Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 6 страница





Время «оттепели» изменило и позицию власти по отно­шению к свободному регулированию каждым человеком проблем собственной репродуктивности. Журнал «Здо­ровье» стал периодически помещать статьи о предупрежде­нии нежелательной беременности. Во второй половине 60-х гг. в СССР вышла знаменитая «Новая книга о супру­жестве» Р. Нойберта. Однако не следует забывать, что кон­туры повседневности все же определялись коммунистиче­ской идеологией. На ее позициях стояла и официальная медицина. В СССР всячески дискредитировались новые ме­тоды контрацепции. Специальным приказом Министерст­ва здравоохранения СССР от 1 августа 1971 г. применение гормональных препаратов было разрешено лишь в лечеб­ных целях. Любые новшества в сфере контрацепции мар­кировались как увлечение западными веяниями. Это была новая форма негласного контроля за личной жизнью лю­дей, от которого советская система не считала возможным отказаться даже незадолго до своего краха.

Лит.: Использование контрацепции, 1991; Коммунистическая мораль, 1926; Фицпатрик, 2001.

КРАСНАЯ КОСЫНКА — модный атрибут женской одежды эпохи гражданской войны, маркировавший соприча­стность к революционной деятельности. Красная косынка была своеобразным российским аналогом фригийского красного колпака эпохи Великой французской революции. Сначала эту деталь одежды можно было увидеть на моло­дых работницах и рабфаковках. В конце 20-х гг. к рево­люционной стилистике во внешнем виде стала тянуться часть интеллигенции. В красном платочке и юнгштурмов-ке (см.) любила ходить поэтесса О. Берггольц. По словам современника, «эта девочка в красной косынке была уже дважды матерью, но твердо решила оставаться комсомол­кой из-за Нарвской заставы» (Вспоминая Берггольц, 1979. С. 56).

Лит.: Кирсанова, 1997.

КРАСНАЯ МОСКВА»— название духов, во многом Рис. являющееся символическим выражением противоречивого 39 отношения советской системы к косметике и парфюмерии. В 20-е гг. духи, пудра, помада и т. д. рассматривались офи­циальными идеологическими структурами как элементы буржуазного или нэпманского быта. Журнал «Работница» призывал «не пудриться и не мазаться». На его страницах появлялись и такие сентенции: «...при повышении куль­турного уровня женщины вся эта косметика сама по себе ликвидируется» (1924. № 2. С. 13). Однако в реальной жизни горожане, и в первую очередь горожанки, и в годы НЭПа пользовались косметическими товарами. В газетах 20-х гг. мелькали рекламы средства для уничтожения угрей «Адон» и пудры под таким же названием. Популярностью пользовались крем, мыло и пудра «Имша». Конечно, кос­метические товары не отличались высоким качеством, во многих из них использовались вредные для здоровья соли ртути, бертолетова соль, анилиновые красители. Но спрос на пудру, помаду, духи и т. д. по мере стабилизации жиз­ни в СССР возрастал. Пропагандируя аскетизм, власти одновременно возрождали производство косметики и пар­фюмерии в советской стране. В 1922 г. была восстановлена знаменитая фабрика Брокара. Но теперь она называлась «Государственный мыльно-парфюмерный завод № 5 „Но­вая Заря"». На ее этикетках наряду с названием продукции стала аббревиатура «ТЭЖЭ» — трест «Жиркость». Как пи­сали современники, «под этим салотопенным названием кроются самые изящные продукты. Мыла всякие душистые в красивеньких бумажечках, духи в волнующих фла­кончиках, пудра — мечта, ну, словом, все такое, за что „жирно" платят» {Шульгин, 1991. С. 151).

