Посвящается Джорди Белл Джакоби и Стивену Джакоби. 2 страница
1969 год ознаменовался очередным признанием заслуг Д.Бед-ла; он получил предложение переехать в Кембридж и занять кафедру социологии Гарвардского университета, ранее возглавляв-
35 Bell D. The End of Ideology. On the Exhaustion of Political Ideas in the Fifties. Cambridge (Ma.), 1960. P. 402-403.
шуюся Т.Парсонсом, одним из наиболее известных американских обществоведов нашего столетия. Годы работы в Гарвардском университете принесли Д. Беллу не только широкую известность, но и многие престижные премии и награды, в том числе премию им. Толкотта Парсонса Американской академии гуманитарных и точных наук (1992) и премию Американской социологической ассоциации за “исключительный вклад в развитие науки”. Работая здесь, он выпустил две наиболее знаменитые свои книги — “Грядущее постиндустриальное общество” (1973) и “Культурные противоречия капитализма” (1976), которые вошли в список ста книг, оказавших наибольшее влияние на формирование интеллектуального климата западных обществ в XX столетии. Конец 60-х и начало 70-х годов принесли Д.Беллу самые впечатляющие результаты исследований по проблемам постиндустриализма. В это время были сформулированы фактически все основные положения, определившие структуру основной его работы; между тем эти годы стали также периодом активной полемики Д. Белла с целым рядом исследователей, которые так или иначе оспаривали его теоретический приоритет в разработке проблем постиндустриализма. Весьма характерно, например, что, в отличие от 1964 года, когда текст неопубликованного доклада Д.Белла цитировался в научной литературе даже более активно,, чем изданные значительными тиражами работы многих других американских социологов, к началу 70-х годов упоминания его исследований стали весьма редкими. Особенно активной оказалась полемика в области терминологии, где свой приоритет Д.Белд считал особенно принципиальным. В 1971 году ему пришлось выступить со специальной обширной статьей в журнале “Survey”, где история становления идеи постиндустриального общества была подробно прослежена на протяжении всего XX столетия; особое внимание автор уделил тому, что использование в 1958 году понятия “постиндустриальное общество” Д.Рисманом не может восприниматься как первый случай его применения, поскольку соответствующий контекст неоспоримо свидетельствует о совершенно иной логической нагрузке данного термина36.
36 См.: Bell D. The Post-Industrial Society: The Evolution of an Idea // Survey. Vol. 16. 1971. No 1. P. 167, note.
Однако и это не сняло проблемы. Несмотря на то, что приоритет Д.Белла в терминологической области перестал прямо оспариваться в научной литературе, внимание к его работам оставалось весьма низким и в определенной мере вызывающим. Хотя во второй половине 60-х годов представители практически любого из идеологических течений — от консерватора У.Ростоу37 и умеренного либерала К.Томинаги38 до придерживавшегося явно социалистической ориентации А.Турена39 и чешского марксиста Р.Рихты40 — стремились внести свой вклад в становление новой концепции, далеко не все считали необходимым отметить роль Д.Белда в ее разработке. В своей книге “Постиндустриальное общество”, изданной в 1969 году, А.Турен не сделал на публикации Д.Белда ни одной ссылки, несмотря на то, что оба автора не только знали о научных работах друг друга, но и были лично знакомы; в 1971 году У.Кунс в книге, названной “Пророки пост-индустриадизма”41, также не упомянул ни одной его статьи; наконец, в 1973 году Б.Кляйнберг, автор получившей широкий резонанс работы “Американское общество в постиндустриальную эпоху”42, отметил среди научных трудов Д.Белда лишь его книгу “Конец идеологии”. Мы не стали бы останавливаться на этих вопросах столь подробно, если бы не считали, что именно обстановка в научных кругах начала 70-х годов самым серьезным образом повлияла на структуру наиболее известной работы Д.Бедда — его знаменитой книги “Грядущее постиндустриальное общество”. Достаточно сравнить ее с “Концом идеологии”, чтобы увидеть, насколько различно их построение. Если “Конец идеологии” фактически
37.См.: Rostow W.W. Politics and the Stages of Growth. Cambridge, 1971. 38 См.: Tominaga К. Post-Industrial Society and Cultural Diversity // Survey. Vol. 16. 1971. No 1. P. 68-77. 39 См.: Touraine A. La societe post-industrielle. P., 1969. 40 Книга Р.Рихты и его соавторов была издана в Чехословакии и там же переведена на английский язык (см.: Richta R. (Ed.) Civilization at the Crossroads. 1968. Printed in Czechoslovakia, distributed in the US by International Arts and Science Press, White Plains, N.Y., 1969). Подробнее о ней и ее авторе см.: Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976. P. 105-112. 41.См.: Kuhns W. The Post-Industrial Prophets. N.Y., 1971. 42 См.: Kleinberg В. American Society in the Post-Industrial Age. Columbus (Oh.), 1973.
