Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнозировании в главе 3. 10 страница
68 Наиболее важное исследование изменившегося характера деятельности частной корпорации принадлежит Р.Маррису (см.: Morris R. The Economic Theory of “Managerial Capitalism”. N.Y., 1964), который доказывает, что основной целью управляющих является не максимизация прибыли, а “устойчивый темп роста”, направленный прежде всего на увеличение активов. В действительности мотивы управляющих даже сильнее воздействуют на черты компании, чем характер рынка. Работа Р. Марриса служит основой для более популярного изложения подобных же идей Дж.К.Гэдбрейтом в книге “Новое индустриальное общество” (см.: Galbraith J.K. The New Industrial State. N.Y., 1967). Гипотеза Р.Марриса анализируется и развивается рядом видных экономистов в книге: Marris R., Wood A. (Eds.) The Corporate Economy. Cambridge (Ma.), 1971. Что касается Советского Союза, то лучшим исследованием роди управляющих, сталкивающихся лицом к лицу с политическими “надсмотрщиками”, является работа: Azrael J. Managerial Power and Soviet Politics. Cambridge (Ma.), 1966.
плановых заданий, распределения ресурсов по секторам и т.д. Но это скорее помогает определить рамки теории революции управляющих, чем способствует ее принятию в качестве лейтмотива всех структурных изменений в западном обществе. Хотя схематичная и радикальная теория революции управляющих, сформулированная Дж.Бёрнхемом (“Марксом для менеджеров”, как его язвительно называли Герт и Миддс), так и не получила признания в социологии, идея о том, что Советский Союз превратился в новую разновидность общества, ни капиталистическую, ни социалистическую, была широко подхвачена социалистами и марксистами несталинистского толка в 40-е и 50-е годы и стала одной из основных причин разочарования в прежних идеологиях, характерного для того периода. Тема трансформации советского общества в новый социальный тип нашла свое популярное выражение в 1957 году в работе М.Джидаса “Новый класс”. Книге не хватало теоретической утонченности Л.Троцкого, ее автор уклонялся от сложных аналитических проблем, поставленных более ранними марксистскими авторами (такими, как Р.Гильфердинг, С.Шварц, Югов, Чидига, К.Мейер, Ивон), предпринявшими первые попытки статистического анализа классовых и профессиональных трендов в советском обществе. Тем не менее работе сопутствовал успех по трем причинам: она была написана в тюрьме (и тайно передана оттуда) одним из бывших самых высокопоставленных коммунистов послевоенного периода, вице-президентом Югославии, исключенным из партии в 1954 году за призыв к “демократизации”; она пышла в свет вскоре после венгерской революции, которая породила у многих социалистов надежду на то, что советская система, как это ни удивительно, начала давать трещины; и, наконец, п- упрощенные разоблачения велись с высоконравственных позиций, что выглядело весьма привлекательным. М.Джидас с самого начала заявил, что его анализ относится главным образом к коммунистическому обществу, единственному, с которым он знаком. (“Я не претендую на знание иного мира, кроме коммунистического, в котором я имел счастье или несчастье жить”.) “Очень трудно, если вообще возможно, определить границы нового класса и установить личности его членов”, — пишет он. Однако можно утверждать, что новый класс состоит из тех, кто имеет особые привилегии и обладает экономическими преимуществами вследствие удерживаемой ими монополии на административную власть. Тем не менее, поскольку источником привилегий является власть партии, ядро нового класса составляет политическая бюрократия, а не хозяйственные менеджеры. Сама модель партии как организации профессиональных революционеров предвосхищала появление этой новой стра-ты. Если в предшествующих обществах новые классы добивались власти после того, как завершалось создание новых экономических структур, в коммунистическом мире произошло обратное. Новый класс “пришел к власти не для того, чтобы завершить создание нового экономического строя, а затем, чтобы установить собственный порядок и таким образом утвердить свою власть над обществом”. Касаясь идеи революции управляющих, М.