Студопедия — СОМНЕНИЕ 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОМНЕНИЕ 6 страница






Этот голос гонит меня за пределы представлений, он ведет меня от одного только знания к чему-то лежа­щему вне знания и вполне ему противоположному; к чему-то, что выше и больше всякого знания и что за­ключает в себе цель самого знания. Если я стану дей­ствовать, то я, без сомнения, буду знать, что я действую и как я действую; но само это знание не будет действи­ем, оно только будет наблюдать действие. Следователь­но, мой внутренний голос указывает мне как раз на то, что я ищу, — на нечто лежащее вне знания и, по своему существу, вполне от него независимое.

Это так, я это знаю непосредственно. Но я уже отдал­ся умозрению; сомнения, которые оно во мне возбуди­ло, будут тайно существовать во мне и беспокоить меня. После того, как я встал на путь умозрения, я не получу полного удовлетворения до тех пор, пока все принима­емые мной положения не будут оправданы перед судом умозрения. Итак, передо мной стоит вопрос: как это все происходит? Откуда исходит этот голос моего внутрен­него существа, который хочет вывести меня за пределы представлений?

Во мне есть стремление к безусловной, независимой самодеятельности. Для меня нет ничего более невыно­симого, как существование в другом, через другого, для другого; я хочу быть чем-нибудь для себя и через само­го себя. Это стремление я чувствую тогда, как только я ощущаю самого себя; оно неразрывно связано с созна­нием меня самого.

Мышлением я делаю яснее ощущение; посредством понятия делаю зрячим слепое влечение. Согласно это­му стремлению, я должен действовать как исключи-тельно самодеятельное существо; так понимаю и ис­толковываю я это стремление.^должно быть самосто­ятельным. Что такое это я? Вместе и объект и субъект, постоянно сознающее и сознаваемое, созерцающее и созерцаемое, одновременно мыслящее и мыслимое. Только через самого себя должен я быть тем, что я есть, только через самого себя должен я производить поня­тия и создавать лежащее вне понятия состояние. Но как возможно это последнее? Нельзя к ничто присоединить бытие; из ничего никогда не создается ничего; мое объективное мышление должно быть опосредован­ным. Но бытие, которое присоединяется к другому бы­тию, тем самым обосновывается этим другим бытием и является не первоначальным, начинающим ряд, но выведенным бытием. Я должен присоединять, но к бы­тию я не могу присоединять.

Но по своей природе мое мышление, создающее по­нятие цели, абсолютно свободно и способно произво­дить нечто из ничего. К такому мышлению должен я присоединить способность действовать, если я стану ее рассматривать как свободную и проистекающую не­посредственно из меня самого.

Итак, я мыслю свою самостоятельность следующим образом.

Я приписываю себе способность образовывать по­нятие просто потому, что я его образовываю; образовы­вать именно это понятие, потому что я именно его об­разую из абсолютного совершенства силы моего разума. Далее, я приписываю себе способность выражать это понятие реальным действием вне понятия; приписы­ваю себе реальную деятельную, создающую бытие силу, являющуюся совсем иным, чем простой способностью создавать понятия.

Эти понятия, понятия цели, не должны быть, как по­нятия познания, отражениями данного, но скорее про­образами производимого; реальная сила должна лежать вне них и как таковая существовать самостоятельно; она должна от них получать свои определения, а познание


должно ее наблюдать. Такую самостоятельность я себе действительно приписываю, следуя своему влечению.

Здесь, как мне кажется, лежит та точка, из которой исходит сознание всей реальности; эта исходная точка заключает в себе реальную деятельность моих понятий и реальную силу действия, которую я вынужден припи­сывать себе, признав первую. Как бы ни обстояло дело с реальностью чувственного мира вне меня, сам я имею реальность и постигаю ее: она во мне, она скрыта во мне самом.

Я мыслю мою реальную деятельную силу, но я не вымышляю ее. В основе этой мысли лежит непосред­ственное чувство моего влечения к самодеятельности; мысль только отражает это чувство и заключает его в форму, в форму мышления. Этот прием сможет, навер­ное, устоять перед судом умозрения.

 

Как? Я опять хочу сознательно и намеренно обма­нывать самого себя? Этот прием совсем не можетусто-ять перед строгим судом умозрения.

