Студопедия — СОМНЕНИЕ 4 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОМНЕНИЕ 4 страница






Д. Но ты все-таки говоришь о предметах, как будто ты их действительно знаешь и имеешь для них орган познания?

Я. Да.

Д. И ты это делаешь, согласно твоему прежнему пред­положению, на основании знания, которое ты действи­тельно имеешь и для которого у тебя есть орган, и ради этого знания.

Я. Это так

Д. Твое действительное знание — о твоих аффици­рованных состояниях — также для тебя неполное зна­ние, которое, согласно твоему утверждению, должно пополниться другим. Это новое, другое знание ты мыс­лишь себе, описываешь себе, не как такое, которое ты имеешь, потому что ты его ни в коем случае не име­ешь, но как такое, которое ты должен получить сверх настоящего знания, и получил бы, если бы у тебя был для этого орган. Ты как будто говоришь: о вещах я, прав­да, ничего не знаю, но ведь должны же быть вещи, и если бы я их только мог найти, то они нашлись бы. Ты мыслишь себе другой орган, которого в действитель­ности не имеешь, относишь его к вещам, воспринима­ешь им их — всегда только в мыслях, как само собой разумеещеся. Строго говоря, у тебя нет сознания ве­щей, но только (выведенное посредством закона ос­нования из твоего действительного сознания) созна­ние о (долженствующем и в себе необходимом, хотя и не принадлежащем тебе) сознании вещей; и теперь ты поймешь, что твоим предположением ты всегда при­бавляешь к знанию, которое ты имеешь, другое, кото­рого у тебя нет.

Я. Я должен с этим согласиться.

Д. Будем называть теперь это второе знание, при­нятое вследствие другого, опосредованным знанием, а первое — непосредственным знанием. Одна извест­ная школа называет только что описанный прием, на­сколько мы его именно описали, синтезом; при этом ты должен мыслить не соединение уже существующих членов, но присоединение и прибавление совсем но­вого, только через присоединение возникшего члена к другому, независимо от него существующему. Итак, ты находишь первое сознание готовым, так же как ты находишь готовым самого себя, и без него ты не нахо­дишь себя; второе же ты создаешь только вследствие первого.

Я. Но только не после первого, так как я сознаю вещи в тот же самый неделимый момент как сознаю самого себя.

Д. Об этой последовательности я ничего не говорю, но я думаю, что если ты потом станешь размышлять над этим неделимым сознанием себя самого и вещей, раз­личишь их оба, и задашь себе вопрос об их взаимной


связи, то найдешь, что последнее сознание обусловле­но первым, но только при предположении, что первое мыслится как возможное, а не наоборот.

Я. Так же думаю и я; и если ты хотел сказать только это, то я соглашаюсь с твоим утверждением, и уже рань­ше согласился с ним.

Д. Ты говоришь, что создашь сам второе сознание; ты создашь его действительным актом твоего духа. Или ты думаешь иначе?

Я. В этом ведь я уже косвенно согласился с тобой. Я прибавляю к сознанию, которое я в себе нахожу, находя самого себе, другое, которого я в себе отнюдь не нахо­жу. Я дополняю и удваиваю мое настоящее сознание, и это во всяком случае акт. Но я подвергаюсь искушению: взять назад или мое собственное признание или же все мое предположение. Я очень хорошо сознаю именно акты моего духа кактаковые: я сознаю их, когда образую общее понятие или когда выбираю в случаях, возбужда­ющих сомнение, один из возможных образов действия, лежащих передо мной. Акт, которым я, согласно твоему утверждению, создаю представления о вещах вне меня, я никоим образом не сознаю.