Джилас пишет: “Важно отметить коренное отличие рассматриваемых здесь политических бюрократий от тех, которые возникают вследствие любой экономической централизации”. В каждом развитом обществе появляется сдой “белых воротничков” и “функционеров”, которые могут превратиться в особую социальную страту. Но хотя “такие функционеры имеют много общего с коммунистическими бюрократами... они не идентичны”. Над бюрократами в некоммунистических странах “стоят политические деятели, обычно выборные, иди собственники капитала, тогда как над коммунистами нет ни хозяев, ни собственников”. В этом мире “правительство и управляет государственной собственностью, и распределяет ее. Новый класс или его исполнительный орган — партийная олигархия — действует как собственник и является собственником. Самое реакционное буржуазное правительство едва ли может мечтать о подобной монополии в экономике”69. 69 D;i;os M. The New Class. N.Y., 1957. P. V, 38-39, 43-44, 207. В ходе продолжительной дискуссии по поводу анализа М.Джидаса прозвучало одно странное обвинение. В 1958 году в ноябрьском выпуске политического журнала “Le Contrat Social”, выходившего раз в два месяца в Париже под редакцией Б.Суварина, появилась статья Ж.Энейна под названием “Бруно Р. и "новый класс"”, в которой утверждалось, что идеи М.Джиласа почерпнуты из книги “Бюрократизация мира”. К несчастью, писал Ж.Энейн, Бруно Р. умер. В мартовском выпуске “Le Contrat Social” за 1959 год были опубликованы два связанных с этим письма — одно от самого Бруно Р., пребывавшего в доб ром здравии, другое — от Х.Дрейпера, бывшего редактора газеты “Labor Action”, придерживавшейся шахтмановской ориентации. Бруно Р., обозначивший свое полное имя — Бруно Рицци, лишь отрывочно упомянул о написании книги и ничего не поведал о себе. Он заметил, что впервые рассказал Л.Троцкому, “которого любил и даже считал учителем”, о своих идеях в 1938 году. Он также обвинил Бёрнхема в плагиате мыслей его книги, из которой тот взял только “негативные аспекты”. Между тем в письме Х.Дрейпера впервые сообщались некоторые биографические данные об этой странной личности. Х.Дрейпер, член шахтмановской группы, долгое время искал и наконец в 1948 году достал экземпляр книги Бруно Р. В том же году он поместил в журнале “The New International” единственный полный обзор работы Бруно Р. В 1956 году Х.Дрейпер совершенно неожиданно получил письмо из Италии, подписанное Бруно Рицци, который представился ему как автор книги. Он прочитал статью в “The New International” только через восемь лет после ее опубликования и с удивлением обнаружил, что группа социалистов увлекается изложенной в его книге теорией. В апреле 1958 года Х.Дрейпер вместе с женой, будучи тогда в Европе, нанесли визит Б.Рицци. Открылась странная картина. Бруно Р., по словам Х.Дрейпера, не был итальянским эмигрантом-антифашистом, а работал коммивояжером, который перед войной свободно разъезжал между Францией и Италией. Б.Рицци никогда не принадлежал к троцкистам. В Париже до 1938 года он пытался добиться членства в партии, но итальянские троцкисты, эмигрировавшие из страны, боялись, что он мог быть фашистским шпионом или в лучшем случае политическим эксцентриком. Их опасения были понятны. В 1937 году он опубликовал в Милане под собственным именем книгу “Куда идет СССР”, в которой содержались семена его теории и которая распространялась вполне беспрепятственно, по сло-чям Х.Дрейпера, “потому что, согласно теоретическим воззрениям Б.