Такого рода продуктом были и духи «Красная Москва». Фабрика «Новая заря» представила их на Всероссийской хозяйственной выставке 1925 г. Сам же этот аромат был составлен еще в 1913 г. парфюмером А. Мишелем. Но то­гда духи назывались «Любимый букет Императрицы» и посвящались 300-летию Дома Романовых. Большевики с удовольствием позаимствовали изобретение фабрики Бро-кара, а запах «Красной Москвы» стал признанным «совет­ским запахом». В начале 30-х гг. производство косметики и парфюмерии заметно расширилось. Это была новая тен­денция в социальной политике советской власти. Прошла реконструкции фабрики «Северное сияние» в Ленинграде. В 1934 г. она ежедневно выпускала 70 тыс. флаконов духов и одеколонов более ста наименований. В 1936 г. в стране функционировало 36 отделений «ТЭЖЭ». Это была уже парфюмерная индустрия. Возглавляла ее перед Великой Отечественной войной П. Жемчужина, жена В. Молотова. Косметические средства, и в особенности духи, с середины 30-х гг. стали составной частью витрины сталинского со­циализма.

Лит.: Жирицкая, 2002; Иосельсон, 1933; Микоян, 1999.

КРАСНАЯ СВАДЬБА — большевистский обряд, проти­вопоставлявшийся венчанию. «Красные свадьбы» получи­ли распространение в начале 20-х гг. одновременно с «октябринами» и «звездинами». Весной 1924 г. ЦК РЛКСМ отмечал огромные, а главное, как тогда казалось, устойчи­вые сдвиги в быту: «Октябрины вместо крестин, граждан­ские похороны и свадьбы, введение новой обрядовости вме­сто религиозной стали в рабочей среде массовым явлением» (Миронец, 1985. С. 259). «Красные свадьбы» обычно про­водились в фабрично-заводских клубах после регистрации в ЗАГСе. Исключительность моменту придавало обязатель-

ное присутствие представителей комсомольских и партий­ных организаций. Они напутствовали молодых. Подарки носили сугубо «революционный» характер — брошюра В. Ленина «Речь на III съезде комсомола», «Азбука комму­низма» Н. Бухарина и Е. Преображенского, книга Л. Троц­кого «Вопросы быта». Никакого застолья молодые в клу­бах не устраивали. Особого развития «красные свадьбы» не получили. В конце 50—начале 60-х гг. в ходе хрущевских реформ, сопровождавшихся новым наступлением на пози­ции церкви, была предпринята попытка возрождения ком­мунистического обряда. На предприятиях и особенно в общежитиях проводились «комсомольские свадьбы», в орга­низации которых активное участие принимали идеологи­ческие структуры. Но в отличие от 20-х гг. эти свадьбы сопровождались обильными возлияниями, нередко финан­сированными профсоюзными организациями. Лит.: Молодожены, 1985.

КРАСНЫЙ УГОЛОК — уже в первые годы существова­ния советской власти под влиянием антирелигиозной про­паганды в домашнем быту горожан были зафиксированы факты замены икон (см.), стоявших в «красных углах», на портреты лидеров большевистской партии. Чаще всего это делали комсомольцы, пытавшиеся объединяться в комму­ны. «В помещении девичьей коммуны „Ленинский за­кал", — писал журнал «Смена», — в Красном углу — портрет Троцкого» (1926. № 3. С. 8). После смерти в январе 1924 г. В. Ленина в ходе кампании по демонстративному избавлению от икон в привычные «красные углы» вместо изображения святых стали вешать портрет «вождя мирово­го пролетариата». И это явление было массовым. Если в начале 1924 г. на традиционном месте образов фотография В. Ленина висела в доме каждого четвертого московского рабочего, то в начале 1925 г. — в двух из каждых трех пролетарских семей. Места, где располагались изображе­ния большевистского лидера, стали называть не «красными», а «ленинскими уголками». Такие же «уголки» стали появляться и в учреждениях. Их стилистика весьма напо­минала иконостасы. Современники писали: «Уничтожают религию, а из Ленина сделали бога... Уголки Ильича, как божницы, портретам чуть не молятся» (Измозик, 2001. С. 86).

