Создатель не похож на созданных».
Имам Абу Х анифа, в своей известной книге «Аль-Фикh Аль-Акбар», сказал:
وَاللهُ تَعَالى يُرَى فِى الآخِرَةِ، يَرَاهُ المُؤْمِنُونَ وَهُمْ فِى الجَنَّةِ بِأعْيُنِ رُءُوسِهِمْ بِلا تَشْبِيهٍ وَلا كَيْفِيَّةٍ وَلا كَمّيَّةٍ وَلا يَكُونُ بَيْنَهُ وَبَيْنَ خَلْقِهِ مَسَافَةٌ; «Находясь в Раю, верующие, собственными глазами увидят Алл а hа, без объёма и без ташбиhа (без уподобления; то есть без образа, без места, без направления), и не будет расстояния между Создателем и созданиями». Слова Имама Абу Х анифы, что нет расстояния между Алл а hом и Его созданиями, означают, что Алл а h существует без места. Ведь тот, кто имеет место, тот вблизи к чему-то, и вдали от чего-то (есть расстояние). Алл а h, хвала Ему, не вблизи к созданиям и не в отдалённости от них, нет абсолютно никакого расстояния между Ним (Алл а hом) и Его созданиями, так как Алл а h – не тело, и существует без места.
Имам Абу Х анифа сказал, означающее: «… Алл а h – Властелин Аль-’Арша (Трона) и всех остальных созданий. Он Властен над ними, не нуждаясь в них, так как если бы Он имел нужду, Он не был бы Всемогущим, чтобы создать этот мир, править и сохранять его. Более того, если бы Он имел нужду иметь место, находиться на Троне, то где Он был до создания Трона?» [«Аль-Уасыйяh»] Тот, кто говорит, что Алл а h вознесся на Трон, тот утверждает, что до создания Трона, Алл а h был одним, а после создания Трона, Алл а h стал другим. Это куфр (неверие).
Великий ученый, теолог Ислама Имам Аш-Шафи’й говорил:
Кто стремился познать Создателя и дошел до того что стал придавать Аллаhу образ, тот – мушаббиh (приписывающий Аллаhу подобие). А кто отрицает существование Аллаhа, тот – атеист. А тот, кто признал существование Аллаhа и то, что невозможно постичь Его сущность, тот – верующий в Единого Аллаhа».
Имам Аш-Шафи’й сказал: «Тот, кто приписывает Алл а hу тело – неверующий». Передал Имам Ас-Сыйютий в книге «Аль-Ашбаху илл-Назаир», стр 477, издание «Даруль Кутуби аль-'Ильмиййя». Кто говорит, что Алл а h вознесся куда-то, тот приписывает Алл а hу тело (даже если отрицает это), ибо то, что возносится и спускается, обязательно имеет оболочку (тело), которое возносится и спускается.
Имам Аш-Шафи’й сказал: "إنه تعالى كان ولا مكان فخلق المكان وهو على صفة الأزلية كما كان قبل خلقه المكان لايجوز عليه التغيير في ذاته ولا التبديل في صفاته " означает: «Поистине, Он (Алл а h) был, и не было места, Он создал место. Нельзя применять к Нему понятие изменения, в сущности, и в качествах». Передал му х адис (знаток Хадисов) Му х аммад Муртада Забидий в книге «Ит х аф ас-садат аль-муттакин».
Великий ученый, теолог Ислама Имам Ахмад ибн Ханбаль сказал:
من قال الله جسم لا كالاجسام فهو كافر; означает: »Тот, кто говорит, что Алл а h тело, но не как другие тела – тот неверующий». Изречение Имама А х мада передал Абу Му х аммад Аль-Ба г дади, автор книги «Аль-Хисалю мина-ль-ханабиля», как это передал от него Аль- Х афиз Аль-факих Аль-Заркаший в своей книге «Ташнифу-ль-масами’» 4/684 Нельзя приписывать Богу тело! Тело присуще созданным, а Создатель на созданных не похож. Кто говорит, что Бог тело, но не такое как у нас – тот говорит, что Алл а h созданный, но не такой как другие созданные! Алл а h не свет, не тело, не дух, и не присуще Ему органы!
Ученый Ислама Имам Абу Джа’фар Ахмад бин Саляма, известный как Ат-Тахауий (умер в 321 г. по хиджре) саляфит, известнейший теолог Ислама, сказал в своей известной книге “Аль-‘Акыда Ат-Тахауийя ”:
تعالى;) اي الله; (عن الحدود والغايات والأركان; والأعضاء والأدوات لا تحويه الجهات الست كسائر المبتدعات; означает: «Нельзя приписывать Всевышнему границы, пределы, углы и органы, как большие, так и малые. Не окружает Его ни одно из шести направлений (вверх, вниз, вправо, влево, вперед, назад), которые окружают созданных».
Имам Абу Джа’фар Ат- Т а х ауий сказал: ومن وصف الله بمعنى من معاني البشر فقد كفر; означает: «Кто придает Алл а hу хотя бы одно из человеческих качеств, тот – кяфир». Нельзя думать, что у Алл а hа есть руки, ноги, лицо или какие-то другие органы, все это является неверием. Какова сущность стопы, ноги, лица, рук? Кроме как органы, которые имеют свои ограничения, которые состоят из мяса, костей, крови… Это явное уподобление Алл а hа созданным. Ваhhабиты говоря о Боге, используют такие слова, которые нельзя использовать по отношению к Аллаhу.
