СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 7 страница
Лит.: Трудовое право, 1963. ОБЩЕЖИТИЕ — авторы «Толкового словаря языка „Совдепии"» отнесли понятие «общежитие» к семантическим советизмам — словам, обретшим новое общественно-политическое значение в советской действительности. Однако с этим трудно согласиться. Некие помещения, предназначенные для совместного проживания людей, работающих на одном предприятии или обучающихся в одном учебном заведении, существовали и до прихода к власти большевиков. В дореволюционной России были рабочие казармы, в 80—90-х гг. XIX в. появились студенческие общежития. В Петербурге, например, большой известностью пользовалось общежитие Путейского института. Оно размещалось в двухфлигельном здании. В подвале была система парового отопления и водоснабжения, жилища для служащих. В первом этаже — вестибюль, общая столовая, комната для гостей, во втором — квартиры начальства, в третьем —47 комнат, рассчитанных на одного человека. Площадь комнаты достигала 3,5 кв. сажени (около 16 кв. м). Меблировку составляли письменный стол, кровать, три стула, шкаф, умывальник, вешалка. Систему общежитий, в первую очередь для студентов и рабфаковцев, решила ввести и советская власть. Место временного жилья молодых людей часто организовывалось в бывших меблированных комнатах, а иногда в пустующих мансардных помещениях. В большинстве первых советских студенческих общежитий было тесно и грязно. В Ленинграде в годы НЭПа этим славилась знаменитая Мыт-ня — прибежище нескольких поколений студентов-гуманитариев из университета. Современники вспоминали: «Я попала в нежилую комнату „Мытни" и в первую свою ночь в этой комнате крепко спала, укрытая с головой одеялом. Проснувшись, я увидела на одеяле несколько здоровенных крыс» (На штурм науки, 1971. С. 197). Не лучше была ситуация и в общежитиях МГУ в середине 20-х гг.: «Когда отворяешь входную дверь, бросается тяжелый, удушливый запах уборной... По обеим сторонам [коридора] тянется ряд комнат, большинство из которых разрушено... В настоящее время эти комнаты являются уборными. Уборной в общежитии нет, думают приступить к ее ремонту» (Рожков, 2002. С. 367). Для «борьбы с бытом» в студенческих общежитиях часто образовывались коммуны (см.). В них царила атмосфера хотя и насильственной, но в большинстве случаев искренней заботы коллектива о своих членах. Однако жизнь коммун оказалась недолговечной. В общежитиях же возобладала унижающая человека публичность быта и зачастую его полная неустроенность. «Общага» — слово, появившееся в 30-е гг., — вошло в лексикон многих поколений советских граждан и стало выражением нормы повседневной жизни. Через общежития прошли представители различных слоев населения, в большинстве случаев это были молодые люди. В наиболее сложном положении оказались молодые рабочие. В июне 1931 г. ЦИК и СНК РСФСР приняли постановление «Об отходничестве», ознаменовавшее введение организованного набора рабочей силы на фабрики, заводы и стройки. Приток молодежи в города и на промышленные стройки увеличивался. Вербовщики, осуществлявшие оргнабор, прельщали выходцев из деревень перспективой жизни в каменных благоустроенных домах. На самом же деле приезжим приходилось довольствоваться неблагоустроенными общежитиями, располагавшимися, как правило, в бараках (см.). На строительстве Челябинского тракторного завода, например, людей селили в помещения, где, кроме двухъярусных нар, не было никакой мебели. В Ленинграде, по данным «Красной газеты» за 5 марта 1932 г., «на 35 200 проживающих в общежитиях 212-ти строительных организаций имелось всего лишь 2600 одеял». В Костроме в 1935 г. на фабрике «Знамя труда» в женском общежитии не было даже топчанов. И это считалось нормой повседневной жизни. Малейшие же успехи в деле реорганизации быта рабочих власти при любой возможности демонстрировали иностранцам. Группе французских журналистов, посетивших Ленинград в 1934 г., в первую очередь было показано новое общежитие Кировского завода. Один из корреспондентов писал впоследствии: «По стенам стояло шесть кроватей, около каждой кровати была тумбочка, на ней — неизбежная пудреница, мыло, кое-где ручное зеркальце, обернутое в бумагу, сумочка. Одна из девушек лежала под простыней, выставив из-под нее голые руки, на голове у нее был красный платочек» (Костюченко и др., 1966. С. 