МИССИОНЕРСКИЙ ХАРАКТЕР ЦЕРКВИ
Господь Иисус в день своего вознесения поручил Апостолам: идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века (Мф 28, 19-20). Евангелист Марк, передавая этот приказ Иисуса, записал важное предостережение: Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет (Мк 16, 16). В этом кратком приказе, который Иисус дал своим ученикам, содержится важная для христианина и для Церкви информация. Во-первых, сообщается, что спасение возможно исключительно на основании акта веры в Иисуса и вытекающего из этого акта решения о принятии таинства крещения. Следовательно нет возможности спасения без акта веры в Христа как в Сына Божьего, который вводит человека в общность жития Трех Лиц Божьих. Это утверждение самого Иисуса ведет к установлению тезиса, который провозглашается с самого начала, а именно, что вне Церкви нет спасения. Чтобы этот тезис правильно понять, следует помнить, что предостережение Иисуса касается только тех людей, которые услышали Благую Весть, т.е. которые познали Его. Они либо в Него уверуют и будут спасены, либо не уверуют и тем самым лишат себя шанса принять участие в счастье спасенных. Иисус ничего не говорит о тех, до кого не дошло известие о Нем. Возможность их спасения окружена тайной. Церковь признает, что если они не знают ни Христа, ни Церкви не по своей вине, то их судьба целиком лежит в руках Бога, который будет их судить в соответствии с правостью их совести. Св. Павел напоминает, что Бог хочет спасти всех людей, т.е. даже язычники, до которых не дошло Евангелие, будут поддержаны благодатью Бога и, если они сохранят верность своей совести, то они могут спастись. Поскольку же всякая благодать раздается Христом, а Церковь — это Божья среда, наполненная присутствием Христа, то тот, кто получит и примет благодать, необходимую для спасения, будет к Церкви принадлежать. Речь не идет здесь о видимой принадлежности к Церкви, поскольку она появлятся только через принятие таинства святого крещения, но о принадлежности духовной, которая полностью известна только Богу. Может показаться, что если Бог заботится о спасении каждого человека и шанс спасения существует даже для тех, кто Христа не знает, то предложение исповедующим другие религии перейти в христианство расходится с целью. Зачем, спрашивается, гласить Евангелие в Индии, Китае, Японии, арабских странах? Но Христос, однако, ясно приказывает нести Евангелие всем людям. Тут появляется вопрос о евангельской позиции по отношению к другим религиям. Мы помним (из первых размышлений) об очертаниях здания веры. Уже там перед нами открылись перспективы шести этажей совершенствования веры. Все религии, кроме христианства, занимают первый, в лучшим случае второй этаж этого здания веры. Христианство находится на более высоких этажах, а самые высокие этажи принадлежат тем, кто не только уверовал в Христа, но и уверовал в Его Церковь. В разных религиях исповедающие их отдают честь Богу, и это становится причиной того, чтобы и к ним самим, и к их религиозным обычаям относиться с уважением. Христианин кроме того обязан оточить их любовью. Эта любовь по сравнению с позицией людей, исповедующих другие религии, должна быть знаком качества христианства. В конце концов эта любовь открывает красоту и силу Евангелия, и это она притягивает людские сердца к Христу. Основатель Церкви обязал ее вести миссионерскую деятельность, т.е. передавать евангельскую истину, касающуюся как тайны веры, так и моральных требований, тем, кто их не знает. Приказ Наставника обязывает в каждом поколении. Миссии предпринимаются по поручению самого Иисуса и поэтому от них никогда нельзя отказаться. Главным инструментом миссии является однако не столько передача знания на тему Христа и Церкви. Ибо сегодня это можно делать хорошо и быстро при помощи интернета. Главным заданием миссии является свидетельство жизни Евангелием. Это свидетельство ученики Иисуса должны давать в нормальной ежедневной жизни, в тех условиях, которые существуют. Свидетельство кристаллизует христианина, поскольку оно принуждает его к верности Евангелию и становится светом для тех, кто не верит. Следовательно тот, кто среди окружающих — далеких от Евангелия — дает свидетельство своей веры и любви, тот является миссионером в своем кругу. Он становится открытым Евангелием, живой Благой Вестью. Ключом для понимания миссии христиан в мире являются слова Христа: Вы — соль земли. Никто не ест одну соль. Она является всего лишь необходимым элементом здоровой пищи. Речь не идет о том, чтобы все люди стали бы солью, но о том, чтобы эта соль была бы вблизи них, и чтобы они умели ее ценить. Подобно обстоит дело и с другим высказыванием Наставника из Назарета: Вы — свет мира... Речь не идет о том, чтобы весь мир заменился в свет, но о том, чтобы мир ценил свет и хотел жить в его блеске. Иисус устанавливает роль христиан в мире по принципу их заботы о качестве, а не о количестве. Заданием христиан является внесение Евангелия в другие религии и признание всего того, что в этих религиях ценно. Прекрасным примером такого свидетельства Евангелия в море исповедующих иные религии была жизнь Матери Терезы из Калькутты. Она была дана Церкви как знак на новое тысячелетие. Ее миссионерский метод, полный уважения для религиозных убеждений других людей, напоминает евангельское направление всем миссионерским начинаниям, которые предпринимает Церковь.
|