Конкретные приемы обсуждаются в разделе о технологическом прогнозировании в главе 3. 4 страница
ставдяет собой подлинно правящего класса; возрастание роли менеджеров означало утрату преемственности власти специфической группы. Преемственность власти базировалось на [наследовании] институционального статуса. Сегодня же управление находится в руках технической интеллектуальной элиты, включающей корпоративных менеджеров и политический директорат, которые ныне занимают верхние строчки институциональной иерархии. Индивидуумы и семьи уходят, институциональная власть остается40. Вторым шагом была серия моих изысканий для журнала “Форчун” в начале 50-х годов об изменяющемся составе рабочей силы; при этом особо подчеркивалось уменьшение численности непосредственно занятых в производственных операциях работников по отношению к управленческому и вспомогательному персоналу предприятия, а также доле технических и профессиональных служащих в обществе в целом. В этой сфере было очевидным влияние книги К.Кдарка “Условия экономического прогресса”, однако еще более меня впечатлила несправедливо забытая статья П.Хатта и Н.Фута, опубликованная в журнале “American Economic Review” в мае 1953 года, которая не только совершенствовала категорию “третичного сектора”, как она была дана К.Кдарком (в частности, выделялись “четвертичный” и “пятеричный” сектора), но и связывала изменения в структуре занятости с характеристиками социальной мобильности. Исследуя изменения в секторах и виды занятости, П.Хатт и Н.Фут выделили как наиболее важную тенденцию к профессионализации труда и подчеркнули решающее значение “пятеричного”, иди интеллектуального, сектора. Третьим фактором, воздействовавшим на меня, стала трактовка И.Шумпетером технологии как открытого континуума (впоследствии развитая в различных исследованиях А.Коула, Ф.Реддиха и Х.Айткена в Гарвардском центре исследований предпринимательства в 50-х годах)41. Идеи Й.Шумпетера, переосмысленные в начале 60-х, приковали мое внимание к проблеме техно- 40 Очерк воспроизведен во второй главе книги “Конец идеологии”. Доводы подробно изложены в следующей главе — “Существует ли в Америке правящий класс?”. 41 См.: Schumpeter J. Capitalism, Socialism and Democracy. N.Y., 1942. P. 118.
логического прогнозирования. Капиталистическое общество способно упорядочивать рост, когда оно находит способы институционализировать механизм накоплений и кредитования, обращая их в инвестиции. Одной из проблем постиндустриального общества может стать потребность сгладить неопределенность будущего некоторыми средствами “картографирования” открытого океана [технологий]. Различные оценки технологического про^' гнозирования в 60-е годы (суммированные Э.Янтшем в его работе “Перспективы технологического прогнозирования”*), доказывали возможность этого. Наконец, в перечне оказавших на меня влияние работ я бы выделил эссе физика и историка науки Дж.Холтона, открывшего мне значение теоретического знания в его меняющемся отношении к технологии, а также кодификации теории как основы нововведений не только в науке, что он непосредственно демонстрировал, но также в технологии и экономической политике. Работа Дж.Холтона — мастерская демонстрация развития науки как набора кодификаций и отраслей знания42. Вначале я изложил многие из этих идей, употребляя термин “постиндустриальное общество”, в серии лекций на Задьцбургском семинаре в Австрии детом 1959 года. Упор тогда я делал на подвижки в секторах и на переходе от товаропроизводящего общества к сервисной экономике. Весной 1962 года я написал обширный доклад для форума в Бостоне, озаглавленный “Постиндустриальное общество: гипотетический взгляд на Соединенные Штаты в 1985 году и далее”. В нем акцент сместился на решающую роль “интеллектуальной технологии” и науки как в современных социальных переменах, так и в формировании базовых черт постиндустриального общества. Хотя доклад не был опубликован, он широко распространялся в академических и правительственных кругах43. Его вариант был представлен зимой 41. См.: Jantsch E. Technological Forecasting in Perspective. Paris, OECD, 1967. 42 См.: Holton G. Scientific Research and Scholarship: Notes Toward the Design of Proper Scales // Daedalus. Spring 1962. 43 Я не хотел публиковать доклад в то время, поскольку чувствовал, что идея еще не сформулирована в законченной форме. Разделы доклада, распространявшиеся на форуме, были напечатаны без моего разрешения популярным журналом “Current” и деловым изданием “Dun's Review”, откуда непонятным образом перекочевал в отрывках в монографию о формирующих постиндустриальное общество научных и технологических революциях, изданную Чехословацкой академией наук. Степень распространенности доклада в правительственных кругах, особенно в Департаменте науки и технологии, была отмечена в статье в журнале “Science” от 12 июня 1964 года, стр. 1321.