507—508). В середине 1936 г. по предложению Г. Орджоникидзе благоустройством бараков-общежитий попытались заняться жены крупных хозяйственников и руководящего инженерно-технического состава. Парадный, печатавшийся на шикарной глянцевой бумаге журнал «Общественница» публиковал статьи о том, как окультурить общежитскийьбыт. Самым главным считалось разделение огромных и грязных помещений на изолированные комнаты. Жены-общественницы стремились пропагандировать новые нормы общежития: «Одна кровать с другой не должны соприкасаться даже изголовьями, совершенно недопустимы общие нары. Сидеть на кроватях или хранить на них какие-либо вещи следует строго воспретить. К... каждой кровати нужно оставить свободный проход шириной не менее 0,35 метра; кроме того, вдоль кроватей должен быть общий проход шириной не менее 1,5 метра» (Общественница. 1937. № 3. С. 12). В Магнитогорске удалось внедрить этот проект в жизнь. Но рабочим других промышленных центров повезло значительно меньше. В Ленинграде, например, в 1937 г. в ходе обследования 1700 городских общежитий было установлено, что в одном из них на 46 человек имеется всего 33 койки, а в другом в 30-метровой комнате поселены 20 человек, располагающиеся на 14 койках. Уборные и водопровод являются роскошью. Такие детали повседневности формировали и соответствующие нравы. В общежитиях процветали пьянство, хулиганство, драки, воровство. И это вынуждены были констатировать представители власти. Люди, чуть более требовательные к условиям быта, чем основная масса, часто впадали в депрессию. Писательница В. Кетлинская, которую трудно обвинить в нелюбви к социализму в его бытовых проявлениях, тем не менее вынуждена была заметить, что «нет местожительства более затягивающего, чем общежитие», «тут создается обособленный круг интересов и отношений, со своим кодексом чести, со своими бытовыми устоями и требованиями» (Кетлинская, 1975. С. 18). Стилистика жизни в общежитиях, сформировавшаяся в 30-е гг., во многом сохранилась и в послевоенное время. Лит.: Левина, 1992; Левина, 19996; Социальный облик, 1980. ОБЩЕПИТ — если Нарпит — это организация, то Pi «общепит» — это прежде всего идея. Без ее осуществления, по мнению первого поколения большевиков, невозможна была революционизация быта. Приготовление пищи в домашних условиях они рассматривали как преграду на пути построения нового общества. Преимущества социалистического общепита, как считали теоретики 20-х гг., заключались в огромной экономии времени, топлива, продуктов и даже в рациональном использовании пищевых отходов. Все эти факторы якобы могли повлиять на главный процесс — экономию сил для труда в общественном производстве. Человека необходимо было оторвать от домашнего хозяйства и семьи, «от цепей кухни». Общественная столовая представлялась «наковальней, где будет выковываться и создаваться новый быт и советская общественность» (Кожаный, 1924. С. 8). Теоретики общепита также полагали, что общие столовые смогут нивелировать последствия стесненности жизни в коммунальных квартирах. С подкупающей серьезностью они писали: «Рабочая семья принимает пищу там, где развешаны пеленки, где проплеван пол. Принимать пищу в непроветренной комнате, насквозь прокуренной, полной грязи, — значит проглатывать вместе с пищей всякую пыль и вредные микробы и получать от пищи лишь ту малую долю пользы, которую она могла бы дать, если бы ее принимали в чистом хорошо проветренном помещении» (Кожаный, 1927. С. 17). Вместо проветривания и уборки помещений, а также предоставления семьям горожан достаточного по площади жилья предлагалось перенести процедуру еды в общественные столовые. Они должны были одновременно стать и культурными учреждениями, в которых рабочие и работницы могли разумно и полезно провести свой досуг. Некоторые из этих теоретических посылок усилиями Нарпита (см.) в 20-е гг. удалось реализовать, хотя плюрализм повседневной жизни времен НЭПа предоставлял обыкновенному человеку возможность выбора формы и места своего питания. Существовали частные рестораны, чайные, пивные (см.). С началом «пятилеток» их деятельность стала сворачиваться, а затяжной продовольственный кризис способствовал развитию системы общественного питания. Власти по-прежнему говорили о ее огромной роли в переустройстве быта. Весной 1930 г. был проведен смотр столовых, названный в прессе «решительным переходом в наступление на домашние индивидуальные формы питания» (Правда. 