Я чувствую в себе стремление и влечение за пределы своего я: это по-видимому верно, и это единственно вер­ное, что заключается во всем этом рассуждении. Так как именно я сам чувствую это влечение, и так как я не могу сам выйти за пределы всего моего сознания и особенно за пределы моих чувств, так как я только в самом себе воспринимаю это влечение, то оно и представляется мне обоснованным во мне самом влечением к деятель­ности, также имеющей основу во мне самом. Но не мог­ло бы это все-таки быть влечением невидимой и не за­мечаемой мной чуждой силы, а это мнение о моей самостоятельности только обманом моего ограничен­ного мной самим кругозора? У меня нет оснований при­знать эту мысль, так же как нет оснований отрицать ее. Я должен сознаться, что я об этом ничего больше не знаю и не могу ничего больше знать.

Разве чувствую я также эту реальную деятельную силу, которую я себе — довольно странно — приписы-ваю, ничего о ней не зная? Ни в коем случае. Согласно общеизвестному закону мышления, по которому воз­никают все способности и все силы, она есть определя­ющее основание, примышленное к определяемому оп­ределенному так же, как и к вымышленному реальному действию.

Разве это указание на мнимую реализацию чистых понятий вне пределов этих понятий не есть тот же обычный и хорошо известный прием всякого объек­тивного мышления, которое признает не одно только мышление, но и нечто вне мышления? Благодаря та­кой недобросовестности признают за этим приемом большую ценность, чем в других случаях; разве он мо­жет приобрести большее значение, когда к понятию мышления присоединяют действительность мышле­ния, чем когда к понятию стола присоединяют еще дей­ствительный стол? «Понятие цели, особое определе­ние происходящего во мне, является двойственным: с одной стороны, как субъективное — мышление, с дру­гой стороны, как объективное — действие», — какие разумные основания мог бы я привести против этого объяснения, которое, без сомнения, будет дополнено генетической дедукцией.

Я чувствую это влечение, говорю я; но это ведь я го­ворю сам и мыслю это в то время, когда я это говорю? Действительно ли я также чувствую или я только ду­маю, что я чувствую; не есть ли все, что я называю чув­ством, только поставленное перед моим объективиру­ющим мышлением, и не есть ли это только переходное состояние всякого объективирования? Мыслю ли я дей­ствительно, или же я только мыслю мышление о мыш­лении? Что может помешать умозрению задавать такие вопросы и продолжать их задавать до бесконечности? Как могу я ответить на них, и где же та черта, дальше которой эти вопросы не пойдут? Я отлично знаю и дол­жен в этом согласиться с умозрением, что каждое со­стояние сознания можно подвергать рефлексии и этим создавать новое сознание и что таким образом непос-


редственное сознание поднимается с каждым разом на ступень выше, а первое сознание затемняется и делает­ся все более сомнительным; я знаю также, что эта лест­ница бесконечна.

Я знаю, что весь скептицизм основан на этом приеме и что та система, которая меня так потрясла, также основывается на приведении и ясном сознании этого приема.

Я знаю, что если я не хочу делать эту систему запу­тывающей других игрой, но действительно захочу дей­ствовать согласно с ней, то я должен отказаться от по­виновения моему внутреннему голосу.

Я не смогу желать действовать, так как, согласно этой системе, я не могу знать, могу ли я действовать; то, что мне кажется действием, должно мне представляться лишенным всякого значения, только обманчивым об­разом.

Все серьезное и интересное исчезнет из моей жиз­ни, и сама жизнь превратится так же, как и мое мышле­ние, в одну только игру, не возникающую из чего-либо и не заканчивающуюся ничем.

Должен ли я отказаться от повиновения этому внут­реннему голосу? Я не хочу этого делать. Я хочу добро­вольно признать себя таким, как этого требует мое вле­чение; и, приняв это решение, я хочу также проникнуть­ся мыслью о реальности и правдивости этого решения и всего того, что им предполагается. Я хочу остаться на точке зрения естественного мышления, на которую меня ставит это влечение, и отказаться от всех размыш­лений и умствований, которые смогут сделать сомни­тельной правдивость этой точки зрения.

Я теперь понимаю тебя, высокий дух. Я теперь нашел орган, посредством которого я пойму реальность мое­го влечения и вместе с тем, наверное, и всю вообще ре­альность. Этот орган не есть познание; знание не мо­жет обосновываться в самом себе и доказывать само себя. Каждое знание предполагает другое высшее как свое основание, и это восхождение бесконечно. Этот орган — вера, добровольное удовлетворение естествен­но возникающих в нас мнений, потому что, только при­знав это мнение, мы сможем выполнить свое назначе­ние. Вера подтверждает наше знание, поднимает его на степень достоверности и убеждения, без веры знание было бы одним только обманом. Вера — не знание, она — решение воли придавать значение знанию.

