СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 2 страница
Переход к новой экономической политике (НЭПу) способствовал возрождению традиционной, нормальной стилистики повседневной жизни. Однако начался этот процесс отнюдь не в марте 1921 г., сразу после X съезда РКП(б), объявившего о введении НЭПа. Лишь в середине 1922 г. в стилистике жизни российских горожан можно зафиксировать появление новых, отличных от военно-коммунистических, бытовых практик. Они были во многом схожи с общеевропейскими стандартами повседневности 1920-х гг., что обеспечивалось существованием особой «нэповской субкультуры» со свойственными ей элементами политического и экономического плюрализма. Резкость нормализующих суждений власти не могла нивелировать пестроту быта НЭПа. «Великий перелом», объявленный И. В. Сталиным в 1929 г., ознаменовался переходом к экстраординарным практикам повседневности в условиях мирного времени: централизованному планированию развития народного хозяйства и нормированному распределению продуктов питания и промышленных товаров. Элементы «чрезвычайщины», характерные для эпохи гражданской войны, вновь вернулись в быт населения. Это выразилось не только во введении карточного снабжения населения, но и в возврате «жилищного передела», гонений на традиционные формы городского досуга, в сломе привычного ритма труда и отдыха в связи с экспериментами по введению «непрерывки» и т. д. В середине 1930-х гг. власть перешла к явной политике «большой сделки» и формированию «витрины» социалистической повседневности. Об этом свидетельствуют отмена карточек, прекращение нападок на модную одежду и косметику, возрождение классического стиля в архитектуре и мебели, формирование имперско-тоталитарных представлений о «шикарной» жизни. Однако многие знаки этого периода советской повседневности носят характер семиотических парадоксов, так как они отражают лишь черты быта привилегированных слоев советского общества. Ведь «большая сделка» — политика создания роскошного быта для людей, социально ценных в представлениях сталинских властных структур, — разворачивалась на фоне «большого террора». Он выражался не только в создании системы ГУЛАГа, но и в жестком контроле над повседневной жизнью обычных граждан. Большинство из них выбрали главной стратегией выживания уход в частную сферу. Ярко выраженная экстраординарность быта периода Великой Отечественной войны: всеобщая мобилизация, введение карточной системы, эвакуация — тем не менее не изменила общей тенденции социально-бытовой политики властных структур. Они по-прежнему стремились к формированию имперско-тоталитарного стиля в повседневности больших городов. Этому должно было способствовать изменение отношения власти к русской православной церкви. В советском тылу люди, ранее скрывавшие свою религиозность, стали открыто посещать храмы и церкви. Многие властные инициативы законодательного характера были явно направлены на возрождение традиций повседневности дореволюционной России. К их числу относится введение в 1943 г. раздельного обучения мальчиков и девочек в средней школе, а также ужесточение брачно-семейного законодательства. На тоталитарно-имперских позициях строились и контуры обыденной жизни после окончания Великой Отечественной войны. Специфика структур повседневности в середине 1940—середине 1950-х гг. отражала процесс восстановления всех сфер социально-экономической и политической жизни страны и дальнейшего укрепления режима личной власти Сталина. Быт послевоенного времени отличался показной помпезностью и наличием резких диссонансов, выразившихся в усилении социальной и материальной дифференциации советского общества. В послевоенные годы значительно выросли доходы партийной и государственной номенклатуры, художественной элиты, высшей научной интеллигенции. Явное неравенство способствовало развитию преступности, нищенства, спекуляции. Одновременно нельзя отрицать, что в обыденной жизни послевоенного времени явно ощущались приподнятость и ожидание перемен. Однако общий стиль повседневности решительно стал меняться лишь после XX съезда КПСС. Идея построения коммунистического общества, являвшаяся основной в хрущевских преобразованиях, подразумевала и перестройку быта как важнейшего