Студопедия — Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 6 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 6 страница






Между тем идея модернити не имела четкой хронологической определенности и не могла стать альтернативой концепции инду­стриального общества. Само понятие modernus стадо использо­ваться для обозначения эпохи, современной авторам, когда хрис­тианский мир был впервые противопоставлен языческим обще­ствам138 как anticuus139. В XVII—XVIII веках под модернити ста­ли понимать общества, в которых воплотились идеалы эпохи Про­свещения. В этом случае оказалось, что эпоха модернити охваты­вает все развитие западных стран начиная с середины XVIII140 (иногда считают, что с конца XVII141 и даже с последней четверти XV142) века. Таким образом, термин, изначально не имевший хро­нологической определенности, стад применяться для обозначения конкретного общественного состояния — буржуазного строя XVIII—XIX веков в его европейском исполнении.

Хотя теория постмодернизма основывалась на широком ин­теллектуальном базисе, при анализе конкретных социальных про­цессов ее авторы по сути дела оставались учениками постиндуст-риадистов, хотя при этом и критиковали последних за увлечение

136. См.: Lyotard J.-F. Derive a partir de Marx a Freud. P., 1973; Lyo-tard J.-F. La condition postmoderne. P., 1979; Baudrillard J. La Societe de consommation. P., 1970; Baudrillard J. L'Echange simbolique et la mort. P., 1976.

137 См.: Wright Mills С. The Sociological Imagination. Harmondsworth, 1970. P. 184; Drucker P.F. The Landmarks of Tomorrow. N.Y., 1957. P. IX.

138 См.: Turner B.S. Periodization and Politics in the Postmodern // Turner B.S. (Ed.) Theories of Modernity and Postmodemity. L. - Thousand Oaks, 1995. P. 3.

139 См.: Cahnescu M. Five Faces of Modernity. Durban (NC), 1987. P. 13. '•"См.: Smart В. Postmodernity. L. - N.Y., 1996. P. 91. 141 См.: Giddens A. The Consequences of Modernity. Cambridge, 1995. P. 1. '"См.: Toynbee A. A Study of History. Vol. VIII. L., 1954. P. 144.

 

технологическим детерминизмом. В результате постмодернистс­кая концепция не принесла ничего существенно нового в анализе социального прогресса, изобразив его в предельно эмоциональ­ных, но неопределенных категориях.

Критикуя постиндустриальную теорию, постмодернисты по­спешили определить новое общество через максимально резкое его противопоставление предшествующему. По мнению А.Туре­на, “история модернити представляет собой историю медленно­го, но непрерывного нарастания разрыва между личностью, об­ществом и природой”143; при этом он указывает, что наиболее опасны раздеденность социума и активного субъекта144, феномен роста отчужденности человека от общества, становящейся непо­мерно высокой платой за достижение материального и экономи­ческого прогресса. Говоря сегодня о растущей пдюрадистичности общества145, многовариантности современного прогресса146, уходе от массового социального действия, об изменившихся мо­тивах и стимулах человека147, его новых ценностных ориентаци-ях и нормах поведения148 как о важнейших характерных чертах складывающегося общества, сторонники постмодернизма уделя­ют излишнее, на наш взгляд, внимание остающимся довольно-таки поверхностными процессам демассификации и дестандар-тизации'49, преодолению принципов фордизма150 и отходу от форм индустриального производства151. Результатом становится ситу­ация, когда состояние социума, которое претендует на статус

143 Touraine A. Critique de la modernite. P., 1992. P. 199.

144.См.: Touraine A. Pourrons-nous vivre ensemble? Egaux et differents. P., 1997. P. 36.

145 См.: Heller A., Feher F. The Postmodern Political Condition. Cambridge, 1988. P. 1.

146 См.: Lash S., Urry J. Economies of Signs and Space. L. - Thousand Oaks, 1994. P. 257.

147 См.: Inglehart R. Culture Shift in Advanced Industrial Society. Princeton, 1990. P. 92-103.

148 См.: Feathers-tone M. Consumer Culture and Post-Modemism. L., 1991. P. 126.

149.См.: Lash S. Postmodernism as Humanism? // Turner B.S. (Ed.) Theories of Modernity and Postmodernity. P. 68 - 69.

