Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнози­ровании в главе 3. 1 страница





 

подобных материалов иди процессов. Но это, однако, дело эко­номики — стоимость исследований, определение возможной вы­годы, объем инвестиций, уже вложенных в существующие техно­логии, масштаб рынка для новых товаров и т.д. А это уже нахо­дится вне технологической системы.

Демографическое прогнозирование — а учет народонаселе­ния есть фундамент экономического и социального анализа — представляет собой странную смесь неопределенности и моди­фицированной закрытой системы. Количество детей, рождающих­ся в любой конкретный период времени, зависит от изменений в системе ценностей, экономических колебаний и многих других факторов. Располагая данными о числе родившихся, мы можем на базе актуарных (т.е. счетных) таблиц с высокой вероятнос­тью предсказать, сколько из них выживет, и рассчитать темпы сокращения этой когорты с течением времени. На этой основе можно определить потребности в образовании, здравоохранении и т.д. Но первоначальные решения являются неопределяемыми и носят социологический характер.

Существуют три вида экономического прогнозирования. Пер­вый — простое исследование рынка, основанное на данных о доходах, распределении населения по возрастам, составе семьи и предполагаемых потребностях, что используется фирмами для оценки потенциального спроса, определения объемов товарных запасов и принятия решений о выпуске новых изделий. Второй и наиболее стандартизированный способ заключается в создании временных серий макропеременных — индексов оптовых и по­требительских цен, объемов промышленной продукции, произво­дительности в сельском хозяйстве, уровня безработицы и сотен других, — которые служат индикаторами деловой активности и по совокупности которых может быть сделан прогноз состояния экономики. Третий и наиболее сложный вид — эконометриче-ская модель, которая путем определения фактического взаимо­действия важнейших зависимых и независимых переменных пы­тается имитировать реальную экономическую систему в целом.

Но и здесь существуют ограничения. Исследования рынка подвержены обычному риску, зависящему от расхождений в на­мерениях людей и их реальном поведении; эти расхождения на­растают в условиях высоких дискреционных (т.е. негарантиро­ванных) доходов, когда человек может отложить покупки или стать “безразличным” (в чисто экономическом смысле слова) к дополнительным единицам блага (второму автомобилю, более продолжительному отдыху, плавательному бассейну) в зависи­мости от их цены. Экстраполирование тенденций подвержено также и системным корректировкам, привносимым извне. На­пример, с 1910 по 1940 год индекс производительности в сель­ском хозяйстве поднимался с базового показателя 100 до 125;

если бы процесс продолжался такими же темпами в последующие двадцать лет, показатель достиг бы отметки 140 в 1960 году. Однако его реальное значение к этому времени составило 400. В 40-е годы корректировка была вызвана повысившимся в военные годы спросом, сокращением числа занятых и революции в аграр­ных технологиях благодаря новым удобрениям. Выпуск продук­ции за человеко-час возрос за 40-е и 50-е годы почти в четыре раза, но в то же время после войны резко сократилось количе­ство ферм и возросла миграция в города4. Эконометрическая модель имеет достоинства закрытой системы, но ее конечные параметры устанавливаются аналитиком, а не физическими за­конами. Ее трудности кроются в правильной идентификации со­ответствующих переменных и в определении того порядка, в ко­тором они взаимодействуют, так как только в этом случае мож­но имитировать реальные экономические потоки. Брукингская модель, выдающая ежеквартальные прогнозы, была завершена в 1965 году и содержит 300 постоянных показателей и эндогенных переменных и более 100 экзогенных переменных; при этом ее авторы констатируют, что, “исследовав сложную систему урав­нений, читатель должен прийти к выводу: построение широко­масштабной поквартальной эконометрической модели американ­ской экономики лишь только начато”5.

4 Пример взят из работы Кеннета Боулдинга; см.: Boulding К. Expecting the Unexpected: The Uncertain Future of Knowledge and Technology // Prospective Changes in Society by 1980. Designing Education for the Future. Vol. 1. Colorado Dept. of Education, 1966.