Так буду же я всегда твердо придерживаться этого выражения; это не простое различие в выражениях, но действительное, глубокое различие, с громадными по­следствиями для всего моего настроения. Все мои убеж­дения — только вера, и ее создает настроение, а не рас­судок. Зная это, я не буду пускаться в споры, так как я заранее предвижу безрезультатность этих споров. Эти споры не введут меня в заблуждение, потому что источ­ник моего убеждения находится выше всех споров. Я стану навязывать другому это убеждение доводами ра­зума, и не буду смущен, если эта попытка не удастся. Это убеждение я признал прежде всего для самого себя, но не для других, и я хочу его оправдать только перед самим собой. Кто обладает моим настроением, чест­ной и доброй волей, тот также придет к моему убежде­нию, но без этих данных невозможно выработать в себе это убеждение. Зная это, я также знаю, чем должны со­здаваться во мне и в других различные наши свойства: они должны создаваться волей, а не разумом. Если толь­ко воля бесповоротно и честно направлена на добро, разум сам встанет на сторону истины. Если же развива­ется разум, а воля остается в пренебрежении, то возни­кает только готовность мудрствовать и умствовать в абсолютной пустоте. Зная это, я могу уничтожать все ложное знание, направленное против моей веры. Я знаю, что все мнимые истины, обоснованные только мышлением, а не верой, совершенно ложны и добыты незаконным путем, так как чистое, вполне последова­тельное знание приводит только к признанию того, что мы ничего не можем знать. Я знаю, что такое ложное знание никогда не находит ничего, кроме того, что оно


вложило в свои предпосылки путем веры, из которых оно, может быть, впоследствии еще сделает неправиль­ные заключения. Зная это, я обладаю пробным камнем всякой истины и всякого убеждения. Только совесть дает основу истине.

То, что противоречит совести и возможности и ре­шению следовать ей, то, несомненно, ложно и никогда не станет убеждением, если я даже не могу определить все ложные заключения, которые привели к этому.

Так же обстоит дело со всеми людьми, видевшими мир. Сами того не сознавая, они признают путем веры реальность всего, что видят; эта вера проникает в них вместе с началом их существования: она прирожденна. Могло ли быть иначе? Ведь чистое знание, чистое со­зерцание и размышление не дают оснований считать наши представления чем-либо больше, а не только об­разами, правда, обладающими принудительной необхо­димостью: почему же мы считаем наши представления не образами, кладем в их основу нечто существующее независимо от всяких представлений? У нас у всех есть способность и влечение выйти за пределы нашего есте­ственного воззрения; почему же только немногие выхо­дят за его пределы и с раздражением защищаются, когда их хотят побудить к этому? Что держит их в плену этого первоначального, естественного воззрения? Это не ос­нования разума, потому что таковых в данном случае не может быть; это интерес к реальности, которую они хотят создать; добрый человек — только для того, что­бы создать ее; обыкновенный и чувственный — чтобы наслаждаться ей. Кто живет, тот не может оторваться от этого интереса, как не может расстаться с верой, кото­рую ведет этот интерес с собой. Мы все рождаемся в вере; кто слеп, тот слепо следует тайному и непреодолимому влечению; зрячий следует с открытыми глазами и ве­рит, потому что хочет верить.

 

Какое единство и завершенность в себе самом, какое достоинство человеческой природы! Наше мышление не обосновано в себе самом, независимо от наших вле­чений и склонностей; человек не состоит из двух ря­дом существующих частей — он абсолютно един. Все наше мышление обусловлено нашими влечениями, и каковы склонности данной личности, таково его позна­ние. Это влечение принуждает меня принять известный образ мыслей, пока мы не заметим этой принудитель­ности, но она исчезает, как только мы ее заметим, и тог­да уже не влечение, а мы сами посредством влечения создаем себе свой образ мыслей.

Но я должен открыть глаза, должен вполне познать самого себя, должен понять эту принудительность, в этом состоит мое назначение.