1930. 22 февр.). Но на самом деле общепит, как и в годы гражданской войны (см. Нарпит), превратился в механизм нормированного распределения со строго отлаженной иерархией. В большинстве учреждений существовали закрытые столовые. Ассортимент блюд в них напрямую зависел от норм пайкового снабжения конкретной социальной группы населения. В связи с нехваткой продуктов питания в системе общепита проводились эксперименты по практически насильственному внедрению вегетарианской пищи. Одновременно по предложению Ленинградского НИИ общественного питания решено было вводить в рацион дельфинье и тюленье мясо. В 1932 г., к 15-й годовщине Октября, в системе общепита в различных городах проходили конкурсы на новое блюдо. Основная задача участников соревнования сводилась к изобретению «до сих пор не существовавших в кулинарийной номенклатуре блюд» из таких продуктов, как вобла, тюлька, хамса, соя (Ленинградское общественное питание. 1932. № 8. С. 6; № 9. С. 4). Эти кулинарные «изыски» подавались и в немногочисленных открытых заведениях общепита, функционировавших в первой половине 30-х гг. вне территорий предприятий и учреждений. С их помощью могли, например, попробовать решить проблему еды командированные, имевшие карточки. С отменой карточной системы началась перестройка общепита. О полной ликвидации домашней кухни во второй половине 30-х гг. вопрос уже не поднимался. Общественное питание становилось одной из витрин победившего сталинского социализма. Ранее закрытые столовые необходимо было превратить в общедоступные заведения. К концу 30-х гг. в крупных городах СССР появились первые кафе-автоматы, прозванные «американками». Но просуществовали они недолго (см. Автомат). Открыли двери для обычных граждан рестораны, имевшие еще до революции блестящую репутацию, типа «Националя» в Москве и «Метрополя» в Ленинграде; были созданы заведения общепита, долгие годы составлявшие гордость советского кулинарного искусства, например кафе-магазин «Север» в городе на Неве. В годы войны общественные столовые выполняли привычные для себя функции распределения. Но наряду с ними действовали, как и в 30-е гг., коммерческие рестораны. Такая ситуация сохранялась до отмены карточек в 1947 г. В конце 40—первой половине 50-х гг. система общественного питания развивалась по хорошо разработанной в условиях сталинского социализма схеме: шикарные рестораны соседствовали с жалкими столовыми, разного рода «забегаловками» и «голубыми дунаями». В ходе реформ 50—60-х гг. были сделаны серьезные попытки расширения и демократизации сферы общественного питания. К середине 50-х гг. количество ресторанов, кафе и столовых не достигло даже показателей 1940 г. В феврале 1959 г. ЦК КПСС и СМ СССР приняли постановление «О дальнейшем развитии и улучшении общественного питания», где предлагались разнообразные меры по расширению сети столовых, чайных, кафе и различного рода закусочных. Все они должны были активно применять полуфабрикаты. Это правительственное решение предусматривало дальнейшую механизацию и автоматизацию общественного питания, что в целом совпадало с общемировыми тенденциями. Однако в СССР власть явно пыталась политизировать эти процессы, считая их интенсификацию «важной государственной задачей» периода «развернутого строительства коммунистического общества» (Решения партии, 4. С. 553). Столовые и кафе ощутили на себе влияние и еще одной глобальной идеи хрущевских реформ — введения самообслуживания. Но полностью перейти на такую систему функционирования предприятий общепита оказалось трудно, в большинстве из них не было соответствующего оборудования. В 50—60-х гг. заведения общественного питания оказались вовлеченными и в процесс формирования новой стилистики быта. Из ресторанов и кафе активно вытеснялась обстановка «сталинского шика» — пальмы, массивная мебель, крахмальные скатерти, бархат, плюш. В начале 60-х гг. в Вильнюсе появилось первое в стране кафе, где при отделке использовались практичные дешевые материалы — кирпич, сосновое дерево, черный металл. История поиска новых интерьерных решений в сфере общепита запечатлена ч комедии «Дайте жалобную книгу» (1969). Эпоха «застоя» частично вернула в систему общественного питания тяжеловесный шик и помпезность. Появилось много ресторанов и