Великий ученый, теолог Ислама Имам Джа’фар А с - С оддык сказал, означающее: «Кто думает что Алл а h в чем-либо или на чем-либо, или из чего либо, тот совершает ширк (язычество). Так как, если бы Алл а h был в чем-либо, то Он был бы окружен, если бы Алл а h был на чем-либо, то Он был бы носимым, если бы Алл а h был бы из чего-либо, то Он был бы созданным».
Крупный ученый прошлого Шейх ’Абдуль- Г аний Ан-Набульсий, сказал: من اعتقد ان الله ملأ السموات والأرض أو أنه جسم جالس فوق العرش فهو كافر وان زعم أنه مسلم; означает: «Кто думает, что Алл а h заполняет небеса и земли, или думает что Он – тело, сидящее на Аль-'Арше, тот – кяфир (немусульманин), даже если и считает себя мусульманином». Нельзя думать, что Алл а h сидит на Аль- ’ Арше.
Сказано в комментарии к книге великого ученого-теолога XIII века Имама Фахруддина ибн ‘Асакира «Аль-‘Акыйдатуль-Муршида» («Убеждение, направляющее к Истине»), известная под названием «Письмо Имама Фахруддина ибн ‘Асакира»: Нет разницы между придающим Аллаhу форму и идолопоклонником, так как идолопоклонник поклоняется фигуре, которую высек, а представляющий Аллаhа в каком-либо образе поклоняется фигуре, которую вообразил. А истинно верующий поклоняется Тому, Кто не имеет подобия». Сказали Имам З уннун Аль-Мысрий (ученик Имама Малика), и Имам А х мад ибн Х анбаль:
مهما تصورت ببالك فالله بخلاف ذلك; означает: «Чтобы ты себе не представил, Алл а h на это не похож». Передал это изречение Аль-Ха т ыб в своей книге «История Багдада». Слова с таким же смыслом сказал А х мад ибн Х анбаль и передал от него эти слова имам Абу Аль-Фа д ль Ат-Тамимий.
Великий ученый Имам Ахмад Ар-Рифа’ий потомок Пророка, мир Ему сказал:
غَايَةُ الْمَعْرِفَةِ بِاللهِ الإيقَانُ بِوُجُودِهِ تَعَالَى بِلا كَيْفٍ وَلا مَكَانٍ;
означает: «Наибольшее, чего может достичь человек в своем познании Алл а hа, – это знание и убеждение в том, что Алл а h существует без образа и без места». Сказано в книге «Аль-Бурhан Аль-Муаийяд». Все вышеперечисленные ученые очень известны в Исламском мире и имеют большой авторитет среди мусульман всего мира. Именно они передали нам разъяснение Аятов со Священного Писания по достоверной цепочке от самого Пророка, мир Ему. Ни в коем случае нельзя отрицать те вопросы в Исламе, которые подтверждены единогласно всеми учеными (Иджма‘). Ведь ученые являются наследниками Пророков. Они станут заступниками за верующих в Судный день. Общение с ними помогает обрести мудрость. Никто не страдает от них, а, напротив, получает пользу. Благодаря их воспитанию люди соревнуются друг с другом в послушании Алл а hу, благодаря их добрым проповедям исправляются нерадивые. Все нуждаются в их знаниях. Кто подчинится им, пойдет по правильному пути, а кто ослушается, тот заблуждается. Они подобны светочу для идущих по Истинному Пути и маяку, излучающему свет в своей стране, они – опора общины, источник мудрости и причина гнева шайтанов. Благодаря им оживают сердца заблудших сошедших с истинного пути. Они подобны путеводным звездам. Самыми благородными людьми после Пророков являются именно они – благочестивые ученые, которые продолжают учение Пророков. Они дают добрые наставления своим общинам, указывают правильную дорогу заблудшим, исходя из К ур‘ана и Сунны. Они обучают незнающих, побуждая к одобряемым Шари’атом поступкам и показывая им примеры. Таковыми являются истинные ученые-‘алимы. Пророк Му х аммад, мир Ему сказал: (العلماءُ وَرَثةُ الأنبياءِ) означает: «Ученые – наследники Пророков». Также Пророк, мир Ему сказал: لن تجتمع أمتي على ضلالة فعليكم بالجماعة; означает: Никогда моя умма не объединится вокруг заблуждения, и я повелеваю вам придерживаться джама'а. Передал Абдуллаh ибн А х мад
Все истинные ученые Ислама верили, что Аллаh превыше любых недостатков, т.е. всего того, что недостойно Его. К таким недостаткам относятся любые из качеств созданных: наличие тела, органов, образа, ограниченность в пространстве, местонахождение, перемещение, движение или покой, сидение и все другие созданные качества. Приписывание Аллаhу хотя бы одного из этих качеств является ширком (язычеством). А Аллаh сказал в Кур’ане: إِنَّ اللهَ لاَ يَغْفِرُ أَن يُشْرَكَ بِهِ وَيَغْفِرُ مَا دُونَ ذَلِكَ لِمَن يَشَاء; Означает: «Он не простит того, кто совершает ширк (язычество), тогда как прощает все, что делается кроме этого, всякому, кому хочет». (Сура 4 «Ан-Ниса», Аят 48). Иджма‘ (согласие всех теологов Ислама своего времени об определенном решении в отношении того или иного вопроса) о такфире придающих Алл а hу направление содержится в лекции, записанной учениками Имама Валиюддина Аль-‘Иракый, который приходится сыном Шейху хафизу Зайнуддину Аль-‘Иракый, пусть Алл а h дарует им Милость: قال رحمه الله في اماليه ما نصه ان السلف والخلف اتفق على من اعتقد ان الله في جهة فقد كفر;
|