фактора формирования нового человека. Смена парадигм повседневной жизни в эпоху «великого десятилетия» была связана с десталинизацией, демократизацией, развитием научно-технического прогресса, смягчением международных отношений. Значительное влияние на стилистику городского быта в конце 1950—1960-х гг. оказали западноевропейские и американские стандарты повседневности, а также растущий престиж интеллектуального труда, и прежде всего точных наук. Эти факторы определяли многие сферы обыденности советского человека до начала 1970-х гг. В годы «брежневского застоя» наиболее характерными чертами советского быта являются «потребительская революция» и «вещизм», обретшие уродливые формы в условиях плановой экономики, резкого расслоения общества, роста дефицита и «двойной морали». Инициированная властными структурами «перестройка», коснувшаяся в первую очередь идеологических стереотипов, повлекла за собой и развитие деструктивных явлений в социалистической повседневности. Сначала это нашло отражение в сфере досуга. Ослабление цензуры и идеологического диктата КПСС превратило средства массовой информации в проводников непривычных для советской действительности ценностей (публикация ранее запрещенной литературы, демонстрация снятых «с полок» кинолент, реклама, ток-шоу, конкурсы красоты). Бездействие же в сфере экономики привело к инфляции и возрождению в повседневной жизни «экстраординарных» практик — нехватке продуктов и спекуляции ими, нормированного распределения, карточек. Новым в быту периода перестройки стало появление первых кооперативных ресторанов и кафе, а также возрождение форм самоснабжения населения за счет деятельности «челноков» и вещевых рынков. Но настоящий слом повседневности произошел не после августовского путча 1991 г. и даже не после развала СССР в декабре того же года. Его началом стала либерализация цен и переход к рыночной экономике в январе 1992 г. К этому времени были практически уничтожены самые важные факторы, определявшие с 1917 по 1991 г. контуры повседневной жизни советского человека, — это запрет на наличие частной собственности и идеологический диктат Коммунистической партии. Издания словарно-энциклопедического жанра, как правило, не предусматривают какого-либо заключения. Однако попытка превращения советской повседневности в некое дискретное историко-социальное полотно подтолкнула автора к необходимости сделать определенные обобщения, касающиеся общих тенденций развития общества, возникшего в России после прихода к власти Коммунистической партии. Повседневная жизнь российского горожанина в 1917—1991 гг. является неотъемлемой частью советской культуры со свойственными ей репрезентантами, а именно специфическим языком, системой знаков и символов. Именно в недрах повседневности, каждодневной обыденности, особого советского быта, в мире банальностей возникли такие феномены (вещи, институты, социальные категории, явления и т. д.), как, например, блат, дома Советов, излишки, колбасный поезд, лимитчики, нагрузка, онэпивание, рыбный день, самиздат, тунеядец, фарцовщик, шницель по-министерски и т. д. Во многом специфическим был и бытовой лексикон советских людей, о чем неоднократно писали филологи. Однако бытовая культура, сформировавшаяся в 1917—1991 гг., родилась не на пустом месте и не ушла в небытие. Некоторые ее элементы представляют собой лишь определенную трансформацию явлений дореволюционной российской повседневности. Именно оттуда, и в особенности из кризисных ситуаций жизни российских горожан периода Первой мировой войны, пришли в советскую действительность винные погромы, дачи, домовые комитеты, егерское белье, мещане, несуны, пивные, сберегательные кассы, рынки, хвосты и т. д. Кое-что из стилистики быта, сформировавшегося в советское время, сохранилось и в сегодняшней жизни россиян. Такими знаками и даже в некоторой мере символами повседневности 1917— 1991 гг. являются декретный отпуск в связи с родами и уходом за ребенком (см.: декрет), дворцы бракосочетания, дома быта, коммуналки, обмен жилой площади, отпуска, а также используемые до сих пор такие виды жилья, как бараки, сталинские дома, хрущевки и т. д. Несмотря на то, что так называемые контуры советского быта формировались под