Студопедия — СОМНЕНИЕ 1 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОМНЕНИЕ 1 страница






Итак, я думаю, что знаю теперь порядочную часть мира, окружающего меня; и действительно я положил на это достаточно труда и забот. Только согласным между собой показаниям моих чувств оказывал я доверие, только по­стоянному и неизменному опыту; я трогал руками то, что видел, я разлагал на части то, что трогал; я повторял мои наблюдения, и повторял их многократно; я сравнивал между собой различные явления и только тогда успокаи­вался, когда мне становилась ясна их взаимная зависи­мость, когда я мог объяснить одно явление другим и вы­водить одно из другого, когда я мог заранее предсказать явление и когда наблюдения оправдывали такое пред­сказание. Зато теперь, когда я уверен в истинности этой части моих знаний столь же твердо, как в своем собствен­ном существовании, шествую я твердой поступью в этой известной мне сфере моего мира и не боюсь основы­вать все свои расчеты о благе и даже о существовании своем и чужом на достоверности моих убеждений.

Но что же такое я сам, и в чем мое назначение?

Излишний вопрос! Прошло уже много времени с тех пор, как окончилось мое обучение, касавшееся этого предмета, и потребовалось бы слишком много време­ни, чтобы повторить все то, что я об этом с такими под­робностями слышал, учил и чемуя поверил.

Но каким же путем пришел я к этим познаниям, кото­рыми я, как мне смутно помнится, располагал? Преодо­лел ли я, гонимый жгучей жаждой знания, неизвестность, сомнения и противоречия? Отдал ли я предпочтение тому, что представилось мне как нечтозаслуживающее доверия, производил ли я снова и снова проверку того, что казалось вероятным, очищал ли я это от всего лиш­него, делал ли я сравнения, — до тех пор, пока внутрен­ний голос, властный и неодолимый, не закричал во мне: «Да, это именно так, а не иначе, клянусь в этом»? Нет, ничего такого я не припомню. Мне были предложены наставления, прежде чем я ощутил в них потребность; мне отвечали, когда я не задавал еще вопросов. Я их слу­шал, потому что избежать их я не мог. Что из всего это­го осталось в моей памяти—это зависело от случая; без проверки и даже без участия с моей стороны все было расставлено по своим местам.

Но каким же образом мог я тогда убедить себя, что я действительно располагаю познаниями об этом предме­те мышления? Если я знаю только то и убежден только в том, что я сам нашел, — если я действительно обладаю только теми познаниями, которые приобрел я сам, то я поистине не могу утверждать, что я хотя что-нибудь знаю о своем назначении; я знаю только то, что об этом зна­ют — если верить их словам — другие; и единственное, за что я могу здесь действительно поручиться, это только то, что я слышал, как другие то-то и то-то говорили об этом.

Таким образом получается, что я, стремясь всегда лично, с величайшей старательностью, исследовать вещи, менее важные, в важнейшем вопросе полагаюсь на добросовестность и старательность других людей. Я доверил другим решение важнейшего вопроса, касаю­щегося человечества; я допустил в них серьезность и точность, которых я ни в коем случае не нашел в себе самом. Я ценил их несравненно выше себя самого.

Но если они знают что-нибудь действительно ис­тинное, то откуда могут они это знать, кроме как путем собственного размышления? И почему я не могу тогда таким же размышлением прийти к той же самой исти­не, раз я существую точно так же, как они? До какой сте­пени я до сих пор унижал и презирал себя!

Я хочу, чтобы дальше так не было! Начиная с этого момента, я хочу вступить в свои права и войти во владе­ние тем достоинством, которое по праву принадлежит


мне. Все чужое пусть будет оставлено. Я хочу исследо­вать сам. Да, я должен признаться, что во мне есть тай­ное, сокровенное желание относительно того, чем дол­жно окончиться исследование, есть предпочтительная склонность к известным утверждениям, но я забываю их и отвергаю их, и не допущу, чтобы они оказали хоть малейшее влияние на направление моих мыслей. Я возьмусь за дело с пол ной строгостью и старанием и я буду откровенен сам с собой. Я с радостью приму все, что я признаю за истину, каково бы оно ни было. Я хочу знать. С той же достоверностью, с какой я раскрываю, что эта земля, когда на нее ступаю, будет меня держать, что этот огонь, когда я к нему приближусь, меня обож­жет,— с той же достоверностью хочу я знать, что такое я сам и чем я буду. И в случае, если это окажется недости­жимым, я по крайней мере буду знать, что получить от­вет на поставленный вопрос невозможно. Я готов под­чиниться даже такому исходу исследования, если я приду к нему и признаю в нем истину. — Я спешу при­ступить к решению моей задачи.