Д. Не смущайся этим. Ты сознаешь акты твоего духа только, поскольку™ проходишь через состояние нео­пределенности и нерешительности, которое ты также сознаешь и которое уничтожает твой акт. Такая нере­шительность в нашем случае не имеет места: духу не нужно раздумывать сначала, какой предмет он присое­динит к своему определенному ощущению; это проис­ходит само собой. Философский язык устанавливает это различие. Акт духа, который мы сознаем как таковой, называется свободой, акт без сознания действования — самопроизвольностью. Заметь хорошенько, что я от­нюдь не считаю тебя способным на непосредственное сознание этого акта кактакового, но только утверждаю, что если ты вслед за этим актом будешь о нем размыш­лять, то найдешь, что этот акт должен был быть. Даль­нейший вопрос: что же это такое, что не дает доходить до нас состоянию такой нерешительности и сознанию наших действий, — без сомнения, разрешится впослед­ствии глубже.

Этот акт духа называют мышлением — слово, кото­рым я также пользовался до сих пор с твоего согласия; и говорят, что мышление происходит самопроизвольно в отличие от ощущения, которое есть только воспри­имчивость. Какже приходишь ты, с точки зрения твое­го прежнего предположения, к тому, чтобы к ощуще­нию, которое ты, без сомнения, имеешь, примыслить еще предмет, о котором ты ничего не знаешь?

Я. Мое ощущение должно иметь основание, предпо­лагаю я и делаю отсюда выводы.

Д. Не скажешь ли ты мне заранее, что это такое — основание?

Я. Я нахожу нечто так или иначе обоснованным. Я не могу довольствоваться знанием, что оно так есть, и принимаю, что оно стало таким, и не через самого себя, а через чуждую силу. Эта чуждая сила, сделав­шая его таким, содержит основание, и проявление этой силы, которое его сделало именно таким, есть основание данного определения вещи. Мое ощуще­ние имеет основание — это значит: оно во мне созда­но чуждой силой.

Д. Эту чуждую силу ты примышляешь к твоему не­посредственно сознаваемому ощущению, — и так воз­никает у тебя представление предмета? Пусть так.

Но заметь хорошенько: если ощущение должно иметь основание, то я признаю правильность твоего заключения и понимаю, что ты с полным правом мо­жешь принимать существование предметов вне тебя, несмотря на то что ты о них ничего не знаешь и не мо­жешь знать. Но откуда ты знаешь и каким образом хо­чешь ты мне доказать, что оно должно иметь основа­ние? Или, выражаясь в общей форме, в которой ты выше установил закон основания: почему не можешь ты до­вольствоваться, что нечто такое есть, почему призна­ешь ты, что оно таким стало или, если пойти дальше,


почему оно стало таким через чуждую силу? Я замечаю, что ты это всегда только предполагаешь.

Я. Я признаюсь в этом. Но я не могу в действительно­сти думать иначе, чем так. Вероятно, я знаю это непос­редственно.

Д. Что значит твой ответ: ты знаешь это непосред­ственно, — мы увидим, когда мы вынуждены будем к нему возвратиться как к единственно возможному. Сна­чала же испытаем все другие возможные пути, идя по которым мы можем вывести утверждение: нечто долж­но иметь основание.

Знаешь ли ты это через непосредственное ощущение?

Я. Возможно ли это было, если в восприятии всегда заключается только то, что во мне есть нечто, собствен­но, что я так или иначе определен, — но не то, что нечто стало, а еще менее, что оно стало через чуждую, вне ощущений лежащую силу.

Д. Или, может быть, ты возвел во всеобщность ут­верждение, которое ты образовал посредством наблю­дения вещей вне тебя, основание которых ты всегда находишь вне их самих, и распространил это утверж­дение на самого себя и на свое состояние?

Я. Не обращайся со мной, как с ребенком, и не при­писывай мне явных абсурдов. Я прихожу к признанию вещей вне меня только благодаря закону основания. Как же могу я опять посредством этих вещей вне меня прий­ти к этому же закону?

Разве покоится земля на большом слоне, а большой слон в свою очередь — на земле?

Д. Или, может быть, этот закон является следствием другой, более общей истины?