Рицци, фашизм соответствовал общему направлению социального прогресса”. Подобная точка зрения не считалась полным отклонением от нормы среди некоторых марксистов. Так, бывший французский коммунист Ж.Дрио, лидер левого крыла бельгийских социалистов А. де Ман и фракция Французской социалистической п.чртии, возглавляемая Спинассом и Ривом, поддержали Гитлера после начала нойны под предлогом того, что его победа “уничтожила бы капитализм и объединила Европу”. Этот исторический аморализм проник и в книгу Дж.Бёрнхема, когда он написал, что “общий исход второй великой войны также очевиден... Не существует возможного решения проблемы на капиталистической основе”. Как часто люди путают историю — и прогресс— с необходимостью! Обвинение в плагиате осталось недоказанным; как отметил Б.Суварин в редакционном заключении, не нашлось подтверждений тому, что Дж.Бёрнхем на самой деде “позаимствовал” мысли Бруно Р. Поскольку ни одного экземпляра книги не осталось в наличии, дословное воспроизведение ее текста исключалось. Сама же идея “носилась в воздухе”. В действительности, как неоднократно утверждал М.Номад, источник многих подобных концепций восходит к теориям польского анархо-синдикалиста В.Махайского, который в 1899 году в книге “Эволюция социал-демократии” доказывал, что мессианизм социализма является замаскированной идеологией недовольной интеллигенции, использующей пролетариат в качестве орудия достижения власти для самой себя. Что касается еще более ранних трактовок, то можно обратиться к истокам российского социализма в 1870-е и 1880-е годы, проявившимся в полемике между П.Акседьродом и П.Ткачевым. П.Аксельрод громко заявил о том, что опасно полагаться только на “воинственно настроенное меньшинство” как лидера народных масс в ходе подготовки революции. Можно процитировать также и М.Бакунина, еще раньше предсказавшего в будущем “приход к власти научной интеллигенции... нового класса, новой иерархии подлинных и мнимых научных работников и ученых... государственных инженеров, которые составят новый привилегированный научно-политический класс”. Более ранние и подробные сведения о Бруно Р. даны в моем эссе (см. Вей D. The Strange Tale of Brun R. // The New Leader. September 28, 1959), а также приведены в разделе переписки в том же издании (см.: The New Leader. November 16,1959). Заявления М.Бакунина можно найти в его работе: Bakunin М. Critique of Marxism // Maximoff G.P. (Ed.) The Political Philosophy of Bakunin. Glencoe (111.), 1953. P. 283-289. Его предсказания относительно новых форм господства, которые появятся вслед за победой марксистских идей, настолько поразительны, что их стоит прочитать полностью.
Смерть И.Сталина означала для М.Джидаса, что прежняя эпоха ушла в прошлое и что теперь возможна некоторая нормализация жизни. Новый класс, говорил он, не откажется от власти, но он “измучен догматическими чистками и воспитательными мероприятиями. Ему хотелось бы пожить спокойно. Хотя в настоя щее время его позиции достаточно укрепились, он вынужден защищаться даже от собственного облеченного властью лидера”*. Десятилетие спустя был поднят вопрос о том, “раздроблен” ли новый класс и не может ли власть партии над обществом быть подорвана новой научной и технической интеллигенцией, группировкой, на творческую элиту которой частично распространялась свобода научных исследований. Тема неизбежного конфликта между научной интеллигенцией и партийной бюрократией наиболее резко прозвучала в книге А.Парри “Разделенный новый класс”**. А.Парри использовал выражение “новый класс”, подражая М.Джиласу, но если последний, пусть и с оговорками, говорил о нем как о правящей партийной бюрократии, то А.Парри отождествлял “новый класс” с интеллигенцией, которая, утверждал он, “составляет почти пятую часть всех советских трудящихся”. Внутри этого сдоя, являющегося в целом более привидегиро-
* Djilas М. The New Class. P. 52. ** См.: Parry A. The New Class Divided. N.Y., 1966.
