Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнози­ровании в главе 3. 6 страница





* Marx К. Capital. Vol. 2. Chicago, 1906. P. 384 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 24. С. 375].

** Marx К. Capital. Vol. 1. Р. 687 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 23. С. 640 ].

*** Marx К. Capital. Vol. 3. P. 288 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 269].

 

рабочего класса, который постоянно увеличивается по своей численности... Централизация средств производства и обоб­ществление труда достигают такого пункта, когда они стано­вятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается”*19.

В известном отрывке из авторского предисловия к “Капита­лу” К.Маркс доказывает, что упомянутые результаты проявятся неизбежно, с железной необходимостью и что судьба Англии, первой страны, где это произойдет, явится примером для всех остальных. Он писал: “Физик или наблюдает процессы природы там, где они проявляются в наиболее отчетливой форме и наиме­нее затемняются нарушающими их влияниями, или же, если это возможно, производит эксперимент при условиях, обеспечиваю­щих ход процесса в чистом виде. Предметом моего исследования в настоящей работе является капиталистический способ произ­водства и соответствующие ему отношения производства и об­мена. Классической страной этого способа производства являет­ся до сих пор Англия. В этом причина, почему она служит глав­ной иллюстрацией для моих теоретических выводов. Но если не­мецкий читатель станет фарисейски пожимать плечами по пово­ду условий, в которые поставлены английские промышленные и сельскохозяйственные рабочие, или вздумает оптимистически ус­покаивать себя тем, что в Германии дело обстоит далеко не так плохо, то я должен буду заметить ему: De te fabula narratur! [He твоя ли история это!].

Дело здесь, само по себе, не в более или менее высокой ступе­ни развития тех общественных антагонизмов, которые вытека­ют из естественных законов капиталистического производства. Дело в самих этих законах, в этих тенденциях, действующих и

* Marx К. Capital. Vol. 1. Р. 836-837 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 23. С. 772—773].

19 Подобно другим законам, писал К.Маркс, “в своем осуществлении он модифицируется многочисленными обстоятельствами”. Существуют, указывал он, различные “противодействующие тенденции” — главным образом речь идет о развитии новых отраслей экономики, порожденных ростом роскоши, утонченно­стью желаний, возникновением дополнительных потребностей и так далее; эти отрасли поглощают вытесненный труд и расширяют сферу его “непроизводи­тельного” применения. Видоизменяясь сами по себе, они не меняют основных черт и свойств капиталистической экономики.

 

осуществляющихся с железной необходимостью. Страна, промыш-денно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину ее собственного будущего”*.

Следует подчеркнуть, что первая марксова схема социального развития не является эмпирической характеристикой, а почерп­нута из его модели “чистого капитализма”. Однако “чистый ка­питализм” как таковой был теоретическим упрощением, и к тому времени, когда К.Маркс приступил к написанию третьего тома “Капитала”, широкое развитие банков, основанной на них сис­темы инвестиций и возникновение корпораций начали трансфор­мировать социальную структуру капиталистического общества. Если на ранних стадиях его развития существовал “старый” сред­ний класс фермеров, ремесленников и людей свободных профес­сий, то что следовало сказать о появлении “нового” среднего класса управляющих, промышленных служащих, “белых ворот­ничков” из числа рабочих и так далее? Это основа, на которой зиждется вторая схема. К.Маркс наблюдал за этим явлением с исключительным вниманием.

В обществе происходили три важнейших структурных измене­ния. Во-первых, с ростом новой банковской системы накопление капитала зависело не от экономности и сбережений отдельного предпринимателя, финансирующего собственное предприятие, а от накоплений общества в целом. К.Маркс дает такой коммента­рий: “Этот общественный характер капитала опосредствуется и осуществляется в полной мере лишь полным развитием кредитной и банковской системы. С другой стороны, последняя идет дальше. Она предоставляет в распоряжение промышленных и торговых капиталистов весь свободный и даже только еще потенциальный, не функционирующий еще активно капитал общества”**.

