Объективная психология 36 страница
В обоих последних случаях сосредоточение является актом, стоящим в тесной связи с личной сферой, вследствие чего, воабуждаясь, оно непрерывно поддерживается в течение более или менее долгого времени. Мы уже ранее говорили, что в акте сосредоточения всегда имеет большое значение отношение внешнего раздражения к личной сфере нервно-психической деятельности. Вообще все те раздражения, которые становятся по тем или иным причинам в близкое соотношение с личной сферой нервно-психической деятельности, легко возбуждают и реакцию активного сосредоточения. Равным образом независимо от внешних раздражений в личной сфере могут возникать импульсы, которые руководят сосредоточением, направляя его соответственно внутренним потребностям организма, В этом случае внешнее раздражение под влиянием сочетательной деятельности, возникшей из личной сферы, отыскивается среди многих, не соответствующих внутренним потребностям организма, и хотя бы оно было по своим внешним свойствам много слабее других раздражений, тем не менее оно возбуждает реакцию сосредоточения благодаря именно его соотношению с личной сферой. Следует также иметь в внду, что на практике пассивное сосредоточение нередко переходит в активное, и наоборот. Так, пассивно возникшее в силу сочетательной деятельности, сосредоточение останавливается на том или ином предмете, который, как оказывается, воабуждает и личную реакцию, вследствие чего пассивное сосредоточение переходит в личное, Вместе с тем активное сосредоточение при всякой умственной работе постепенно становится пассивным, то есть сочетательным и как бы автоматическим. Условия возбуждении сосредоточения Ввиду того что вопрос об условиях возбуждения сосредоточения является крайне важным в объективной психологии, в нашей лаборатории были произведены специальные исследования, чтобы выяснить с большею точностью эти условия. Само собою разумеется, что опыты могли дать возможность выяснить далеко не все условия возбуждения сосредоточения, но тем не менее они открывают нам такие данные, которые не могла бы быть подмечены повседневным наблюдением. Только что указанные исследования по моему предложению производились д-ром Поварниным. Постановка опытов состояла в следующем: прежде всего для опытов применялся ряд различных картинок по 6 за раз, расположенных на картоне в совершенно равном расстоянии друг от друга и от намеченного карандашом центрального пункта, следовательно, по круговой линии. Рисунки представляли собою предметы домашнего обихода и другие знакомые для всех вещи, например зонтик, стул, ветка с вишней, цветок самовар, садовая решетка и т, л. Все рисунки сделаны контуром, за исключением немногих, затушеванных. Лист с картинками вкладывался в особую папку из картонки. Задняя сторона этой папки была сплошная, передняя же представляла четырехугольное окно, в которое могли быть видны все шесть рисунков с центральной точкой. Но между передней стенкой папки и рисунками виднелись из более тонкого картона еще две с обеих сторон сдвигавшиеся пластинки, скрывавшие от взора наблюдателя установленные сзади рисунки. Последние имели во внутренних своих краях полулунные вырезки, которые при сдвинутом их состоянии давали в центре круглое окно в 13,5 см в диаметре с намеченным центром на экране. Эти полулуния вырезаны так, что при малейшем раздвигании пластинок показываются все рисунки одновременно. Благодаря петлям на наружных краях пластинок эти последние могут быть легко сдвигаемы и раздвигаемы, не имея в то же время благодаря соответственно устроенной раме, в которой они двигаются, никаких других побочных движений, Только что описанный прибор укрепляется на штативе на требуемой высоте и при постановке опыта зкспериментатор, стоящий сзади папки, руками раздвигает обе пластинки и тем моментально открывает сразу все рисунки. Затем в этих опытах применялся еще другой прибор, который давал возможность, с одной стороны, ограничить поле зрения испытуемого, а когда нужно, и закрыть все поле зрения. Этот второй прибор представляет собою установленный на штатив больших размеров стереоскопический ящик пирамидальной формы с отверстиями для двух глаз в узкой части, но без