Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнозировании в главе 3. 5 страница
Я пытаюсь доказать в своей книге, что главным источником структурных сдвигов в обществе — изменений в способах нововведений, в отношении науки к технологии, перемен в государственной политике — является изменение в характере знания: экспоненциальный рост и разветвление наук, появление новой интеллектуальной технологии, начало систематических исследований, финансируемых из бюджетов НИОКР, как вершина всего этого, кодификация теоретического знания. Отношение к научному знанию определяет ценностную систему общества. Средневековая концепция естественного закона была концепцией “запрещенного знания”. Священнослужители опасались, что “знание вырвется” и проявит себя “подобно змию”. В христианские века “природа”, пусть и в особом контексте, отождествлялась с “сатанинским порядком”. Легенда о Фаусте, использованная К.Мардо, подтверждает существовавший в средние века гипнотический ужас перед естественными науками53. К концу XVIII века вера в растущее могущество человека начала вытеснять прежние страхи. У Ф.Бэкона в его “Новой Атлантиде”, которой он намеревался заменить мифическую Атлантиду, изображенную Платоном в сочинении “Тимей”, король уже не философ, а ученый-исследователь. А на острове Бенсалем самое значимое здание — Дом Соломона — не церковь, а исследовательский институт, “благороднейшее учреждение... когда-либо существовавшее на земле, светоч королевства”. Дом Соломона, или Колледж творения шести дней, есть государственное заведение, построенное “для созидания великих и замечательных творений на благо человека”. Один из “основателей” Дома Соломона так описывает его назначение: “Цель нашего заведения есть постижение причин скрытого движения вещей и расширение человеческой империи до ее максимально возможных пределов”54. До сих пор безграничная амбиция господствовала над поиском знаний. Поначалу человек стремился покорить порядок природы, и в этом он почти преуспел. В последние сто дет он пытается заменить естественный порядок техническим и достигает в этом больших успехов55. Постиндустриальное общество в своих основах есть еще более радикальный пересмотр такого технического поиска. Вопрос заключается в том, захочет или не захочет человек двигаться дальше. На это ответит история. 53 См.: Willy В. The Seventeenth Century Background. L., 1949; глава 2 -“Ф.Бэкон и реабилитация природы”, особенно стр. 31. 54 Bacon F. New Atlantis // Andrews Ch.A. Famous Utopias. N.Y., n.d. P. 263. 55 Эти темы я анализирую в историческом и философском плане в эссе “Технология, природа и наука: превратности трех мировоззрений и путаница сфер”, представленном в виде лекции в декабре 1972 года в Смитсоновском национальном музее истории технологии; опубликовано издательством “Doubleday” в сборнике данных лекций.
ГЛАВА I От индустриального общества к постиндустриальному: теории социального развития. Социолог всегда испытывает соблазн выступить в роли если не пророка, то хотя бы провидца. В период с 1850 по 1860 год, сидя по утрам в читальном зале Британского музея, К.Маркс, как ему казалось, слышал в каждом едва уловимом отзвуке мятежа или в каждом шорохе снижения цикла деловой активности громыхание революции, ведущей к резкой трансформации общества. В этом отношении его нетерпеливое ожидание было точным отражением озабоченности, которая с самого начала сопутствовала начавшемуся в XIX веке развитию социологии, пристальному изучению исторических горизонтов в поисках “нового класса”, который низверг бы существующий социальный порядок. А. де Сен-Симон, учитель О.Конта и один из родоначальников современной социологии, первым начал эти поиски в 1816 году, когда приступил к нерегулярному изданию журнала “L'industrie”, популяризируя в нем термин “индустриализм” и изображая на его страницах социум будущего. Прежнее общество, говорил А. де Сен-Симон, представляло собой военный строй, где главными фигурами были священники, профессиональные военные и феодалы — “паразиты” и потребители богатства. Новым индустриальным обществом, по его словам, управляли бы производители — инженеры и предприниматели, “люди будущего”. Разные времена, разные люди, разные представления. В 1840 году А. де Токвиль, предсказывая возможные последствия новой массовой демократии, которая, по его мнению, возникла в современном обществе, писал: “Множество похожих друг на друга и одинаковых по положению людей трудятся ради обретения примитивного и вульгарного удовлетворения... Над этими людьми возвышается чудовищная опекающая их власть, государство, которое обеспечивает их безопасность, заранее предусматривает потребности и поставляет предметы первой необходимости, управляет их промышленностью, регулирует наследование собственности и распределяет принадлежащее им наследство; остается лишь избавить их всех от заботы думать и от хлопот, связанных с самой жизнью” 1. Тридцать дет спустя историк Я.