К середине 30-х гг. самое название «красный» или «ле­нинский уголок» не употреблялось для обозначения кон­кретного домашнего пространства, где развешивались изо­бражения крупных деятелей партии и государства. Однако привычка украшать жилище их портретами оказалась до­вольно стойкой. Типичный дом советского рабочего, по описаниям этнографов тех лет, обязательно содержал «портреты любимых вождей — Ленина, Сталина, Вороши­лова, Кагановича» (Лапицкая, 1935. С. 162). Это же обстоятельство отметил и посетивший в 1936 г. СССР французский писатель А. Жид. Он писал: «В любом жили­ще, доме самом жалком, самом убогом... портреты Сталина на том самом месте, где раньше висела икона» (Звезда. 1989. № 8. С. 138). Полностью от манеры иметь в частном пространстве изображения политических лидеров совет­ские люди отказались в конце 50-х гг.

Лит.: Кабо, 1926.

КРЕМАТОРИЙ — на рубеже XIX—XX вв. идеи трупо-сжигания начали проникать в христианскую ритуалисти-ку Европы и Северной Америки. В России к 1917 г. не су­ществовало крематориев, а любые попытки их создания встречали сопротивление со стороны Синода. Приход боль­шевиков к власти сопровождался разрушением привычной погребальной обрядности, что выразилось, в частности, в строительстве крематориев. Они создавались не только в гигиенических, но и в политических целях. Система сжигания трупов противопоставлялась традиционной хри-стианско-православной норме погребения на кладбищах. Атеистическая направленность актов кремации наиболее ярко выразилась в ходе создания первого российского кре­матория в Петрограде в годы гражданской войны. В январе 1919 г. был издан декрет Совета комиссаров Союза коммун Северной области о допустимости и предпочтительности кремации покойников. Л. Троцкий откликнулся на этот декрет статьей, в которой призвал всех лидеров большеви­стского правительства завещать сжечь свои тела. В февра­ле 1919 г. местные петроградские власти создали Постоян­ную комиссию по постройке Первого Государственного крематория. Она организовала конкурс на лучший проект крематория. Победителем стал архитектор И. Фомин — автор проекта под девизом «Неизбежный путь». Местом постройки крематория была выбрана территория Алексан-дро-Невской лавры, что вызвало резкое возмущение ве­рующих и представителей Петроградской епархии. Лишь нехватка средств и рабочих рук помогла остановить этот акт вандализма. Но от идеи спешно ввести в традицию акт сожжения усопших власти не отказались. Первый совет­ский крематорий начал действовать в наспех переоборудо­ванном здании старой петербургской бани. Родственники умерших с недоверием относились к сжиганию тел своих близких. Для преодоления сомнения власти попытались ввести публичную церемонию кремации. Регулярными участниками этого зрелища были представители питер­ской большевистской верхушки. Обстановка в псевдокре­матории была угнетающей. К. Чуковский писал в своем дневнике 1 января 1921 г.: «Все голо и откровенно. Ни религия, ни поэзия, ни даже простая учтивость не скраши­вают места сожжения. Революция отняла прежние обряды и декорумы и не дала своих. Все в шапках, курят, говорят о трупах, как о псах» (Чуковский, 1991. С. 153). Питер­ская система трупосжигания просуществовала недолго. В 1920 г. журнал «Церковь и революция» объявил кон­курс под лозунгом: «Крематорий — кафедра безбожия». Первым в СССР до сих пор считают московский крема­торий. Он был построен в 1922 г.

ЛИШЕНЦЫ — одно из немногих характеризующих со­ветскую цивилизацию понятий, у которого точно известны даты появления и исчезновения. Первая связана с Консти­туцией РСФСР 1918 г., а вторая — с Конституцией СССР 1936 г. В 1918 г. советская власть определила перечень ка­тегорий населения, представители которых были лишены избирательных прав. К ним относились: «а) лица, прибе­гающие к наемному труду с целью извлечения прибыли; б) лица, живущие на нетрудовые доходы, как-то: процен­ты с капитала, доходы с предприятий, поступления с имущества и т. д.; в) частные торговцы, торговые и коммерче­ские посредники; г) монахи и духовные служители церк­вей и разных культов; д) служащие и агенты бывшей по­лиции, особого корпуса жандармов и охранных отделений, а также царствовавшего дома в России; е) лица, в установ­ленном порядке признанные душевнобольными или ума­лишенными, а равно лица, состоящие под опекой; ж) лица, осужденные за корыстные и порочащие преступления на срок, установленный законом или судебным приговором» (История Советской Конституции, 1957. С. 155). С этого времени в русском языке появилось слово «лишенец».

