СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 5 страница. Строго нормированное снабжение власть возродила с началом Великой Отечественной войны
Строго нормированное снабжение власть возродила с началом Великой Отечественной войны. К этому времени многие страны, вовлеченные в военные действия, также перешли на карточное обеспечение, а в 1943 г. они появились даже в США. В июле 1941 г. карточки были введены в крупнейших городах СССР, а затем и повсеместно в советском тылу. Как и в предыдущие годы, население разделили на несколько категорий. Наиболее высокие нормы выдачи хлеба распространялись на лиц, имевших так называемую рабочую карточку, которая полагалась людям, занятым на оборонных предприятиях. Они получали по нормам 1941 г. 800 г хлеба в день, иждивенцы и дети до 12 лет — по 400 г. Указанные нормы не были едиными для всей страны. В блокадном Ленинграде по рабочим карточкам выдавалось по 250 г хлеба, а иждивенцам — всего 125 «блокадных грамм с огнем и кровью пополам» (О. Бер-гольц). Не «отоваривались» в полной мере и карточки в ряде городов, находившихся в глубоком тылу. В тяжелом положении был, например, Свердловск (ныне Екатеринбург). Существовали определенные нормы выдачи и других продуктов, хотя часто жиры заменялись кондитерскими изделиями, а мясо — консервами. Эти замены послужили основой для фольклора, популярным в годы войны стало выражение: «В счет месячных норм по крупе». Карточная система в СССР продолжала действовать и после победы. В 1945 г. ею было охвачено 80,6 млн человек. Продукты по карточкам реализовывали по так называемым пайковым ценам, которые были ниже, чем в системе коммерческих магазинов. Так, «пайковый» хлеб в 1946 г. стоил от 0,75 до 1,15 р. за 1 кг, а без карточек его можно было купить по 8—10 р. Формально последние карточки в СССР исчезли в 1947 г. Их отмена была проведена одновременно с денежной реформой. Лит.: Зубкова, 1999; Лейберов, Рудаченко, 1990; Любимов, 1969; Осо-кина, 1998. КВАРТУПОЛНОМОЧЕННЫЙ — эту фигуру, игравшую далеко не второстепенную роль в осуществлении советской жилищной политики, часто называли еще ответственным квартиросъемщиком. Квартуполномоченный — основной персонаж советской трагикомедии под названием «Коммунальная квартира». Но сначала он появился в немногочисленных домах-коммунах {см.) летом 1921 г.,когда НКВД РСФСР совместно с Наркоматом здравоохранения приняли инструкцию «О мерах улучшения жилищных условий рабочих». Особое ответственное лицо должно было следить за санитарным состоянием помещения, занятого под коммуну. А в 1924 г. власти Москвы пришли к выводу о необходимости назначения квартуполномочен-ных во всех видах городских домов. Позже эта практика приобрела всесоюзные масштабы. В отдельных (индивидуальных) квартирах ответственным квартиросъемщиком становился кто-нибудь из членов семьи, и его дисциплинирующие функции носили по большей части декларативный характер. В коммуналках дело обстояло совсем по-иному. Писатель Д. Гранин вспоминал: «В больших квартирах происходили собрания жильцов, выбирали кварту -полномоченного» {Гранин, 1986. С. 89). Он обязан был следить за сохранностью жилья, содействовать домоуправлению в сборе квартирной платы и других коммунальных платежей, контролировать выполнение жильцами правил внутреннего распорядка. Наш современник может составить себе представление о фигуре квартуполномоченного, прочитав главы романа И. Ильфа и В. Петрова «Золотой теленок», посвященные «Вороньей слободке». Личность Люции Францевны Пфферт аккумулировала в себе самые выразительные качества «ответственного квартиросъемщика». Фигура квартуполномоченного обрела особое значение после 1927 г., когда начался новый виток «жилищного передела» {см.) на основе права на «самоуплотнение» {см.). В 1929 г., когда властные структуры полностью закончили муниципализацию жилья и упразднили институт квартирохозяев, появилось «Положение об ответственных уполномоченных». Они становились не только гарантами правильной оплаты коммунальных услуг, но и информаторами властных инстанций о жизни соседей. Ведь правила внутреннего распорядка жизни в квартирах, принятые в 1929 г., предписывали жильцам обязанность «своевременно представлять ответственному по квартире уполномоченному