 

Я беру природу, вечно спешащую далее, в ее беге, и останавливаю ее на мгновение; запечатлеваю в себе настоящий момент и размышляю о нем! — размышляю об этой природе, в изучении которой развивались до сих пор мои мыслительные способности, сообразно тем заключениям, которые справедливы в ее области.

Я окружен предметами, которые я чувствую себя вы­нужденным рассматривать как сами по себе существу­ющие и взаимно друг отдруга отделенные: я вижу рас­тения, деревья, животных. Я приписываю каждому отдельному предмету свойства и признаки, посредством которых я отличаю их друг отдруга; этому растению свойственна такая форма, тому иная; этому дереву одна форма листьев, тому другая.

Каждый предмет имеет свое определенное число свойств, ни одним больше, ни одним меньше. На вся­кий вопрос, таков ли этот предмет, или нет, геловек, вполне его знающий, может ответить либо решитель­ным да, либо столь же решительным нет, чем и кладет конец всяким сомнениям относительно присутствия или отсутствия данного свойства. Все, что существует, обладает некоторым данным свойством или не облада­ет им, имеет определенный цвет, или не имеет его, ок­рашено или не окрашено, вкусно или невкусно, осязае­мо или неосязаемо и так далее.

Каждый предмет обладает каждым из этих свойств в определенной степени. Если для данного свойства суще­ствует какой-нибудь масштаб и если я могу его приме­нять, то можно найти определенную меру, которая ни­чуть не больше и ничуть не меньше этого свойства. Положим, я измеряю высоту этого дерева; она вполне определенна, и дерево ни на одну линию не выше и не ниже того, каково оно на самом деле. Положим, я рас­сматриваю зеленый цвет его листьев; это вполне опре­деленный зеленый цвет, нигде не более темный или бо­лее светлый, нигде не более свежий или более блеклый, чем на самом деле, хотя здесь в моем распоряжении нет соответствующего масштаба и слова для обозначения данной степени свойства. Положим, я бросаю взгляд на это растение: оно стоит на некоторой определенной сте­пени между своим всходом и зрелостью; ничуть не бли­же и не дальше к обоим этим моментам, чем на самом деле.Все, что существует, вполне определенно; оно есть то, что оно есть и отнюдь не что-нибудь иное.

Этим не сказано, что я вообще не могу мыслить ни­чего, парящего где-то в середине между противополож­ными свойствами. Безусловно, я представляю себе не­определенные предметы, и больше чем половина моего мышления имеет дело именно с ними. Я думаю сейчас о дереве вообще. Имеет ли это дерево вообще плоды, или не имеет, имеет ли листья, или нет, и если оно ка­кие-нибудь имеет, то каково их число? К какой породе деревьев принадлежит оно? Как оно велико? и так далее. Все эти вопросы остаются без ответа; мое мышление остается, таким образом, неопределенным, посколькуя


мыслю не об одном определенном дереве, а о дереве вообще. Но зато я отказываю этому дереву вообще и в действительном существовании, —именно потому, что оно не вполне определенно. Все действительное имеет свое определенное число всех возможных свойств су­ществующего вообще, и притом каждое из этих свойств имеет в определенной мере, поскольку оно вообще дей­ствительно. Конечно, я не претендую на то, чтобы ис­черпать безусловно все свойства хотя бы одного толь­ко предмета, и приложить ко всем им масштаб.

 

Но природа спешит далее в своем вечном процессе превращения, ив то время, когда я еще говорю о рас­сматриваемом моменте, он уже исчез, и все изменилось; прежде чем я успел схватить этот новый момент, все опять стало иначе. Каким все было и каким я все рас­сматриваю, оно не было всегда: оно таким сделалось.

Но почему, на каком основании все сделалось таким, каким оно сделалось; почему природа из бесконечного разнообразного ряда состояний, которые она может принимать, приняла в этот момент именно то, какое действительно приняла, а не какое-нибудь другое?

