Студопедия — Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнози­ровании в главе 3. 8 страница
Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнози­ровании в главе 3. 8 страница






Возможно, наиболее удивительным пережитком идеологического инфантилизма в этом отношении является заявление Ф.Кастро о том, что в недалеком будущем он надеется создать социализм на Кубе с помощью упразднения денег и что тогда все станет “бесплатным”; можно подумать, что, поступая таким образом, он покончит с проблемой сравнительных издержек при производстве..парной продукции, а также с причинами различных цен на товары и их про­порционального обмена.

 

Индустриальное общество, по А. де Сен-Симону, есть мето­дичное и систематическое применение технических знаний к со­циальной сфере. Вместе с ним появился и technicien — француз­ский термин более удачен, чем английский (technician), так как его смысл гораздо шире — подготовленный специалист в при­кладных науках. Это также означало, что те, кто обладал подоб­ными знаниями, обретают в обществе авторитет, если не власть.

А. де Сен-Симон видел индустриальное общество в чисто тех­нократическом аспекте, представляя его как систему планирова­ния и рационального порядка, где общество точно рассчитывает свои нужды и организует производственные ресурсы для их обес­печения. Индустриальное общество отличалось двумя основны­ми элементами — знаниями и организацией. Знания, говорил он, носят объективный характер. Ни у кого не может быть “мнений” области химии иди математики; человек либо имеет знания, либо нет. В качестве метафор, которые А. де Сен-Симон приме­нял к организации, он брал такие слова, как “оркестр”, “корабль” и “армия”, где каждый выполняет обязанности в соответствии (о своей компетентностью. Хотя он ясно обозначил рамки про­цесса, в ходе которого возникающая буржуазия приходила на смену феодальной знати, и предсказал появление многочислен­ного рабочего класса, он не верил, что пролетариат сменит бур­жуазию у руля власти. Он пытался показать в своем эскизе исто­рического развития, что обществом правят не классы, а им всегда руководит высокообразованная элита. Естественными лиде­рами рабочего класса, следовательно, стали бы промышленники и ученые. Он предвидел опасности конфликта, но не считал егч неизбежным. В случае создания органичного общества люди рас положились бы в нем по принципу справедливости. Разделение труда означало, что некоторые люди будут управлять, а другие останутся управляемыми. В обществе, организованном исходя из функциональных возможностей и компетентности, врачи, ин­женеры и химики использовали бы свои умения соразмерно объек­тивным потребностям, а не для достижения личной власти. Этим людям повиновались бы не потому, что они являются хозяевами, а вследствие их технической компетентности; в конце концов, слушаться своего врача — добровольный, но разумный посту­пок. Отсюда сторонники А. де Сен-Симона в нескольких фразах, использованных позднее Ф.Энгельсом, сформулировали новый принцип социальной иерархии: “от каждого — по способностям, каждому — по заслугам”; индустриальное общество в их изобра­жении было “не господством над людьми, а управлением веща­ми”.

Управление вещами, замещающее политическую рациональ­ность, является отличительным признаком технократии. Эволю­ция индустриального общества подчеркнула двоякий характер этой роди — как функции и как метода. “Технический служа­щий, — указывают Э.Ледерер и Я.Маршак, — был не знаком ни ремесленному производству, ни промышленности в период ее становления. И хозяин-ремесленник прошлого, и независимый владелец мануфактуры радикально отличаются от технического служащего нынешнего гигантского концерна. Современные про­мышленные компании изобрели целую надстройку, неотъемле­мой частью которой становится технический служащий. Этот механизм концентрирует в себе всю возможную умственную и рутинную работу из мастерских; все сосредоточивается в отде­лах планирования и технического обслуживания”43.

И в самом обществе проблемы приобретают технический ха­рактер. Зб.Бжезинский так трактует положение дел: “...соци­альные проблемы рассматриваются в меньшей степени как по-

43 Lederer E., Marschak J. The New Middle Class. P. 7.

 

следствия умышленного зла и в большей — как непреднамерен­ные результаты сложности задач и некомпетентности исполни-ггдей; решения лежат не в области эмоциональных упрощений, а 11 систематическом применении социальных и научных знаний”44.