150. См.: Lash S. Sociology of Postmodernism. L. - N.Y., 1990. P. 37-38; Castells M. The Informational City: Informational Technology, Economic Restructuring and the Urban-Regional Process. Oxford, 1989. P. 23, 29.

151 См.: Китаг К. From Post-Industrial to Post-Modern Society. P. 123.

 

качественно нового, противопоставляется не более чем традици­онному капитализму — либо как дезорганизованный152, либо как поздний153 капитализм, — несмотря на то, что в философских дискуссиях такое понимание затушевывается обильной ритори­кой. Таким образом, методологически эта концепция не несет в себе ничего качественно нового по сравнению с теорией постин­дустриального общества.

С другой стороны, в рамках постмодернизма оказывается почти невозможным четкое терминологическое определение фор­мирующегося социального состояния. Этот момент тесно связан с условиями формирования самой данной доктрины. Возникнув на волне социальных трансформаций 60-х, постмодернизм стал наиболее понятным (но при этом и наименее удачным) терми­ном, в котором воплотились ощущение быстро меняющегося мира, революционные ожидания того времени и который оказался весь­ма удобным для многих деятелей культуры, политиков и филосо­фов154. На этом этапе постмодернизм еще не был наукой, какой он стал во второй половине 70-х, когда основы нового миропо­рядка были уже заложены, а социальные и экономические тен­денции успешно объяснены в рамках постиндустриальной кон­цепции; сама ситуация как бы предопределяла доктринерский характер нового направления, хотя оно и оставалось обречен­ным на популярность благодаря своей фразеологии, напоминав­шей события переломного периода. По мере того как реальная революционность сходила на нет, революционный и схоласти­ческий дух теории оказывался все более явным. Акцентируя вни­мание на резком ускорении социальных изменений на этапе ста­новления постмодернити, исследователи в то же время не отка­зывались и от трактовки модернити как эпохи, “отрицающей саму идею общества, разрушающей ее и замещающей ее идеей посто­янного социального изменения”155; в результате оказывалось, что не только современное общество следует рассматривать как пост­современное, но и динамизм его обусловлен не меньшим дина-

152 См.: Lash S. Sociology of Postmodernism. P. 18.

153.См.: Jameson F. Postmodernism/or, The Cultural Logic of Late Capitalism. L., 1992 P. XXI.

154 См.: Calinescu M. Five Faces of Modernity. P. 268.

155 Touraine A. Critique de la modernite. P. 281.

 

мизмом, уже присутствовавшим в прошлом. В результате к сере­дине 80-х годов постмодернистская теория пришла в состояние явного упадка и сегодня не может рассматриваться в качестве реальной альтернативы постиндустриализму.

Третья группа критиков оказалась самой непримиримой, хотя возражения ее представителей были при этом чрезвычай­но поверхностными и идеологизированными. Мы имеем в виду советских марксистов и несколько более подробно остановимся на их возражениях против теории постиндустриального обще­ства.

С момента выхода в 1973 году книги Д.Бедла она, а также последующие его работы стали объектом достаточно присталь­ного внимания в СССР. Нельзя не отметить, что Д.Белл всегда внимательно следил как за развитием советской социологичес­кой доктрины, так и за эволюцией марксистской социологии в целом. Характерно, что большая часть первой главы, в которой рассматривается теоретический поиск в русле различных идео­логических течений, стремившихся исследовать становление но­вой социальной общности, в той или иной мере представляет со­бой диалог автора с К.Марксом и другими представителями мар­ксистской теории.

Д.Белл относился и относится к марксистской теории с пози­ций ее объективного и непредвзятого критика; его суждения по поводу отдельных постулатов и тезисов марксизма содержат в себе порой глубокое несогласие с ними, отнюдь не переходящее, однако, в то вульгарное нигилистическое отрицание, которое нередко можно встретить в работах современных российских обществоведов. В Предисловии к настоящему изданию своей кни­ги Д.Белл пишет: “...Я вовсе не антимарксист... Как может уче­ный-социолог быть антимарксистом? Многое в марксистском анализе социальных и производственных структур сохранило свое значение и вошло в современные теории, как и результаты лю­бых глубоких концептуальных обобщений. Я бы скорее назвал себя постмарксистом, в том смысле, что я воспринял достаточно много марксистских представлений о социуме”156. Эта позиция Д.Белла, однако, не принималась в расчет в советский период, и

156 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. XCI.