5 См.: Duesenberry J.S., Fromm G., Klein L.R., Кип E. (Eds.) The Brookings Quarterly Econometric Model of the United States. Chicago, 1965. P. 734. Брукинг­ская модель делит экономику на 36 производительных секторов и правительство, а также 18 других важнейших компонентов, таких, как потребительский спрос (20 переменных), рабочая сила и семейные отношения (18 переменных), жилищ­ное строительство (23 переменных), внешняя торговля (9 переменных) и т.д.

 

Политическое прогнозирование является наименее точным из всех. В некоторых обществах определенные структурные элемен­ты имеют высокую стабильность. Так, можно предсказать (с до­статочной определенностью), что в 1976, 1980 и 1984 годах в Соединенных Штатах состоятся выборы президента, равно как и то, что в течение каждых пяти лет будут проводиться парла­ментские выборы в Великобритании, и это уже неплохо, учиты­вая, что невозможно сделать подобный прогноз относительно многих других стран. Может ли кто-нибудь равным образом оце­нить политическую стабильность Италии, не говоря уже об аф­риканских и латиноамериканских странах? С помощью опроса общественного мнения можно получить достаточно полное пред­ставление о возможных политических событиях в странах с ус­тойчивой демократической системой. Но наиболее важные поли­тические проблемы замыкаются на конфликтных ситуациях, в которых главные “игроки” вынуждены делать мапоопределенные или рискованные предположения о поступках других6. Специа­лист по теории игр способен задать множество вариантов выбо­ра, но только конкретная информация о мотивах дает возмож­ность определить, какой из них воплотится в жизнь. В какой мере осуществятся важнейшие политические решения, часто за­висит от качеств руководителей — таких, как сила воли, — а подобные аспекты личности нелегко просчитать, особенно в кри­тических ситуациях.

Имеются и три вида социального прогнозирования: экстра­поляция общественных тенденций, идентификация исторических “ключей”, приводящих в действие новые рычаги социальных перемен, и оценка возможных изменений основных рамок обще­ственных процессов.

Наиболее привычным, особенно в краткосрочном прогнози­ровании, является выведение социальных индикаторов: уровня

6 Парадигмой в этом случае является “дожь второй степени”, воплощенная в минско-пинской шутке. Двое мужчин стоят на платформе железнодорожной станции. Первый спрашивает: “Куда ты собираешься ехать?” — “В Минск, — отвечает другой, — купить кое-какие хлопчатобумажные вещи”. — “Ха-ха! — фыркает первый. — Говоришь, что едешь в Минск для покупки хлопчатого барахла, чтобы заставить меня подумать, будто ты отправляешься в Пинск за шерстяными вещами; но я-то точно знаю: ты едешь именно в Минск для приоб­ретения вещей из хлопка; так зачем же ты меня обманываешь?!”

 

преступности, количества людей, получающих образование, све­дений о состоянии здравоохранения и смертности, миграции и т.д. Но подобные данные имеют серьезные недостатки. Во-пер­вых, многие из них трудно сопоставимы. Что означает, напри­мер, формулировка “рост преступности”? “Уровень преступно­сти”, рассчитываемый ФБР, включает в себя общее число убийств, изнасилований, нападений, грабежей со взломом, краж автомо­билей и т.д., но эти цифры не имеют общего измерителя. Можно взять фунт картофеля и фунт автомобиля и конвертировать их в общую меру долларовой стоимости; можно также свести различ­ные покупки в индекс потребительских цен. Но как можно рас­считать общий уровень преступности, индекс состояния здоро­вья иди показатель развития образования? Вторая трудность зак­лючается в том, что даже когда имеются достаточно четкие дан­ные, временные периоды для них очень коротки, и мы не знаем, насколько существенны некоторые изменения. Так, например, сокращение возраста новобрачных, начавшееся в середине 50-х, приостановилось к 1970 году, а позже тенденция сменилась про­тивоположной. А что касается разводов: увеличилось ли их число или стабилизировалось? В-третьих, мы не знаем с достаточной точностью, что, как и с чем соотносится. Конечно, нам известно, что жилищная сегрегация по расовому или классовому признаку увеличивает неравенство в сфере образования, что характер и объем полученного образования влияют на выбор профессии и социальную мобильность в обществе и что существует взаимо­связь между масштабами миграции и уровнем преступности. Но мы не имеем “модели” общества, аналогичной эконометрической модели, и потому не можем точно установить степень связи со­циальных изменений друг с другом7.

