ЦЕРКОВЬ СОБОРНАЯ
Слово католическая означает всеобщая, т.е. универсальная, целая. Это слово, примененное к Церкви Христовой, показывает ее способность объять всех людей доброй воли. Только отсутствие доброй воли человека делает невозможным для него быть членом Церкви Христовой. Церковь Христова — это община Бога с людьми, которая открыта для каждого, кто хочет верить в Христа. Не существует никаких барьеров! В Церковь Христову входят: Адам, Ева, Авель, Авраам, Иаков, Иосиф Египетский, Моисей, Иоанн Креститель и его родители, обращенный разбойник, умирающий на кресте рядом с Иисусом... Таким образом всеобщность Церкви выходит за пределы времени. Аналогично всеобщность Церкви выходит за пределы пространства. В Церковь Христову входят люди, верующие во Христа и принадлежащие ко всем народам, которые существуют под солнцем. Приказ Христа: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк 16, 15) лучше всего передает всеобщность Церкви. Евхаристия совершается во льдах Гренландии и на берегах реки Конго. Хлеб над алтарем держат руки священников всех рас и национальностей. В Церкви можно услышать все языки, в ней присутствуют все культуры. Всеобщность Церкви устраняет барьеры между людьми. Членами Церкви может быть крещеный младенец и столетний старец, умственно отсталый и гений, неграмотный и ученый, чемпион олимпийских игр и паралитик, прикованный к постели, самый большой грешник и самый совершенный святой. Церковь — это общность людей, которая включает в себя всех людей доброй воли, которые верят и желают принять святое крещение. Всеобщность является одним из наиболее удивительных измерений Церкви. С этой точки зрения можно сравнить Церковь с иными сообществами, членство в которых основано на принципе добровольного решения. Почти всюду существует целый список условий, которым надо соответствовать, чтобы иметь право быть членом этого сообщества. В Церкви есть только 2 условия: вера в Христа и готовность принять святое крещение. Всеобщая Церковь складывается из меньших частей, так называемых местных Церквей: епархий и приходов. Связанные епархии составляют метрополию, во главе которой стоит архиепископ, а связанные приходы составляют деканат, во главе которого стоит декан. Не следует, однако, воображать себе эти части как самостоятельные субъекты, которые входят в согласие с другими, создавая федерации или иные союзы, которые основываются на договоре. Такой образ припоминал бы Организацию Объединенных Наций. Всеобщая Церковь целиком содержится в каждой местной Церкви. Она содержится целиком в каждой епархии, объединенной вокруг епископа, в каждом приходе, объединенном вокруг настоятеля, в каждом торжестве Евхаристии, которую совершает даже одинокий священник. Самым метким образом этой внутренней связанности Церкви, похоже, является буханка хлеба. В каждом ломте хлеба есть все, что есть в целом хлебе. Этим образом единства и всеобщности Церкви пользовались уже в конце I века. Он присутствует в одном из наиболее старых христианских документов, который называется Учение двенадцати апостолов. Взгляд на всеобщность Церкви через образ одного хлеба помогает более глубоко понять символику евхаристического хлеба, а также богатство общины, которая собирается вокруг одного алтаря. Катехизис Католической Церкви, говоря на тему всеобщности Церкви, отвечает на вопрос: Кто является членом всеобщей Церкви? При этом обращается внимание на определенные степени принадлежности к Церкви. Наиболее полно к Церкви принадлежат люди верующие и практикующие. Вера тогда охватывает все этажи здания веры: в Бога, Богу, в Христа, Христу, в Церковь, Церкви. В практике же подчеркивается любовь к Богу и к людям, ибо она придает блеск актам культа верующих людей. Она приводит к тому, что вера жива. Иные степени принадлежности к Церкви определяет позиция относительно таинства Евхаристии. Катехизис говорит, что общность католиков с православными Церквями столь глубока, «что малого недостает, чтобы оно достигло полноты, которая позволит совместное совершение Евхаристии Господней».
|