Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 5 страница
108 См.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976. P. 38. 109 См.: Kahn H. Forces for Change in the Final Third of the Twentieth Century. N.Y., Hudson Institute, 1970; Kahn H., Wiener A.J. The Year 2000. N.Y., 1967. P. 186. 110.См.: Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 222.
потребностей, и то, что прежде было их желанием, становится настоятельной необходимостью, ограниченность же ресурсов остается весьма существенным фактором”111. В случае, когда для обозначения одного из обществ в качестве доэкономического считается достаточной апелляция к его политическому характеру, а другому социуму “отказывается” в постэкономическом статусе на основе того, что оно неспособно преодолеть извечную, ограниченность благ, нельзя не констатировать недостаточную убедительность применяемых аргументов. Книга о культурных противоречиях капитализма породила среди социологов и философов даже более интенсивные дискуссии, нежели работа о постиндустриальном обществе. Причиной тому является, на наш взгляд, ее гораздо более всеобъемлющий и широкий характер, позволивший автору в той или иной мере затронуть фактически все основные социологические проблемы, встававшие перед исследователями в 70-е годы. В то же время эта работа завершила тот большой цикл исследований, который был начат “Концом идеологии” и продолжен “Грядущим постиндустриальным обществом”. В дальнейшем автор главным образом сосредоточился на детализации выдвинутых им аргументов, на исследовании более конкретных проблем социальной трансформации в направлении становления постиндустриального порядка и, что наиболее существенно, на анализе соответствия реально происходящих изменений ранее выдвинутым теоретическим гипотезам. Подобная работа, и это совершенно очевидно, может приводить к новым и новым интересным и важным результатам, но при этом никогда, по-видимому, не будет иметь логического завершения. ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ В РАБОТАХ 80-х и 90-х годов В 1979 году Д.Белл был назначен президентом Дж.Картером членом Комиссии по разработке национальной программы на 80-е годы. Его работа в этой комиссии, участие в многочисленных 111. Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1996. P. 254.
дискуссиях по проблемам постиндустриального общества, а в конечном счете — стремление более фундаментально обосновать ранее выдвинутые тезисы, наполнить их практическим смыслом по мере приближения нового столетия, — все это обусловило новое направление исследований Д.Белла, воплотившееся в углубленной разработке целого ряда вопросов, отражающих различные стороны становления постиндустриального общества, Будучи не в состоянии представить здесь большинство работ из того огромного их объема, который был создан Д.Беллом в течение последних двадцати дет, отметим лишь некоторые. На наш взгляд, наиболее интересные концептуальные положения относительно технологических, социальных и политических тенденций, наблюдаемых в современном обществе, содержатся в выпущенном в 1980 году сборнике эссе под названием “Извилистый путь: социологические эссе и искания. 1960—1980 гг.”, а также в статье “Человечество и Соединенные Штаты в 2013 году”, опубликованной в 1987 году в журнале “Daedalus”, издаваемом Американской академией гуманитарных и точных наук, и статье “Третья технологическая революция и ее возможные социально-экономические последствия”, вышедшей в 1989 году в журнале “Dissent” и на следующей год напечатанной в расширенном варианте в Токио под тем же названием (издание Shukan Diamond, 1990). Оценки же соответствия разворачивающихся сегодня реальных процессов ранее выдвинутым гипотезам и концепциям представлены прежде всего в Послесловии, написанном Д.Беллом в 1996 году к юбилейному изданию “Культурных противоречий капитализма”, в совместном Предисловии Д.Белла и С.Гробарда к переизданной издательством Массачусетсского технологического института работе “Навстречу 2000 году: подготовка уже началась” (1997), в Предисловии, любезно написанном Д.Беллом для настоящего издания (апрель 1998 года), и еще в неопубликованном тексте, который будет предпослан новому изданию “Грядущего постиндустриального общества”, выходящему в США в 1999 году. Среди новых проблем, приковывающих к себе внимание Д.Белла, по-прежнему доминируют перспективы технологического прогресса, развитие социальной структуры постиндустриального общества и отношения между постиндустриальной частью мира и его остальными регионами. На протяжении всего этого периода научные интересы Д.Бедла Приковывают все более конкретные вопросы технологического прогресса, при этом можно заметить даже некоторое снижение внимания к его социальным аспектам. Так, в “Извилистом пути” автор дает, пожалуй, наиболее четкую и оригинальную картину воздействия технологического прогресса на общество, контуры которой были намечены им еще в “Грядущем постиндустриальном обществе”. В центре этой картины оказываются проблемы возрастающей социализации общества по мере достижения им новых успехов в развитии технологий. Исходным пунктом для автора остается также противопоставление доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ как основных этапов социальной эволюции, однако в данном случае он акцентирует внимание на тенденциях, линейно пронизывающих все” эти этапы. Доиндустриадьные общества, отмечает Д.