Вторым изменением стад революционный переворот, вызван­ный появлением корпораций, в результате чего произошло отде­ление собственности от менеджмента, повлекшее за собой воз­никновение в обществе новой профессиональной категории — если не нового класса, — представителей которой К.Маркс назы-

* Marx К. Capital. Vol. 1. Р. 12-13 [перевод этой цита7Ы приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 23. С. 6, 9. ] (Курсив К.Маркса).

** Marx К. Capital. Vol. 3. Р. 712 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. II. С. 156 ].

 

вает “рабочей силой по управлению”: “Что не промышленные капиталисты, а промышленные управляющие (manager) являют­ся "душой нашей промышленной системы", это заметил еще г-н Юр... Само капиталистическое производство привело к тому, что труд по надзору, совершенно отделенный от собственности на капитал, всегда предлагается в избытке”*.

И наконец, расширение банковской и кредитной систем, а так­же развитие корпораций неизбежно означает увеличение числен­ности вспомогательного персонала и объема работы для “белых воротничков”: “впрочем, ясно, что по мере расширения размеров производства увеличиваются торговые операции... Калькуляция цен, бухгалтерия, ведение кассы, корреспонденция — все это сюда относится. Чем шире размер производства, тем больше, хотя от­нюдь не в соответствующей пропорции, торговые операции про­мышленного капитала... Вследствие этого становится необходи­мым применение наемных торговых рабочих, которые составля­ют собственно контору”**20.

И все же, хотя эти три структурных изменения, казалось бы, бросают радикальный вызов теории поляризации классов, кото­рая столь сильно звучит в “Манифесте” и в последних строках

* Marx К. Capital. Vol. 3. Р. 454-455 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 425 ].

** Marx К. Capital. Vol. 3, P. 352 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 328 ].

20 В работе “Теории прибавочной стоимости”, представляющей собой сбор­ник материалов, не включенных Ф.Энгельсом в “Капитал” и изданных после смерти Ф.Энгельса К.Каутским (его иногда называют IV томом “Капитала”), К.Маркс, по сути, вполне определенно заявляет, что средний класс, занимающий место между рабочими, с одной стороны, и капиталистами — с другой, постоянно рас­тет, “[оказывая] сильное давление на нижний слой рабочего класса и увеличивая социальное обеспечение верхушки общества”. Он пишет: “...численность средне­го класса будет возрастать, а пролетариат (работающий пролетариат) будет со­ставлять относительно все уменьшающуюся часть всего населения (хотя он и возрастает абсолютно)... Таков и в самом деле ход развития буржуазного обще­ства”. (Цитировано по книге: Speier H. The Salaried Employee in German Society. N.Y., 1939. P. 9-10 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 26. Ч. III. С. 58-59.]). Эссе Э.Харриса (см.: Harris Л. Pure Capitalism and the Disappearance of the Middle Class // Journal of Political Economy. June 1939) содержит подробные ссылки на эти разделы работы, кото­рая содержит обсуждение К.Марксом роли среднего класса как в рамках, так и вне рамок капиталистического производственного процесса.

 

первого тома “Капитала” и является преобладающей идеей клас­сического марксизма, иди, по крайней мере, значительно модифи­цируют ее, К.Маркс по-прежнему утверждает, что основная соци ологическая тенденция — углубление экономических кризисов и обобществление собственности — усиливает социальный конфликт.

Вместо того, чтобы видеть в банковской системе институционалиэацию кредита, становящуюся источником стабильности си­стемы, он полагал, что она лишь ускорит кризис: “Банковское дело изымает из рук частных капиталистов и ростовщиков рас­пределение капитала как особое предприятие, как общественную функцию. Но благодаря этому банк и кредит становятся в одно и то же время и могущественнейшим средством, выводящим капи­талистическое производство за его собственные пределы, и од­ним из самых мощных рычагов кризисов и надувательства”*.

Что касается системы управления, то для К.Маркса она была скорее признаком социализма, чем капитализма. Управленческая функция, заявлял он, “проистекает из общественной формы тру­дового процесса”, и “утверждение, что этот труд необходим как капиталистический труд, как функция капиталиста, означает лишь, что вульгарный экономист не может представить себе форм, раз­вившихся в недрах капиталистического способа производства, отделенными и освобожденными от их антагонистического капи­талистического характера”**. “Дирижер не обязательно должен быть собственником инструментов”, а “кооперативные фабрики, — ут­верждал он, — служат доказательством того, что капиталист пере­стал быть необходимым в качестве организатора произвоства”.