представляет собой набор очерков, в каждом из которых рассматривается определенная злободневная проблема, то “Грядущее постиндустриальное общество” — это законченное теоретическое произведение, в котором проблема постиндустриадизма рассматривается во всех ее проявлениях: от анализа истоков концепции до изучения политических и культурных процессов, сопровождающих становление нового общества. Именно поэтому главная книга Д.Бедла, в которой содержатся все основные положения созданной им концепции, расположенные в том порядке и сформулированные таким образом, что работа, в целом почти неуязвимая для критики, стада самодостаточным явлением социологии XX столетия. Это, в свою очередь, обеспечило ей грандиозный успех и сделало все дальнейшие дискуссии о заслугах ее автора в деде разработки соответствующих проблем совершенно излишними.
“ГРЯДУЩЕЕ ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО” (1973) Российский читатель с досадным опозданием знакомится со знаменитой книгой Д.Бедла. За первые десять лет после ее выхода в свет она была вторично издана в США в 1976 году, вышла в Великобритании, а также была переведена на французский, немецкий, датский, испанский, португальский и японский языки. Структуру книги можно считать оптимальной для исследований подобного типа. Предваряя основной текст обширным Введением, занимающим примерно десятую часть всего объема работы, автор подводит итоги в специальном Эпилоге (разделе “Coda”), составляющем почти треть книги. Основной текст разделен на шесть глав; в первой из них читателю предлагается исторический обзор социологических концепций, обосновывающий гипотезу автора; остальные пять отражают последовательное движение исследователя от наиболее важных и фундаментальных признаков постиндустриального общества к более поверхностным чертам его хозяйственной и политической структур. В этом ряду Д.Бедд рассматривает становление сервисной экономики, формирование класса носителей знания, изменения образовательной структуры общества, новые тенденции в организации современной корпорации, возникающие элементы социального планирования и прогнозирования, а также останавливается на политической структуре постиндустриального общества и природе господствующего в нем технократического класса. Между тем нельзя не отметить, что внутри каждой из глав причудливо сочетаются глубокие теоретические положения и множество фактических данных; такая подача материала обусловлена, на наш взгляд, тем состоянием, в котором пребывала социологическая теория в первой половине 70-х годов, когда исследователи, с одной стороны, активно стремились выдвинуть новые оригинальные концепции и, с другой, не могли пройти мимо подробного описания тенденций в экономической, социальной и культурной сферах, оказывавших наибольшее воздействие на интеллектуальный климат эпохи. Рассматривая созданную Д.Бедлом теорию постиндустриального общества, следует в первую очередь остановиться на его подходе к определению самого этого понятия. Дав своей книге подзаголовок “Опыт социального прогнозирования”, автор тем самым фактически сформулировал основную задачу исследования: определение тех трендов, которые будут доминировать в условиях нового социального порядка. Как следствие, его анализ оказался сосредоточен на основных процессах, так иди иначе воплощающих в себе наиболее фундаментальные сдвиги в общественной жизни, и, в то же время, настоятельно требовал центральной парадигмы, дающей возможность в едином ключе рассматривать все эти процессы. Поэтому определение постиндустриального общества, сформулированное Д.Бедлом, отмечено некоторой двойственностью: оно трактуется как в качестве некоей объективной реальности, воплощающей в себе результаты происходящих сегодня изменений, так и в виде определенной логической конструкции, помогающей осмыслить современную реальность. Этот второй аспект подчеркивается Д.Беддом гораздо резче, чем первый, но, как мы полагаем, это, скорее, дань традиции, имевшей место в социологии, современной автору, нежели центральный элемент его теории. Отмечая, что “концепция постиндустриализма служит попыткой обозначить перемены в социальной структурен и что “идея постиндустриального общества, равно как и идея индустриального общества, иди капитализма, имеет значение лишь в качестве концептуальной схемы”, он тем не менее указывает, что понятие данного общества “определяет единую сумму проблем, с которыми придется столкнуться обществам, становящимся постиндустриальными (курсив мой. — В.И.)”*43. Таким образом, нетрудно заметить, что автор одинаково легко, в одном и том же отрывке, применяет понятие постиндустриализма как к научной концепции, так и к обществу, способному стать постиндустриальным. Весьма характерно, что именно в этом разделе своей работы он не только строит свою известную схему соотношения доиндустриального, индустриального и постиндустриального обществ, но и исследует основные принципы их противопоставления44. То, что постиндустриальное общество как логическая конструкция занимает в концепции Д.