Я. Которая опять-таки не сможет быть обоснована ни непосредственным ощущением, ни наблюдением вне­шних вещей и относительно происхождения которой ты опять поднимешь вопрос? Ведь и эту предполагаемую основную истинуя бы могузнать только непосредствен­но. Лучше я скажу это теперь о законе основания и не буду ничего решать относительно твоей загадки.

Д. Пусть так, следовательно, кроме непосредствен­ного знания через ощущение нашего собственного со­стояния мы получили еще второе непосредственное знание, касающееся всеобщих истин?

Я. По-видимому, это так

Д. То особое знание, о котором здесь идет речь: что твои аффинированные состояния должны иметь осно­вания — вполне ли оно независимо от познания вещей?

Я. Разумеется, ведь познание вещей возможно толь­ко через посредство этого знания.

Д. И ты имеешь его непосредственно в себе самом?

Я. Да, непосредственно, так кактолько посредством его я выхожу из себя самого.

Д. Следовательно, из тебя самого, через тебя самого и через твое непосредственное знание ты предписыва­ешь законы бытия и его взаимной связи?

Я. Если я это хорошенько обдумаю, то скажу, что предписываю я законы только моим представлением о бытии и его взаимной связи, и будет осторожнее при­нять именно это выражение.

Д. Пусть так. Сознаешь ли ты этот закон каким-ни­будь иным путем, кроме того, когда ты действуешь со­гласно ему?

Я. Мое сознание начинается с ощущения моего со­стояния; непосредственно к нему я присоединяю по закону основания представление предмета. То и дру­гое: и сознание моего состояния и представление пред­мета неразрывно объединены, между ними не суще­ствует сознания, до этого неделимого сознания нет другого сознания. Нет, невозможно, чтобы я сознал этот закон прежде или по-иному, чем поступая соглас­но ему.

Д. Итак, ты действуешь сообразно ему, не сознавая его в обособленной форме; ты непосредственно и про­сто действуешь сообразно ему. Ноты только что осоз­нал и выразил этот закон как всеобщий. Как доходишь ты до этого особого осознания?

Я. Без сомнения, так я начинаю себя наблюдать,


убеждаюсь, что я так поступаю, и возвожу общее в моих приемах во всеобщий закон.

Д. Следовательно, ты можешь осознавать этот свой прием?

Я. Без сомнения. Я догадываюсь о цели твоих вопро­сов — здесь находится передо мной указанный выше второй вид непосредственного осознания — осознание моих действий, тогда как ощущение есть первый вид осознания — это осознание моего страдательного со­стояния.

Д. Правильно. Ты можешь, сказал я, осознавать этот свой прием путем свободного самонаблюдения и раз­мышления о себе самом; но ты не должен обязательно его осознавать, ведь ты не осознаешь его непосред­ственно, когда действуешь только внутренне?

Я. Но я должен его прежде всего осознать, так как я непосредственно вместе с ощущением осознаю пред­ставление вещей. Я нашел разрешение вопроса: я не­посредственно осознаю свое действие, но не как тако­вое — нет, оно мне представляется данным. Это осознание есть осознание предмета. Вслед за тем я могу осознать его как действие путем свободной реф­лексии.

Мое непосредственное осознание состоит из двух элементов: из осознания моего страдательного состоя­ния — ощущения — и из осознания моей деятельнос­ти — осознания предмета по закону основания; после­днее непосредственно присоединяется к первому. Осознание предмета есть осознание создаваемого мной представления о предмете, только не признанное за таковое. И об этом создании представления я знаю только потому, что я сам — создающий. Итак, все осоз­нание всегда непосредственное, только оно осознание меня самого, и теперь оно становится вполне понят­ным. По-твоему, правильные ли я делаю выводы?

Д. Вполне. Но откуда проистекает всеобщность и необходимость, с которыми ты высказываешь свои по­ложения, как, например, закон основания?

Я. Из непосредственного чувства, что я не могу по­ступать иначе, поскольку я имею разум, и что ни одно разумное существо вне меня не может поступать ина­че, поскольку оно именно разумное существо. Все слу­чайное — в данном случае мое аффицированное со­стояние — имеет основание. Это значит: издавна я примыслил сюда основание, и каждый, кто только бу­дет мыслить, также будет принужден примышлять сюда основание.