Проводя свой поразительный анализ, К.Маркс заявляет, что появление менеджера есть один из ключевых элементов превра­щения прибыли в “общественную собственность”, так как с вве­дением должности управляющего (“потому что содержание уп­равляющего является или должно быть просто заработной пла­той за известного рода квалифицированный труд, цена которого регулируется на рабочем рынке как цена всякого другого тру­да”) капиталист отходит от процесса производства, управдяю-

* Marx К. Capital. Vol. 3. Р. 712 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. II. С. 156—157].

** Marx К. Capital. Vol. 3. P. 455 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 426).

щий отчуждается от собственного труда, а прибыли принимают общественный характер. К.Маркс пишет: “...Вся эта прибыль получается только в форме процента, т. е. вознаграждения про­сто за собственность на капитал, которая таким образом совер­шенно отделяется от функции в действительном процессе вос­производства, подобно тому как эта функция в лице управляю­щего отделяется от собственности на капитал. Таким образом, прибыль выступает... как простое присвоение чужого прибавоч­ного труда, возникающее из превращения средств производства в капитал, т. е. из их отчуждения от действительных производи­телей, из их противоположности как чужой собственности всем действительно участвующим в производстве индивидуумам, от управляющего до последнего поденщика.

В акционерных обществах функция отделена от собственнос­ти на капитал, следовательно, и труд совершенно отделен от соб­ственности на средства производства и на прибавочный труд. Это — результат высшего развития капиталистического произ­водства, необходимый переходный пункт к обратному превраще­нию капитала в собственность производителей, но уже не в час­тную собственость разъединенных производителей, а в собствен­ность ассоциированных производителей, в непосредственную об­щественную собственность”*.

Относительно “белых воротничков” К.Маркс предвидел, что их количество будет расти, но чувствовал, что развитие капита­лизма приведет к их пролетаризации, так как разделение труда внутри офиса и прогресс доступного образования обесценят их деятельность. Он писал по этому поводу: “Собственно торговый рабочий принадлежит к лучше оплачиваемому классу наемных рабочих, к тем, труд которых есть квалифицированный труд, сто­ящий выше среднего труда. Между тем с прогрессом капитали­стического способа производства заработная плата имеет тен­денцию понижаться даже по сравнению с заработной платой сред­него труда. Отчасти это происходит вследствие разделения тру­да внутри конторы, при котором необходимым является лишь одностороннее развитие способности к труду... Во-вторых, вслед­ствие того, что начальное образование, знание торговли и язы-

* Marx К. Capital. Vol. 3. Р. 517 [перевод этой цитаты приводится по:

Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25. Ч. I. С. 479-480 ].

 

ков и т. д. с прогрессом науки и народного образования приобре­таются все быстрее и легче, становятся все более общераспрост­раненными, воспроизводятся тем дешевле, чем больше капиталистический способ производства направляет методы обучения на практические цели. Распространение народного обучения позво­ляет вербовать этого рода рабочих из таких классов, которым раньше был закрыт доступ к этим профессиям, которые привык­ли к сравнительно худшему образу жизни. К тому же оно увели­чивает наплыв и вместе с тем конкуренцию. Поэтому... с про­грессом капиталистического способа производства рабочая сила этих людей обесценивается; их заработная плата понижается, тог­да как их способность к труду увеличивается”*.

Но эти новые структурные тенденции не были приняты в рас­чет, так как К.Маркс безоговорочно верил в решающую роль пер­вой схемы. Тем не менее не ясно, почему капиталистическая “обо­лочка” должна разлететься на куски. Как пишет П.Суизи, “мож­но сказать, что вся теоретическая система К.Маркса отрицает неограниченное развитие капитализма и утверждает неизбежность социалистической революции. Однако в его трудах не содержит­ся конкретного теоретического обоснования экономического кра­ха капиталистического производства”21. И, как далее комменти­рует П.Суизи, попытки более поздних марксистских авторов, включая Р.Люксембург и Х.Гроссмана, заявлять о подобном не­избежном крахе выглядят неубедительно.

