Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 10 страница
Развлечения также получили глобальное распространение. Американский телевизионный сериал “Даллас” популярен во всех странах мира, за исключением, пожалуй, лишь Японии, и то потому, что японские бизнесмены отличаются от других. Индия производит больше кинофильмов, чем любая другая страна в мире, но они адаптированы к местным вкусам. Учитывая быстрый рост индийского среднего класса, присоединится ли Индия к “глобальному обществу”? В связи с этим возникают серьезные вопросы, касающиеся культуры и стиля жизни. Станем ли мы однородными? Что в таком случае произойдет с национальными традициями, коренящимися в языке, и с исторической культурой? ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛЕСТНИЦА Постиндустриальная, или информационная, эра наступает в результате длинной цепи технологических перемен- Не все страны — а к настоящему моменту лишь немногие — готовы к вступлению в нее. Если мы определим постиндустриальное общество как такое, где произошел сдвиг от промышленного производства к сфере услуг, то получится, что Великобритания, почти вся Западная Европа, Соединенные Штаты и Япония вступили в постиндустриальный век. Но если мы определим информационное общество как такое, в котором существуют научный потенциал и способность трансформировать научные знания в конечный продукт, называемый обычно “высокими технологиями”, то можно сказать, что только Соединенные Штаты и Япония отвечают данному условию. Сколько еще стран смогут достичь их уровня? Существует так называемая “технологическая лестница”, в соответствии с которой можно составить схему сдвигов или изменений в экономике любой страны и которая включает следующие ступени: 1) ресурсная база: сельское хозяйство и горнодобывающая промышленность; 2) легкая промышленность: текстильная, обувная и т.д.; 3) тяжелая промышленность: металлургия, судостроение/автомобилестроение, машиностроение; 4) “высокие технологии”: измерительные приборы, оптика, микроэлектроника, компьютеры, телекоммуникации; 5) отрасли, базирующиеся на научных достижениях будущего: на биотехнологии, материаловедении, космических исследованиях и т.д. Япония является прекрасным примером продвижения вверх по технологической лестнице за последние пятьдесят дет. По мере того как после войны позиции, занятые ею в легкой промышленности, стали захватывать другие страны, в основном благодаря низкому уровню оплаты труда, Япония начала развивать сталелитейную отрасль и судостроение, отняв у Великобритании лидерство в обеих этих сферах. Однако то были отрасли промышленности с высоким уровнем энергопотребления, и после нефтяного кризиса 1973 года Япония переориентировалась на оптику, микроэлектронику и автомобилестроение, используя новейшие производственные технологии. В принципе существуют три условия, дающие странам возможность продвигаться вверх по технологической лестнице: политическая стабильность, которая позволяет инвесторам надеяться на получение прибыли; наличие большого класса предпринимателей, инженеров, техников и квалифицированных рабочих, разрабатывающих и производящих товары; соответствующая система образования для подготовки грамотных специалистов, обладающих знаниями, необходимыми для применения новых технологий. Много лет назад Р.Дор отмечал, что Япония и большинство стран Латинской Америки (Бразилия, Аргентина и т.д.) вошли в мировую экономику приблизительно в одно и то же время — более ста двадцати пяти лет тому назад. Однако Япония процветает, а Латинская Америка отстает в развитии в основном потому, что правящая элита, в особенности военные и класс крупных землевладельцев, противилась модернизации и продолжала эксплуатировать крестьянство. После революции 1917 года Советский Союз приступил к форсированной индустриализации, однако сделал это методами “командной экономики”, и процесс шел успешно до тех пор, пока перед промышленностью стояли достаточно простые задачи. \В последующие годы она стала терпеть серьезные неудачи, так ^<ак не были использованы рыночные механизмы и система “подсчета прибыли”, помогающие определить степень эффективности использования ресурсов. Россия сегодня располагает огромными природными богатствами (ее запасы нефти и газа самые большие в мире и даже превосходят запасы стран Ближнего Востока, однако их разработка является дорогостоящей в связи с низким уровнем используемых технологий), а также огромным числом образованных инженеров и техников. Если бы она достигла внутренней стабильности и избежала разорительных этнических конфликтов и гражданских войн, она была бы готова вступить в, постиндустриальный век раньше, чем любая другая страна. Европа, в особенности Германия, имеет мощную промышленную базу, но остается привязанной к ней из-за больших объемов капиталовложений и высокого уровня заработной платы. Основой германского экспорта, например, является