришли на заседание из любопытства. Реквизит игры достаточно прост: портреты писателей, книги и журналы. Заседание рассчитано на 45 минут. Роль председателя поручается ученику, достаточно хорошо успевающему по языку и разбирающемуся в литературе. Его позиция состоит в том, что надо активизировать деятельность клуба и вовлекать как можно большее количество школьников в его работу. Председатель считает, что современный молодой человек должен хорошо знать современную литературу и быть в курсе литературных новинок. Его коммуникативная функция состоит в том, что он вовлекает участников игры в разговор, задает вопросы, благодарит участников, резюмирует их высказывания. В ходе ведения игры он пользуется следующими языковыми средствами: Who would like to take the floor? What do you think about...? Are there any other opinions? В его речи должны использоваться стимулирующие и побудительные реплики: That's a good idea! It's very interesting! Thank you very much! It's a very important proposal. Обобщая высказывания, он использует следующие выражения: Summing up...; We can see that there are different views; It has been proposed...; Now we can draw the conclusion...; Thank you very much. Среди членов клуба и присутствующих можно выделить следующие роли: книголюбы (book-amateurs), работающие в библиотечном активе, любители классической литературы (classic literature supporters), любители исторических романов (supporters of historic novels), поклонники детективного жанра (readers of detective stories), любители поэзии (poetically minded), любители научно-фантастической литературы (science fiction readers). Секретарь, «протоколируя» заседание, задает выступающим уточняющие вопросы: Do you mean to say..., Have I understood you correctly that you mean..., But what is your proposal? В ходе ролевой игры возможны также «отрицательные роли». Например, роль ученика, считающего, что в эпоху телевидения не обязательно читать книги (one who prefers TV to books). Книголюбы, работающие в активе библиотеки, считают, что школа располагает достаточно богатым собранием книг, но многие учащиеся, к сожалению, не пользуются библиотекой. Они полагают, что в библиотеке должно проводиться больше дискуссий по проблемам литературы. Они предлагают пригласить в школу писателя Н., который живет в их микрорайоне. Любители классической литературы полагают, что современный культурный человек должен знать русскую и зарубежную классику. Они считают, что совершенно необязательно связывать это с будущей профессией. Кем бы человек ни работал, он должен знать творчество Шекспира и Диккенса, Пушкина и Толстого, Гете и Шиллера, Гюго и Мольера, Сервантеса и Лопе де Вега. Любители исторических романов подчеркивают, что этот жанр имеет особую ценность для школьников, поскольку он представляет собой большую познавательную ценность. Читая исторические романы, мы переносимся в разные эпохи. Они предлагают провести вечер исторического романа для учащихся старших классов. Поклонники детективного жанра считают, что это единственный вид литературы, который можно читать с большим интересом. Настоящий детектив захватывает как никакая другая книга. Однако в библиотеке почти нет детективов, не считая нескольких очень старых книг. Они полагают, что при комплектовании школьной библиотеки надо учитывать интересы учащихся. Любители поэзии говорят, что многие учащиеся любят и понимают стихи. Некоторые ребята сами пишут стихи или делают переводы с английского. Они предлагают провести вечер поэзии, на котором прозвучали бы стихи русских и английских поэтов, а также собственные сочинения школьников. Любители научной фантастики говорят о том, что это специфический жанр, в котором по особому отражаются проблемы современного мира. В нашей стране издается «Библиотека современной фантастики», однако эти книги трудно достать и в библиотеке их почти нет. Они предлагают создать при «Обществе книголюбов» секцию научной фантастики, участники которой обменивались бы книгами и проводили бы диспуты по научно-фантастической литературе. Примыкает к ролевой игре драматизация со сквозным сюжетом, заключающаяся в том, что сюжет распространяется на ряд последовательно развивающихся актов. Этот прием широко используется в интенсивных методах. Обычно первый акт представляет собой чистую драматизацию, т. е. разыгрывание предложенного текста. Последующие акты строятся по типу ролевой игры. Так, события, происходящие в первом акте, продолжаются с теми же действующими лицами в других ситуациях, без всякой текстовой опоры, намечается только общая схема общения. Это приводит к тому, что в последующих актах присоединяются новые обстоятельства, но основное остается. Разыгрывая новый акт, учащиеся вынуждены многое повторять из старого акта. В результате получается повторение без повторения. Покажем это на примере. В 7-м классе по немецкому языку учащимся предлагается повествовательный текст «Новый метод Фили», в котором много прямой речи, поэтому этот текст легко драматизируется. В этом тексте, который расценивается как первый акт сквозного действия, рассказывается о том, как Филя стал успешно овладевать немецким языком на основе гипнопедии. Он приглашает своих товарищей к себе домой поделиться опытом. Когда они пришли, то застали Филю за выполнением уроков: он усердно работал, используя магнитофон. Потом он поставил включенный магнитофон к своей постели и стал ложиться спать. Однако бабушка, заботясь о здоровом сне внука, выключает магнитофон. Детей интересует суть гипнопедии и что у Фили получится с подготовкой к уроку. Следующий акт определяется тем, что дети хотят проверить на себе гипнопедию или какой-нибудь другой метод. Возможные действующие лица: ученик Олег, его мать, учитель, учащиеся. Олег дома рассказывает, что он видел у Фили. Ему удается уговорить мать разрешить проверить на себе гипнопедию в чистом виде. Не выполнив задания, он ставит магнитофон к кровати, включает его и ложится спать. На следующий день в классе он полностью проваливается. Учитель и учащиеся соответствующим образом реагируют. Возможно еще и дальнейшее развитие сюжета в третьем акте. Соученица Фили и Олега Аня, также вдохновленная идеей новых методов, рассказывает дома об успехе Фили и провале Олега. Ее старший брат, наслышанный о новых методах преподавания иностранных языков, предлагает ей учить язык под музыку. Аня садится делать уроки и включает хард-рок. Папа объясняет ей бессмысленность такого рода занятий, и Аня вовремя останавливается, продолжая занятия языком обычным способом, и т. д. Акты сквозного действия только вначале предлагает учитель, затем их придумывают учащиеся сами, мобилизуя свою богатую фантазию и воображение. Из сказанного вытекает, что при обучении говорению большое место принадлежит моделированию ситуаций общения, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся. Предлагаемые ситуативные условия на уроке должны соответствовать возрастным и психологическим особенностям учащихся чтобы вести их дальше как в плане практических навыков и умений говорения, так и в общеобразовательном отношен
|