История свидетельствует, что тенденция, которую К.Маркс заложил в первую схему, оказалась модифицированной, если не опровергнутой, отсутствием внутренней необходимости падения нормы прибыли, способностью государства вмешиваться в ход экономических кризисов и смягчать, если не предотвращать их расширением пределов реинвестирования капитала, открываемым технологией. Невозможно найти свидетельств — ни в теории, ни в эмпирической реальности — того, что капитализм должен по­терпеть крах вследствие заложенных внутри системы экономи­ческих противоречий.

* Marx К. Capital. Vol. 3. Р. 354 [перевод этой цитаты приводится по: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е издание. Т. 25.4. I. С. 329—ЗЗО].

21 Sweezey P. The Theory of Capitalist Development. Oxford, 1946. P. 191-192. Подробнее см.: Sweezey P. The Theory of Capitalist Development. Chap. XI.

 

Что же в таком случае сказать о структуре “нового общества”, зародившейся во чреве старого, — об изменении характера рабо­чей силы, роли управляющего? Что сказать о социальных явлени­ях, которые я назвал второй схемой? Какую роль эти элементы сыграли в социальной теории и концепциях социальной эволюции после К.Маркса? Знакомство с появившимися в первой половине двадцатого века социологическими теориями, затрагивающими будущее капитализма, показывает, что почти все они, по суще­ству, оказались диалогом со второй марксовой схемой.

ПОСТМАРКСИЗМ: ДИАЛОГ НА ЗАПАДЕ

Немногие авторы, писавшие о капитализме, видели в нем “веч­ное” устройство общества. Само возникновение этого термина в XIX веке, то, что он ассоциировался главным образом с автора­ми социалистического направления22, изначально порождало как убеждение, что капитализм является только стадией развития

22 Странно сознавать, что в силу специфики понятия концепция капитализ­ма так поздно прижилась в экономической литературе. В статье “Капитализм”, помещенной в “Энциклопедии социальных наук” в 1930 году В.Зомбарт вы­нужден был отметить, что в основных экономических работах конца девятнад­цатого и начала двадцатого века этот термин отсутствовал. Он писал: “Кон­цепция капитализма и в еще большей мере сам этот термин восходят к трудам социалистических теоретиков. До настоящего времени он остается одним из ключевых понятий теории социализма... Вопреки тому факту, что капитализм имеет тенденцию стать единственным объектом экономической науки, ни тер­мин, ни концепция до сих пор не получили всеобщего признания со стороны академических экономистов. Немецкие экономисты старшего поколения и в гораздо большей степени экономисты других стран полностью отвергали кон­цепцию капитализма. Во многих случаях отход от нее носил просто безогово­рочный характер; тема не обсуждалась вообще, за исключением, возможно, кон­текста истории экономических доктрин, и, даже когда термин упоминался, это делалось без всякого указания на его особое значение. Термин "капитализм" отсутствует в наиболее известных работах Ш.Жида, А.Маршалла, Б.Селиг-мена иди Э.Касселя. В трудах других авторов, таких, как Шмодлер, А.Вагнер, Р.Эренберг и Филиппович, можно найти некоторые рассуждения на тему о ка­питализме, но его концепция в конце концов отбрасывается. Экономисты млад­шего поколения признают его обязательность иди по крайней мере полезность, но неопределенность в отношении значения понятия повсеместно отражается в заключении слова “капитализм” в кавычки” (Sombart W. Capitalism // Encyclope­dia of the Social Sciences. Vol. III. N.Y., 1930. P. 195).

 

экономического общества, так и ожидание скорой его замены последующей экономической системой коллективистского толка. (На самом же деле, следует скорее объяснять его относительную долговечность, если учесть все доставшиеся нам от прежних вре­мен предсказания о его скором крахе.)