Пересмотр ценностей и подъем новых социальных процессов свидетельствуют о крупных общественных переменах, которые можно обнаружить только в исторической перспективе. Опубли­кованная в 1835 году замечательная книга А. де Токвиля “Демок­ратия в Америке” и сегодня кажется актуальной, поскольку ее автор выделил одну из важнейших непреодолимых сил, транс­формирующих общество, — стремление к равенству. Несколько,

7 Общий обзор анализа социальных тенденций приведен в: Duncan O.D. Social Forecasting: The State of the Art // Public Interest. No 17. Fall 1969.

 

по-иному М.Вебер определил бюрократизацию как силу, транс­формирующую организационную и административную структу­ры общества, но он также увидел в этом изменении, революцио­низировавшем трудовую деятельность большинства людей и об­щественные отношения, часть всеохватывающего процесса раци­онализации жизни в современном обществе8.

На протяжении последних ста пятидесяти лет социальная напряженность в западном обществе определялась этими разнонаправленными импульсами — к равенству и бюрократии, — по­рождавшимися политикой и социальной структурой индустри­ального общества. Заглядывая вперед на несколько десятилетий, можно видеть, что стремление к более широкому участию в при­нятии решений на уровне организаций, контролирующих жизнь индивида (шкоды, больницы, коммерческие фирмы) и растущие потребности в знаниях (профессионализация, меритократия), составят базу социального конфликта будущего.

Но определение исторических “ключей” — дело мудреное. В наши дни стало модным видеть во многих общественных тенден­циях иди в новых социальных движениях некие чудесные пред­знаменования, которые им не присущи или быстро исчезают (по­скольку скорость смены интеллектуальных веяний чаще всего выше, чем в других областях). Поэтому надежных ориентиров, указывающих на то, какие именно новые идеи, ценности иди про­цессы являются подлинными поворотными моментами в обще­ственной истории, не так много. Не поняв этого — иди, по край­ней мере, не предостерегшись от подобных переоценок, — не следует обращаться к изменениям в социальной системе.

8 По вопросам, рассмотренным А. де Токвидем, см.: Tocfueville A., de. Democracy in America [Translated by G.Lawrence and edited by J.P.Mayer and M.Lerner]. N.Y., 1966. P. 5-6; по вопросам, рассмотренным М. Вебером, см.:

Weber M. Economy and Society. N.Y., 1968. Chap. 11. Написанная между 1914 и 1920 годами, работа М.Вебера быда прервана его смертью, и ее первое немец­кое издание появилось в 1922 году. Вебер отмечал: “Соединенные Штаты все еще имеют характер государства, которое, по крайней мере в техническом смыс­ле, не полностью бюрократизировано. Но чем шире будут зоны соприкоснове­ния с внешним миром и чем насущнее будут потребности административного единства внутри, тем с большей неизбежностью этот социальный тип будет эволюционировать в направлении бюрократической структуры” (Weber М. Economy and Society. P. 971).

 

Последняя представлена важнейшими институтами, упорядо­чивающими жизнь человека в обществе: профессиональной струк­турой, образованием молодежи, регулированием политических конфликтов и т.д. Переход от сельского к урбанизированному обществу, от аграрной к индустриальной экономике, от федерализованного к централизованному политическому государству суть фундаментальные изменения в общественной структуре. Поскольку такие установления структурированы, они весьма проч­ны, и их сложно изменить или пересмотреть. Поэтому их легче идентифицировать. Но подобные структурные изменения глобаль­ны и не позволяют выделить точных деталей будущего набора общественных правил. Когда происходят такие перемены, они позволяют нам не предсказывать будущее, но лишь определять перечень проблем, стоящих перед обществом и требующих свое­го решения. Именно его и можно прогнозировать.