кафе с национальной кухней. Советские люди познакомились с такими новинками, как гриль-бары (еж.) и пиццерии, вытеснившие привычные блинные и пельменные. Но всех этих заведений хронически не хватало. Ситуацию не исправили и первые кооперативные кафе, возникшие после принятия в феврале 1987 г. постановления СМ СССР «О создании кооперативов общественного питания». Советские властные структуры так и не сумели реализовать основную идею общепита — ликвидацию домашней кухни. Посещение ресторанов и кафе не превратилось в традиционную практику повседневности советских людей. И. Бродский с грустью вспоминал: «Семейные люди редко едят не дома, в России — почти никогда. Я не помню ни ее [мать], ни отца за столиком в ресторане или даже в кафетерии» (Бродский, 1999. С 428—429). Лит.: Игнатов, 1927; Маршак, 1930; Разин, 1988; Семенов, 1966; Халатов, 1924. ОКТЯБРИНЫ — один из многочисленных советских обрядов, антипод акта крещения ребенка в церкви, аналог «звездин» (еж.). Обряд возник стихийно в 1923—1924 гг. и получил повсеместное распространение благодаря деятельности комсомольских организаций. «Октябрины» стали популярными в молодежных коммунах, взрослые члены которых хотели получить новые имена. Там даже существовали специальные «октябринные» (крестильные) комиссии. Идея создания таких комиссий «была продиктована фантазией и побуждением молодежи придумать в быту коммуны что-то новое. Комиссия подбирала и присуждала каждому члену коммуны новое короткое имя, отражающее совокупность индивидуальных черт и наклонностей, вместо общепринятого обращения по имени и отчеству» (Рожков, 2002. С. 323). Лит.: Мокиенко, Никитина, 1998. ОНЭПИВАНИЕ — этот термин, хотя несомненно принадлежит к партийно-идеологической лексике, имеет самое непосредственное отношение к проблемам повседневной жизни российского населения в 20-е гг. Впервые он был использован осенью 1924 г. на пленуме ЦКК РКП(б). Даже партийные активисты не могли сначала понять, что означает загадочное «онэпивание». Е. Ярославский, делав-ший на пленуме доклад «О партэтике», заметил, что «один товарищ понял это так: онэпивание — значит не надо пить» (Партийная этика, 1989. С. 174). На самом деле «онэпиванием» (от слова НЭП) был назван процесс возрождения нормальной по общечеловеческим стандартам повседневной жизни после окончания в России гражданской войны. Хорошая одежда, благоустроенная квартира, калорийное питание — эти признаки благополучия и социальной стабильности в быту кроме номенклатуры в 20-е гг. обрели представители нового слоя населения — нэпманской буржуазии. Вероятно, поэтому большевикам многие бытовые атрибуты казались с идеологической точки зрения более опасными, нежели труды философов и политических деятелей, окрещенных представителями мелкобуржуазной стихии. Их произведения обычные люди не читали, зато внешние признаки зажиточности нэпманов видели все. Не случайно еще в 1921 г. В. Ленин заявил, что самый решительный бой за социализм — это бой «с мелкобуржуазной стихией у себя дома» (Ленин, 43. С. 141). Наивысшей точки этот бой достиг в конце 1924—начале 1925 г., в момент стабилизации НЭПа. Во времена «военного коммунизма» натиск на хорошо живущих людей, а это прежде всего были партийные функционеры, вели сами беспартийные массы. Во второй половине 20-х гг. инициаторами гонений на «буржуазный быт» явились партийные и комсомольские активисты разных уровней. В стране развернулась настоящая война с «нэпманской» модой и мещанством (см.) в быту. Сигнал к началу этой войны был дан на пленуме ЦКК 1924 г. В материалах пленума отмечалось: «Период нэпа таит в себе опасности, особенно для той части коммунистов, которая в своей повседневной деятельности соприкасается с нэпманами. Неустойчивые элементы начинают тяготиться режимом партийной дисциплины, завидуют Размаху личной жизни новой нэпманской буржуазии, поддаются ее влиянию, перенимают ее навыки, ее образ жизни» (Партийная этика, 1989. С. 160). Все это и называли «онэпиванием», которое наряду с «хозобрастанием» (см.) и «излишествами» (см.) считалось осуждаемым и подлежащим искоренению социальным отклонением. Лит.: Измозик, Левина, 2005; Левина, Белоцкая, 2000. ОРДЕР — в переводе с французского означает предписание, письменный приказ. Слово было в употреблении и до 1917 г. Существовали, например, платежные документы, называвшиеся кассовыми