Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 11 страница
“мирской религией”, вслед за философами-веховцами (Н.Бердяевым, С.Франком) дореволюционного периода. Я говорил о том, что этот “исторический переход” завершен, поскольку идеологии потерпели неудачу. Ярчайшим тому подтверждением послужили крах Советского Союза и разочарование в маоизме в Китае. Сегодня мы вновь наблюдаем значительное обострение принявших политическую форму религиозных конфликтов — в Иране иди Алжире (которые, по мнению радикалов, должны были проложить путь “прогрессивным революциям”), где политику формируют исламские фундаменталисты; или в республиках бывшей Югославии, где сербы, хорваты и боснийские мусульмане вспоминают о коренящихся в глубокой древности противоречиях в качестве предлога для новых столкновений друг с другом. Старые социальные структуры дают трещину, потому что политические масштабы не соответствуют масштабам хозяйственной деятельности. В сфере экономики усиливается тенденция к интеграции, а в сфере политики идет обратный процесс. Создание же новых политических образований, таких, как Европейский Союз, способных соответствовать экономическим задачам, идет слишком медленно. В области верований и идеалов мы наблюдаем борьбу между наукой и свободной мыслью, с одной стороны, и политическим и религиозным авторитаризмом, с другой. Одним из основных “театров военных действий” будущего станет Китай, который, располагая населением свыше одного миллиарда, может либо войти в число ведущих держав мира, либо потерпеть полный крах в случае, если не сможет создать социальные и политические структуры, которые соответствовали бы — географически и демографически — размерам страны. Примером “подрывного” влияния информационной теории стоимости являются взгляды китайского астрофизика Фан Аичжи, в прошлом вице-президента Всекитайского научно-технологического университета, ставшего выразителем взглядов китайской интеллектуальной элиты. Подобно А.Сахарову, он подчеркивает роль науки как основы свободных исследований и ничем не ограниченных поисков истины. Находясь до определенной степени под влиянием моих трудов (которые издавались в Китае самиздатом), Фан утверждает (как и Р.Рихта в Чехословакии за два десятилетия до этого), что фундаментом передового об (щества является, благодаря современной текнологии, знание, а не труд или другие материальные средства производства, и что, соответственно, “наиболее динамичной составляющей производительных сил... являются интеллектуалы, которые владеют и создают информацию и знание”13. Тот факт, что интервью было напечатано в правительственном издании Beijing Review, говорит о том, что взгляды Фана пользовались поддержкой в реформистских кругах Коммунистической партии и среди интеллектуалов, близких к Чжао Цзыяну, Генеральному секретарю партии. Но после студенческих акций протеста на площади Тяньаньмень в 1989 году все подобные диссидентские выступления интеллектуалов были подавлены. Чжао был снят со своего поста и в течение почти десяти лет находился под домашним арестом. Фан Личжи был выслан из Китая. Я уже говорил о том, что основные изменения в постиндустриальном обществе происходят прежде всего в технико-экономической сфере. Однако тот факт, что постиндустриальные перемены, в отличие от всех предшествующих технологических изменений, связаны с кодификацией теоретического знания, делает науку отличительный чертой этого общества. Исторически наука представляет собой силу, стремящуюся к свободе. Однако науке, как и многим другим общественным институтам, грозит бюрократизация и даже подчинение политическим или корпоративным капиталистическим интересам. Эта угроза стояла перед интеллектуальной и культурной сферой на протяжении всей истории человечества. Как и много раз в периоды успеха и свершений, человечество надеется, что вступив в постиндустриальную эпоху, оно сможет лучше распорядиться своим будущим. Но это возможно лишь в условиях свободы — свободы стремления к истине, в противовес тем, кто пытается поставить ее под свой контроль. Даниел БЕЛЛ Апрель 1998 г. Кембридж, штат Массачусетс 13 fang Lizhi. Intellectuals and Intellectual Ideology. Interview with Dai Qing // Beijing Review, December 15, 1989. P. 16-17. Предисловие к изданию 1976 года Термин “постиндустриальное общество” быстро прижился в социологической литературе, и насколько он удачен, покажет время. В некотором смысле, успешное вхождение этого понятия в научный лексикон было естественным и объяснимым. Коль скоро признано, что страны с различными социальными системами могут в совокупности быть определены как “индустриальные общества”, то очевидно, что государства с преимущественно добывающей, а не производящей экономикой могут классифицироваться как “доиндустриадьные”, а значительные изменения в характере технологии позволяют говорить и о “постиндустриальных” обществах. Учитывая популярность книги О.