Идея постиндустриального общества, являющаяся темой дан­ной книги, и представляет собой прогноз перемен в социальной структуре западного общества.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ЭКСКУРС

Структура общества — это не слепок с социальной реальности, а концептуальная схема. История — это поток событий, а обще­ство — переплетение многих разнородных отношений, которые познаются не только простым наблюдением. Если мы осознаем различие между фактами и отношениями, то знание, как их ком­бинация, зависит от правильного сочетания фактического и ло­гического порядков. Для опыта первичным является фактический порядок, а для смысла — логический. Разум познает природу, находя некий язык для выражения чего-то сущностного. Знание поэтому производно от категорий, которые мы используем для установления связей, — подобно тому, как восприятие в искус­стве производно от принятых нами допущений, позволяющих видеть вещи “правильно”. А.Эйнштейн однажды сказал: “Имен­но теория определяет, что нам дано увидеть”9.

9 Цит. по кн.: Heiseriberg W. Physics and Beyond: Encounters and Conversations. N.Y., 1971. P. 63.

 

Nomen est numen (называть означает знать) — древнейший афоризм. В современной философии науки потеп — это не толь­ко название, но также концепции иди постулаты. Концептуаль­ная схема выбирает конкретные атрибуты из сложной реально­сти и группирует их под общей рубрикой с целью выявления сходств и различий. Как логически упорядочивающее устройство, она не может быть правильной или неправильной, но лишь полез­ной иди бесполезной.

Концептуальная схема — в том смысле, в каком я использую это словосочетание, — зиждется на осевом принципе и имеет осевую структуру. Моя цель в том, чтобы восстановить некото­рые значимые элементы прежних методов социального анализа.

Постановка проблемы, заметил однажды Дж.Дыои, есть наи­более эффективный способ воздействия на дальнейшие рассуж­дения. К.Маркс поставил проблему определения структуры об­щества, выдвинув идею о базисе, основанном на экономических отношениях, и надстройке, им определяющейся. Затем ученые поменяли местами взаимосвязь, настаивая на первичности идео­логических, культурных иди политических факторов, иди, коль скоро такой подход был принят, подчеркивали взаимодействие всех факторов и отрицали любой из них в качестве первичного. Таким образом, атака на детерминистскую теорию завершилась отрицанием любой общей концепции социальной причинности и отказом от попыток поиска каких-либо глубинных основ [обще­ственной жизни]. Один из социологов выразился так: “Совре­менная теория систем рассматривает общество как разобщенную систему, динамичная природа которой проистекает из взаимо­действия составляющих ее элементов друг с другом, а также с внешним окружением”10. Предлагается набор подсистем — обра­зовательная, профессиональная, политическая, религиозная, — которые в той или иной мере влияют друг на друга, но при этом остается неясным, какая из них наиболее важна и почему. Все растворено во взаимодействующих силах.

Идея осевых принципов и структур является попыткой выя­вить не причинность (это может быть сделано лишь в теории

10.Vuckley W. Sociology and Modern Systems Theory. Ihglewood Cliffs (N.J.), 1967. P. 42-45.

 

эмпирических отношений), а центральность. В поисках ответа на вопрос, как функционирует общество, эта идея стремится определить в рамках концептуальной схемы его организующий остов, вокруг которого группируются прочие институты, или энергизирующий принцип, логически обусловливающий все ос­тальные.

Многие видные социальные мыслители помещали идею осе­вых принципов иди осевых структур в центр своих формулиро­вок. Например, вся несущая конструкция книги А. де Токвидя “Старый порядок” — подчеркивание преемственности француз­ского общества до и после революции — базируется на осевой структуре: подчеркивании централизации управления в руках государства. В другой его работе — “Демократии в Америке” — осевым принципом, объясняющим распространение демократи­ческих начал в американском обществе, выступает равенство. Для М.Вебера рационализация есть осевой принцип для понимания перехода западного мира от традиционного к современному об­ществу: рациональный расчет, рациональная технология, рацио-налистская экономическая этика и рациональное ведение жиз­ни 11. Для К.Маркса производство товаров есть осевой принцип капитализма, а коммерческое предприятие — осевая структура; для Р.Арона в его теории индустриального общества таким прин­ципом служит машинная технология, а структурой — фабрика.