ордерами. В условиях советской повседневности этим понятием стали определять в первую очередь приказ о выдаче со складов вещей. Ордера являлись непременным атрибутом распределительной системы в годы гражданской войны. Академик А. Ферсман писал в Райпродукт осенью 1920 г.: «КУБУ просит о выдаче... ордера на получение 3 пар носков, дюжины пуговиц и одной пары галош» (Дом ученых, 2000. С. 29). Действовали ордера на выдачу вещей в конце 20—середине 30-х гг. Современники вспоминали: «Длинные очереди стояли за пальто... за сапогами, за чулками. На дефицитные товары выдавались ордера, но и по ордерам были очереди. В очереди становились с ночи. В очередях стояли семьями, сменяя друг друга» (Гранин, 1986. С. 91). Отмена карточной системы сначала в 1935-м, а затем в 1947 г. формально должна была ликвидировать саму идею ордеров. Но всепроникающий «блат» (см.) модифицировал их сначала в записки, а затем в звонки, результатом которых оказывалось получение вожделенных дефицитных вещей даже в системе открытой торговли. Официально же слово «ордер» осталось в повседневной жизни как документ, фиксирующий право гражданина на жилую площадь или предписывающий производство арестов и обысков. Лит.: Мокиенко, Никитина, 1998. ОРЛОН — так называлось синтетическое волокно, поступавшее в 60-е гг. в СССР из США. Вначале оно использовалось для изготовления искусственного меха. В 1960 г. первые изделия из орлона появились в свободной продаже. Это были детские меховые пальтишки. Журнал «Работница» с восторгом писал: «Трудно удержаться от похвал, глядя на красивую шубку из орлонового меха с ярко-голубой подкладкой. Чудо-шуба: вывернешь ее наизнанку, получается пальто, опушенное белым мехом. Детские вещи, сшитые из поролона и искусственного меха, дешевле, красивее и практичнее, чем, скажем, суконные и бархатные» (1960. № 12. С. 31). Уже в середине 60-х гг. появился отечественный аналог орлона — нитрон. Из него производили объемную пряжу для трикотажных изделий. Лит.: Левина, 2002а; Новые слова, 1971. ПРАЗДНИК НОВОРОЖДЕННЫХ — советский обряд, появившийся как следствие претворения в жизнь постановления СМ РСФСР от 18 февраля 1964 г. «О внедрении в быт советских людей новых гражданских обрядов». Праздник новорожденных, как предполагалось, должен был отвлечь людей от церковного обычая крещения младенцев, почти забытого в 30-х гг. и возродившегося в годы сталинского церковного ренессанса. Антирелигиозная политика Н. Хрущева в первую очередь преследовала цель сокращения сферы «обычного права церкви», в которую входило крещение. Праздник новорожденных сначала проводился в обычных ЗАГСах, где при регистрации младенцев происходило их своеобразное посвящение в граждане СССР. В 1965 г. в Ленинграде появился первый в стране специальный Дворец малютки. Затем эта практика распространилась повсеместно. В некоторых регионах СССР, как, например, в Краснодаре, при торжественной записи малышей их родителям вручалось письмо-наказ будущему гражданину, а также красный галстук и комсомольский значок как символ будущей политической ориентации новорожденного. Эти приемы напоминали стилистику «звез-дин» и «октябрин» (см.) начала 20-х гг. Лит.: Рабочий класс, 1969. ПРИМУС — так назывался прибор для приготовления пищи, распространенный в 20-е гг. Делали примусы из латуни, и, когда их начищали, они ярко блестели. Не случайно О. Мандельштам в одном из детских стихотворений 30-х гг. называл шумный и вонючий кухонный агрегат золотым. Кроме керосина — основного горючего — для работы примуса требовался еще и спирт-денатурат. Он обеспечивал быстрое зажигание. Примус давал довольно мощный огонь, значительно более сильный, чем керосинка. Но у прибора были существенные недостатки — он сильно шумел, постоянного ухода требовал насос, которым подкачивали керосин в рассеиватель горелки, саму горелку надо было чистить специальной иглой. Людям, читавшим роман И. Ильфа и В. Петрова «Золотой теленок», будет понятна реплика Остапа Бендера о ненужности вечной иглы для примуса человеку, который не собирается жить вечно. Лит.: Гранин, 1986. С. 100.
