Сознание и самосознание. Рефлексия.
Многие исследователи считают, что образ – это уже сознание. В настоящее время стало ясно, что легче изучить атом, чем понять, как мы видим предметы. До сих пор не ясно, как происходит практически мгновенная свертка в целостный образ растянутого во времени процесса взаимодействия человека с внешним миром, в ходе которого человек что-то видит, слышит, ощущает, осязает и т.д. Образ есть как бы собранная в одну точку энергия разрозненных столкновений человека с миром, «застывшее движение» человеческого тела, сгусток связности разного рода информации, полученной в ходе взаимодействия с миром. Процесс формирования образа – это одновременно процесс выделения человеком себя из окружающего мира, противопоставления себя этому миру. Имея образ, человек различает себя и мир. Такое различение и есть условие возможности сознания. Выделение своего «Я» из природы, его противопоставление природе и есть начало сознания. При этом следует понять, что этот этап в сознании и является самосознанием. Необходимо уяснить основное: самосознание – это процесс, когда «Я» обнаруживает свою непосредственную причастность к знанию о мире, когда «Я» задает себе вопрос, могут ли знания, содержащиеся в опыте «Я», иметь «свободу существовать вне Я» (Гегель). Сознание как самосознание – это такое состояние, когда человеку одновременно доступен и внешний мир, и он сам. На этапе сознания без самосознания человек определяет свое отношение к миру так: я знаю, я вижу, я чувствую, я мыслю и т. д. Но, когда он говорит «я знаю», его «Я» еще не обладает самосознанием. Выйти на уровень самосознания – значит мгновенно совместить свое знание о внешнем предмете и свое же знание об этом знании. И тогда формула самосознания может быть выражена так: «Я знаю, что я знаю», «я мыслю, что я мыслю» и т.д. Чтобы войти в состояние сознания как самосознания, недостаточно просто мыслить, просто чувствовать, воспринимать, переживать: необходимо как-то «высветить» происходящее во мне, обратить на него внимание. Именно на этапе самосознания человек задает себе вопросы: Что такое мысль, переживание, чувство? Соответствует ли содержание этих внутренних состояний содержанию внешнего мира? Почему и как мне даны все формы знания и переживания по поводу событий, протекающих в мире? Как вообще происходит восприятие человеком мира? Вопросов такого рода бесчисленное множество и ответить на них философия пытается на протяжении всей своей истории. С понятием «самосознание» тесно связана категория «рефлексия». Рефлексия (от позднелат. reflexio – обращение назад), принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок; предметное рассмотрение самого знания, критический анализ его содержания и методов познания; деятельность самопознания, раскрывающая внутреннее строение и специфику духовного мира человека. Различают три вида рефлексии: элементарная рефлексия, приводящая к рассмотрению и анализу знаний и поступков, к размышлению об их границах и значении; научная рефлексия – критика и анализ теоретического знания, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, которые свойственны данной области научного исследования; философская рефлексия – осознание и осмысление предельных оснований бытия и мышления, человеческой культуры в целом. Как форма познания рефлексия есть не только критический но и эвристический принцип: она выступает как источник нового знания. Рефлексия полагает в качестве своего предмета само знание о нём. Как особая проблема рефлексия стала предметом обсуждения ещё в древнегреческой философии. Сократ выдвинул па первый план задачу самопознания, предмет которого – духовная активность в её познавательной функции. У Платона и Аристотеля мышление и рефлексия толкуются как атрибуты, изначально присущие демиургу, божеств, разуму, в котором обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подобная трактовка рефлексии перешла через неоплатонизм в средневековую философию, где рефлексия преимущественно толковалась как отражённая в логосе миротворческая активность божества. В новое время трактовка рефлексии связана с проблемами философского обоснования научного знания. У Декарта рефлексия выступает в качестве способа постижения непосредственно достоверных основоположений сознания. Кант трактовал подлинную рефлексию как отнесение знаний и представлений к соответствующим познавательным способностям: рефлексия определяет источники познания (рассудок или чувственное созерцание), которые формируют понятия или представления. У Гегеля рефлексия мирового духа выступает движущей силой его развития, внутренней формой исторического самосознания и саморазвития культуры. Для западной философии 20 в. характерны, с одной стороны, абсолютизация рефлексии как универсального способа анализа сознания (феноменология), а с другой – негативное толкование рефлексии как источника неадекватного самопознания человека (экзистенциализм). К. Маркс и Ф. Энгельс понимали философскую рефлексию как осознание предметно-практического отношения человека к миру. При этом философия выступает как рефлексия, направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества.
|