Тоффдера “Футурошок” и вызванную ею моду на футурологическое “чтиво”, поражающее воображение читателя без достаточных на то научных оснований, любая гипотеза о характерных признаках нового общества неизбежно должна вызывать интерес. Мне остается только сожалеть, если моя работа выиграла от подобной моды. Как показано в этой книге, идея постиндустриального общества представляет собой не конкретный прогноз будущего, а теоретическое построение, основанную на зарождающихся признаках нового общества гипотезу, с которой социологическая реальность могла бы соотноситься десятилетиями и которая позволяла бы при сравнении теории и практики определить факторы, воздействующие на происходящие в обществе изменения. Равным образом я отверг искушение обозначить этот зарождающийся социум каким-либо термином вроде “общество услуг”, “информационное общество” или “общество знания”. Даже если все соответствующие признаки имеются в наличии, подобные понятия либо односторонни, либо порождены модным поветрием и ради него искажают суть явления 1. Я использую термин “постиндустриальный” по двум причинам. Во-первых, чтобы подчеркнуть промежуточный или переходный характер происходящих в обществе изменений. И, во-вторых, чтобы выделить осевой, определяющий их направление фактор — интеллектуальную технологию. Но это отнюдь не означает, что технология является движущей силой всех иных общественных перемен. Никакая концептуальная схема никогда не исчерпает социальную реальность. Каждая концепция подобна призме, которая высвечивает одни признаки и затемняет другие, когда мы пытаемся рассмотреть сквозь нее исторические изменения иди ответить на какие-то конкретные вопросы. В этом можно убедиться, сопоставляя понятие постиндустриального общества с понятием капитализма. Некоторые критики доказывают, что постиндустриальное общество не “придет на смену” капитализму. Но это ложное противопоставление двух различных концептуальных схем, организованных по разным осям. Постиндустриальная схема соответствует социально-технологическому аспекту общества, капитализм - его социально-экономическому аспекту. Путаница между этими понятиями возникла прежде всего потому, что К.Маркс полагал способ производства (основа структуры общества) определяющим и охватывающим все прочие аспекты социальной жизни. Поскольку в западном обществе основной способ производства — капиталистический, марксисты пытались использовать понятие “капитализм” для объяснения всех сфер общественного бытия — от экономики до политики и культуры. И поскольку К.Маркс считал, что индустриализация, как ведущая черта капиталистического производства, будет распро- 1. Наиболее серьезное заблуждение состоит, скорее всего, в отождествлении идеи постиндустриального общества с расширением сектора услуг (иди третичного сектора) экономики и в оспоривании его значения. Некоторые авторы, использующие данный термин (например, Г.Кан), особо выделяют этот признак. Доходит до того, что некоторые критики приписывают мне идею о центральной роди сектора услуг. Это либо невежество, либо намеренно неправильное истолкование моей книги.
страняться по всему миру, то в конечном счете он предполагал установление глобального единообразия в способе производства и условиях жизни. Должны были исчезнуть национальные различия, и в итоге остаться лишь два класса, капиталисты и пролетариат, вступающие в последний, решительный бой друг с другом. Я думаю, что дело обстоит иначе. Общества — не унифицированные образования. Государственное устройство — независимо от того, является ли данная страна демократической или нет, — покоится не на экономическом “фундаменте”, а на исторических традициях, системе ценностей и способе концентрации и распределения власти в обществе. От демократии не так-то легко “избавиться”, даже когда она начинает мешать экономической власти капиталистов2. Равным образом, современная западная культура — не “буржуазная” культура восемнадцатого или девятнадцатого столетий. Основное ее направление — враждебный экономной расчетливости модернизм, усвоенный “культурной массой” и трансформировавшийся в материалистический гедонизм, чему способствовало, как ни парадоксально, само капиталистическое развитие. Согласно К.Марксу, способ производства объединяет общественные отношения и производительные силы в пределах одного исторического периода. Общественные отношения изначально были отношениями собственности; производительные силы относятся к области технологии. Те же самые производительные силы (т.е. техника) существуют в рамках разных систем общественных отношений. Нельзя сказать, что технология (или химия, иди физика) в Советском Союзе отличается от технологии (или химии, или физики) в капиталистическом мире. Вместо того, чтобы искать единственное связующее звено между общественными отношениями и производительными силами, мы попробуем “развести эти два измерения в разные плос- 2 Для марксистов “последней стадией” монополистического капитализма был фашизм. Многие капиталисты действительно поддержали фашизм, но характер его определялся деклассированными элементами, возглавившими движение, и низшими сдоями среднего класса, сформировавшими его массовую базу. Фашизм — явление культурно-политическое. Удивительно, но мы до сих пор не имеем ни всеохватывающего марксистского анализа фашизма, ни даже “марксистского анализа” классовой структуры советского общества.