ванным по сравнению с рабочим классом и крестьянством, существует до 600 тыс. научных работников, и требования этой группы, символом которых являлись для А.Парри карьера и труды физика П.Капицы, могли бы стать вызовом жесткому партийному контролю. Неясно, насколько широкой иди эффективной может быть такая оппозиция. То, что подобные настроения существуют, следует из документа, распространенного А.Сахаровым, одним из создателей советской водородной бомбы, который стад совестью интеллектуалов. В одном из разделов своего манифеста, озаглавленного “Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе” он заявляет: “Подобное положение интеллигенции в обществе делает бессмысленными любые громкие требования того, чтобы она подчинила свои стремления воде и интересам рабочего класса (в Советском Союзе, Польше и других социалистических странах). Эти призывы на деде означают подчинение воле партии иди, точнее, ее центрального аппарата и его чиновников. Кто может гарантировать, что они всегда выражают подлинные интересы рабочего класса и подлинные интересы прогресса, а не свои собственные кастовые интересы?”70 И все же маловероятно, что требования небольшой элитной группы, если даже она относится к разряду стратегических, могут оказать решающее влияние на реорганизацию власти, что было бы необходимо для обеспечения независимости научного сообщества в Советском Союзе. Тем не менее партийное руководство действительно сталкивается с необходимостью проведения некоторых структурных изменений, и эта необходимость вытекает, как очевидно для любого марксиста, из нового социадьно-икономического характера общества. Зб.Бжезинский, например, утверждал, что монолитный партийный контроль в сфере политики и командная система в экономике, будучи когда-то, возможно, необходимыми для индустриализации страны, сейчас становятся все более ненужными, так как высокоцентрализованная структура проявляет растущую неспособность управлять сложным “технетронным обществом”, требующим постоянной инициативы для своего прогресса. 70 Sakharov A.D. Progress, Coexistence and Intellectual Freedom. N.Y., 1968. Г. 30.
Зб.Бжезинский обозначает пять альтернативных путей политического развития советской системы, которые он считает логически допустимыми. Олигархическое оцепенение: партия сохраняет свою господствующую роль; идеология остается догматической; политическое руководство продолжает быть коллективным, поскольку в отсутствие перемен не требуется большого выбора. По существу, это было бы продолжением нынешней тенденции. Плюралистическая эволюция: трансформация партии в менее монолитную организацию, в некоторой степени подобно тому, как это имеет место в Югославии, а также эрозия догматической ленинско-сталинской традиции. В такой ситуации “партия скорее играла бы роль морально-идеологического стимулятора, чем роль правящей группировки; государство, как и само общество, стадо бы более важным источником нововведений и перемен”. Технологическая адаптация: трансформация бюрократической партии в партию технократов. Руководство государством взяли бы на себя научные специалисты, усвоившие новейшие технические достижения, которые следили бы за научными нововведениями ради обеспечения безопасности советского общества и его промышленного развития. Воинствующий фундаментализм: возобновление идеологического рвения, встряска жесткой бюрократической структуры; меньшее по размерам, но более централизованное руководство и усиление враждебности к внешнему миру в соответствии с установками “культурной революции” Мао Цзэдуна. Политическая дезинтеграция: внутренний паралич в правящей элите, вызванный растущими притязаниями отдельных группировок, а также расколом в вооруженных силах и других основных поддерживающих систему секторах. “Заглядывая приблизительно на десяток дет вперед и используя в качестве ориентира нынешнее распределение власти в советском обществе”, Зб.Бжезинский считает, что советское руководство попытается найти баланс между первым и третьим вариантами. Оно будет стремиться сохранить олигархический контроль и, как в Восточной Германии, вовлечь больше технократов в процесс принятия решений. Однако, добавляет Зб.Бжезинский, вследствие затрудняющих интеграцию устоявшегося партийного стиля, огромных размеров страны и потребностей обороны этот курс, вероятнее всего, столкнется с трудностями. Тем не менее, если его будут придерживаться, “объединение первого и третьего вариантов (стремление сочетать идеологическую жесткость с технологическими успехами)... вызвало бы в течение 70-х годов трансформацию нынешней диктатуры коммунистической партии в коммунистическую преторианскую олигархию”71. СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ: ВЗГЛЯД ИЗ МОСКВЫ Если подытожить сказанное, то за последние сорок дет в развитии западных индустриальных обществ произошли три главных изменения: модернизация промышленного предприятия в силу появления контролирующих организацию управляющих; перемены в профессиональной структуре, вызванные относительным сокращением промышленного пролетариата и расширением нового технического и профессионального сдоя; и трансформация политической системы вследствие распространения государственной бюрократии и повышения роди политических технократов. Эти процессы протекают и в западном, капиталистическом, и н советском, коммунистическом, обществах. На Западе распространение государственной бюрократии и становящийся все более технологическим характер политических решений создают проблему баланса между теми, кто управляет политической системой, непосредственно реагируя на групповые интересы (политические деятели, представляющие бизнес, рабочий класс и другие страты), а также бюрократами и технократами. В Советском Союзе существование многочисленной бюрократии, которая трансформировалась в новый класс, угрожает обоснованности коммунистической идеологии и противоречит обещанию построения в будущем бесклассового общества. В обеих системах сходная трансформация профессиональных и классовых структур порождает вопрос, связанный с “историческим образом” будущего индустриального общества (если ни капиталисты, ни рабо- 71 Brzezinski Zb. Between Two Ages: America's Role in the Technetronic Era. N.Y., 1970. P. 164-172.