продукция машиностроения, автомобилестроения, промышленной электроники и смежных отраслей. В важнейших же сферах “высоких технологий”, таких, например, как полупроводники, более 85% мирового производства приходится на Соединенные Штаты и Японию. Сохранится ли такое положение и в XXI веке? Это зависит от природы конечного продукта и его “жизненного цикла”. В отраслях, где производство стандартизировано, где его легко можно наладить, а уровень расходов на заработную плату становится решающим фактором, страны, обладающие возможностями производить подобную продукцию, постараются занять соответствующую нишу. Что касается текстильной промышленности, то сначала Япония вытеснила Соединенные Штаты, а затем, в свою очередь, была вытеснена Гонконгом. Корея сумела отвоевать у Японии позиции, которые та занимала в сталелитейной промышленности и судостроении. В настоящее время она стремится потеснить Японию в области электроники и автомобилестроения, к чему, впрочем, стремятся и многие другие страны Азии, в частности Китай. Как могут защитить себя развитые государства? Одним из способов является увеличение производительности труда с целью снижения затрат на производство внутри страны. Таков традиционный метод, который, однако, имеет свои ограничения. Другой путь — переход к развитию специализированных сегментов промышленности, производящих продукцию с высокой добавленной стоимостью. Именно это и произошло в текстильной индустрии, где Япония и Италия, для того чтобы добиться успеха на рынке, начади осваивать выпуск сверхмодной высококачественной одежды (например, Иссэй Мияки, Хана Мораэ и т.д.). Между тем для облегчения понимания этих процессов необходимо начертить “траектории” технологических изменений в различных государствах, чтобы выяснить, каково положение этих стран в мировой экономике и как меняется рыночная ситуация. Большинство людей используют слово “технология”, не уточняя тип технологии и ее связь с другими зависящими от нее технологиями. Однако без понимания этих различий мы не можем графически изобразить характер изменений и различные типы рынков. Я провожу различие между “трансформирующими технологиями”, “развивающими технологиями” и “нишами”. Телефон — это трансформирующая технология. Он полностью изменяет способ нашего общения друг с другом. Он “ломает” понятие пространства и времени, делая возможной непосредственную двустороннюю речевую связь. Сотовый телефон — это развивающая технология. В отличие от традиционного телефона он является беспроводным и способствует большей мобильности, облегчая связь между людьми. В последние шесть дет главным рынком в области телефонной связи был рынок сотовых телефонов. Ниши — это особая область. Учрежденческие АТС позволяют создать полноценную внутреннюю систему телефонной связи в рамках компании путем использования общего номера (обычно трехзначного или четырехзначного) для любого телефона внутри компании, университета или организации и т.д. Иными словами, это вспомогательное устройство. ЛВС — локальные вычислительные сети — позволяют организовать коллективный доступ внутри географического района. Целью всего сказанного выше является не просто определение различных аспектов какой-либо технологии, но также возможность проследить ее развитие и показать, что на время ниши превращаются в способ защиты своего рынка от конкурентов в силу специализированной природы самой ниши. То же самое происходит и с компьютерами. Компьютер был трансформирующей технологией. Компьютерные сети представляют собой ее развитие, поскольку они связывают компьютеры между собой. Программные приложения, такие, например, как электронные финансовые ведомости, — это ниши. Таким образом, вновь прослеживается маршрут изменений. Развитие технологий происходит самыми разными путями. Здесь также необходимо выявить различия между процессами, для того чтобы понять закономерности изменений. Технологии создаются на основе научных открытий. Это означает, что зачастую они являются логическим завершением определенной программы. Однако часто после сообщения о создании новой технологии люди думают, что ей тут же найдется практическое применение. Но изменения не происходят подобным образом. Изобретение должно вписаться в общую структуру продукции, необходимо также найти способ применения его отдельными организациями. Именно это составляет смысл нововведения, которое, таким образом, определяется способностью организаций иди компаний использовать изобретение. При этом распространение — это совершенно иной процесс. Распространение, будь то телевизоры, видеомагнитофоны иди плейеры, зависит от маркетинга — ряда мер, необходимых для того, чтобы убедить людей — бизнесменов и частных лиц — совершить покупку. Люди зачастую боятся приобретать незнакомые товары, как это было изначально с компьютерами. Они должны убедиться, что изделие является “дружественным пользователю”. Встает вопрос о том, какие виды товаров заменит собой новое изделие и является ли оно нужным для потребителя. А это зависит от цены и удобства пользования, Как и разработка изделия, его жизненный цикл разделен на четко различимые этапы. Первым из них, естественно, является изобретение. В индустриальный век новые продукты создавались теми, кого я называю “талантливыми механиками” — людьми, работавшими методом проб и ошибок и мало знавшими о законах науки. Так, Т.