кости и тогда, возможно, получим разные ответы на вопрос об отношении между разными социальными системами. Так, если спросить: “имеет ли место "конвергенция" между Советским Союзом и Соединенными Штатами?” — то ответ будет зависеть от плоскости рассмотрения. Это можно изобразить графически: Так, если разделять страны по горизонтальной оси технологии, то и Соединенные Штаты, и СССР относятся к категории “индустриальные общества”, в то время как Индонезия и Китай в эту категорию не входят. Но если разделять страны по вертикальной оси отношений собственности, то подучим различие иного рода, и тогда Соединенные Штаты и Индонезия объединятся как государства капиталистические, а Советский Союз и Китай - как “социалистические”, или государственно-коллективистские. (Заметим что даже это сходство не объясняет, почему между двумя коммунистическими странами существуют столь яростное соперничество и такие напряженные отношения.) Разведя данные понятия в разные плоскости, можно также более точно определить схемы социального развития: феодальное капиталистическое и социалистическое; или доиндустриаль-ное' индустриальное и постиндустриальное; или, в веберовскои системе политической власти, - патриархальное, патримониальное и рационально-правовая бюрократия, - если только не утверждать, что данная концептуальная схема является исчерпывающей и включает в себя все остальные. В рамках определенного исторического периода вполне может оказаться, что какой-либо конкретный осевой принцип значим настолько, что определяет большинство других социальных связей. Вполне очевидно, что в девятнадцатом веке капиталистический тип общественных отношений (т. е. частная собственность, товарное производство и т п) был превалирующим и в значительной степени определял характер и культуру общества. Но это не значит, что способ производства в обществе всегда определяет его “надстройку”. Способ производства не унифицирует общество. Национальные различия не исчезли. Социальные изменения не происходят в линейной последовательности, не существует также “законов общественного развития”. Самое прискорбное заблуждение в социальных науках заключается в рассмотрении характера общества через призму одного главного понятия, будь то капитализм или тоталитаризм. Тем самым неверно объясняются сложные (частично перекрывающиеся и даже противоречивые; признаки любого современного общества иди утверждается, что существуют “законы общественного развития”, на основе которых одна социальная система сменяет другую с неумолимой неизбежностью. Поскольку любое общество представляет собой смесь различных экономических, технологических, политических и культурных систем (некоторые их черты являются общими для всех некоторые - историческими и уникальными), его следует анализировать с разных точек зрения, в зависимости от поставленного вопроса. Я сосредоточил внимание на влиянии технологии - не в качестве автономного фактора, но в качестве инструмента анализа, позволяющего проследить, к каким социальным изменениям приводят новые технологии и какие проблемы общество и его политическая система должны в результате решать. Понятие “постиндустриальное” противопоставляется понятиям “доиндустриальное” и “индустриальное”. Доиндустриальный сектор является в основном добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до природного газа или нефти. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникации и компьютеров. В последние годы мир остро осознал стратегическую роль энергии и естественных ресурсов как ограничивающих факторов промышленного роста, и ныне поднимается вопрос, не сдерживают ли они развитие постиндустриального сектора. На это имеются эмпирический и теоретический ответы. В практическом плане, введение постиндустриальных элементов, требующих больших капиталовложений, зависит — в отношении выбора времени, скорости распространения и масштаба использования — от производительности других секторов. Развитие индустриальной сферы обусловлено в значительной степени наличием экономического излишка в аграрном секторе; но после того, как индустриализация проведена, производительность самого сельского хозяйства повышается благодаря использованию удобрений и других продуктов нефтехимии. Подобным же образом рост цен в индустриальном секторе иди недостаточно высокий уровень производительности могут задержать внедрение новых информационных и перерабатывающих технологий, но будучи внедрены, последние могут содействовать подъему производительности. В теоретическом аспекте постиндустриальное общество принципиально отличается от доиндустриального и индустриального. Как теоретический принцип идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. В равной степени, стратегическая роль теоретического знания как нового базиса технологического