ХАСИЕВ АХМАТ
Селение Братское Надтеречного района ЧИАССР. Год рождения 1930-й. Образование - начальная школа. Беспартийный. Рабочий совхоза. В Брестской крепости служил рядовым в 333-м полку. Снайпер.
Уважаемый писатель! Пишу ответ на ваше письмо. Сам я грамотен не крепко, помогала мне дочка моя - Малика.
Прошло уже более четверти века, как я был призван в Красную Армию. Многое из памяти улетело, многих людей позабыл, но день начала войны помню ясно.
Призвали меня в армию в октябре 1940 года. По приезде в Брестскую крепость определили в 333-й стрелковый полк, 3-й батальон, 7-ю роту, 2-й взвод. Полком командовал полковник Матвеев. Командиром моей 7-й роты был старший лейтенант Бокерия, грузин по национальности. Взводным у меня был младший лейтенант Исаев, родом из Москвы. Зиму я провел в казармах 333-го полка. Вели усиленные занятия по боевой и строевой подготовке, а через день проводили политзанятия.
Жили мы полностью занятые армейской жизнью. По субботам или воскресеньям в казармах нашего полка часто устраивались вечера горских танцев, на которые ходили даже командиры с женами. В полках, стоявших в Бресте, было много наших земляков - чеченцев и ингушей. Особенно много их было в нашем 333-м и 125-м полках.
Из чеченцев, служивших со мной в одном полку, помню некоторых, главным образом красноармейцев из Надтеречного района: Гериханов Хожа (Бетризов) (с. Братское), Мусаев Дута (с. Гвардейское), Шабуев Абдулкахир (с. Минеральное), Эдиев Хаважи (с. Братское), Гайрханов Ахмат (с. Братское), Халадов Хусейн (Хамидов) (с. Калаус), Усманов (имени не помню, из с. Али-Юрт), (последние четверо служили в другом полку), Эдельханов Даша (с. Гвардейское), Байсуркаев Домби (с. Мекень-Юрт), Мунаев (Мидаев) Муса (с. Знаменское), Денисултанов Адес (с. Надтеречное), Духигов Мутуш (с. Знаменское), Асхабов Алахи (с. Знаменское).
Все они за день до фашистского нападения были в крепости. За исключением Абдулкахира Шабуева, который вырвался из осажденной крепости, никто из перечисленных живым из крепости не вышел. Я спрашивал о них у очень многих красноармейцев, отступавших на восток.
С гордостью могу сказать, что чечено-ингушские воины, наряду с воинами других народов, грудью встретили захватчиков.
Почему я остался живой? Это было чистой случайностью. За день до нападения на крепость мой комвзвода взял группу красноармейцев, в том числе и меня, на охрану складов боеприпасов, которые находились в четырех километрах от города Бреста в сторону местечка Жабинка.
Помню, стоял со мной на посту красноармеец Базлов из Ярославской области. Стояли мы с ним, когда в крепости и городе Бресте уже седьмой час кипел бой.
В 11 часов утра к нам пришли саперы - рвать склады. Враг был уже в 5-7 километрах от нас.
Незадолго до того, как складские помещения стали взлетать на воздух, к нашей группе прибежала жена комвзвода Исаева.
Никогда эту молодую красивую женщину я не забуду. Младший лейтенант накинулся на нее:
- Почему ты не уехала с эвакуируемыми?
- А почему я должна была уехать? Я буду там, где ты.
Муж кричал, грозил, требовал немедленно уехать с другими. Жена говорила одно:
- Никуда я не пойду. Будем вместе бить врага. Будем и отступать вместе. Дай мне лучше винтовку и патроны.
Муж сплюнул и сказал:
- Ну и ладно! Вместе, так вместе. И эта женщина шла с нашим взводом как простой боец, мужественно участвовала в боях и переносила все трудности отступления.
Некоторые красноармейцы, служившие в Брестской крепости, погибли вне крепости, например боец Магомет Лабазанов из Итум-Кале. В Цитадели в день начала войны он не был, а погиб в самом городе Бресте. Он тоже служил в нашем полку.
В 131-м артиллерийском полку служил сержант Хусейн из Аду-Юрт (Газгородок). Он был убит в первый день войны около местечка Жабинка.
В полку, расквартированном возле главных Трехарочных ворот (по-видимому, 455-й полк. - X. О.) служили Гикало Микаевич Еваев из Серноводска (из рода Хюрко). С ним был другой его односельчанин - Нурадди Кагерманов. Оба они погибли, защищая главные ворота от гитлеровцев, пытавшихся захватить их.
Сведения о судьбе того или иного товарища разными путями доходили до нас.
В своей роте по стрельбе я занимал первое место. От командира полка Матвеева имел несколько благодарностей. Отступал с сильно поредевшими полками 6-й дивизии. Шли мы на Гомель. Я был выделен в группу снайперов 333-го полка. Дали мне винтовку с оптическим прицелом, мечту чеченца. Сколько перебил врагов из этой винтовки, не считал. Во всяком случае, немало.
Под городом Невелем я был ранен пулей в голову и одновременно осколок снаряда попал мне в ребро. Очень долго пролежал в госпитале в Калинине. После выздоровления был демобилизован. До Берлина не доходил.
|