Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 4 страница
Харатерно, что мотивационные и ценностные различия прослеживаются не только при сравнении отдельных статусных групп друг с другом; даже объединенные общим этосом люди могут образовывать отдельные группы, между которыми могут возникать трения и даже конфликты. Вот как описывает Д.Белл подобную возможность на примере высшей социальной страты. “Класс профессионалов, как я его определяю, — пишет он, — состоит из четырех сословий: научного, технического, административного и культурного. Хотя эти сословия в целом связаны общим этосом, они не имеют объединяющих их глубинных интересов, за исключением совместной защиты идеи познания; фактически их многое разделяет. Научное сословие осуществляет фундаментальные исследования и, естественно, озабочено поиском путей защиты условий их проведения, свободных от политического и любого другого внешнего влияния. Технократы, будь то инженеры, экономисты, физики, основывают свою работу на системе кодифицированных знаний, но применение таковых для социальных или хозяйственных целей оказывается ограниченным политикой общественно-экономических структур, к которым они принадлежат. Управленческие сдои заняты руководством организациями, и они связаны как эгоистическими интересами самой организации (ее сохранением и расширением сферы ее влияния), так и выполнением социальных задач, и могут входить в конфликт с любой другой профессиональной общностью. Культурное сословие — представители искусств и религиозные деятели — выражает себя в символизме (пластическом иди идейном) форм и понятий; однако в том случае, если оно будет в большей 86 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 500—502.
степени увлекаться понятийным символизмом, оно может входить во все более враждебное состояние по отношению к технократам и управленцам”87. Второе социальное деление названо Д.Беллом ситусным и представляет собой, в отличие от горизонтального статусного, вертикальное подразделение членов общества на отдельные группы. В данном случае основным признаком выделения тех или иных групп является не квалификация отдельных работников и не их этосы, а принадлежность человека к тому или иному элементу профессиональной структуры общества. “Я использую не вполне привычный социологический термин ситусы, — пишет он, — чтобы подчеркнуть тот факт, что в повседневной деятельности взаимодействие и конфликт интересов происходят скорее между организациями, к которым относятся люди, нежели между более расплывчатыми классами или статусными группами”88. На этом уровне различие между социальными организациями индустриального и постиндустриального обществ становится особенно заметным. Д.Белл подчеркивает, что если в буржуазном обществе класс предпринимателей автоматически мог быть отнесен лишь к ситусной группе собственников или совладельцев компаний и фирм, то в нарождающейся постиндустриальной структуре имеет место полное переплетение статусных и ситусных групп. За небольшими исключениями, представители каждой статусной группы оказываются распределены между самыми различными ситусами; так, например, в рамках промышленной корпорации или в структуре органов государственного управления могут быть найдены как люди, несомненно относящиеся к классу профессионалов, так и полуквалифицированные, а иногда даже неквалифицированные работники. Это взаимопроникновение статусных и ситусных групп чрезвычайно усложняет социальную структуру постиндустриального общества и вызывает к жизни необходимость выделения третьей составляющей новой общественной иерархии, называемой автором группами контроля. Это третье звено социальной структуры также представляется характерной чертой нового общества. По мере того, как политический фактор играет все более важную роль, вопрос о том, 87. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 501—502. 88 Там же. С. 502.
какие социальные слои окажутся способными непосредственно воздействовать на рычаги управления, приобретает основополагающее значение. Рассматривая эту проблему, Д.Белл, однако, не дает ясного ответа; с одной стороны, он отмечает, что растущая “социологизированность” общества позволяет отдельным социальным группам, которые по той или иной причине не могут экономическими мерами обеспечить рост своего благосостояния и влияния, добиваться этого политическим путем; с другой стороны, он подчеркивает, что на политическом уровне наиболее заметен сдвиг от статусных к ситусным группам в качестве основных “агентов влияния”. Именно отдельные корпоративные группы, основанные на ситусных признаках, станут, по мнению Д.Белда, основными субъектами политического процесса в постиндустриальном обществе, где политическая жизнь будет иметь в своем основании “нечто большее, чем сумму политических амбиций людей, объединенных по принципу единой сферы общественной деятельности или социальных групп”89. В результате основой этой части политической структуры станет, с одной стороны, “директорат”, под которым автор понимает официальную систему государственного управления — от администрации президента через систему законодательной и судебной власти до чиновничьей и армейской бюрократии, и, с другой стороны, иные субъекты политического процесса — партии и общественные объединения, выражающие интересы более или менее широких устойчивых социальных групп, включая разного рода доббистские организации, которые стремятся в первую очередь к перераспределению материальных благ или возможностей влияния в пользу своих членов. Между тем не менее важной проблемой, нежели определение основных социальных страт, является вопрос о той группе людей, которая будет реально способна установить контроль над приобретающей все большее значение политической системой и осуществлять эффективное управление социальными процессами. По сути деда, речь в этом случае должна идти о некоем специфическом сдое внутри класса профессионалов, о людях, в которых воплощены наивысшие возможности и которые обладают наиболее совершенными и разносторонними талантами. Следует 89 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 504.