Эдисон, величайший изобретатель конца девятнадцатого столетия, творец электрической лампочки, фонографа и кинематографа, практически ничего не знал об исследованиях электромагнитного поля Максвелла и Фарадея. Однако в информационную эру изобретения являются продолжением программ развития теоретического знания. Как я уже отмечал в случае с транзистором и микрочипом, они стали результатом применения физики твердого тела. УПРАВЛЕНИЕ ВРЕМЕНЕМ В товаропроизводящем, иди промышленном, обществе ключевой проблемой для бизнеса было управление товарными запасами. Если они слишком велики, компании приходится “авансировать” произведенные расходы и оплачивать “срок хранения” произведенных в избытке продуктов. Если же запасы незначительны, то при возникновении спроса фирма несет потери из-за того, что покупатели не хотят ждать, а конкуренты успевают предложить аналогичный товар. Управление товарными запасами — это решающий фактор получения прибыли. В информационном обществе основной проблемой становится управление временем. Люди живут согласно суточному ритму, а в сутках всего лишь двадцать четыре часа. Через земной шар протянулись временные зоны, которые определяются движением Солнца. Традиционно жизнь большинства людей подчинялась ритму сельскохозяйственных работ, они вставали с восходом и ложились спать с заходом солнца. Изобретение искусственного освещения изменило наши понятия о дне и ночи. Во всем мире информация передается, а операции проводятся в “реальном времени” — странное слово, как будто раньше время было нереальным, — означающем всего лишь то, что информация передается практически мгновенно, поэтому, разговаривая из Токио с Бостоном по телефону, мы слышим друг друга одновременно. Теперь появилась еще и “виртуальная реальность”, а это означает, что мы снимаем границы пространства и можем с помощью “моделирующего устройства” войти в трехмерное пространство и перемещаться в нем, словно мы передвигаемся по небу, совершать прогулки в космосе или посещать космические станции или пещеры так, как будто мы действительно находимся “там”. Разрушение представлений о пространстве и времени, о системе координат, в соответствии с которой мы организовывали реальность, — это один из важнейших шагов вперед в направлении информационного общества. Но все это трансформируется в ряд практических проблем и реальных продуктов. Если около двадцати или более дет назад вы хотели посмотреть передачу, транслировавшуюся той или иной станцией, необходимо было приходить “вовремя”, иначе вы пропускали ее. Точно так же вы не успевали на самолет иди поезд, если приезжали с опозданием на вокзал иди в аэропорт. Однако с изобретением видеомагнитофона стадо возможным записать программу и просмотреть ее в “своем” времени иди, например, взять музыкальную запись и прослушать ее, когда захочется. Раньше для этого необходимо было взять кассету иди диск, вставить их в большой ящик с колонками и слушать музыку там, где находился ящик. Сегодня благодаря миниатюризации плейера можно наслаждаться музыкой где угодно. Таким образом, реорганизация пространства и времени предоставила человеку больший контроль над ними. Много дет тому назад, если кто-то хотел подучить свои деньги, необходимо было отправиться в банк, причем в те часы, когда он был открыт, и снять их со счета. С изобретением банкоматов стадо возможным получать наличные в любом месте, где имеется подобная машина, даже за тысячи миль от дома, поскольку вся необходимая для этого информация хранится централизованно, а операция проводится с помощью электроники. Совсем недавно произошло важнейшее событие в области коммуникации между людьми — появилась электронная почта. Старая почтовая система перестала отвечать современным требованиям, к тому же она требует использования человеческого труда для сбора, перевозки и доставки почты. Факс и телефон ускорили процесс коммуникации. Однако связаться с кем-то по телефону иногда сложно, а передача факсимильных сообщений требует совершения дополнительных действий — надо взять письмо и установить его в машине. С помощью компьютера электронная почта отправляется просто и напрямую. Новая система, объединяющая в себе компьютер, систему распознавания голоса и телефон, создает “виртуального секретаря”. Вы, сидя в офисе иди машине, отвечаете на телефонный звонок, и голос сообщает вам, что, похоже, вам звонит ваш коллега. Однако голос не принадлежит человеку-секретарю, а является