Потому, что им предшествовали именно те состоя­ния, которые им предшествовали, а не какие-нибудь другие из числа возможных, и потому, что имеющиеся в данный момент налицо последовали именно за ними, а не за какими-нибудь другими. Будь в предшествую­щий момент что-нибудь хоть на чуточку иначе, чем оно было, то и в настоящей момент что-нибудь было бы несколько иначе, чем оно есть. А на каком основании в предшествующий момент все было именно так, как оно было? На том основании, что в момент, предшество­вавший еще этому, все было так, как оно было. А этот зависел опять оттого, который ему Предшествовал; этот последний, в свою очередь, от своего предшествующе­го—и так далее без конца. Точно также в ближайший следующий момент природа будет такой, какой она бу­дет, потому, что в настоящий момент она такова, како­ва она есть; и по необходимости в этот следующий мо­мент что-нибудь было бы несколько иначе, чем оно будет на самом деле, если бы в настоящий момент что-нибудь было хоть чуточку иначе, чем оно есть. И в тот момент, который последует за этим ближайшим, все будет так, как будет, потому, что в этот ближайший все будет так, как будет: точно так же следующий момент будет зависеть от него, как он зависит от своего пред­шествовавшего; и так далее без конца.

Природа, не останавливаясь, шествует через беско­нечный ряд своих возможных состояний, и смена этих состояний происходит не беспорядочно, а по строго определенным законам. Все, что происходит в природе, по необходимости происходит так, как оно происхо­дит, и совершенно невозможно, чтобы оно произошло как-нибудь иначе. Я вступаю в сомкнутую цепь явлений, где каждое звено определяется предыдущим и опреде­ляет последующее; я оказываюсь среди прочной взаим­ной зависимости, причем, исходя из любого данного момента, я мог бы одним только размышлением найти все возможные состояния Вселенной; я шел бы назад, если бы объяснял данный момент, шел бы вперед, если бы делал из него выводы; в первом случае я разыскивал бы причины, через посредство которых он, этот дан­ный момент, только и мог осуществиться, во втором — те следствия, какие он должен иметь. В каждой части я воспринимаю целое, так как часть есть то, что оно есть, только через целое, и притом по необходимости.

 

Итак, что же собственно представляет собой то, что я только что нашел? Когда я одним взглядом охватываю мои утверждения в целом, то я нахожу следующее, как общую их идею: каждому становлению я должен пред­посылать некоторое бытие, из которого и через кото­рое событие осуществилось, перед каждым состояни­ем я должен предполагать другое состояние, перед каждым бытием другое бытие, и я совершенно не могу допустить, чтобы из ничего происходило что-нибудь.


Я предпочитаю остановиться на этом несколько под­робнее, разобраться в нем и уяснить, что именно ле­жит в моих утверждениях. Дело в том, что легко может случиться, что от ясности моих воззрений в этом пунк­те моего размышления зависит весь успех моего даль­нейшего исследования.

Почему, по какой причине состояния предметов в данный момент именно таковы, каковы они на самом деле? — это был вопрос, которым я задался. Я, таким об­разом, предположил без дальнейшего доказательства и без всякого исследования, как нечто само по себе изве­стное, непосредственно истинное и просто достовер­ное, — как это и есть на самом деле, в этом я убежден теперь и буду убежден всегда, — я, повторяю, предполо­жил, что они имеют некоторую причину, что имеют бытие и действительность, действительно существуют, не сами по себе, но через посредство чего-то, вне их лежащего. Их бытие я нашел недостаточным для их соб­ственного бытия и почувствовал себя вынужденным ради них принять еще другое бытие вне их. Но почему же я не нашел достаточного наличия тех свойств и со­стояний; почему я это признал за какое-то несовершен­ное бытие? Что же может быть в них такого, что обнару­жило мне этот недостаток? Дело, без сомнения, обстоит так прежде всего, эти свойства существуют отнюдь не сами по Себе, они принадлежат чему-то другому; они — свойства, имеющего свойства, формы оформленного; а нечто, принимающее эти свойства, носитель этих свойств, их субстрат, по употребительному в школах выражению, всегда предполагается для мыслимости этих свойств. Далее, утверждение, что такой субстрат имеет какое-нибудь определенное свойство, выражает состояние покоя, остановку в его изменениях, прекра­щение его становления. Если же я предполагаю его в процессе изменения, то в нем нет уже более никакой определенности, а есть переход из одного состояния в другое, противоположное, через неопределенность. Следовательно, состояние определенности вещи есть только страдательное состояние, а такое состояние представляет собой несовершенное бытие. Необходи­ма деятельность, которая соответствовала бы этому страдательному состоянию, из которой последнее мож­но бы было объяснить и посредством которого после­днее только и можно бы было мыслить; или, как обык­новенно выражаются, которая содержала бы причину этого страдательного состояния.