Белл, не были связаны единым хозяйственным механизмом. По его мнению, такие социумы были либо основаны на единстве пространства (space-bound), либо, что, однако, несколько условно, единстве времени (time-bound)112. В первом случае речь идет о гигантских империях, поддерживавшихся политическими инструментами и силой оружия, во втором — о государствах, устойчивость которых основывалась прежде всего на сходных культурных, религиозных и этнических факторах. Можно достаточно уверенно говорить, что второй тип представляет собой прообраз того социального организма, который традиционно принято называть национальным государством (the nation-state). Далее автор рассматривает технологический прогресс, который сначала — через революцию в путях сообщения — сделал для человечества возможным осуществлять производственную и иную деятельность не в локальном, а в планетарном масштабе, а затем — через революцию в средствах связи — обеспечил производство, передачу и усвоение информации в режиме реального времени в различных точках земного шара. Мы акцентируем внимание на данной линии анализа в первую очередь потому, что здесь заметен отказ от противопоставления доиндустриаль- 112 См.: Bell D. The Winding Passage: Sociological Essays and Journeys 1960 — 1980. New Brunswick, 1991. P. 62.
ного, индустриального и постиндустриального обществ как своего рода элементов диалектической триады и предпринято рассмотрение их в виде некоего континуума, не имеющего сколь-либо заметных внутри него пределов. Однако, и это хорошо видно на примере других работ Д.Белла, углубление в детали реальных процессов может приводить не только к снижению строгости теоретической схемы, но и к нарушению общего системного характера предпринимаемого исследования. Наиболее удачным примером тому служит идея “третьей технологической революции”, оформившаяся во второй половине 80-х годов. В отличие от “Грядущего постиндустриального общества” и более ранних “Заметок о постиндустриальном обществе”, в работе, посвященной “третьей технологической революции”, внимание Д.Белла сосредоточивается прежде всего на довольно-таки частных сдвигах в области науки и технологии. Рассматривая современный научно-технический прогресс, автор называет четыре важнейшие тенденции, определяющие, как он утверждает, его основные направления. Среди них — замена механических взаимодействий, на которых была основана техника индустриального общества, электронными технологиями; миниатюризация, проникающая во все сферы производства; переход к числовым методам хранения и обработки информации и, наконец, производство программного обеспечения, которое становится сегодня даже более важным, нежели создание самой применяющей его техники113. Но при таком подходе становится необходимым определить и иные технологические изменения, которые могут быть поставлены в один ряд с названными. Поэтому Д.Белл обращается к двум наиболее значимым технологическим трансформациям, каждая из которых, пусть и не столь углубленно, рассматривалась им в “Грядущем постиндустриальном обществе”. В первом случае объектом его внимания становится освоение паровой энергии, поскольку затем возможности производства уже не были ограничены масштабами мускульной силы живых существ и резко расширились пределы доступных человеку мощностей. Во втором случае рассматривается освоение химических технологий и элек- 113 См.: Bell D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences. Tokyo, 1990. P. 10-12.
тричества, так как их использование требует не столько новых экспериментов и нового опыта, сколько интенсивного развития теоретического знания и даже его доминирования над эпизодической экспериментальной наукой114. При построении подобной последовательности переход к информационным технологиям может рассматриваться как следующий шаг по пути формирования основ производственного потенциала постиндустриального общества. Концепция трех технологических революций в том виде, как она представлена в работе 1989—1990 годов, вступает в резкое противоречие с теорией постиндустриального общества как глобальной методологической схемой. Если обратиться к хронологической определенности этапов, ограниченных каждой из трех указанных революций, становится очевидным, что первая из них знаменует становление индустриального строя, третья в той иди иной степени может ассоциироваться с переходом к постиндустриализму, но вторая оказывается в таком ряду “лишней”; тем самым и идея “третьей технологической революции” утрачивает свой смысл в рамках постиндустриальной доктрины. Действительно, трудно представить, как концепция трех революций, предполагающая в развитии общества по меньшей мере четыре стадии, могла бы дополнять и развивать идею трех исторических эпох. Этот пример может служить лишь подтверждением тому важнейшему тезису, который не вполне принимается Д.Беллом и никогда им прямо не заявляется: членение человеческой истории на сколько-нибудь значимые периоды (эпохи) может быть продуктивным, если обращаться к революциям социального характера в качестве границ, а никак не технологического. Но, разумеется, когда речь идет о доиндустриадьной, индустриальной и постиндустриальной эпохах, метод исследования предполагает первичными изменения в технологическом базисе (иначе теряется определенность понятия “индустриальное общество”). Таким образом, переоценка значения относительно частных технологических проблем и попытка построить на исследовании таковых периодизацию, выявляющую подлинное значение современного 114 См.: Вей D. The Third Technological Revolution and Its Possible Socio-Economic Consequences. P. 8-10.