устройством, называемым в США “уайлдфайер”, с помощью которого и передано вам сообщение. А если вам необходимо найти кого-нибудь, особенно когда вы путешествуете, “уайддфайер” принимает ваше послание, делает за вас телефонные звонки либо записывает входящие сообщения и даже рассылает тексты, которые вы поручили ему разослать тем, с кем вы хотели бы связаться. Повторяю, это не человек-секретарь, а устройство, имеющееся в настоящее время в распоряжении многих телефонных компаний, которое действует на основе принципа распознавания голоса и предназначено решать подобные проблемы. По мере усложнения системы распознавания голоса они смогут выполнять целый ряд стандартных команд. Вы можете позвонить себе домой и изменить температурный режим в комнатах, включить иди выключить микроволновую печь и т.д. Тем самым управление и реорганизация времени становятся во всем своем многообразии новой сферой применения электронных приборов в информационном обществе10. 10 Я должен сделать здесь отступление и остановиться на проблеме отношения к информации как к “товару”. Информация коренным образом отличается от других видов благ: они расходуются иди изнашиваются в процессе эксплуатации (как, например, автомобили), однако с информацией этого не происходит. В определенном смысле она функционирует как общественное благо, поскольку, будучи знанием, не расходуется. Каким же образом можно оценить информацию и рассматривать ее как источник стоимости? Эта проблема стада предметом исследования К.Эрроу, лауреата Нобелевской премии в области экономики. Его результаты были изложены им в лекции “Информация и организация промышленности”, прочитанной в Католическом университете в Милане 12 апреля 1994 года. Профессор К.Эрроу, в частности, сказал: “Около пятнадцати лет назад мой друг, видный социолог Д.Белл предложил мне рассмотреть информационную теорию стоимости, которая играла бы в современной экономике такую же роль, какую трудовая теория стоимости играла в классической концепции. Боюсь, я слишком легковесно воспринял это предложение. Я объяснил ему, с характерным для экономиста чувством превосходства над ученым, специализирующимся в другой области общественных наук, что трудовая теория стоимости призвана объяснять относительность цен и что информация, как бы мы ее ни определяли, вряд ли сможет выполнять ту же роль. Без сомнения, никто не проводит обмен товарами пропорционально объему воплощенной в них информации. Я говорил о том, что на самом деле товары с высоким информационным содержанием должны были бы быть очень недорогими, поскольку информация может быть воспроизведена при небольших затратах, даже если начальные издержки ее производства и были значительными, а каждый неоклассический экономист знает, что значимыми являются именно предельные издержки. В каждом конкретном положении моего ответа не было ничего неправильного, однако я упустил главный пункт в рассуждении Д.Белла. Факты начинают противоречить моей точке зрения. Удивительно, но информация является единственным принципом определения стоимости компьютерных программных продуктов и некоторых других видов благ. Хотя эти примеры и представляют собой исключительные случаи, роль информации в качестве источника производительности труда и источника стоимости во все большей степени проявляется на многих рынках и становится все более важным компонентом экономического анализа. В данной лекции я хотел бы объединить две концепции, каждая из которых уже исследовалась в литературе, хотя и неудовлетворительным образом: 1) роль информации как экономического товара, и 2) индивидуальность компаний как средоточия знания и притязаний на богатство” (Arrow K.J. Information and the Organization of Industry // Rivista Internazionale Di Scienze Sociali. Occasional Paper, 1994).
ПРОБЛЕМА МАСШТАБА Важнейшим, как я уже указывал, является вопрос о поиске социальных структур, соответствующих распространяющимся в обществе ценностным ориентирам и новым технологическим инструментам постиндустриального мира. Помимо структурных рамок, которые я постарался определить, есть еще одна существеннейшая переменная, которую необходимо принимать в расчет, — изменения в масштабе. Сегодня часто говорят о том, что наше время — это век ускоряющихся перемен. Должен признаться; я не понимаю, что это значит на самом деле. Если мы проанализируем данную концепцию, то обнаружим, что у нее нет границ и смысла. Говорить о переменах как таковых бессмысленно, ибо остается вопрос — перемены в чем? Говорить о том, что “все” меняется — вряд ли это прояснит ситуацию. А уж если мы рассуждаем о темпах, об их увеличении, то само это слово подразумевает использование единиц измерения. Но что же измеряется? Определенное представление о происходящем можно подучить, если применить концепцию масштаба. Изменение масштаба того иди иного объекта — это и есть изменение его формы. Метафорически говоря, мы приходим к