воздействием коммунистической идеологии и в условиях насильственной ликвидации частной собственности, жители российских городов испытали на себе влияние и неких общецивилизационных процессов, в частности модернизации. Реалии быта не позволяют полностью согласиться с распространенным ныне утверждением о том, что революция 1917 г. вообще сняла «проблему модернизации с повестки дня».19 К числу модернизационных признаков, зафиксированных в советском культурно-бытовом пространстве, можно отнести секуляризацию брачно-семейных отношений после прихода большевиков к власти, отмену запрета абортов, внедрение в быт автоматизации и т. д. Безусловно, многие процессы модификации повседневности, развивавшиеся в СССР и западных странах, были асинхронными.20 Так, карточная система, которая существовала в большинстве государств в период военных действий, в СССР не только продолжала функционировать некоторое время после их завершения, но и неоднократно реанимировалась в мирных условиях как удобный способ распределения. Позднее, чем в Европе, в быт советских людей вошла идея минимизации жилищного строительства. В начале 1950-х гг. рядовые европейцы уже жили в домах, где высота потолков не превышала 2,5 м (ср.: сталинские дома). Советские же горожане приобщились к подобным «благам» лишь на рубеже 1950— 1960-х гг. Однако, несмотря на явное отставание, общецивилизационные тенденции изменения знаков и символов повседневности в XX в. прослеживались и в СССР (см.: автостоп, бар, банлон, гангстерский стиль, капрон, мини-юбка, нью-лук стиль и т. д.). Попытка семиотического анализа бытовых реалий жизни советских людей позволяет пошатнуть и другие мифологемы. Некоторые из них являются отнюдь не порождением политической конъюнктуры, а скорее следствием специфики исследовательских приемов изучения бытовых практик. Этим, в частности, грешит и ряд блестящих с лингвистической точки зрения изданий.21 В них нередко встречается неправильная датировка тех или иных явлений повседневности (см.: дикарь, забегаловка, коктейль, медвытрезвитель, нагрузка, общежитие, пивбар, указник и т. д.). И специалистам филологам и историкам, и обычным людям, неравнодушно относящимся к своему еще недалекому, но изрядно искаженному прошлому, будет интересно и полезно узнать, что вертушка — это всего лишь телефон с вращающимся диском (см.), что испанка не была основной причиной смертности в России в годы гражданской войны (см.), что реклама в СССР появилась вовсе не в годы перестройки (см.), что про чипсы многие советские люди знали еще в 1960-е гг. (см.). И конечно, самым большим разочарованием будет опровержение расхожего утверждения о том, что в СССР «секса нет» (см.: секс)\ В целом с большой степенью достоверности можно утверждать, что повседневная жизнь советских людей, особенно в послевоенное время, испытывала серьезное влияние общецивилизационных процессов модификации быта, происходивших прежде всего под воздействием научно-технической революции. Иногда даже так называемые контуры советской повседневности оказывались отражением явлений, известных и на Западе. Это касается попыток введения нового летосчисления по образцу французской буржуазной революции, внедрения новых имен, критики вещизма и мещанства. Однако более существенное влияние на ментальные установки «homo soveticus» оказывали нормативные и нормализующие суждения власти и реалии социалистической экономики. АБОРТ — на первый взгляд, данная статья больше подходит для словаря медицинского характера. Однако методы контроля над рождаемостью — важнейшая сфера повседневной жизни человека, в которую активно вмешиваются социальные структуры. В досоветской истории России и государство, и церковь ревностно следили за процессом регулирования размеров семьи, самым радикальным средством которого был аборт. По Уложению о наказаниях 1845 г. он приравнивался к умышленному детоубийству. Вина за это преступление возлагалась и на людей, осуществлявших изгнание плода, и на самих женщин. Однако число нелегальных абортов, зачастую кончавшихся увечьем, а иногда и смертью пациенток, росло, как писали российские медики начала XX в., в эпидемической пропорции. Большая группа врачей и юристов царской России пыталась поставить вопрос о