Откровение 1:10
В Духе. Т. е. в экстатическом состоянии. (Экстатическое состояние — душевное состояние, способствующее непосредственному слиянию с Божеством. По словарю Гавкина). Иоанн утратил всякую связь с земным и всё его существо предалось влиянию и голосу Св. Духа. Естественная сила осязания и восприятия полностью перешла в духовное восприятие. День воскресный (в оригинале стоит — «день Господень» ). Это выражение, которое только здесь появляется в Св. Писании подвергалось многочисленным толкованиям. Некоторые комментаторы уравнивают этот день с выражением «день Господень», как оно дано в Ветхом Завете (Иоиль 2:11, 31. Зах. 1:14. Мал. 4:5. ср. с Деяниями 2:20). Рассматривая это выражение именно в таком разрезе, они говорят, что книга Откровение обращает наше внимание на последний великий день Господень, и все события, связанные с этим (см. Откровение 1:1). Быть «в Духе в день Господень» также можно понимать как быть перенесённым в видении за много столетий вперёд и видеть всё события, связанные с днём Господним. Однако, есть достаточно фактов, чтобы опровергнуть такие объяснения. Прежде всего слова «день Господень» очень ясно указывают на великий день Божий и на греческом языке это так и есть буквально (1 Кор. 5:5. 2 Кор. 1:14. 1 Фес. 5:2. 2 Пет. 3:10). Второе, смысл стихов Откровение 1:9, 10 означает, что слова «день Господень» относятся больше ко времени, когда Иоанн видел видение, а не к тому, что он видел. Иоанн говорит о своём местонахождении, остров, называемый Патмос (9 ст.), указывает на причину своего пребывания там «за Слово Божие» и говорит о своём состоянии в видении «в духе». Все эти скупые предложения говорят о тех обстоятельствах, при которых было дано видение и вполне логично придти к выводу, что следующий факт будет говорить о времени, когда было дано Откровение. Многие из комментаторов и придерживаются этого мнения. Хотя это выражение «в день Господень» и единственное в своём роде, которое встречается в Писании, всё же этот термин имеет длинную историю. В трудах отцов церкви этот термин — «куриаке хемера», что означает первый день недели и в современной Греции этот термин также означает первый день недели — воскресенье. Эквивалент этого слова с латинского — доминика, что означает воскресенье, проник в испанский, французский и другие языки. Поэтому многие богословы считают, что «куриаке хемера» в данном месте относится к воскресенью и что Иоанн не только получил видение в этот день, но также признал этот день как «день Господень», как день, в который родился Господь. Для определения такого толкования есть положительные и отрицательные причины. Прежде всего существует так называемый принцип исторического метода, согласно которому любая ссылка или место объясняются только в терминах того времени и современности по отношению этого вопроса, а не историческими данными позднего периода. Этот принцип имеет важное значение при разрешении вопроса о выражении «день Господень». Хотя этот термин часто встречается в трудах отцов церкви в значении воскресенья, всё же первое такое значение этого выражения мы встречаем во 2 столетии в апокрифическом Евангелии в труде о Петре, где день воскресения Христа назван «Господень день». Так как этот документ был написан по крайней мере три четверти столетия после того, как Иоанн написал Откровение, он не может считаться доказательством того, что слова «Господень день» использованные Иоанном в его дни относятся к воскресенью. Можно привести бесчисленные доказательства того, с какой быстротой слова меняют своё значение. Поэтому для определения выражения «день Господень» лучше всего обратиться к Св. Писанию и к литературе. Исследуя Св. Писание мы видим, что оно нигде не признаёт воскресенье, как день, имеющий какую-либо религиозную связь с Господом, но очень часто повторяются такие места, где седьмой день — суббота, назван особенным, Господним днём. Бог освятил этот день и благословил его (см. Быт. 2:3). Он заявил, что этот день должен быть памятником Его творческой деятельности (см. Исх. 20:11). Он особенным образом подчёркивает этот день и называет его «Мой святой день» (см. Ис. 58:13). Иисус назвал Себя «Господином Субботы» (Мк. 2:28) в том смысле, что как Господин людей, Он