Порядок действий. 1 Разбейте игроков на группы по 3 человека.
1 Разбейте игроков на группы по 3 человека. 2. Попросите их поочередно, группами, перейти «на сцену», то есть в специально отведенное место в центре комнаты, которое находится в поле зрения камеры. 3. Попросите каждого участника захватить на «сцену» стул, поставить его в любом месте в пределах круга, очерченного мелом, и сесть. 4. Объясните, что первый раунд будет считаться репетицией, чтобы перед съемкой всем было ясно, что от них требуется. 5. Непосредственно перед выходом группы на сцену дайте ее членам тему для обсуждения, например: — Все ли обязаны участвовать в выборах? (Если в вашей стране это так, вопрос изменяется: почему все обязаны участвовать в выборах?) — Почему вы оделись утром именно так? — Правда ли, что щенки забавнее котят? — Где удобнее жить: в отдельном доме или в квартире? — Нужно ли запретить транзитный проезд по улицам, расположенным в пригородных жилых кварталах? — Правильно ли платить несовершеннолетним за работу меньше, чем взрослым? — Что лучше для кафе: иметь обслуживающий персонал или быть оборудованным автоматической системой приготовления пищи и напитков? — Не слишком ли далеко зашли борцы с курением? Каждой группе предложите отдельную тему. Когда первая группа закончит обсуждение, напомните, что это была всего лишь репетиция, и им придется повторить упражнение, обсуждая уже другую тему, после того как другие группы завершат свои дискуссии. 6. Попросите на сцену следующую группу. Включите видеокамеру. 7. Отводите каждой группе по 3 минуты на обсуждение выбранных тем, затем остановите процесс вне зависимости от стадии, на которой он находится (если не происходит ничего настолько интересного, что вам захотелось бы запечатлеть на видео). Если участников мало, вы можете выделять по 5 минут на группу, но большего им действительно не нужно. В конце сессии не забудьте снова пригласить первую группу. Дайте им другую тему для дискуссии и запишите обсуждение на видео. 8 Покажите запись всей группе, делая в соответствующих местах паузы, чтобы провести короткое обсуждение и и обмен впечатлениями. Анализ:ниже представлен ряд тем для дискуссии, которые могут пригодиться вам при проведении этого или других занятий, касающихся «подачи себя в повседневной жизни» (Goffman, 1975). В романах и пьесах обычно присутствуют три стереотипа: герой, злодей и дурак. Поведение, которое в одной культуре расценивается как героическое, в другой может быть классифицировано как преступное. Японцы, например, рассматривают самоубийство как дело чести, в христианстве же самоубийц предают анафеме. В художественной литературе главные персонажи могут преподноситься как герои — например, Робин Гуд, или злодеи — например, плантатор из «Хижины дяди Тома», или как дураки - например, король, который расхаживал по улицам голым, воображая, что он одет в новое платье. Они узнаваемы по определенным паттернам поведения. В реальной жизни те, кто берет на себя роль лидера — например, политики, — оценивают, какой тип поведения будет воспринят их потенциальными сторонниками и последователями как «героический», и после вырабатывают соответствующий паттерн. Хитрость заключается в том, чтобы избежать передачи посланий, которые приведут к созданию имиджа агрессивного, а не уверенного в себе человека. Завершение: Джон Гилгуд (John Gielgud) определил «стиль» действия как «знание того, в какого рода пьесе ты играешь». Уверенное поведение индивида (в том числе лидерский стиль) в определенной степени развивается из умения распознать характер ситуации, в которой он находится, чтобы суметь отреагировать необходимой последовательностью соответствующих сигналов и в большем объеме овладеть ситуацией.
|