необходимости легализации абортов. Считалось, что женщине тем самым будет предоставлено право самостоятельного решения судьбы будущего потомства. В начале XX в. в Европе и США запрет абортов многими рассматривался как один из камней преткновения на пути женской эмансипации. Советская республика стала первой в мире страной, легализовавшей искусственный выкидыш. Это произошло 18 ноября 1920 г. Тогда было принято соответствующее совместное постановление Наркоматов юстиции и здравоохранения РСФСР. Правда, большевики объявили аборты «социальным злом», пагубные последствия которого для здоровья женщины необходимо разъяснять населению. Новая власть была уверена, что скоро в Советской России вообще отпадет необходимость в контроле над деторождением любым способом — ведь государство полностью возьмет на себя заботу о детях. О контрацепции же, как противовесе абортов, никто не задумывался. Операция по искусственному прерыванию беременности проводилась бесплатно, но без анестезии — сказывался постоянный дефицит лекарственных средств. Кроме того, считалось, что страдания, причиняемые во время операции, — расплата за избавление от плода. Эта практика продолжалась до начала 90-х гг. Но ни страх, ни боль, ни унижения не останавливали женщин. В годы НЭПа многие воспользовались правом на избавление от плода в условиях медицинских клиник. В 1924 г. вышло даже постановление о формировании абортных комиссий. Они регулировали очередь на производство операции по искусственному прерыванию беременности. Преимуществами «на аборт» вне очереди пользовались фабрично-заводские работницы. Основным мотивом аборта была материальная нужда. По этой причине не желали иметь ребенка почти 70% женщин. До середины 20-х гг. советская власть либерально относилась к абортам. Право женщины на искусственное прерывание беременности зафиксировал брачно-семейный кодекс 1926 г. В годы НЭПа в обществе существовало понимание, что уровень рождаемости не связан с запретом на контрацепцию или аборты. В российских городах в 1913 г. на 1000 человек родилось 37,2 младенца, в 1917-м — 21,7, в 1920-м — 13,7, а в 1923 г., после разрешения абортов, — 35,3. Но по мере строительства социализма рождаемость стала падать. В 1935 г. в СССР на 1000 человек приходилось всего лишь 30,1 грудных младенцев. В крупных городах дело обстояло еще хуже. В Ленинграде в 1934 г. в расчете на 1000 человек появилось всего 15,5 новорожденных, меньше, чем в голодном 1918 г. С 1930 г. операция по искусственному прерыванию беременности стала платной. Утверждая, что аборт наносит женскому организму непоправимый ущерб, государственные структуры ежегодно повышали цены. «Абортные деньги» правительство забирало в свой бюджет. В первом квартале 1935 г. только в Ленинграде доход от производства абортов составил 3 615 444 р. Повышение цен на операции по искусственному выкидышу заставило многих женщин прибегнуть к самоабортам и помощи частных врачей. Заметно выросли показатели женской смертности от сепсиса. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1936 г., почти одновременно с раскручиванием спирали «большого террора», аборты в стране были вообще запрещены. Сделано это было, как гласил документ, по «многочисленным заявлениям трудящихся женщин». Советское правительство, как когда-то царская власть, ввело целую систему наказаний за совершение искусственных выкидышей. Репрессиям подвергались не только лица, подтолкнувшие женщину к принятию решения об аборте, не только медики, осуществившие операцию, но и сама женщина. Сначала ей грозило общественное порицание, а затем штраф до 300 р. Средняя зарплата тогда составляла примерно 280 р. За 1936—1938 гг. число абортов сократилось в три раза. Но рождаемость за это же время повысилась всего в два раза, а в 1940 г. упала до уровня 1934 г. Зато нормой в советском обществе стали криминальные аборты. Незаконные операции по прерыванию беременности проводили как профессионалы-гинекологи, так и люди, не имевшие никакого отношения к медицине. В 1936 г. в числе лиц, привлеченных к уголовной ответственности за производство искусственных выкидышей, врачи и медсестры составляли 23%, рабочие — 21%, служащие и домохозяйки — по 16%, прочие — 24%. Несмотря на преследования, подпольные