сведения о своем положении и заработке, а равно и об изменениях в этом отношении» (Жилищное дело. 1929. № 1. С. 8). «Положение» 1929 г. в дальнейшем совершенствовалось, но основная дисциплинирующая функция квартуполномоченного не менялась — это был представитель советской власти на квартирном уровне. Парадоксальным является лишь то обстоятельство, что эту выборную должность в конце 20-х гг. часто занимали бывшие квартирохозяева. Лит.: Герасимова, 1998; Меерович, 2003; Меерович, 2004. КЕПКА — головной убор, считавшийся в СССР в противовес шляпе признаком демократизма в одежде. Стереотип этот возник под влиянием широко растиражированного образа вождя революции В. Ленина, носившего кепку. В 20-е гг. этот головной убор был отличительной деталью облика С. Кирова. По воспоминаниям очевидцев, прибывший в конце 1925 г. в Ленинград Киров «был одет в осеннем пальто, в теплой черной кепке и выглядел настолько заурядно и просто, что... многие рабочие [были] представительнее его по внешности» (Музей С. М. Кирова, ф. V, Д. 148, л. 36). Но наряду с простецкими головными уборами вождей существовали в 20-е гг. и остромодные кепки. По данным опроса 1928 г., молодежь, ориентированная на западную, или как ее тогда называли — «нэпманскую», моду, стремилась приобрести в ряду других вещей и «клетчатую английскую кепи с огромным прямоугольным козырьком» (Зудин и др., 1929. С. 39). В первые послевоенные годы кепки были широко распространены в криминальной среде. «Шпана» 40—начала 50-х гг. предпочитала головной убор под названием «лондонка». Позднее, в 60-х гг., плоская, очень широкая кепка — «аэродром» — превратилась в отличительную деталь жителей республик Закавказья, торговавших на рынках крупных городов. С начала 80-х гг. в кепки оделись и мужчины и женщины. Возврат этому головному убору имиджа демократизма связан с посткоммунистическим периодом и личностью мэра Москвы Ю. Лужкова. Лит.: Балдано, 2002; Рейн, 1997. КЕРОСИНКА — начиная с середины 20-х и до конца 50-х гг. самый популярный кухонный агрегат для приготовления пищи. Керосинка заменила обычные дровяные плиты, на которых традиционно готовили в городских квартирах. Это было не только последствием технического прогресса, но и результатом превращения коммуналки в основной вид жилья. Керосинку мог иметь каждый жилец, что позволяло ему не зависеть от других хотя бы во времени приготовления пищи. Яркое описание на кухне непременного атрибута всех советских кухонь дала актриса Е. Юнгер: «Два широких, плоских фитиля, опущенные в резервуар с керосином, зажигались и закрывались чем-то вроде сплющенного металлического цилиндра со слюдяным окошечком. Сверху помещалась чугунная решетка, на которую и ставились чайник или кастрюля. Глядя через слюду, можно было регулировать огонь специальным винтиком, чтобы не коптило» (Юнгер, 1985. С. 105). Писатель Д. Гранин вспоминал, что керосинка в отличие от примуса, который мог взорваться и сильно шумел, «только виновато коптила и пахла керосином» (Гранин, 1986. С. 100). До конца 50-х гг., пока не завершилась газификация жилого фонда, даже в Москве и Ленинграде работали керосиновые лавки. В них стояли большие чаны с керосином, который разливали в специальные бидоны. Такая тара была в каждом доме. С начала 60-х гг. керосинки стали непременным атрибутом дачной жизни советских людей. КИТОВАЯ КОЛБАСА — ускоренное строительство электростанций в 50—60-х гг. привело к резкому сокращению размеров добычи, а затем и количества речной рыбы. Уже к концу 50-х гг. опустели традиционные аквариумы в рыбных магазинах больших городов. Сначала их заполняли водорослями, а к концу 60-х гг. перестали даже заливать водой. Так пустыми они и стояли как своеобразный укор в адрес Министерства рыбной промышленности. Одновременно в газетах стали активно рекламировать достоинства мороженой морской рыбы и изделий из нее. В их ряду особое место заняла колбаса, приготовленная из мяса китов. Впервые она появилась в Приморском крае, а затем переместилась и в центральные районы СССР. В газетах многих городов Поволжья, в свое время славившихся рыбным промыслом, в начале 60-х гг. стали часто писать о пользе йода для организма, которым полны морская капуста и мясо кита. Появившуюся в продаже