Д. Следовательно, ты понимаешь, что все знание есть только знание о тебе самом, что твое осознание никогда не выходит из тебя и что то, что ты считаешь осознанием предмета, есть не что иное, как осознание твоего полагания предмета, которое ты совершаешь од­новременно с ощущением, по внутреннему закону мышления.

Я. Следуй храбро вперед; я не хотел мешать тебе и даже сам помог тебе развивать рассмотренные тобой заключения. Но теперь будем серьезны: я беру назад все мое предположение относительно того, что я прихожу к признанию вещей вне меня посредством закона ос­нования; я внутренне отказался от этого предположе­ния, как только мы посредством его натолкнулись на очевидную неправильность.

Именно следуя этому закону, я осознал бы только одну силу вне меня, и эту силу осознал бы только, как мыслимую; также как в природе для объяснения магнит­ных явлений я мыслю магнетическую силу, а для объяс­нения электрических явлений — электрическую силу.

Но мир не представляется мне только мыслью и толь­ко мыслью обо мне. Он есть нечто протяженное, нечто вполне ощущаемое в себе, а не ощущаемое, как сила, только в своем обнаружении; он не проявляет, как сила, своих свойств, но он их имеет. Внутренне я осознаю его постижение совсем по-другому, чем чистое мыш­ление; оно представляется мне воспринимаемым, не­смотря на то что доказано, что оно не восприятие; мне


трудно было бы описать этот вид сознания и отделить его от других видов.

Д. Ты все-таки должен попытаться составить такое описание, иначе я не пойму тебя и мы никогда не при­дем к ясности в этом вопросе.

Я. Я попытаюсь проложить к ней путь. Прошу тебя, дух, если твой орган подобен моему, то устреми свои глаза на тот вот красный предмет перед нами, отдайся беспристрастно впечатлению, забудь на время свои за­ключения и скажи мне откровенно, что в тебе проис­ходит.

Д. Я вполне могу как бы переместиться в твой орган, и мне не свойственно отрицать какое-либо действи­тельно данное впечатление. Скажи мне только, что, по-твоему, должно во мне происходить.

Я. Разве ты не обозреваешь и не воспринимаешь по­верхности непосредственно одним взглядом: не дана ли она тебе сразу вся? Разве ты осознаешь только отда­леннейшим и темным образом растягивание простой красной точки в линию и этой линии в поверхность, о которой ты говорил? Не будешь ли ты утверждать, воп­реки своим прежним заключениям и не будет ли каж­дый, беспристрастно себя наблюдающий, утверждать и настаивать на том, что вы видите действительно повер­хность, так или иначе окрашенную?

Д. Я соглашаюсь с тобой в этом, и при самонаблю­дении вижу себя именно таким, как ты это описыва­ешь. Но прежде всего: ведь ты забыл, что в наши наме­рения не входило рассказывать друг другу, как в дневнике человеческого духа, то, что происходит в сознании. Нашим намерением было мыслить различ­ные содержания сознания в их взаимной связи, объяс­нить и выводить одно из другого. Потому, следователь­но, ни одно из твоих наблюдений, которые, разумеется, должны быть объяснены все, а не отвергнуты, не мо­жет опрокинуть ни одного из моих правильных зак­лючений.

Я. Я не буду этого никогда упускать из виду.

Д. Затем: из-за заметного сходства между твоим со­знанием тел вне тебя, которое ты не можешь мне на­звать, и действительным восприятием не упускай из виду того большого различия, которое также существу­ет между ними.

Я. Я только что намеревался указать на это разли­чие. То и другое представляется, во всяком случае, как непосредственное, не добытое изучением или создан­ное сознание. Но ощущение — сознание моего состоя­ния. Не так обстоит дело с сознанием вещи, в котором прежде всего нет совсем отношения ко мне. Я знаю, что она существует — и только; со мной она не связана. Тог­да как в ощущении я являюсь мягкой глиной, которая то формируется различным образом, то подвергается давлению, то сжимается; в осознании вещи я являюсь зеркалом, перед которым только проходят предметы, не изменяя его даже малейшим образом.