Акция политического характера повлекла за собой и серьезные изменения в быту части населения, отнесен­ной к категории «лишенцев». Уже в мае 1918 г. появился «классовый паек». Так была материализована идея В. Ле­нина, высказанная им в ноябре 1917 г. Председатель СНК считал необходимым выдавать рабочим полный продоволь­ственный паек, а прочим, в особенности представителям нетрудящихся классов, выдачи продуктов уменьшать в случае «необходимости до нуля» (Воспоминания о Ленине, 1979. С. 357). С лета 1922 г. начала действовать система «классового подхода» к оплате квартир. Классовыми прин­ципами руководствовались и биржи труда, предоставляв­шие работу в годы НЭПа. При этом основным признаком социальной неполноценности являлось не столько нынеш­нее положение, сколько прошлый общественный статус, повлекший лишение избирательных прав. Нарком юсти­ции первого большевистского правительства левый эсер И. Штейнберг писал в 1923 г.: «Только потому, что ты бывший буржуй, ты лишаешься обыкновенных, обычных человеческих прав, тебя обходят хлебной карточкой... тво­их детей, семью выселяют в нездоровый угол города» (Штейнберг, 1923. С. 127). И все же до конца 20-х гг. «ли­шенцы» надеялись на улучшение своего положения. В но­ябре 1926 г. ВЦИК РСФСР даже поднял вопрос о возмож­ности восстановления в избирательных правах граждан в том случае, если они в течение нескольких последних лет занимались общественно-полезным, производительным трудом и проявляли лояльность в отношении к советской власти.

Однако «великий перелом» резко изменил ситуацию. В 1928—1929 гг. прошли чистки госаппарата и учрежде­ний культуры. «Лишенцы» подлежали безжалостному увольнению. Одновременно эта категория населения была исключена из системы карточного снабжения. А в апреле 1929 г. ВЦИК и СНК РСФСР издали постановление об ограничении проживания лиц нетрудовых категорий в муниципализированных и национализированных домах. Уже в июле 1929 г. людям, подлежащим выселению, пред­ставители домоуправлений вручили извещения о необхо­димости освободить жилую площадь. В случае отказа подчиниться постановлению выселение происходило адми­нистративным путем. Вся кампания была завершена к октябрю 1929 г.

В 1931 г. по стране прокатилась новая волна чисток слу­жащих, уволенные автоматически подлежали выселению из квартир. «Лишенцев» особенно активно преследовали за так называемые излишки (еж.). В декабре 1932 г. в СССР началась кампания введения внутренних паспортов. Она превратилась в массовую очистку крупных городов не только от уголовных, но и от политически вредных элемен­тов, которыми власти считали всех «лишенцев». Питер­ский поэт В. Шефнер вспоминал, что в 1933 г. вся его се­мья буквально сидела на чемоданах в ожидании высылки. К тому времени будущий литератор успел устроиться на работу на завод. По настоянию матери он получил справку о том, что в списках «лишенцев» не числится. Его близким подобную справку приобрести не удалось, и им грозила вы­сылка из Ленинграда. Мытарства «лишенцев» прекрати­лись лишь после принятия Конституции 1936 г., провоз­гласившей всеобщее избирательное право в СССР.

Лит.: Лишенцы, 1992; Alexopoulos, 2003.

ЛОДОЧКИ — название фасона женских туфель — глад­ких, открытых, без застежек и ремешков, на каблуке. «Ло­дочки» вошли в моду в начале XX в. В советской России туфли стали особенно популярны в середине 20-х гг. По мнению молодых рабочих, как свидетельствовал опрос 1928 г., «шикарная женщина» должна была иметь не толь­ко «крепдешиновое платье... яркий кокетливый джемпер, пузырчатый чемоданчик вместо сумки», но и лакирован­ные или бежевые «лодочки» (Зудин и др., 1929. С. 39). В условиях советской действительности лодочки стали объектом внимания идеологических структур. В возникав­ших в это время первых коммунах принимались решения о запрете носить «лодочки» — деталь буржуазного костю­ма. В 1927 г. на страницах «Комсомольской правды» бурно обсуждался инцидент попытки самоубийства ленинград­ской работницы, не имевшей возможности приобрести модные туфли, престижные уже и в пролетарской среде. Последний бой «лодочкам» был дан во время всесоюзного комсомольского культпохода 1928—1929 гг. Отрицатель­ный образ девушки, бросившей комсомол и вышедшей за­муж за нэпмана, дополнялся комсомольскими публициста­ми такой важной деталью, как «лакированные туфли-ло­дочки» (Шор, 1929. С. 115).