Буркхардт, наблюдая за трансформацией немецкого общества, писал в письме к другу: “Военная машина... непременно станет моделью существования... военное государство преодолеет “индустриальное”. Скопления людей на огромных фабриках будут жить в условиях очевидной и управляемой бедности, где каждый обречен будет носить униформу и начинать и заканчивать день под барабанный бой; если рассуждать логически, то именно это и должно произойти”2. Через пятьдесят дет после Я.Буркхардта Т.Веблен вновь обратился к теме, затронутой А. де Сен-Симоном. Революция в двадцатом столетии, заявил он, могла бы быть только “индустриальным переворотом”, и, если бы таковая пришла в Соединенные Штаты (слово “если” выделено курсивом, так как, будучи видавшим виды скептиком, он весьма сомневался в подобной перспективе), то ее возглавила бы отнюдь не второстепенная политическая партия, как в Советской России, которая была раздробленным и отсталым в промышленном отношении регионом, и не профсоюзы, “хранящие верность лишь ложке и тарелке”, а специалисты по организации производства, выступающие в качестве необходимого “генерального штаба” индустриальной системы. “Эти главные направления революционной стратегии, — писал он в книге “Инженеры и система цен”, — соответствуют магистральным путям технической организации и промышленного управления, крайне важным закономерностям организации производства, ведущим к формированию высокоразвитой индустриальной системы, составляющей неотъемлемую материальную основу любого современного цивилизованного сообщества”3. 1 Tocqueville A; de. Democracy in America. N.Y., 1966. P. 666-667. Эта и следующая цитаты найдены мною в книге: Mayer J.P. Alexis de Tocqueville: A Biographical Study in Political Science. N.Y., 1960. P. 121-122, но в обоих случаях, сверяя материалы с источником, я расширил приведенные им выдержки. 2 Dm A. (Ed.) The Letters of Jacob Burckhardt. L., 1955. P. 151-152. 3 Veblen Th. The Engineers and the Price System. N.Y., 1963. P. 4.
Удивительным во всех этих набросках контуров новой эпохи является то, что каждый из них содержит проблеск истины наряду с туманными рассуждениями, лишающими прогнозы на будущее их реальности. Так, Я.Буркхардт тотчас же после своего “логического” предсказания иронически добавил: “...Я достаточно таю историю, чтобы понять, что обстоятельства не всегда складываются по законам логики”4. Не испытывает недостатка в социологических провидцах и наше время. Привычки прошлого непреодолимы, и если даже предшествующий опыт призывает к осторожности, то ощущение перемен настолько непосредственно, а изменения в общественной структуре столь впечатляющи, что каждый ученый, так или иначе претендующий на роль социолога-теоретика, держит при себе оригинальную концептуальную карту социальной местности и набор указателей для грядущего общества. Для молодых государств и развивающихся стран дается стандартный прогноз: они станут промышденно развитыми, модернизированными и вестернизированными, хотя не столь ясно, окажутся ли они коммунистическими или социалистическими и преобразуют ли их элиты (военные иди политические) иди же вернут к жизни народные массы. Один из скептиков, К.Гирц, заметил, что понятие “переходное общество” может сделаться постоянным в социальных науках. Тем не менее, что касается стран “третьего мира”, то хотя их развитие и может быть долгим и трудным, возникает ощущение некоего поворотного пункта и начала новой эры. Для передовых промышленно развитых стран, однако, ситуация выглядит более туманной. Каждый провидец чувствует: эпоха подходит к концу (Боже мой, сколько же “кризисов” мы пережили!), но согласие по поводу того, что можно ждать впереди, отсутствует. Эта апокалипсическая нотка, связанная с “ощущением конца”, является, как отметил Ф.Кермоуд, характерным литературным образом нашего времени. В социологии это ощущение разрыва времени, существования в определенном “безвременье” острее всего символизируется широко распространенным употреблением слова “пост-”, что кажется парадоксом, поскольку речь идет о приставке, ука- 4 Dru A. (Ed.) The Letters of Jacob Burckhardt. P. 152.