Но это различие говорит в мою пользу. Тем более мне будет казаться, что существует вне меня особен­ное, вполне независимое от ощущений моих состоя­ний, сознание о бытии, — я говорю — о бытии вне меня, раз это последнее и по роду отличается от первого.

Д. Ты делаешь правильные наблюдения; не торопись только слишком с заключениями.

Если то, относительно чего мы с тобой согласились, остается истинным, — и ты можешь непосредственно сознавать только себя самого, если сознание, о кото-ром'здесь идет речь, не есть сознание твоего страда­тельного состояния и если оно не может быть соз­нанием твоих действий, то не могло ли оно быть сознанием (только не признанным за таковое) твоего собственного бытия? — твоего бытия, насколько ты по­знающий, или разум.

Я. Я не понимаю тебя, но помоги мне, потому что я хочу тебя понять.

Д. Я должен привлечь все твое внимание, так как я принужден теперь проникнуть глубже, чем когда-либо прежде, и начать издалека. Что ты такое?


Я. Чтобы ответить тебе самым общим образом, ска-жу:яестья,ясам.

Д. Я очень доволен таким ответом. Что же это зна­чит, когда ты говоришь:^; что заключается в этом поня­тии и как осознаешь ты его?

Я. Я могу это выяснить только посредством проти­воположения. Вещь должна быть чем-то вне меня, зна­ющего.^ — само знающее, единое со знающим. Отно­сительно сознания вещи возникает вопрос: как может возникнуть знание о вещи, когда вещь сама о себе не зна­ет, как может возникнуть во мне сознание вещей, когда я сам не есть ни вещь, ни одно из ее определений, так как все ее определения входят только в круг ее собственного бытия, а ни в коем случае моего? Как проникает в меня вещь? Какова связь между субъектом — мной, и объек­том моего знания — вещью? Этот вопрос по отношению ко мне не имеет места. Я имею знание в себе самом, по­тому что я разум. Каков я, об этом я знаю, потому что я именно таков. О чем я уже непосредственно знаю, пото­му что я вообще существую, то и есть мое я, так как я знаю о нем непосредственно. Тут нет необходимости в связи между субъектом и объектом; мое собственное существо есть эта связь. Я сам субъект и объект; и эта субъективная объективность, это возвращение знания в себе самом есть то, что я обозначаю понятием я, если я вообще мыслю при этом что-нибудь определенное.

Д. Следовательно, тождество обоих — субъекта и объекта — составляет твою сущность как разума?

Я. Да.

Д. Можешь ли ты это тождество, которое не есть ни субъект, ни объект, но которое лежит в основе того и другого и которое только и создает то и другое, — мо­жешь ли ты его воспринять и сознать?

Я. Ни в коем случае. В этом-то и заключается усло­вие моего сознания, что сознающее и сознаваемое пред­ставляются мне различными. Я не могу мыслить иного сознания. Я являюсь себе субъектом и объектом, и оба они связаны непосредственно между собой.

Д. Сознаешь ли ты момент, в который это непонят­ное единое разделяется на субъект и объект?

Я. Как могло бы это быть, раз мое сознание только и возможно при этом разделении и посредством его; раз мое сознание само, собственно, есть то, что их разде­ляет?

Но вне этого сознания не существует другого со­знания.

Д. Эту разделенность, следовательно, ты в себе на­ходишь, когда осознаешь себя? Она есть твое собствен­ное первоначальное бытие?

Я. Это так

Д. И в чем же ее основа?

Я. Я — разум, и имею в самом себе сознание. Эта раз­деленность — условие и результат сознания вообще. Следовательно, она, как и сознание, имеет основание во мне самом.