Бедда несколько подчиненное место, видно, на наш взгляд, и из иного обстоятельства. Исследуя на протяжении всей книги различные черты реально формирующегося постиндустриального порядка, автор в Эпилоге вновь неоднократно отмечает, что понятие постиндустриального общества - это, скорее, инструмент теоретического анализа, чем обозначение реально существующего социального строя. Он пишет: “Понятие постиндустриального общества является аналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Она есть некая парадигма, социальная схема, выявляющая новые оси социальной организации и стратификации в развитом западном обществе”45. И, например, далее: “Постиндустриальное общество... является "идеальным типом", построением, составленным социальным аналитиком на основе различных изменений в обществе, которые, сведенные воедино, становятся более иди менее связанными между собой и могут быть противопоставлены другим концепциям”46. Однако здесь же, как и ранее, Д.Белл отмечает, что постиндустри- * Здесь и далее мы приводим цитаты из книги “Грядущее постиндустриальное общество” (ВеП D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976) no: русскому переводу, составившему настоящее издание (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Перевод с английского под редакцией В.Л.Иноземцева. М., 1998). "Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 155. -) 44 См.: Там же. С. 155-162. 45 Там же. С. 655. 46 Там же. С. 661.
ной корпорации, возникающие элементы социального планирования и прогнозирования, а также останавливается на политической структуре постиндустриального общества и природе господствующего в нем технократического класса. Между тем нельзя не отметить, что внутри каждой из глав причудливо сочетаются глубокие теоретические положения и множество фактических данных; такая подача материала обусловлена, на наш взгляд, тем состоянием, в котором пребывала социологическая теория в первой половине 70-х годов, когда исследователи, с одной стороны, активно стремились выдвинуть новые оригинальные концепции и, с другой, не могли пройти мимо подробного описания тенденций в экономической, социальной и культурной сферах, оказывавших наибольшее воздействие на интеллектуальный климат эпохи. Рассматривая созданную Д.Беддом теорию постиндустриального общества, следует в первую очередь остановиться на его подходе к определению самого этого понятия. Дав своей книге подзаголовок “Опыт социального прогнозирования”, автор тем самым фактически сформулировал основную задачу исследования: определение тех трендов, которые будут доминировать в условиях нового социального порядка. Как следствие, его анализ оказался сосредоточен на основных процессах, так или иначе воплощающих в себе наиболее фундаментальные сдвиги в общественной жизни, и, в то же время, настоятельно требовал центральной парадигмы, дающей возможность в едином ключе рассматривать все эти процессы. Поэтому определение постиндустриального общества, сформулированное Д.Бедлом, отмечено некоторой двойственностью: оно трактуется как в качестве некоей объективной реальности, воплощающей в себе результаты происходящих сегодня изменений, так и в виде определенной логической конструкции, помогающей осмыслить современную реальность. Этот второй аспект подчеркивается Д.Беллом гораздо резче, чем первый, но, как мы полагаем, это, скорее, дань традиции, имевшей место в социологии, современной автору, нежели центральный элемент его теории. Отмечая, что “концепция постиндустриализма служит попыткой обозначить перемены в социальной структуре” и что “идея постиндустриального общества, равно как и идея индустриального общества, иди капитализма, имеет значение лишь в качестве концептуальной схемы”, он тем не менее указывает, что понятие данного общества “определяет единую сумму проблем, с которыми придется столкнуться обществам, становящимся постиндустриальными (курсив мой. — В.И.)”*43. Таким образом, нетрудно заметить, что автор одинаково легко, в одном и том же отрывке, применяет понятие постиндустриадиз-ма как к научной концепции, так и к обществу, способному стать постиндустриальным. Весьма характерно, что именно в этом разделе своей работы он не только строит свою известную схему соотношения доиндустриадьного, индустриального и постиндустриального обществ, но и исследует основные принципы их противопоставления44. То, что постиндустриальное общество как логическая конструкция занимает в концепции Д.Белла несколько подчиненное место, видно, на наш взгляд, и из иного обстоятельства. Исследуя на протяжении всей книги различные черты реально формирующегося постиндустриального порядка, автор в Эпилоге вновь неоднократно отмечает, что понятие постиндустриального общества - это, скорее, инструмент теоретического анализа, чем обозначение реально существующего социального строя. Он пишет: “Понятие постиндустриального общества является аналитической конструкцией, а не картиной специфического или конкретного общества. Она есть некая парадигма, социальная схема, выявляющая новые оси социальной организации и стратификации в развитом западном обществе”45. И, например, далее: “Постиндустриальное общество... является "идеальным типом", построением, составленным социальным аналитиком на основе различных изменений в обществе, которые, сведенные, воедино, становятся более иди менее связанными между собой и могут быть противопоставлены другим концепциям”46. Однако здесь же, как и ранее, Д.Белл отмечает, что постиндустри-
