Группа: 22.
Преподаватель: Лукашевич Полина Александровна.
Тема учебного занятия № 3.2: Геометрическая и контурная резьба.
Тип учебного занятия: комбинированный урок.
Материально – техническое оснащение учебного занятия.
Этапы
(структурные
элементы)
учебного
занятия
|
Время,
мин.
|
Промежуточные цели
(по этапам)
учебного
занятия
| Содержание деятельности
| Технология обучения
| |
Преподавателя
|
Обучающихся
| Методы
обучения
|
Средства
обучения
|
Организационные
формы
| |
по характеру познавательной деятельности
| по источнику информации
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
1 Организационная часть (5 минуты)
| |
1.1 Проверка наличия и готовности учащихся к занятию
|
| Проверить наличие и готовность учащихся к занятию
| Принимает доклад дежурного о наличии учащихся на занятиях.
.
| Дежурный докладывает о наличии учащихся.
|
—
|
—
|
—
|
Ф
| |
1.2 Сообщение темы и цели урока
|
|
| Тема нашего занятия: «Геометрическая и контурная резьба». Цель занятия – научиться различать элементы геометрической и контурной резьбы, сформировать знания о промыслах, связанных с художественной обработкой древесины.
| Слушают преподавателя
|
—
|
—
|
—
|
Ф
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
2 Актуализация опорных знаний по вопросам предыдущего учебного материала (15 минут)
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
2.1 Проверка домашнего задания
|
| Воспроизведение знаний учащихся, являющихся опорными для формирования новых знаний
| Прежде чем перейти к изучению новой темы программы, мы обсудим следующие вопросы:
В1: «Почему именно древесину применяют в качестве объекта художественных работ?»
В2: «Какие виды художественной обработки дерева вы можете назвать?»
В3: «Назовите столярные изделия, выступающие объектами данных художественных работ.»
|
О1: Экологичный материал, легко и хорошо обрабатывается, позволяя создавать изделия, разнообразные по назначению, формам, цвету и фактуре.
О2: Резьба, роспись, выжигание, тиснение, мозаика, инкрустация.
О3: Перечисляют столярные изделия, определяя тем самым область применения резьбы, мозаики, инкрустации.
|
Ч-П
Ч-П
Ч-П
|
Беседа
Беседа
Беседа
|
—
—
—
|
Ф
Ф
Ф
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
3 Изложение нового учебного материала (60 минут)
| |
3.1 Формирование новых знаний о видах художественной обработки дерева
|
|
| Сегодня мы рассмотрим промыслы, связанные с резьбой по дереву.
В4: «Какие различают виды резьбы?»
| Конспектируют
О4: «Плосковыемчатая, рельефная, плоскорельефная, объёмная и прорезная»
|
О-И
|
Рассказ с элементами беседы
| Устная речь преподавателя
ППС 5
| Ф
Ф
| |
3.2. Плосковыемчатая резьба, общие признаки, приёмы декорирования, область применения.
|
| Формирование новых знаний о плосковыемчатой резьбе
| Сегодня мы рассмотрим плосковыемчатую резьбу. Фоном для данной резьбы служит плоскость изделия, а рисунок образуют выемки различной формы. Плосковыемчатая резьба подразделяют на: геометрическую и контурную резьбу.
-Геометрическую резьбу, изображения которой имеют геометрическую форму и выполняются в виде двух-, трех-, четы-
| Наблюдают за показом, конспектируют.
|
О-И
|
Рассказ с элементами беседы
|
ППС 2
ППС 5
|
Ф
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| рехгранных выемок. Двугранные выемки - это самый простой элемент геометрической резьбы. Именно с него следует начать отрабатывать навыки резьбы по дереву. В зависимости от формы и размеров могут быть прямыми и скошенными, глубокими и мелкими.
Трехгранную выемку часто называют треугольником. Трехгранные выемки различаются размерами треугольников, но и тем, с какой стороны располагается выемка.
Четырехгранную выемку можно выполнять в виде нескольких геометрических фигур - квадрата, ромба или прямоугольника.
Рассмотрите элементы и варианты орнаментов, которые можно получить геометрической резьбой.
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| "розетки", "сияния", "бусины", "цепочка", "соты", "соты", "глазки", "змейка", "витейка".
|
|
|
|
|
| |
В5: «Давайте определим, какими выемками выполнен каждый вариант орнамента. Например "витейка"»?
В6: «змейка»?
| О5: «Трёхгранными выемками»
О6: «Четырёхгранными выемками»
| Ч-П
Ч-П
| Демонстрация иллюстраций, беседа
Демонстрация иллюстраций, беседа
| ППС 2
ППС 5
ППС 2
ППС 5
| Ф
Ф
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| В7: «глазки»?
