ПЕСНЬ ПЯТАЯ. И вновь наступило великое студовение
И вновь наступило великое студовение. Родичи бо се передрались из-за владений. И многие рекли: — Не будем идти до роду, яко несть успокоения огнищанам. А будем мы лепше сами в лесах, или в горах терловати. Се тыими словесами родичи были разобщены. И очень рассердившись и лютуя, велел се Бог Сварог наказуючи, великое смятение горам уготовить. И вот Словенстия в ночи пробудилась великим громом и земли дрожанием. И се слышали, как кони в горах вопияшут, страсем обуянные. И в табуны сбиваясь, идут вон из селений. И овны пропали. А воутрие увидели дома растерзанные. Одна гора провалилась ниже долу. А в той дыре великой в земле а ни следа, как будто и не было её. Славичи велико оскудели и животы кормити ничем не имоша. И рекша Ирею отцы: “Веди нас в Оне”. И рекле Ирей: “Се Я есмь над вами со Сынами моими”. Рекоша Ему: “Тем подлегне мы”. И идоша со Кием, Щеком и Хораве, тремя сынами Иреова, ину землю глядети. И с тыиго поча род славен, аж до днесь*. Итак, сами мы арийцы, придеша от земли Арийской до края Иньска. И луга обрели, придя до рая травного, для скота злачного. Якожде видети не дай Бог, даже в будущем смертным таке. Да восхвалимо премудрость Его. И старое вспомнимо и о том вам речемо: “Прежде был род славен у горах великих. Там землю раяли* и заботились об овцах и ягнятах. Охраняли и пасли в травах”. Однажды случилось, что люди пробудились. Сигали кони под облака, от страху вопияше. То слышали, но и они сами, страхом объятые, убережены быть не могли. Был после мор и голод великий. И исшед изе края Иньска, пред очи идучи, камо зрячети*. Шедша мимо земли Фарсийской и идеша далече. Яко непригодна овцам земля тая. Идеша горами и видеша камение, по которым просо не сеяти. Такожде мимо идша. И узрели степи цветущие и зелёные. Тамо стояли лета два. А после мимо идша, понеякоже хищники пооколо. Пройдя мимо Каялы, шли до Непре* (Дон не пре). Яко тый всякой пре границу отгородил. И ворогам злым преткновение было на Непре*. Осел там род славен. И тыи были огнищанами*, яко же имел каждый яму в земле для огнища — Сварогу славити и Даждьбогу, кои же суть во Сварзе пречистей. Перуну и Стрибогу, яковые громами и блискавками повелевают и Стрибоговы ветрие ярити на Земле сей обязаны. И тому Ладобогу, который правит Лады радостями и благостями всяческими. И Купало Богу, яковый мытницами правити име и всяческими омовениями. И Яробогу, иже правит яровым цветением и русалками, и водничами, и лесичами, и домовичами. И Сварогу Теими правящему. Всякого роду их щурам и пращурам, яковыи предвеки умретяша. Тыим Богам почитание должны оказывать, и от них радости мы получаем. И поставил первый род славян мольбище во граду Кия, еже речён есть Киев. И около него селиться начали. А в лесах дубовых лесичи во ветвях колисатися зачаша. И бороды их хмелем утыканы. И волосы во травах тех, и суть листы зелёные и водоросли, якожде для потехи в бороды затыканы.
* * *
|