чий класс не утвердятся в качестве решающей силы на земном шаре), и ставит коренную проблему отношений между политическими типами обществ — идет ли речь об управляющих, управляемых, бюрократической или демократической системе — и социальной структурой нового типа, будь она “постиндустриальной”, “посткапитадистической” или имеет какой-нибудь иной ярлык, используемый для обозначения возникающего общества, где доминирует образованный класс профессионально-технических и научных работников. В западной социологии не прекращались попытки проследить за развитием этих тенденций и энергично обсуждались социальные теории, претендующие на лучшее объяснение происходящих перемен. В Советском Союзе до последнего времени фактически хранилось молчание. Прошли лишь отдельные серьезные дискуссии на тему о структурных изменениях в западных обществах. (Обозначение этих обществ по-прежнему в качестве “капиталистических” свидетельствует, что коммунистические авторы и сейчас считают уместным характеризовать систему в духе К.Маркса и В.Ленина72.) Обсуждение политической сущности советской бюрократии и тема “нового класса”, разумеется, запрещены. Советские социологи лишь недавно приступили к исследованию меняющейся профессиональной структуры общества, и вскоре 72 Примечательно, однако, что разговор о неизбежном экономическом кризисе и экономическом упадке капитализма в значительной степени исчез со страниц советских научных изданий. Эту тему заменило обсуждение социальной нестабильности западного общества. В 1969 году был создан Институт Соединенных Штатов Америки Академии наук СССР (ныне Институт США и Канады РАН), который с января 1970 года начал публикацию собственного журнала “США: экономика, политика, идеология”. М.Фейнсод отмечает в обзоре первых шести выпусков журнала: “Статьи о современной американской внешней политике, как и можно было ожидать, верноподданнически отражают теперешнюю партийную линию. Однако при всем этом нельзя не заметить, что примитивное повторение лозунгов уступило место более информативному и утонченному анализу сил и факторов, формирующих американскую внешнеполитическую стратегию”. Статьи по другим вопросам, особенно затрагивающие техническую тематику, включая экономику, имеют заметную тенденцию к тому, чтобы основываться на фактах, а американская литература по вопросам управления и практики менеджмента в настоящее время тщательно просматривается в поиске материалов для возможного использования в подготовке советских управляющих (см.: Fainsod M. Through Soviet Eyes // Problems of Communism. November-December, 1970).
