СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 1 страница
Любая историческая эпоха может быть представлена как определенная семантико-семиотическая система. Это рассуждение бесспорно как для далекого, так и для сравнительно недавнего прошлого. Для российской истории наиболее значительным являются реконструкции культуры Древней Руси, проведенные лингвистами-семиотиками В. В. Ивановым, В. Н. Топоровым и Б. А. Успенским,1 а также работы по семиотике быта XVIII—XIX вв., принадлежащие Д. С. Лихачеву и Ю. М. Лотма-ну.2 Историки же прибегают к анализу знаков и символов нечасто, особенно если речь идет об изучении советского периода.3 Самым значительным исследованием такого рода является книга Б. И. Колоницкого «Символы власти и борьба за власть. К изучению политической культуры российской революции 1917 года».4 Именно поэтому попытка реконструкции повседневной жизни в СССР как некой иерархически выстроенной системы символов и знаков связана с рядом трудностей. Наиболее серьезная из них, как отметил московский исследователь А. И. Куприянов, — «неочевидность и прерывистость культурно-антропологического следа» в трудах, посвященных истории России.5 Это порождает разнообразное толкование понятия повседневности.6 Историко-антропологическое изучение прошлого ныне уже не является бесспорно новым для отечественной исторической науки. Сегодня можно говорить даже о формировании когорты исследователей, сосредоточивших свое внимание на проблемах повседневной жизни населения России.7 О популярности и востребованности данных по историко-антро-пологической проблематике говорит и тот факт, что уже десять лет в крупнейшем в России историческом иллюстрированном журнале «Родина» функционирует рубрика «Российская повседневность». Более того, история повседневности стала ныне модной темой. Достаточно сказать, что книга автора этих строк «Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии. 1920—1930-е гг.», увидевшая свет в 1999 г., как выяснилось, случайно оказалась в компании изданий «Молодой гвардии». «Молодогвардейцы» с завидным энтузиазмом тиражируют произведения под однотипными названиями, начинающимися с заклинания «Повседневная жизнь...». И теперь, не имея никакого отношения к серии «Молодой гвардии», все же приходится видеть свою книгу в одном списке с жизнью гусара, французского двора, литературного Парижа, предвоенной и послевоенной Москвы и т. д. Возможно, это не самая дурная компания, однако авторы большинства книг, выходящих в этой серии, еще недавно и не помышляли о том, что их труды отнесут к проблематике истории повседневности. Неведомы им и серьезные терминологические споры, ведущиеся в данной области. В 2003 г. петербургский историк М. М. Кром представил научному сообществу небольшое, но четкое по мысли исследование, посвященное анализу дефиниций «повседневности». Несомненно ценным является умозаключение М. М. Крома об отсутствии «универсального, на все случаи пригодного понятия „повседневность"».8 Процесс же «оповседневнивания» исторической действительности, как полагает российский исследователь вслед за немецким философом Б. Вальденфельсом, — это всего лишь инструмент, который позволяет уточнять и усложнять существующие модели прошлого.9 В связи с этим М. М. Кром со скепсисом оценивает попытки бытописания «в духе старой историко-этнографической традиции». При всей «академичности» научных споров о понятии «повседневность» никто все же не решится отрицать, что ныне в системе знаний о прошлом существует направление, представители которого соединяют элементы материальной и духовной культуры, изучая жилище, одежду, семью, досуг, питание, рождение, смерть. Это история маленьких житейских мирков, своеобразная альтернатива исследованиям, сосредоточенным на глобальных политических событиях, общественных структурах и процессах. Однако не следует считать, что историко-социальный анализ пытается представить движение цивилизации как хаотическое нагромождение локальных бытовых картинок. Напротив, он нацелен на выявление объективных культурно-психологических характеристик внешне обыденных сторон человеческой жизни. Ментальные установки личности, ее поведенческие стереотипы в значительной мере складываются под влиянием повседневности. И в то же время особенности быта человека являются выражением его общественно-политического статуса. В семиотическом контексте столы и стулья, посуда и белье, безделушки и музыкальные инструменты имеют ярко выраженное знаковое содержание. Они — своеобразный код личности, которой принадлежат, выражение ее социального статуса, эстетических пристрастий, ценностных ориентации. И здесь будет уместно процитировать слова выдающегося русского ученого Л. П. Карсавина: «Материальное само по себе в своей оторванности не важно. Оно всегда символично и в качестве такового необходимо для историка во всей своей материальности. Оно всегда выражает, индивидуализирует и нравственное состояние общества, и его религиозные и эстетические взгляды, и его социально-экономический строй».10 Именно мир обыденной жизни создает наполненность исторического пространства. Иными словами, и политические и экономические изменения, происходившие в обществе, можно увидеть, рассматривая внешне прозаические проблемы обычной человеческой жизни. И если насытить рассказ об ушедшем времени элементами обыденного бытового смысла, возможно, оно перестанет быть абстракцией и мифом для потомков. Ю. М. Лотман выделял важность знания «простой жизни», считая, что без понимания ее «мелочей» не может быть истинного понимания истории в целом. Ученый предлагал путь познания прошлого через повседневный быт, что, по его мнению, должно было помочь осмыслению и истории государств, и истории войн, и истории идей. «Быт, — подчеркивал Ю. М. Лотман, — это обычное протекание жизни в ее реальных формах; быт — это вещи, которые окружают нас, наши привычки и каждодневное поведение. Быт окружает нас, как воздух, он заметен нам только тогда, когда его не хватает или он портится. Мы замечаем особенности чужого быта, но свой быт для нас неуловим — мы склонны его считать „простой жизнью", естественной нормой практического бытия».11 Продолжая размышлять на эту тему, ученый отмечал, что так называемая простая жизнь — это не только вещи, но и определенные обычаи и ритуалы, стилистика поведения, связанные с жизненными циклами человека: рождением и смертью, жильем и питанием, одеждой и досугом. Ю. М. Лотман, по точной характеристике М. М. Крома, стремился расшифровать скрытый за деталями быта «культурный код и тем самым понять общественную позицию данного человека».12 Этот метод изучения повседневности представляется почти универсальным, однако для его осуществления необходима серьезная «материальная база» — знание бытовых реалий конкретной эпохи, ее семиотических признаков. Их выбор и определение в контексте данной книги объясняются следующими соображениями. 1. В центре внимания будут находиться основные позиции жизни населения советского общества в 1917—1991 гг. В первую очередь это семейно-половая сфера, связанная с проблемами репродуктивности и сексуальности советских людей. В энциклопедии представлены статьи об абортах, браке, детях, звездинах, контрацепции, разводах, свадьбах и т. д. Целый ряд материалов посвящен жилищу, дому в широком смысле этого слова. «Дом» — это не только архитектурное строение практически любого назначения, это и система хорошо организованного хозяйства, и комплекс родовых связей людей. В данном понятии, таким образом, совмещены и материальные и духовные начала. Крупнейший французский исследователь проблем социальной истории Ф. Брод ель писал: «Дом, где бы он ни был, обладает устойчивостью во времени и неизменно свидетельствует о медлительности движения цивилизации и культур, упорно стремящихся сохранить, удержать, повторить».13 В энциклопедию включены статьи, характеризующие как общие принципы организации жилья в советском бытовом пространстве (жилищный передел, коммуналка, уплотнение, хрущевка и др.), так и элементы домашнего быта (абажур, вертушка, диван-кровать и др.). К числу несомненных «банальностей», бытовизмов относятся и проблемы питания населения, напрямую зависящие от политики и экономики. Именно поэтому в книге можно найти определенное количество материалов, связанных не только с формами снабжения населения продуктами (нарпит, общепит, рыбный день и т. д.), снабжения населения продуктами (нарпит, общепит, рыбный день и т. д.), но и с конкретными видами пищи (китовая колбаса, цыпленок табака, шницель по-министерски и др.). Любая историческая эпоха, по меткому выражению социального теоретика М. Де Серто, стремится «записать закон» времени, символический социальный код на человеческом теле. Одежда — яркое выражение записей такого рода. В предлагаемом вниманию читателя издании значительное место отведено описанию разнообразных видов одежды и обуви, а также деталей внешнего облика советских людей и способов поддержания гигиены тела (см., например: болонья, галоши, начес, баня и т. д.). Представлена в книге и такая важная сфера жизни человека, как досуг, внешне не соприкасающаяся с публичным пространством. Внерабочее время, его объем, структура и содержание чаще всего ассоциируются со сферой приватности, с элементами свободы и неподконтрольности. Сочетание этих характеристик досук и форм его целенаправленного регулирования государственными органами продемонстрировано посредством определенных символов и знаков (автомобиль, игральные карты, танцы и др.). В тексте энциклопедии присутствуют и материалы, рассказывающие о традиционных (банальных) формах деви-антного поведения, приобретших в советских условиях специфические черты (наркомания, проституция, хулиганство и т. д.), а также о явлениях, маркированных властными и идеологическими структурами как отклонения от нормы (излишки, хозобрастание, язвы и т. д.). Несколько эссе затрагивают проблему смерти — стабильной нормы повседневности (см.: крематорий, самоубийство, смерть и т. д.). Ведь на протяжении всей истории человечества мрачную торжественность обрядов, сопровождающих уход человека в мир иной, считают показателем уровня развития цивилизации. Конечно, в тексте книги можно будет встретить термины и понятия, которые трудно отнести к указанным сферам повседневной жизни (химчистка или дом быта) и, напротив, в которых трудно не увидеть их очевидных элементов (например, кино, театра, книги как формы досуга). Отсутствие или присутствие тех или иных тематических эссе объясняется в первую очередь авторским дискурсом, основанным как на целенаправленном аналитическом прочтении разнообразных текстов, так и на собственном опыте повседневной жизни человека, «рожденного в СССР». И это не простая прихоть. Мир устной памяти, как отмечал Ю. М. Лотман, «насыщен символами».14 Идею составления словарей и энциклопе- дий по такому принципу в остроумной форме изложил известный лингвист и философ В. П. Руднев. Он писал: «Поначалу идея словаря казалась невозможной и <...> бессмысленной. Но помня о том, что „ничему не следует придавать значение", в то время как „все имеет смысл", мы включили в „Словарь" (культуры XX века. — Н. Л.) те слова и словосочетания, которые понятны и интересны нам самим».15 2. В «Энциклопедии банальностей» посредством анализа и синтеза 3.Книга включает в себя набор лексических единиц. Часть из них является в чистом виде «советизмами», то есть словами, созданными в 1917—1991 гг. для обозначений реалий повседневной жизни в советском обществе: авоська, валютчик, гаванна, жидовоз, коммуналка, малометражка, онэпивание, пайколовство, стиляга и др. Значительное место за нимают в тексте слова и словосочетания, получившие знаково-символический оттенок в условиях социализма: брюки, галстук, елка, иконы,пижама, реклама и т. д. 4.Предпринятая в «Энциклопедии банальностей» попытка изобразить повседневную жизнь человека советского посредством знаков и символов не означает, что автору удастся выстроить четкую иерархию семиотических признаков культурно-бытового пространства России 1917—1991 гг. Эта задача будущего. Ныне с определенной долей уверенности можно лишь сказать, что символические элементы советской повседневности не так многочисленны, как ее знаки. В семиотической теории символы рассматриваются как некие способы создания общей программы действий. Известный специалист по проблемам семиотики Н. Д. Арутюнова отмечает: «Стать символом значит приобрести <„.> функцию, властно диктующую выбор жизненных путей и моделей поведения».16 Однако лестность властной функции символов в определенной степени ущербна. Многочисленные знаки, с которыми ассоциируется советская повседневность, невозможно подделать. Символы же легко подвергаются канонизации и фальсификации и становятся, таким образом, частью мифологии конкретно-исторического периода. Эта особенность символики, по мнению многих специалистов по семиотике, способствует зарождению в ней признаков социальной демагогии.17 «Символизация» исторических реалий — прямой путь к целенаправленной мифологизации прошлого. Детальное же изучение и тщательное осмысление бытовых знаков советского времени, действительно сообщающих информацию об обыденной жизни простых людей, позволит избавить историко-интеллектуальное пространство от значительного количества мифологем. 5. Не задаваясь целью на данном этапе провести четкое маркирование понятий по принципу их принадлежности к символам или знакам, все же можно выделить некие группы лексических единиц, собранных в «Энциклопедии банальностей». Эти слова, обозначающие: а) вещи знаково-символического свойства: акваланг, банлон, буржуйка, примус, «спидола» и т. д.; б) социально-бытовые институты и организации, связанные с регулированием повседневной жизни: барахолка, дворец бракосочетаний,сберкасса, товарищеский суд и т. д.; в) названия социальных категорий российского населения и социальных ролей (должностей), имевших специфические черты повседневного быта или занимавшихся его регламентированием: беспризорники, бри- г) реальные и мнимые, маркированные властью, явления советской повседневности: автотуризм, блат, вещизм, давидсоновщина, онэпивание и т. д.; д) документы, определяющие структуры повседневности и правила советского быта: визитная карточка покупателя, жировка, заборная книжка, паспорт, талоны и т. д.;
е) события в сфере повседневной жизни: денежные реформы, комсомольская пасха, снижения цен и т. д.; ж) переходные типы понятий, которые представляют собой явления повседневности, имеющие конкретное материальное выражение: баня,дача, коммуна и т. д. 6. Не только краткие, но и относительно пространные эссе в энциклопедии не преследуют цель в каждом случае описать вещь, институт, социальную группу, документ и пр. досконально, фиксируя момент их зарождения, динамику развития, факт исчезновения или, напротив, нынешнюю судьбу. В издании отмечены те временные рамки или характеристики описываемых символов, знаков или контуров быта, которые представляются наиболее значимыми для понимания особенностей повседневной жизни в условиях советского общества как развивающегося социального организма. Например, в статье «Хулиганство» подробно освещен период 1920—1930-х гг., когда властные структуры занимались поиском наиболее эффективных, с их идеологических позиций, методов искоренения данной формы отклоняющегося поведения. Позднее политика советских правоохранительных органов в отношении хулиганствующих элементов не многим отличалась от общепринятых европейских 7. Первым шагом определения семиотических признаков, характеризующих повседневную жизнь советских горожан в 1917—1991 гг., был поиск ключевых слов. В настоящее время в энциклопедию включено около 350 понятий. Наиболее эффективным способом их выявления на первоначальной стадии представлялось обращение к различного рода словарям и энциклопедиям. Они являются специализированно семиотическими изданиями, зафиксировавшими социолингвистические символы и знаки советской эпохи. Но основной материал энциклопедии собран посредством анализа исследовательских трудов и публицистики, а также самых разнообразных источников. Это нормативные и делопроизводственные документы государственных и партийных органов, периодическая печать, статистические данные, воспоминания, дневники, письма. Указанные материалы частично извлечены из фондов архивов. Источники вводятся в текст эссе традиционным для исторических текстов способом — цитированием. Как правило, в цитатах встречаются и соответствующие обозначения контуров, символов и знаков. Практически все статьи в энциклопедии завершаются указаниями на исследования или справочники, где можно подробнее узнать о том или ином явлении, вещи, социальной группе и т. д. Отсутствие ссылки на литературу в 10 из 344 эссе означает, что на сегодняшний день у автора нет сведений об иных, более обобщающих источниках, чем те, которые уже приведены в тексте. Значительную ценность для реконструкции советской повседневности представляют изобразительные и вещественные источники — фотографии, живопись и графика, скульптура, образцы тканей и посуды и т. д. Именно поэтому в книге много иллюстраций, которые призваны не только оживлять текст, но и нести определенную смысловую нагрузку, уточняя вербальный контекст тех или иных символов, знаков и даже контуров повседневной жизни советских людей. Особенно важны в данном случае визуальные источники с высокой степенью иконичности. Это в первую очередь фотоматериал, выявленный в архивохранилищах самим автором и сотрудниками исторического иллюстрированного журнала «Родина». Не менее ценными являются фотографии из домашних коллекций, любезно предоставленные автору целой группой родственников, друзей и коллег по работе: Е. В. Анисимовым, Д. М. Буланиным, А. В. Егоровой, Н. Г. Снетковой, И. В. Синовой, Л. П. и Г. Н. Худниц-кими, И. А. и М. В. Шкаровскими. Богатый иллюстративный материал, отличающийся высокой степенью достоверности, заимствован в монографических исследованиях Е. А. Осокиной, С. О. Хан-Магомедова, в исто-рико-публицистических очерках Д. А. Гранина. Особое место в книге занимают визуальные символы и знаки, запечатленные в живописи, где в противовес иконичности (реальности) обычно больше приветствуется индивидуальная правда художника. Для воссоздания же советской повседневности большую ценность представили произведения соцреализма. Критический взгляд или, по меткому выражению московского культуролога Т. Ю. Дашковой, «новая оптика», применяемые к этим произведениям, дают возможность извлечь из вроде бы парадно-постных соцреа-листических полотен живые и яркие детали быта. Например, весьма помпезный по современным меркам альбом репродукций картин советских художников «Искусство и рабочий класс», изданный в 1984 г., помог проиллюстрировать довольно быстрый процесс приобщения советских людей к образцам западной моды, а именно к мини-юбкам (см.). В данном случае визуальный материал представлял собой не столько «искусство», сколько факт почти автоматической фиксации реальной действительности, устоявшейся и уже.ничем не примечательной бытовой нормы. И более того, просмотр репродукций иногда подталкивал к поиску словесных аналогов запечатленным в картинах оптическим знакам и символам. Именно поэтому смысловую нагрузку в книге несут и подписи к иллюстративному материалу. Синтез вербального и визуального в символах и знаках наиболее удачно реализован в кинематографическом материале. Это очень важно, так как современный россиянин, особенно выросший в годы перестройки, знаком с советским кинематографом значительно лучше, чем с произведениями художественной литературы. Однако специфика книжного жанра не позволяет использовать кинодокументы как некий иллюстративный источник. Тем не менее значимость построения ассоциативных рядов для донесения авторских идей до читателя потребовала все же найти способ введения в текст кинообразов. В энциклопедии это сделано посредством цитирования широко известных выражений, по сути дела афоризмов советского кино, которые, как правило, вызывают у читателя и некие зрительные ассоциации Определенного пояснения требует понятие «контуры повседневности». Смысл его в значительной степени связан со спецификой конкретно-исторического момента и с политической направленностью властных инициатив. Структуры повседневной жизни зависят от уровня развития товарно-денежных отношений, господствующей формы собственности на средства производства, степени распространения политических свобод, иерархии социальных отношений. Властные структуры могут инициировать трансформацию быта. Историко-социальные катаклизмы — войны, революции и даже реформы, при всем присущем им стремлении к спокойной модернизации существующих устоев, — оказывают значительное влияние на стилистику повседневной жизни. Обычные люди не сразу ощущают изменения, происходящие в этой сфере: существует определенный временной разрыв между историческим событием и коренной модификацией бытовых практик населения. Так, Петр I, осуществивший переворот почти цивилизационного уровня, не смог изменить повседневность основной массы населения. В первой половине XIX в. официальные бытовые и поведенческие стереотипы определялись узким слоем носителей дворянской культуры с характерной для нее раздвоенностью, промежуточным положением между городским и сельским стилями жизни. В годы «великих реформ» XIX в. перемены коснулись повседневности значительной массы населения России. Под влиянием экономических факторов и складывающейся буржуазной общественности появились новые стереотипы бытового поведения, резко отличавшиеся от патриархальных русских традиций. Наиболее значимые и быстрые перемены в повседневной жизни российского населения стали происходить в начале XX столетия. Россия стояла на пороге вступления в фазу индустриального развития. Стиль быта городского населения формировался под влиянием эстетики модерна, кризиса российского самодержавия, марксизма и нарождающейся «пролетарской культуры». Эти факторы во многом осложняли процесс переделки «человека русского (патриархально-крестьянского)» в «человека индустриального (урбанизированного)». Для формирования индустриальной ментальности требовалось серьезное изменение экономики и политических институтов. Однако не заметить смену парадигм повседневности российского населения накануне Первой мировой войны невозможно. Быт горожан менялся под воздействием бурно развивающейся техники, автомобилестроения, новых тенденций в коммунальном хозяйстве городов. Стилистика повседневной жизни в России в начале XX в. определялась урбанистическими, буржуазными ценностями. Это выражалось, в частности, в попытках ввести в традицию новые формы брачно-семейных отношений, в стремлении к организации индустриальных методов питания и т. д. Первая мировая война усилила эти тенденции. Начавшаяся всеобщая мобилизация привела к увеличению перемещения населения внутри страны, к столкновению с повседневностью больших городов бывших сельских жителей, что не могло не повлиять на стиль их бытового поведения. Они встречались как с высокой культурой городского типа, так и с отрицательными сторонами жизни в мегаполисах. Традиционный уклад жизни в годы войны претерпевал изменения и под влиянием нового слоя российского населения — беженцев. Этот контингент нуждался в работе и жилье. В крупных городах приходилось серьезно заниматься решением жилищных проблем на уровне специальных комиссий при городских думах. В регулирование вопросов быта включалось и население, создававшее домовые комитеты. Экстраординарность военного времени повлияла на распределение половых ролей в повседневной жизни российского общества. Женский труд стал активнее использоваться в фабрично-заводской промышленности. Женщины из имущих слоев в годы войны часто работали сестрами милосердия в стационарных госпиталях и даже на фронте. Несмотря на противоречивое отношение разных слоев населения России к военным действиям, в общественном сознании заметно возвысился социальный статус человека в форме. Это нашло выражение в моде. В одежде особую популярность приобрел военизированный стиль. Женщины начали укорачивать юбки, а затем и подстригать волосы. Условия войны сказались и на системе питания населения. Страна переживала сахарный голод из-за сокращения производства сахара на одну треть. В 1916 г. в 70 губерниях были введены карточки на сахар. Правительство монополизировало снабжение населения мясом. Цены на этот продукт в середине 1916 г. выросли по сравнению с довоенными почти в 3 раза. Введена была и твердая разверстка на хлеб. Однако это не помогало решить проблемы продовольствия. В начале февраля 1917 г. московский городской голова заявил, что для «значительной части населения уже наступил хлебный голод». Война внесла изменения и в такую традиционную практику повседневной жизни, как потребление спиртных напитков. Правительственное постановление от 2 августа 1914 г. запретило продажу водки. Эффект от «сухого закона» на первых порах превзошел все ожидания. Современники утверждали, что Россия «вдруг отрезвела, как по волшебству». В 1915 г. производство спирта вообще было приостановлено из-за переполненности спиртохранилищ. Однако власти прекрасно понимали, что прекращение продажи спиртного является исключительной мерой, продиктованной потребностями военного времени. Повседневность в разгар Первой мировой войны становилась взрывоопасной. Эта ситуация обострилась в 1917 г. Бурное начало Февральской революции имело ярко выраженный бытовой контекст — нехватка хлеба в лавках рабочих окраин Петрограда стала толчком к массовым выступлениям рабочих. Временное правительство попыталось урегулировать вопрос обеспечения населения провизией с помощью государственной монополии на продажу и куплю зерна. Хлебные карточки, а также карточки на мясо, жиры и сахар теперь были введены повсеместно, даже в столице. Однако власти не в состоянии были обеспечить их полное и своевременное «отоваривание». К осени над многими регионами России вновь нависла реальная угроза голода. Новой бытовой практикой российских горожан в 1917 г. стал рост общественной инициативы по охране порядка на улицах городов и обеспечению безопасности жилища. Изменились стереотипы поведения человека на улице, что было особенно заметно летом в крупных городах. «Нерв» уличной толпы определялся человеком в солдатской шинели. Тротуары оказались засыпанными шелухой от семечек, ранее чинные парки заполнились солдатами, прямо на газонах располагались закусывающие люди, на площадках для духовых оркестров шли митинги. К началу осени революция и продолжающаяся война становятся определяющими факторами повседневной жизни. На фоне нарастающего продовольственного кризиса стал особенно ощутимым топливный кризис. В иных социально-политических условиях обыватели начали по-иному рассматривать и проблему жилья. В крупных городах люди старались снимать квартиры на более высоких этажах, чтобы оградить свою семью от «революционного шума» толпы. Эйфория первых месяцев революции к осени сменилась страхом и апатией. Эти настроения превалировали в среде обычных россиян и в октябре 1917 г., в момент прихода к власти большевиков. Их первые декреты заложили основы переустройства бытовой сферы на буржуаз-ноиндустриальный и урбанистический лад. Об этом свидетельствуют, в частности, правовые акты Советского государства в области брачно-семейных отношений. На изменение структур повседневности огромное влияние оказала и политика национализации промышленности и банковского капитала. Однако обыкновенные люди стали реально ощущать это в годы разразившейся гражданской войны. Социально-бытовая политика большевиков во многом была предопределена экстраординарностью, характерной для военного времени вообще. Так, им пришлось воспринять от прежней социальной системы методы распределения продуктов по карточкам. Воспользовалась новая власть и общественными структурами, взявшими на себя решение вопросов бытового обеспечения в пределах одного жилого дома. Однако эти знаки военной повседневности быстро обрели политизированный характер, продиктованный стремлением к быстрейшему воплощению в жизнь коммунистической доктрины. На ритм повседневной жизни огромное влияние оказали основополагающие элементы политики военного коммунизма. Введение всеобщей трудовой повинности изменило систему разделения труда. Для людей, принадлежавших ранее к имущим классам, это означало насильственное приобщение к физическому труду — участию в очистке улиц, разгрузке транспорта и т. д. Объявление тотальных трудовых мобилизаций и создание трудармий во второй половине 1920 г. привели к милитаризации повседневности. «Военно-коммунистические» принципы властного структурирования быта отразились на всех сферах обыденной жизни: жилье, питании, одежде и т. д. В сочетании с трудностями военного времени это усугубило процесс деструкции привычных бытовых практик горожан.
|