Происхождение фольклора.
Первобытный фольклор включает в себя разнообразные обряды, повествовательные произведения, песни. Элементарные представления о мире и человеческом обществе выражались в мифах. Которые могли иметь форму песни или рассказа, воплощались в обрядах. В основе мифологических представлений лежит своеобразная логика первобытного человека. Мир казался полным опасностей и выжить в нём можно было только путём соблюдения многочисленных обрядов. Явлениям окружающего мира придавались не свойственные им качества.: земля почиталась всеобщей матерью, солнце и луна были братом и сестрой, силы природы представлялись в облике страшных чудовищ. Обряды были призваны обезопасить жизнь первобытного человека. Об устройстве мира и его судьбах рассказывается в мифах (Древней Греции, Древнего Рима). Древнеславянские мифы не сохранились. Однако, у древних славян была своя система богов: Перун – Громовержец; Даждьбог – Бог Солнца; Стрибог – Бог Ветра Велес – повелитель скотины. Следы мифологических представлений сохранились в языке и фольклоре: (солнце встало, солнце село, зима пришла ит.д.). Мифологические представления сохранились в суевериях (встать с левой ноги – это плохо). Русский фольклор развился на мифологической основе. Русские приняли христианство, но в их сознании жило убеждение, будто человека со всех сторон окружают неведомые, враждебные ему силы.. Неведомые существа – это нечистая сила, обитающая как в прямом соседстве с человеком, так и в природе. К людям нечистая сила относится по- разному: одни – носители зла, с другими можно жить в мире. В лесу обитал леший. Людям являлся в облике великана ростом с дерево, либо старичка с мохнатыми руками, либо обыкновенного человека, но без пояса или шапки. Если человек заблудился в лесу, то это проделка лешего, встреча с лешим не смертельна, но он мог просто попугать, страшно захохотать, сбить с толку. Водяной, обиталище - глубокие омуты, водовороты. Представлялся голым стариком, облепленным тиной и водорослями. Топил купальщиков, был зол и недружелюбен. Люди, связанные с водой, приносили водяному небольшие жертвы: сыпали хлебные крошки, табачок. Русалки – водяные красавицы в венках из водорослей и осоки. Водили хороводы, резвились, качались на ветвях деревьев. Опасность представляли для мужчин, соблазняя своей красотой. Домовой – главный домашний дух. Жил в доме под печкой, в чулане, под порогом, на чердаке. Был покровителем семьи и хозяйства, в хорошем настроении любил шутить – прятать вещь так, что её не могли найти. При переезде в новый дом брали с собой и «своего» домового. Его приносили в горшке с углями или вместе с кошкой, которую первой впускали в новое жильё. Кикимора – домашний дух женского рода, творила мелкие пакости (перепутывала пряжу, обрывала нитки). Злые духи (черти или бесы). Упоминать имя чёрта не рекомендовалось. Он и принимали облик человека, но были лысыми, остроголовыми. Прихрамывали, у них были хвосты и рожки.. Чёрт мог явиться в образе животного – чёрной кошки или чёрной собаки. Селились в нечистых местах: болотах, трясинах, омутах. Все ошибки и несчастья русский человек объяснял вмешательством чёрта (бес попутал, нелёгкая понесла) Бесы лишали человека разума (отсюда слова – беситься, бешеный). Колдуны - обладатели вредоносной магией: произносили особые заговоры, окуривали серой, производили колдовские действия с помощью змеиной кожи. От колдовских заклятий можно было заболеть, умереть, лишиться удачи. Любили расстраивать свадьбы. Средствами защиты от колдунов были лук, чеснок, разные травки. Ведьмы – обладают даром оборотничества, превращаясь чаще всего в кошек и сорок. В разных областях России представлялись по-разному. На севере – страшная, костлявая старуха, на юге – молодая красавица. Любят общество, собираются на шабаши, куда они прилетают на мётлах.Результатами их происков были моры пожары, неурожаи. Поэтому в старину с ведьмами жестоко расправлялись.
Диагностические задания по теме: «Понятие о фольклоре, его роды и жанры. Происхождение фольклора». Цель:выявление у студентов знаний о - родах и жанрах фольклора - происхождение фольклора - отличие фольклора от литературы - месте фольклора в жизни человека.
|