Сообразно этому и при условии этого предположе­ния я должен сам создавать свое мировоззрение, тогда я буду вполне самостоятельным и завершенным самим собой. Первоисточник всего моего мышления и всей моей жизни — то, из чего проистекает все, что может существовать во мне, для меня и благодаря мне, глубо­чайший дух моего духа не есть чуждый мне дух, но он создан мной самим в точном смысле этого слова. Я весь — свое собственное создание^ мог бы слепо сле­довать влечению моей духовной природы. Я не хотел быть частью природы, но хотел стать собственным со­зданием; и я стал им, потому что хотел этого Я мог чрез­мерными умствованиями затемнить и сделать сомни­тельным естественное мировоззрение моего духа. Я свободно предался этому воззрению, потому что я хо­тел предаться ему. Мировоззрение, которого я сейчас придерживаюсь, я выбрал с осмотрительностью, созна­тельно и после размышлений из всех других возмож­ных мировоззрений, потому что только это мое миро­воззрение признал я подходящим к моему достоинству и моему назначению. Я сам, свободно и сознательно, встал на ту же точку зрения, на которой меня оставила моя природа. Я признаю то же самое, что и она, но я признаю это самое не потому, что я так должен посту­пать,—но я верю, потому что я хочу в это верить.


 

Высокое назначение моего рассудка наполняет меня благоговением. Он оказывается не пустым и играющим создателем из ничего: он дан мне для великой цели. Мне доверено развитие моего рассудка во имя этой цели; оно в моей власти, и от меня потребуется это развитие. Оно находится в моей власти. Я знаю это непосред­ственно, и при высказывании этой мысли моей вере не приходится пускаться в дальнейшие умствования; я знаю, что я вовсе не вынужден предоставлять моим мыслям слепо и бесцельно блуждать; я могу произволь­но возбуждать и направлять мое внимание, отвлекать его от одного предмета и обращать на другой; я знаю, что вполне зависит от меня не прекращать исследова­ния этого предмета, пока я не вполне еще проник в него и пока у меня не составится о нем вполне законченного убеждения; знаю, что не слепая необходимость навязы­вает мне определенную систему мышления и не пус­тая случайность, играющая моим мышлением, но что я думаю самостоятельно и могу обдумать то, что я хочу. Также размышлением пришел я к еще большему. Я по­нял, что только я сам и через самого себя создал все мое мировоззрение и выработал свой взгляд на исти­ну; так как от меня зависит — лишиться ли благодаря умствованиям чутья истины или же отдаться истине со смирением верующего. Мое мировоззрение, харак­тер развития моего рассудка так же, как и предметы, на которые он направлен, — все это вполне зависит от меня самого. Правильный взгляд — заслуга; извраще­ние моей познавательной способности, отсутствие мыслей, затемнение и заблуждение этой способнос­ти, неверие—проступок

Существует только один пункт, на который я непре­станно должен направлять все мое размышление: как должен я поступать и как целесообразнее могу я выпол­нить это должное. Все мое мышление должно иметь отношение к моей деятельности и должно признавать­ся, хотя и отдаленным средством для этой цели, для де­ятельности; вне деятельности мышление только пус­тая бесцельная игра, потеря силы и времени, извраще­ние благородной способности, данной мне для совер­шенно иной цели.

Я могу надеяться и, вероятно, обещать себе, что та­кое размышление будет иметь успешные результаты. Природа, в которой я должен действовать, не есть чуж­дое и без всякого отношения ко мне созданное суще­ство, в которое я не могу проникнуть. Она создана по моим же законам мышления и должна находиться с ними в соответствии. Она всегда должна быть для меня познаваема, постигаема и проницаема до самой своей глубочайшей сущности. Она всегда выражает только отношение меня самого ко мне же самому, и как несом­ненно я моту надеяться познать самого себя, так же не­сомненно могу я обещать себе исследовать ее. Если я буду искать только то, что я должен искать, то я найду; если только я буду спрашивать о том, о чем я должен спрашивать, то я получу ответ.

 

 

I

Голос из глубины моего существа, которому я верю и ради которого я верю во все другое, во что я верю, по­велевает мне действовать не только вообще. Последнее невозможно; все эти общие положения образуются только благодаря моему произвольному вниманию, направленному на факты и размышление над этими же фактами, но сами они вовсе не выражают факта. Этот голос моей совести повелевает мне в каждой стадии моего существования, как именно я должен поступать в этой стадии и чего я должен избегать; он сопровождает меня во всех обстоятельствах моей жизни и высказы­вает одобрение моим действиям. Он непосредственно создает во мне убеждение и с непреодолимой силой вырывает у меня согласие своему мнению; невозмож­но с ним бороться.