китовую колбасу остряки быстро окрестили «никитовой колбасой» (по имени Никиты Хрущева). Бывшие студенты Ярославского пединститута вспоминали, что в общежитии постоянно стояла «вонь» от этого экзотического продукта, который они вынуждены были потреблять в жареном виде за неимением ничего лучшего. Лит.: Аксютин, 2004; Нетрадиционная продукция, 2004. КОЖАНКА — так в годы гражданской войны стали» именовать кожаные куртки. Эта форменная одежда летчиков и шоферов времен Первой мировой войны превратилась в символ революционной эпохи. Этот социальный смысл обыкновенной вещи хорошо улавливали обычные люди. Кожанка подчеркивала причастность человека к социальным переменам, произошедшим в России в 1917 г., служила пропуском в любое советское учреждение, демонстрировала принадлежность к высшим слоям советского общества. Достать кожанку — предмет вожделения многих — было нелегко. И в годы гражданской войны, и в начале НЭПа этот вид одежды считался ходовым товаром на толкучках. В первую очередь кожаные куртки стремились приобрести начинающие партийные работники и комсомольские активисты. Тянулись к внешней революционной атрибутике и желающие таким образом приобщиться к «пролетарской культуре» представители средних городских слоев и — в первую очередь — молодежь. Надеть кожанку для многих из них означало зафиксировать факт изменения своей социальной ориентации. Писательница В. Панова отмечала, что в самом начале 20-х гг. ее муж, юноша из ростовской интеллигентной семьи, «ковал» из себя железного большевика: говорил гулким басом, вырабатывал размашистую походку, а главное, любыми путями стремился приобрести кожанку. Любопытное свидетельство восприятия кожаной куртки как некоего мандата на привилегии в новом обществе встречается в весьма интимном дневнике молодой москвички, дочери мелких служащих. В 1924 г. она писала: «Я видела одну девушку, стриженую, в кожаной куртке, от нее веяло молодостью, верой, она готова к борьбе и лишениям. Таким, как она, принадлежит жизнь. А нам ничего» (Рубинштейн, 1928. С 234). Но во второй половине 20-х гг. ситуация поменялась. Кожанка перестала считаться модным и престижным видом одежды. Она превратилась в символ неустроенности быта, вынужденного аскетизма, уместных лишь в условиях военного времени. Падение престижа кожаной куртки как модного атрибута явилось признаком демилитаризации жизни. Отказ от ношения военизированных атрибутов одежды демонстрировал не только усталость от психологического напряжения «военного коммунизма», но и повышение уровня жизни рядовых горожан. В 1926 — 1927 гг. кожанка заметно утратила популярность даже в среде молодежи. На страницах комсомольской печати в это время часто можно было видеть письма-жалобы следующего содержания: «Теперь, если ходить в кожаной куртке, девчата фыркают» или «Что иногда говорит комсомолец? Если ты в кожанке, какой к тебе интерес!» (КП. 1927. 12 янв.). В конце 30—начале 40-х гг. кожаную одежду вновь можно было видеть на улицах советских городов, но носили ее лишь военные. Как признак принадлежности к верхам советского общества изделия из кожи выступили в конце Великой Отечественной войны. Работников наркоматов в это время стали узнавать на улицах по светло-коричневым кожаным пальто, которые в качестве шоферской спецодежды прилагались к автомашинам, присылаемым по ленд-лизу американцами. Кожаные пальто оседали в Москве, а машины отправляли на фронт. Обывательская мода на кожу вернулась в СССР лишь в 70-е гг. Лит.: Левина, 1993; Осокина, 1998; Панова, 1980. КОКА-КОЛА — авторы словаря-справочника, составленного по материалам прессы и литературы 60-х гг., выделили название безалкогольного газированного напитка с добавлением экстракта из листьев какао и орехов кола как новое слово, появившееся в лексиконе советских людей после 1965 г. Примеры же, приведенные в словаре, свидетельствуют о том, что слово «кока-кола» в указанное время использовалось журналистами и литераторами, писавши ми о жизни за рубежом. На самом деле и обычный советский человек к этому времени уже знал о существовании знаменитого американского напитка. А некоторые попробовали его еще в конце 50-х гг. Произошло это летом 1959 г., а точнее — 24 июля. В этот день в Москве, в Сокольниках открылась выставка промышленных и культурных достижений США. Она вызвала огромный ажиотаж не только в высших эшелонах власти, но и в среде рядовых граждан. Около двух миллионов москвичей и гостей столицы в длинных очередях добывали билеты на выставку. Там можно было не только увидеть, например, цветной телевизор или длинные, напоминавшие миноносцы в миниатюре, автомашины цвета «брызги бургундского», но и выпить из автомата идеологически вредного напитка кока-колы. Поэт Е. Рейн писал: ...