пришло понимание деликатного характера избранной темы, таящей в себе настоящее “осиное гнездо” проблем. Обращаясь к советской социологии, можно выделить три уровня дискуссии. Во-первых, существует обветшалое царство официальной идеологии. На этом уровне теоретическая социология приравнивается к историческому материализму; концепции состоят из цитат К.Маркса и В.Ленина; в стандартных учебниках повторяется упрощенная схема социального развития, вульгаризирующая идеи К.Маркса, словно в западном обществе за последние сто лет или в советском обществе за последние сорок лет не произошло никаких перемен, которые могли бы изменить провозглашаемые схемы. Так, Г.Глезерман в книге под названием “Законы общественного развития” пишет: “Современная буржуазная социология отвергает возможность познания законов общественного развития и даже само их существование и таким образом в большинстве случаев отрицает возможность социального предвидения... Ее аргументы о невозможности проникновения за покров будущего направлены главным образом против марксизма, доказавшего, что коммунизм одержит победу. К.Маркс провозгласил тезис о неизбежном ниспровержении капитализма и его замене социалистическим обществом более ста лет тому назад”73. Для теоретика Г.Глезермана существуют “общий” и “особенные” законы. “Общим” законом социального развития является то, что социализм как новая общественно-экономическая формация неизбежен. Однако, поскольку каждой стране, проходящей через капитализм или минующей его, не предопределено идти одним и тем же путем, существуют также “особенные” законы. Так как в ходе истории встречается множество различных вариантов развития, логика аргумента вскоре подведет нас к тому, что в каждом случае действует свой конкретный “закон”! Такова качественная сторона теории74. 73 Glezerman С. The Laws of Social Development. Moscow, n.d. P. 79. Эта книга представляет собой сборник лекций ддя аспирантов кафедры философии Московского государственного университета и отделения философии Академии общественных наук при ЦК КПСС. 74 У теоретика Г.Глезермана возникает большая путаница. На одной странице, изобилующей цитатами из произведений Ф.Энгельса и В.Ленина, нам говорят, что законы “отражают сущностную связь”, “всеобщую связь” и “необходимую связь между явлениями” (Glezerman G. The Laws of Social Development. P. 46, курсив автора). Однако через несколько страниц утверждается, что “любой закон носит незавершенный, ограниченный характер... Для того чтобы предвидеть конкретный процесс, недостаточно знания только одного закона, ибо он не принимает в расчет все обстоятельства, которых существует бесконечное множество. В этой связи В.Ленин писал в “Философских тетрадях”, что только бесконечное число концепций и законов представляет конкретное в его полноте” (Ibid. P. 82, курсив мой. — Д.Белл). Далее говорится, что “марксисты способны предвидеть ход общественного развития благодаря умелому применению теории при анализе конкретной исторической обстановки” (Ibid. P. 86, курсив автора), ибо общей тенденцией научного развития “является в конечном счете анализ, обусловленный требованиями производства...” (Ibid. P. 80, курсив мой. — Д.Белл). Тем не менее не ясно, производится ли этот “окончательный анализ” аналитиком (что может означать — последним оставшимся в живых аналитиком) или же в конце исторической эпохи, но если именно это имеется в виду, то каким образом можно было бы заранее установить в бесконечном множестве элементов, определяющих общественное развитие, необходимый, подлинный элемент? И наконец, в ответ на наши попытки выяснить, что же такое “закон”, нам говорят, что “в конечном счете... особенность закона состоит в выражении устойчивой, постоянной связи между явлениями. Объективный мир, природа и общество, которые окружают человека, непрерывно меняются. Однако, несмотря на все это, имеют место определенные, относительно устойчивые, постоянные связи. Как отмечал В.Ленин в “Философских тетрадях”, закон — это нечто устойчивое, прочно укорененное в явлении” (Ibid. P. 47, курсив автора). Попытке Г.Гдезермана определить изменение и постоянство лучше всего соответствует ремарка профессора Колумбийского университета С.Моргенбессера, который на вопрос молодого радикала из его философского класса о том, верит ли профессор в закон Мао о “противоречиях”, ответил: “И да, и нет”.