1962/63 года на семинаре по проблемам технологии и социальных изменений в Колумбийском университете и опубликован в сокращенном виде год спустя в сборнике, изданном под редакцией Э.Гинзберга. Центральное место университетов и интеллектуальных организаций как институтов постиндустриального общества было темой, развитой мною в 1966 году в книге “Реформирование общего образования” (по этой причине я опускаю раздел об университетах в настоящей работе). Акцент на концептуальные схемы возник в связи с моей работой в качестве председателя Комиссии по 2000 году в ходе определения рамок анализа будущего американского общества. В некоторых написанных мною тогда памятных записках рассматривались концепции национального общества, коммунального общества и постиндустриального общества как средства осмысления изменений, вызванных в США революциями в транспорте и коммуникациях, требованиями различных групп по расширению своих прав, ростом значения принимавшихся вне рыночной системы приоритетов государственных решений, а также формировавшимся центральным значением теоретического знания и исследовательских учреждений. Идея об осевых структурах возникла на основе моих попыток в более теоретизированной форме разобраться в проблемах происходящих в обществе перемен и является основой того обобщения теорий социальных изменений, которое предпринимается мною ныне для Фонда Рассела Сэйджа44. 44 О более ранних вариантах см.: Ginzberg E. (Ed.) Technology and Social Change. N.Y., 1964. Ch. 3; Bell D. The Reforming of General Education. N.Y.,1966; Bell D. (Ed.) Toward the Year 2000. Boston, 1968. Тезисы о различных аспектах природы постиндустриального общества (вошедшие в пятую и шестую главы настоящей работы) были представлены в Сиракузах и во время празднования 75-й годовщины Калифорнийского технологического института. Эти материалы были помещены в издании: Hutchings E., Hutchings E. (Eds.) Scientific Progress and Human Values. Proceedings of the 75th Anniversary of the California Institute of Technology. N.Y., 1967, и сборнике: Gross B.M. (Ed.) A Great Society. N.Y., 1968. Статья: Bell D. The Notes on Post-Industrial Society // Public Interest. 1967. No 6 & 7 — является сокращенным вариантом докладов, сделанных в Калифорнийском технологическом институте и в Сиракузах.