Прислушиваться к нему честно и свободно, без стра­ха и умствований повиноваться ему — вот мое един­ственное назначение, вот в чем вся цель моего суще­ствования. Моя жизнь больше не пустая игра, ложная и бессмысленная. Нечто должно произойти просто по­тому, что это должно произойти: должно произойти то, чего требует от меня в данном случае моя совесть; я су­ществую для того и только для того, чтобы это совер­шилось; чтобы познать это, у меня есть рассудок, чтобы выполнить это — сила.

Только благодаря этим велениям совести мои пред­ставления приобретают истинность и реальность. Я не могу не обращать на них внимания и не признавать их, не отказываясь от своего назначения.

Поэтому я не могу не признавать реальности, кото­рую эти веления совести создают, не отрицая в то же время своего назначения.

То, что я должен повиноваться этому голосу, непос­редственно истинно, без всяких дальнейших иссле­дований и обоснований; это истинное изначальное основание всякой другой истины и достоверности. Со­гласно этому взгляду, все делается истинным и досто­верным, что только предполагается истинным и дос­товерным, благодаря повиновению внутреннему голосу.

Мне даются в пространстве представления, на ко­торые я переношу понятие меня самого: я представ­ляю их человекоподобными существами. Последова­тельное умозрение доказало мне или еще докажет, что эти мнимые разумные существа вне меня — только продукт моей способности создавать представления, что я по известным законам моего мышления принуж­ден представлять себе понятие самого себя вне меня и что по тем же законам это, кажется, может быть пере­несено только на известные определенные образы со­зерцания. Но голос моей совести взывает ко мне: чем бы ни были эти существа сами по себе и в отношении к тебе, ты должен с ними обращаться как с существую­щими для себя самостоятельными и совершенно от тебя независимыми существами. Предположи как из­вестное, что они вполне независимы от тебя, что они только вполне самостоятельно могут ставить себе цели, не мешай осуществлению этих целей, но, наобо­рот, содействуй, как только можешь, их осуществле­нию. Уважай их свободу относись к их целям с любо­вью, с какой ты относишься к своим целям. Так должен я действовать; на такую деятельность должно быть на­правлено мое мышление, оно будет на нее направле­но, будет вынуждено на нее направляться, раз я решил­ся слушаться голоса моей совести. Согласно этому, я буду всегда относиться к этим существам как существу­ющим для себя, независимым от меня, самостоятель­но ставящим и приводящим в исполнение свои цели; с этой точки зрения я не смогу к ним иначе относить­ся, и прежнее умозрение исчезнет, как пустой сон, с моих глаз. Я только что сказал, что мыслю их подоб­ными мне существами, но, строго говоря, они впервые представляются мне таковыми не благодаря мысли. Этому они обязаны голосу твоей совести, велению; эти последние ограничивают мою свободу, заставляют признавать чужие цели — вот что только преобразу­ется затем в мысль; подобное мне существо начинает существовать несомненно и истинно только благода­ря голосу моей совести. Что иначе смотреть на эти существа я должен сперва, в жизни, не слушать голоса моей совести, а затем, в умозрении, отрицать ее.

Мне представляются также другие явления, которые я считаю не подобными мне существами, а неразум­ными вещами. Умозрению нетрудно показать, каким образом представление о таких вещах развивается ис­ключительно из моей способности представления и из ее необходимых приемов. Но те же вещи я познаю также через потребности, желания и наслаждения только, но благодаря голоду, жажде и насыщению для меня нечто становится пищей и питьем. Я ведь при­нужден верить в реальность того, что угрожает моему


чувственному существованию или одно только и мо­жет сохранить его. Тут выступает совесть, освящая и ограничивая одновременно эти естественные влече­ния. Ты должен сохранять, развивать и укреплять са­мого себя и свою чувственную силу, потому что разум рассчитывает на эту силу. Ты можешь ее сохранять только целесообразным употреблением, соответству­ющим собственным внутренним законам вещей. Так­же вне тебя существуют многие подобные тебе суще­ства, сила которых так же, как и твоя, принята в расчет; эта сила может быть сохранена только так же, как и твоя. Предоставь мне поступать так же, как это предос­тавлено тебе. Уважай то, что принадлежит им как их собственность; целесообразно пользуйся тем, что при­надлежит тебе.