Автором, впервые попытавшимся изобразить трансформацию капитализма, применив качественно иную социологическую пе­риодизацию, — действительно первым исследователем, поместив­шим капитализм в центр экономической теории и анализа, — был немецкий экономист и историк В.Зомбарт. В книге “Совре­менный капитализм” (заключительные варианты которой были опубликованы в трех томах с 1921 по 1927 год) он попытался создать исчерпывающую историю перехода экономического об­щества от докапиталистической стадии, обеспечивавшей лишь средства к существованию, к подъему современного капитализма и его распространению. Подробно характеризуя влияние техно­логии и формирование капиталистического предприятия в каче­стве особого социального института, В.Зомбарт делал упор на духовное начало капитализма (или ментальность) как наиболее специфическую его черту и на предпринимателя как ключевую фигуру капиталистического развития23.

 

23 В.Зомбарт является несправедливо забытой сегодня фигурой в истории социологии, отчасти потому, что в последние годы жизни он относился с неко­торой симпатией к нацистам, но в большей мере в силу того, что его труды, хотя и подталкивают к размышлениям, выглядят несколько небрежными. Это лучше всего выражено в его полемике с М.Вебером о духе капитализма. Там, где М.Вебер делал упор на “протестантскую этику”, В.Зомбарт выделял еврей­ский фактор в качестве основного критерия, ссылаясь как на религиозные прин­ципы иудаизма, так и на миграции евреев в XV веке и доказывая, что переме­щение коммерческого центра западного мира из Средиземноморья в Антверпен и Голландию в целом последовало за изгнанием евреев из Испании. Однако его данные о роли евреев подобраны неряшливо и неубедительно.

Начиная с книги “Социализм и социальное движение” (1896), работы В.Зомбарта посвящены подъему социализма, а также развитию капитализма — начи­ная с первого издания его монографии “Современный капитализм” (1902). Эта книга не переведена на английский язык, хотя ее адаптированный вариант был опубликован в 1933 году (см.: Nussbaum F.L. A History of the Economic Insti­tutions of Modern Europe: An Introduction to Der Moderne Kapitalismus of Wemer Somba't. N.Y., 1933). Написанную В.Зомбартом блестящую историю и психо­логию бизнесмена под названием “Der Bourgeois” перевел и издал М.Эпштейн (см.: Sombart W. The Quintessence of Capitalism. N.Y., 1915). Его работа “Die Juden und das Wirtschaftsleben” была также переведена и издана М.Эпштейном:

Sombart W. The Jews and Modem Capitalism (L., 1913) (переиздана с новым предисловием Б.Ф.Хозедицем: Sombart W. The Jews and Modern Capitalism. Glencoe (111.), 1951).

 

 

С точки зрения В.Зомбарта, экономические эпохи могут быть поняты только с учетом основных характеристик других исто­рических систем. В таком случае начальный период любой из них частично совпадает с заключительным периодом уходящей, или предыдущей, экономической системы; в период зрелости система проявляется в ее полном своеобразии, а ее последний период можно определить по первым признакам нового, зарож­дающегося состояния. Применяя к капитализму это деление на эпохи, В.Зомбарт проводил различие между ранним капитализ­мом, или периодом с середины XIII до середины XVIII века, зрелым капитализмом (Hochkapitalismus), отличавшим период с 1750 по 1914 год, и поздним капитализмом, эпохой после пер­вой мировой войны.

Ранний капитализм еще нес на себе печать ремесленного пе­риода. Была по-прежнему сильна приверженность традициям, экономическая жизнь имела выраженный индивидуальный отте­нок, на взаимоотношения покупателя и продавца нередко влияли личные симпатии и антипатии, а работодатели и рабочие были связаны патриархальными узами.

В период зрелого капитализма принципы прибыли и эконо­мического рационализма распространились на все экономические отношения. Расширялись рынки, росли масштабы коммерческой деятельности, использовались технологии, основанные на науч­ной механике, взаимоотношения утрачивали личностный харак­тер и становились институционализированными. “Дух капита­лизма в эпоху его расцвета, — пишет В.Зомбарт, — отличался необычайным психологическим напряжением, порожденным про­тиворечиями между иррациональным и рациональным, между тенденциями спекуляции и расчета, между ментадьностью смело­го предпринимателя и трудолюбивого, уравновешенного буржуа”".