альное общество сохраняет буржуазную окраску. Не может быть буржуазии без пролетариата, и если один из упомянутых классов постепенно исчезает, то же происходит и с другим — по аналогичной причине. Современному индустриальному обществу для своего функционирования не нужен ни один из них”6. По мнению А.Этциони, мы находимся в “постсовременной” (postmodern) эпохе. Он начинает свою книгу “Активное общество” с удивительного заявления: “Современный период закончился радикальной трансформацией информационных, научных и энергетических технологий, которая произошла вслед за окончанием второй мировой войны”. Однако, к сожалению, больше | ни разу (в буквальном смысле) ни на 670 страницах текста, ни в примечаниях, ни в глоссарии не дискутируются вопросы информационных и иных технологий, не раскрывается и то, что именно вложено в понятие “постсовременное общество”. В конечном счете нам приходится возвратиться к идее, изложенной в первых строках предисловия. “Главной особенностью современного периода, — пишет А.Этциони, — стал непрерывный рост эффективности производственных технологий, что бросает вызов первостепенному значению ценностей, которым, как подразумевается, этот фактор призван служить. В постсовременный период, начавшийся, возможно, в 1945 году, либо появится еще большая угроза статусу этих ценностей, создаваемая волнами технологии, либо произойдет подтверждение их нормативного преимущества. В зависимости от того, какая из альтернатив возобладает, определится и то, уготована ли обществу роль слуги или хозяина структуры, которую оно возводит”. Таким образом, “постсовременность”, будь она историческим периодом иди типом общества, является скорее не определением, а лишь постановкой вопроса7. К.Боулдинг полагает, что мы переживаем начало постцивилизованной эпохи. Поскольку термин “цивилизация”, указывает он, несет благоприятное сопутствующее значение, а “постцивилизация” способна поразить и смутить человека, можно также ис 6 Lichtheim С. The New Europe: Today and Tomorrow. N.Y., 1963. P. 194. 7 Etzioni Л. The Active Society. N.Y., 1968. P. VII.
пользовать слово “технологический” иди термин “развитое общество”. Однако отличительной чертой этого нового периода К.Боулдинг считает, используя выражение Тейяра де Шардена, постижение ноосферы, создание комплекса знаний как предпосылки социального развития общества и выработки социального (в противовес индивидуальному) самосознания. Таким образом, формулировка К.Боулдинга направлена на придание особого значения возможности управления обществом в новый период социальной или ментальной эволюции, приходящий на смену адаптации, отличавшей биологическую иди социальную эволюцию прошлого8. В эпилоге своей книги “Британская политика в эпоху коллективизма” (1969) С.Бир ведет речь о “постколлективистской” политике. Он чувствует, что коллективистская модель раздробленной партийными позициями британской политики, функционалистской и ориентированной на государство всеобщего бдагосостояния, возможно, завершает свое существование. Постколлективистская тенденция является “реакцией на растущие масштабы и интенсивность рационализации как правительства, так и общества”. И если даже она не приведет к принципиальному изменению политических методов, она могла бы реорганизовать индийское государственное устройство*. Итак, все идет своим чередом. Так сложилось, что великим преобразователем литературных значений было слово “за пределами” (beyond): за пределами трагедии, за пределами культуры, за пределами общества. Однако мы, по-видимому, исчерпали резервы этого понятия, и сегодня в роди социологического преобразователя выступает слово “пост-”: С.Э.Альстром, теолог, характеризовал религиозную обстановку в Соединенных Штатах в 60-е годы как “постпуританскую, постпротестантскую и постхристианскую”9. А.Фейер выпустил книгу “Маркс и интеллектуалы”, имеющую подзаголовок “Сборник постидеологических очерков”. Дж.Леонард в газете “Нью-Йорк тайме” писал о “пост- 8. См.: Boulding K. The Meaning of the Twentieth Century: The Great Tranillon. N.Y., 1964. * (См.: Beer S. Brirtish Politics in the Collectivist Age. N.Y., 1969. P. 426]. 9 Ahlstrom S. The Radical Turn in Theology and Ethics // The Annals. January 1970.