* Здесь и далее мы приводим цитаты из книги “Грядущее постиндустриальное общество” (Bell D. The Coming of Post-Industrial Society. N.Y., 1976) nos- русскому переводу, составившему настоящее издание (Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество / Перевод с английского под редакцией В.Л.Иноземцева. М., 1998). 43 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 155. •' 44 См.: Там же. С. 155-162. 45 Там же. С. 655. 46 Там же. С. 661.
адьное общество представляет собой некую существующую реально данность, пусть даже она и не может быть поставлена в один ряд с отдельными типами существующих сегодня обществ. “Общественные структуры не изменяются в одночасье, и иногда для того, чтобы революция полностью завершилась, требуется целое столетие. Любое конкретное общество представляет собой сочетание многих различных социальных форм — отдельных экономических укладов, разных политических структур и т.п., — и именно поэтому необходим многогранный подход, способный рассмотреть общество с различных точек зрения, применить различные аналитические схемы. В качестве социальной системы постиндустриальное общество не приходит "на смену" капитализму иди социализму, но, подобно бюрократизации, пронизывает оба этих социальных типа”47. Таким образом, мы полагаем, что подчеркивание концептуального характера идеи постиндустриального общества может рассмариваться в теории Д.Белла скорее как средство обозначить незавершенность реального процесса становления нового социального порядка и тем самым предвосхитить возможные критические замечания, которые, несомненно, возникли бы в том случае, если бы постиндустриадизм рассматривался либо как некое общество, идущее на смену одной из двух полярных социальных систем, либо как результат их конвергенции. Представление же постиндустриального строя в виде реально формирующегося и по некоторым признакам уже существующего общества прослеживается в работе гораздо более отчетливо. Начиная с первой главы, Д.Белл знакомит нас со своим пониманием фундаментального отличия постиндустриального общества от доиндустриального и индустриального. Уже здесь нельзя не отметить момента, качественно отличающего его представления от идей большинства современников: автор ставит во главу угла место человека в различных идеальных типах общества. Хотя он, безусловно, видит и показывает различия и типов технологий, доминирующих в доиндустриадьном, индустриальном и постиндустриальном обществах, и базовых принципов организации этих социальных систем, основное его внимание сосредоточено на
41 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 655—656.
отношении человека к окружающему миру и другим людям. Именно противопоставление трех этих типов общества как воплощений “взаимодействия человека с природой”, “взаимодействия человека с преобразованной природой” и “игры между людьми” следует рассматривать в качестве важнейшего теоретического достижения автора. Это положение, неоднократно повторенное им в других работах48 даже в более четкой форме, нежели в “Грядущем постиндустриальном обществе”, стало фундаментом новой социальной теории. Остановимся более подробно на этом основополагающем тезисе Д.Бедда и постараемся взглянуть на него, имея в виду два следующих методологических обстоятельства. С одной стороны, очевидно, что автор рассматривает историю как последовательную смену трех эпох, причем одна из них — индустриальная — оказывается в его анализе центральной. Этот методологический прием в определенной мере повторяет знаменитый подход К.Маркса к оценке экономической общественной формации49, но по своему воплощению гораздо более совершенен, поскольку, в отличие от марксистской теории, мы не наблюдаем здесь, в частности, до некоторой степени шаблонного использования диалектического принципа для описания основных свойств будущего социального состояния. Например, К.Маркс и его последователи считают, что в грядущем коммунистическом обществе будут преодолены частная собственность, товарное производство и эксплуатация, причем утверждение это базируется на констатации того факта, что данные явления отсутствовали в рамках первичной общественной формации. Д.Белл теоретизирует иначе: он прямо указывает на то, что определенные ряды признаков, по которым различаются доиндустриадьное, индустриальное и постиндустриальное общества, — такие, например, как переход от сырья и энергии как основного производственного ресурса к информации; движение от непосредственного восприятия через эмпиризм
48 См.: Bell D. The Cultural Contradictions of Capitalism. N.Y., 1978. P. 148, note. 49 См.: Иноземцев В.Л. К теории постэкономической общественной формации. М., 1995. С. 96—154; Иноземцев В.Л. Теория общественного развития основоположников марксизма и проблемы политической экономии в широком смысле слова // Иноземцев В.Л. За десять лет. М., 1998. С. 3—23.