сразу сказать, что проблема выделения подобной страты скорее поставлена, чем разрешена в книге Д.Белла, и мы можем объяснить этот факт крайне высокой идеологической ценой того или иного конкретного решения данного вопроса. Д.Белл подходит к его постановке через обращение к известной фантастической повести М.Янга “Возвышение меритократии”90, рассказывающей, как каста ученых во все большей мере монополизировала рычаги влияния на общество, за что позже поплатилась своей властью. Меритократией (от слова “merit” — заслуга) обозначается та небольшая группа людей, которая занимает социальное положение, обусловленное не правом рождения или имущественным положением, а исключительно интеллектуальным потенциалом и способностью генерировать новое знание. В начале своего анализа Д.Белл, отмечая, что в постиндустриальном обществе “различия в занимаемом положении и получаемых доходах обусловлены различиями в технических знаниях и образовательном уровне; без этих атрибутов нельзя соответствовать требованиям нового социального разделения труда, которое представляет собой характерную черту этого общества”, совершенно четко и определенно указывает, что “по своей изначальной логике... [постиндустриальное общество] является меритократией”91, однако впоследствии в той или иной форме отходит от столь прямых и однозначных определений. Причины того достаточно понятны. Исследование вопроса о меритократии исключительно важно, и внимание, которое уделяет ему Д.Белл, вполне объяснимо. Проблема в данном случае заключается в том, что утверждение меритократического принципа, само по себе вполне естественное для постиндустриального общества, в то же время означает утверждение фактически непреодолимого наследственного неравенства, в основе которого лежит врожденная способность человека субординировать и продуцировать знания. Разумеется, ме-ритократические принципы легко могут быть распространены не только на интеллектуальные, но и на иные исключительные способности человека (достаточно вспомнить о мэтрах искусства, 90 См.: Young M. The Rise of the Meritocracy, 1870-2033. L, 1958. 91 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 548.
религиозных деятелях, спортсменах и так далее), однако сам по себе факт противоречия меритократии и равенства трудно подвергнуть сомнению. В этом вопросе теория постиндустриализма начинает приходить в противоречие не только с постулатами отжившей концепции индустриального общества, но и с более фундаментальными принципами, лежащими в основе западной идеологической традиции. Таким образом, какую бы проблему организации постиндустриального общества мы ни рассматривали, в каждом случае так или иначе оказывается, что она порождена прогрессирующим развитием науки, повышением роли знания в новой социальной системе и в конечном счете не может быть решена вне ценностной системы координат нового общества. Приходится признать, что постиндустриальное общество, рождаясь как воплощение процесса совершенствования технологий и науки, будет сколько-нибудь определенно оформляться только по мере того, как люди будут по своему внутреннему содержанию все более отличаться от людей индустриальной эпохи. Следовательно, в той же мере, в какой научный и технологический прогресс может быть назван источником постиндустриальных тенденций, изменение ценностных ориентиров личности является их подлинным содержанием. (Автор много раз вплотную подходит в своей книге к таким выводам, но нигде в ее пределах не формулирует их столь определенно.) Поэтому, рассмотрев важнейшие проблемы внутренней субординации постиндустриального общества и изучив механизм его становления, Д.Белл должен был дополнить свой анализ исследованием культурной сферы. Это не стало предметом одной из глав “Грядущего постиндустриального общества”, скорее всего, потому, что ввиду глобального характера проблемы ее нельзя поставить в один ряд с теми вопросами, которые были предметом той или иной главы. Поскольку, однако, проблема современной культурной трансформации представляется исключительно важной, а в творчестве Д.Белла ее исследование оставило поистине неизгладимый след, мы считаем возможным посвятить некоторую часть этой вступительной статьи следующей его книге — “Культурные противоречия капитализма”. Завершить беглый обзор основных положений, выдвинутых Д.