развития иди роль информации в преобразовании социальных процессов никак не связаны с ролью энергии в создании промышленного или производящего общества. Короче говоря, это аналитически независимые принципы. В общих чертах, если индустриальное общество основано на машинной технологии, то постиндустриальное общество формируется под воздействием технологии интеллектуальной. И если капитал и труд — главные структурные элементы индустриального социума, то информация и знание — основа общества постиндустриального3. Вследствие этого социальные организации постиндустриального и индустриального секторов сильно различаются, что можно увидеть при сопоставлении характерных экономических признаков того и другого. Промышленные товары производятся в виде обособленных, распознаваемых единиц, которые обмениваются и продаются, потребляются и используются, — как батон хлеба иди автомобиль. Человек покупает у продавца товар и вступает в физическое владение им. Обмен регулируется правовыми нормами договора. Информация и знания не потребляются и не “расходуются”. Знание — общественный продукт, и его издержки, цена и стоимость сильно отличаются от соответствующих показателей промышленных товаров. В изготовлении материальных благ можно установить “производственную функцию” (т. е. относительные пропорции капитала и необходимого труда) и определить сочетание обоих факторов 3 Под информацией я подразумеваю, в общих чертах, хранение, поиск и обработку данных как основу всех видов обмена, осуществляемых в экономике и обществе. Сюда входят: a) Документация: платежные ведомости, данные о государственных пособиях (например, о социальном обеспечении), банковские и кредитные расчеты и т. п. b) Планирование: резервирование авиабилетов, производственные планы, анализ состояния запасов, информация об ассортименте продуктов и т. д. c) Демографические и библиотечные сведения: материалы переписей населения, данные, подученные при проведении обследований для изучения общественного мнения, результаты изучения рынка, сведения о выборах и т. д. Под знанием я имею в виду упорядоченное множество утверждений, фактов или идей, представляющих обоснованное суждение или результат эксперимента, которые передаются другим через средства коммуникации в определенной систематической форме (см. стр. 174 и далее [в настоящем издании стр. 235 и далее. — Прим. ргд]).
по их относительной стоимости. Если капитал — овеществленный труд, то можно говорить о трудовой теории стоимости. Постиндустриальное общество характеризуется не трудовой теорией стоимости, а теорией стоимости, основанной на знании4. Фактором инновации становится систематизация знания. Особенность последнего заключается в том, что, даже будучи проданным, оно остается также и у своего производителя. Знание представляет собой “коллективное благо”, поскольку по своему характеру с момента создания оно становится доступно всем, и у отдельного человека или предприятия нет особого стимула платить за его производство, если только они не стремятся подучить на него имущественные права в виде патента или авторского права. Но патенты все менее и менее гарантируют исключительность владения, и многие фирмы терпят убытки, затрачивая деньги на исследования, тогда как их конкуренты, слегка модифицировав продукт, обходят патентное законодательство; равным образом, охрана авторских прав представляет все большую трудность для полиции, поскольку частные лица иди организации могут без труда ксерокопировать любые нужные страницы из технических журналов и книг иди записать на аудио- и видеокассеты радио- или телевизионные передачи. Если у отдельных лиц иди частных предприятий имеется все меньше и меньше стимулов производить знание без ощутимой выгоды, то расходы на эту деятельность все чаще берут на себя социальные структуры, будь то университет иди правительство. И поскольку у нас нет готового инструмента рыночной оценки 4 Аналогичный аргумент был выдвинут немецким марксистским теоретиком Ю.Хабермасом, который писал: “...технология и наука стали ведущей производительной силой, и это подорвало основы трудовой теории стоимости К.Маркса. Сегодня уже нельзя подсчитывать объем капиталовложений в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе стоимости неквалифицированной (простой) рабочей силы. Научно-технический прогресс сам стал источником прибавочной стоимости, по сравнению с которым все меньшая роль отводится единственному признаваемому К.Марксом источнику прибавочной стоимости, а именно, рабочей силе непосредственных производителей” (Habermas J. Toward a Rational Society. Boston, 1970. P. 104). В этом смысле можно утверждать, что общественным продуктом является змние, а не труд, и что Марксов анализ общественного характера производства в большей мере применим к знанию, чем к товарам.