В середине 30-х гг. властные и идеологические струк­туры прекратили гонения на любителей хорошей обуви. В 1935 г. на Всесоюзном совещании стахановцев после со­общения одной из комсомолок, собирающейся приобрести себе «молочного цвета туфли за 180 рублей», Г. Орджони­кидзе бросил восторженную реплику: «Одеть бы так всех наших фабричных девушек — красавицами бы выгляде­ли» (Гудов, 1974. С. 70—71).

Лит.: Балдано, 2002.

ЛОТЕРЕЯ — начиная с середины 20-х гг. Советская Рис власть использовала в качестве источников получения до- 41 ходов от населения денежно-вещевые лотереи.

МЕТРО — этот вид транспорта появился в СССР много 43 позже, чем в большинстве стран Европы, не говоря уже о США. Сооружение городской подземной железной дороги началось в Москве в 1932 г. 15 мая 1935 г. были открыты сразу 13 станций. Внешний вид Московского метрополите­на (роспись, дорогостоящие материалы и т. д.) свидетель­ствовал о том, что власть рассматривает этот самый демо­кратичный вид транспорта прежде всего как памятник эпохи сталинского социализма.

Лит.: Паперный, 1996; Пекарева, 1958; Neutatz, 2001.

МЕШОЧНИК — считается, что слово «мешочник» су­ществовало уже в середине XIX в. — так называли тех, кто торговал книгами вразнос. Однако данный смысл является архаизмом. Термин «мешочник» прочно вошел в язык «Совдепии». Традиционно под «мешочничеством» пони­мают некую форму самоснабжения населения в условиях развала хозяйственных связей и нормального товарообме­на. Сопутствующими обстоятельствами появления «ме­шочников» становятся продовольственный кризис и товар­ный голод. Большинство филологов и историков относят слово «мешочник» к временам гражданской войны. Известный специалист в области истории русского языка А. Селищев ставил его в один ряд с понятиями «дензнаки» (см.) и «комбеды», возникновение и существование кото­рых ограничивается периодом 1918—1922 гг. Однако еще до прихода большевиков к власти население страны начало втягиваться в практику самостоятельного добывания пи­щи и промышленных товаров, которые перевозились, как правило, в мешках. Причиной этого процесса во многом явилось введение хлебной монополии. Гражданская война усугубила ситуацию.

Для горожан крестьяне-«мешочники» представляли мощный канал получения продуктов. Однако не менее распространенными были и поездки жителей городов в деревни, где они меняли вещи на муку, картофель, сало и т. д. При этом горожанина в толпе легко было узнать по необычной для осуществления самоснабжения таре — чемодану. Их звали «чемоданщиками». За продуктами ездили все: рабочие, учителя, профессора, артисты. Совре­менники вспоминали, что совершенно неприспособленные люди «научились... торговать, ездить на буферах, на кры­шах вагонов» (Давыдов, 2002. С. 114).

С переходом к НЭПу большевики ввели свободную тор­говлю. Это способствовало исчезновению классической формы «мешочничества». Однако в условиях социалисти­ческого хозяйства население страны неоднократно возвра­щалось к системе самоснабжения.

Лит.: Селищев, 1968; Фейгельсон, 1940.