Поэтому то, что я мыслил и что вынужден был мыс­лить, состояло отнюдь не в том, что различные следую­щие друг за другом состояния природы как таковые воз­действуют друг на друга, — что ряд свойств, существую­щих в данный момент, сам себя уничтожает, а в следующий момент, когда этот ряд уже не существует более, он производит другой ряд, который не есть он сам и который не лежит в нем, и ставит его на свое ме­сто, — что совершенно немыслимо. Свойства предмета не производят ни сами себя, ни что-либо другое вне себя.

Деятельная, присущая предмету и выражающая со­бой истинную его сущность сила, — вот то, что я мыс­лил и что должен был мыслить, чтобы понять посте­пенное возникновение и смену тех состояний. Но как же представляю я себе эту силу, в чем ее сущность и каким образом она обнаруживается? Обнаруживается она не в чем ином, как в том, что при данных определен­ных условиях, сама по себе и сама из себя, она произво­дит определенное действие, именно это, а не какое-ни­будь другое, и притом производит его с абсолютной достоверностью и неизменностью.

Принцип деятельности, возникновения и развития в себе и для себя находится, безусловно, в ней самой, по­скольку она действительно сила, а не в чем-нибудь вне ее; сила не возбуждается и не приводится в действие: она сама себя приводит в действие. Причина того, что она развивается именно этим определенным образом, лежит частично в ней самой, потому что она есть именно эта сила, а не какая-нибудь другая, частично вне ее, в усло­виях, среди которых она развивается. Два обстоятельства:


внутреннее определение силы, через нее самое, и ее внешнее определение, через условия, должны соеди­ниться, чтобы вызвать изменение. Дело в том, что, во-первых, окружающие условия, т. е. покоящееся бытие и существование вещей, не произведет никакого станов­ления, ибо в них самих заключается противоположность всякого становления — спокойное пребывание; во-вто­рых, всякая сила, насколько она мыслима, всегда безус­ловно определена во всех своих свойствах, но ее опреде­ленность может стать полной только благодаря услови­ям, среди которых она развивается. Я мыслю только силу, но сила существует для меня лишь постольку, поскольку я воспринимаю ее действие. Бездеятельная сила, кото­рая, однако, все же представляла бы собой силу, а не вещь в состоянии покоя, совершенно немыслима. Но всякое действие вполне определенно, а так как действие есть только отражение, только другая сторона самой деятель­ности, то действующая сила определяется в ее деятель­ности, и причина этой ее определенности лежит частью в ней самой как нечто особое и само по себе существую­щее, частью вне ее, потому что ее собственные свойства могут быть мыслимы лишь как обусловленные.

Вот здесь из земли вырос цветок, и я делаю вывод об образующей силе в природе. Но такая образующая сила существует для меня лишь постольку, поскольку для меня существует этот цветок или другие цветы, или растения вообще, или животные; описать эту силу я могу только посредством ее действия, и она является для меня не чем иным, как чем-то вызывающим это дей­ствие, чем-то порождающим цветы, растения, живот­ных и вообще органические тела. Далее, я буду утверж­дать, что если на этом месте мог вырасти цветок, и притом именно этот определенный цветок, то лишь потому, что здесь оказались налицо все условия, нуж­ные для того, чтобы сделать это появление возможным. Но этим соединением всех условий возможности дей­ствительное появление цветка мне отнюдь не объясня­ется; я вынужден принять еще особую, саму по себе дей­ствующую, первоначальную естественную силу, а имен­но силу, производящую цветы, ибо другая естественная сила при тех же самых условиях, вероятно, произвела бы что-нибудь совершенно иное. Таким образом, я ос­танавливаюсь на следующем взгляде на Вселенную.