стоимости, например, фундаментальных исследований, то перед экономической наукой ставится трудная задача — разработать социально оптимальную политику инвестиций в производство знаний (например, сколько средств необходимо затрачивать на фундаментальные исследования; в каких ассигнованиях нуждается образование и по каким направлениям; в каких областях здравоохранения инвестиции дадут наибольшую отдачу и т. д.) и методы установления цены информации для ее пользователей5. В более узком, техническом смысле, главной проблемой постиндустриального общества будет развитие соответствующей “инфраструктуры” для развивающихся “компьюникационных сетей” (выражение Э.Эттингера) на базе цифровых информационных технологий, которые свяжут этот социум в единое целое. Первый вид инфраструктуры — это средства сообщения: автомобильные и железные дороги, каналы, воздушный транспорт, предназначенные для передвижения людей и товаров. Второй ее вид — средства передачи энергии: нефтепроводы, газопроводы, линии электропередач. К третьему виду инфраструктуры относится связь: главным образом телефон, радио и телевидение. Но в настоящее время в связи с широким распространением компьютеров и терминалов для ввода данных (количество терминалов, используемых в США, выросло со 185 тыс. в 1970 году до 800 тыс. в 1976 году) и быстрым снижением стоимости вычислений и хранения информации вопрос соединения в единую систему всех средств передачи информации в стране становится проблемой экономической и социальной политики. “Экономика информации” отличается по своему характеру от “экономики товаров”, и общественные отношения, возникающие благодаря использованию новых информационных сетей (от взаимодействующих ис- 5 Основополагающей работой по концепции “коллективного блага” является книга: Olson M. The Logic of Collective Action. Cambridge (Ma.), 1965. Проблема “экономики информации” привлекла внимание гарвардских экономистов К.Эрроу и М.Спенса; для ознакомления с постановкой основных вопросов см.: Arrow К. Limited Knowledge and Economic Analysis // American Economic, Review. 1974. March и Spence М.Л. An Economist's View of Information // Cuadra C.A., Luke A.W. (Eds.) Annual Review of Information Science and Technology. Vol. 9. Wash., 1974.
следовательских групп, общающихся с помощью компьютерных терминалов, до гомогенизированной культурной общности, создаваемой национальным телевидением), не соответствуют прежним социальным моделям — или трудовым отношениям — индустриального общества6. Здесь закладывается основание — если этот вид общества будет развиваться далее — социальной структуры, значительно отличающейся от всех нам известных. Постиндустриальное общество, как я говорил, не замещает индустриальное, так же, как индустриальное общество не ликвидирует аграрный сектор экономики. Подобно тому, как на древние фрески в последующие эпохи наносятся новые и новые изображения, более поздние общественные явления накладываются на предыдущие слои, стирая некоторые черты и наращивая ткань общества как единого целого. Чтобы читатель лучше ориентировался в моей аргументации, мне кажется полезным выделить некоторые новые черты постиндустриального общества. 1) Центральная роль теоретического знания. Каждое общество всегда опиралось на знания, но только в наши дни систематизация результатов теоретических исследований и материаловедения становится основой технологических инноваций. Это заметно прежде всего в новых, наукоемких отраслях промышленности — в производстве компьютеров, электронной, оптиче- 6 Любопытный пример того, как с помощью дешевых коммуникационных технологий создаются новые социальные модели, — это использование гражданами определенных радиочастот для организации координированных действий. Так, в 1974 году на тысячемильных участках дорог Среднего Запада было налажено оповещение водителей грузовиков о необходимости снизить скорость движения в связи с образовавшимися пробками. Информация передавалась по радио из мест скопления автомобилей. В некотором смысле это похоже на способ, каким обмениваются информацией лоцианы речных судов, столь весело описанный М.Твеном в “Жизни на Миссисипи”, но здесь, как и во многих случаях, особенность нашего времени заключается не в содержании действия, а в его масштабе, скорости и скоординированности. Подобные технические вопросы подробно изложены в монографии: Вегмап P.J., Oettinger A. The Medium and the Telephone: The Politics of Information Resources // Harvard Program on Information Technology and Public Policy. Working Paper 75-8. Эти и другие материалы по информационной технологии мне любезно предоставил мой коллега профессор Эттингер. ской техники, полимеров, — ознаменовавших своим развитием последнюю треть столетия. 