Д. Ты — разум, сказал ты; по крайней мере об этом здесь только и идет речь. Следовательно, твое знание, как объективное, становится перед самим тобой, перед твоим знанием, как субъективным, и дается ему, разу­меется, без того, что ты это можешь осознавать.

Я. Это так.

Д. Не можешь ли привести что-нибудь для точной характеристики субъективного и объективного, имен­но для характеристики того, какими они являются в сознании.

Я. Субъективное является, как содержащее в себе са­мом основание сознания формы, но ни в коем случае не в отношении к определенному содержанию. Осно­вание существования сознания, созерцания и форми­рования лежит в самом сознании; что именно это со­зерцается, зависит от объективного, на которое направлено субъективное и которым оно увлекается. В противоположность субъективному объективное со­держит основание своего бытия в себе самом, оно в себе и для себя есть, каково оно есть, потому что оно есть. Субъективное является пассивным и неподвижным


зеркалом; объективное дается субъективному. Основа­ние того, что субъективное отражает, лежит в нем са­мом. Основание того, что во мне отражается именно это, а ничто другое, лежит в объективном.

Д. Следовательно, субъективное вообще, следуя сво­ей внутренней природе, именно таково, каким ты рань­ше уже описал осознание бытия вне тебя.

Я. Это верно: и это согласие замечательно. Я начи­наю считать наполовину правдоподобным, что само представление о вне меня находящегося и без моего содействия бытия, проистекает из внутренних законов моего сознания и что представление есть в основе не что иное, как представление о самих этих законах.

Д. Почему только наполовину?

Я. Потому что я не понимаю, почему оно выливает­ся в представление именно с таким содержанием — в представлении протяженной массы в непрерывном пространстве.

Д. Ты уже раньше понял, что это только твое ощуще­ние, которое ты распространяешь на пространство; ты уже предполагал, что оно может превратиться в ощу­щаемое именно через распространение в пространстве. Следовательно, нам остается только рассмотреть само пространство и сделать понятным возникновение его из одного сознания.

Я. Это так

Д. Рассмотрим тогда это. Я знаю, что ты не можешь осознавать деятельность своего разума как таковую, поскольку она первоначально и неизменно остается направленной на что-нибудь одно, и в том состоянии, которое начинается с ее бытием и которое не может быть прекращено, без того, чтобы не было прекращено его бытие; такое осознание я не буду в тебе вызывать. Но ты можешь ее осознавать, поскольку она от одного изменчивого состояния переходит в другое изменчи­вое состояние, в пределах неизменного состояния. Если ты теперь рассмотришь ее в том отношении, то какой явится тебе эта внутренняя активность твоего духа?

Я. Моя духовная способность представляется мне двигающейся в разных направлениях, переходящей от одного к другому; короче, она представляется мне, как чертящая линии. Определенная мысль составляет точ­ку на этой линии.

Д. Почему же именно как чертящая линии?

Я. Должен лия представлять основания для того, из области чего я не могу выйти, не выходя из области сво­его существования? Это просто так

Д. Так представляется тебе отдельный акт твоего сознания. Но в каком образе явится тебе твое несоздан-ное, но прирожденное знание вообще, относительно которого все отдельные мышления представляют собой только проявления и дальнейшие определения?

Я. Понятно, как такое, в котором можно по всем на­правлениям проводить линии и ставить точки: следо­вательно, как пространство.

Д. И теперь тебе будет совершенно ясно, как нечто, что исходит из тебя самого, может представляться тебе как внешнее бытие, даже обязательно должно тебе та­ким представляться.