С появлением технического специалиста (technicien) сфор­мировалось убеждение в том, что в развитом индустриальном об­ществе будут править технократы. Его особенно придерживались во Франции, где существовала долгая традиция управления из центра (усилившаяся, как подчеркнул А. де Токвидь, в результа­те Французской революции) и где элитный государственный кор­пус пополняется из системы высших шкод, специально создан­ных с этой целью: Политехнической школы (Ecole Polytechnique), основанной в 1793 году революционным правительством в каче­стве центра высшего технического образования, а после второй мировой войны — Национальной школы управления (Ecole Nationale d'Administration). (О. Конт, как отмечает Р.Арон, вы­ступает “символическим покровителем” “политехнического” ме­неджера.) Некоторые авторы, главным образом Ж.Мейно, дока­зывали, что реальная власть уже перешла из рук выборных пред­ставителей к техническим специалистам и “возникает новый тип управления — не демократия, не бюрократия, а технократия”.

Возвышение технократии, утверждает Ж.Мейно, идет рука об руку с расширением полномочий исполнительной власти, и во Франции “три важных области сегодня находятся под управле­нием технократов: экономическое планирование, национальная оборона и организация научных исследований”. “Мы можем с уверенностью констатировать, — пишет он, — что влияние тех­нократов неуклонно росло при Третьей и Четвертой республи­ках; оно выражалось, в частности, в методичном расширении го­сударственного вмешательства в социальную и экономическую сферы”. Эти полномочия стали еще шире в процессе формирова­ния специализированных органов Европейского экономического сообщества, таких, как Европейское объединение угля и стали. Упадок парламентского влияния в голдистской Пятой республи­ке и расширение власти кабинета, многие министры которого были привлечены из государственной гражданской службы, еще

44 Brzezinski Zb. Between Two Ages. N.Y., 1970. Part II. Sec. IV.

 

более подняли роль технократов в 60-е годы. “Доминирование технократов в период Пятой республики, — пишет Ж.Мейно, — может быть частично отнесено на счет некоторых способов, с помощью которых функционирует режим, особенно его умения готовить определенные решения или действия в глубокой тайне”45.

Во многих работах на эту тему технократия изображается как противоположность нормальной политической демократии иди даже как явление, подрывающее ее структурные рамки; в некотором роде такие оценки граничат с истерией. Покойный Ж-Гурвич определял технократию как “грозную социальную силу, абсолютистскую и скрытную по своему характеру, которая угро­жает поглотить государство. Организованный, основанный на планировании капитализм подталкивает ее в направлении замас­кированных фашистских структур, которые объединяют систему трестов, картедей, банков, высшего административного персона­ла и профессиональных военных с находящимся в их распоряже­нии тоталитарным государством”46.

Много неразберихи в этой области порождено неспособно­стью разграничить две функции и два вида технической интелли­генции: технического специалиста (technicien), который отож­дествляется с применением знаний, и технократа, который зани­мается осуществлением власти47. Технические знания — управ­ление вещами — являются необходимым и набирающим силу компонентом в принятии многих решений, включая политиче­ские и стратегические. Но власть — отношения между людьми — предполагает политические предпочтения, представляющие смесь ценностей и интересов, которые не всегда могут быть определе­ны техническим путем. Технократ, стоящий у власти, является разновидностью государственного деятеля, а не техническим спе­циалистом — независимо от того, в какой степени он использует свои технические знания48.

45 Meynaud J. Technocracy. L, 1968. P. 95, 140-141.

46 См.: Quel avenir attend 1'homme? Paris, 1961. Цитировано по кн.: Meynaud J. Technocracy. P. 146.

47 Это различие также проведено в интересной книге двух марксистских ав­торов: Воя F., Burnier M.-A. Les Nouveaux Intellectuels. Paris, 1966. Chaps. IV и V.

48. Этот аргумент развивается в главе шестой: “Технократия и политика”.

