Христиане, не принимающие сакраментального священничества, а следовательно и реального присутствия Христа в Евхаристии, в меньшей степени принадлежат всеобщей Церкви.
Самая слабая степень принадлежности к всеобщей Церкви основана на призвании всех людей к участию в вечной жизни. Следовательно, к всеобщей Церкви могут принадлежать все люди, которые по благодати Бога призваны к спасению. Вопрос, каково отношение католической Церкви к другим религиям, требует несколько более подробного объяснения, которое будет дано после обсуждения всех признаков Церкви.
ЦЕРКОВЬ АПОСТОЛЬСКАЯ
Свою публичную деятельность Иисус сконцентрировал на учении, подкрепленным чудесами, а также на организации и воспитании группы учеников. Двенадцать из них, называемых Апостолами, Он посвятил в свою миссию и передал им множество харизматов, необходимых для дальнейшей организации и управления Церковью. Вторая группа, насчитывающая 72 ученика, получила задания апостольства и миссий. Двенадцать Апостолов, во главе которых сам Иисус поставил Петра, приняли на себя всю полноту ответственности за дальнейшую историю Церкви. Они были наполнены Святым Духом в Горнице Тайной Вечери и стали Его инструментом в совершенствовании Церкви и освящении мира. По Божьему установлению, власть, которую получили Апостолы, должна была передаваться их преемникам, которых назвали епископами. Передача совершается путем таинства при наложении рук на голову преемника. Эта передача харизматов и Духа Святого постоянно продолжается. Следовательно Апостолы постоянно являются живым фундаментом Церкви Христовой. Поэтому — наряду с соборностью, единством и святостью — очередной характеристикой Церкви, который определяет ее истинность, является апостольство. Если кто-нибудь организует себе какую-то организацию по образцу Церкви, но без апостольского фундамента, то у него не будет оснований трактовать свое произведение как Церковь. Христос такую организацию не признает. Апостольство Церкви связано с передачей учения, которое производится через Апостолов. Это они, идя вслед за Христом, приняли текст Ветхого Завета как инспирированный Богом, это они предпринимали первые шаги по евангелизации языческого мира. Они умирали за то, что гласили, зная, что истина, объявленная Иисусом, ценнее их бренной жизни. Они по-прежнему присутствуют в Церкви как наставники и свидетели. Без их свидетельства, особенно касающегося воскресения Христа, о передаче Евангелия не было бы и речи. Сегодня Апостолы живут в своих преемниках, епископах, которыми руководит хранитель могил св. Петра и Павла — Папа Римский, епископ Рима. Это в них и через них Дух Святой следит за передачей истинности откровенного учения. Уже в I веке в Коринфе встал вопрос о том, могут ли в Церкви епископы избираться. На этот вопрос ответил св. Климент, епископ Рима, третий преемник св. Петра и Павла. Он напомнил, что епископская власть исходит от Бога. Это Он выбирает человека, и это Он дает ему харизматы, необходимые для исполнения функции руководителя. В этой ситуации только Бог может его отозвать. Попытка демократизации Церкви была безусловно отвергнута в I веке. Ибо коринфяне избрали себе новых руководителей вместо, кому была передана апостольская власть, но по отношению к которым у них были возражения. Община, основанная самим св. Павлом, распалась на две части. Одна часть признала вновь избранных, а вторая осталась верна старым руководителям. Папа Римский Климент, которого просили разрешить спор, задал им вопрос: кого представляют новые руководители — людей или Бога? Потом он указал, на чем основывается мандат власти в Церкви. Его объяснение совершенно ясно. Отец небесный послал Сына, а Сын послал Апостолов, Апостолы же послали епископов... Следовательно у них был мандат власти самого Бога. Основываясь на этом мандате, они могли представлять Бога перед общиной и общину перед Богом. У вновь избранных был мандат избирателей, и они не имели права выступать ни от имени Бога, ни перед Богом от имени избирателей. Бог вовсе не должен был считаться с такой делегацией. Вопрос коринфян ясно показал проблему апостольской власти в Церкви, решение же Папы Римского, который руководил Церковью в то время, затвердило Божественный мандат епископа как преемника Апостолов раз и навсегда. Нетрудно заметить огромную ответственность, к тому же ответственность непосредственно перед Богом, за задания, доверенные епископам и священникам. Тексты пророков об ответственности пастырей за судьбы доверенных им людей исключительно суровы. Особенно знаменательна глава 34 в Книге пророка Иезекииля. Использование в Церкви позиции руководителя в личных целях, а не для добра доверенной ему овчарни, осуждается в самом Святом Писании. Справиться с этой пастырской ответственностью позволяет только дополнительная благодать, которую Церковь неустанно просит у Бога для своих пастырей. Поэтому во всей Церкви во время каждой святой Мессы произносится имя Папы Римского, епископа Рима. В настоящее время имеется около 400 тысяч священников, и каждый из них ежедневно произносит это имя в евхаристической молитве. Епископ Рима — это наиболее окруженный молитвой человек во всем мире. В каждой же епархии кроме имени Папы Римского священники произносят, согласно канону Мессы, имя своего Епископа. Стоит помнить об ответственности епископа, когда мы принимаем участие в св. Мессе. Надо также, как можно чаще, своей собственной молитвой поддерживать как священников, которые исполняют пастырское служение, так и епископа своей епархии. Требования, которые поставил св. Павел в своих пастырских посланиях (к Титу и к Тимофею), к кандидатам в епископы и священники высоки и полностью актуальны. Однако не мы должны судить тех, кого выбрал и призвал Бог. Он сам их наградит, и сам накажет.
|