2) Создание новой интеллектуальной технологии. Новые математические и экономические методы, такие, как компьютерное линейное программирование, цепи Маркова, стохастические процессы и т. п., служат технологической основой моделирования, имитации и других инструментов системного анализа и теории решений, позволяющих находить более эффективные, “рациональные” подходы к экономическим, техническим и даже социальным проблемам. 3) Рост класса носителей знания. Наиболее быстрорастущая группа общества — класс технических специалистов и профессионалов. В Соединенных Штатах эта группа, вместе с менеджерами, составляла в 1975 году 25 процентов рабочей силы — восемь миллионов человек. К 2000 году класс технических специалистов и профессионалов будет самой многочисленной социальной группой. 4) Переход от производства товаров к производству услуг. В настоящее время в Соединенных Штатах примерно 65 человек из каждых 100 занято в сфере услуг. К 1980 году это число возрастет до 70. Значительный сектор услуг существует в любом обществе. В доиндустриадьный период это, в основном, класс тех, кто оказывает личные услуги по дому (в Англии это был самый многочисленный из всех классов до 1870 года). В индустриальном обществе сфера услуг включает транспорт, финансы, которые играют вспомогательную роль в производстве товаров, а также бытовые услуги (косметические кабинеты, рестораны и т. д.). В постиндустриальном обществе появляются новые виды услуг, прежде всего в гуманитарной области (главным образом в здравоохранении, образовании и социальном обслуживании), а также услуги профессионалов и технических специалистов (например, проведение исследований и оценок, работа с компьютерами, осуществление системного анализа). Развитие этих служб (как я показываю на стр. 154—164*) становится сдерживающим фактором экономического роста и источником постоянной инфляции. * В данном случае нумерация страниц приведена автором по тексту, 1976 года. В настоящем издании см.: стр. 207—222. — Прим. ред.
5) Изменения в характере труда. В доиндустриальном мире жизнь представляет собой взаимодействие человека с природой, когда люди, объединившись в малые группы, тяжким трудом добывают себе пропитание на земле, в воде иди в лесу и полностью зависят от капризов внешней среды. В индустриальном обществе труд — это взаимодействие человека с преобразованной природой, когда в процессе производства товаров люди становятся придатками машин. Но в постиндустриальном мире труд является прежде всего взаимодействием между людьми (между чиновником и посетителем, врачом и пациентом, учителем и учащимся иди между членами исследовательских групп, сотрудниками контор иди работниками бригад обслуживания). Тем самым из процесса труда и повседневной практики исключаются природа, искусственно созданные предметы, а остаются лишь люди, которые учатся взаимодействовать друг с другом. В истории человеческого общества это совершенно новая, не имеющая аналогов ситуация. 6) Роль женщин. В индустриальном секторе (в частности, на фабрике) трудились в основном мужчины. Постиндустриальный сектор (например, услуги в гуманитарной области) предоставляет широкие возможности занятости и для женщин. Можно сказать, что впервые женщины подучили надежную основу для экономической независимости. Этот факт находит подтверждение в постоянно растущей доле женщин в общей численности работающих, в увеличении числа семей (в настоящее время 60 процентов от их общего количества), в которых более одного человека занято на постоянной работе, и в росте числа разводов по инициативе женщин, ощущающих себя все менее экономически зависимыми от мужчин. 7) Наука-достигает своего зрелого состояния. Возникшее в XVII веке научное сообщество явилось уникальным социальным институтом. Оно обладало харизмой, поскольку в своих поисках истины всегда шло революционным путем и открывало доступ к своим методам и технологиям; его сила заключена в убеждении, что цель науки заключается в получении знания как такового, а не каких-либо способов его утилитарного применения. В отличие от других харизматических сообществ (главным образом религиозных групп и мессианских политических движений) оно не “рутинизирует” свои убеждения и не возводит их в ранг официальных догм. Однако до последнего времени научному сообществу ре приходилось сталкиваться с такими явлениями, как бюрократизация научно-исследовательского процесса, подчинение научных поисков целям, устанавливаемым государством, оценка результатов исследований в зависимости от конкретной отдачи. В настоящее же время не только укрепилась связь науки и технологий} она вошла также составной частью в военную сферу и во многом определяет социальные потребности. Все это составляет основную черту постиндустриального общества, и характер новых научных институтов имеет решающее значение для возможности свободного осуществления исследований и получения знаний в будущем.
|