 

Очевидно, что в обществе будущего, какую бы характеристи­ку ему ни давали, ученый, профессионал, технический специа­лист и технократ призваны играть доминирующую роль в поли­тической жизни общества. Однако если возникнет необходимость сделать сколько-нибудь значительные обобщения относительно различий в деятельности перечисленных лиц, то при обсуждении влияния отдельной социальной страты или ее части предстоит уточнить четыре вопроса:

1) масштабы и пределы технического подхода к решению со­циальных проблем;

2) оценка отраслей, производящих “знания”, а не товары, и доли этих отраслей (коммерческих и некоммерческих) в эконо­мике страны;

3) основы сплоченности любого нового класса, базирующего­ся на умениях, а не на владении собственностью; и

4) возможность того, что технические специалисты и технок­раты превратятся в новый, господствующий класс49 (подобно буржуазии, которая появилась раньше развертывания крупной промышленности), заменяющий прежний класс буржуа.

Таковы направления социального развития, появившиеся в социологических работах западных авторов после К.Маркса. Как я отмечал, они являются попыткой развить вторую марксову схе­му, но в направлении, которое им не предполагалось. В изложен­ных концепциях производительные силы (технология) заменяют собой социальные отношения (собственность) в качестве осево­го принципа общества, и из этого возникает понятие индустри­ального общества в работе Р.Арона и других. Признается, что капиталистическое общество переживает перемены, но, в пред­ставлениях М.Вебера и Й.Шумпетера, они направлены не в сто­рону социализма, а к одной из форм экономики, контролируе­мой государством, к бюрократическому обществу. Для взглядов классического марксизма, а также для обществ и социальных дви-

49 Нет необходимости ограничиваться лишь понятием “technicien”; если я правильно понимаю термин Р.Дарендорфа “service class” (см.: Dahrendorf R. Kecent Changes in Class Structure // Graubard S.R. (Ed.) A New Europe? Boston, 1964. P. 328), он берет эту группу вместе с некоторыми близкими ей соци­альными слоями за основу нового класса, поднимающегося в современном об­ществе.

 

жений, претендующих на марксистский характер, эти теории социального развития представляют исключительно серьезный интеллектуальный вызов.

МАРКСИЗМ: ПРОБЛЕМА БЮРОКРАТИИ

Таким образом, в западных социологических работах пост-марксова периода оказались доминирующими две темы, касающиеся трансформации капиталистического, или индустриального, об­щества: первой стада проблема бюрократизации предприятия, если не общества в целом, второй — возникновение новых классов, особенно представителей технических профессий и служащих, и их стремление к господствующим позициям в обществе, изменя­ющее характер существующей системы социальной стратифика­ции. Формулируя эти вопросы в рамках марксистских понятий, можно утверждать, что общественные производительные силы стали индустриальными, но оказались общими для множества политических систем; общественные же производственные отно­шения приняли бюрократический характер, при котором прин­ципу собственности отводится все меньшая роль.

К.Маркс предвидел многие из этих изменений. Акционерная компания, писал он, является упразднением “капитала как част­ной собственности в рамках самого капиталистического способа •производства”*. Он полагал, о чем я говорил выше, что отделе­ние собственности от контроля и превращение капиталиста в уп­равляющего капиталом других людей есть шаг на пути социали­зации предприятия**. Однако он не допускал превращения ме­неджеров (как капиталистических, так и социалистических пред­приятий) в новый класс. Не слишком часто поднимал он и воп­рос о бюрократии. [Между тем] в середине двадцатого столетия бюрократия стала главной проблемой любого общества, социали­стического иди капиталистического.

* Marx К. Capital. Vol. 3. Chicago, 1909. P. 516 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 479 ].

** Аргументы К.Маркса изложены: Marx К. Capital. Vol. 3. Chicago, 1909. P. 454-459, 515-521 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 479 ].