литературной культуре”, предвестником которой служит “мак-духанитский период”10. По мнению социолога С.Н.Эйзенштадта, новые государства могут быть обозначены как “посттрадиционные” общества, поскольку, не связанные больше нормами прошлого и осознанно стремящиеся к переменам, они находятся в переходном состоянии, почти не приближаясь к современным западным моделям 11. Несколько раньше Р.Сейденберг, предсказывая победу рационализма, дал характеристику постисторического человека, в образе которого мы движемся из доисторических времен, когда инстинкт доминировал над интеллектом, через переходный период в постисторическую эпоху, где интеллект господствует над инстинктом12 — прямо как у Заратустры: человек, как веревка над пропастью, символизирует переход от животного прошлого к грядущему супермену. И наконец, в этом перечне возникает тема постиндустриального общества13. 10 The New York Times. November 20, 1970. 11. Это было темой парижского семинара, спонсированного журналом “Daedalus” (9—10 июня 1970 года). Э.Гобсбаум писал о “посттрайбалистских обществах”, доказывая, что общественные классы возникают только на современной стадии развития. См. его эссе: Hobsbawm E. Social History and the History of Society // Daedalus. Winter 1971. P. 36. 12 См.: Seidenberg S. Post-Historic Man. Chapel Hill (N.C.), 1950. 13 Т.Берне из Эдинбурга, хотя и иронизирует по поводу термина “постиндустриальное общество”, ведет речь о “пострыночном обществе и посторганизационной фазе индустриализма” в своей неопубликованной рукописи: Burns Т. The Rationale of the Corporate System. 1970. P. 50, — подготовленной в рамках гарвардской программы исследования технологии и общества. К этому ряду следует добавить и понятие “постэкономическое”, обозначающее возможность, которую предусматривал Г.Кан для периода, когда доходы станут настолько велики, что стоимость не будет иметь почти никакого практического значения при принятии решений (см. его доклад: Kahn H. Forces for Change in the Final Third of the Twentieth Century. Hudson Institute, 1970). Исходя из логики сложившейся ситуации, некоторые радикалы (см. дискуссии в журнале “Social Policy”, том 1, № 1 и 4) говорили о “постдефицитном (post-scarcity) обществе”, тогда как Г.Сьёберг и его коллеги упомянули об “обществе постблагосостояния (post-welfare society)”. Наконец, сэр Джеффри Виккерс в своей новой книге “Свобода в качающейся лодке” употребляет выражение “постлиберальная эра”. Всего в этот каталог можно включить до двадцати различных употреблений слова “пост-”, с помощью которого показывается наступление нового этапа развития нашего общества.