стекол, причем широкая сторона ящика представлялась совершенно открытой, В глазных отверстиях было сделано приспособление фотографического затвора для моментального раскрытия всего поля зрения. Внутренность ящика окрашена в черный цвет. Двумя перпендикулярно перекрещивающимися волосинками внутри ящика обозначается ось прибора. Через глазные отверстия последнего и должен испытуемый наблюдать картинки, причем этот второй прибор от первого прибора устанавливается на расстоянии 30 см. Над его задним широким отверстием устанавливалась закрытая со стороны испытуемого электическая 25-свечевая лампа, освещавшая рисунки равномерным светом. При употреблении они устанавливались так, что середина между глазными отверстиями, перекрест волосинок и центр таблицы с рисунками были на одной линии, В остальном употребление приборов должно быть понятным. Испытуемый должен по определенному сигналу смотреть через глазные отверстия второго прибора на центр белого круга картона. Затем экспериментатор сразу открывал раздвиганием пластинок все шесть рисунков, появлявшиеся в боковом поле зрения при одинаковых внешних условиях впечатления вследствие одинакового их расстояния от фиксационной точки. При этом от испытуемого требовалось, чтобы он перевел глаза на ту из картинок, которая его больше привлечет на первых порах. Затем он должен был осмотреть последовательно все рисунки, отметив* какой из них возбуждает в наибольшей мере его сосредоточение. Вся экспозиция длилась в течение 10 с, после чего путем введения в действие фотографического затвора поле зрения разом закрывалось. По окончании опыта от испытуемого требовалось дать ответ на следующие вопросы; 1) какой рисунок первым привлек взор испытуемого? 2) какой рисунок привлек его потом? 3) какой рисунок оказался наиболее интересным? 4) к какому из рисунков испытуемый вернулся вторично после осмотра всех? В течение одного сеанса показывалось в общем S—7 листов с рисунками, причем с каждым испытуемым производилось 5—8 сеансов, в общей же сложности показывалось 180—260 рисунков каждому испытуемому. Последних было пять, все они лица интеллигентные с высшим образованием. Все внешние условия опыта в общем были одинаковыми; в опытах отмечались время и все условия, относящиеся к испытуемому, которые можно было выяснить путем расспроса. В результате этих исследований выяснилось, что причины, возбуждающие сосредоточение, могут быть разделены на два главных порядка, I. Внешние причины, заключающиеся в особых свойствах объекта, К ним должно отнести: черные пятна или резкие черные точки; слишком черные контуры рисунка, части их; затушеванные штрихами; несколько подряд встречающихся черных линий (например, решетка); большая сложность рисунка (паровоз, церковь); обилие в нем деталей {например, цветов); несоответствие рисунка с действительным видом предмета; необычное положение объекта (собака вниз головой); значительная величина предмета по сравнению с другими; резко выдающиеся неровности предмета (например, носик у чайника); точность изображения; его изящество; странность и причудливость формы и выделение предмета своим содержанием и других (собака между предметами домашней утвари) 10, II, Внутренние причины, зависящие от самого испытуемого и составляющие результат его прошлого опыта, заключаются в следующем: соответствие содержания рисунка с общим нервно-психическим тоном испытуемого (рисунок креста на могиле при общем мрачном психическом тоне): соответствие изображаемого предмета с любимыми занятиями испытуемого (лодка с парусом для человека, любящего кататься на воде), наконец, знакомство или незнакомство с данным предметом. При этом оказалось, что наибольшее число случаев возбуждения сосредоточения у испытуемых падает на незнакомые фигуры, на фигуры странной формы и на изображения, не схожие с действительностью. Необходимо, однако, заметить, что строгого отношения здесь уста-новить нельзя, так как нельзя безусловно точно установить, например, соответствие или несоответствие объекта с психическим тоном; с другой стороны, необходимо иметь в виду, что каждая причина может действовать только при определенных условиях; поэтому вышеприведенные данные имеют лишь относительное