 

Странно, но лишь в одной работе, “К критике гегелевской философии права”, написанной в 1843 году, К.Маркс прямо за­тронул эту тему. Впоследствии, за исключением незначительных упоминаний, данный вопрос, кажется, исчез из фокуса его вни­мания50. Причина, возможно, состоит в самом его подходе к со­отношению общества и политики в современных условиях.

В античном мире, как указывал Г.В.Ф.Гегедь, не существова­ло различий между социальным и политическим, между обще­ством и государством. Ш.Авинери пишет по этому поводу: “Ког­да политическое государство служит основной формой социаль­но-экономической жизни, формой материальной жизнедеятель­ности государства, понятие res publica означает, что обществен­ная жизнь составляет подлинное содержание индивидуальной

50 Марксодоги неизменно расходятся во мнениях по этому поводу, как и в отношении многих мыслей К.Маркса. Так, М.Одброу в своей превосходной бро­шюре (Albrow M. Bureaucracy. L., 1970) пишет: “Раздел, посвященный бюрок­ратии, составил важную часть работы “К критике гегелевской философии пра­ва”. Над этой темой К.Маркс, очевидно, размышляя глубоко. Однако впослед­ствии он редко уделял ей скодь-дибо заметное внимание. Время от времени он вскользь упоминал о бюрократии, но указанная работа никогда не цитирова­лась и не публиковалась, и поэтому марксистская теория государства развива­лась независимо от изложенных в ней идей” {Albrow M. Bureaucracy. Р. 69).

Ш.Авинери, однако, в книге “Социальная и политическая мысль К.Маркса” утверждает: “...мысль о важности понимания бюрократии как в историческом, так и в функциональном аспектах проходит через все работы К.Маркса, на­писанные после 1843 года. Для него бюрократия имеет принципиальное значе­ние в трактовке современного государства” {Avineri Sh. The Social and Political Thought of Karl Marx. Cambrige (England), 1968. P. 49). Как связать эти абсолютно разные точки зрения? Путем их разграничения. В “К критике гегелевской философии права” К.Маркс обсуждает роль бюрок­ратии как квазисамостоятельной силы, расположенной между государством и гражданским обществом. В его более поздних политических произведениях, особенно в работе “Восемнадцатое брюмера...” и “Гражданская война во Франчии”, бюрократия отождествляется с государственным аппаратом, и государ­ство иногда “по собственной инициативе притязало на власть”, даже будучи “орудием правящего класса”, под лозунгами борьбы за общие интересы. Одна­ко идея того, что бюрократия может стать самостоятельной силой в современ­ном обществе, исчезает из работ К.Маркса. Следует подчеркнуть, что эта дис­куссия ограничена рамками западного типа социального развития. Бюрокра­тия была для К.Маркса главной особенностью “азиатского способа производства”, явления, рассматриваемого в книге: Wittfogel К. Oriental Despotism. Durham (N.C.), 1957.

 

 

жизни. Поэтому каждый человек, в своей личной жизни лишен­ный политического статуса, является рабом: отсутствие полити­ческой свободы равнозначно социальному порабощению”.

Средние века изменили это отношение. Каждый человек ха­рактеризуется его социальным положением и входит в особое сословие, или Staende, которое обусловливает его права и обя­занности. Общество само служит фундаментом социального, рав­но как и политического статуса; термин Staende относится как к социальному расслоению, так и к политической организации.

В современном обществе наблюдается существенное различие между государством и гражданским обществом. Как пишет К.Маркс в своих статьях под общим названием “К еврейскому вопросу”, политическая революция (то есть разрушение сословий и сослов­ных привилегий) “уничтожила тем самым политический харак­тер гражданского общества... Политическая эмансипация была в то же время эмансипацией гражданского общества от политики, даже от видимости какого-нибудь всеобщего содержания”51. \

Для Г.Гегедя, который определил это основное различие, гражданское общество было совокупностью частных интересов, где каждый человек преследовал собственные цели, в то время как государство представляло “общий интерес”, установленный для “всех”. Ответственность за осуществление решения монарха — который олицетворяет собой государство — лежит на го­сударственном служащем. Г.Гегель не употреблял слова “бюрок­ратия”. “Природа исполнительных функций, — писал он в “Фи­лософии права”, — заключается в том, что они объективны и