Мне задавали вопрос, почему я назвал эту гипотетическую концепцию “постиндустриальным обществом”, а не обществом знания, иди информационным обществом, или обществом профессионалов, хотя каждый из этих терминов описывает значимые черты нарождающегося состояния. В то время я, безусловно, находился под влиянием Р.Дарендорфа, в своей работе “Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе” писавшего о “посткапиталистическом” обществе, и У.Ростоу, предложившего в “Ступенях экономического роста” понятие “постзрелой” экономики45. Смысл идеи был (и остается) в том, что мы являемся свидетелями масштабного исторического изменения западных обществ, в ходе которого старые общественные отношения (основанные на собственности), властные структуры (сконцентрированные на узких элитах) и буржуазная культура (базирующаяся на принципах экономии и отложенного удовлетворения) подвергаются быстрой эрозии. Ис-
45 Вопрос об интеллектуальном приоритете всегда связан с интригующими поворотами. В заметках и таблицах, распространенных среди участников семинара в Зальцбурге в 1959 году, я писал: “Придуманный мною термин 'постиндустриальное общество' обозначает общество, которое перешло от стадии товаро-производства к стадии сервиса”. Я использовал термин “постиндустриальный” в противоположность “посткапитадистическому”, введенному Р.Дарендорфом, поскольку я занимался анализом изменений в секторах экономики, а он изучал роль отношений власти и подчинения на производстве. Впоследствии я обнаружил, что Д.Рисман употреблял выражение “постиндустриальное общество” в эссе: Riesman D. Leisure and Work in Post-Industrial Society // Larrabee E., Meyersohn R. (Eds.) Mass Leisure. Glencoe (111.), 1958. Д.Рисман применял понятие “постиндустриальный” для обозначения досуга в противоположность труду, но ни в каких последующих работах не развивал данную тему или это понятие. Вполне возможно, что в то время я читал его эссе и проникся терминологией, хотя и использовал ее в совсем ином контексте. По иронии судьбы, я совсем недавно обнаружил, что аналогичная фраза содержится в названии книги А.Пенти: Penty A. Old Worlds for New: A Study in the Post-Industrial State. L.,1917. Пенти, хорошо известный в свое время представитель Социалистической гильдии и последователь У.Морриса и Дж.Раскина, критиковал “государство досуга” как коллективистское и ассоциируемое с “государством рабов” и призывал к возврату к децентрализованному, состоящему из небольших ремесленнических мастерских обществу облагораживающего труда, которое и называлось им “постиндустриальным государством”!
точники переворота имеют научную и технологическую природу, но являются также культурными, поскольку, как я полагаю, культура обрела в западном обществе автономный характер. Какими будут эти новые общественные формы, не совсем ясно. Маловероятно, что они обретут единство экономической системы и структурную цельность, присущие капиталистической цивилизации с середины XVIII до середины XX века. Употребление префикса “пост-” указывает, таким образом, на то, что мы живем в переходный период. Я использовал идею постиндустриального общества в течение почти десяти дет, и в последние годы она вошла в широкий оборот, хотя и с оттенками значений, нередко отличающимися от моих собственных. Поэтому представляется уместным отметить некоторые их этих различий. Г.Кан и Э.Винер в книге “Год 2000”46 употребляют понятие “постиндустриальное общество” как центральный мотив, но придают ему почти исключительно экономическое значение (в их сравнительной таблице оно соответствует обществу, сменяющему общество массового потребления). Они рисуют столь изобильный социум (душевой доход в нем удваивается каждые 18 лет), что труд и производительность теряют свою значимость, а ускорение перемен приводит к “аккультурационной” травме или шоку. Г.Кан и Э.Винер допускают “постэкономическое общество”, в котором отсутствует редкость благ и единственной проблемой является то, как совладать с их изобилием. Однако “постэкономическая” концепция не содержит логического смысла, ибо предполагает ситуацию, в которой или отсутствуют издержки [по созданию] чего бы то ни было (а экономика между тем есть управление издержками), или ресурсы являются безграничными. Некоторое время тому назад шли разговоры о “тройной революции”, в результате чего “кибернизация” принесет “полный рог изобилия товаров”. Теперь мы слышим разглагольствования об опустошенной планете и необходимости “нулевого экономического роста”, если мы не хотим катастрофического 46 Основная дискуссия приведена в главе 4 — “Постиндустриальное общество в стандартном мире”, особенно на стр. 186—189; см.: Kahn H., Wiener A.J. The Year 2000. N.Y., 1967. Работа первоначально появилась в качестве томов II и На Рабочих материалов Комиссии по 2000 году.