Концептуальные постулаты являются логическим порядком, налагаемым аналитиком на порядок фактический. Но поскольку последний столь многообразен и сложен, то к одному и тому же периоду иди социальной структуре в зависимости от намерения аналитика могут быть применены многие логические порядки — каждый со своим собственным осевым принципом. В XVIII— XIX веках недостатком как общественной теории, так и физики была их наивная научность. Реальность признавалась существу­ющей независимо, и единственная проблема состояла в том, что­бы подучить ее подлинное отражение, не извращенное предубеж­дением, привычками, предрассудками (вспомним, что в класси­ческой формулировке Ф.Бэкона подобные извращения вызыва-

11. Формулировку М.Вебера см. в: Weber M. General Economic Theory. L., w.d. Chap. 30. P. 354.

 

Nomen est numen (называть означает знать) — древнейший афоризм. В современной философии науки потеп — это не толь­ко название, но также концепции иди постулаты. Концептуаль­ная схема выбирает конкретные атрибуты из сложной реально­сти и группирует их под общей рубрикой с целью выявления сходств и различий. Как логически упорядочивающее устройство, она не может быть правильной иди неправильной, но лишь полез­ной или бесполезной.

Концептуальная схема — в том смысле, в каком я использую это словосочетание, — зиждется на осевом принципе и имеет осевую структуру. Моя цель в том, чтобы восстановить некото­рые значимые элементы прежних методов социального анализа.

Постановка проблемы, заметил однажды Дж.Дьюи, есть наи­более эффективный способ воздействия на дальнейшие рассуж­дения. К.Маркс поставил проблему определения структуры об­щества, выдвинув идею о базисе, основанном на экономических отношениях, и надстройке, им определяющейся. Затем ученые поменяли местами взаимосвязь, настаивая на первичности идео­логических, культурных или политических факторов, или, коль скоро такой подход был принят, подчеркивали взаимодействие всех факторов и отрицали любой из них в качестве первичного. Таким образом, атака на детерминистскую теорию завершилась отрицанием любой общей концепции социальной причинности и отказом от попыток поиска каких-либо глубинных основ [обще­ственной жизни]. Один из социологов выразился так: “Совре­менная теория систем рассматривает общество как разобщенную систему, динамичная природа которой проистекает из взаимо­действия составляющих ее элементов друг с другом, а также с внешним окружением”12. Предлагается набор подсистем — обра­зовательная, профессиональная, политическая, религиозная, — которые в той иди иной мере влияют друг на друга, но при этом остается неясным, какая из них наиболее важна и почему. Все растворено во взаимодействующих силах.

Идея осевых принципов и структур является попыткой выя­вить не причинность (это может быть сделано лишь в теории

11 Buckley W. Sociology and Modern Systems Theory. Ihglewood Cliffs (N.J.), 1967. P. 42-45.

 

эмпирических отношений), а центральность. В поисках ответа на вопрос, как функционирует общество, эта идея стремится определить в рамках концептуальной схемы его организующий остов, вокруг которого группируются прочие институты, иди энергизирующий принцип, логически обусловливающий все ос­тальные.

Многие видные социальные мыслители помещали идею осе­вых принципов или осевых структур в центр своих формулиро­вок. Например, вся несущая конструкция книги А. де Токвиля “Старый порядок” — подчеркивание преемственности француз­ского общества до и после революции — базируется на осевой структуре: подчеркивании централизации управления в руках государства. В другой его работе — “Демократии в Америке” — осевым принципом, объясняющим распространение демократи­ческих начал в американском обществе, выступает равенство. Для М.Вебера рационализация есть осевой принцип для понимания перехода западного мира от традиционного к современному об­ществу: рациональный расчет, рациональная технология, рационалистская экономическая этика и рациональное ведение жиз­ни 12. Для К.Маркса производство товаров есть осевой принцип капитализма, а коммерческое предприятие — осевая структура; для Р.Арона в его теории индустриального общества таким прин­ципом служит машинная технология, а структурой — фабрика.