Работа “К критике гегелевской философии права” была впервые опублико­вана в 1927 году Д. Рязановым как часть его собрания ранних произведений К.Маркса. Ее полный перевод на английский язык увидел свет только в 1971 году под редакцией Дж.О'Мэлди. До этого отрывки из нее появились в изданной в США книге: Easton L., Cuddat K.H. (Eds.) Writings of the Young Marx on Philosophy and Society. N.Y., 1967. P. 152-202. Переводы, цитируемые ниже, взяты из издания Д.Истона и К.Гуддата; они модифицированы прежде всего при использовании раздела из книги Ш.Авинери — там, где это имело большое разъяснятельное значение.

51 Перепечатано в: Stenning H.J. (Ed.) Selected Essays of Karl Marx. L., n.d. P. 82 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 1. С. 404].

 

что по своей сути они точно закреплены в предшествующем решении”. Для этой цеди требуется человек особого рода: “Лю­дей не назначают на государственную службу в зависимости от их родословной или врожденных качеств. Объективным факто­ром при их подборе являются знания и свидетельства их ода­ренности. Таковые гарантируют, что государство получит не­обходимый результат, и поскольку они суть единственное усло­вие назначения, они также предполагают, что перед каждым гражданином открыта возможность присоединиться к классу государственных служащих”.

Защита от злоупотреблений властью — гарантия того, что чиновники не переступят границ общего интереса, — заложена в “иерархическом характере организации и подотчетности чинов­ников”, а также в независимости корпораций, таких, как универ­ситеты и местные сообщества, которым предоставлено право са­мостоятельно распоряжаться своими полномочиями52.

Для К.Маркса все это не что иное, как полнейшая мистифи­кация. Он заявляет в “К критике гегелевской философии права”: “То, что Гегель говорит... не заслуживает названия философско­го анализа. Большая часть этих параграфов могла бы быть дос­ловно помещена в прусском праве...”. Противопоставление об­щих и особых интересов является иллюзорным, так как государ­ство само по себе преследует частные цели, просто сталкиваясь с другими частными целями, а беспристрастие бюрократии — сло­во, которое К.Маркс употребляет, но в уничижительном значе­нии, — лишь маскирует его особые интересы. Именно в этом контексте К.Маркс развивает свои взгляды на природу бюрокра­тии: “Гегель исходит из разделения между "государством" и "гражданским обществом", между "особыми интересами" и "су­щим в себе и для себя всеобщим", и, в самом деде, бюрократия основывается на этом разделении... Гегель совершенно не рас­сматривает содержание бюрократии, а дает только некоторые общие определения ее "формальной" организации, и, в самом деле, бюрократия есть лишь "формализм"; лежащего вне ее самой содержания”.

52 Hegel G.W.F. Philosophy of Right. Oxford, 1949. P. 190, 192. Обсуждение проблемы “исполнительной власти” содержится в параграфах 287—297: Hegel G.W.F. Philosophy of Right. P. 186-193.

 

“''Бюрократия" есть "государственный формализм"; гражданского общества. Она есть "сознание государства", "воля государства", "могущество государства", как особая корпорация ( "все общий интерес" может устоять, как "особый интерес", против особого интереса лишь до тех пор, пока особое, противопостав­ляя себя всеобщему, выступает в качестве "всеобщего".

...Бюрократия есть круг, из которого никто не может выско­чить. Ее иерархия есть иерархия знания. Верхи полагаются на низшие круги во всем, что касается знания частностей; низшие же круги доверяют верхам во всем, что касается понимания все­общего, и, таким образом, они взаимно вводят друг друга в за­блуждение.