В период позднего капитализма центральными становятся два сдвига. Внутри общества “значение специфически капиталиста-

24 Sombart W. Capitalism // Encyclopedia of the Social Sciences. Vol. ПГ. P.207.

 

ческих элементов экономической жизни” снижается, в то время как “смешанные” государственно-частные предприятия, государ­ственные и коллективные (обобществленные) производства, а также некапиталистические экономические организации “увеличиваются как численно, так и по своему размеру и значению”. Внутри фирмы “наблюдается нарастающий упадок предприни­мательского духа”. Его место занимает бюрократическая ментальность, и сама фирма становится бюрократизированной.

При позднем капитализме, говорит В.Зомбарт (в качестве модели он брад объединение в картели немецкой промышленно­сти в 1920-е годы), на первое место выходит стремление к стаби­лизации. Борьба за прибыль теряет свою интенсивность (“обра­тите внимание на такие симптомы, как фиксация нормы диви­дендов, реинвестирование избыточных средств, — в Соединен­ных Штатах, например, некоторые концерны обеспечивают та­ким путем от 30 до 35 процентов своего нового капитала”), ры­ночный механизм уступает место ценовому регулированию, про­водимому конгломератами иди даже правительством, цикличе­ские колебания экономической системы затухают, а вмешатель­ство со стороны государства становится все более и более решительным. Особенности, придававшие капитализму его уникаль­ный об?1ик, начади атрофироваться. Если капитализм, как счита­ет В.Зомбарт, мог быть охарактеризован исходя из трех состав­ляющих его элементов — духа, формы и технологии, — то дух в настоящее время исчез, остались лишь форма и технология.

Все поднятые В.Зомбартом темы с несколько иными акцен­тами присутствуют у Й.Шумпетера, который в своей книге “Ка­питализм, социализм и демократия” (1942) предсказал конец буржуазной цивилизации. Трансформация происходит на уров­не как ментальности, так и социальной структуры. Капитали­стическая ментальность, по мнению Й.Шумпетера, меняется под воздействием трех факторов. Одним из них является из­лишняя рациональность капитализма. “Я без всяких колеба­ний заявляю, — пишет автор, — что вся его логика происте­кает из характера экономический решений или, если исполь­зовать мою любимую фразу, его экономический характер есть не что иное, как форма логики”. Капиталистический процесс, продолжает он, “делает поведение и идеи рациональными, устраняя из нашего сознания метафизические убеждения, мисти­ку и любые романтические идеи”. Однако подобная рацио­нальность, говорит Й.Шумпетер, слишком стесняет общество: “Фондовая биржа — плохой заменитель для святого Грааля”. Второй фактор состоит в “упадке предпринимательского нача­ла”. Предприниматель был человеком, нарушавшим привыч­ный порядок вещей, изобретавшим новшества и доводившим дело до конца. Сегодня же “личность и сила води” имеют мень­шее значение в хозяйственной среде, где все делается по шаблону и где “работа бюро и комитетов имеет тенденцию заменять индивидуальные действия”, а экономический прогресс становится “обезличенным и доведенным до автоматизма”. Третьим фактором выступает коррозия всех устоявшихся убеждений. Рационализм и эмпиризм способствуют развитию критического отношения, которое начинает ставить под вопрос буквально все. Традиции вступают в полосу разрушения. Страсть к переменам и новизне превращается в неотъемлемую часть системы. Интеллектуалы — люди, “имеющие власть над устным и письменным словом”, — проявляют все большую враждебность к капитализму, и “только социалистическое иди фашистское правительство обладает достаточной силой, чтобы дисциплинировать их”. Таким образом, неизбежно растет социальная оппозиция капитализму.