Такя должен действовать; сообразно же своим дей­ствиям я должен мыслить. Я вынужден, следовательно, рассматривать эти вещи как подчиненные собствен­ным, независимым от меня, хотя через меня познавае­мым, естественным законам, и приписывать этим ве­щам независимое от меня существование. Я вынужден верить в такие законы; моей задачей становится их ис­следование, и прежнее пустое умозрение исчезает, как исчезает туман при восходе солнца.

Одним словом, для меня вообще не существует ни­какого чистого бытия, которое не затрагивало бы мои интересы и которое бы я созерцал только ради созер­цания; только благодаря отношению ко мне существу­ет все, что вообще для меня существует. Но вообще воз­можно только одно отношение ко мне; все остальные отношения лишь разновидности этого: это мое назна­чение, состоящее в том, чтобы нравственно действо­вать. Мир для меня — объект и сфера осуществления моих обязанностей и абсолютно ничего больше; дру­гого мира или свойств этого моего мира для меня не существует; всех моих способностей и всех способно­стей конечного недостаточно, чтобы познать этот дру­гой мир. Все, что для меня существует, только благода­ря отношению ко мне заставляет признать свое суще­ствование и свою реальность, и только благодаря отно­шению ко мне я могу это познать. Для восприятия же иного существования у меня нет органа.

На вопрос: действительно ли существует такой мир, какой я себе представляю, я не могу ответить ничего более основательного и возвышающего над всеми со­мнениями, кроме следующего: я несомненно и истин­но имею эти определенные обязанности, которые пред­ставляются мне обязанностями по отношению к известным объектам и в известных объектах; это та­кие обязанности, которые я не могу и представлять и выполнять, как только в таком мире, каким я его себе представляю. Даже для такого человека, который ни­когда не думал о своем нравственном назначении, если бы такой человек был возможен, и для такого, ко­торый вообще думал о своем назначении, но не со­ставлял никакого плана для его осуществления, хотя бы в неопределенном будущем, даже для этих людей чувственный мир и вера в его реальность возникают из понятия о моральном мире. Если он и не постигает морального мира путем сознания своих обязанностей, но он все же его несомненно постигает путем требо­вания осуществления своих прав. То, чего он от себя, может быть, никогда не потребует, он потребует от других по отношению к себе; он потребует от них, что­бы они относились к нему обдуманно, рассудительно, целесообразно не как неразумные, а как свободные и самостоятельные существа; и для того, чтобы они мог­ли выполнить это требование, он должен их мыслить разумными, свободными, самостоятельными и неза­висимыми от силы природы существами. Если он тоже, пользуясь и наслаждаясь окружающими объектами, не ставит себе иной цели, кроме наслаждения, то он тре­бует для себя этого наслаждения как права, в осуще­ствлении которого ему никто не должен мешать, и та­ким образом распространяет нравственное понятие и на неразумный чувственный мир.


Никто, живущий сознательно, не может отказаться от этих притязаний на уважение к своей разумности, самостоятельности и сохранению своего существова­ния; и, по крайней мере, с этими притязаниями связы­ваются в его душе серьезное отрицание сомнения и вера в реальность, если они не связываются в его душе с при­знанием нравственных законов.

Стоит только затронуть того, кто отрицает собствен­ное нравственное назначение, твое существование и существование телесного мира — если он не делает этого только для того, чтобы испытать до чего может дойти умозрение — стоит его только затронуть на деле, то есть начать осуществлять в жизни его основные по­ложения и обращаться с ним, как будто он не существу­ет или представляет собой кусок грубой материи,—он быстро оставит шутки и серьезно рассердится на тебя; он тебя серьезно упрекнет за такое обращение с ним; будет утверждать, что ты не должен и не смеешь так поступать. Следовательно, он в действительности при­знает, что ты можешь на него воздействовать, что су­ществует он, существуешь ты и существует среда воз­действия тебя на него и что, по крайней мере, ты имеешь по отношению к нему обязанности.