абортмахеры не имели недостатка в клиентуре. Их услугами пользовались после принятия закона 1936 г. семейные женщины и даже жены ответственных работников. Широкое распространение получила практика самоабортов. Лишенные возможности обратиться к врачу, женщины использовали для избавления от нежелательной беременности спицы, вязальные крючки, катетеры, йодные спринцевания, карандаши, гусиные перья, березовые лучины. В большинстве случаев это приводило к страшным осложнениям. После принятия закона о запрете абортов смертность женщин от заражения крови возросла в четыре раза. К счастью, бывали случаи, когда самоаборты заканчивались удачно, и женщина, вовремя попав в больницу, оставалась жива и относительно здорова. Но закон был безжалостен — установленный факт самоаборта мгновенно фиксировался и дело передавалось в суд. Запрещение абортов не дало должного эффекта. Детское население сокращалось. Одновременно в конце 30-х гг. был зафиксирован рост детоубийств. Они составляли более 25% всех преступлений этого рода. Младенцев закалывали штопальными иглами, топили в уборных и просто выбрасывали на помойку. Запрет на искусственное прерывание беременности продолжал действовать и после Великой Отечественной войны. Большинство молодых семей не могло позволить себе иметь больше одного ребенка из-за отсутствия жилья и малых заработков. Это заставляло в условиях сурового закона об абортах либо пользоваться услугами нелегальных абортмахеров, либо обращаться к представителям высшей власти для разрешения вопросов частной жизни. Так осенью 1949 г. поступила пара, где главой семьи был инвалид войны, передвигавшийся на костылях. Молодые люди пробились на прием к тогдашнему Председателю Президиума Верховного Совета Н. М. Швернику. Он разрешил в поряд-ке исключения сделать аборт. Операция была проведена «по личному указанию тов. Шверника Н. М.» (Зубкова, 1999. С. 178). Но такие трагикомические случаи были редкостью. Советские женщины жили под страхом нежелательной беременности и наказания за избавление от нее. Кровь, страдания, смерть, сломанные людские судьбы — последствия закона 1936 г., являвшегося способом контроля над частной жизнью советских людей. Лишь в ноябре 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, разрешающий проводить аборты не только по медицинским показаниям, но и по желанию самой беременной. Лит.: Дробижев, 1987; Левина, 1999а; Улицкая, 2003; Waters, 1992. АВОСЬКА — несомненный неологизм советской эпохи, порожденный не только систематическим дефицитом, но и исчезновением традиционной практики приобретения продуктов питания лишь прислугой или домохозяйкой. «Авоськой» с конца 20-х гг. чаще всего стали называть плетеную из ниток, тонкой бечевки или сутажа сетчатую сумку. Питерский поэт В. Шефнер вспоминал, что такое название продуктовой сумки возникло из постоянной мысли советского человека — «авось удастся принести в ней домой что-нибудь такое, чего по карточкам не выдают» (Шефнер, 1999. С. 83). В 30-е гг. многие язвительно именовали «авоську» «напраськой», намекая на то, что поиски продуктов в советских условиях — это напрасные хлопоты (Рожков, 1999. С. 64). Привычка носить с собой «авоськи» не исчезла с отменой карточек. Предметы, переносимые в сетчатых сумках, были не только видны прохожим, но и часто торчали через петли. Это порождало традиционный для советской повседневности вопрос: «Где достали курицу, рыбу, зеленый лук и т. д., и т. д.». Его задавали на улице друг другу совершенно незнакомые люди в надежде тоже купить что-нибудь неожиданно, «на авось». В годы хрущевской «оттепели», сопровождавшейся сплошной химизацией народного хозяйства, «авоськи» стали делать «безразмерными», из тянущихся нейлоновых волокон. Такие сумки еще удобнее было носить с собой. В 80-е гг. на смену «авоськам» пришли полиэтиленовые мешки. В советское время их невозможно было купить или просто получить как упаковочный материал в магазинах. Мешки поэтому берегли, мыли и сушили после употребления для лучшей сохранности. Яркий новый полиэтиленовый пакет, а особенно с иностранной надписью, некоторое время считался приличным небольшим презентом. Лит.: Фицпатрик, 2001.
АНТИАЛКОГОЛЬНЫЕ КАМПАНИИ — переход в 1925 г. к свободной продаже спиртных напитков в СССР продемонстрировал несостоятельность большевистской идеи о быстром искоренении пьянства как пережитка капитализма (см. Водочная монополия). Разрешив торговать водкой, советская власть развернула и борьбу с пьянством. Первая антиалкогольная кампания началась осенью 1926 г. изданием декрета СНК РСФСР «О ближайших мерах в области лечебно-предупредительной и культурно-просветительной работы с алкоголизмом». Он предусматривал меры по принудительному лечению алкоголиков в специальных диспансерах. Но сначала в крупных городах были учреждены должности районных психиатров. В инструкции, регламентирующей их деятельность, подчеркивалось: «В отношении борьбы с наркоманией и алкоголизмом районный психиатр проводит обследование на дому всех алкоголиков, нуждающихся в принудительном лечении, участвует в комиссии по определению такового и берет на учет направленных на принудительное лечение» (ЦГА СПб., ф. 4301, оп. 1, д. 3414, л. 155). Диспансеры начали действовать осенью 1928 г., за полтора года их работы только в Москве там побывало около 20 тыс. алкоголиков. Но население это нововведение восприняло с большой иронией, о чем свидетельствуют слова популярной в то время песни: Ах, мне бы счастия сейчас хотя бы толику. Я не раба, я дочь СССР. Не надо мужа мне такого алкоголика. Его не вылечит, наверно, диспансер. В 1928 г. появилось Общество по борьбе с алкоголизмом (ОБСА). Оно организовывало демонстрации детей под лозунгами: «Отец, не пей. Купи книги детям, одень их», «Отец, брось пить. Отдай деньги маме». Общество развернуло публикацию антиалкогольной литературы, издавало журнал «Трезвость и культура». Но к началу 30-х гг. борьба с пьянством на государственном уровне практически прекратилась. В 1932 г. было ликвидировано ОБСА, приостановился и выпуск его журнала. Сталинское руководство рассматривало продажу алкоголя как мощный источник пополнения бюджета, наращивая производство спиртных напитков. Последующие советские руководители, стимулируя развитие спиртоводочной промышленности, тем не менее считали необходимым периодически проводить антиалкогольные кампании. При Н. Хрущеве в декабре 1958 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «Об усилении борьбы с пьянством и наведении порядка в торговле спиртными напитками». До этого в крупных вино-водочных магазинах существовала продажа алкоголя рюмками, действовали и разного рода распивочные. После их закрытия народ стал чаще выпивать на улицах. Торговля алкоголем начиналась только с 10 часов утра. В ресторанах на спиртное была введена огромная наценка. Кроме того, зарегистрированы и попытки введения фиксированной нормы продажи алкоголя в заведениях общепита — не более 100 г водки на человека. Власти повысили и цены на выпивку. Не случайно после снятия Хрущева распространилась частушка: Товарищ, верь, придет она — На водку старая цена, И на закуску будет скидка: Ушел на пенсию Никитка. Люди стали активнее гнать самогон, что заставило в ходе хрущевской антиалкогольной кампании принять несколько указов, ужесточающих наказание за самогоноварение. В Указе Президиума Верховного Совета РСФСР от 29 января 1960 г. за производство самогона в виде наказания предусматривались лишь меры общественного порицания, и только злостным самогонщикам грозили исправительные работы от 3 месяцев до 1 года. А уже в мае 1961 г. наказание было увеличено до 3 лет. Однако потребление спиртных напитков не уменьшилось. В общественном же сознании укоренялся образ заблудшего, но симпатичного российского пьяницы. Он ассоциировался с плутоватыми милягами Трусом (актер Г. Вицин), Балбесом (актер Ю. Никулин) и Бывалым (актер Е. Моргунов) из фильма Л. Гайдая «Самогонщики» (1961). Брежневская антиалкогольная кампания началась с постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по усилению борьбы против пьянства и алкоголизма» от 16 мая 1972 г. Она характеризовалась введением системы принудительного лечения от алкоголизма. Для этого были созданы лечебно-трудовые профилактории (ЛТП). Людей, находившихся там в течение двух лет, использовали для выполнения тяжелой неквалифицированной работы. Действенным способом борьбы с пьянством считалось и очередное повышение цен на крепкие напитки: на водку — на 30—35%, а коньяк подорожал в два раза, на что народ сразу откликнулся частушкой: Было «пять», а стало «восемь». Все равно мы пить не бросим. 