значение. Так, если мы будем иметь объект lu Четыре последних причины автором отнесены к вн угрев ним, что я не считаю вполне правильным. привлекающий сосредоточение благодаря своим черным точкам и пятнамt то это ничуть не означает, что тотже объект у того же самого лица будет всегда возбуждать сосредоточение- Если, например, этот объект поставить среди других объектов с черными точками и пятнами, то он может уже не возбудить сосредоточения. Если же поместить тот же объект среди многих других объектов с такими же черными пятнами, а какой-либо другой объект будет обведен лишь контуром, то возбудит сосредоточение последний. Также и большие предметы между большими не возбуждают сосредоточения, но предмет, помещенный между сходными по внешности предметами, но отличающиеся от них своим содержанием, уже возбуждает акт сосредоточения- Отсюда очевидно, что возбуждение сосредоточения зависит от известного отношения объекта к окружающим предметам, причем здесь играет, очевидно, большую роль закон контрастов, Что касается причин* возбуждающих продолжительное сосредоточение, то из опытов выяснилось, что оно обусловливается так называемым «интересом* и возбуждением эмоциональной стороны испытуемого. Такт незнакомая фигура или причудливая форма какого-нибудь рисунка вызывает у испытуемого любопытство! и он не бросает картинки, пока не узнает ее. Изображение земляники вызывает оживление вкусового следа этой ягоды, воспроизведение следа летней поры, собирания земляники и т. д. Изображение графина с водой, когда испытуемому хочется иить, крайне резко возбуждает сосредоточение, очевидно, благодаря своей связи с личной сферой; «несоответствие с действительностью порождает стремление найти те частности в рисунке! которые искажают вид предмета». Сложность изображения возбуждает сосредоточение, «вызывая большое количество ассоциаций». Изящество формы возбуждает эстетическую эмоцию и т. п. Нужно иметь в виду, что реакция сосредоточения не может быть долговременной, не возбуждая утомления* Последнее же до известной степени предотвращается сменой впечатлений, возбуждающих реакцию сосредоточения, что может быть доказано и наблюдением и опытом. Колебания сосредоточения Далее, экспериментальными исследованиями доказано, что сосредоточение вообще не представляется актом непрерывным. Оно всегда обнаруживает известные колебания, которые были доказаны исследованиями Urbant-schitsch'a и Ланге11, Последний из них убедился, что периоды этого колебания сосредоточения, выражающиеся то его усилением, то ослаблением, не вполне одинаковы для различных воспринимающих органов. Колебания оказываются длиннее всего при слуховых раздражениях» короче они при зрительных и еще короче при осязательных раздражениях. Заслуживает далее внимания ряд экспериментальных работ, касающихся колебания сосредоточения, принадлежащих Munsterberg'y, Rckner*yi Расе'у? Marbe, LehmaniTy, Taylar'y, PHlsbury, Wiersma, Холче-ву 12 и многим другим, которые (какт например, MunsteTberg) были того мнения, что эти колебания стоят в зависимости от явлений, происходящих 11 Urbant&chit&ch V. Ucber erne Eigenthumlichkeit d*r SchaUempfindungeii geringster // IntetLSivitdt Zcntr&Lblatt fur deutscht? medizinische WissenschafL 1875. S. 626; Urhant-schit&ch V, Ij Pfluger's Archiv fur die gesamle Phy&iologie des Menschen und der Tiere, Leipzig, Bd. 24, S. 574; Bd. 27. S> 433; Ланге И, Н. Психологические исследования: 3d кон лорцегщкй, Теория волевого внямания. 12 Mun&terberg И. Schwankungen duj Aufmerkzamkeit // Beitrage ztir experimental I e Psychologic* Bd. 2. S. 69; Eckener H. Untersuchtingen tiber die Schwaakungen der в периферическом воспринимающем органе; большинство же других приходит к выводу, что речь идет здесь о явлении, связанном с состоянием центральных органов. Кроме того, имеются указания, которые устанавливают известное соотношение между колебаниями сосредоточения и функцией дыхательного аппарата (Lehmann) и даже с изменениями кровяного давления в форме волн Hering'a—Traube. В числе работ, относящихся к колебаниям сосредоточения, можно указать также на устанавливаемую связь между этими колебаниями и воспроизведением последовательного ряда слуховых или зрительных