НАРКОТИКИ — проблемы наркотизации населения в СССР предпочитали публично не обсуждать. Наркома­нии, в отличие от пьянства, даже не существовало в тради­ционном перечне «родимых пятен или пережитков капита­лизма». Однако это не означало, что население России впервые познакомилось с наркотиками после «перестрой­ки». Одурманивающий эффект носило внешне безобидное нюханье табака, что было весьма распространено уже в XVIII в. В XIX в. появились морфинисты, эфироманы, ку­рильщики гашиша. Уже в конце XIX в. были зафиксиро­ваны случаи привыкания к опию. Популярностью пользо­вался и морфий. Накануне Первой мировой войны в Рос­сию стал проникать и уже очень модный в Европе кокаин. Первоначально этот довольно дорогой наркотик употребля­ли шикарные дамы полусвета, высшее офицерство, обес­печенные представители богемы.

Октябрь 1917 г. коренным образом изменил тип отече­ственного наркомана. Победивший народ не замедлил при­общиться к наркотикам как к определенному виду роско­ши, ранее доступной только имущим классам. Петроград­ская милиция в 1918 г. раскрыла действовавший на одном из кораблей Балтийского флота «клуб морфинистов». Его членами были вполне «революционные» матросы. Продол­жали существовать в Советской России и подпольные опиумокурильни. Но все же особой популярностью после революции пользовался кокаин. Буквально через три меся­ца после прихода к власти большевиков представитель НКВД вынужден был констатировать: «Появились целые шайки спекулянтов, распространяющих кокаин, и сейчас редкая проститутка не отравляет себя им. Кокаин распро­странился в последнее время и среди слоев городского пролетариата» (ЦГА СПб., ф. 142, оп. 1, д. 9, л. 324). «Се­ребряная пыль» кокаина была значительно доступнее вод­ки (см. Водочная монополия). Медики отмечали, что в 1919—1920 гг. кокаиновые психозы стали заурядным явлением. При этом 60% наркоманов составляли люди мо­ложе 25 лет. В годы НЭПа кокаином торговали на рынках мальчишки с папиросными лотками. Они предлагали по­купателю «марафет», «антрацит», «кикер», «кокс», «мел», «муру», «нюхару», «белую фею». Под этими синонимами скрывался мелкий порошок из листьев коки, поступавший в Советскую Россию контрабандным путем. Чаще всего к кокаину прибегали асоциальные элементы, и в особенно­сти проституирующие женщины. В 1924 г. социологиче­ский опрос выявил, что более 70% особ, задержанных органами милиции за торговлю телом, систематически по­требляли наркотики. В тайных притонах продажной люб­ви в 20-х гг., как правило, можно было приобрести и кока­ин. Известный исследователь проблем проституции С. Вис­лоух писал в середине 20-х гг.: «Торговля марафетом... и иными средствами самозабвения почти целиком находится в руках проституток» (Рабочий суд. 1925. № 7—8. С. 321). Довольно широкое распространение получила подростко­вая наркомания. С «марафетом» были хорошо знакомы беспризорники. Обследование задержанных за бродяжни­чество в 1923—1924 гг. подростков показало, что 80% из них приобщилось к наркотику в 9— 11 лет и имело стойкое пристрастие к нему.

Бороться с наркоманией советская власть начала рань­ше, чем с пьянством. В конце 1924 г. появился декрет «О мерах регулирования торговли наркотическими веще­ствами». Он поставил ввоз и производство наркотиков под контроль государства. Тогда же Уголовный кодекс был до­полнен статьей, согласно которой лица, занимавшиеся изготовлением и хранением наркотических веществ, кара­лись лишением свободы сроком до трех лет. Потребители Же наркотиков не подвергались уголовному преследованию. Лечение проводилось добровольно. В 1925 г. в стране стали создаваться наркодиспансеры. В Москве было откры­то первое клиническое отделение для детей-кокаинистов. К 1928 г. статистические опросы зафиксировали заметное снижение употребления кокаина в Советской России. Свер­тывание НЭПа повлекло за собой ужесточение таможен­ных барьеров, приток кокаина из-за границы резко сокра­тился. Но главный удар по наркомании нанесла сама со­ветская власть, открыв в 1925 г. шлюзы для дешевой и легкодоступной водки. Наркотики, в особенности кокаин и морфий, вернулись в криминальную и богемную среду. Но значительно чаще там потребляли отечественную анашу. В начале 30-х гг. это был самый распространенный в СССР наркотик. В декабре 1934 г. постановлением СНК СССР конопля была признана одурманивающим средством, а по­сев ее запрещен под страхом наказания лишением свободы до двух лет. Обыватель же находил забвение прежде всего в алкоголе. Эта ситуация была характерна и для послево­енного советского общества.

