Личность как социальное качество человека
В изучении личности в рамках современной философии сложился ряд течений. Уже в начале нашего века формируется система взглядов, получившая название фрейдизма (по имени австрийского ученого-психолога З. Фрейда, жившего в I856-I939 годах). Главный источник социальной активности личности Фрейд видит в природно-биологических инстинктах человека. Основная идея фрейдизма состояла в том, что активность человека определяется инстинктивными побуждениями, унаследованными от животных предков. К числу ведущих относятся в первую очередь половой инстинкт и инстинкт агрессивности («либидо» и «мортидо»). В обществе инстинкты не могут обнаружить себя столь же свободно,как в «живом мире» (животном мире), поскольку культура общества, с одной стороны, и сознание индивида – с другой накладывает на действия человека ряд ограничений. Потому эти инстинкты, отторгаясь в сферу подсознательного, проявляясь в различных формах индивидуальной деятельности, продолжают доминировать в поведении человека, определяя его как личность. В конце 30-х годов XX столетия возник неофрейдизм, который наиболее полное распространение получил после второй мировой войны в Соединённых Штатах Америки. Видные представители данного направления – Э. Фромм, К. Хорни, Г. Салливан. Неофрейдизм сформировался в процессе соединения учения фрейдизма о психоанализе с американской социологической концепцией культурантропологии. Неофрейдизм, признавая иррациональную изначальность человеческой деятельности, отрицает возможность гармонии между социальной средой и индивидом, считая, что личность может только приспосабливаться к среде. В современном экзистенциализме – философии существования (Ж-П. Сартр, Г. Марсель, А. Камю, Э. Пачеи, У. Баррет, К. Ясперс,) – личность рассматривается под углом зрения свободы. Человек, как утверждает экзистенциализм, свободен в том смысле, что он сам «проектирует», создаёт себя, выбирает себя, не руководствуясь ничем, кроме своей автономной субъективности. Природа человека непознаваема, иррациональна. Человек, как личность, способен лишь сам себя познать, но познать в особых, «пограничных» ситуациях, когда решается вопрос о жизни или смерти или когда личность испытывает сильные переживания (экзистенцию) по поводу собственного бытия, открытому лишь самой этой личности. Экзистенциализм в определённой мере отражает духовную ситуацию современного общества, обнажает его противоречия и болезни, но не в состоянии предложить выход из неё, кроме бунта личности против «абсурдного» мира, конечности, смертности, бессмысленности человеческого бытия. Неотомизм (Э. Жильсон, Й. Маритен, В. Бруггер, Д. Мерсье, М. Грабман) считает, что личность есть незыблемая и самодеятельная духовная субстанция. Атрибуты личности – свобода, самосознание, способность проявления в духовном акте, творческие возможности. Однако своё ценностное подтверждение эти атрибуты получают лишь в соотнесении с богом. Диалектико-материалистическая концепция личности (в её философском аспекте) исходит из признания определяющего влияния социальной среды на формирование человека как личности. Это один из важнейших общесоциологических законов, имеющих ключевое значение для понимания сущности личности. Каждый человек, каждое поколение, рождаясь, уже застаёт как нечто данное «массу производительных сил, капиталов, обстоятельств, которые, хотя, с одной стороны, и видоизменяются новым поколением, но, с другой стороны, предписывают ему его собственные условия жизни и придают ему определённое развитие, особый характер».[4] Действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений. От объективного содержания социальной среды и её ценностей в решающей степени зависит содержание приобретаемого человеком социального опыта. Именно это обстоятельство имел в виду Маркс, когда писал, что сущность человека есть совокупность всех общественных отношений.[5] Она определяется взаимодействием тех общественных отношений, связей, в которых формируется человек и которые выражаются в его поведении, отношении к людям, в реальных его качествах как личности. Можно предварительно отметить, что личность – это человек – носитель социально обусловленных интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств, определяющих его положение и роль в обществе и являющихся средством его социальной ориентации.
|