впечатлений. Сюда относятся исследования А. II, Нечаева и Лещиной 13 (из нашей лаборатории). В этих исследованиях выяснилось, что воспроизводятся лучше всего первые и последние впечатления, так сосредоточение в начале и В' конце опыта всегда сильнее, чем в другие периоды. Кроме того, в опытах Лещиной отмечается еще волна сравнительно большого воспроизведения следов, на 14 с, составлявшая как раз средний пункт ее опытов, длившихся в течение 28 с. Мы должны пока ограничиться этими указаниями ц со своей стороны заметим, что состоянием периферических воспринимающих органов (например, изменением аккомодации) объяснить колебания сосредоточения в вышеуказанных случаях нельзя. Главную роль здесь, без сомнения, играют центральные причины, по-видимому, связанные с периодическими изменениями питания в центрах, стоящими в связи с функцией кровообращения и дыхания. Влияние сосредоточения на другие психические процессы Сосредоточение представляет собою акт, который не оказывает влияния на другие психические процессы, и, между прочим, на процессы впечатления. Прежде всего можно указать целый ряд экспериментальных исследований, относящихся к влиянию сосредоточения на длительность даже простейших психических процессов. Так, из исследований Swift1 a M можно вывести заключение, что при устранении сосредоточения быстрота так называемой простой реакции резко замедляется, если сосредоточение направляется на самое движение. Эффект притом же оказывался неодинаковым, если брали простую реакцию и реакцию с выбором. Еще Ланге IS обратил внимание на тот факт, что длительность простой g minjmator Sinnesroize // Philosophised Stud ten. Leipzig, 1893, Bd. 8. S. 343—387; Pace E. Zur Frage dor Schwaakungen der Aufmerksamkeit nach Versuchen mit der Маэзог/всЬеп Schreibe // Ibid. S* 388—403; Marbe K. Die Schwankungen der Gesichteemplindungen // Ibid. S, 615—638; Lehmann A. Ueber die Beziehung zwischeo Athmung und Aufmerksamkeit // Ibid.; Taytar E, The effect of certain stimuli etc. // American Journal of psychology. Vol. XI; PUUbury W, Attention ect// Ibid. VoL XIV; Wier-зта E. Untersuchungon iiber die gogenannten Aulmerksamkeitsacbwankuageq // Zeitscbrift fur Paychologie und Physiologie der Sinnesorgane, 1901, Bd. XXVI. S. 168—200; Xoa-чев И. Н. Об индивидуальных колебаниях внимания: {Из психологической лаборатории дрнв&т-доц&нта А» А. Токарского) // Вопр. философии и психологии. 1901, Ни 57 (II). С 135148, 13 Лещина. И. Г, Исследование колебаний вниманий яри восприятии однородны* зрительных впечатлений: ДокявД в Русском обществе нормальной и патологической психологии // Вести, психологии, кримнн. Антропологии я гипнотизма. 1904. Вин". II, С. 85-87, 14 Swift E> L. Disturbance of the attention during simplemental process // American Journal of psychological* Vol, V 15 Ltutge L. Neue Experiment uber die Vorgftng d, einf&ch«n Reaction auf Siuneeeindtiicke // Philoeophische Studiea* Leipzig. Bd. IV, реакции неодинакова в зависимости от того, сосредоточиваются ли на самом раздражении или на двигательной реакции. В первом случае речь идет о так называемой чувственной гезр. воспринимающей реакции, которая в общем приблизительно на 1/10 с длиннее, нежели во втором случае, когда речь идет о так называемой мышечной реакции. Те же исследования Ланге показали, что в тысячных долях секунды среднее время реакции равно для звука в первом случае, т, е. при сосредоточении на раздражении, 230* во втором случае, т. е. при сосредоточении на ответном движении, 120. Для света время реакции в первом случае равно 290, во втором случае — 170. Для кожного электрического раздражения в первом случае реакция равна 210, во втором случае — 100, Эти данные, впрочем, оспаривали Munsterberg, который пришел к противоположному результату, а также Cattel 16, Затем исследования Холчева и дали не совсем определенные результаты. Т itch пег же и Marti us 1а пришли к выводам, вполне согласным с данными Ланге, Со своей стороны мы также можем отметить разницу между «воспринимающей» и мышечной реакцией во времени, но мы не находили ее столь значительной, как это представлено опытами Ланге 1Э. С другой стороны, имеются указания на влияние сосредоточения на интенсивность