На уровне социальной структуры, заявил Й.Шумпетер, капи­тализм держался на институциональном каркасе, покоящемся на двух столпах — институте собственности и свободе сделки. По­литическую поддержку этому каркасу оказывает “множество мелких и средних фирм, где объединены собственность и управ­ление”, которые “вместе с их работниками, подрядчиками и иж­дивенцами имеют решающее количественное влияние на выбо­ры”. Тем не менее он считал, что этот институциональный кар­кас стал хрупким. Свобода заключения контракта ограничена различными формами регулирования — от полномочий профсо­юзов до власти правительства. Институт собственности подры­вается двумя путями. С одной стороны, процесс монополизации и развитие крупных корпораций способствуют устранению сред­них фирм. (“Возражение против концентрации экономического контроля... упускает важный момент, [то есть] ее политические последствия”.) С другой стороны, замещение владельца менед­жером, получающим жалованье, уменьшает значение собственности, и административная группа начинает создавать систему правил, которые вступают в противоречие с интересами акцио­неров. Таким образом, по причинам, аналогичным установлен­ным К.Марксом, И.Шумпетер видит рушащиеся твердыни капи­тализма, и — через столетие! — может возникнуть “цивилиза­ция, которая сегодня медленно развивается глубоко в его не­драх”25.

Но что представляет собой эта цивилизация? К.Маркс считал ее социализмом. Но его великий антагонист, М.Вебер, придер­живался принципиально иной точки зрения. Для М.Вебера в ос­нове западного общества лежала рационализация, проникнове­ние в право, экономику, бухгалтерский учет, технологию, а так­же организация жизни в духе функциональной эффективности и нормирования, “экономного” отношения (максимизация прибы­ли, оптимизация, наименьшие издержки производства) не толь­ко к материальным ресурсам, но и к бытию в целом26. Из-за неиз­бежности рационализации администрирование берет верх, и пол­ная бюрократизация всех социальных институтов становится

25 Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. N.Y., 1942. P. 122-123, 127, J32-133, 137, 140, 150, 162.

И.Шумпетер осторожно уточняет в конце своей работы, что он описывает лишь историческую-тенденцию. В последнем параграфе главы “Может ди капи­тализм выжить?” он пишет: “В разных странах процессы находятся на разной стадии развития, но нигде они не зашли так далеко, чтобы позволить нам сколь­ко-нибудь уверенно предсказать, каким будет их дальнейшее развитие, иди утверждать, что “лежащая в их основе тенденция” настолько сильна, что не мо­жет испытать на себе контрденценций, за исключением некоторых временных отклонений... Средний класс по-прежнему представляет подитичесую силу. Бур­жуазные стандарты и буржуазные мотивации, хотя и происходит их постоян­ное ослабление, все еще живы. Сохранение традиций и семейное владение паке­тами акций до сих пор заставляют многих администраторов вести себя подобно собственникам прошлых времен. Буржуазная семья пока не прекратила существования; в действительности она так крепко держится за жизнь, что ни один ответственный политический деятель даже не отважился дотронуться до нес иным образом, кроме налогообложения. С точки зрения текущей ситуации, равно как и для целей краткосрочного прогнозирования (а в таких случаях даже столетие может быть названо “кратким сроком”), все эти поверхностные явления могут оказаться более важными, чем тенденция к новой цивилизации, постепенно прокладывающая себе дорогу в глубине нынешней [социальной струк­туры]”. (Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. P. 163.)







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 430. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности...


Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями...


Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РАБОТА В СИСТЕМЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ В языке различаются уровни — уровень слова (лексический), уровень словосочетания и предложения (синтаксический) и уровень Словосочетание в этом смысле может рассматриваться как переходное звено от лексического уровня к синтаксическому...

Плейотропное действие генов. Примеры. Плейотропное действие генов - это зависимость нескольких признаков от одного гена, то есть множественное действие одного гена...

Методика обучения письму и письменной речи на иностранном языке в средней школе. Различают письмо и письменную речь. Письмо – объект овладения графической и орфографической системами иностранного языка для фиксации языкового и речевого материала...

Тактические действия нарядов полиции по предупреждению и пресечению групповых нарушений общественного порядка и массовых беспорядков В целях предупреждения разрастания групповых нарушений общественного порядка (далееГНОП) в массовые беспорядки подразделения (наряды) полиции осуществляют следующие мероприятия...

Механизм действия гормонов а) Цитозольный механизм действия гормонов. По цитозольному механизму действуют гормоны 1 группы...

Алгоритм выполнения манипуляции Приемы наружного акушерского исследования. Приемы Леопольда – Левицкого. Цель...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия