РЕКЛАМА
К моменту Октябрьского переворота 1917 г. она была устойчивым элементом повседневной жизни горожан. Первые законодательные акты советской власти, в частности декрет «О государственной монополии на печатные объявления», изданный в ноябре 1917 г., свидетельствуют о том, что большевики высоко оценивали роль рекламы в управлении настроениями масс. Они конфисковали частные рекламные предприятия и запретили помещение платных объявлений, направленных на извлечение коммерческой выгоды. Однако условия гражданской войны и «военного коммунизма» свели к минимуму рекламирование услуг и товаров и одновременно довели до апогея политическую рекламу, направленную прежде всего на мифологизацию достоинств новой власти. Эту функцию успешно выполнил политический плакат. Его специфической формой явились «Окна сатиры РОСТА». На годы НЭПа приходится расцвет советской торговой рекламы. Тогдашние теоретики рассматривали ее как «планомерное воздействие на человеческую психику с целью создать возможно более интенсивную волевую подготовленность к покупке рекламируемого» (Тарабукин, 1925. С. 3—4). Государство старалось укрепить доверие к товарам, выпускаемым советскими предприятиями, и подорвать частный сектор в экономике. Наиболее интересна деятельность объединения «Агитреклама» под руководством В. Маяковского. Он в яркой вербальной форме — стихов, лозунгов, подтекстовок — конструировал мифологемы повседневности:
Трудящиеся! Не страшны дороговизна и нэп. Покупайте дешевый хлеб. Во всех магазинах и киосках Моссельпрома В двух шагах от любого дома {Корнилов, Фильчикова, 1978. С. 45). 306 Запрограммированная мифологичность торговой рекламы 20-х гг. подтверждается высказыванием самого В. Маяковского. В статье «Агитация и реклама» 1923 г. он писал: «Мы [поначалу] забросили рекламу, относясь пренебрежительно к этой буржуазной штучке... При нэпе надо пользоваться популяризацией государственных, пролетарских организаций, контор, продуктов всеми оружиями, используемыми врагами, в том числе рекламой... Мы не должны оставить это оружие, эту агитацию торговли в руках нэпмана, в руках буржуа-иностранца. В СССР все должно работать на пролетарское благо. Думайте о рекламе» {Маяковский, 1956. С. 531). Творцы советской рекламы 20-х гг. называли себя «рекламоконструкторами». Один из них, А. Родченко писал о рекламной экспансии: «Вся Москва украсилась нашей продукцией. Вывески Моссельпрома. Все киоски наши. Вывески Госиздата. Черное, красное, золотое. Резинотрест, ГУМ, „Огонек", Чаеуправление. Было сделано до 50 плакатов, до сотни вывесок, оберток, световых реклам в газетах и журналах» (Искусство. 1966. № 11. С. 57). Мифологический характер рекламы усиливался художественными приемами конструктивистского характера, в частности использованием коллажа и фотомонтажа и намеренной политизацией. Один из теоретиков рекламного дела того времени И. Соловьев отмечал в 1924 г.: «Необходимо чутко и постоянно реагировать на всякие моменты, подчеркивать через оконную витрину те или иные политические события, оповещать публику о крупных моментах общественной жизни... К таким политическим моментам строить в витрине из товаров звезду, серп и молот, Кремль и т. д.» (Время. 1924. № 10—11. С. 36). Способом пропаганды преимуществ социализма становились названия различных товаров: папирос — «Смычка», «Совет», «Пролетарий», «Клад», конфет — «Фабричные», «Наша индустрия». На обертке карамели «Пролетарская» были изображены председатель ВЦИК М. Калинин, нарком иностранных дел СССР Г. Чичерин и другие государственные деятели, а на обертках конфет «Наша индустрия» — трактор или паровоз, тиски, трактор или автоплуг. После свертывания НЭПа и ликвидации конкуренции со стороны частника властные структуры не стремились придать рекламе ярко выраженный политический смысл. В условиях постоянного дефицита не было нужды в пропаганде тех или иных товаров или продуктов питания. Исключение составляли лишь некие экзотические вещи типа крабов, которыми с конца 30-х гг. буквально завалили прилавки магазинов. В связи с этим повсеместно в СССР можно было увидеть рекламу следующего содержания: «Всем попробовать пора бы, как нежны и вкусны крабы». Не менее навязчивыми были и строки «Пейте советское шампанское», «Храните деньги в сберегательных кассах» и более поздние «Летайте самолетами Аэрофлота». Все они носили абсурдный характер, так как в стране не существовало ни французского шампанского, ни альтернативных банков, ни иных авиакомпаний. С «перестройкой» началось возрождение российской рекламы. С конца 80-х гг. она появилась на телевидении, повергнув в шок обывателя. Бойкие фразы рекламных роликов уже тогда вошли в бытовой лексикон. Особую популярность имела фраза «все в одном флаконе», касавшаяся знаменитого шампуня «Wash and go» с кондиционером. Лит.: Ляхов, 1971; Сынова, 1996; Хан-Магомедов, 1995. РЕЛИГИОЗНЫЕ ПРАЗДНИКИ — к 1917 г. в городском досуге большое место занимали религиозные праздники. В дни Рождества, Пасхи и других церковных торжеств большинство горожан посещало церкви и ходило в гости. На улицах устраивались массовые гулянья. Бытовая и религиозная атрибутики праздников не противоречили друг другу. Большевики, придя к власти, не рискнули посягнуть на привычную для большинства населения форму досуга. В декрете о восьмичасовом рабочем дне — в одном из первых законодательных актов советской власти — фигурировали как выходные двенадцать наиболее крупных религиозных праздников. Но общегосударственных торжеств по этому поводу не проводилось. В годы гражданской войны помпезные торжества по поводу годовщин Октября и 1 Мая оттеснили церковные праздники в частную сферу. НЭП принес надежды на возрождение привычного времяпрепровождения горожан в дни Рождества, Пасхи и т. д. Уголовный кодекс 1922 г. подтвердил положение первых декретов советской власти, объявляющих религию частным делом граждан. Препятствование исполнению религиозных обрядов, не мешающих общественному спокойствию, каралось законом. Свое отрицательное отношение к религиозным праздникам в начале 20-х гг. властные и идеологические структуры выражали посредством молодежных кампаний — комсомольских «рождества» и «пасхи» (еж.). Крупные церковные праздники, считавшиеся по советскому календарю нерабочими днями, с 1923 г. стали отмечаться публично. Многие современники вспоминали шумное веселье, бушевавшее на улицах и площадях городов в рождественские и пасхальные дни в годы НЭПа: «Идешь прямо по улице... и слышишь букет звуков: веселый гул толпы, тонкое пиу-пиу свистулек, вставленных в разноцветные шарики... Пройдешь по бульвару — глаза разбегаются: мешки с орехами, пряники, „американская" сахарная вата, конфеты, изделия кустарей: деревянные игрушки и предметы домашнего обихода... Все это на продажу» (Вондаренко, 1993. С. 111). Горожане легализовали и привычные походы в храмы на торжественные службы. Опрос рабочих, традиционно посещавших церкви в Пасху, выявил в 1924 г. следующую мотивировку присутствия на пасхальных и рождественских службах: «Настроение такое, что хочется куда-нибудь пойти, идти некуда, рабочие и идут в храм просто потому, что... хор хорошо поет» (Комсомольское рождество, 1925. С. 9). К середине 20-х гг. возродилась и традиция обильного застолья в дни религиозных праздников. По данным журнала «Антирелигиозник» за 1927 г., в рабочих семьях с большим удовольствием потребляли «яйца, куличи, пасху и другие культовые продукты» (№ 6. С. 27). Но в целом государство постепенно сокращало количество официально признаваемых церковных праздников. В 1924 г. в советском календаре уже не было Воздвижения, а в 1925-м — Крещения и Благовещения. Идеологическое наступление на обыденную религиозность горожан приобрело более жесткие формы с 1929 г. (см. Елка). Введение «непрерывки» (см.) вообще поставило под вопрос проведение публичных торжеств по поводу Пасхи, которая традиционно приходилась на воскресенье. А в 1930 г. все церковные праздники были исключены из советского календаря. Возврат к карточной системе распределения продуктов не давал возможности приготовить к празднику определенные блюда, составлявшие важную часть общей пасхальной атрибутики. В стране на рубеже 20—30-х гг. шел процесс закрытия церквей, всегда являвшихся центрами праздничных торжеств. В оставшихся же храмах порядок проведения богослужений строго контролировался властями. С 1929 г. крестные ходы можно было проводить всего дважды в год — на Рождество и на Пасху, а с 1933 г. — только вокруг храмов, причем «останавливаться на паперти или внутри ограды запрещалось» (Шка-ровский, 1996. С. 157). В результате традиционные формы досуга переместились из публичной в приватную сферу. После принятия Конституции 1936 г., предоставившей духовенству избирательные права наравне с остальным населением, люди стали вновь публично исполнять религиозные обряды и посещать церкви в дни крупных православных праздников. Представители властных и идеологических структур, конечно, не принимали участия в их проведении. Не разрешалось также устраивать всенародные гулянья по поводу Рождества и Пасхи. Но особых гонений, направленных на искоренение традиций церковных торжеств, до конца 50-х гг. не было. На рубеже 50—60-х гг. началось новое наступление на религию. С целью отвлечения людей от походов в церковь в дни пасхальных и рождественских служб решено было проводить «массовые бесплатные мероприятия, демонстрации лучших фильмов и просмотр спектаклей». Торговые организации по требованию властей должны были принимать «меры по ликвидации продажи в дни церковных праздников куличей, пасхальной массы, мацы и др. товаров» (Невский архив, П. С. 145). В 70-х гг. в пасхальную ночь телепередачи шли до 4—5 часов утра, хотя в обычные дни телевидение заканчивало свою работу к полуночи. Показывали обычно лучшие советские и зарубежные кинокомедии. В их числе, например, был чешский пародийный вестерн «Лимонадный Джо». Религиозные торжества, таким образом, всегда присутствовали в стилистике повседневной жизни горожан, но как публичное, одобряемое государством действо они существовали лишь в годы НЭПа. Лит.: Шкаровский, 1996; Husband, 2000. САМОУБИЙСТВО — суицид — постоянно существующая причина смерти населения. В дореволюционной России под воздействием православной церкви складывались и властные суждения, явно порицающие самоубийство. Предсмертные распоряжения самоубийц не имели юридической силы, а покушавшиеся на собственную жизнь могли подвергнуться тюремному заключению. Все эти положения были зафиксированы официальным законодательством Российской Империи, и тем не менее факты самоубийства не были редкостью. В 1917 г. в Петрограде, например, на 100 тыс. человек было зарегистрировано 10,5 случая суицида. Статистика самоубийств позволяет утверждать, что в России, несмотря на смену политического строя, число фактов добровольного ухода из жизни не опускается ниже и не поднимается выше определенного предела. Оно колеблется где-то между 10 и 40 случаями на 100 тыс. человек. Это доказывает, что суицид — явление, свойственное человеческому обществу в целом. У российских суицидентов и до революции, и после нее были общие характерные черты. Большинство самоубийц составляют молодые мужчины. Довольно стабильным является и такой показатель, как сезон и время совершения суицида. Это связано с эмоциональным складом суицидентов, с их соматическими и психическими заболеваниями, имеющими внесоциальный характер. Свойственная первым мероприятиям большевистского правительства антифеодальная направленность отразилась и на отношении к самоубийствам. С юридической точки зрения советские властные структуры на первых порах проявляли к людям, добровольно ушедшим из жизни, известную терпимость. Однако она носила прежде всего антиклерикальный характер. В начале 20-х гг. большевики пытались серьезно изучать проблему суицида. Для этих целей при Центральном статистическом бюро был создан отдел моральной статистики. Его сотрудники зафиксировали в 1923—1924 гг. рост числа самоубийств среди членов РКП(б). Как любая система, прочно сросшаяся с институтами идеологического воздействия, будь то церковь или ее аналоги в виде партийных органов, социалистическое государство не могло остаться равнодушным к причинам, толкавшим людей на добровольный уход из жизни. Во второй половине 20-х гг. самоубийство стали рассматривать как инцидент, характерный для «интеллигентов-нытиков», склонных к самобичеванию. Главной причиной добровольного ухода из жизни считался «отрыв от коллектива». С социально-политической точки зрения была истолкована вспышка суицида, связанная с трагической гибелью С. Есенина (см. Есенинщина). В газетах 20—начала 30-х гг. сведения о добровольном уходе человека из жизни публиковались в разделе «Происшествия» с нетактичными комментариями. Суицид в общественном сознании все больше приобретал черты позорного явления. Примеры такого отношения подавали власть имущие, и прежде всего сам И. Сталин. На попытку самоубийства сына Якова весной 1928 г. он, судя по письму к жене Н. Аллилуевой, отреагировал следующим образом: «Передай Яше от меня, что он поступил как хулиган и шантажист, с которым у меня нет и не может быть больше ничего общего» (Иосиф Сталин, 1993. С. 22). С начала 30-х гг. прекратил свою работу существовавший при Центральном статистическом управлении СССР сектор социальных аномалий, где в 20-е гг. изучались причины добровольной смерти людей. Теперь власти скрытно следили за динамикой суицидов. Так, например, в 1933 г. они требовали от органов милиции подробных сведений «о числе зарегистрированных случаев самоубийств и покушений на самоубийства, произошедших в связи с проводимой паспортизацией» (ЦГА СПб., ф. 2, оп. 2с, д. 25, л. 12). С особой тщательностью изучались факты самоубийств коммунистов. Суицид члена ВКП(б) в обстановке политического психоза, раздуваемого в стране в 30-х гг., рассматривался как дезертирство и даже как косвенное доказательство вины перед партией, что в дальнейшем могло сказаться на судьбах родных и близких человека, добровольно ушедшего из жизни. Под влиянием идеологии многие были склонны рассматривать самоубийство как предательство дела социализма, как малодушие, почти как преступление. Этому отчасти способствовала «культурологическая подсказка» — наличие в сознании населения религиозного представления о греховности акта самостоятельного и добровольного ухода из жизни. Подобное отношение к суициду и на ментальном, и на государственно-идеологическом уровне уничтожало всякую возможность создания гибких, неформализованных и, главное, неполитизированных форм социальной помощи людям, склонным к самоубийствам. Эта тенденция не была полностью преодолена в течение всей последующей истории Советского государства. Лит.: Гилинский, Афанасьев, 1993; Дюркгейм, 1994; Кузнецов, 1981; Левина, 1994; Левина, 19966; Самоубийства, 1929; Тяжельникова, 1998. САМОУПЛОТНЕНИЕ — это понятие, связанное с проблемами жилья в советской действительности 20-х гг., трактовалось по-разному. Первоначально оно противопоставлялось «уплотнению», осуществляемому официальными органами в ходе «жилищного передела» (см.). В 1924 г., например, научным работникам было предоставлено право самостоятельно занимать освободившиеся комнаты в квартирах, где они проживали наряду с другими жильцами. И в данном случае «самоуплотнение», то есть осуществление уплотнения (заселения) без участия властных инстанций, рассматривалось как некая социальная привилегия. В преддверии десятилетия Октябрьской революции, летом 1927 г., горожане в СССР получили подарок — их гражданские права расширились. По постановлению ВЦИК и СНК РСФСР с 1 августа 1927 г. право «самоуплотнения» распространилось на все социальные слои. Но толковалось оно совсем иначе. Согласно этому праву, владельцы или съемщики квартиры или комнаты могли вселять к себе на излишки площади любого человека, даже не родственника. Излишком считалось все, что превышало санитарную норму, к тому времени составлявшую 8 кв. м на человека. Вселенный жилец обретал право на площадь в данном жилище. Многие квартировладельцы, предвидя возвращение практик 1918—1920 гг., старались как можно быстрее «самоуплотниться». Они подселяли к себе родственников или приличных знакомых. Однако это удавалось далеко не всегда. Право на «самоуплотнение» необходимо было реализовать в течение трех недель. За исполнением этих сроков ревностно следили представители домоуправлений (см.). Как только истекал указанный срок, вопрос о вселении на излишки площади решали не ее съемщик или владелец, а домоуправление. В стране начался второй этап «жилищного передела». Постановление от 1 августа 1927 г. явилось юридическим основанием существования и успешного развития коммунальных квартир. Лит.: Герасимова, 1998; Левина, 1997. СЕКС — в бытовую лексику советских людей слово «секс» вошло в 60-е гг. почти одновременно с «сексуальной революцией», развернувшейся на Западе. Тогда же советский человек узнал, что существуют наука «сексология» и специалисты, ею занимающиеся, — сексологи. Самый яркий из них, И. Кон, именно в 60-е гг. писал: «В обыденном сознании, да и в науке, разграничивают элементарное половое влечение (секс) и индивидуальную половую любовь (иначе ее называют романтической любовью)» (Кон, 1967. С. 154). Однако отсутствие слова «секс» в советском бытовом пространстве отнюдь не означало, что у граждан СССР нет «элементарного полового влечения». Уже на рубеже XIX—XX вв. в Россию, по выражению поэта Саши Черного, «пришла проблема пола». Эта была не сексуальная мини-революция эпохи «великих реформ» 60—80-х гг. XIX в., а массовое стремление к свободе интимных отношений. В городском менталитете накануне революционных событий 1917 г. возникали новые нормы, оправдывающие вне- и добрачные половые связи. После прихода большевиков к власти проблемы взаимоотношения полов на целое десятилетие стали предметом бурных публичных дискуссий. Тон задавали крупные фигуры большевистского политического бомонда. А. Коллон-тай, например, настойчиво пропагандировала идею «Эроса крылатого» и заявляла, что «для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь формы длительного оформленного союза или выражается в виде преходящей связи. Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви» (Молодая гвардия. 1923. № 3. С. 122). Для части городского населения публичные выступления партийных лидеров явились оправданием реально существовавших свободных половых отношений. В 1922 г. социологический опрос студенчества показал, что 80,8% мужчин и более 50% женщин имели кратковременные половые связи; при этом лишь 4% молодых людей объясняли свое сближение с женщиной любовью к ней. В 1923 г. медики выяснили, что в рабочей среде добрачные половые отношения характерны для 47% юношей и 63% девушек, не достигших 18 лет, а по данным 1929 г. до совершеннолетия половую жизнь начинали 77,5% юношей и 68% девушек. Многие молодые люди имели одновременно по 2—3 интимных партнера, причем это становилось почти нормой в среде комсомольских активистов. О наличии секса в жизни советских горожан 20-х гг. свидетельствуют и постоянные попытки власти в той или иной степени отслеживать развитие частной сферы. Теории А. Коллонтай соседствовали с революционно-аскетическим подходом к вопросам половой морали. В наиболее яркой форме эта точка зрения была выражена в трудах психоаналитика А. Залкинда (см. Заповеди). Он стремился кардинальным образом реорганизовать половую жизнь личности, подчинив ее строгому классовому контролю, и уповал на социалистическую общественность как на важнейшее средство сублимации: «Половое должно подчиняться классовому, ничем последнему не мешая, во всем его обслуживая» (Залкинд, 1926. С. 59). В 30—начале 50-х гг. в социальной политике большевиков превалирующей становилась мысль о том, что новый человек — это, прежде всего, передовой общественник, для которого все личное подчиняется интересам коллектива. Возврат к патриархальным взглядам на интимную жизнь явился почвой для развития двоемыслия и двойных поведенческих стандартов. О сексе не говорили прямо и горячо, как в 20-е гг., но его подразумевали и им, конечно же, занимались. Именно поэтому в 30—40-х гг. власть предприняла целый ряд законодательных инициатив, направленных на регулирование сексуального поведения населения. Об этом свидетельствует принятие в 1934 г. закона об уголовном преследовании гомосексуализма (см.), а в 1936 г. — о запрете абортов (см.). «Элементарное половое влечение» приобрело неподконтрольное распространение в годы войны. В июле 1944 г. появился Указ Президиума Верховного Совета СССР, признававший юридически действительным лишь зарегистрированный брак. Интимность в сталинском обществе допускалась лишь в конституированных, подконтрольных государству формах. Контрреволюционность и сексуальная несдержанность, так же как и разного рода сексуальные перверсии, по мнению идеологических структур, считались тесно связанными. Одновременно власть активно формировала секс-символы эпохи победившего социализма. На эту идею работало советское изобразительное искусство, и прежде всего скульптура (см. Парк культуры и отдыха). В иронической форме на секс намекает советский послевоенный кинематограф. Стоит обратить внимание на реплику гримера (актриса Р. Зеленая) из фильма «Весна» (1947): «Губы такие уже не носят. Это нужно что-нибудь подобрать! Средняя пухлость, сексапил номер четыре» (Кожевников, 2001. С. 411). По мере дозированной демократизации советской системы над сексуальной сферой поднимался занавес молчания. Во второй половине 50-х гг. о сексе вновь, как в 20-е гг., стали говорить в публичном пространстве. Первые же социальные измерения, проведенные социологами 60-х гг., продемонстрировали высокую половую активность большинства советских граждан. Они так же, как в 20-е гг., либерально относились в проблеме добрачных половых связей: их одобряли 62% молодых мужчин и 55% молодых женщин. До совершеннолетия половая жизнь начиналась у 14,5% девушек и у 52,5% юношей. От вступления в интимные контакты женщин удерживали две причины: моральные соображения (34,5%) и отсутствие половой потребности (34,15%), а мужчин — в основном отсутствие благоприятного случая (почти 50%). Поэт И. Бродский вспоминал о своей молодости: «У нас не было своих комнат, чтобы заманивать туда девушку, и у девушек не было комнат. Романы наши были по преимуществу романы пешеходные и романы бесед» (Бродский, 1999. С. 28). В советском кинематографе 60-х гг. наряду с проблемой «А если это любовь?» стала всплывать и тема внебрачных СОВЕТСКИЕ ПРАЗДНИКИ — стилистика публичных советских праздников сложилась очень быстро. Это относилось к самым стабильным «красным датам» календаря — 1 Мая (впоследствии Дню всемирной солидарности трудящихся) и 7 Ноября (годовщине Великой Октябрьской социалистической революции). С весны 1919 г. они носили политизированный характер, сопровождались военными парадами и обязательными «демонстрациями трудящихся». Население в данном случае обязано было принимать предложенное ему властью расписание праздничных торжеств, подстраивая под него структуру собственного досуга. В годы НЭПа политические демонстрации и митинги удивительным образом уживались с крестными ходами и традиционными народными гуляньями, которыми сопровождались торжества религиозного характера. Но уже к середине 20-х гг. идеологические структуры стали всячески противопоставлять светские, революционные и церковные праздники. В клубах в это время принято было проводить дискуссии на тему «Нужны ли церковные праздники?», где в конце в обязательном порядке принималась следующая резолюция: «Наши отцы и матери доселе празднуют церковные праздники, чуждые рабочим. Они делают это по привычке. Мы... рвем обветшалые остатки религиозного быта. Долой церковные празднества. Их место должны занять пролетарские торжества» (ЦГА ИПД, ф. К-601, оп. 1, д. 537, л. 33). Понимая, что обыватель не хочет сокращения количества выходных дней, власти подбрасывали в массы идею не отмены, а прямой замены одних привычных праздников на другие. Летом вместо Троицы предлагалось отмечать день окончания весеннего сева, вместо Преображения — день ликвидации белогвардейского мятежа в Ярославле и т. д. Однако эта практика продолжалась недолго — до введения «непрерывки» (см.) и полного исчезновения религиозных праздников из советского календаря. Демонстрации — важнейший атрибут праздничной культуры — с первых дней прихода большевиков к власти носили пышный характер. Они отличались богатым оформлением колонны демонстрантов. На первомайской демонстрации 1924 г., например, были использованы колесницы, запряженные лошадями. На одну из них водрузили ветряную мельницу, перемалывавшую чучела буржуазных политиков тех лет. Позднее в колонне почти каждого предприятия или учреждения ехал грузовик, на котором везли образцы производимой продукции: макеты турбин, рулоны тканей и т. д. Обязательным атрибутом были портреты вождей. Их несли на специальных палках, напоминавших Древко знамени. Изображения первых лиц государства украшали стены домов. Часть горожан, особенно жители центральных районов, по улицам которых проходили колонны, очень страдали от этого декора. Окна их квартир на время праздников муниципальные органы нередко завешивали крупномасштабными панно. С середины 20-х гг. работающие горожане принуждены были участвовать в демонстрациях под страхом увольнения со службы. Современник писал: «На службе были заведены листки, в которых все должны были расписаться лично. Чьей подписи не окажется, тот заранее был объявлен контрреволюционером. Во время шествия все разделились на десятки, и начальнику каждого десятка заранее объявлено, что он отвечает, если кто скроется раньше конца церемонии» (Нестор. Кишинев, 2001. № 2. С. 261). Позже обременительная обязанность вошла в привычку и стала даже развлекательной частью праздничного ритуала. Студент-горняк начала 50-х гг., а ныне известный ученый и бард А. Городницкий вспоминал: «На демонстрации шли охотно, без понуканий». В 50-е гг. на пути следования колон стояли машины, с которых велась «бойкая торговля водкой и нехитрой, но зато и недорогой закуской». Поллитровку передавали по шеренге слева направо. «При этом каждый на ходу делал по глотку, а правофланговый выкидывал пустую бутылку» (Городницкий, 1999. С. 68—69). Властные структуры постоянно пытались напоминать населению о политическом подтексте праздников. Примерно за неделю до их начала в газетах, на которые в принудительном порядке подписывались все члены Коммунистической партии и комсомольцы, печатались так называемые призывы ЦК КПСС. Это были лозунги, которые выкрикивали на демонстрациях. Однако запрограммированность торжеств ограничивалась публичным пространством, а в частной жизни советского человека и новые и старые праздники развивались по традиционной стилистике гостевых общений, совместной еды и выпивки, пения и танцев в домашних условиях. Лит.: Декоративное искусство, 1984; Плаггенборг, 2000; Petrone, 2000; Rolf, 2000; Rolf, 2005. СОВЗНАК — после прихода к власти большевики почти два года не занимались эмиссией собственных денег. Частично это происходило потому, что коммунизм, который они собирались строить, виделся как общество без денег. Но главные причины крылись в наличии у населения денежных знаков старого образца и в отсутствии средств на производство новых. Однако с марта 1919 г. на основании декрета СНК «О выпуске денежных знаков 1-, 2-, 3-рублевого достоинства упрощенного типа» советская власть перешла к выпуску собственных денег. Поначалу их назвали «расчетными знаками РСФСР». Слово «деньги», табуиро-ванное большевиками, не фигурировало на новых купюрах. Через два месяца выяснилось, что вести расчеты такими мелкими деньгами уже невозможно, и в мае 1919 г. было решено выпустить кредитные, а по сути дела просто казначейские, билеты достоинством от 1 до 1000 р., а еще через два года — в июле 1921 г. — появились расчетные знаки стоимостью 25 000, 50 000 и 100 000 р. В сентябре того же года граждане Советской России могли считать себя «миллионерами». В оборот были выпущены купюры по 1, 5 и 10 млн р. Народ быстро прозвал их «лимонами» Любопытно отметить, что новые купюры не заменяли старые, а добавлялись к ним. В быту все деньги, которые печатало советское правительство в 1919—1921 гг., получили название «совзнаков». Внешний вид «совзнаков» даже за этот короткий период менялся. Сначала использовались клише, подготовленные Временным правительством. Неудивительно, что на самых первых «совзнаках» был двуглавый орел, сочетавшийся с подписью советского главного комиссара Народного банка Г. Пятакова. Позже на советских деньгах появился девиз «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», а затем и герб РСФСР. Но неизменным остался способ печатания «совзнаков»: они изготовлялись листами по нескольку штук на каждом — от 20 до 60. Писатель К. Пау- стовский вспоминал, что в 1920 г. в Одессе над окошком кассы, где он получал зарплату, висела «загадочная и несколько устрашающая надпись „Режьте сами!"». Это означало, что кассир стал выдавать деньги целыми листами и лишь в редких случаях, когда не мог рассчитаться, выкраивал из них нужную сумму (Паустовский, 1961. С. 22). «Совзнаки» продолжали находиться в обращении и в первые годы НЭПа. Но самая яркая страница их истории была уже позади. В ноябре 1921 г. правительство большевиков провело первую деноминацию советского рубля. Она позволила уничтожить пестроту состава денежно-бумажной массы в России. Все ходившие в стране деньги обменивались на денежные знаки РСФСР образца 1922 г. в соотношении 1 новый рубль на 10 тыс. старых. Правда, покупательная способность «совзнаков» от этого не изменилась, и народ называл новые 100 рублей «лимоном», так как они равнялись прежнему миллиону во всех смыслах. Укрепление же советского рубля началось в ходе денежной реформы 1922—1924 гг. В конце марта 1924 г. в течение двух месяцев граждане СССР должны были обменять «совзнаки» по курсу 500 тыс. за червонец. Тогда и исчезло из употребления обидное словечко «совзнак». Ведь других денежных знаков в СССР уже не было. См. также Дензнаки; Денежные реформы; Червонец. Лит.: Аникин, 2000; Глейзер, 1993; Малышев, 1991. СТАЛИНКА — вид неофициальной номенклатурной одежды 30—40-х гг. — нечто среднее между гимнастеркой и френчем. В такой одежде часто появлялся И. Сталин, сталинку носил Г. Маленков. К этой униформе проявляли тяготение и представители среднего и низшего звена партийно-советских работников. Сталинка была своеобразным мундиром эпохи тоталитаризма, подавляющим индивидуальность, но одновременно поддерживающим миф о силе, мощи и влиятельности советского чиновничества. СТАЛИНСКИЕ ДОМА — этот тип жилых зданий предполагалось строить в СССР начиная с середины 30-х гг. В апреле 1934 г. в специальном постановлении СНК СССР об улучшении жилищного строительства было указано на необходимость возводить жилые дома с высотой потолков не менее 3—3,2 м и толщиной стен не менее 2 кирпичей. Но в реальной жизни такие здания появились лишь в на- ХОЗОБРАСТАНИЕ — это слово родилось вместе с не менее экзотическим термином «онэпивание» (см.). На пленуме ЦКК РКП(б) «О партэтике», проходившем в октя 1924 г., «хозобрастание» причислялось к «болезням г тии». Безоговорочно осуждались случаи заведения ком нистами некоего хозяйства с «целью торговли», что в лом было редкостью в условиях больших городов. Одно! менно контрольные органы партии не могли игнорироь и недовольство рядовых коммунистов фактами злоупот] лений со стороны высших партийных и советских чш ников. В первую очередь речь шла о том, что многие из: в начале НЭПа получили за счет государства не тол хорошие отдельные квартиры (см.), но и мебель (см.) и машнюю утварь. Например, в Петрограде летом 1922 г просьбе заместителя председателя Петросовета Б. Позе в пустующих квартирах одного из шикарных петерб? ских домов был разыскан уникальный буфет красного рева. Его передали в собственность семье функциош Еще один питерский чиновник от партии — управляюп делами Северо-Западного бюро ЦК РКП(б) некто С. Ба£ лов — присвоил кабинет из 13 предметов, в том числе л вежью шкуру; обстановку для столовой из 9, для го(ной — из 11 и для спальни —■ из 12 предметов. И та] примеров по всему СССР к осени 1924 г., судя по докул там контрольных комиссий, набралось немало. Bbici инстанции вынуждены были, окрестив этот процесс «: обрастанием», отметить: «Мы не должны требовать, чт(члены партии жили в нищенской обстановке. Мы доля предъявить только одно требование, чтобы товарищи ж: по средствам, чтобы товарищи не использовали своего ложения и не создавали себе исключительных удобс (Партийная этика, 1989. С. 162). Лит.: Измозик, Левина, 2001. ХУЛИГАНСТВО — хулиганство существовало и в царской России. Основную массу хулиганов в городах составляли люмпенизированные элементы, жители ночлежек, горьковские «босяки», мелкие приказчики, ремесленники, извозчики, в большинстве случаев люди в возрасте от 30 до 45 лет. В период гражданской войны наблюдалось сокращение преступлений, квалифицировавшихся как нарушение общественного порядка. Однако с возвращением к мирной жизни волна хулиганства резко выросла, и этот вид преступления обрел новые черты. Криминологи 20-х гг. отмечали, что «хулиганит в основном рабоче-крестьянская молодежь в возрасте от 18 до 25 лет и, главным образом, на почве социальной распущенности, выражающейся в грубой примитивности интересов, в отсутствии культурных запросов и социальной установки, в крайне низком образовательном уровне» (Право и жизнь. 1927. № 2. С. 49—50). В 1927 г. А. Луначарский, выступая перед молодежью на митинге, посвященном «есе-нинщине» (см.), пытался рассуждать на тему о том, что существует некий тип хулигана, полезный для революции. Однако нарастание волны правонарушений заставило советское государство наконец отказаться от терпимого отношения к хулиганам из пролетарской среды: молодняк изощрялся в разнообразных выходках, мешавших спокойствию граждан. Молодежные хулиганские шайки совершали набеги на клубы, громили дома отдыха, закидывали шапками, палками, камнями аэропланы на парадах Авиахима в дни первомайских праздников, а главное, приставали на улицах к прохожим. Хулиганство часто граничило с серьезными преступлениями. Власть решила дать нарушителям общественного порядка достойный отпор, но в своеобразной форме. Всем нарушениям стал приписываться политический характер, а в 30-е гг. они рассматривались как преступления против устоев социализма. Борьба с хулиганством как с классово чуждым явлением вменялась уставом ВЛКСМ 1936 г. в обязанность его членам. Человек, оскорбивший словом или действием стахановца, привлекался к уголовной ответственности уже не за хулиганство, а за контрреволюционную агитацию и пропаганду. Драка же с передовиком производства вообще расценивалась как попытка террористического акта. 1937 год еще больше развязал руки правоохранительным органам. Практически все хулиганские дела стали проходить по статье 58 Уголовного кодекса — «контрреволюционные преступления». Идейные мотивы неизменно приписывались хулиганским группировкам. В 1936—1937 гг. в Ленинграде, например, не возбудили ни одного дела по фактам группового хулиганства. Большинство преступлений, совершаемых несколькими людьми, следственные инстанции квалифицировали как участие в контрреволюционной организации и, естественно, рассматривали согласно статье 58, пункту II. Но хулиганство подобным путем ликвидировать не удалось. И накануне Великой Отечественной войны, и в годы хрущевской «оттепели», и в период брежневского «застоя»
|