Структура личности
Личность, обусловленная конкретными социальными мотивами, обладает своей структурой. Элементами структуры личности являются сознание и самосознание, познавательные процессы, ценностные ориентации, эмоции и волевые качества, темперамент, интуиция, мировоззрение, идеалы, убеждения. Изъятие из структуры личности какого-либо компонента приводит к ее разрушению. В структуре личности представлены все уровни культуры. Это личностный уровень обыденного сознания – традиции, обычаи, национальные, семейные, бытовые нормы; и личностный уровень теоретического сознания – научные знания, искусство, потенциал духовных ценностей. Все элементы структуры личности в определенной мере зависят от мировоззрения, которое является ядром этой структуры. Если говорить о том, что личность характеризуется уникальным сочетанием природных свойств индивида (возрастно-половые, нейродинамические, биохимические и пр.) и социальных качеств, формируемых в том или ином обществе, то структуру личности можно представить как систему «физического Я», «социального Я» и «духовного Я». Прежде всего, выделяют так называемую физическую личность, или «физическое Я». Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. К физической личности могут быть отнесены также одежда и «домашний очаг». Известно, как много о человек можно сказать по этим компонентам его мира. Социальная личность, или «общественное Я», складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела, она представляет собой систему социальных ролей человека в разных формах самоутверждения (в профессии, семье, общественной деятельности и т. п.). Духовная личность, или «духовное Я», составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится личность. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но, так или иначе, забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания. Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой даже жертвуют жизнью. Следует сказать, что выделение физической, социальной и духовной личности носит достаточно условный характер. В человеке все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни приобретать доминирующее значение. Существует точка зрения (в большей мере – социально-психологическая), что в структуру личности следует включать такие подструктуры: 1. Биологически обусловленная подструктура: темперамент, половые, возрастные, иногда патологические свойства психики. 2. Психологическая подструктура: память, эмоции, ощущения, восприятия, мышление, воля. 3. Подструктура социального опыта: приобретенные знания, навыки, умения, привычки. 4. Подструктура направленности личности: влечения, желания, интересы, убеждения, индивидуальная картина мира, кругозор. 2.4. Социальная типология личностей [6] Не затрагивая многочисленные классификации психологических типов личности, нужно обосновать философский подход к этой процедуре, сутью которого является акцент на отношении человека к миру в целом. Среди различных критериев и личностных показателей, лежащих в основе классификации личности одно из принципиальных мест занимают эмоциональные особенности. И это не случайно, ведь человеческие поступки далеко не только результат логических рассуждений и выводов. Логика человеческой деятельности всегда находится под непосредственным влиянием чувств. Знание, подкрепляемое чувством, превращается в убеждение; чувства служат двигателем, ведущим от убеждения к поступку. Исходя из этого, всех людей можно подразделить на категории в зависимости от их установок на те или иные переживания, характеризующие человеческую индивидуальность. Такие установки могут быть основаны на следующих чувствах: - чувстве, возникающем на основе потребности в общении; - чувстве, связанном с потребностью в самоутверждении и славе; - постоянном переживании своей деятельности, ее успешности или неуспешности, трудностей в ее осуществлении и завершении; - чувстве, происходящем от потребности в преодолении опасности, на основе которой позднее возникает интерес к тяжелым испытаниям, напряженной борьбе; - чувстве, связанном с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте; - постоянном стремлении к новой информации, а также к ее систематизации, осмыслению и обобщению; - радости созерцания красоты и гармонии мира, а также ощущения гармонии личности с ее окружением, - чувстве, связанном со стремлением ко всему необычайному, таинственному, с ожиданием каких-то необыкновенных событий, которые окажут влияние на судьбу, - чувстве, связанном с потребностью в содействии, помощи покровительстве другим людям Преобладание (доминирование) одного из перечисленных чувств в характере личности делает ее или коммуникабельной, или честолюбивой, или рефлексивной, или героической, или гедонистической, или интеллектуальной, или эстетствующей, или романтической, или альтруистической Общая эмоциональная направленность существенно определяет круг повседневных интересов, стиль общения, некоторые особенности творческого процесса и пр. При этом она, как ведущая характеристика личности, не препятствует переживанию всего богатства других чувств, но своеобразно окрашивает их, проявляясь во всех без исключения стремлениях личности Основаниями типологии личности выступают также отношения, связи и сферы деятельности, в которые человек включён в процессе жизни, труда и общения. Исходя из этого, выделяются следующие типы личности: а) по носителям социально-классовых отношений – личность рабочего, крестьянина, интеллигента; б) по субъектам национальных отношений – личность конкретного представителя нации, народности, этнической группы; в) по сферам деятельности – личность учёного, конструктора, экономиста, военнослужащего, врача, юриста, педагога, учащегося и т.д. В зависимости от положения в обществе, социально-профессиональной деятельности, национальных или иных особенностей человека, могут проявляться самые различные качества, свойства и черты личности.
|