ДВА ПОСТРОЕНИЯ МАРКСА Все мы — эпигоны великих мастеров14. Э.Шилс был совершенно прав, когда выступил недавно со следующим комментарием: “Одна из самых больших трудностей состоит в том, что мы не в состоянии представить себе ничего, выходящего за пределы основной темы, которая определена великими социологами девятнадцатого и двадцатого столетий. Тот факт, что концепция постиндустриального общества является амальгамой мыслей А. де Сен-Си-мона, О.Конта, А. де Токвиля и М.Вебера, вложенных в наше сознание, свидетельствует, что мы ограничены весьма определен- 14 Было бы несправедливым и самонадеянным полагать, что все эпигоны А. де Сен-Симона иди К.Маркса собрались под лозунгом, начинающимся с частицы “пост-”. Существовали просто дерзкие искатели приключений, которые пытались определить характер новой эпохи в наиболее резкой манере. Так, Р.Дарендорф в одном из своих недавних наскоков дает характеристику “обществу сервисного класса (a service class society)”. “Социологи дали много названий этому новому обществу: посткапитадистическое и управленческое, праздное и потребительское, развитое индустриальное и массовое общество — таков лишь небольшой их подбор. Следовательно, не будет большого вреда, если дать ему еще одно обозначение и заявить, что Европа полным ходом движется к обществу сервисного класса”. Класс работников сферы услуг, согласно Р.Дарендорфу, состоит преимущественно из “белых воротничков” и особенно профессионалов и технических специалистов (см.: Dahrendorf R. Recent Changes in Class Structure // Graubard S.R. (Ed.) A New Europe? Boston, 1964. P. 328). Зб.Бжезинский пишет о “технетронной эре”, в которой “технология и прежде всего электроника — отсюда мой неологизм "технетронный" — все больше обусловливают социальные перемены, изменяют нравы, социальную структуру, ценности и глобальное мировоззрение общества”. Он отмечает, что предпочитает неологизм “технетронный” “постиндустриальному”, так как первый более точно передает характер основных мотивов изменений в наше время (см.: Brzezinski Zb. Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. N.Y., 1970. P. 9). Ж.Эллюль назвал представляемое им общество “технологическим”, М.Мак-Аюэн — “глобальной деревней”, а Б.Гросс (на более обыденном уровне) ведет речь о “мобильной революции”, тогда как популяризатор О.Тоффлер, поразмыслив над терминами “трансиндустриальное” и “постэкономическое”, останавливается на понятии “супериндустриальное общество”. Под ним подразумевается, пишет он, “сложное, быстро развивающееся общество, основанное на самой передовой технологии и постматериадистической системе ценностей” (Toffler A. Future Shock. N.Y., 1970. P. 434). На определениях О.Тоффлера, казалось бы, все перестановки и комбинационные идеи, связанные со словом “пост-”, исчерпались.
ным кругом лиц, который намного более непроницаем чем ему следовало бы быть”15. Одна из фигур, пропущенная, как это ни странно, Э.Шилзом, — это К.Маркс, возможно, потому, что все мы стали пост марксистами. А. де Сен-Симон изображал стадии истории в форме сменяющих друг друга циклических спиралей органических и критических периодов (что предвосхитило идею ideational и sensate mentality у П.Сорокина), а О.Конт видел посдедоватедьно-рационадистское движение общества от теологической к метафизической, а затем и к научной стадии. Обе эти теории пытаются проникнуть в суть явлений, хотя их, может быть, и отодвинули в сторону, но объектом нашего особого интереса выступает прежде всего К.Маркс. Он связал социальные перемены с обще ственной структурой или институтами (предпочитая их ментальностям и относясь к идеям, рассматриваемым в качестве эпифеноменов, даже слишком бесцеремонно) и нарисовал схему таких перемен в четкой форме, стремясь раскрыть источники детерминизма в отношениях между людьми. Не многие из нас решились бы утверждать, что прогнозируемые нами социальные перемены возникают совершенно неожиданно иди проистекают исключительно из проектов, созданных воображением людей. Даже тогда, когда они первоначально появляются как идеи, их следует воплотить в институты, а изображать социальные перемены схематически означает определять изменения характера осевых принципов [общественной организации]. Если в этом случае образуется детерминистская модель, которую следует идентифицировать, снова придется обратиться к призраку К.Маркса. Желая изобразить стадии развития капиталистического индустриального общества, мы должны начать с марксовых предсказаний. Однако, поступая таким образом, мы сталкиваемся с головоломкой, так как в его прогнозе на будущее присутствуют, как я постараюсь показать, не одно, а два построения, и именно на эти две дивергентные концепции чутко реагирует большинство теорий социального развития. В “Капитале” (особенно в главе 23 первого тома — “Историческая тенденция капиталистического накопления”) К.Маркс на- 15 Shils E. Tradition, Ecology and Institutions in the History of Sociology // Daedalus. Fall 1970. P. 825.