Существует одна единая сила, если я рассматриваю все вещи как одно целое, как единую природу; если же я рассматриваю вещи в отдельности, существует много сил, развивающихся по собственным законам и вопло­щающихся во все возможные формы, на какие они спо­собны; все предметы в природе — не что иное, как эти самые силы втом или ином воплощении. Внешнее об­наружение каждой отдельной силы природы определя­ется, т. е. становится тем, что оно есть, частично ее соб­ственной сущностью, частично ее собственными внешними обнаружениями, частично обнаружениями всех причин сил природы, с которыми она находится в связи; но в связи она находится со всеми, так как приро­да — одно целое, все части которого связаны взаимной зависимостью. Всем этим она, безусловно, определяет­ся: если она есть то, что она есть по своей внутренней сущности, и если она обнаруживается при данных об­стоятельствах, это ее обнаружение обязательно оказы­вается именно таким, каким оказывается, и совершен­но невозможно, чтобы оно оказалось хоть чуточку иным, чем оно есть.

В любой момент своего бытия природа представля­ет собой одно целое, все части которого связаны между собой. В любой момент каждая отдельная часть ее дол­жна быть такова, какова она есть, потому что все осталь­ные части таковы, каковы они на самом деле; и ты не можешь ни одной песчинки сдвинуть со своего места, чтобы тем самым не изменить чего-нибудь во всех час­тях неизмеримого целого, хотя бы, быть может, неза­метно для твоих глаз. Но каждый момент этого бытия определен всеми предшествовавшими моментами и определит собой все последующие моменты; ты не мо­жешь представить положение хотя бы одной песчинки


в настоящий момент иначе, чем оно есть, не будучи вынужденным представлять иным все бесконечное про­шлое позади и все бесконечное будущее перед тобой.

Сделай дальше, если хочешь, опыт с этой крохотной пылинкой, которую ты видишь. Вообрази, что она лежит на несколько шагов дальше от берега. Тогда ветер, при­несший ее с моря, должен был быть несколько сильнее, чем он был на самом деле. Но тогда и все предшествовав­шее состояние погоды, которым был обусловлен как сам этот ветер, так и сила его, было бы несколько иным, чем оно было, точно также и состояние, предшествовавшее этому состоянию, которым это состояние было опреде­лено; и таким образом для всего неограниченного и бес­конечного прошлого ты получаешь совершенно другую температуру воздуха, а не ту, которая действительно имела место, и совершенно другие свойства тел, кото­рые имеют влияние на эту температуру и на которые имеет влияние она. На плодородие или бесплодие по­лей, а через это, и, кроме того, и сама по себе, непосред­ственно, на продолжительность человеческой жизни, эта температура, бесспорно, имеет самое решительное влияние. Как можешь ты знать — ибо где нам не дано проникать в сокровенные тайники природы, там доста­точно указать возможности, — как можешь ты знать, что при том состоянии всей Вселенной, которое необходи­мо для того, чтобы эта пылинка оказалась несколько даль­ше от берега, не погиб бы от голода, холода или жажды один из твоих предков, прежде чем он произвел сына, от которого ты происходишь? Тогда ты, таким образом, не существовал бы, и не было бы ничего, что ты делаешь теперь или думаешь сделать в будущем, не было бы из-за того, что пылинка лежит на другом месте.

 

Сам я вместе со всем тем, что я называю своим, пред­ставляю собой одно звено в этой цепи строгой есте­ственной необходимости. Было время — так говорят мне другие, жившие в это время, и я сам, размышляя, должен допустить, что такое время действительно было, хотя я и не имею о нем непосредственного представле­ния, — было время, когда меня еще не было, и был мо­мент, в который я появился. Я был тогда только для дру­гих, но не для себя самого. С тех пор мое самосознание мало-помалу развивалось, и я нашел в себе некоторые способности и склонности, потребности и естествен­ные желания. Я — существо, определенное во всех сво­их свойствах и возникшее в некоторый момент.

Я возник не сам по себе. Было бы величайшей несо­образностью предположить, что я был, прежде чем я был, чтобы привести к бытию себя самого. Я стал суще­ствующим через посредство другой силы вне меня. И через какую же другую, как не через всеобщую силу при­роды, так какя ведь не что иное,как часть природы? Вре­мя моего появления и свойства, с которыми я появился, были определены именно этой всеобщей силой при­роды; и все формы, в которых с того времени проявля­лись и будут проявляться, пока я буду, эти мои прирож­денные основные свойства, определены той же самой силой природы. Было бы невозможно, чтобы вместо меня появился другой; невозможно, чтобы этот появив­шийся в какой-нибудь момент своего существования был бы не таков, каков он есть и будет.