В 60—80-х гг. подорожание спиртных напитков, рас­ширение контактов с зарубежными странами, развитие хи­мии и фармакологии способствовали проявлению в СССР общемировой тенденции наркотизации населения. Нельзя сказать, что власть совсем не обращала внимания на про­блему наркотиков. Их распространение каралось законом, многие наркоманы ставились на учеты в диспансеры. Однако официальные источники замалчивали масштабы распространения наркотиков, обывателя предпочитали держать в неведении. В период «развитого социализма» курсировали слухи о пристрастии к морфию В. Высоцкого, А. Галича и даже Ю. Нагибина. Эти факты ныне зафик­сированы документально в огромном количестве воспоми­наний. Советский человек, не склонный к потреблению одурманивающих средств, начал ощущать присутствие нар­команов в обыденной жизни после ужесточения с 1983 г. режима отпуска наркосодержащих лекарств в аптеках итмедицинских учреждениях. В городах СССР появились юные токсикоманы, нюхавшие клей «Момент». Они неред­ко звонили в квартиры и просили клей, чтобы заклеить шины велосипеда или мяч. Одновременно выросло и ко­личество потребителей эфедрона. Он входил в капли от на­сморка под названием «Эфедрин». Лекарство это стали продавать лишь по рецептам, и в обывательские квартиры начали наведываться «эфедринщики», выдававшие себя за новых соседей, ребенку которых якобы срочно требуется «Эфедрин» от насморка. В годы «перестройки» информа­ция о наркомании перестала быть тайной, и это отчасти подхлестнуло интерес к наркотикам у молодежи. Появи­лись теперь и в СССР новые одурманивающие средства — ЛСД и ПЦТ. Наркомания выросла в объеме и помолодела, но на борьбу с ней не было ни средств, ни времени.

Лит.: Габиани, 1990; Гилинский, Афанасьев, 1993; Левина, 1996; Шкаровский, 1997; Шоломович, 1926.

НАРПИТ — эта аббревиатура, появившаяся в русском языке в годы НЭ


связана с усилиями властных струк­тур по налаживанию сети общественного питания. В авгу­сте 1918 г. большевики запретили деятельность частных ресторанов, кафе и трактиров. В условиях карточного рас­пределения и натуроплаты (еж.) основная масса горожан принуждена была пользоваться пунктами коммунального питания. В Москве летом 1919 г. такие заведения посеща­ло около миллиона человек. В Петрограде в 1920 г. насчи­тывалось 700 общественных столовых. Обычно они нахо­дились внутри какого-либо учреждения, и получить пищу там было возможно только по специальному пропуску. Ассортимент же в большинстве из этих заведений был ни­щенским. К. Чуковский 14 ноября 1919 г. оставил в своем дневнике такую запись: «Обедал в Смольном — селедоч­ный суп и каша. За ложку залогу — 100 рублей» (Чуков­ский, 1991. С. 123).

С введением НЭПа система коммунального питания ста­ла быстро сворачиваться. Являясь способом распределения, она не могла существовать в условиях возрождаю­щихся товарно-денежных отношений. К июню 1921 г. ко­личество коммунальных столовых с их жалким ассорти­ментом сократилось в 6 раз. А в конце октября 1921 г. Наркомпрод позволил частникам развернуть свою сеть ка­фе, ресторанов, чайных и столовых. Число их стремитель­но росло. Появление каждого нового заведения коммен­тировалось советской прессой с явным сарказмом. Сатири­ческий журнал «Красный ворон» в 1923 г. писал, что для нэпманов в новом году откроются новые рестораны. У них будут и соответствующие названия, например «Фонарный столб», а реклама у этих питейных заведений будет такая: «Все на фонарный столб».