впечатлений. В этом отношении Munsterberg, производя опыты над зрительными, слуховыми впечатлениями и впечатлениями тяжести, пришел к выводу, что с участием сосредоточения впечатление оказывается будто бы менее резким. При проверке этих опытов (A. Hamlin 21 была обнаружена, однако, недостаточная точность в технике исследования Muusterberg'a, так как отвлечение или устранение сосредоточения в опытах не могло быть непрерывным. Исследования же Kulpe 22 не дали вполне определенных результатов, вследствие чего вопрос нуждается в новой разработке, тем более что исследования Waschbum'a, о которых речь уже была выше, решают его в смысле положительного влияния сосредоточения на интенсивность впечатления. Постановка опытов Waschburn'oM й3 состояла в следующей: испытуемым предлагалось смотреть на небо в течение 20 с, после чего предлагалось оживлять следы, окрашенные в те или другие цвета. При этом отмечались изменения, происходящие в продолжительности и смене фаз п ос ледова- |в Cattel I, Aufmerksamkeit und Reaction // Philosophieche Studien. Leipzig, 1893, Bd. 8, & 403-406, 17 Холчез И. Влияние направленна йнннаная на простую реакцию // Записки пен*од. дабор. Психиатр* клиники Моск. ун-та. 1Й96. Выи, 1. 18 Titchner В. // Mind: (A quarterly review of psychology and philosophy). London, 1895. VoL 4, N 16; Martins G. Ueber die muskulare Reaction und die Aufmerkaamkeit // Philosophise he Studien. Leipzig, 1391. Bd, 6. S* 167—216, 19 Должно заметить, что при мышечной реакция нередко случается, что само движение происходит или во вреий самого раздражения, или даже раньше его. Факт этот объясняется сосредоточением на движение, которое, поддерживал напряжение в мышцах, приводит к разрешению самого движения вскоре уже после начала подготовляющего к раздражению шума* раавнвдемохо пускав иен в ход часового механизма в Ырр'ском хроноскопе. вд Munsterberg Я., Kozaki N. The intensifying effect of attention // The psychological Review. 1804.,VoL 1T N 1. P. 39—44. n Hamlin A* Attention and distraction // American journal of psychology. Vol. 8. P. 3—67. 22 Kulpe 0. (Jeber den Einfluss die Aufmerksamkeit auf die EpLpfindungintensitat. // Ш int. Congr, f, Paycn, R 180—182. n Wa&hbum M, H. Subjective colours and the afterimage: their significance for the theory of attention//Mind; (A quarterly review of psychology and philosophy)* London, 1899. Vol. 8, N 29. P. 25-34. тельного светового следа* Затем автор предлагал испытуемым возможно напряженнее оживлять цветные следы и этим путем вызывать изменения последовательного цветного следа соответственным образом, например, при оживлении красного цвета последовательный голубой цвет оказывался окрашенным в красный цвет и т, п. Точно так же оказалось влияние в напряженном оживлении того или другого цветного следа и на отрицательную стадию последовательного впечатления, В результате полученные при опытах данные могут быть сведены к двум: ' 1) цвета становились резче при обращении на них сосредоточения; 2) данный цветной след являлся раньше срока или продолжался долее обыкновенного. В конце концов, автор высказывается в пользу того, что сосредоточение является одновременно и задержкой, и усилением впечатлений и следов. Надо заметить, что при исследовании относительно влияния сосредоточения на те или другие нервно-психические процессы наиболее важным является установление контроля над тем, что сосредоточение представляется действительным. При различных экспериментальных исследованиях это устранение сосредоточения достигалось; 1) путем возбуждения деятельности того или другого воспринимающего органа, 2) посредством той или иной умственной работы д 3) возбуждением так называемых эмоций под влиянием тех или иных «приятных* и «неприятных» запахов. Но существенное затруднение при исследованиях подобного рода заключается не в том, как устранить сосредоточение, а в том, чтобы это устранение было непрерывным и подлежало соответственному контролю, так как иначе самого устранения может как раз не оказаться в данный момент, и экспериментатор к тому же лишен возможности контролировать это изменение сосредоточения. Тем обстоятельством, что при отвлечении сосредоточения оно в свободные