периода, представляется способной если не разрушить, то в значительной мере подорвать внутреннюю целостность постиндустриальной доктрины. Среди работ Д.Белла 80-х годов следует особо выделить те, в которых отдельные социальные тенденции изучались в контексте и с позиций теории постиндустриализма, но при этом автор не ставил перед собой задачу обогатить и развить методологические основания самой глобальной концепции. Весьма важное место в ряду таких работ занимает статья о перспективах США и мира в 2013 году — наиболее впечатляющее применение постиндустриальной парадигмы для выработки глобального социального прогноза. Рассматривая эту работу через двенадцать лет после ее выхода в свет, следует отметить, что прогноз, непосредственно касающийся постиндустриальных стран, прежде всего США, удался автору в большей степени, нежели оценка глобальной расстановки сил в мире. Анализируя перспективы американской экономики, Д.Белл отмечал ее возрастающее тяготение к высокоразвитым центрам информационного хозяйства, расположенным на атлантическом и тихоокеанском побережье, и предупреждал в связи с этим о возможном упадке центральной части страны, ориентированной на индустриальный тип производства; он предсказывал также раскол традиционного среднего класса и формирование относительно неустойчивой системы социальных страт с доминированием работников сервисного сектора; наконец, автор обращал внимание на снижающуюся эффективность мер федерального правительства на фоне роста этнической и социальной неоднородности общества115. В этой связи, Д.Белл предвидел те проблемы, которые неизбежно будут вызываться к жизни демографическими процессами и связанными с ними тенденциями в развитии социальных услуг (в их ряду старение населения развитых стран выглядит центральной). Наконец, что весьма нетипично для авторов середины 80-х, Д.Белл не считал достаточно опасными проблемы, связанные с недостатком ресурсов, поскольку в рамках постиндустриально- 115 См.: Bell D. The World and the United States in 2013 // Daedalus. 1987. Vol. 116. No 3. P. 20-29.
го типа развития подобные вопросы могут быть эффективно решены путем создания новых материалов, заменяющих ограниченные полезные ископаемые, и разработки технологий, позволяющих радикально снизить энергопотребление. В этой связи Д.Белл полагает, что работы, подобные алармистскому докладу Римскому клубу, написанному Д. и Д. Мидоузами, основываются на экстраполяции индустриальных тенденций и потому не обладают существенным прогностическим значением116. Следует признать, что эти оценки, обещающие Соединенным Штатам место мирового лидера в начале XXI века, основаны на последовательном и глубоком анализе реальных экономических тенденций. Прогнозируя ситуацию в других регионах мира, Д.Белл отметил две тенденции: во-первых, возрастающее давление на национальные государства (исходящее как со стороны растущей глобализации хозяйства, так и усиливающегося регионализма) и, во-вторых, обострение демографических проблем в “третьем мире”, обусловленных неконтролируемым ростом населения и увеличением количества больших городов при остающемся относительно низким уровне жизни. Его прогноз содержит относительно оптимистичный взгляд на развитие постиндустриальных тенденций в планетарном масштабе; соглашаясь с тезисом о возможности быстрого хозяйственного роста в азиатских странах, он в той или иной мере считал возможным их вхождение в постиндустриальный мир, а также образование атлантико-тихоокеанского “пояса” развитых стран. Тенденции к глобализации рассматривались им в этой работе как определяющие мировое развитие; между тем именно данный тезис оспорен самим реальным ходом событий, в частности, азиатским кризисом 1997 года, все последствия которого, быть может, еще не осознаны. Другая часть работ Д.Белла в большей мере посвящена оценке с точки зрения прошедших лет сделанного ранее. Среди них особенно интересно Предисловие Д.Белла и С.Гробарда к новому изданию вышедшей под их редакцией в 1967 году работы “Навстречу 2000 году: подготовка уже началась”. Отмечая, что 116 См.: Bell D. The World and the United States in 2013. P. 17.