ПРОЗОДЕЖДА — формально слово расшифровывается как сокращение от словосочетания «производственная одежда». Так в 20-х гг. называлось то, что ныне привычно именуют «спецодеждой». Ее разработкой занимались известные советские модельеры и художники: Н. Ламано-ва, А. Родченко, В. Степанова. Однако у обывателя в эпоху гражданской войны слово «прозодежда» ассоциировалось вовсе не с продуманной во всех деталях, удобной спецовкой. Под «прозодеждой» понималась часть натуроплаты (см.), выдаваемая не продуктами, а вещами. Удовлетворить потребности в обуви и одежде всех желающих было невозможно, и это вызывало резкие конфликты. В Петрограде, например, в конце зимы — начале весны 1921 г. на многих фабриках и заводах из списков претендентов на прозодежду исключили не только служащих, но и лиц, не достигших 18 лет. Во многом на этой почве начались «волынки» — особая форма забастовок, — предшествовавшие Кронштадтскому мятежу. Для урегулирования конфликта нуждающимся выдали по одной простыне, одному полотенцу и одной паре ботинок (последние — на троих). Наделение «прозодеждой» велось по принципам «классового пайка»: в привилегированном положении находились рабочие и партийно-советская номенклатура. В дневниках современники с горечью записывали: «О новой паре [ботинок] и думать нашему брату нельзя. Обувь раздается только коммунистам и матросам» (Отечественная история. 1997. № 3. С. 95). На одной из челябинских шахт в 1922 г. администрация отобрала ранее выданные забойщикам сапоги, обменяв их на лапти, — в сапоги же приоделись сами работники администрации. Выдачи вещей продолжались до осени 1922 г. Лишь с 1923 г. слово «прозодежда» приобрело свой истинный смысл. Лит.: Балдано, 2002; Левина, 1982; Левина, 1983. ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ГИМНАСТИКА — форма добровольно-принудительного оздоровления горожан прямо на рабочем месте. Первые попытки проведения производственной гимнастики относятся к началу 30-х гг. Тогда инициатива шла от сторонников системы НОТ (научной организации труда). В середине 50-х гг. внедрять физкультуру в цехах начали профсоюзы. В июне 1956 г. Президиум ВЦСПС принял постановление об организации производственной гимнастики на предприятиях и в учреждениях. В 1960 г. «пятиминутками бодрости» (так часто называли производственную гимнастику) было охвачено 7 млн человек, а в 1966 г. — более 11 млн. Профсоюзы занимались и подготовкой общественных инструкторов, способных проводить эти «пятиминутки». С начала 60-х гг. на Всесоюзном радио появилась специальная передача. Она передавалась в эфир в 11 часов дня. Диктор бодрым тоном призывал работающих потянуться, поставить ноги на ширине плеч и т. д. В целом полезное начинание не привилось на российско-советской почве. Производственной гимнастикой, даже в пик ее популярности — в конце 60-х гг., было охвачено не более 15% трудящихся. В 70—начале 80-х гг. вместо совместных приседаний и наклонов в обеденный перерыв многие стали играть в настольный теннис. Это явление запечатлел и советский кинематограф, о чем свидетельствует фраза социолога Сусанны (актриса Т. Васильева) из фильма «Самая обаятельная и привлекательная» (1985): «Молодой человек, с вами все ясно. Играйте в пинг-понг, Гена» (Кожевников, 2001. С. 707). Лит.: Рабочий класс, 1969; Рабочий класс, 1979. ПРОСТИТУЦИЯ — к 1917 г. в России сложилось несколько уровней суждений о проституции. Правительство считало возможным существование и легального института продажной любви, и профессии публичной женщины, ограниченной в гражданских правах. Либеральная общественность придерживалась мнения об аморальности системы государственной регламентации сексуальной коммерции. Обыватель презирал проституток, негативно относился к деятельности регламентирующей организации — Врачеб-но-полицейского комитета (ВПК) и время от времени пользовался услугами института торговли любовью. В феврале 1917 г. ВПК был ликвидирован. Прекратила свое существование легальная проституция, формально исчезла и профессия проститутки. Но остались женщины, вступавшие в безличные половые связи за вознаграждение, потребители их услуг, а также венерические болезни. Придя к власти, большевики попытались найти свой путь разрешения этих проблем. В период гражданской войны и «военного коммунизма» голод снизил сексуальную активность, закрылось большинство увеселительных заведений — привычных мест скопления особ, предлагавших интимные услуги. Деньги, позволявшие осуществлять акт купли-продажи женского тела — важнейший признак проституции, — не имели должной значимости. Новая государственность объявила торговлю любовью социальным злом, порожденным предыдущим строем. Всероссийское совещание работниц в ноябре 1918 г. призвало бороться с этим явлением «революционным искоренением всех остатков капиталистического общества... введением обеспечения материнства, осуществлением государственного воспитания детей и заменой буржуазной семьи свободным браком» (Известия ВЦИК. 1918. 