Ты проник к истинному источнику представления о вещах вне тебя. Это представление не есть восприя­тие: ты воспринимаешь только самого себя. Также оно и не мысль: вещи представляются не только как мыс­лимое. Оно действительно, и в действительности есть, безусловно, непосредственное сознание бытия вне тебя, так же, как восприятие есть непосредственное со­знание твоего состояния. Не давай опутывать себя со­физмами и полуфилософией: вещи не являются тебе через своих представителей; ты сознаешь непосред­ственно вещь, которая есть и которая может быть; и не существует другой вещи, кроме той, которую ты созна­ешь. Ты сам есть эта вещь; ты сам глубочайшим осно­ванием своего существа, своей конечностью, постав­лен перед собой и выброшен из самого себя; и все, что ты замечаешь вне себя, всегда ты сам. Это сознание очень удачно названо созерцанием. Во всяком созна­


нии я наблюдаю самого себя, так как я есть я: для субъек­тивного, сознающего это сознание — созерцание. И объективное, созерцаемое и сознаваемое, также я сам, тоже я, которое также есть созерцающее, но в данном случае оно объективно, данное субъекту. В этом отно­шении сознание — деятельное воззрение на то, что я созерцаю; воззрение, выносящее меня самого из меня самого: вынесение меня самого из меня самого посред­ством единственного способа действия, который мне присущ,—посредством созерцания. Я живое видение. Я смотрю — это сознание; вижу свое видение — это сознанное. Вещь вполне проницаема для взора твоего духа, потому что она сама твой дух. Ты делишь, ты ог­раничиваешь, ты определяешь возможные формы ве­щей и отношения этих форм прежде всякого восприя­тия. Не удивительно: ты ограничиваешь и определяешь этим всегда только свое знание, о котором ты, без со­мнения, знаешь. Поэтому возможно знание о вещи. Оно не в вещи и не вытекает из вещи: оно вытекает из тебя, поскольку оно существует и представляет твою собственную сущность.

Внешних чувств не существует, так как не существу­ет внешних восприятий. Однако существует внешнее созерцание, но не вещей. Но это внешнее созерцание, это знание, находящееся вне субъективного и являю­щееся как данное ему, само есть вещь, и другой вещи не существует. Вследствие этого внешнего созерцания так­же само ощущение и чувства рассматриваются как вне­шние. Всегда останется истинным следующее, потому что оно доказано: я не вижу и не осязаю поверхности, но я созерцаю свое видение или осязание как видение или осязание поверхности. Освещенное, прозрачное, проницаемое пространство, чистейший образ моего знания, невидимо, но созерцаемо, и в нем созерцается само мое зрение. Свет не вне меня, но во мне, и я сам есть свет. Ты ответил уже раньше на мой вопрос о том, что ты знаешь о своем зрении, ощущении и т. д., вообще о твоих ощущениях, — что ты знаешь об этом непос­редственно. Может быть, ты сможешь теперь определить это непосредственное сознание твоих ощущений?

Я. Оно должно быть двойственным. Ощущение само есть непосредственное сознание; я ощущаю мое ощу­щение. Так возникает во мне ни в коем случае не ка­кое-либо познание бытия, а только чувство моего соб­ственного состояния. Но я в своей основе не только ощущающее, но и созерцающее существо, так как я не только практическое существо, но и разум. Я также со­зерцаю свое ощущение, и так возникает из меня и из моего существа познание бытия. Ощущение превра­щается в ощущаемое; мои аффинированные состоя­ния — красное, гладкое и т. п. — в нечто красное, глад­кое и т. д. вне меня, которые и ощущение которых я созерцаю в пространстве, потому что мое созерцание само есть пространство. Так становится понятным, почему я считаю, что вижу и осязаю поверхности, ко­торых я в действительности не вижу и не осязаю. Я только созерцаю свое видение или осязание как виде­ние или осязание поверхности.

Д. Ты хорошо понял меня, или, собственно говоря, самого себя.

Я. Но тогда вещь не возникает для меня — осознаю я это или нет — посредством заключения по закону ос­нования: она непосредственно дается мне, стоит не­посредственно перед моим сознанием, без всяких вы­водов. Я не могу сказать тогда, как только что сделал, что ощущение превращается в ощущаемое. Ощущае­мое как таковое первоначально в сознании. Не с аф­финированных состояний — красного, гладкого и т.п. — начинается сознание, но с чего-то красного, глад­кого и т. п. вне меня.