В Сокольниках среди осин Стоял американский купол, Набитый всем, от шин до кукол. Я там бывал, бродил и щупал, И пил шипучий керосин. Кока-кола после 1959 г. не стала постоянным явлением повседневной жизни в СССР. Утолять жажду советские люди еще долго продолжали лимонадами «Грушевый», КОММУНА — в первое десятилетие своего существова- Рис. ния советская власть не имела возможности построить спе 36 циальные дома-коммуны (см. Дом-коммуна). Идеи коммунального быта реализовывались на уровне молодежных бытовых коммун. Впервые они появились в центральном промышленном районе России. В Москве, например, уже в 1923 г. в них проживало более 40% молодых рабочих. В большинстве случаев молодые люди по собственной инициативе организовывали общее жилье в старых фабричных казармах, объединяясь для преодоления материальных трудностей. Именно так поступили в 1923 г. 10 девушек-текстильщиц из Иваново-Вознесенска. Они образовали в одной из комнат фабричного барака коммуну «Ленинский закал». Посуды у коммунарок практически не было: ели из общей миски. Одежду обобществили — одни туфли носили по очереди. Коммунистическим в этом нищенском существовании был лишь портрет Л. Троцкого — в то время страстного борца за новый быт. В небольшие коммуны объединялись студенты и рабфаковцы, вынужденные жить в общежитиях при высших учебных заведениях. Но иногда маленькие стихийные коммуны возникали и на идейной основе. А. Косарев, будущий генеральный секретарь ЦК ВЛКСМ, в начале 20-х гг. решительно отказался жить с матерью. Он поселился с тремя товарищами в небольшой комнатушке. этой коммуне, по выражению тех лет, общими были «жилье, барахло и шамовка». Еще более курьезной выглядела коммуна в Ростове. Ее члены, вспоминала известная писательница В. Панова, «поселились в ванной комнате какой-то коммунальной квартиры, один спал на подоконнике, двое на полу, лучшим ложем, занимаемым по очереди, была ванна» (Панова, 1980. С. 88). Одна из молодежных газет провозглашала в начале 1924 г.: «Молодежь скорее, чем кто-либо, должна и может покончить с традициями отмирающего общества... Общая коммунальная столовая, общность условий жизни — вот то, что необходимо прежде всего для воспитания нового человека» (Северный комсомолец. 1924. 2 марта). Общий быт должен был нанести удар и по патриархальной семье. Таких взглядов нередко придерживались и сами начинающие коммунары. Член молодежной коммуны при московском заводе «Серп и молот» так характеризовал свою повседневность: «Половой вопрос просто разрешить в коммунах молодежи. О женитьбе мы не думаем, потому что слишком заняты и к тому же совместная жизнь с нашими девушками ослабляет наши половые желания. Мы не чувствуем половых различий. В коммуне девушка, вступающая в половую связь, не отвлекается от общественной жизни. Если вы не хотите жить, как ваши отцы, если хотите найти удовлетворительное решение вопроса о взаимоотношении полов — стройте коммуну рабочей молодежи» (Смена. 1926. № 16. С. 18). В конце 20-х гг. в условиях жилищного кризиса количество бытовых коммун, или, как их называли в документах, бытовых коллективов, стало увеличиваться. В 1930 г. в СССР насчитывалось не менее 50 тыс. участников этих объединений. Во многих случаях коммунарам предлагалось обобществлять сначала 40, затем 60, а впоследствии 100% заработка. Журнал «Смена» писал о жизни в подобных коммунах: «Всем распоряжается безликий и многоликий товарищ — коллектив. Он выдает деньги на обеды (дома только чай и ужин)... закупает трамвайные билеты, табак, выписывает газеты, отчисляет суммы на баню и кино» (1929. № 19. С. 2—3). В некоторых бытовых коллективах из общей казны даже оплачивались алименты за состоявших ранее в браке коммунаров. Как и в начале 20-х гг., в большинстве коммун