Концептуальные постулаты являются логическим порядком, налагаемым аналитиком на порядок фактический. Но поскольку последний столь многообразен и сложен, то к одному и тому же периоду или социальной структуре в зависимости от намерения аналитика могут быть применены многие логические порядки — каждый со своим собственным осевым принципом. В XVIII— XIX веках недостатком как общественной теории, так и физики была их наивная научность. Реальность признавалась существу­ющей независимо, и единственная проблема состояла в том, что­бы получить ее подлинное отражение, не извращенное предубеж­дением, привычками, предрассудками (вспомним, что в класси­ческой формулировке Ф.Бэкона подобные извращения вызыва-

12. Формулировку М.Вебера см. в: Weber M. General Economic Theory. L., w.d. Chap. 30. P. 354.

 

тсъ к жизни идолами племен, пещеры, базарной площади и теат­ра). Составление социальной карты мыслилось наподобие “про­екции Меркатора”, в соответствии с которой карта набрасыва­лась, как план, как чертеж архитектора, причем точка обзора помещалась в бесконечности, то есть обозреватель находился не в каком-то определенном месте на карте, но во всех точках одно­временно. Но даже очевидное расположение Севера в верхней части карты является продуктом согласия картографов (и то не очень старым), и с точки зрения экономической (и стратегиче­ской) географии можно подучить более полное представление о ситуации, глядя на перспективные карты, отражающие взгляд из какого-либо определенного пункта. Так, рассматривая Европу “с Востока”, то есть стоя в позиции наблюдателя, находящего­ся на побережье Тихого океана, можно получить более полное

представление о масштабах России, чем изучая любую услов­ную карту12.

Концептуальные постулаты и осевые принципы ценны тем, что они позволяют занять комплексную позицию в попытке по­нять социальное изменение, но они не отрицают ценности вос­приятия логики ключевых институтов в рамках конкретной схе­мы. Так, термины “феодализм”, “капитализм”, “социализм” по­рождены концептуальными схемами, расположенными — в марксовой теории — вдоль оси отношений собственности. Термины “доиндустриальный”, “индустриальный” и “постиндустриальный” выступают следствиями использования в качестве осевого прин­ципа типа производства и разновидности используемого знания. В зависимости от оси мы можем выявить сходства или различия. Так, по признаку отношений собственности существуют проти­воречия между Соединенными Штатами и Советским Союзом, так как одно государство является капиталистическим, а другое социалистическим. С точки же зрения производства и техноло­гий как Советский Союз, так и Соединенные Штаты представля­ют собой индустриальные общества и, таким образом, в чем-то схожи. Поэтому когда речь заходит об СССР и США, нет необ­ходимости зацикливаться ни на принципе конвергенции, ни на

12 Подобные различия иллюстрируют прекрасные карты, помещенные в: Ham-son E. Look at the World. N.Y., 1944.

 

идее неизбежного конфликта, но следует выявить подвижные оси, вдоль которых могут существовать различия. Таким образом можно избежать одностороннего детерминизма, как экономиче­ского, так и технологического, в объяснении общественных пе­ремен, сохраняя при этом логику определенной концептуальной схемы. Отвергается причинность, но акцентируется внимание на значимости (или, в дильтеевском смысле, на значении). Таким образом можно создать и принцип дополнительности в социаль­ной теории13.

ИЗМЕРЕНИЯ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Общество можно аналитически поделить на три части: социальную структуру, политическую систему и сферу культуры. Первая ох­ватывает экономику, технологию и систему занятости. Полити­ческий строй регулирует распределение власти и разрешает кон­фликты, порождаемые притязаниями и требованиями отдельных лиц и групп. Культура есть царство экспрессивного символизма

 

13 Существует риск при полном переносе какой-либо концепции из одной области в другую, и общественные науки особенно пострадали от этого. Приме­ром может стать заимствование терминов “сила” и “мощность” из физики, “структура” и “функция” из биологии. Термин “комплементарность” употреб­лялся Нидьсом Бором для объяснения противоречивого поведения света как волны и частицы, но он действительно чувствовал, по мнению моего коллеги физика Дж.Холтона, что этот принцип применим ко многим явлениям в приро­де и обществе. Последнее, возможно, было проявлением гордости великого че­ловека, увлеченного открытием всеобъемлющего принципа. Поскольку понятие имеет лишь общий характер, я буду употреблять его скорее как метафору, а не как объясняющий механизм.