Итак, не воздействие мнимых вещей вне нас, кото­рые ведь существуют для нас и для которых мы лишь постольку существуем, поскольку мы о них уже знаем; также и не пустая творческая способность нашего вооб­ражения и мышления, продукты которой действитель­но будут представляться как пустые образы, но необ­ходимая вера в нашу свободу и силу, в наше истинное действование, в определенные законы человеческих действий, — вот на чем основывается сознание вне нас существующей реальности; и это сознание само лишь вера, так как оно необходимо вытекает из веры, но вера в нашу свободу. Мы должны признать, что мы вообще действуем и что мы должны действовать определенным образом; мы принуждены принять определенную сфе­ру этого действия; эта сфера — действительно, на са­мом деле, существующий мир, такой, как мы его нахо­дим; и наоборот — этот мир исключительно только сфе­ра наших действий и ничего больше. Из этой потреб­ности действовать вытекает сознание мира, а не наобо­рот — сознание, потребность действовать из сознания мира; потребность действовать — первоначальное; со­знание мира — производное. Мы не потому действуем, что познаем, а познаем потому, что предназначены дей­ствовать. Практически разум есть корень всякого разу­ма. Для разумного существа законы действия непосред­ственно достоверны; мир же достоверен только пото­му, что достоверны эти законы. Мы не можем их отвергнуть, не погрузив в то же время весь мир и нас самих в абсолютное ничто; мы возвышаемся из этого ничто и удерживаемся над ним только благодаря на­шей моральной сущности.

 

 

II

Я непременно должен делать нечто, чтобы оно осу­ществилось, и не должен делать чего-нибудь другого для того, чтобы оно не осуществилось. Разве я могу дей­ствовать, не имея перед своими глазами цель, не на­правляя своих стремлений на то, что может и должно осуществиться только благодаря моим действиям? Могу ли я желать, не желая ничего определенного? Никогда! Это совершенно противоречит природе моего духа. К каждому действию в моем мышлении непосредствен­но и согласно законам этого мышления присоединя­ется еще не существующее бытие, — состояние, к ко­торому мои действия относятся как действующее к сделанному. Однако эта цель моих действий не должна быть поставлена передо мной сама по себе какой-либо естественной необходимостью, определяя затем мой образ действий. Я не должен иметь цель только потому, что я ее имею, и только после того, как я поставил себе цель искать способы осуществления этой цели. Мои


действия не должны зависеть от цели, я должен дей­ствовать определенным образом только потому, что я должен именно так действовать, это — прежде всего.

Из этого образа действий нечто вытекает — подска­зывает мне мой внутренний голос. Это нечто становит­ся для меня целью, потому что я должен совершать дей­ствие, которое есть средство для его, и только для его осуществления. Я хочу, чтобы это нечто стало действи­тельно существующим, потому что я должен так дей­ствовать, чтобы оно стало действительно существую­щим, подобно тому как я хочу есть не потому, что передо мной находится кушанье, но нечто становится для меня кушаньем, потому что я хочу есть; так же я действую именно так, как я действую не потому, что нечто пред­ставляет для меня цель, но нечто становится для меня целью, потому что я должен действовать. У меня нет за­ранее перед глазами точки, по направлению которой я должен вести мою линию и которая своим положени­ем определила бы направление линии и угол, который она составит; ноя просто провожу линию под правиль­ным углом, и этим определяются все точки, по которым пройдет линия. Цель определяется не содержанием ве­ления, а наоборот: непосредственно данное содержа­ние веления определяет цель.







Дата добавления: 2015-09-04; просмотров: 543. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Виды и жанры театрализованных представлений   Проживание бронируется и оплачивается слушателями самостоятельно...

Что происходит при встрече с близнецовым пламенем   Если встреча с родственной душой может произойти достаточно спокойно – то встреча с близнецовым пламенем всегда подобна вспышке...

Реостаты и резисторы силовой цепи. Реостаты и резисторы силовой цепи. Резисторы и реостаты предназначены для ограничения тока в электрических цепях. В зависимости от назначения различают пусковые...

Толкование Конституции Российской Федерации: виды, способы, юридическое значение Толкование права – это специальный вид юридической деятельности по раскрытию смыслового содержания правовых норм, необходимый в процессе как законотворчества, так и реализации права...

Значення творчості Г.Сковороди для розвитку української культури Важливий внесок в історію всієї духовної культури українського народу та її барокової літературно-філософської традиції зробив, зокрема, Григорій Савич Сковорода (1722—1794 pp...

Постинъекционные осложнения, оказать необходимую помощь пациенту I.ОСЛОЖНЕНИЕ: Инфильтрат (уплотнение). II.ПРИЗНАКИ ОСЛОЖНЕНИЯ: Уплотнение...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.011 сек.) русская версия | украинская версия