...Бюрократия имеет в своем обладании государство, спири­туалистическую сущность общества: это есть ее частная собствен­ность. Всеобщий дух бюрократии есть тайна, таинство. Соблюде­ние этого таинства обеспечивается в ее собственной среде ее иерар­хической организацией, а по отношению к внешнему миру — ее замкнутым корпоративным характером. Открытый дух государ­ства, а также и государственное мышление представляется по­этому бюрократии предательством по отношению к ее тайне. Авторитет есть поэтому принцип ее знания, и обоготворение авторитета есть ее образ мыслей. Но в ее собственной среде спи­ритуализм превращается в грубый материализм, в материализм слепого подчинения, веры в авторитет, в механизм твердо уста­новленных формальных действий, готовых принципов, воззре­ний, традиций. Что касается отдельного бюрократа, то государ­ственная цель превращается в его личную цель, в погоню за чина­ми, в делание карьеры. Во-первых, этот отдельный бюрократ рас­сматривает действительную жизнь как материальную, ибо дух этой жизни имеет свое обособившееся существование в бюрок­ратии... Бюрократ должен поэтому относиться по-иезуитски к действительному государству, будет ли это иезуитство сознатель­ным иди бессознательным... Для бюрократа мир есть просто объект его деятельности”53.

53 См.: Eastern L., Guddat K.H. (Eds.) Writings of the Young Marx on Philosophy and Society. P. 184, 185, 188; Avineri Sh. The Social and Political Thought of Karl Marx. P. 23-24 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 1. С. 270-273].

 

Как бы остро ни звучали приведенные высказывания, следу­ет отнести последующее невнимание к бюрократии и отсутствие систематического обсуждения политического устройства на счет эволюции марксовой мысли от политики к социологии, эволю­ции, отразившейся в дальнейших работах, таких, как “Эконо­мические рукописи [1844 года]” и “Немецкая идеология”. В результате появилась характерная для К.Маркса концепция со­циологии: упор на общество, а не на государство; на экономи­ку, а не на политику.

Для К.Маркса все основные социальные отношения проис­текают не из политики, а из способа производства. Классовые отношения принадлежат к разряду экономических отношений: не могло быть автономных политических классов или социальных групп, таких, как бюрократия иди военные. Для него отличи­тельной чертой современного общества было не создание наци­онального государства или бюрократии, а развитие капитали­стического способа производства. Кризисы, способные потряс­ти современное общество, носили главным образом экономи­ческий характер и проистекали из “законов движения” этого способа производства: хроническое недопотребление, диспро­порция между инвестиционными благами и потребительскими товарами с последующим перепроизводством, падающая норма прибыли — все это вытекало из убийственной конкуренции между капиталистами и изменения органического строения об­щественного капитала. Уникальной особенностью капитализма было существование рыночного общества, автономного от го­сударства54.

Таким образом, по мнению К.Маркса, решающую роль игра­ет не политика, а социальная структура. Политика является аре­ной борьбы, где до конца проявляются социальные противоре-

54 Как удачно добавляет Ш.Авинери: “Гражданское общество полностью освобождено от политических ограничений; частная жизнь, включая и эконо­мическую деятельность, становится абсолютно независимой от любых мыслей о сообществе; все политические ограничения на собственность и экономическую деятельность упраздняются. Экономический индивидуализм и доктрина laissez-faire выражают эту дихотомию между гражданским обществом и государством, когда общество до конца осознает свое отчуждение и разделенность жизни че­ловека на частную и государственную сферы” (Avineri Sh. The Social and Po­litical Thought of Karl Marx. P. 20-21).

 

чия общества. Она не имеет автономного характера, выступая отражением действующих в обществе сил. Что такое государ­ство? Это сила — армия, полиция, бюрократия, — используе­мая господствующими классами. К.Маркс не признавал капита­листического государства; он говорил о государстве, использу­емом капиталистами. По существу, теории иди истории типов политического устройства нет ни у К.Маркса, ни у М.Вебера с его различиями патриархального, родового и правового бюрок­ратического политического устройства, иди типов политической легитимности. К.Маркс делает упор на глубинную социальную структуру, подлинный характер которой скрыт формальными отношениями. (Так, при обсуждении товарного фетишизма в первом томе “Капитала” он указывает, что абстрактные отно­шения обмена товаров маскируют конкретные отношения меж­ду людьми.)