То обстоятельство, что различные мои состояния сопровождаются сознанием, а некоторые из них — мыс­ли, решения и т. п. — даже не представляют собой, по-видимому, ничего иного, как состояния одного только сознания, — это обстоятельство не должно направить мои размышления на ложный путь. Естественный удел растений — правильный, закономерный рост, живот­ных — целесообразное движение, человека — мышле­ние. Почему я должен колебаться признать последнее таким же проявлением первоначальной силы приро­ды, как второе и первое? Ничто, кроме удивления, не может помешать мне в этом; действительно, мышле­ние представляет собой проявление силы природы, го­раздо более высокое и сложное, чем определенная фор­ма у растений или произвольное движение у животных;


но как могу я позволить какому бы то ни было чувству оказывать влияние на спокойное исследование? Конеч­но, я не могу объяснить, как сила природы производит мысль; но разве лучше обстоит дело с объяснением формы растений или движения животных? Из одного только сочетания материи выводить мышление — этим безнадежным делом я, разумеется, заниматься не стану; ибо разве в состоянии я, исходя из материи, объяснить образование хотя бы простейшего из мхов? Эти перво­начальные силы природы вообще никогда не будут объяснены, да и не могут быть объяснены, ибо они сами представляют собой то, из чего надо объяснять все объяс­нимое. Надо просто признать, что мышление существу­ет, и ограничиться этим; мышление существует точно так же, как существует образующая сила природы; оно существует в природе, ибо мыслящее существо появля­ется и развивается согласно законам природы; следова­тельно, оно существует через природу. В природе суще­ствует первоначальная сила мышления, так же как существует первоначальная образующая сила.

Эта первоначальная мировая сила мышления дви­жется вперед и развивается, проявляясь во всех возмож­ных формах, какие только она способна принимать, точно также, как движутся вперед и принимают все воз­можные формы остальные первоначальные силы при­роды. Я представляю собой особое проявление образу­ющей силы, как и растение; особое проявление силы произвольного движения, как и животное; а сверх того еще проявление силы мышления. Соединение этих трех сил в одну силу, в одно гармоническое развило и образует отличительный признак человеческого рода; точно также как отличительный признак растений со­стоит в том, что они представляют собой проявление одной только образующей силы.

Форма, произвольное движение и мышление не за­висят во мне друг от друга, и могут идти врозь. Будь меж­ду ними зависимость, я был бы вынужден как свою, так и окружающих меня форму и движения, представлять именно такими, а не иными, потому что они именно таковы; или наоборот, они были бы таковы, потому что я представляю их такими; в действительности же фор­ма, движение и мышление представляют собой гармо­ническое развитие одной и той же силы, обнаружение которой становится некоторой свободной от внутрен­них противоречий сущностью человеческого рода и которую можно было бы назвать человекообразующей силой. Во мне просто возникает мысль, и точно так же соответствующая ей форма, и точно так же соответству­ющее обеим движение. Я — то, что я есть, не потому, что я это мыслю или этого хочу, точно также я мыслю и хочу не потому, что я таков; но я мыслю и я таков — и то, и другое независимо друг от друга, однако противоре­чия здесь не получается вследствие наличия одного высшего основания.

Поскольку эти первоначальные силы природы дов­леют сами над собой и имеют собственные внутрен­ние законы и цели, постольку уже осуществившиеся обнаружения их, если только эта сила остается предос­тавленной самой себе и не подавляется другой чуждой и более сильной силой, должны длиться некоторый промежуток времени и описать известный ряд измене­ний. Что исчезает в тот самый момент, когда появляет­ся, наверное не является обнаружением основной силы, а только результатом совокупного действия несколь­ких сил. Растение, особое проявление образующей силы природы, развивается, предоставленное себе са­мому от своего выхода из зародыша до созревания сво­их семян. Человек, особое проявление всех сил приро­ды в их соединении, идет, предоставленный себе самому, от рождения до смерти вследствие старости. Отсюда продолжительность жизни как растения, так и человека, и различные особенности этой их жизни.