Беллом в его работе по проблемам постиндустриального общества, мы можем его же собственной оценкой, согласно которой “термин "постиндустриальное общество" быстро прижился в социологической литературе, и... успешное вхождение этого понятия в научный лексикон было естественным и объяснимым”92. Действительно, не приходится спорить с тем, что после выхода в свет “Грядущего постиндустриального общества” его автор стад одним из самых знаменитых американских социологов, а его концепция оказалась объектом как почтительного и доброжелательного комментирования, так и резкой критики. Единственное, с чем ей уже не приходилось более сталкиваться, было молчаливое безразличие академической публики. “КУЛЬТУРНЫЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ КАПИТАЛИЗМА” (1976) Выше мы отметили, что Д.Белл считал и считает себя либералом в политике и консерватором в культуре. В такой констатации не содержится очевидного на первый взгляд противоречия, ибо культурный консерватизм автора обусловлен хотя бы тем, что именно культурная сфера рассматривается им в качестве важнейшего источника структурированности социального целого и, таким образом, сама должна обладать жесткой структурой и определяться в четких терминах и понятиях. Между тем известно, что именно сфера духовной жизни человека подвержена наиболее стремительным изменениям, которые не всегда могут быть логически объяснены, но оставляют неизгладимый след в социальной истории. Область культуры насыщена противоречиями, которые не только кажутся, но зачастую и реально являются неразрешимыми; исследование их представляется Д.Беллу предметом самостоятельной работы, которая должна была последовать за выходом в свет “Грядущего постиндустриального общества”. Книга “Культурные противоречия капитализма”, третья из наиболее известных работ Д.Бедда, вышла в свет в 1976 году; через два года было опубликовано новое издание с большим пре- 92 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. CXLV.
дисловием автора, пояснявшим как целый ряд выдвинутых в книге тезисов, так и характер ее связи с “Грядущим постиндустриальным обществом”; именно это издание стадо одним из самых известных научных бестселлеров 70-х и 80-х годов. Книга состоит из шести глав, разделенных на две части, и пространного введения, основным предметом которого является определение границ между различными сферами социальной жизни. В последних переизданиях книга выходит с предисловием 1978 года и большим послесловием, впервые появившимся в 1996 году, где представлен целый ряд тезисов, ценных для понимания эволюции взглядов автора за прошедшие двадцать дет. Этот глубокий и разносторонний труд содержит комплексный анализ становления современной буржуазной культуры, причин ее кризиса, перспектив культурной эволюции в условиях перехода к постиндустриальному строю. Однако поскольку наша вступительная статья имеет своей целью дать читателю представление о созданной Д.Беллом постиндустриальной доктрине, рассмотрение этой его работы неизбежно будет несколько односторонним. В предисловии к изданию 1978 года, введении и первой главе, озаглавленной, как и сама книга, “Культурные противоречия капитализма”, автор останавливается прежде всего на определении культуры и исследовании ее места в социальной структуре. Он пишет: “Для общества, группы людей или отдельной личности культура представляет собой непрерывный процесс поддержания собственной неповторимой индивидуальности, основанной на гармоничном единстве, которое достигается благодаря стройной системе эстетических взглядов, нравственных оценок своей сущности и стилю жизни. Последний находит свое выражение в конкретных предметах, украшающих жилище человека и его самого и проявляется в понятии вкуса, отражающем эти взгляды. Таким образом, культура — это сфера ощущений, эмоций и нравственности, а также интеллекта, стремящегося упорядочить эти чувства”93. Представления Д.Белла относительно роли культурного фактора в истории общества выгодно отличаются от целого ряда распространенных положений на эту тему. Широко и комплексно он рассматривает 93 Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. Twentieth Anniversary Edition. N.Y., 1996. P. 33.
взаимодействие между культурой и экономикой, отмечая ту относительно автономную роль, которую культура в различные исторические периоды занимала по отношению к хозяйственной жизни, но при этом подчеркивая, что одной из основных примет последних десятилетий стало своего рода доминирование культуры над экономикой. По его словам, начиная с середины нашего столетия “культура завладела инициативой в деле инициации перемен, в то время как экономика оказалась вынужденной удовлетворять появляющиеся новые желания”94. Д.Белл одним из первых высказал подобное утверждение; в 80-е и 90-е годы тезис об автономи-зации культурной сферы оказался инкорпорированным в социологическую науку прежде всего в виде положения о растущем значении нематериалистических, или постматериалистических, ценностей. И хотя Д.Белл не акцентирует в своей книге внимания именно на этой стороне вопроса, его роль в появлении такой трактовки не вызывает сомнений. Проблема автономизации культуры представляется автору исключительно важной в первую очередь потому, что ее следствием выступает рост непредсказуемости общественных процессов, в свою очередь ведущий к утрате значения прежних методов, применявшихся в течение десятилетий в социологической науке95. Указывая на тот факт, что поведение современного человека все меньше подчиняется закономерностям, характерным для массового индустриального общества, Д.Белл имеет в виду распространение новых ценностей и ориентиров, а также формирование нового, в большей мере интравертного, нежели непосредственно обусловленного внешней средой, стиля жизни. Это явление обозначается им как “discretionary social behaviour” и, по его” словам, не может быть предметом традиционного социологического анализа. Если соотнести данное утверждение с общей логикой авторского подхода, предполагающего резкое повышение роли культурного фактора в современном обществе, то фактически можно говорить о постепенном вытеснении социологии культурологией в качестве научной дисциплины, важной для изучения закономерностей перехода к новому общественному состоянию. Как отмечает в связи с этим М.Уотерс, проделан- 94 Be;; D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 33. 1)5 См.: Ibid. P. 37-38.
ный Д.Беллом анализ новых тенденций в сфере культуры может иметь даже большее значение для развития современного обществоведения, нежели его оценка формирующегося постиндустриального общества96. На наш взгляд, есть две причины, чтобы не согласиться полностью с такой оценкой. С одной стороны, мы не находим достаточно корректным само противопоставление анализа культурной эволюции западной цивилизации, проведенного Д.Беллом, и его исследований постиндустриального строя. Хотя тот же М.Уотерс утверждает, что Д.Белл не только анализирует эти две проблемы в малой зависимости друг от друга, но и подчеркивает, что установление подобной зависимости никогда не было его задачей97, более правдоподобно и продуктивно, с нашей точки зрения, полагать, что исследование Д.Беллом культурных противоречий современного общества в первую очередь служит подтверждению и дополнительному обоснованию его постиндустриальной парадигмы. С другой стороны, культурные тенденции в книге Д.Белла не оказались столь же комплексно и непротиворечиво исследованы как постиндустриальные тенденции. Это обстоятельство отнюдь не принижает значения работы Д.Белла, так как ее противоречивость никоим образом не превосходит противоречивости описанных в ней реальных процессов, и не оставляет, на наш взгляд, возможности поставить ее выше труда о постиндустриальном обществе. Вернемся, например, к данному автором определению культуры и его оценкам тех идеологических и культурных течений, которые зачастую обобщаются в понятии постмодернизма. Как мы уже видели, Д.Белл определяет культуру с двух точек зрения: с позиции нормативного подхода и с точки зрения внутренней свободы человека. Он считает, что культурные ценности должны базироваться на эстетических и моральных устоях, на неких традициях, продолжающихся от эпохи к эпохе и в этом отношении несущих элементы преемственности и даже инертности. В то же время из центрального тезиса о доминирующей роли культуры в современном обществе непосредственно следует, что большей 96 См.: Waters M. Daniel Bell. P. 126. 97 См.: Ibid. P. 125.
автономностью должна пользоваться не только сфера культуры как абстрактное целое, но и отдельные личности как ее носители. Однако признание возрастающей непредсказуемости поведения людей фактически идентично тому, что культура во все большей мере определяется результатами такого творчества, которое не только не субординируется прежними авторитетами, но и непосредственно нацелено на противостояние и даже конфликт с ними. Таким образом, оказывается, что для того, чтобы обеспечить себе реальное доминирование над экономикой, культура должна перестать быть самою собой. Д.Белл не пытается разрешить данное противоречие; отмеченный выше культурный консерватизм одерживает верх, и в результате на проявления новых тенденций обрушивается уничтожающая критика. Исключительно интересным представляется нам сам ее характер. Твердо заявив свою приверженность ценностному подходу, предполагающему строгое отделение канонического от неканонического, этичного от неэтичного и позитивного от нигилистического, Д.Белл весьма избирательно подходит к оценке культурных проявлений в условиях формирующегося постиндустриального общества. В той части своей работы, которая в большей мере посвящена сугубо теоретическим аспектам (в первую очередь во введении, а также в первой и второй главах первой части), он выступает последовательным противником постмодернистских тенденций, отмечая их нигилистический характер, недопустимый разрыв с традицией и отсутствие в новой идеологии позитивного начала98. Оценивая социальную и интеллектуальную реальность 60-х годов, он отмечает многочисленные явления, разрушающие привычный ход жизни и выражающиеся в активизации протестного типа сознания, отходе от канонов в искусстве, музыке, литературе, отступлении от принятых норм семейной и сексуальной жизни, растущем антиинтеллектуализме и т.д." В результате фактически стираются те границы между социальными сферами (искусством, наукой, политикой и самой реальной 98 См.: Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 15, 40, 41 и др. 99.См.: Ibid., 1996. Р. 121-123.
жизнью), которым автор посвятил значительную часть своей работы100; соответственно, и отношение его к таким явлениям не может быть положительным и даже хотя бы отчасти сочувственным. Однако существует и иной аспект. Автор постоянно обращается в своей книге к различным проявлениям постиндустриальных тенденций, и в этой связи так или иначе отмечает, по крайней мере, что переход от протестантской этики и господства традиционных ценностей (что само по себе соответствует культурным ориентирам Д.Белла) к массовому обществу и затем к зарождению постиндустриальных явлений не противоречит основному направлению социального прогресса. Здесь также возникают весьма характерные алогизмы. Будучи противником постмодернизма, автор полагает, что уже сама эпоха модернити в, значительной мере определила подрыв прежних культурных форм и обусловила современные изменения в сфере культуры. Если ранее сферы социальности и культуры были фактически слиты воедино, то в условиях массового общества возникает явная переоценка поверхностных форм, индивидуального опыта, разрушаются привычные центры власти и влияния, а само общество недопустимо атомизируется101. Между тем еще в первой главе утверждается, что культура в современных условиях обретает особую роль потому, что она направлена в будущее и имеет важное значение в формировании реалий нового, неизвестного еще сегодня общества. Культура становится доминирующей потому что “игра воображения художника предвосхищает... социальную реальность завтрашнего дня”102; в результате Д.Бедл заключает: “Задача культуры уникальна в том смысле, что это беспрестанный поиск нового чувствования”103. Таким образом, нельзя не признать, что культурное развитие, каким бы противоречивым и нигилистическим оно порой ни представлялось, обусловливает реальный прогресс общества в направлении постиндустриализма, позитивный характер которого автором не оспаривается. 100 См.: ВеП D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 9-30. 101.См.: Ibid. P. 118 и сд. 102 Ibid. P. 33. 103 Ibid. P. 34.
На наш взгляд, такой не всегда последовательный подход имеет два объяснения. С одной стороны, Д.Белл применяет недостаточно определенное понятие культуры; оно искусственно не охватывает целого ряда проявлений человеческой индивидуальности, обусловленных преодолением массового общества и становлением постиндустриальной социальной структуры. С другой стороны, Д.Белл, может быть, несколько неосознанно стремится применить в подходе к культуре триадичный характер своих прежних теоретических схем и, по сути деда, выделить в истории как бы “докудьтурный”, “культурный” и, соответственно, “пост-культурный” периоды. Не отрицая такой возможности мы, однако, считаем подобное построение весьма искусственным. Обратимся теперь к тем аспектам книги Д.Бедда, где он развивает и углубляет анализ проблем, непосредственно связанных со становлением постиндустриального общества. Если рассматривать структуру и содержание работы с этой точки зрения, то ее можно (с определенной степенью условности, разумеется) считать продолжением прежних исследований автора, вполне находящимся в их русле. Так, во введении он дает комплексное определение индустриального строя, фактически отсутствовавшее в “Грядущем постиндустриальном обществе”, и анализирует взаимосвязь индустриального и капиталистического обществ, их основные признаки и исторические пределы104. Рассматривая соотношение культуры и религии, Д. Белл приводит обстоятельный анализ свойственных доиндустриадьному, индустриальному и постиндустриальному обществам видов взаимодействия между человеком и природой, а также между отдельными людьми. Повторяя свое прежнее положение о возможности определения постиндустриального строя как “игры между людьми”, подчеркивающее растущий индивидуалистический характер новой общности и субъективистские черты доминирующих в нем ценностей105, автор как бы забывает, что в рамках сугубо культурологического анализа эти явления не находили положительной оценки. Нельзя не заметить, что Д.Бедд как исследователь 104 См.: Вей D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 14. 105 См.: Ibid. P. 147-148.
постиндустриального общества в большинстве случаев “преодолевает” усилия Д.Белла как культуролога; в контексте изучения конкретных проблем выдвигаемые им тезисы оказываются, как правило, не столь дискуссионными и радикальными, как предлагаемые в теоретических частях работы. Например, мы уже отмечали, что при оценке новой роди культуры в современном обществе автор прямо утверждал возможность если не преодоления социологии, то, по крайней мере, существенного снижения ее роли в среде других общественных наук; вместе с тем в четвертой главе, обращаясь к основным характеристикам постиндустриального общества, он противопоставляет его как socia! world доиндустриальному и индустриальному состояниям, рассматриваемым им соответственно как natural и technical106. В этой связи уместно вспомнить слова, недавно сказанные Ф.Фукуямой, который совершенно справедливо заметил, что “американская демократия и экономика эффективны не столько из-за индивидуализма или коммунитаризма, сколько благодаря взаимодействию этих двух противоположных тенденций”107. На наш взгляд, Д.Белл несколько искусственно противопоставляет способность личности к нестандартным и порой непредсказуемым действиям и ее социальность; в современных условиях эти факторы настолько взаимосвязаны, что разделение их вряд ли может быть плодотворным. Здесь важно отметить, однако, что формирование современной позиции в данном вопросе в значительной мере связано с дискуссиями 70-х и 80-х годов, в том числе и инициированными работами Д.Белда. Немалое место в книге Д.Бедда занимают проблемы, связанные с тенденцией к политизации постиндустриального общества и повышением роди коммунальных институтов. Они интересуют нас прежде всего в связи с тем, что содержат анализ экономического характера как современного, буржуазного, так и предшествовавших и последующих форм общества. Выделение в истории человечества некоей центральной стадии является, как мы уже отмечали, одним из активно используемых Д.Беллом методологических приемов; так, он совершенно определенно говорит 106 См.: Bei; D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 149. 107 Fukuyama F. Trust. The Social Virtues and the Creation of Prosperity. N.Y., 1996. P. 273.
о доиндустриальном, индустриальном и постиндустриальном обществах, достаточно уверенно проводит различия между общественными состояниями, которые можно было бы без натяжки обозначить “до-культурный”, “культурный” и “пост-культурный” периоды, многократно заявляет о возможности преодоления “идеологического” общества, то есть допускает вероятность формирования “постидеодогического” сообщества. В таком контексте кажется очень интересным вопрос о правомерности выделения в истории доэкономического, экономического и постэкономического состояния. По меньшей мере дважды Д.Белд обращается к нему в “Культурных противоречих капитализма”. В свое время он эпизодически применял понятие постэкономического общества108, скорее всего, как мы полагаем, под влиянием попытки Г.Кана109 использовать этот термин. В “Грядущем постиндустриальном обществе” этот сюжет не подучил существенного развития, зато в “Культурных противоречиях капитализма” мы обнаруживаем интересный ход автора в данном направлении. В шестой главе, посвященной общественному сектору хозяйства и общесоциадьным потребностям, Д.Белл анализирует различия между доиндустриадьными и индустриальными обществами и приходит к выводу, что в первых общественное хозяйство было организовано на основе главным образом политической целесообразности, тогда как во втором речь должна идти об обеспечении максимальной хозяйственной эффективности. С таких позиций он утверждает, что античные хозяйственные структуры не могут считаться экономикой, а соответствующие общества — экономическими обществами110. Но несколько ниже в той же главе Д.Белл резко выступает против попытки обозначить формирующееся общество будущего как постэкономическое. Он пишет: “Обстоятельством, неизбежным для любого общества... является невозможность освободиться от экономических критериев”, однако аргументом в пользу этого тезиса стадо для него утверждение о том, что “люди постоянно меняют оценки своих
|