“перечитывая эту книгу сегодня, спустя тридцать дет после ее выхода в свет, приятно отметить,.. что многое из того, что обсуждалось на ее страницах, сохранило свою значимость и даже приобрело еще большую актуальность”117, авторы акцентируют внимание прежде всего на тех теоретических положениях, которые спустя столько дет воспринимаются как более иди менее очевидное. Социальный прогресс стад гораздо более разнообразным, а его формы — намного более отличающимися друг от друга, нежели прежде. Это в полной мере подтверждает тезис, который был обоснован Д.Беллом в главных его работах, в соответствии с которым общество не представляет собой единой системы, а состоит из трех весьма разнородных сфер: экономической, политической и культурной. Первая имеет системный характер, вторая представляет собой скорее искусственно созданный порядок, иди строй (order), третья же является полем господства стилей и направлений. Ввиду относительной автономности развития каждой из этих сфер и меняющегося механизма их взаимодействия, отмечают авторы, нельзя говорить о будущем как таковом, рассуждая лишь о перспективах человечества в той иди иной области (“не существует просто "будущего", понимаемого как единое созвездие, к которому мы приближаемся сквозь время... необходимо уточнить, будущее какого объекта имеется в виду: будущее экономики, будущее ресурсов, будущее американской политической системы и т.д.”)118. Авторы Предисловия рассматривают также две проблемы, которые не могут сегодня быть оставлены без внимания и которые в той или иной мере отражают определенный кризис технодогизированного мировосприятия. С одной стороны, сравнивая понятия постиндустриального и информационного общества, они отмечают, что первое гораздо более содержательно, нежели второе, причем не только потому, что не акцентирует излишнего внимания на одной из характеристик совре- 117 Be;; D., Crobard St.R. Preface to the MIT Press Edition // Bell D., Grobard St.R. (Eds.) Toward the Year 2000: Work in Progress. Cambridge (Ma.) - L., 1997, P. XVI. 118 См.: Be;; D., Grobard St.R. Preface to the MIT Press Edition // Bell D., Grobard St.R. (Eds.) Toward the Year 2000: Work in Progress. P. XI-XII; цитата со страницы XI.
менного социального порядка, но и потому, что резкий рост информационных потоков пока не привел к соответствующему росту знаний, что вызывает у авторов серьезную тревогу. Констатируя, что “ввиду усложнения многих проблем... адекватность наших знаний становится проблематичной”, Д.Белл и С.Гробард пишут, что в новых условиях институциональная стабильность общества как никогда ранее зависит не столько от политических факторов, сколько от качеств самих граждан и их мировоззрения, от “ценностей, превалирующих в обществе, и способов, какими эти ценности воплощаются в общественных институтах, от степени доверия, испытываемого гражданами к этим институтам”119. Разумеется, все это не изменяет радикальным образом того подхода, который был выработан Д.Беллом в последние десятилетия, однако налицо и новые, весьма показательные акценты. Последовательность Д.Белла и его приверженность фундаментальным элементам созданной им концепции еще ярче прослеживаются при анализе Предисловия к настоящему изданию, написанного весной 1998 года. Здесь можно наблюдать жесткое отстаивание фактически всех основных тезисов постиндустриальной концепции, выдвинутых автором в разные годы. Весьма показательно, что, подчеркивая значение предпринятого им деления исторического процесса на три большие стадии, Д.Белл повторяет все основные положения о характере и значении третьей технологической революции, концепция которой, как мы отмечали выше, несколько противоречит основам его теории120. “При оценке технологических прорывов и их последствий можно по праву говорить о трех революционных изменениях, происшедших на Западе за последние два с лишним столетия”, — пишет он, хотя и отмечает, что “любое деление исторических процессов на периоды и этапы достаточно произвольно”121. Особого внимания в тексте данного Предисловия заслуживают рассуждения автора о влиянии на его идеи (как позитивном, 119.Bell.D., Grobard St.R. Preface to the MIT Press Edition // Bell D., Grobard St.R. (Eds.) Toward the Year 2000: Work in Progress. P. XV, XVI. 120 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. CII—CIII. 121 Там же. С. СШ.