сформулированному еще Галилеем закону квадрата-куба: если вы удваиваете размеры предмета, то вы утраиваете его объем. Из этого вытекает вопрос о форме и пропорциях. Университет с пятьюдесятью тысячами студентов может продолжать носить то же название, что и тридцать дет назад, когда в нем было пять тысяч студентов, однако изменение количественного состава требует изменения структуры организации. Это относится также и к социальным образованиям. Что действительно меняется в результате информационной революции — так это масштаб человеческой деятельности. Учитывая природу коммуникаций в “реальном времени”, мы впервые создаем взаимозависимую международную экономику, для которой характерна большая нестабильность, причем изменения величин одних переменных, а также шоковые потрясения или возмущения в отдельных элементах немедленно отражаются на всех остальных. Проблема масштаба издавна стоит перед социальными институтами, будь то церковь, армия, промышленное предприятие или политический режим. Общества разумно функционируют тогда, когда существует соответствие масштабов экономической деятельности и социальных элементов, организации политического и административного управления. Однако на самом деле все чаще наблюдается их несовпадение. Как я уже отмечал в своей работе много лет назад", национальное государство стадо слишком мало для решения крупных проблем и слишком велико для решения мелких. Оно со своими политическими методами уже не может справиться с нарастающей лавиной проблем международной экономики (координация мер с помощью встреч на высшем уровне по экономическим вопросам становится пустой формальностью), но в то же время концентрация политических решений в бюрократическом центре мешает инициативе находящихся под его контролем местных и региональных властей. В этом смысле, если в постиндустриальном обществе и существует одна главная социологическая проблема — прежде всего в области управления процессом перехода, — то это управление масштабом. ЗАКЛЮЧЕНИЕ В последние годы в значительной степени благодаря книге Ф.Фукуямы “Великий разрыв” распространилась вера в возможность “конца Истории”. Я думаю, что тезис Ф.Фукуямы ошибочен. В словосочетании “конец Истории” беспорядочно перемешаны различные понятия, ему не хватает ясности. Хотя здесь и содержится реверанс в сторону Г.Гегеля, он не соответствует в точности специфической гегелевской формулировке, в соответствии с которой “конец Истории” означал, на политическом уровне, слияние Государства и Общества и преодоление разделения, привнесенного буржуазным образом жизни; на социально-экономическом уровне “конец необходимости” означал преодоление дефицита и мир, где изобилие делает человека “свободным”; на гносеологическом уровне он клад конец различию между “субъектом” и “объектом” и означал пришествие царства вневременной философии при растворении “я”. “Конец Истории” возвещал наступление " См. мою статью “Предстоящие беспорядки в мире” (см.: Bell D. The Future World Disorders //Bell D. The Winding Passage. Cambridge (Ma.), 1980).
царства универсализма. Г.Гегедь полагал, что Наполеон, распространяя универсализм Французской революции, являлся предвестником такого “конца”. Французский писатель русского происхождения А.Кожев полагал, что эту роль может сыграть И.Сталин как продолжатель русской революции. Кого представлял себе в этой роди Ф.Фукуяма — Р.Рейгана? По мнению Ф.Фукуямы, “конец Истории” в более узком смысле означает, что помимо идеи Демократии не существует других “универсалистских” идей, способных объединить народы. Однако но мере того, как азиатские лидеры стремятся занять места на подмостках истории, нам говорят, что “азиатские ценности” отличаются от “ценностей Запада” — точно так же, как в конце девятнадцатого столетия (а возможно, и сегодня) бытовало мнение о различиях ценностей славянского и западного миров. (Я полагаю, что оба эти убеждения ошибочны, поскольку соблюдение прав человека, вытекающих из естественного права, является главным условием существования цивилизованного общества.) Но, с моей точки зрения, есть еще одно возражение против тезиса Ф.Фукуямы, а именно против того, что “конец Истории” означает конец гегельянско-марксистского представления о линейном развитии единого мирового Разума по направлению к телосу объединенной социальной формы. Я полагаю, что это неправильное толкование природы общества и истории. Как я уже отмечал ранее в данном предисловии, я считаю, что в обществе существуют три различные области, которые соприкасаются Друг с другом различным образом и развиваются, подчиняясь различным историческим ритмам. Ими являются технико-экономическая система, политический строй и сфера культуры. Технико-экономическая сфера представляет собой систему, потому что все ее элементы взаимосвязаны и взаимозависимы и изменения в характере и величине одного влияют на состояние других. В этой области в основе