Д. Если же ты должен будешь выяснить, что это та­кое: красное, гладкое и т. п.; сможешь ли ты мне иначе ответить, чем что это то, что тебя аффицирует опреде­ленным образом, который ты называешь красным, глад­ким и т. п.


Я. Это так, если ты меня спросишь об этом, и если я вообще не откажусь от твоего вопроса и от объясне­ний. Но первоначально меня никто об этом не спраши­вает и я сам себя не спрашиваю об этом. Я забываю о себе и теряюсь в созерцании; осознаю совсем не свое бытие, но только бытие вне меня. Красное, зеленое и т.д. — свойства вещи; именно она — красная или зеле­ная—и только. Дальше не идут объяснения, как не мо­жет быть далее объяснена вещь, когда мы ее, согласно нашему прежнему уговору, рассматриваем как аффи­нированное состояние. Наиболее очевидно это при зри­тельном ощущении; цвет является вне меня, и предос­тавленный самому себе и не размышляющий о себе человеческий разум едва ли бы объяснил себе красное и зеленое как нечто, возбуждающее во мне определен­ное аффицированное состояние.

Д. Но без сомнения также объяснял он сладкое или горькое? Здесь не место исследовать, есть ли зритель­ное впечатление вообще чистое ощущение, а не гораз­до вероятнее нечто среднее между ощущением и созер­цанием, связующее средство их обоих в нашем духе. Но я вполне соглашаюсь с твоим замечанием, и оно для меня в высшей степени кстати. Ты сам можешь вполне исчезнуть в созерцании; и без особого самонаблюде­ния или интереса к какому-либо внешнему действию исчезаешь в нем даже естественно и необходимо. Это — замечание, на которое ссылаются защитники мнимого сознания вещей в себе вне нас, когда им указывают, что закон основания, посредством которого можно делать заключения о вещах, находится в нас самих. Они тогда отрицают, что здесь вообще делается умозаключение, и этого нельзя у них оспаривать, поскольку они гово­рят о действительном сознании в известных случаях; но те же защитники, когда им объясняют природу со­зерцания из собственных законов разума, сами опять-таки делают умозаключение: они не устают повторять, что должно же быть что-нибудь вне нас, что нас при­нуждало бы иметь именно такие представления.

Я. Не усердствуй теперь против них, но поучай меня. У меня нет предвзятого мнения; я хочу только найти истинное мнение.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 482. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Шрифт зодчего Шрифт зодчего состоит из прописных (заглавных), строчных букв и цифр...

Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Тема: Кинематика поступательного и вращательного движения. 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью, проекция которой изменяется со временем 1. Твердое тело начинает вращаться вокруг оси Z с угловой скоростью...

Условия приобретения статуса индивидуального предпринимателя. В соответствии с п. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Каковы же условия такой регистрации и...

Седалищно-прямокишечная ямка Седалищно-прямокишечная (анальная) ямка, fossa ischiorectalis (ischioanalis) – это парное углубление в области промежности, находящееся по бокам от конечного отдела прямой кишки и седалищных бугров, заполненное жировой клетчаткой, сосудами, нервами и...

Педагогическая структура процесса социализации Характеризуя социализацию как педагогический процессе, следует рассмотреть ее основные компоненты: цель, содержание, средства, функции субъекта и объекта...

Типовые ситуационные задачи. Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической   Задача 1. Больной К., 38 лет, шахтер по профессии, во время планового медицинского осмотра предъявил жалобы на появление одышки при значительной физической нагрузке. Из медицинской книжки установлено, что он страдает врожденным пороком сердца....

Типовые ситуационные задачи. Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт Задача 1.У больного А., 20 лет, с детства отмечается повышенное АД, уровень которого в настоящее время составляет 180-200/110-120 мм рт. ст. Влияние психоэмоциональных факторов отсутствует. Колебаний АД практически нет. Головной боли нет. Нормализовать...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.013 сек.) русская версия | украинская версия