В8: «соты»?
| О7: «Двухгранными выемками»
О8: «Двухгранными выемками»
| Ч-П
Ч-П
| Демонстрация иллюстраций, беседа
Демонстрация иллюстраций, беседа
| ППС 2
ППС 5
ППС 2
ППС 5
| Ф
Ф
| |
Применяется данный вид резьбы для отделки мебели, посуды, шкатулок, наличников дверей и окон.
| Смотрят и анализируют иллюстрации, конспектируют.
|
О-И
| Демонстрация иллюстраций, образцов, рассказ
|
Н1
|
Ф
| |
|
|
|
|
|
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| - Контурную резьбу, выполненную в виде тонких неглубоких двухгранных выемок по всему контуру рисунка. Изображение контурной резьбы похоже на гравировальный рисунок.
| Наблюдают за показом, смотрят и анализируют иллюстрации, конспектируют.
|
О-И
|
Демонстрация иллюстраций, образцов, рассказ
|
ППС 3
ППС 5
|
Ф
| |
В9: «Какие можно выделить мотивы при выполнении резьбы»?
| О9: «Мотивы цветов, листьев, фигур животных, птиц.
|
Ч-П
|
Беседа
|
ППС 3
ППС 5
|
Ф
| |
При выполнении контурной резьбы получаются прямые, ломаные и извилистые линии.
В старину контурная резьба в основном применялась при декорации ткацкого станка и прялок.
| Воспринимают информацию.
Наблюдают за показом, смотрят и анализируют иллюстрации
|
О-И
О-И
|
Рассказ
Демонстрация иллюстраций,
рассказ
| Устная речь преподователя
Н2
ППС 5
|
Ф
Ф
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
4 Закрепление учебного материала (10 минут)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
4.1 Закрепление учебного материала
|
| Закрепления полученных знаний
| В18: «Рассказать о том, что запомнил о геометрической резьбе»
В19: «А что запомнили о контурной резьбе»
В20: «Используя транспарант «Режущий инструмент», рассказать об используемом инструменте для резьбы»
В21: «Опишите технология выполнения геометрической резьбы»
| О18: Рассказывает об элементах геометрической резьбы.
О19: Рассказывают о контурной резьбе
О20: Показывают инструменты, описывают их
О21: Описывают технику выполнения геометрической резьбы
| Ч-П
Ч-П
Ч-П
Ч-П
| Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
|
| Ф
Ф
Ф
Ф
| |
Продолжение таблицы 1.2
| |
5. Подведение итогов урока и выдача домашнего задания (2-5 мин).
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
5.1. Подведение итогов работы учащихся
|
| Подведение итогов и выставление оценок
| Сегодня на занятии мы выполнили поставленные цели в начале урока.
Ребята, вы сегодня поработали хорошо. Антонович Павел получат оценку 9, Ким Вадим – 6, Савченко Дмитрий – 8, Шурко Сергей – 8.
| Слушают
|
|
|
—
|
Ф
| |
5.2. Выдача домашнего задания
|
| Выдача домашнего задания
| Разобраться с пройденным материалом, подготовить вопросы.
Логачева Л.А. Основы мастерства резчика по дереву. – М.: Издательство «Народное творчество», 2005г. – 136с.: ил. Стр 13-18, 39-43.
| Записывают
|
|
|
| Ф
| |
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Преподаватель: ___________ П.А. Лукашевич
1. Типы уроков теоретического обучения.
2. Структура комбинированного урока.
3. Неимитационные и имитационные методы активного обучения, применяемые на занятиях.
4. Технологические средства обучения, применяемые на уроке.
5. Виды текущего контроля на занятиях.
1. Масюкова Н.А.Проектирование в образовании / Н.А. Масюкова; под ред. профессора Б.В. Пальчевского. – Минск: Технопринт. 1999. – 288 с.
2. Никифоров, В. И. Основы и содержание подготовки инженера-преподавателя к занятиям/ В. И. Никифоров. – Л.: ЛГУ, 1987. – 144 с.
3. Никитина Н.Н., Железнякова О.М.. Петухов М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности: Учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / Н.Н. Никитина, О.М. Железнякова, М.А. Петухов. – М.: Мастерство, 2002. – 288 с.
4. Семушина Л.Г., Ярошенко Н.Г., Содержание и технология обучения в средних специальных заведениях. Учебное пособие для преподавателей учреждений спец. проф. образования. – М.: Мастерство, 2001. – 272 с.