промежутки может обращаться на другие предметы, и можно объяснить противоречивые результаты исследований, которые были получены в этой области24. Ввиду этого при исследованиях, производившихся в заведоваемой мною лаборатории» было обращено особое внимание на метод, с помощью которого удавалось бы не только более полно и непрерывно отвлекать сосредоточение, но и контролировать это сосредоточение. Для указанной цели К, Иоварнин, производивший у нас исследования над влиянием сосредоточения на разностный порог впечатлений, воспользовался счетом цифр на вертящемся барабане. Для этой цели брались длинные полоски, разграфленные в клетку бумаги, причем за каждой клеткой, заполненной нарою цифр, следовал пустой промежуток в одну клетку. Эта полоска наклеивалась на горизонтально вращающийся цилиндр, перед которым ставился экран с окном, равняющимся в клетку бумаги. Когда цилиндр приходит во вращение, то от испытуемого требуется, чтобы он успел сложить две цифры и записать их сумму на бумаге в период прохождения пустого пространства, £й*от способ дает возможность увеличивать степень отвлечения сосредоточения, например, путем увеличения слагаемых цифр, ускорения вращения барабана, изменения начертания букв и т. п. По желанию, отвлечение может быть сделано более или менее постоянным н прерывистым. Для последней цели клетки могут быть увеличены, вращение барабана уменьшено или могут быть уменьшены самые цифры* В случае надобности можно изменять и равномерность вращения, г* ИатШг Л. Attention and distraction. 312 если слагаемые будут даваться неодинаковой трудности. Изменяя величину слагаемых и вводя другие изменения в постановку опыта» можно избежать и нежелательной монотонности в работе. Наконец, что самое главное, этот способ дает возможность контроля, так как неправильное сложение или пропуск суммы указываем что сосредоточения не было или слагаемые суммы оказались трудными. С помощью вышеуказанного метода в нашей лаборатории и были произведены Поварниным исследования над влиянием отвлечения сосредоточения на интенсивность слухового впечатления, причем для вызывания последнего служил мой прибор, основанный на принципе свободного падения костяных шариков и дающий возможность точно и хорошо варьировать слуховые раздражения £*. Принцип прибора заключается в том, что на укрепленном неподвижно на подставке в виде ящика металлическом стержне устроены приборы, дающие возможность свободно выпускать один за другим костяные шарики с различной или одинаковой высоты, смотря по надобности, на одну и ту же точку основания ящика, сделанного в виде двух скатов, спускающихся от стержня к наружным сторонам ящика и покрытых толстым сукном. При выпускании шарик падает на поверхность одного из скатов, имеющихся внутри основного ящика, благодаря этому шарик отбрасывается наружу ящика, обложенного ватой, вследствие чего не получается никакого вторичного звука, как это обычно случается в Fallapparat, имеющемся при Шрр'овскОм хроноскопе 26. При применении этого аппарата оказалось, что под влиянием отвлечения сосредоточения (с помощью наблюдения и счета проходящих перед глазами наблюдателя цифр) звуки кажутся недостаточно ясными в отношении тембра, высоты и т. п. и как бы удаленными. При дальнейшем отвлечении они кажутся неясными, а при более или менее полном отвлечении некоторые звуки как бы совсем исчезают. Таким образом, эти экспериментальные исследования позволяют установить, что чем более отвлекается сосредоточение, тем менее ясным становится впечатление, и наоборот. Упомянем здесь же, что Dissard 27, при своих опытах применял два разнородных раздражения (зрительное, обонятельное, вкусовое, осязательное) на симметричные части тела приблизительно одинаковой силы. При этом оказалось, что, за исключением последних раздражений, воспроизводится всегда какое-либо одно раздражение, смотря по тому, на какое раздражение обращалось сосредоточение. В осязательных же раздражениях воспринимались сразу оба раздражения» что, вероятно, стоит в связи с тем, что разнородные раздражения на коже передаются различными нервными волокнами. Во всяком случае, эти факты ставят также вне сомнения зависимость впечатления от направления