был также Господином над тем, что Он сделал для человека, т. е. субботой. Следовательно, если эти слова «Господень день» объяснить во свете фактов времён Иоанна и во свете его времени, то можно только сказать, что этот был тот единственный день, который и является седьмым днём — субботой. Археологические раскопки проливают дополнительный свет в выражении «куриаке хемера». Из найденных папирусов и свитков императорского двора периода римской истории стало известным, что в Египте и Малой Азии слово «куриакос» — мужского рода от «куриаке» называлась императорская сокровищница и императорское служение. Это становится особенно понятным при том факте, что римского императора часто называли на греческом языке «Господом» и отсюда его сокровищница и служба получили название «сокровищница Господня» и «служба Господня». Таким образом, слово «куриакос» было очень известным словом в римском официальном языке при определении этих понятий, имеющих прямое отношение к императору. Одно из таких письменных доказательств, принадлежащих к 68 г. по Р. Хр. и дошло до нас. А отсюда и нетрудно сделать вывод, что во дни Иоанна слово «куриакос» было общеупотребительным (Труды Адольфа Диссмана. «Свет с древнего Востока» 357—361 стр.). На других свитках, принадлежащих истории Египта и Малой Азии термин «себасте» равный греческому «аугустус», т. е. Божественный, часто определяет название дня. Очевидно, так обозначались особенные дни императора. Некоторые утверждают, что термин «куриаке хемера» употреблено и Иоанном как ссылка на императорский день. Но тем не менее, это утверждение сомнительно по двум причинам. Прежде всего, хотя в то время императорские дни и носили особенные названия, и хотя термин «куриакос» употреблялся для определения вещей имеющих отношение к императору, всё же нет ни одного примера, чтобы слово «куриакос» было употреблено для определения императорского дня. Но это не может считаться исчерпывающим доказательством, так как всё это принадлежит глубокой древности. Тем не менее возникает другое доказательство против убеждения, что слова Иоанна «куриаке хемера» имеют отношение к императорскому дню, и это доказательство заслуживает особенного внимания. Как известно, что Иудеи в первом столетии (см. историю Иосифа «Война») и христиане во втором столетии (см. «Мученичество Поликарпа») отказались называть кесаря «куриос», что значит «Господь». И даже невозможно представить себе, что Иоанн мог ссылаться на императорский день, называя его «днём Господним», да ещё в то время, когда он и его собратья христиане были так жестоко преследуемы за отказ поклониться изображению императора. Гораздо логичней предположить, что Иоанн специально выбрал выражение «куриаке хемера» для субботнего дня, чтобы таким образом засвидетельствовать о том, что как император имеет свои собственные дни, так и его Господин, ради Которого он теперь страдает, также имеет Свой особенный день. Как бы трубный. Сравнение с трубой указывает на силу и глубину голоса. Я есмь Альфа. см. 8 ст. Принимая во внимание 17 и 18 стихи, становится очевидным, что в данном случае эти названия особенным образом относятся ко Христу. От 4 до 10 стиха Иоанн, обращаясь к семи церквям, излагает те обстоятельства, при которых ему было дано Откровение. Но начиная с 11 стиха, он указывает на Христа, как на единственного Автора книги Откровения. Потому, что ещё с первого стиха он заявляет: «Откровение Иисуса Христа». А по смыслу, само Откровение начинается с 11 стиха. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОММЕНТАРИЙ Е.Г. Уайт 9 — 10 ст. «Когда Иоанн был разлучён с теми, кого он любил и сослан на одинокий скалистый о. Патмос, Христос знал где найти своего верного свидетеля. Иоанн говорит: «Я Иоанн, был на острове, называемом Патмос, за Слово Божие и за свидетельство Иисуса Христа». «Я был в духе в день Господень и слышал позади себя громкий голос». Господень день — это седьмой день, т. е. суббота творения. В тот день, который Бог освятил и благословил, Он и послал Своего «Ангела» к Своему слуге Иоанну, чтобы тот передал ему всё то, что должно произойти в заключительные дни истории мира и Он надеется, что и мы не останемся безучастными ко всему этому» (Свидетельства 6 т. 128 стр.).
|