изменений лежит четкий принцип замещения. Если какой-либо способ производства дешевле, лучше, более эффективен, чем другие, он сменяет их. Ключевыми терминами здесь становятся максимизация и оптимизация с целью достижения большей производительности. Политический строй не является системой. Это свод правил, обычно формализованный в конституции, либо, в теократических государствах, — в священном писании иди в традициях и ритуалах, регулирующих доступ к положению и власти, в соответствии с которыми производится отправление правосудия и обеспечивается безопасность; это порядок, поддерживаемый силой принуждения или согласия, а как правило — сочетанием того и другого. Здесь изменения не подчиняются единому принципу, а осуществляются по мере чередования стоящих у власти групп и классов, по мере формирования коалиций интересов. Культурная сфера — это область значений: воображения, воплощенного в литературе и искусстве, нравственных и духовных понятий, кодифицированных в религиозных и философских учениях. Изменения в ней происходят под воздействием трех факторов: традиции, которая стоит на страже существующих порядков и определяет, что из нововведений принять, а что отвергнуть, особенно там, где она облечена властью; имманентности, которая выражается внутренним развитием формы, как, например, сонатной формы в музыке или перспективизма и иллюзионизма в изобразительном искусстве; и синкретизма, представляющего собой широкое заимствование и смешение стилей и артефактов, как, например, в спорте и массовой культуре. Но поскольку культура — это прежде всего область значений, следует обратить внимание на один поразительный факт: незыблемость во времени великих исторических религий — буддизма, индуизма, конфуцианства, иудаизма, христианства, ислама. Рушились империи, менялись экономические системы, а постулаты исторических религий сегодня все так же узнаваемы по сути своей: карма индуизма и буддизма, монотеизм иудаизма, распятие и евхаристия христианства, Коран и центральная роль фигуры Мохаммеда в исламе. Существует какая-то трансцендентальная сила в этих понятиях. Если все это справедливо — а с моей точки зрения этот факт очевиден, — можно полагать, что история делится на четко определенные и ограниченные периоды, каждый из которых качественно отличается от другого, на основе innerzusammenhangen Г.Гегеля или способа производства и социальных формаций К.Маркса. Когда К.Маркса однажды попросили объяснить сохраняющуюся привлекательность греческой литературы, он ответил в Nachlasse, что это связано с тем, что Греция представляет собой “детство человечества” и сохраняет поэтому все очарование этого периода. Но это самообман. Антигона, желающая достойно похоронить своих братьев и бросающая вызов Креону, вовсе не ребенок. Тем же желанием была движима Н.Мандедьштам, которая тоже искала тело своего мужа О.Мандельштама, чтобы по-человечески захоронить его останки. Ошибочным оказалось и мнение К.Маркса о “фетишистской” природе религии и о том, что она должна исчезнуть в двадцатом веке. Люди нуждаются в неких трансцендентальных установках, придающих осмысленность их жизни, в поиске чего-то святого, как говорил я в своей лекции, прочитанной в Лондонском университете в 1997 году. Если “конца Истории” не предвидится, то, как я все же полагаю, можно говорить о завершении идеологической фазы истории, что я доказывал в своей работе “Конец идеологии”12. Эта книга часто получала неправильное толкование. В ней вовсе не возвещался конец всех идеологий, если под идеологией мы понимаем систему убеждений, которую горячо поддерживают отдельные индивидуумы и которая объединяет их ради общего дела. На самом деде я говорил о том, что в молодых государствах Африки и Азии создавались новые идеологии, такие, как панарабизм, “черный и желтый расизм” и национализм. Я рассматривал особое историческое явление в развитии западного общества — завершение великого “исторического перехода”, в русле которого происходили социальные движения и кипели страсти. На протяжении семнадцатого и восемнадцатого столетий не прекращались религиозные войны между протестантами и католиками, либо, как это было в Англии, война пуритан и сторонников движений левого крыла, таких, как общество “Пятая Монархия”, за утверждение “Царства Господнего на Земле”. Споры, которые велись в эту эпоху, ее язык и риторика имели религиозную окраску, прикрывавшую, однако, политические интересы. Великая Французская революция положила начало “войнам идеологий”, причем обсуждаемые темы и язык дискуссий были открыто политическими, хотя и с религиозной подоплекой. Именно поэтому я назвал марксизм и его разновидность — ленинизм — 12 См.: Bell D. The End of Ideology. N.Y., 1960; в 1988 году Harvard University Press переиздало данную работу, а в 1997 году она была выпущена на французском языке в расширенном варианте издательством Presse Universitaire de France.
|