сосредоточения. Далее, в литературе мы имеем отдельные исследования, которые указывают, что сосредоточение не остается, не влияет на разностный порог впечатления. Так, специальные опыты показывают, что отвлечение сосредоточения й Подробное описание этого прибора можно найти в «Вести, психологии, крикни, антропологии и гипнотизма» за 1905 г. 8|*. s* Так как на одном из скатов устроен размыкатель» виде дощечки, прихлопываемой падающим шариком, а с другой стороны, момент выпускании шарика может бить отмечен чисто механически с помощью соприкосновения двух металлических контактов, благодаря который ток замыкается, то этим дана возможность прв пользовании этим прибором проверять гнпповскип хрочотом вместо довольно дорогого и сделавшегося теперь излишним прибора в виде всем известного молотка. *7 Dissard A. Influence de ГаМегШоп sur [a perception des sensation // Revue philosophy- Paris, 1895. Vol. 1, посторонним раздражением приводит к увеличению разностного порога раздражений, В этом отношении литература предмета не отличается, однакот большим богатством. Можно указать на исследование Darlington'a и Talbot'a, установивших влияние сосредоточения на оценку разницы в тяжестях двух гирь (250—265 для одних и 250—260 для других лиц), немного превышающей разностный порог. Сосредоточение в этих опытах отвлекалось музыкой. В результате опытов оказалось, что при направлении сосредоточения на музыку число верных ответов было больше, нежели при обыкновенных условиях опыта. Meyer и Birch 2Э, пользуясь для отвлечения сосредоточением запахами (метод, который они нашли наиболее подходящим), изучали влияние этого отвлечения на оценку едва превышавшей порог разницы двух последовательных звуков и двух серых цветов различной насыщенности и пришли к выводу, что при отвлечении сосредоточения количество правильных ответов возрастает. В нашей лаборатории был произведен также систематический ряд исследований на разностный порог слуховых раздражений с помощью того же метода, который был указан выше (К, И. Поварннн)* Для установления разностного порога слухового раздражения автор пользовался моим прибором, о котором было упомянуто выше. Звуки брались средней силы, близкие к разностному порогу, причем один звук получался от падения шарика на дощечку с высоты 20 см, другой в зависимости от личности получался от падения такого же шарика с высоты 22,5—26 см. Паузы между обоими звуками были в 2 с. Кроме того, перед первым звуком давалось предупреждение за 2 с, чтобы можно было иметь время приспособиться к началу опыта. Таблицы для умственной работы, служащей для отвлечения сосредоточения, были разделены на 6 серий по 6 таблиц в каждой, причем серии сменялись в восходящем порядке по их трудности. Для выяснения вопроса, как отражается на результатах опытов умеренное и сильное отвлечение сосредоточения, брались особые серии таблиц. Обстановка опытов во всех случаях была одна и та же. Само собою разумеется, что при опытах принимались во внимание индивидуальные условия, время опыта в течение дня и по возможности все случайные внешние обстоятельства и внутренние условия. В самом начале исследований определялся разностный порог раздражения у данного лица! для чего производилось от 100 до 150 отдельных опытов. За разностный порог принималась та разница в звуках, которая распознавалась по методу верных и ложных случаев в числе 7 верных ответов из 1030. Кроме того, и перед каждым сеансом производилась проверка порога по 10—20 опытов и такая же проверка производилась после опыта. Комбинации звуков в опытах производились таким образом, что в одних опытах брался основной, т. е. первый звук, более сильный, а второй — более слабый; в других опытах основной звук брался более слабым, второй же — более сильным, В течение каждого сеанса, обыкновенно показывали 6 таблиц, в каждой же таблице получалось 6 — 7 ответов, так ** Darlington L-, Talbvt E. Distraction the Attention // American Jomfnal of psychology, 1897-1898. Voh IX. P, 332—345. M Meyer A. A Study of central methods of distraction the attention // American Journal of psychology. Vol. VIII. N i; Birch de Burgh. Distraction by oders // American Journal of psychology, 1S97-1896. Vol, IX, N 1.
|