чертил свою основную схему социального развития: структура нового общества, заметил он, а именно обобществленная организация производства, находится полностью готовой во чреве старого; она отражает усиливающееся противоречие между обобществленным характером промышленности и “закованным в кандалы способом производства”, созданным “монополией капитала”; происходит поляризация социума, уменьшается число магнатов капитала, и неуклонно возрастает численность пролетариата; характер нового общества становится несовместимым с капиталистической формой старого, в конце концов “его оболочка разлетается на куски”, и наступает эпоха социализма. Метафора является биологической, процесс выглядит имманентным, траектория развития — односторонней. И события, конечно, не развернулись подобным образом. Сколь бы ни была сильна социальная притягательность марксизма, марксистские движения оказались наиболее успешными в отсталых, а не в передовых странах. Что еще важнее, социальные структуры развитых капиталистических стран эволюционировали по пути, весьма отличавшемуся от предсказанного в первом томе “Капитала”. И все же позднее К.Маркс в некоторых разделах третьего тома “Капитала” сумел хотя и мельком, но весьма точно отразить характер событий, которые произошли в реальности. Именно этот комплекс расхождений между двумя различными схемами К.Маркса является отправным пунктом для анализа социального развития индустриальных капиталистических стран Запада. Начнем с первой схемы. Марксов анализ капиталистического процесса в начальной стадии основан на двух сферах производства: крупномасштабной промышленности и сельском хозяйстве16. С экспансией капиталистической системы, однако, различие между землей и капиталом, а также между землевладельческим и капиталистическим классами исчезает. Их слияние оставляет в обществе два основных класса: капиталистов, владельцев средств производства, и пролетариат. Мы исходим из 16 В данном случае я придерживаюсь аргументации, выдвинутой Э.Харригом: Harris A. Pure Capitalism and the Disappearance of the Middle Class // Iniirnal of Political Economy. June 1939, — уточняя ее затем отмеченными им отрывками из трудов К.Маркса.
того, говорит К.Маркс, что непрерывное распространение капиталистического производства поглотит все общество; соответственно остаются только эти два класса. Всякие третьи лица исключаются. Э.Харрис пишет: “...Третьи лица (dritte personen) — это термин, который К.Маркс использовал для обозначения двух разных, но более иди менее родственных категорий людей. Первая включает таких самостоятельных производителей, как мелкие фермеры, независимые ремесленники, и всех других наследников прежних способов производства, действующих вне капиталистического процесса как такового. Вторая состоит из двух групп: 1) священнослужителей, лавочников, юристов, государственных служащих, профессоров, артистов, учителей, врачей и солдат, которые существуют на основе капиталистического процесса, но не участвуют в нем; 2) коммерсантов, посредников, биржевых дельцов, торговых работников (“белых воротничков”), управляющих, прорабов и всех других должностных лиц, которые "выступают от имени капитала"”17. Почему следует исключить этих третьих лиц? С точки зрения К.Маркса, самостоятельные фермеры и ремесленники находятся вне капиталистического процесса, хотя и воспринимают его характер. (Как владельцы собственных средств производства они являются капиталистами; как владельцы собственной рабочей силы они — обыкновенные работники.) Так иди иначе с развитием капитализма они будут постепенно исчезать как класс. Артисты, врачи, профессора и другие являются работниками “непроизводственной сферы”. Чтобы быть производительным, труд должен возмещать авансированную капиталистом стоимость новой стоимостью в форме прибавочного продукта и нового капитала. Повар или официант, работающие в отеле, являются производительными работниками, так как приносят прибыль его владельцу; как домашние слуги они непроизводительны, даже если им платят заработную плату. Работники непроизводительной сферы получают свой доход из трат двух основных классов, вовлеченных в процесс производства. Если отношения между рабочими и капи- 17 Harris Л. Pure Capitalism and the Disappearance of the Middle Class. P. 339-340.