так и негативном) марксистской теории, что дает возможность более полного “погружения” в процесс формирования основ постиндустриальной методологии. В замечаниях Д.Бедла прослеживаются дополнительные аргументы в пользу его подхода, которые не встречались в предшествующих текстах. Так, анализируя теорию постиндустриального общества как методологический инструмент социологического исследования, он пишет: “Марксистская концепция была основана на представлении, что базисом общества является способ производства, который в конечном счете определяет характер других социальных измерений — политического, правового, культурного. В этой связи возникает гносеологический вопрос, а именно: является ли способ производства элементом общества иди концептуальной призмой, через которую оно рассматривается?.. Суть [этого] методологического различия состоит в том, что утверждения о материальной природе способа производства могут быть правильными или ложными, а рассмотрение через концептуальную призму — полезным иди бесполезным”, и продолжает: “Я считаю, что марксистское толкование способа производства является концептуальной призмой, равно как и предложенная М.Вебером система способов господства (патриархального, патримониального, рационально-правового), которые исторически сосуществуют, как сдои текста на древней рукописи; поэтому речь идет о полезности, а не об истинности”122. В контексте полемики со сторонниками марксизма Д.Бедд отмечает также, что “анализ изменений, которые с течением времени претерпевает способ производства, показывает, что между этими двумя категориями [общественными отношениями и технологией] нет ярко выраженной иди последовательной связи”123 И здесь же он акцентирует внимание российского читателя на том, что не относится к технологическим детерминистам, добавляя: “(в том смысле, в каком К.Маркс был экономическим детерминистом) ”124. Таким образом, из анализа работ Д.Белла, вышедших в свет после публикации “Культурных противоречий капитализма”, вид- 122 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. XCVII. 123 Там же. С. ХС VIII. 124.Там же.С.ХСЛХ.
но, что его концепция постиндустриального общества является столь комплексной и самодостаточной, что и спустя тридцать дет, отмеченных не только развитием личности самого автора, но и радикальными социальными сдвигами в современном мире, ни один из ее фундаментальных элементов не нуждается в серьезном переосмыслении. Мы полагаем, что мало кто ещё из социологов способен сказать нечто подобное об основах созданной им теории. РЕАКЦИЯ НА ПОСТИНДУСТРИАЛЬНУЮ ТЕОРИЮ Выход в свет фундаментальных работ Д.Белла, и в первую очередь “Грядущего постиндустриального общества”, не только сделал его одним из наиболее известных социологов, но и вполне естественным образом поместил предложенную концепцию в центр научных и идеологических споров. В научном мире постиндустриальная концепция была встречена неоднозначно, однако нельзя не отметить, что сама ее критика свидетельствует о редкой внутренней стройности предложенной доктрины. По сути дела, в течение двадцати пяти лет, прошедших со дня публикации основных трудов Д.Белла, в серьезной социологической литературе не появилось работ, авторы которых смогли бы основать свою критику на анализе содержащихся в этих трудах внутренних противоречий. Отмеченные нами выше идеи трех технологических революций, не вполне согласующиеся с общей канвой концепции, — это, пожалуй, наиболее серьезный момент, к которому могут быть обращены претензии подобного рода. Среди оппонентов Д.Белла можно выделить три группы. Первая — наиболее лояльная. Речь идет об исследователях, выступающих против обозначения формирующегося общества как постиндустриального прежде всего из-за несовершенства терминологии. Они считают возможным характеризовать современное общество неким центральным признаком, определяющим социальную структуру. Исторически данное направление возникло как концепция “информационного общества”, однако это понятие, хотя и распространилось достаточно широко, также подверглось критике, причем в первую очередь со стороны тех, кто подчеркивал различие между информацией и знаниями как факторами производства и условиями социального прогресса125 В 80-е годы была предложена концепция технотронного общества, которая не подучила широкого распространения как по причине разительного внутреннего сходства с постиндустриальной теорией, так и ввиду чрезмерных акцентов на технологические факторы прогресса. Попытки развивать это направление приведи лишь к тому, что определения становились все более расплывчатыми и не характеризовали формирующийся социальный порядок сколь-либо однозначно. Трактовка будущего общества как “организованного (organized)”126, “конвенционального (conventional)”127 или “программируемого (programmee)”128 не обеспечивает выделения того комплекса основных принципов и отношений, который может быть признан центральным для становления и развития социальной структуры. О перспективности такого подхода говорит и то, что предлагаемые в его рамках определения все чаще принимают предельно общий характер; так, начинают говорить об “активном (active)”129 и даже “хорошем (good)”130 обществе. В этом контексте вполне показательно признание О.