Форма, произвольное движение, мышление, в гар­монии между собой, длительное существование всех важных свойств при разнообразных изменениях при­сущи мне, поскольку я представляю собой одно из су­


ществ моего рода. Но чедовекообразующая сила при­роды уже обнаруживалась, прежде чем я появился, при всевозможных внешних условиях и обстоятельствах. Эти внешние обстоятельства и определяют особый ха­рактер ее деятельности в настоящий момент; в них, та­ким образом, и лежит причина того, что призывается к действительности именно такой индивидуум моего, т.е. человеческого, рода. Эти самые обстоятельства никог­да не могут повториться, потому что тогда повторилась бы сама природа как целое и возникли бы две природы вместо одной; поэтому те самые индивидуумы, которые однажды уже были, никогда вновь не будут. Далее, чедо­векообразующая сила природы в то самое время, когда я уже существую, проявляется при всехв данное время возможных обстоятельствах. Но нет сочетания этих обстоятельств, совершенно подобного тому, благодаря которому я был призван к действительности, потому что тогда мировое целое распалось бы на два совершен­но одинаковых и друг от друга независящих мира. В одно и то же время два совершенно одинаковых индивидуума существовать не могут. Но тем самым определяется уже то, чем должен быть я, я — это определенное лицо; и за­кон, по которому я сделался тем, что я есть, в общем уже найден. Я есть то самое, чем чедовекообразующая сила, — после того как она была такова, какова была, после того как и вне меня она стала такой, какая она есть, после того как она оказалась в этом определенном отношении к другим противодействующим ей силам природы, — мог­ла сделаться; а так как в ней самой не могут лежать при­чины никакого самоограничения, то раз она могла сде­латься чем-либо, она обязательно должна была этим сделаться. Я таков, каков я есть, потому что при данном сочетании сил природы возможен был только такой, а не какой-нибудь иной результат, и ум, который в совер­шенстве видел бы все сокровенное в природе, мог бы, познав одного только человека, вполне определенно ука­зать, какие люди когда-либо существовали и какие ког­да-либо будут существовать; в одном человеке он по-знал бы всех. Эта моя зависимость от природы как це­лого и есть то, что вполне определяет как то, чем я был, так и то, что я есть и чем я буду; тот же самый ум мог бы из любого момента моего бытия безошибочно вывес­ти, что представлял я собой перед этим моментом и чем буду после него. Все мои свойства, как настоящие, так и будущие, являются моими свойствами с безусловной необходимостью, и совершенно невозможно, чтобы я в чем-нибудь был иным.

 

Я имею непосредственное сознание о себе самом как о самостоятельном и во многих событиях моей жизни свободном существе, но это сознание можно хорошо объяснить, исходя из указанных принципов, и вполне согласовать с только что полученными заключениями. Мое непосредственное сознание, восприятие в соб­ственном смысле, не идет дальше меня самого и того, что меня определяет; непосредственно я знаю только себя самого, а что я знаю кроме того, я знаю только пу­тем умозаключений, т. е. точно таким же образом, ка­ким я приходил к заключению относительно сил при­роды, которые никоим образом не входят в круг моих восприятий. Но я, то, что я называю своим я, своей лич­ностью, я не есть сама чедовекообразующая сила, но только одно из ее проявлений, и только об этом прояв­лении имею я непосредственное сознание как о моем я, а не о той силе, о которой я лишь только делаю умо­заключение, побуждаемый необходимостью объяснить себя самого. Но это проявление, согласно своему дей­ствительному бытию, есть, конечно, нечто выходящее из какой-то первоначальной и самостоятельной силы, и должно быть найдено таким в сознании. Поэтому во­обще я нахожу себя самостоятельным существом. На этом же именно основании кажусь я себе свободным в отдельных событиях моей жизни, если эти события являются проявлениями самостоятельной силы, сделав­шейся неотъемлемой и безраздельной моей собствен­ностью; я кажусь себе связанным и ограниченным, если







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 459. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Йодометрия. Характеристика метода Метод йодометрии основан на ОВ-реакциях, связанных с превращением I2 в ионы I- и обратно...

Броматометрия и бромометрия Броматометрический метод основан на окислении вос­становителей броматом калия в кислой среде...

Метод Фольгарда (роданометрия или тиоцианатометрия) Метод Фольгарда основан на применении в качестве осадителя титрованного раствора, содержащего роданид-ионы SCN...

Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит...

Кран машиниста усл. № 394 – назначение и устройство Кран машиниста условный номер 394 предназначен для управления тормозами поезда...

Приложение Г: Особенности заполнение справки формы ву-45   После выполнения полного опробования тормозов, а так же после сокращенного, если предварительно на станции было произведено полное опробование тормозов состава от стационарной установки с автоматической регистрацией параметров или без...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.009 сек.) русская версия | украинская версия