1 Передайте Ильичу — Нам и «десять» по плечу. Одновременно для пополнения бюджета власть увеличила производство низкосортных плодово-ягодных вин, доступных по цене и потому названных народом «плодово-выгодными». Самым знаменитым напитком этой серии был «Солнцедар». Горбачевская «перестройка» началась с борьбы с алкоголизмом. 7 мая 1985 г. вышло постановление ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по предотвращению пьянства и алкоголизма, искоренению самогоноварения». Оно носило запретительный характер, объявляя идею культурного, умеренного потребления спиртных напитков «нетерпимой». Антиалкогольная кампания продолжалась три года. Объем производства вино-водочной продукции сократился вдвое. В стране вырубались уникальные виноградники. Официальная торговля спиртным была почти уничтожена. Винные магазины открывались в 14 часов, люди получали увечья в огромных очередях за водкой, которая становилась «второй валютой» в СССР. Самогоноварение росло в гигантских масштабах, что привело к перебоям в продаже сахара. Резко увеличилось потребление спиртосодержащих жидкостей: лосьонов, растворителей, одеколонов. В СССР появилось огромное количество «паленой водки» — одной из первых примет «перестройки». В ходе горбачевской антиалкогольной кампании было воссоздано Всесоюзное добровольное общество трезвости (ВДОБТ), куда в принудительном порядке вступило 15 млн человек. Возродился и официальный трезвеннический журнал «Трезвость и культура». Лит.: Заиграев, 1992; Пронъко, 1988; Такала, 2002; Phillips, 2000. БЕСПРИЗОРНИКИ — традиционные фигуры улиц Рис больших городов во всех странах мира. Однако советская 1' система долгое время отказывалась признавать детскую беспризорность перманентным явлением. Бездомность и заброшенность детей объяснялась противоречиями, характерными для капиталистического общества, — эксплуатацией рабочих, развалом семьи, гнетом капитала. Однако резкий рост числа беспризорников в Советской России, вызванный последствиями Первой мировой и гражданской войн, голодом, эпидемиями, вынудил новую власть принимать меры. Уже в феврале 1919 г. В. Ленин подписал декрет об утверждении «Совета защиты детей», а еще через два месяца и декрет о бесплатном питании для подростков и малолетних. В мае 1921 г. при ВЦИК была создана комиссия по улучшению жизни детей под руководством Ф. Дзержинского. Ее называли ДЧК — детской чрезвычайной комиссией. В России начался массовый отлов беспризорников, которых отправляли в детские дома. Но мера оказалась неэффективной. Условия жизни в малочисленных детских учреждениях — организациях, нерентабельных по своей природе, — были ужасающими. В период расцвета НЭПа для помощи детям государство стало облагать налогом увеселительные и торговые заведения. В ликвидацию беспризорности включились и общественные организации, прежде всего Общество «Друг детей» (ОДД). Улучшение жизненного уровня населения несколько снизило и количество бездомных детей. Однако рост их числа возобновился примерно с началом коллективизации. Никакие благотворительные меры не могли остановить этот процесс. Обычные граждане относились к беспризорникам с большой опаской, а некоторые и вообще предлагали их физически уничтожать. Внешнее благополучие — отсутствие беспризорников на улицах городов во второй половине 30-х гг. — было достигнуто за счет жесточайшей репрессивной политики в отношении бездомных детей. Детские дома превращались в колонии по образцу учреждения, возглавленного А. Макаренко. А тех детей и подростков, которым не хватало места в таких колониях, уже с весны 1929 г. отправляли на лесоразработки. В феврале 1932 г. вышло специальное постановление СНК СССР «О борьбе с беспризорностью». Реализация этого законодательного акта привела к тому, что только в 1932 г. в РСФСР «выловили» и вывезли на ударные комсомольские стройки более 18 тыс. подростков. Вместе с женщинами, обвиненными в занятиях проституцией, криминальными элементами, нищими и «лишенцами» беспризорники в принудительном порядке выдворялись из крупных городов в ходе паспортизации (см. Паспорт).
|