Тоффлера, охарактеризовавшего современную эпоху в качестве “третьей волны” в развитии цивилизации, что все ранее предложенные определения будущего общества нельзя считать удачными131. Таким образом, представители этой группы оппонентов Д.Белла пытаются найти иное терминологическое обозначение будущего общества, но остаются весьма близки постиндустриалистам в главных концептуальных положениях. В силу этого взаимные критические замечания отличаются высокой степенью корректности. 125.Подробнее см.: Stehr N. Knowledge Societies. Thousand Oaks - L., 1994. P. 5-18. 126 См.: Crook S., et al. Postmodemisation. Change in Advanced Society. Newbury Park - L., 1993. P. 15-16. 127 См.: Pakulski ]., Waters M. The Death of Class. Thousand Oaks - L., 1996. P.154. 128 См.: Tourain A. Critique de la modernite. P., 1992. P. 312-322. 129 См.: Elzioni A. The Active Society. N.Y., 1968. 130 См.: Bettab R., et al. Good Society. N.Y., 1985; Calbraith J.K. The Good Society: The Human Agenda. Boston - N.Y., 1996; Etzioni Л. The New Golden Rule. N.Y., 1997. P. 25-28. 131 См.: Toffler A. The Third Wave. N.Y., 1980. P. 9.
Вторая группа представлена направлением, в 80-е годы противостоявшим постиндустриальной теории в рамках западной социологии. Сторонники концепции постмодернити (а именно о них идет речь) претендовали даже на более широкие и глобальные теоретические обобщения, нежели постиндустриалисты. Постмодернизм возник как направление, ориентированное на исследование социальной жизни с позиций культурологии, и получил широкое распространение, когда сфера культуры, из которой он объективно вышел, заявила о своих претензиях не только на особое, но и на доминирующее положение среди остальных социальных сфер. Несмотря на обусловленность культурологическими построениями, постмодернизм нельзя считать только ими порожденным. Само понятие “постмодернизм” появилось фактически одновременно в культурологических и социологических работах. В 1934 году, когда Федерико де Ониз впервые использовал термин “post-modemismo”132, историки и социологи были вполне готовы к тому, чтобы воспринять всю современную эпоху как post-modern период. Всего через пять лет А.Тойнби обозначил таким образом этап, открытый окончанием первой мировой войны, а в 1946 году отодвинул его границы далее в XIX век, назвав переломным моментом середину 70-х годов прошлого столетия133. В послевоенные годы изучение постмодернистских традиций в литературе и искусстве также шло параллельно с расширявшимся использованием этого понятия философами и социологами; наиболее известные культурологические статьи Л.Фиддера и Л.Мейера134, работы И.Хассана и К.Дженкса135, посвященные развитию постмодернистских тенденций в искусстве и архитектуре, не говоря уже 132 См.: Rose М.А. The Post-Modern and the Post-Industrial. Cambridge, 1991. P.171. 133 См.: Ibid. P. 9.. 134 См.: Fiedler L. Cross the Boarder - Close the Gap: Post-Modemism // Cunliffe M. (Ed.) American Literature Since 1900. L., 1975; Meyer L.B. The End of the Renaissance? // Hudson Review. 1963. Vol. XVI. 135 См.: Hassan I. The Literature of Silence. N.Y., 1967; Hassan I. The Dismemberment of Orpheus: Toward a Postmodern Literature. N.Y., 1971; Jencks Ch. Modern Movements in Architecture. Harmondsworth, 1973; Jencks Ch. Post-Modernism: the New Classicism in Art and Architecture, L., 1987.
о трудах Ж.-Ф.Лиотара и Ж.Бодрийяра136, заложивших основы постмодернистской психологии, теории языка и других символов, появились на свет даже несколько позже, чем А.Тойнби стад активно использовать понятие постмодернити в своих исторических исследованиях, а Ч.Райт Миллс и П.Дракер определили формирующийся порядок как post-modem137. Постмодернизм стад естественной реакцией представителей разных направлений общественных наук и различных сфер искусства на возросшую комплексность социума, выделение в котором неких узких форм человеческой деятельности более не казалось целесообразным.
|