Второй уровень носит научный характер, но все же отождествляется с партией. Он сосредоточен скорее в Академии наук, чем в официальных партийных органах, и его представители больше заинтересованы в уравновешенной защите традиционной догмы и достижении конкретных результатов в прикладных социальных исследованиях. Значительной частью этих работ руководил А.Румянцев, бывший до 1971 года вице-президентом Академии наук СССР. Он подвергал нападкам “ползучий эмпиризм”; однако в то же самое время поддерживал работу в области социального прогнозирования как средства обеспечения более точных сведений о меняющемся характере советского общества. В примечательном отсутствием лицемерия докладе, сделанном им в 1970 году в Варне на Шестом Всемирном социологическом конгрессе, А.Румянцев изложил исходные тезисы к развитию социального прогнозирования, которое заняло видное место в советской социологии. “Отсутствие достаточной информации и понимания нынешней общественной ситуации обрекает предсказание ожидаемых перемен на неудачу”, — отмечал он. “Трудности прогнозирования... вытекают из самой природы социальных процессов, которые многообразны, сложны и вероятностны... мы сталкиваемся с необходимостью изучения не только объективных экономических явлений, но и ряда субъективных факторов, таких, как вкусы, стиль, предпочтения и так далее... Эффективность социального планирования в огромной степени зависит от адекватного принятия во внимание как экономических, так и неэкономических факторов, равно как и от учета интересов, мотивов, потребностей и наклонностей. Вся эта обширная информация может быть эффективно использована только в том случае, если в процессе оценки, планирования и управления широко применяются статистические и математические методы, моделирование и компьютерная техника”75. А.Румянцев отражает мышление “коммунистов-управляющих”, для которых важнейшая перемена заключена в “научно-технической революции”, с которой они связывают трансформацию советского общества. По мнению футуролога И.Бестужева-Лады, “научно-техническая революция чрезвычайно усложняет управление социальными процессами”. В своей книге “Окно в будущее: сегодняшние проблемы социального прогнозирования” он делает обзор различных подходов к социальному прогнозированию и приходит к выводу, что “вероятностный подход... являет- 75 Rumiantsev A.M. Social Prognostication and Planning in the Soviet Union. Moscow, 1970. P. 6, 9, 12. Работа представлена Советской социологической ассоциацией на конгрессе в Варне, Болгария. Хотя все это выглядит прекрасно, очевидно, что жесткая критика А.Румянцева направлена против догматиков в советском планировании, когда он пишет после упоминания о необходимости изучать вкусы, стиль и предпочтения, что “долгосрочный план, основанный на научном предсказании потребностей населения, гораздо более адекватен, чем планы, упускающие отмеченные факторы” (Rumiantsev A.M. Social Prognostication... P. 6). Однако, будучи партийным идеологом, А.Румянцев также утверждает, что основные положения марксизма-ленинизма по-прежнему остаются верными (см.: Rumiantsev A.M. Categories and Laws of the Political Economy of Communism. Moscow, 1969).
ся наиболее эффективным, есди не единственно возможным”. Далее И.Бестужев-Лада указывает, что “в футурологии ощущается недостаточное внимание к исследованию развития морально-этических норм и того, каким образом они способны воздействовать на научно-техническую революцию”76. Третий уровень дискуссии представлен широким потоком эмпирических исследований, в качестве отправного пункта которых служит структура занятости в Советском Союзе и в которых осторожно изучается ее значение. Как подчеркивает Л.Ла-бедз, “с тех пор как И.Сталин в 1931 году отметил, что "ни один правящий класс не обходился без собственной интеллигенции", существует щекотливая проблема того, как следует определять эту группу и каково ее место в социальной структуре”77. Как отмечал А.Румянцев в 1965 году, интеллигенция, в целом определяемая как “работники умственного труда”, составляет в Советском Союзе 25 миллионов человек, иди около пятой части рабочей силы. Еще более важно его утверждение о том, что наследование такого положения (и благосостояния) становится важным фактором формирования новой классовой структуры в СССР78. 76 Bestuzhev-Lada I.B. Okno v budushchee: sovremennye problemy sotsialnogo prognozirovaniya. Moscow, 1970. В комментарии по поводу необходимости применять вероятностный, а не детерминистский, подход И.Бестужев-Лада пишет:
|