В начале 1923 г. власти решили создать организацию, способную конкурировать с частником в сфере обществен­ного питания. Так появилось паевое кооперативное това­рищество «Народное питание» (Нарпит). Оно задумывалось, как подчеркивалось в уставе, с целью «предоставления городскому и промышленному населению улучшенного и удешевленного питания, на основах безубыточности и са­моокупаемости, путем создания сети доступных столовых, ресторанов, чайных и т. п. предприятий» (Маршак, 1930. С. 14). В отличие от частных ресторанов и трактиров заве­дения Нарпита были освобождены от налогов и имели льготы при оплате аренды помещений. К марту 1924 г. су­ществовало 37 нарпитовских столовых в Москве, Ленин­граде, Туле, Калуге, Ярославле. Цены в них были невысо­кими, но ассортимент блюд, качество их приготовления и система обслуживания отставляли желать лучшего. Не­удивительно, что в середине 20-х гг. была популярна шут­ка: «Я, брат, завидного здоровья человек. Я седьмой год в столовых обедаю» (Пушка. 1927. № 51. С. 7). В начале 1927 г. состоялось Первое Всесоюзное совещание по обще­ственному питанию, на нем обсуждалась задача превраще­ния дела народного питания в самостоятельную отрасль го­сударственной промышленности. Нарпитовские столовые стали теснить частные рестораны и кафе с городских улиц. В 1927 г. в СССР было более 28 тыс. заведений обществен­ного питания, принадлежавших частным владельцам, а в начале 30-х гг. — уже ни одного. Сменившее Нарпит в 1931 г. Главное управление по народному питанию носи­ло государственный характер.

Лит.: Польский, 1984.

НЕПРЕРЫВКА — в год «великого перелома» власти Рис, решили изменить и привычный календарь. Вместо семи- 4£ дневной недели в СССР согласно постановлению СНК СССР от 24 сентября 1929 г. появилась непрерывная рабочая не­деля, прозванная в просторечии «непрерывкой». Сначала это была «пятидневка»: человек четыре дня работал, на пятый — отдыхал. Но выходной был скользящим. Внутри одного предприятия получалось, что четыре пятых всего персонала постоянно находилось на работе. Это позволяло не прерывать производственный процесс на заводах, фаб­риках и стройках. Внешне количество выходных дней у населения увеличилось, но это произошло отчасти из-за сокращения праздников, в первую очередь религиозного характера. Кроме того, нарушался ритм внутрисемейного досуга, исчезали привычные встречи с друзьями: «Соби­раться вместе становилось все труднее. Обязательно кому-нибудь на другой день приходилось работать» (Скрябина, 1994. С. 80). Постановлением СНК СССР от 21 ноября 1931 г. вместо пятидневки была введена шестидневка. Скользящие выходные отменялись, а нерабочими днями объявлялись 6, 12, 18, 24 и 30-е числа каждого месяца. Установление единых выходных несколько улучшило си­туацию — семья могла теперь провести вместе свободный день. Однако полностью наладить нормальный график отдыха и работы не удалось. Эксперименты с пятидневка­ми, шестидневками и даже декадами продолжались вплоть До конца 30-х гг., пока специальным Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1940 г. не была введе­на единая 48-часовая неделя с выходным днем в воскре­сенье.







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 483. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм...


Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени...


ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил...


Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах...

ТЕОРИЯ ЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ ЛИЧНОСТИ В современной психологической литературе встречаются различные термины, касающиеся феноменов защиты...

Этические проблемы проведения экспериментов на человеке и животных В настоящее время четко определены новые подходы и требования к биомедицинским исследованиям...

Классификация потерь населения в очагах поражения в военное время Ядерное, химическое и бактериологическое (биологическое) оружие является оружием массового поражения...

Вопрос 1. Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации Коллективные средства защиты: вентиляция, освещение, защита от шума и вибрации К коллективным средствам защиты относятся: вентиляция, отопление, освещение, защита от шума и вибрации...

Задержки и неисправности пистолета Макарова 1.Что может произойти при стрельбе из пистолета, если загрязнятся пазы на рамке...

Вопрос. Отличие деятельности человека от поведения животных главные отличия деятельности человека от активности животных сводятся к следующему: 1...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2024 год . (0.012 сек.) русская версия | украинская версия