загрязнения или безнадежного истощения всех мировых ресурсов. Оба этих апокалиптических подхода, я думаю, неверны. Збигнев Бжезинский считает, что нашел точное определение будущего через неологизм “технетронное общество”*, которым он называет “общество, формирующееся в своих культурных, психологических, социальных и экономических аспектах под воздействием технологии и электроники, особенно в области компьютерной техники и коммуникаций”47. Этой формулировке присущи два недостатка. Во-первых, неологизм Зб.Бжезинского перемещает фокус изменений с теоретического знания на практическое применение технологии, хотя в своем изложении он ссылается на многие разновидности знания, абстрактного и прикладного — от молекулярной биологии до экономики, которые имеют важнейшее значение в новом обществе. Во-вторых, идея “формирования” природы, или доминирующая роль “технетронных” факторов, предполагает технологический детерминизм, который опровергается подчинением экономики политической системе. Я не считаю, что социальная структура “детерминирует” другие аспекты общества; скорее можно говорить, что изменения в социальной структуре (достаточно предсказуемые) выдвигают проблемы управления и ставят вопросы перед политической системой (чья реакция куда менее ясна). И, как я уже отмечал, я уверен, что нынешняя автономия культуры привносит изменения в стиль жизни и в ценности, которые не проистекают из перемен в самой социальной структуре. Другая группа авторов, таких, как К.Кенистон и П.Гудмен, использовала термин “постиндустриальное общество”, чтобы обозначить серьезную подвижку ценностей значительной массы молодежи, которая, как пишет К.Кенистон, стремится к “поиску мира, расположенного по ту сторону материализма, к отказу от карьеризма и стяжательства”. П.Гудмен полагает, * Следует отметить, что Зб.Бжезинский использует понятие “технетронное общество”, происходящее от греческого “techne”. В советских переводах и работах российских обществоведов данное понятие странным образом превратилось в “технотронное общество”, которое использовалось весьма широко, но не в полной мере отражает позицию автора. — Примечание редактора. 47 Brzezinski Zb. Between Two Ages: America's Role in the Tehnetronic Era. N.Y., 1970. P. 9.
что наблюдается поворот в сторону “экономики личного самообеспечения”, независимой от эксцессов машинной цивилизации48. Остается лишь убедиться, существуют ди реальные основания для подобных импульсов49. Я полагаю, что в настоящее время налицо радикальное разобщение между общественной структурой и культурой, но истоки этого глубоко лежат в антибуржуазном характере модернистского движения и проявляют себя в гораздо более дифференцированном виде, чем лишь в импульсивности молодежного движения50. И, наконец, тема постиндустриального общества появилась также в работах ряда европейских неомарксистов, таких, как Р.Рихта, С.Малле, А.Горц, А.Турен и Р.Гароди, подчеркивавших решающую роль науки и технологии в преобразовании индустриальной структуры и тем самым ставивших под вопрос “предначертанную” рабочему классу роль носителя исторических изменений в обществе. Их труды породили множество теорий, так или иначе акцентирующих внимание на соединении науки и технического персонала с “передовым” рабочим классом, а также идею о “новом рабочем классе”, состоящем главным образом из технически подготовленного персонала51. Хотя все эти исследователи почувствовали настоятельность структурных перемен в обществе, они оказались теологически нудными в своих дебатах 4в См.: Keniston К. Youth and Dissent. N.Y., 1971; особенно главу “Вам надо вырасти в Скарсдейде”. Для ознакомления с идеями П.Гудмена см. предисловие к книге: Nearing H., Nearing S. Living the Good Life. N.Y., 1971. П.Гудмен близок во взглядах А.Пенти и его идее общества ремесленной гильдии. Недавно ряд молодых ученых утверждал, что “значительные группы населения западных обществ вышли за пределы стадии [обеспечения средств к существованию]”; эти исследователи употребляют концепцию постиндустриального общества для обозначения ситуации, когда группы людей не зависят прямо от ценностей экономического благосостояния”; см., например: Inglehart R. The Silent Revolution in Europe: Intergenerational Change in Post-Industrial Societies // American Political Science Review.1971. December. P. 991-1017. 49 О растущем консерватизме каждого нового радикального поколения см.: Lipset S.M., Ladd E.G., Jr. College Generations — from the 1930s to the 1960s // Public Interest. No. 25 (Fall 1971). 50 Эта тема присутствует в концепции Л.Тридлинга о “протестной культуре”; см.: Trilling L. Beyond Culture. N.Y., 1965. 51 Теория Р.Рихты и его группы из Чехословацкой академии наук рассматривается в главе 1, а концепция А.Горца и С.Мадде — в главе 2.
о “старом” и “новом” рабочем классе, поскольку они ставили целью не столько вскрыть подлинные социальные сдвиги, сколько “спасти” марксистскую концепцию общественных изменений и ленинские представления об их движущих силах. Однако идеологический кризис вполне реален. Если налицо эрозия рабочего класса в постиндустриальном обществе, то как сохранить марксово видение общественных перемен? И если рабочий класс не наследует мир (а, напротив, сужается), то как оправдать диктатуру пролетариата и роль коммунистической партии как авангарда рабочего класса? Невозможно спасти теорию, настаивая на том, что почти каждый гражданин является теперь представителем “нового рабочего класса”52. ПЛАН КНИГИ Шесть глав этой книги взаимосвязаны, как я подчеркивал, через анализ различных тем, которые связаны подобно вращающимся шестеренкам и потому не предполагают линейного изложения аргументов. В первой главе рассматриваются теории общественного развития в зрелом индустриальном обществе. Анализ с необходимостью начинается с работ К.Маркса, но в двух весьма необычных ракурсах. Общепринятый взгляд на будущее капитализма почерпнут из первого тома “Капитала”, в котором К.Маркс предсказал централизацию производства, поляризацию общества на два класса и неизбежный экономический кризис капиталистической системы. Но гораздо меньше известно о весьма отличающейся схеме общественного развития, которую он изложил в виде отдельных элементов в третьем томе; там он предвидел отделение собственности от контроля в управлении предприятиями, воз- 52 Было бы чрезмерным упрощенчеством настаивать на том, что, поскольку остается все меньше независимых предпринимателей и индивидуально занятых профессионалов, все лица, получающие зарплату, сплошь принадлежат к рабочему классу. Поскольку большинство работников получают теперь оклады и их труд не оплачивается повременно иди поштучно, то как можно призывать к “диктатуре класса оплачиваемых работников”? И по отношению к кому может осуществляться подобная диктатура?
яикновение административного класса “белых воротничков”, число которых может стать непропорционально большим по сравнению с рабочим классом, а также новые источники капитала через централизацию банковской системы. Развитие капитализма в реальности пошло по второй схеме К.Маркса, а не по первой. Различие же между моделями заключено в том, что в первом томе он обосновывал “чистую” теорию капитализма, упрощенную модель, не учитывавшую многих черт реальности; в третьем же анализировались фактические эмпирические тенденции. Вторая причина, делающая К.Маркса и ныне актуальным, состоит в его взгляде на экономическую субструктуру общества — способ производства, в котором он выделял две части: производственные отношения (собственность) и производительные силы, иди технику производства (машины). С развитием капитализма, считал он, общественные отношения выйдут на первое место и приведут к бескомпромиссной классовой борьбе. Однако в реальности такая поляризация не произошла, а наиболее важным стал упор на технику и индустриализацию. Теория индустриального общества, наиболее успешно развитая Р.Ароном, возникает из этого второго аспекта марксовой теории способа производства. Теории общественного развития на Западе — концепции В.Зомбарта, М.Вебера, Э.Ледерера, И.Шумпетера, Р.Арона — являются, как я пытаюсь показать, “диалогами” с различными схемами К.Маркса. Существенное расхождение наблюдается в теории бюрократии, мастером которой был М.Вебер. Для него социализм и капитализм — не противоположные системы, а два императива функциональной рациональности, два варианта одного и того же социального типа, бюрократии. Промышленное развитие Советского Союза соответствовало марксовому мерилу “техники”, но шло по линии бюрократического развития, предсказанного М.Вебером. Конфронтация с бюрократией и с новым, порождаемым ею классом была проблемой для Л.Троцкого, столкнувшегося с плодами русской революции. Сегодня обе системы — западный капитализм и советский социализм — оказались перед лицом научных и технологических изменений, революционизирующих общественную структуру. Коммунистические теоретики делали вид, что не замечают последствий этих перемен, за исключением замечательного исследования Р.Рихты из Чехословацкой академии наук, появившего ся во время Пражской оттепели. Вопреки большинству коммунистических теоретиков, Р.Рихта признавал возможность конфликта “интересов”, если не “классов”, в отношениях между новой научно-профессиональной прослойкой и рабочим классом в социалистическом обществе. Принимая модель индустриального общества в качестве общего типа социального развития западных обществ, автор в первой главе описывает основные различия между доиндустриаль-ным, индустриальным и постиндустриальным обществами в качестве основы для сравнительного анализа социальных структур. В заключительном ее разделе излагается общий взгляд на концепцию постиндустриального общества, который развивается в последующих главах. Во второй главе на примере Соединенных Штатов исследуются два из пяти главных компонентов постиндустриального общества: переход от производства товаров к оказанию услуг и изменения в сфере занятости, благодаря которым профессиональный и технический класс становится доминирующей группой в постиндустриальном обществе. В этом контексте изучается ряд тем, касающихся будущего рабочего класса: теория “нового рабочего класса”, историческая мощь тред-юнионизма как силы “синих воротничков” и его растущие трудности в достижении новых целей, таких, как контроль за трудом в сложных условиях сервисной экономики и иностранной конкуренции. В третьей главе рассматриваются измерения знания и технологии. Первоначальная проблема, проистекающая из их меняющейся природы, связана со скоростью перемен. Существуют многочисленные заблуждения насчет этой идеи, поскольку немногие люди способны точно определить, что именно изменяется. С точки зрения технологии более существенная перемена была, вероятно, привнесена в жизнь людей в XIX веке железной дорогой, пароходом, электричеством и телефоном и в начале ХХ-го радио, автомобилем, кино, авиацией, скоростными лифтами, а также телевидением и компьютером — главными технологическими новшествами, внедренными за последние 25 лет. Реальный эффект “скорости перемен” наступил не в результате действия различных технологических нововведений, а вследствие сузившихся рамок социума, что объединило изолированные районы и классы в общество и активизировало контакты и общение между людьми через революцию в коммуникациях и транспорте. Но наряду с большей взаимозависимостью наступило изменение в масштабах — рост городов, увеличение организаций, расширение политической арены, что вдохнуло в людей чувство большей беспомощности в кругу крупных объединений и усилило контроль центра за деятельностью любой организации. Важнейшая социальная революция второй половины XX века связана с попытками справиться с “масштабностью” при помощи нового технологического инструментария, будь то поступающая в “реальном времени” компьютерная информация иди новые разновидности количественного прогнозирования. В этой связи в третьей главе предпринимается попытка определить “знание”: проанализировать природу его экспоненциального роста; найти реальные пути, на которых оно развивается через ответвления; дать понятие технологии, измерить ее рост и указать способы технологического прогнозирования. Вторая часть главы представляет собой попытку в деталях изобразить статистическими методами структуру класса носителей знаний — распределение рабочей силы между профессиями и тенденции в этой области — и исследовать привлечение ресурсов для технической деятельности, то есть распределение денег в области научно-исследовательских разработок. Частная корпорация в капиталистическом обществе (или предприятие в социалистической экономике) предназначена оставаться главным типом организаций вплоть до конца столетия. Если пользоваться в обоих случаях логикой фирмы — логикой функциональной рациональности, — следует не говорить о капитализме иди социализме, а поразмышлять о способах “экономизации” и “социодогизации”, которые присутствуют в обеих системах. Каждый из них “логически” отвечает определенной задаче. Способ “экономизации” ориентирован на функциональную эффективность и на управление вещами (и людьми, воспринимаемыми как вещи). Способ “социологизации” устанавливает более широкие критерии, но это с необходимостью предполагает потерю эффективности, сокращение производства и иные издержки, следующие за внедрением неэкономических ценностей. В контексте Соединенных Штатов в четвертой главе исследуется логика этих двух способов и доказывается, что поддержание баланса между ними есть важнейшая проблема постиндустриального общества. Постиндустриальное общество является такой социальной организацией, где принятие решений с необходимостью становится более осознанным. Главной проблемой выступает здесь определение социальных задач, которые четко отражали бы “ранжирование” предпочтений самими индивидами. Парадокс Кондорсе, в том виде, как он изложен К.Эрроу, гласит, что теоретически выбор между социальным развитием и благосостоянием сделать невозможно. Поэтому остается одно — нахождение компромисса в переговорах отдельных групп. Но чтобы договариваться, надобно знать возможные выгоды и иметь представление о социальных издержках. В настоящее время у общества нет механизмов, позволяющих вести учет социальных расходов и выверять социальные цеди. В пятой главе рассматривается адекватность наших концепций и нашего инструментария социального планирования. Итак, значение постиндустриального общества определяется тем,что: 1) оно укрепляет роль науки и знания как основной институциональной ценности общества; 2) делая процесс принятия решений более техническим, оно все непосредственнее вовлекает ученых иди экономистов в политический процесс; 3) углубляя существующие тенденции в направлении бюрократизации интеллектуального труда, оно вызывает к жизни набор ограничителей традиционных определений интеллектуальных интересов и ценностей; 4) создавая и умножая техническую интеллигенцию, оно поднимает серьезнейший вопрос отношения технического интеллектуала к гуманитарному собрату. Суммируя, можно сказать, что возникновение нового социума ставит под вопрос распределение богатства, власти и статуса, что имеет фундаментальное значение для любого общества. Теперь богатство, власть и статус не являются мерилами класса, а становятся ценностями, к которым стремятся и которые обретают классы. Классы создаются в обществе по основным осям стратификации, а ими в западном обществе являются собственность и знание. Наряду с ними существует политическая система, которая все больше управляет обоими и порождает временные элиты (в том смысле, что среди их членов не существует преемственности власти через занимаемую должность, подобно преемственности семьи или класса по признаку собственности и дифференциальным преимуществам, вытекающим из принадлежности к меритократии). В шестой главе рассматривается главным образом связь между принятием технократических и политических решений. Вопреки мечтаниям первых технократов, которые, подобно Сен-Симону, надеялись, что ученые будут править миром, становится ясно: политические решения являются в обществе центральными, и отношение знания к власти есть отношение подчиненности. Любая новая рождающаяся система возбуждает враждебность со стороны тех, кто чувствует в ней угрозу для себя самих. Главная проблема нарождающегося постиндустриального общества заключена в конфликте, который обусловлен принципом меритократии, служащим главным мерилом при определении социального статуса. Поэтому противостояние популизма и эдитизма, теперь уже очевидное, становится вопросом политики. Второй круг проблем проистекает из столкновения исторически сложившейся независимости научного сообщества и его традиционной автономии с его растущей зависимостью от правительства как в средствах, выделяемых на исследовательские работы, так и в постановке задач, которые оно призвано выполнять. Эти вопросы все чаще поднимаются в университетах, которые становятся ведущими учреждениями постиндустриального общества. И наконец, существуют серьезнейшие трения между культурой, чье осевое направление — антиинституциональность и антиномич-ность, и социальной структурой, которая управляется способами экономизации и технодогизации. Именно последние составляют в конечном счете наиболее фундаментальную проблему постиндустриального общества. Эти вопросы изложены в Эпилоге.
|