 

его теория получала, к сожалению, главным образом идеологи­ческие оценки.

Условно их также можно разделить на три группы. Во-пер­вых, это полемические замечания, вызванные в первую очередь излишним, как полагали оппоненты Д.Белла, вниманием, уделен­ным в его теории технологическим процессам в ущерб анализу развития системы общественных отношений; совокупность та­ких тезисов весьма разнообразна и содержит иногда оригиналь­ные и заслуживающие внимания суждения. Во-вторых, это кри­тика, вызванная расхождением между точкой зрения Д.Белла на отдельные проблемы развития современного общества и офици­альной марксистской позицией по данным вопросам; на фоне такой критики постиндустриальная концепция выглядит особен­но взвешенной и аргументированной. В-третьих, это своеобраз­ные отповеди Д.Беллу, имевшему, по мнению некоторых советс­ких авторов, ошибочные взгляды либо на отдельные блоки марк­систской теории, либо на реалии построенного в СССР социали­стического общества.

Мы не касаемся здесь оголтело идеологических нападок на постиндустриальную концепцию, также во множестве представ­ленных в литературе 70-х и 80-х годов; на некоторые из них сам Д.Белл отвечает в Предисловии к настоящему изданию, а боль­шинство вовсе не заслуживает внимания.

Начнем с первой группы оценок. Уже первые отклики на кни­гу Д.Белла показали, что его работа была отнесена к исследова­ниям, игнорирующим значение социальных процессов в угоду пре­увеличенной роли технологического прогресса; даже признание того, например, “факта”, что “Зб.Бжезинский в еще большей мере, чем Д.Белл, абстрагируется от анализа производственных отно­шений”157, сделанное академиком А.Г.Милейковским, подтверж­дает, что концепции этих авторов, по своей сути весьма различ­ные, рассматривались в одном логическом ряду. Совершенно оче­видно, что основная критика советских обществоведов была на­правлена не против оценки технологического базиса общества как таковой, а против того пренебрежения, которое, по их мне-

157 Критика современной буржуазной политической экономии. М., 1977. С. 436.

нию, было допущено по отношению к исследованию производ­ственных отношений буржуазного общества. Характеризуя по­стиндустриальную социальную теорию в целом, Н.Д.Гаузнер от­мечал технологический детерминизм в качестве “характерной черты подхода теоретиков постиндустриализма к общественным процессам, [в силу чего] научно-техническое развитие рассмат­ривается ими большей частью как автономный процесс, механи­чески влекущий за собой социальные перемены”158. Основной же недостаток сформулирован Ю.Я.Ольсевичем, отмечавшим, что в постиндустриальной теории “строение и функции хозяйствен­ной системы определяются непосредственно состоянием техни­ки и обусловленной ею организацией хозяйства; собственность на средства производства при этом является якобы второстепен­ным фактором”159.

В связи с категорическим неприятием советскими марксис­тами самой возможности отказа от доминирующей роли отно­шений собственности критике подвергалась и та часть теории Д.Белла, в которой он рассматривает переход от преимуществен­ного производства материальных благ к преимущественному про­изводству услуг и информации. В подчеркнуто “односторон­нем” исследовании одного ведущего сектора экономики В. С.Афа­насьев усматривал проявление технологического детерминизма и отмечал, что “характеристика общества с точки зрения веду­щей отрасли его экономики не дает и не может дать представле­ния о социально-экономической сущности этого общества”160. По его мнению, такой подход предполагает анализ лишь харак­теристик конкретного труда в той или иной отрасли хозяйства и затушевывает понимание всеобщей сущности абстрактного труда, создающего стоимость и объясняющего социально-эко­номическую природу буржуазного общества; по В.С.Афанасьеву, в данном случае имеет место объективное стремление постиндустриалистов подменить анализ производственных отно-

158 Гаузнер Н.Д. Теория постиндустриального общества и современный ка­питализм. М., 1979. С. 11.

159. Ольсевкч Ю.Я. Современный кризис буржуазной политэкономии. М., 1976. С. 33.

160. Афанасьев B.C. Буржуазная экономическая мысль 30—80-х годов XX века

(очерк теории). М., 1986. С. 318.

 

шений капитализма оценкой развития его производительных сил161.

Здесь мы переходим ко второй группе оценок теории Д.Белла, открывающих ряд положений, выдвигаемых марксистскими критиками, которые явно не соответствовали реальному ходу исторического процесса, в целом адекватно описанному Д.Беллом. Выступая против “излишнего” технологического детерми­низма в тех его аспектах, которые непосредственно касаются развития капиталистических обществ, советские обществоведы неожиданно занимают совершенно противоположные позиции, как только речь заходит о более общих методологических осно­вах исследования. Так, рассматривая определение Д.Беллом до-индустриадьного, индустриального и постиндустриального об­ществ, С.А.Хавина критиковала уже не излишнее внимание по-стиндустриалистов к технологическим аспектам, а, напротив, имеющий в их концепции место отказ от принципа социально-исторического монизма. Полагая, что “Д.Белл видит смысл вы­деления "доиндустриального", "индустриального" и "постинду­стриального общества" в применении различной методологии”, она указывала, что “методологический плюрализм, основанный на абсолютизации самостоятельности движения различных сфер и процессов, ведет к релятивизму, разрыву единой социальной реальности”162. Более точно суть данной претензии сформули­рована Ю.Я.Ольсевичем и состоит в том, что, согласно постин­дустриальной теории, “роль технологии не всегда была опреде­ляющей; она стала таковой лишь в условиях современного "ин­дустриального общества", тогда как на более ранних стадиях экономическая система была объектом "идеологического выбо­ра"”163. Конечно, советские теоретики не могли согласиться с такой постановкой вопроса, в рамках которой отличия капита­лизма от социализма могли признаваться не слишком существен­ными, но при этом они забывали, с одной стороны, что сами проповедуют тот технологический детерминизм, от которого

161 См.: Афанасьев B.C. Указ. соч. С. 318-319.

162 Критика буржуазных, мелкобуржуазных и ревизионистских теорий раз­витого социализма. М., 1984. С. 62.

163 Ольсевич Ю.Я. Указ. соч. С. 33.

 

только что призывали отказаться, и, с другой стороны, что аб­солютный приоритет хозяйственных факторов над политиче­скими и социальными хронологически ограничивал даже К.Маркс, пытавшийся подчеркнуть это понятием экономичес­кой общественной формации.

Одинаково понятной и странной выглядит критика Н.Д.Гаузнером разработанной Д.Беллом доктрины формирования но­вых социальных структур вне поля основных противоречий пред­шествующих. Стремясь доказать, что “при капитализме власть науки не приходит на смену власти моноподий, а, наоборот, мо­ноподии подчиняют себе науку”, он отрицает возможность обре­тения научным сословием того же положения в постиндустри­альном обществе, какое промышленное сословие, не принадле­жавшее ни к феодалам, ни к крестьянам, обеспечило себе в инду­стриальную эпоху164. Между тем в данном случае подвергаются сомнению сразу два марксистских тезиса: во-первых, вполне чет­ко сформулированная самим К.Марксом в “Манифесте Комму­нистической партии” возможность “взаимной гибели борющих­ся классов” в ходе становления нового общества; во-вторых, со­зданная основоположниками марксизма в рамках теории обще­ственных формаций концепция многовариантности прогресса на протяжении переходных периодов от одной общественной фор­мации к другой165.

Советские обществоведы не могли также пройти мимо оцен­ки Д.Беллом роли коммунального общества и новой системы политической организации в рамках постиндустриального строя, которая, по его мнению, способна преодолеть разрушительные рыночные тенденции и обеспечить переход к программируемой экономике. И хотя некоторые признавали справедливость его замечаний “об устарелости институтов частной собственности и рынка”166, большинство критиков отмечало, что идея возмож­ности их преодоления в рамках “государственного капитализ­ма” представляется совершенно нереалистичной и снижает про-

164 См.: Гаузнер Н.Д. Указ. соч. С. 44.

165 Подробнее см.: Иноземцев В.Л. Альтернативность общественного развития // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1991. № 4. С. 3—9.

166 Критика буржуазных, мелкобуржуазных и ревизионистских теорий... С. 89.

 

гностическую ценность постиндустриальной теории167; альтер­нативой рыночной стихии рассматривалась в тот период, как известно, только планомерная организация общественного про­изводства.

Третья группа возражений против выдвинутых Д.Беллом те­оретических тезисов представляется достаточно разнородной. С одной стороны, критические публикации были направлены про­тив интерпретации Д.Беллом ряда положений марксизма, с дру­гой — против оценок построенного в СССР общества. Резкими возражениями сопровождались, разумеется, тезисы Д.Белла о бюрократической природе советского общества, о возможности рассмотрения его в качестве одного из видов государственного капитализма, а также о постиндустриальной перспективе СССР. Иначе в то время и не могло быть, поскольку соображения Д.Белла опирались на оценки Л.Троцкого и его сторонников (хотя этот факт и не афишировался в советской литературе). Советские авторы настаивали на том, что бюрократический слой не спосо­бен установить господство над общественным производством ни в условиях капиталистической, ни (тем более) социалистической систем168, и подчеркивали принципиальные различия между ос­новным производственным отношением капиталистического и со­циалистического типов производства169. Учитывая принятый в Советском Союзе подход к оценке перспектив развития цивили­зации, вполне можно понять и то, что постиндустриальная вер­сия будущего советского общества также не вдохновляла офици­альных идеологов.

Несмотря на специфические условия, в которых советские обществоведы веди полемику с Д.Беллом и сторонниками по­стиндустриальной теории, анализ их позиций приводит к цело­му ряду небезынтересных выводов. Нельзя не отметить, что при всей остроте критики, направленной против постиндустриализма, в целом советские исследователи восприняли Д.Бедда и его

167 См.: Там же. С. 92.

168 См.: Буржуазные и мелкобуржуазные экономические теории социализма (после второй мировой войны). М., 1978. С. 133—134.

169 См.: Критика буржуазных, мелкобуржуазных и ревизионистских теорий... С. 94.

 

последователей как ученых, придерживающихся относительно левых взглядов в рамках современной институциональной тео­рии и в этом отношении не враждебных марксистским теорети­ческим представлениям. На наш взгляд, постиндустриальная концепция может и должна рассматриваться как лояльная мар­ксизму теория, в целом ряде аспектов продолжающая и разви­вающая традиции осмысления социальной жизни с последова­тельно материалистических позиций. Сами критические заме­чания, сделанные в советской печати, показывают существен­ное превосходство теории постиндустриального общества над многими направлениями примитивной советской версии марк­сизма и только лишь демонстрируют прогностические возмож­ности постиндустриальной концепции. Тяжелейший кризис, который испытывает ныне современное российское общество­ведение, удручающая неспособность многих его представите­лей и сегодня усвоить теоретические положения постиндустри-адизма170 лишь оттеняют историческую правоту и комплексность созданной Д.Беллом теории171.

Теория постиндустриального общества, не воспринимая в ка­честве центрального никакого преходящего социального про­цесса иди явления, была изначально создана в таком виде, кото­рый мог и легко инкорпорировать в себя целый ряд новых на­правлений в социологическом анализе, и, в свою очередь, поро­дить множество новых подходов, основанных на применении ее основополагающих методологических постулатов к оценке воз­никающих с течением времени тенденций. Это обусловило иде­ологическую “нейтральность” постиндустриадизма. Конструк­тивная критика теории постиндустриального общества может быть направлена лишь против отдельных содержащихся в ней относительно поверхностных противоречий, но не против са­мой концепции как таковой; в этом случае, как мы пытались показать выше, возникает взаимообогащающий диалог, способ-

170 См.: Иноземцев В.Л. Введение // Иноземцев ТЗ.Л. За десять лет. С. IX — XLVI.

171 См.: Иноземцев В.Л. Теория постиндустриального общества как методо­логическая парадигма российского обществоведения // Вопросы философии. 1997. № 10. С. 29-44.

 

ствующий более глубокому осмыслению реальных социальных процессов. Такая неуязвимость постиндустриальной концепции по отношению к критике и ее лояльность к иным социальным теориям обусловила то, что она никогда не встречала в запад­ной социологии явной оппозиции, — факт, который нельзя не признать уникальным в истории развития представлений об общественном прогрессе.

Владислав Л. ИНОЗЕМЦЕВ

Лапино, 24 ноября - 13 декабря 1998 года


Предисловие к русскому изданию 1999 года

Выход в свет русского издания моей книги “Грядущее постинду­стриальное общество” в издательстве “Academia” — событие весь­ма для меня радостное. Насколько мне известно, это не первый ее перевод на русский язык. Как сообщил мне г-н Владислав Ино­земцев, в конце 70-х годов работа выходила в так называемой “Бедой серии”, выпускавшейся Центральным комитетом Комму­нистической партии. Книга не предназначалась для широкого читателя, и найти ее можно было лишь в партийных институтах и закрытых отделах крупных библиотек. Общий тираж не превы­шал 300 экземпляров, по большей части утерянных во время рос­пуска партийных организаций. Название книги не фигурирова­ло и в списке рассекреченных изданий из спецхрана бывшей Ле­нинской библиотеки. Подобно Годьдштейну — персонажу рома­на Оруэдда “1984” — я исчез в черной дыре забвения.

Книга “Грядущее постиндустриальное общество” впервые вышла отдельным изданием в 1973 году. В 1976-м она была пере­издана в мягкой обложке с предисловием, в котором подробно разъяснялись некоторые ключевые аспекты рассматриваемой мною темы. К тому времени я уже имел опыт употребления этого базо­вого понятия в научных дискуссиях. Как указывалось в предис­ловии, я пользовался термином “постиндустриальное общество” в лекциях, прочитанных на Зальцбургском семинаре американи­стов в 1959 году. Я говорил тогда о перераспределении рабочей силы из сферы материального производства в сферу услуг как о главной тенденции развития передовых индустриальных стран. С тех пор на эту тему мною были написаны главы для нескольких книг и ряд статей для периодических изданий, в том числе ддя журнала “The Public Interest” (который я редактировал совмест­но с И.Кристолом). Понятие постиндустриального общества легло в основу работы Комиссии по 2000 году — престижного проекта Американской академии гуманитарных и точных наук, осуще­ствлявшегося под моим руководством1.

Таким образом, к моменту выхода книги в свет сама концеп­ция уже широко обсуждалась и была в центре внимания, что объяс­няется, в частности, большим интересом, проявлявшимся в то время к “футурологии” и всяческим прогнозам. Меня это обсто­ятельство не слишком радовало. Хотя книга и снабжена подзаго­ловком “Попытка социального прогнозирования”, я не пытался предсказывать будущее. Я совершенно четко указал на то, что речь идет о концепции типа “как будто бы”, предложенной не­мецким философом Г.Ваингером в его забытом труде “Die Phi­losophic des Als Ob” (1911). Я объяснял, что “это — плод моего воображения, логическая модель того, что могло бы быть, мо­дель, с которой социальная реальность будущего сопоставляется, чтобы выявить факторы, которые в состоянии направить разви­тие общества по иному пути”. Короче говоря, я ставил перед собой сугубо методологическую задачу.

Историки нередко прибегают к сослагательному наклонению для того, чтобы представить себе, что бы случилось, если бы то иди иное событие, считающееся каузальным, не произошло2. Я же попытался наметить возможный ход исторического развития

1.Летом 1967 года отчет о работе Комиссии был опубликован в “Daedalus”, журнале Академии, выходящем тиражом в 100 000 экземпляров, в 1968-м — выпущен отдельной книгой издательством Houghton Mifflin, а годом позже — в мягкой обложке — издательством Beacon Press. В 1997 году работа была пере­издана MIT Press и снабжена новым предисловием, написанным мною совмест­но со Ст.Р.Гробардом.

2 Классическим примером таких умозрительных упражнений служит книга Р.Фогеля о железных дорогах, удостоенная Нобелевской премии в области эко­номики за 1993 год. Профессор Фогель попытался ответить на вопрос, как по­шло бы экономическое развитие США, если бы в свое время не была изобрете­на железная дорога, считавшаяся решающим фактором в истории освоения американского Запада. Он попытался доказать, что примерно такой же уро­вень экономического развития был бы достигнут за счет расширения сети кана­лов и других водных артерий как альтернативных путей сообщения. В данном случае решающей движущей силой прогресса являются не технологические до-стижения^в той или иной области, а дух предпринимательства.

 

и в предложенной мною модели будущего выделил пять измере­ний постиндустриального общества в качестве базы для социоло­гических сравнений.

В Советском Союзе книга попала в эпицентр идеологическо­го спора, так как в ней усмотрели угрозу марксизму. [Несколько ранее] Р.Арон, выдающийся французский социолог, ввел в науч­ный оборот понятие “индустриальное общество” (заимствован­ное им у О.Конта), выявившее общие черты и потребности всех промышленно развитых обществ. Это навлекло на него, равно как и на У.Ростоу (который в 1960 году издал книгу “Стадии экономического роста. Некоммунистический манифест”), огонь критики со стороны советского философа Ю.Замошкина. В ста­тье “Реакционная теория единого индустриального общества”, опубликованной в мартовском номере журнала “Коммунист” за 1963 год, Ю.Замошкин назвал эту концепцию “трюком буржуаз­ных пропагандистов”, дающим “руководителям империалисти­ческих государств оружие” против марксистско-ленинской тео­рии общественного развития. Автор даже не пытался разобрать­ся в моих аргументах или представить свои, ограничившись го­лословным обвинением.

Концепция постиндустриального общества, опирающаяся на теорию Р.Арона, представляет собой не только схематичную трак­товку будущих возможностей, но также предлагает осевой прин­цип, новую основу для общественного развития и обновления, в качестве которой выступает кодификация теоретических знаний. Коммунистическая партия Советского Союза провозгласила себя единственной силой, способной произвести преобразующую об­щество научно-техническую революцию. Предложенная мною концепция бросала вызов этой расплывчатой формулировке и предполагала совершенно иные выводы. Первым, кто это понял, был чешский социолог Р.Рихта, опубликовавший в 1967 году книгу “Цивилизация на распутье”, ставшую интеллектуальной сенса­цией в Чехословакии. Р.Рихта, который был знаком с моими ра­ботами по перепечаткам, помещенным в одном из специальных журналов, утверждал: “Наука превращается в важнейший дви­житель экономики и решающий фактор развития цивилизации. Налицо признаки нового (постиндустриального) типа развития, динамику которому придают структурные изменения, непрерыв­но происходящие в сфере производительных сил, где количественная сторона производства (уровень технической оснащенности предприятий и численность работающих) оттесняется на второй план качественными показателями, такими, как коэффициент ис­пользования производственных мощностей и рабочей силы. Имен­но в этих показателях кроются элементы интенсивного развития и предпосылки ускорения, тесно связанного с грядущей научно-технической революцией” (курсив Р.Рихты. — Д.Б.). Р.Рихта пришел к выводу, что в будущем возникнет новая общественная и классовая структура, которую “вполне можно именовать пост­индустриальной цивилизацией”, “третичной цивилизацией”, “ци­вилизацией услуг” и т. д.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 384. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...

Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...

Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...

Именные части речи, их общие и отличительные признаки Именные части речи в русском языке — это имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение...

Интуитивное мышление Мышление — это пси­хический процесс, обеспечивающий познание сущности предме­тов и явлений и самого субъекта...

Объект, субъект, предмет, цели и задачи управления персоналом Социальная система организации делится на две основные подсистемы: управляющую и управляемую...

ИГРЫ НА ТАКТИЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ Методические рекомендации по проведению игр на тактильное взаимодействие...

Реформы П.А.Столыпина Сегодня уже никто не сомневается в том, что экономическая политика П...

Виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей В общеупотребительном значении нарушение опорно-двигательного аппарата (ОДА) идентифицируется с нарушениями двигательных функций и определенными органическими поражениями (дефектами)...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.034 сек.) русская версия | украинская версия