и экспериментаторство к абстрактному теоретическому знанию и т.д. — являются не “зацикленными”, а “открытыми в будущее”, и это гораздо более четко, нежели в рамках марксистской теории, подчеркивает поступательность процесса становления нового общества. При этом триадичный характер построения концептуальной схемы Д.Белла используется, скорее, для того, чтобы найти некую исходную точку (которой является для него теоретический анализ индустриального строя), позволяющую более субординированным образом исследовать основные признаки и свойства как предшествующей ему, так и следующей за ним исторических эпох. С другой стороны, обращает на себя внимание то, что определения доиндустриадьного и индустриального обществ, данные в этом ключе, радикально отличаются от трактовки постиндустриального строя. Здесь также можно отметить значительное сходство подходов Д.Белла и К.Маркса, причем в этом смысле оно гораздо менее поверхностно и случайно, нежели в указанном выше. Хорошо известно, что марксистской концепции было присуще неискоренимое противоречие между стремлением классиков марксизма создать хронологический ряд однопорядковых исторических эпох и устойчивым их желанием представить коммунистическую перспективу в качестве такого социального состояния, которое может быть противопоставлено всей предшествующей истории. Мы находим в работах К.Маркса как глубокий анализ основ первичной и вторичной общественных формаций50, которому предпослана оценка экономической эпохи51, так и знаменитое утверждение, противопоставляющее коммунизм всем предшествующим периодам развития цивилизации как “царство свободы” “царству необходимости”52. Такая неоднозначность позиции обусловлена как приверженностью основоположников марксизма коммунистическому мировоззрению, так и объективной невозможностью адекватно оценить будущее — в противоположность прошлому и настоящему. В концепции Д.Белла нельзя не видеть до известной степени воспроизведения этих моментов, хотя, разумеется, обоснование триадичного характера развития. общества и возможности адекватного противопоставления пост- 50 См.: Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. Т. 19. С. 413-419. 51 См.: Там же. Т. 13. С. 7-8. 52 См.: Там же. Т. 25. Ч. П. С. 386-387.
индустриального общества доиндустриальному и индустриальному представляется гораздо более взвешенным и развернутым. Это — принципиальная позиция Д.Белла: достаточно обратить внимание на то, что он последовательно говорит о доиндустриадьном, индустриальном и постиндустриальном обществах, в то время как в работах К.Маркса нельзя обнаружить понятий доэкономической иди постэкономической общественных формаций. Вместе с тем, определяя постиндустриальное общество в качестве “игры между людьми”, Д.Белл, пусть даже вопреки желанию, подчеркивает отличие нового социального порядка от всех ему предшествовавших, которое отмечает и К.Маркс в своей теории коммунизма. Нельзя не отметить в то же время, что и до появления книги Д.Белла53, и позже54 многие известные западные футурологи, анализировавшие происходящие в обществе перемены, называли становление нового (постиндустриального, информационного) строя наиболее значительной социальной революцией В истории человечества. Останавливаясь на определении Д.Беллом доиндустриадьного, индустриального и постиндустриального обществ, которое является важнейшей структурной частью его концепции, следует обратить внимание на несколько существенных деталей. Какими, во-первых, видятся автору основные признаки того иди иного социального порядка? Здесь, как ни в каком другом случае, мы обнаруживаем тот “технократический” подход, за который работа Д.Белла была подвергнута критике советскими марксистами, но который, тем не менее, представлял собою значительный шаг вперед по сравнению со спекулятивными рассуждениями самих критиков. Доиндустриальное общество определяется прежде всего как такой социальный порядок, который основан на примитивных производственных формах, развивающихся прежде всего в отраслях, обеспечивающих добычу и первичную обработку ресурсов, наиболее пригодных для удовлетворения самых настоятельных потребностей. Труд в этом случае фактически является неквалифицированным, развитие способностей человека обусловлено в первую очередь сдожив- 53 См.: Kahn H., Brown W., Martell L. The Next 200 Years. A Scenario for America and the World. N.Y., 1976. P. 22. 54 См.: Servan-Schreiber J.J. Le defi mondiale. P., 1980. P. 374.
шимися традициями, и люди остаются неразрывно связаны с прошлым. Таким образом, автор живописует традиционное общество, отличающееся весьма слабой степенью своего динамизма. Индустриальный строй знаменует собой радикальный разрыв с такой традиционностью и становится важнейшим условием становления постиндустриальной системы. В его рамках добыча природных ресурсов (extracting) сменяется производством (manufacturing) заранее определенных продуктов; констатируется возрастающая квалификация работника; основным производственным ресурсом становится энергия; человек оказывается способным делать определенные локальные технологические и хозяйственные прогнозы; особенно следует отметить, что именно для характеристики этого состояния Д.Белл начинает использовать понятие “экономический”, хотя ранее он говорил лишь о тех проблемах, которые ставила перед людьми ограниченность земель и иных материальных ресурсов55. И, наконец, постиндустриальное общество противопоставляется автором индустриальному в качестве такого, где производство (manufacturing) как дискретный и постоянно возобновляющийся процесс сменяется непрерывным воздействием на окружающую среду (processing), где каждая сфера человеческой деятельности оказывается тесно связана со всеми другими. В этих условиях основным ресурсом становится информация, приоритет переходит от полуквалифицированных работников к инженерам и ученым, дальнейшее совершенствование знаний человека о мире происходит в первую очередь на базе применения абстрактных моделей и системного анализа, центральное значение приобретает кодификация теоретического знания, а важнейшей задачей ученых становится перспективное прогнозирование хозяйственных и социальных процессов. Таким образом, автор рисует картину комплексного и открытого в будущее общества. Д.Бедд пишет: “Понятие "постиндустриальное" противопоставляется понятиям "доиндустриальное" и "индустриальное". Доиндустриадьный сектор является, в основном, добывающим, он базируется на сельском хозяйстве, добыче полезных ископаемых, рыболовстве, заготовке леса и других ресурсов, вплоть до
55 См.: Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. С. 158.
природного газа иди нефти. Индустриальный сектор носит прежде всего производящий характер, он использует энергию и машинную технологию для изготовления товаров. Постиндустриальный является обрабатывающим, и здесь обмен информацией и знаниями происходит в основном при помощи телекоммуникации и компьютеров”56. Как, во-вторых, подходит Д.Белл к вопросу о характере перехода от одного типа обществ к другому? Он четко противопоставляет постиндустриальное и индустриальное общества как теоретические принципы. “В теоретическом аспекте, —отмечает он, — постиндустриальное общество принципиально отличается от доиндустриадьного и индустриального. Как теоретический принцип, идея индустриализма не возникла из аграрного способа производства. В равной степени, стратегическая роль теоретического знания как нового базиса технологического развития или роль информации в преобразовании социальных процессов никак не связаны с ролью энергии в создании промышленного или производящего общества. Короче говоря, это аналитически независимые принципы”57. Между тем, Д.Белл не считает необходимым столь же четко разводить их хронологически; это вполне соответствует подходу, распространившемуся еще в 50-е годы и ставшему в 60-е общепризнанным элементом западной социологической доктрины. Еще Р.Арон указывал, что “легко дать абстрактное определение каждой формы социума, но трудно обнаружить его конкретные пределы и выяснить, является ли то или иное общество архаическим иди индустриальным”58. Д.Белл исходит из аналогичной позиции, признавая: “Было бы безрассудно пытаться точно датировать социальные процессы (с помощью каких критериев можно определить, когда капитализм сменил феодализм, хотя бы в экономической сфере?), но наше представление о времени... вынуждает нас искать какие-то символические точки, которые могли бы ознаменовать возникновение нового понимания общества”59.
|