талистами распространить на медицинское обслуживание, зрелищный бизнес и образование, то врач, артист и профессор станут получать заработную плату и окажутся субъектами производительного труда. Во всем этом К.Маркс усматривал модель “чистого капитализма”18. Он писал: “Такая общая норма прибавочной стоимости, — в виде тенденции, как и все экономические законы, — была допущена нами в качестве теоретического упрощения; однако в действительности она является фактической предпосылкой капиталистического способа производства, хотя установление ее и тормозится в большей иди меньшей степени практическими препятствиями... Но в теории предполагается, что законы капиталистического способа производства развиваются в чистом виде. В действительности же всегда имеется налицо лишь некоторое приближение”*. 18 Первым автором, изложившим модель “чистого капитализма”, был Х.Гроссман (см.: Crossmann H. Das Akkumulations und Zusammensbruchsgesetz des Kapitalistishen Systems. Leipzig, 1929). Аналогичное предположение относительно использования абстрактных понятий высказывает П.Суизи в книге: Sweezey P. The Theory of Capitalist Development. Oxford, 1946. Как писал К.Маркс в авторском предисловии к первому тому “Капитала”, “форма стоимости, получающая свой законченный вид в денежной форме, очень бессодержательна и проста. И, тем не менее, ум человеческий тщетно пытался постигнуть ее в течение более чем 2000 лет, между тем как, с другой стороны, ему удался, по крайней мере приблизительно, анализ гораздо более содержательных и сложных форм. Почему так? Потому что развитое тело легче изучать, чем клеточку тела. К тому же при анализе экономических форм нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции. Но топорная форма продукта труда, или форма стоимости товара, есть форма экономической клеточки буржуазного общества. Для непосвященного анализ ее покажется просто мудрствованием вокруг мелочей. И это действительно мелочи, но мелочи такого рода, с какими имет дело, например, микроанатомия” (Marx К Capital. Vol. 1. Chicago, 1906. P. 12 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 23. С 5—6]). К.Маркс развил данную идею в незавершенном эссе “Метод политической экономии”, опубликованном в качестве приложения к работе: Marx К. Contribution to the Critique nt Political Economy. Chicago, 1906. * Marx K. Capital. Vol. 3. Chicago, 1909. P. 206 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 191— 1Ч2.].
Таким образом, допущение “чистой формы” является основным для марксова анализа. Он предполагает, что все некапиталистические сферы производства либо будут устранены в результате расширения системы, либо окажутся подчиненными ей. Рассматривается ли капиталистический процесс с точки зрения товаров или исходя из распределения дохода, “существуют только два исходных пункта: капиталист и рабочий. Третьи лица всех категорий иди должны получать деньги от этих двух классов за какие-нибудь услуги, или в форме ренты, процента и т.д.”*. В рамках отношений капиталистов и рабочих наблюдается сложный процесс, представляющий собой “абсолютный, всеобщий закон капиталистического накопления”. Поступательное накопление капитала ведет к его концентрации и централизации в руках “гигантских промышленных предприятий” преимущественно за счет “многих мелких капиталистов, капиталы которых отчасти переходят в руки победителя, отчасти погибают”**. С другой стороны, имеет место непропорциональное использование постоянного капитала по сравнению с переменным капиталом иди трудом. Это создает относительное “избыточное население” благодаря вытеснению рабочей силы и вызывает падение нормы прибыли. (“Норма прибыли понижается не потому, что рабочего меньше эксплуатируют, а потому, что вообще применяется относительно меньше труда по сравнению с применяемым капиталом***). Из этого вытекает грандиозная мистерия экономического апокалипсиса: “...Рука об руку с этой централизацией, или экспроприацией многих капиталистов немногими, развивается кооперативная форма процесса труда в постоянно растущих размерах, развивается сознательное техническое применение науки... втягивание всех народов в сеть мирового рынка... Вместе с постоянно уменьшающимся числом магнатов капитала... растет и возмущение
|