доминировали аскетические принципы быта. Запрещалось, например, по собственному желанию на дополнительно заработанные деньги покупать себе вещи без санкции коллектива. Деятельность коммун носила политизированный характер. При приеме новых членов спрашивали, хочет ли вступающий строить жизнь на коммунистических началах, или он просто заинтересован в жилой площади. Покинуть бытовой коллектив можно было, только положив на стол комсомольский билет, что влекло за собой разного рода неприятности. У членов бытовых коммун, наивно желавших «перескочить к коммунистическим отношениям», не было ни материальных условий, ни элементарных знаний психологии. Не случайно сами коммунары вспоминали: «Позднее, когда мы лучше познакомились друг с другом, пожили буднями, мы увидели, какие мы разные люди и как калечилась инициатива ребят из-за скороспелого желания быть стопроцентными коммунарами» (Люди Сталинградского, 1934. С. 144). Официально коммуны существовали до 1934 г., а точнее, до XVII съезда ВКП(б), охарактеризовавшего движение по их созданию «как уравниловско-маль-чишеские упражнения „левых головотяпов"» (Стенографический отчет, 1934. С. 30). Лит.: Беззубцев-Кондаков, 2001; Галкова, 1985; Гнатовская, Зезина, 1998. КОММУНАЛКА — в дореволюционной России сущест- Рис. вовали квартиры, в которых проживали на основе найма 37 люди, не связанные друг с другом родственными узами. Бытовые условия в них были далеки от идеала. Но наличие в российских городах рынка жилья с характерными для него процессами купли-продажи и найма-сдачи предполагало потенциальную свободу решения человеком своих жилищных вопросов. Совершенно иная ситуация сложилась в советских условиях. Словосочетание «коммунальная квартира» является достоянием советской эпохи, а реальная коммуналка всегда будет ее системным знаком. «Жилищный передел» (см.) 1918—1920 гг. уничтожил частную собственность на недвижимость в городах. В стране прошла муниципализация жилого фонда. Дома и строения перешли в ведение отделов коммунального (городского) хозяйства при советах рабочих депутатов. Квартиры в этих коммунальных домах автоматически стали коммунальными, то есть относящимися к отделам коммунального хозяйства, независимо от количества жильцов и семей, в них проживающих. После введения НЭПа власти вынуждены были отказаться от идеи тотальной муниципализации и ввести «новую жилищную политику». В декабре 1921 г. СНК РСФСР принял декрет «Об условиях демуниципализации домов». В стране возникала реальная перспектива возвращения части зданий и квартир бывшим собственникам, а в мае 1922 г. ВЦИК РСФСР принял постановление, признающее частную собственность на жилые строения. Это означало, что в городах стало уменьшаться количество так называемых коммунальных домов. К середине 20-х гг. в Ленинграде, например, 5% всех жилых помещений находилось в частных руках, 75% — в распоряжении ЖАКТов (см.). В квартирах, расположенных в домах такого типа, возможно было возродить привычную для горожан систему найма жилой площади. Эту практику осуществляли появившиеся квартирохозяева. В середине 20-х гг. они могли выбирать себе подходящих съемщиков отдельных комнат. Но институт соседства в этом случае носил значительно более мирный характер, чем в квартирах, подвергшихся в 1918—1920 гг. «жилищному переделу». К середине 20-х гг. в систему купли-продажи или съема-сдачи квартир и комнат было вовлечено более половины городского населения. Однако демуниципализация жилого фонда не была всеобщей. Почти четверть всех зданий в городах находилась в распоряжении губернских отделов коммунального хозяйства. В квартирах таких домов не существовало квартирохозяев. Жилье здесь предоставлялось по ордерам районных советов и чаще всего в соответствии с жилищно-санитарной нормой. Официально «коммунальная площадь», в отличие от жактовской и частной, счита лась самой плохой. Здесь по-прежнему продолжали действовать правила эпохи «жилищного передела», основанные на идее уплотнения. К концу 20-х гг. вся страна ощутила острую нехватку жилья в городах. С лета 1927 г. повсеместно в СССР возобновился «квартирный передел» и наступление на права квартировладельцев (см. Самоуплотнение). С 1926 по 1930 г. количество площади, находившейся во владении