Для Маркса капиталистический способ производства был возможен в форме различных политических режимов, демокра­тических или авторитарных (в том числе в Англии и имперской Германии), но, поскольку капиталистический класс господство­вал в обществе, государство неизбежно отражало и поддержива­ло бы его интересы.

Но не всегда. Наиболее яркий и поразительный пример марксова анализа “приливов” и “отливов” политической власти содер­жится в его работе “Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта”. Здесь исследуются действия авантюриста, поднявшегося “над” класса­ми и использовавшего государство для натравливания одного из них на другой. К.Маркс пишет: “Такая полная противоречий мис­сия этого человека объясняет противоречивые действия его пра­вительства, которое, действуя наугад, ощупью, старается то при­влечь, то унизить то тот, то другой класс и одинаково возбужда­ет против себя все классы...

Бонапарт в качестве исполнительной власти, ставшей самосто­ятельной силой, считает себя призванным обеспечить “буржуаз­ный порядок”. Сила же этого буржуазного порядка — в среднем классе. Он считает себя поэтому представителем среднего класса и издает соответственные декреты. Но, с другой стороны, он стад кое-чем лишь потому, что сокрушил и ежедневно снова сокрушает политическое могущество этого среднего класса. Он считает себя поэтому противником политической и литературной силы среднего класса. Но, охраняя его материальную силу, он тем самым сно­ва вызывает к жизни его политическое могущество”55.

“Но Бонапарт, — отмечает К.Маркс, — чувствует себя прежде всего шефом Общества 10 декабря, представителем люмпен-про­летариата, к которому принадлежат он сам, его приближенные, его правительство и его армия”, и их главной целью выступает самообогащение. Такой политический характер режима выглядит преходящим, но тем не менее в течение небольшого промежутка времени государство может выступать политически против “гос­подствующего” класса и управляться отдельными людьми иди груп­пировками демагогов иди военных, оппозиционных буржуазии иди основным экономическим классам; однако для К.Маркса в конеч­ном счете основное значение имеет лежащая в основе экономиче­ская система, на которой покоится “материальная власть”.

Именно эта тема — лежащий в основе способ производства и характер отношений собственности — является для К.Маркса глав­ной и решающей; все остальные имеют второстепенное значение. В своих ранних работах он критиковал религию и политику. Ис­следование по бюрократии было написано до того, как он увлекся экономикой, тогда, когда он оставался демократом и еще не стал коммунистом56. В упомянутых работах бюрократия предстает в качестве квазинезависимой силы, имеющей собственный способ существования и управляющей остальной частью общества в сво­их интересах. Тем не менее через два года, когда К.Маркс уже завершил “Экономические рукописи”, он едко отпустил в адрес своего бывшего друга К.Гейнцена следующий комментарий: “Как мы видим, Кэри слишком сведущ, чтобы по примеру новоиспе­ченных римских юнцов из Филадельфии иди их предшественни­ка, s. v. Гейнцена, связывать существование классов с наличием политических привилегий и моноподий...”57. К.Маркс стал сторон­ником первостепенной роди экономической власти.

55 Перепечатано в: Marx К. Selected Works. Vol. II. Moscow, 1936. P. 423, 424 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 8. С. 214].







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 486. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!



Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...

Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...

Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...

Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Расчет концентрации титрованных растворов с помощью поправочного коэффициента При выполнении серийных анализов ГОСТ или ведомственная инструкция обычно предусматривают применение раствора заданной концентрации или заданного титра...

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МОЗГА ПОЗВОНОЧНЫХ Ихтиопсидный тип мозга характерен для низших позвоночных - рыб и амфибий...

Принципы, критерии и методы оценки и аттестации персонала   Аттестация персонала является одной их важнейших функций управления персоналом...

Пункты решения командира взвода на организацию боя. уяснение полученной задачи; оценка обстановки; принятие решения; проведение рекогносцировки; отдача боевого приказа; организация взаимодействия...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.01 сек.) русская версия | украинская версия