22 ноября). Это была некая социальная абстракция. В реальности властные структуры должны были что-то делать со значительным контингентом женщин, подозреваемых в проституировании. Попытки медиков возродить нечто подобное ВПК в новых условиях были отвергнуты. Вместо него в 1919 г. в Советской России появилась межведомственная комиссия по борьбе с проституцией при Наркомате социального обеспечения. Но преобладающей в практической сфере была политика прогиби-ционизма, осуждающая как явление проституции, так и самих проституток. В августе 1918 г. В. Ленин вообще советовал в связи с нарастающей угрозой контрреволюционного заговора «навести тотчас же массовый террор, расстрелять и вывести сотни проституток» {Ленин, 50. С. 142). До массовых расстрелов все же дело не дошло, но женщины, заподозренные в проституировании, должны были являться в органы власти для получения работы. За уклонение от явки они подлежали аресту и отправке в трудовые лагеря строгого режима. В конце 1919 г. под Петроградом была создана женская трудовая колония, которую даже в официальных документах называли учреждением «для злостных проституток». Проститутка в первые послереволюционные годы рассматривалась как «дезертир труда». Моральный и филантропический аспекты носили подчиненный характер. С точки зрения идей солидарности трудового коллектива и его интересов расценивалось и поведение потребителя проституции: «Мужчина, купивший ласки женщины, уже перестает в ней видеть равноправного товарища» (Коллонтай, 1921. С. 22). С переходом к НЭПу началась своеобразная «эра милосердия» по отношению к женщинам, занимавшимся сексуальной коммерцией. В принятом в 1922 г. Уголовном кодексе РСФСР появились статьи, определяющие наказание за притоносодержательство, за принуждение к занятиям проституцией, а также за вовлечение в торговлю телом несовершеннолетних. С самих же проституток снималась не только уголовная, но и морально-нравственная ответственность за их поступки. Известный врач-венеролог В. Брон-нер заявлял: «Проститутки — это только жертвы или определенных условий, или тех мерзавцев, которые их в это дело втягивают» (Рабочая газета. 1924. 9 янв.). В 1922 г. в Москве был создан Центральный совет по борьбе с проституцией. Его члены являлись сторонниками гуманного отношения к проституткам. Реальную помощь им оказали венерические диспансеры, появившиеся в СССР в 1923—1925 гг. Советы по борьбе с проституцией занимались и трудоустройством женщин, вынужденных торговать собой из-за отсутствия работы. Наиболее эффективным способом социальной реабилитации лиц, вовлеченных в сексуальную коммерцию, стали лечебно-профилактические диспансеры. Первое учреждение такого рода появилось в Москве в конце 1924 г. Женщины сюда приходили добровольно. Их обеспечивали бесплатным жильем, питанием, предоставляли возможность вылечиться от венерических заболеваний. Решившая порвать со своим ремеслом проститутка могла находиться в профилактории полгода, затем ее трудоустраивали, в основном на фабрики и заводы. В 1926 г. после окончания срока пребывания в профилакториях Москвы к прежнему ремеслу проститутки вернулось 35% женщин. В дореволюционной России эта цифра была вдвое больше. С 1927 г. лечебно-трудовые профилактории стали возникать повсеместно. К 1929 г. они имелись уже в 15 городах страны. В 20-е гг. власти резко осуждали сторону «спроса» на услуги проституток, предпринимались даже попытки рассматривать мужчин как преступников, якобы побуждающих женщин торговать собой. Но так как основными потребителями проституции оказались рабочие, наиболее распространенным способом их наказания стало общественное осуждение. Летом 1929 г., после принятия постановления ВЦИК и СНК РСФСР «О мерах по борьбе с проституцией», начался явный переход к насильственному уничтожению института продажной любви. Лечебно-профилактические диспансеры превратили в трудовые колонии и передали в общую систему лагерей НКВД. Судьбы загнанных туда женщин были трагичны и безысходны.
|