частных лиц, уменьшилось более чем в 10 раз. Притеснению подверглись и ЖАКТы, особенно те, которые хотели сохранить в неприкосновенности квартиры своих членов. «Самоуплотнение» не разрешило жилищный кризис в СССР. В 1929 г. власти уничтожили институт квартирохозяев, все квартиры перешли в распоряжение местных советов и были объявлены «коммунальными». Насильственное изъятие излишков площади в свою очередь превратило большинство этих квартир в пространство совместного проживания чужих людей, к тому же лишенных права на изменение своего положения. Этот вид жилья стали называть «коммунальной квартирой» в отличие от квартиры индивидуальной, отдельной. Росту коммуналок способствовало и уничтожение в 1937 г. системы жилищной кооперации. В коммуналках самые потаенные стороны быта становились достоянием всей квартиры. И это не могло не устраивать государство, строившее свою политику на принципах тотального контроля над личностью. Жилище в советском обществе перестало быть просто местом отдыха, потребления, сферой частной жизни. Оно превратилось в социальный институт, в котором стиль поведения во многом определялся санитарными и жилищными нормами, а также структурой помещения. Механизм формирования и функционирования коммуналок, окончательно сложившийся в конце 20-х гг., оставался неизменным до предоставления права на приватизацию жилья после распада СССР. Лит.: Герасимова, 1998; Гурский, 1927; Левина, 1997; Утехин, 2001; Воут, 1994; Messana, 1995; Schlogel, 1998. Рис. КОМСОМОЛЬСКАЯ ПАСХА — антирелигиозный праздник, проведенный по инициативе комсомола весной 1923 и весной 1924 гг. В феврале 1923 г., проанализировав итоги «комсомольского рождества» {см.), ЦК ВКП(б) пришел к выводу о необходимости воздержаться от шумных шествий и карнавалов в дни Пасхи. Эту идею поддержал и XII съезд РКП(б), подчеркнувший, что «нарочито грубые методы, часто практикующиеся в центре и на местах, издевательства над предметами веры и культа взамен серьезного анализа и объяснения не ускоряют, а, наоборот, затрудняют освобождение масс от религиозных предрассудков» (XII съезд, 1968. С. 716). Внешние перемены в политике властей весной 1923 г. объяснялись идеологической неэффективностью кампаний «комсомольского рождества». В комиссию по подготовке «комсомольской пасхи» 1923 г. вошли видные деятели партии большевиков: Е. Ярославский, И. Скворцов-Степанов, П. Красиков, М. Горев. Их усилия были направлены на придание мероприятию научно-разоблачительного характера. В дни антипасхальной кампании 1923 г. было запрещено проводить карнавальные шествия. Еще более сдержанной была «комсомольская пасха» 1924 г. В предпасхальные и пасхальные дни молодежь собирали в клубах, которые, по мнению идеологических структур, должны были в новом быту заменить церковь. Плюрализм периода НЭПа заметно охладил пыл комсомола. С 1925 по 1928 г. ЦК РЛКСМ не принял ни одного решения и не издал ни одного циркуляра, направленных на компрометацию церковных праздников, и в том числе Пасхи. В 1929—1930 гг. практика проведения карнавалов и красочных шествий, нацеленных на отвлечение населения от посещения церквей в дни крупных религиозных праздников, возродилась. Но после принятия Конституции 1936 г. к подобным антирелигиозным приемам власть почти не прибегала. Лит.: Русское православие, 1989. КОМСОМОЛЬСКОЕ РОЖДЕСТВО — антирелигиозная молодежная кампания, впервые проведенная в конце 1922 г. Выступления молодежи были инициированы представителями властей и идеологических структур, прежде всего ЦК РКСМ. «Комсомольское рождество» явилось продолжением весьма жесткой по форме атеистической кампании 1922 г., в ходе которой проводилось насильственное изъятие церковных ценностей. В конце года власти решили организовать наступление на традиционные формы праздничного досуга. Издательство «Молодая гвардия» массовым тиражом опубликовало «Песенник революционных, антирелигиозных и украинских песен», «Антирелигиозный песенник» и т. д., а также специальные сценарии проведения «комсомольского рождества». Деньги и на издания и на сами празднества, как вспоминала в 1932 г. Н. Крупская, дал Главполитпросвет. «Расточительность» властей была обоснована серьезными целями — религию и Церковь, отделенные от государства, необходимо было отлучить и от повседневной жизни населения. В. Ленин в статье «О значении воинствующего материализма» от 12 марта 1922 г. указывал, что «массам необходимо дать самый разнообразный материал», «подойти к ним и так и этак, для того чтобы их заинтересовать, пробудить от религиозного сна, встряхнуть их с самых разных сторон, самыми разными способами и т. д.» (Ленин, 45. С. 666—667). Большинство лидеров РКП(б) бредило идеей внедрения на русской почве опыта французской буржуазной революции, во времена которой были весьма распространены театрализованные антирелигиозные шествия. По их образцу, вероятно, и было задумано «комсомольское рождество». В декабре 1922 г., в первый день Рождества (по новому стилю) во многих городах на площадях и улицах были устроены антирелигиозные карнавалы и факельные шествия с музыкой и песнями «антипоповского» толка. Особенно часто в этот день звучали песни на слова Д. Бедного, В. Киршона, В. Воробья. В комсомольских клубах устраивались антирелигиозные спектакли по сценариям, присланным из ЦК РКСМ. Это были пьесы «Бог-отец, бог-сын и К°», а также «Ночь перед рождеством, или Изумительное происшествие в комсомольском клубе». Шумные антирож-дественские демонстрации прошли тогда же в Челябинске, Екатеринбурге, Ярославле. По форме комсомольские шествия напоминали традиционные русские святки, имевшие также карнавальную основу и элементы кощунственного смеха. ЦК РКСМ намеревался продолжить свою антирелигиозную деятельность. 26 января 1923 г. бюро ЦК приняло решение: «Принять постановление... об установлении 7 января „днем свержения богов" и ежегодном проведении его по СССР» (Левина, 1999. С. 127). Но ЦК партии придерживался иного мнения (см. Комсомольская пасха). Лит.: Русское православие, 1989. КОНТРАЦЕПЦИЯ — в условиях советской повседневности интимно-бытовая проблема контрацепции неизбежно приобретала социально-политический оттенок. Особенно явно это выразилось в эпоху сталинизма. Уже в ходе острых дискуссий начала 20-х гг. высказывались мысли о том, что использование контрацептивов является признаком буржуазного разложения. В массовой литературе по половому воспитанию не часто писали о предохранении от нежелательной беременности. Фармацевтическая промышленность СССР в 20-е гг. явно отставала от мировых показателей, а в 30-е гг. самые элементарные предохранительные средства стали острейшим дефицитом. Старый московский интеллигент учитель истории И. Шитц не без горькой иронии записал в своем дневнике летом 1930 г.: «Даже презервативы (58 к. за полдюжины, очень грубые, и больше не дают) в очередь, правда, пока в пределах магазинов. Но что будет, когда хвост окажется на улице и домашние хозяйки начнут подходить с вопросом „А что дают?"» (Шитц, 1990. С. 185). Отсутствие контрацептивов побуждало женщин систематически прибегать к абортам (см.). 6—8 операций подобного характера — это норма для горожанки 30—35 лет в 20—30-х гг. Закон о запрете абортов, принятый в 1936 г., поставил власть в сложное положение. В условиях введения уголовной ответственности за совершение искусственного прерывания беременности необходимо было обеспечить население контрацептивами. Действительно, в прессе стали рекламироваться такие средства, как «Преконсоль» и «Вагилен». Однако купить их было невозможно. Кроме того, отношение властных и идеологических структур к проблеме контрацепции принципиально не изменилось. В доказательство достаточно привести образец текстового плаката 1939 г. «Противозачаточные средства», предназначенного для женских консультаций: «В Советском Союзе применение противозачаточных средств рекомендуется исключительно как одна из мер борьбы с остатками подпольных абортов и как мера предупреждения беременности для тех женщин, Для которых беременность и роды являются вредными для их здоровья и даже могут угрожать их жизни, а не как мера регулирования деторождения» (ЦГА СПб., ф. 9156,оп. 4, д. 695, л. 57). Это отвечало общей тенденции деэро-тизации советского общества, в котором женская сексуальность могла быть реализована только посредством деторождения, а интимная жизнь должна была протекать лишь в подконтрольных государству формах. Такие нормы интимной жизни устраивали политическую систему сталинизма.
|