Осевые структуры и концептуальные схемы я рассматриваю в очерке (см.: Bell D. Macro-Sociology and Social Change // Theories of Social Change. [N.Y., 1974]), который подготовил для Фонда Рассела Сэйджа. Иное использование идеи концептуальных схем содержится в работе: Gurvitch С. The Social Frame­works of Knowledge. Oxford, 1971 [первоначально опубликована на француз­ском языке в 1966 году]. Г.Гурвич пытается определить последовательность исторических социальных типов и виды познавательных систем, связанные с каждым из них. Именно в этих рамках он анализирует разновидность социоло­гии знания, развитую Максом Шедером в его исследовании “Die Wissenformen und die Gesellschaft” (1926).

 

и выразительности. Делить общество подобным образом полез­но, потому что каждый аспект подчиняется особому осевому прин­ципу. В современном западном обществе для социальной струк­туры таковым является экономизация — способ выделения ре­сурсов в соответствии с принципами наименьших затрат, заме­няемости, оптимизации, максимизации и т.д. Осевой принцип политической системы — участие, подчас мобилизируемое иди контролируемое, подчас исходящее снизу. Центральный прин­цип культуры — воплощение и совершенствование собственной личности. В прошлом три этих сферы связывались общей систе­мой ценностей (а в буржуазном обществе еще и общим характе­ром структуры). Но в наши времена имеет место их нарастаю­щая разъединенность, и в силу причин, которые я излагаю в Эпи­логе, таковая будет усиливаться.

Концепция постиндустриального общества оперирует прежде всего с изменениями в общественной структуре, уделяя внима­ние направлению, в котором трансформируется экономика и пе­рестраивается система занятости, а также новым взаимоотноше­ниям между теорией и практикой, в особенности между наукой и технологией. Такие изменения можно наглядно проследить, что я и пытаюсь сделать в этой книге. Однако я не утверждаю, что в социальной структуре они определяют соответствующие переме­ны в политике иди культуре. Скорее они ставят три типа вопро­сов перед остальными элементами общества. Во-первых, обще­ственная структура есть система ролей, предназначенных для координации человеческих поступков, направленных на дости­жение определенных целей. Роди разделяют людей, задавая осо­бые способы поведения, соответствующие положению в обще­стве, но человек не всегда с готовностью воспринимает условия той иди иной роди. Одна из черт постиндустриального общества, например, связана с растущей бюрократизацией науки и специа­лизацией интеллектуального труда до мельчайших деталей. Но не очевидно, что люди, приходящие в науку, воспримут это поло­жение подобно тому, как поступали работники, приходившие на фабрику полтора века тому назад.

Во-вторых, изменения в общественной структуре порождают проблемы в сфере управления, с которыми сталкивается полити­ческая система. В обществе, которое все глубже сознает свою судьбу и стремится контролировать свои богатства, политиче­ский порядок по необходимости становится первостепенным. Поскольку постиндустриальное общество повышает важность технического компонента знаний, оно заставляет жрецов нового строя — ученых, инженеров, технократов — конкурировать с политиками иди становиться их союзниками. Взаимоотношение между общественной структурой и политическим порядком пре­вращается тем самым в одну из главных проблем власти в пост­индустриальном обществе.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 422. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...


Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют...

Психолого-педагогическая характеристика студенческой группы   Характеристика группы составляется по 407 группе очного отделения зооинженерного факультета, бакалавриата по направлению «Биология» РГАУ-МСХА имени К...

Общая и профессиональная культура педагога: сущность, специфика, взаимосвязь Педагогическая культура- часть общечеловеческих культуры, в которой запечатлил духовные и материальные ценности образования и воспитания, осуществляя образовательно-воспитательный процесс...

Устройство рабочих органов мясорубки Независимо от марки мясорубки и её технических характеристик, все они имеют принципиально одинаковые устройства...

Способы тактических действий при проведении специальных операций Специальные операции проводятся с применением следующих основных тактических способов действий: охрана...

Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час Искусство подбора персонала. Как оценить человека за час...

Этапы творческого процесса в изобразительной деятельности По мнению многих авторов, возникновение творческого начала в детской художественной практике носит такой же поэтапный характер, как и процесс творчества у мастеров искусства...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия