СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 4 страница
ГРИЛЬ-БАР — новое заведение советского общепита (см.), появившееся в 70-х гг. В условиях растущей нехватки продуктов гриль-бары пользовались успехом у не избалованных ресторанным сервисом советских людей. Здесь можно было съесть довольно вкусно и быстро приготовленную в электрической печи курицу — единственное недефицитное мясо в СССР в те годы. Первые гриль-бары появились в прибалтийских республиках. Особенно знаменит был в начале 70-х гг. гриль-бар при таллинской гостинице «Виру». Лит.: Новые слова, 1984. ГРОМКОГОВОРИТЕЛЬ — первый тип радиоприемника, используемого для бытового воспроизведения радиопередач. Сначала громкоговорители появились на улицах (см. Радиовещание). Они представляли собой рупоры из серого папье-маше. В домах же использовались репродукторы, в быту называвшиеся «тарелками». Их изготавливали из плотной черной бумаги, которая закреплялась на рамке. Они почти исчезли в 40—начале 50-х гг. И слово «тарелка» приобрело иной смысл (см. Тарелка). Лит.: Очерки истории советского радиовещания, 1972.
ДАВИДСОНОВЩИНА — этот термин будоражил умы женской части молодого поколения Советской России во второй половине 20-х гг. Тогда на страницах молодежных коммунистических (а других, как говорил герой М. Булгакова профессор Преображенский, и не было) газет и журналов развернулись дискуссии о любви. Ярой обвинительницей мужчин, толкавших женщин на аборты и не желавших разделять с ними трудности материнства, выступила С. Смидович, член партии большевиков с 1898 г. Она в то время работала в аппарате ЦКК ВКП(б). Критика мужского поведения велась с позиций борьбы за женскую эмансипацию. Смидович, клеймя сексуально озабоченных и безответственных мужчин, не одобряла и поведение покорных, безответных женщин, жизнь которых «была служением своему господину — мужу». Толчком для рассуждений Смидович послужила судьба студентки Московской горной академии Давидсон. Ее муж, тоже студент-горняк, систематически унижал женщину, избивал, трижды за год вынудил сделать аборт. В результате, не вынеся издевательств и не имея сил порвать с мужем-садистом, летом 1926 г. Давидсон покончила жизнь самоубийством. Партийная активистка Смидович образовала от фамилии несчастной самоубийцы название мелкобуржуазного явления — «давидсоновщина». Оно означало «женскую слабость», «неизбежное последствие векового рабства женщины». Жалея студентку Давидсон, Смидович тем не менее призывала бороться с «давидсоновщиной» — зависимостью женщины от мужа, нежеланием уйти от личных переживаний и бытовых забот в «общественную работу». Несмотря на кажущуюся феминистическую агрессивность идеи борьбы с «давидсоновщиной», она подразумевала довольно традиционную трактовку вопросов половой морали, где активность в области секса являлась привилегией мужчин. Женщине же предлагалась жесткая альтернатива: или секс как выражение полного подчинения, или свобода без сексуальной жизни. Параллельно с осуждением «давидсоновщины» в комсомольской печати поднимались вопросы о недостойном поведении мужчин. В студенческой среде в то время обнаружилось немало случаев сексуального притеснения девушек под предлогом борьбы с «мещанскими» представлениями о половой морали. Эти эксцессы, отчасти спровоцированные и публичными дискуссиями о свободе любви в новом обществе, идеологические структуры определяли как социальные отклонения. Они получили названия, образованные от имен мужчин, виновных, как правило, в самоубийствах изнасилованных или обманутых женщин — «петровщи-на», «кореньковщина», «тюковщина». Лит.: Сосновский, 1927; Партийная этика, 1989; Рожков, 2002. ДАЧА — ко времени прихода большевиков к власти выезд летом на дачу был устойчивым элементом повседневности жителей крупных промышленных городов России, и в первую очередь двух столиц. Средний слой горожан, не имевший собственной недвижимости, брал в наем помещения для постоянного проживания летом вне города. Смена социального строя в 1917 г. не изменила традиционную бытовую практику горожан. Приостановившаяся в годы гражданской войны, дачная жизнь стала возрождаться с переходом к НЭПу. Традиция снимать дачи осталась нормой жизни интеллигенции и служащих и в 30-е гг. Рабочих же среди дачников не было ни в годы НЭПа, ни в период первых пятилеток. Они предпочитали на время отпусков выезжать в деревню к родственникам или пользовались домами отдыха. В новом обществе не возбранялось и строительство дач. Одновременно с жилищной кооперацией (см.) появилась и дачно-строительная кооперация. Но большой популярностью она не пользовалась. Основная масса горожан была не способна строить что-то на собственные средства. В 30-е гг. в традиционной городской практике дачной жизни проявились типично советские черты. Власти предоставляли определенным категориям граждан возможность пользоваться казенными, то есть государственными, дачами на правах аренды. Одновременно на бюджетные деньги велось строительство загородных домов, которые передавались в бессрочное пользование социально ценным людям, в первую очередь представителям номенклатуры. Дачи для них строились по их собственным проектам. Лишь в феврале 1938 г. ЦК ВКП(б) и СНК СССР приняли постановление «О дачах ответственных работников», где был установлен максимальный размер строений для руководящих лиц: 7—8 комнат для семейных, 4—5 — для несемейных (Источник. 1999. № 5. С. 70). В бессрочное пользование во второй половине 30-х гг. власти стали предоставлять дачи знаменитым писателям. Но и у номенклатуры, ДЕТИ — авторы «Толкового словаря языка „Совдепии"» сочли необходимым обратить внимание на это понятие, так как советская эпоха породила массу знаковых словосочетаний: «дети врагов народа», «дети разных народов», «все лучшее — детям» и т. д. (Мокиенко, Никитина, 1998. С. 161). Каждое из них вполне заслуживает отдельного рассмотрения. С точки же зрения демонстрации контуров повседневности интерес представляет и специфика развития взаимоотношений детей и родителей в новых социально-политических условиях. События 1917 г. обострили имеющийся в любом обществе конфликт поколений. И детям и родителям предстояло пережить мучительную ломку традиционных контактов. Патриархальные связи поколений были подорваны первыми нормативными актами советской власти, разрешившими вступление в брак без согласия родителей. В 20-е гг. в партийно-комсомольских кругах развернулись бурные дискуссии, в ходе которых молодежи настойчиво предлагалась идея неактуальности прочных связей внутри семьи. Острой критике подвергалась библейская заповедь «Почитай отца своего». В печати можно было встретить следующие утверждения: «Пролетариат рекомендует почитать лишь... коллективизированного, классово-сознательного и революционно-смелого отца. Других же отцов надо перевоспитывать, а если они не перевоспитываются, дети этически вправе покинуть таких отцов, так как интересы революционного класса выше благ отца» (Залкинд, 1925. С. 54—55). Первая советская Конституция (1918) породила категорию лиц, лишенных избирательных прав (см. Лишенцы). Их дети сразу ощутили на себе систему классового распределения продуктов и предметов первой необходимости, а в 1921 г. испытали введение принципа классового приема в высшие учебные заведения. Классовыми признаками руководствовались и биржи труда, предоставлявшие работу в годы НЭПа. В результате дети вынуждены были скрывать социальное происхождение своих родителей. Власть провоцировала конфликт отцов и детей и на почве борьбы с религией, маркируя старшее поколение как нечто «костенеющее в парах религиозного дурмана» (Комсомольское рождество, 1924. С. 7). В 30-е гг. социальное происхождение стало причиной придания человеку статуса общественного изгоя. На этой почве происходил распад семей. Он находил выражение как в сокрытии занятий родителей, так и в публичном отказе от них. Комсомол в первой половине 30-х гг. провел кампанию очищения своих рядов от лиц «чуждого» происхождения. В Ленинграде в 1933—1936 гг. из ВЛКСМ было исключено более 3000 человек за связь с «чуждыми элементами», под которыми подразумевались родители. Политическая ситуация 30-х гг. породила «эффект Павлика Морозова». Эта отчасти мифическая личность символизировала протест против власти отцов. В периодической печати того времени появлялись статьи о геройских поступках молодых людей, отказывавшихся от своих родителей за их «преступную деятельность против социализма». Свой Павлик Морозов нашелся во второй половине 30-х гг. и в Ленинграде. Это был комсомолец Н. Максимов, рабочий ленинградского торгового порта. Осенью 1935 г. он разоблачил «шайку рвачей», в которой состоял и его отец. «Николай Максимов, — писала „Комсомольская правда", — поступил вопреки неписаным законам старой морали. Он разоблачил отца, вредившего новому обществу» (КП. 1935. 18 сент.). В раскрученном властью механизме насильственного размежевания детей и родителей мало что изменила и знаменитая фраза И. Сталина «Сын за отца не отвечает», и даже Конституция 1936 г., уравнявшая в правах всех граждан СССР. Бацилла межпоколенной ненависти, прививаемая гражданам в 20—30-х гг., оказалась очень живучей. Многие молодые люди, оказавшиеся изгоями вследствие социальной «неполноценности» своих родителей, оборачивали свой гнев и возмущение не в сторону власти, а в сторону собственной семьи. Известна позиция крупного историка и географа Л. Гумилева, сына «двух поэтов». Безвинно репрессированный в 1938 г. и окончательно реабилитированный лишь после XX съезда КПСС, он писал в 1955 г. о своей матери, А. Ахматовой: «Будь я не ее сыном, а сыном простой бабы, я бы был, при всем остальном, процветающим советским профессором, беспартийным специалистом, каких множество» (Герштейн, 1998. С. 355). Однако, стремясь к политизации отношений между детьми и родителями, властные структуры не смогли спрогнозировать возможность обратного эффекта своей политики — единения семей на почве неприязни к советской системе. Лит.: Левина, 1999; Фицпатрик, 2001. ДЖАЗ НА КОСТЯХ — так в конце 40—начале 50-х гг. называли подпольно производимые и продаваемые с рук грамзаписи джазовой музыки. Делали их часто на ненужных рентгеновских снимках, где, естественно, оставалось негативное изображение скелета (костей). Поверх него производилась музыкальная запись. К подобному роду ухищрений людей подвигал не только спрос на джазовую музыку, но и гонения на нее со стороны властей. В обществе послевоенного сталинизма джаз рассматривался как вредное для советского человека явление западной культуры. В 1951 г. в свет вышла тоненькая брошюрка некоего Городинского под названием «Музыка духовной нищеты», где выстраивались надуманные параллели между джазом и «тлетворной империалистической идеологией». А позднее, в 1954 г., все комсомольские газеты стали множить лозунг: «Сегодня парень любит джаз, а завтра Родину продаст». Но победить желание послушать хороший «джаз-банд» ни комсомольские взыскания, ни газетные фельетоны не смогли. Молодые люди собирались на квартирах, чтобы посмотреть «джазовые кинофильмы» на 16-миллиметровой пленке «Джордж из Динки-джаза» и «Серенаду Солнечной долины» и, конечно, послушать «джаз на костях» (История джаза, 1997. С. 34). Кумирами молодежи конца 40-х гг. были Глен Миллер, Элла Фитцджеральд, Уилли Канновера. Лит.: Брусиловская, 1998; Рейн, 1997. ЕСЕНИНЩИНА — этот термин появился во второй половине 20-х гг. и просуществовал до середины 50-х гг. Связанный с именем талантливейшего русского поэта С. Есенина, он отражает не только тенденции развития литературы в советском обществе, но и активные попытки власти регулировать процессы повседневности. Под строгим идеологическим контролем должен был находиться круг чтения советских людей. В 20-е гг. Есенин был самым популярным поэтом СССР. Обследования читательской аудитории 1928 г. показали, что его произведения за один год в библиотеках выдавались на руки 400 раз, тогда как стихи В. Маяковского — всего 28 (Что читает, 1930. С. 59). Людей привлекали внешняя простота и задушевность есенинского стихосложения. У кого-то интерес к поэзии этого автора был вызван его трагической кончиной в декабре 1925 г. Это событие к тому же спровоцировало вспышку суицида в крупных городах. В суицидологии уже в 20-е гг. был известен так называемый эффект Вертера — самоубийство, совершаемое под влиянием примера. Однако советские идеологические структуры все объяснили распространением мелкобуржуазных, «упаднических настроений», которые и получили название «есенинщины». В крупных городах Советской России в 1926—1928 гг. проводились специальные обследования случаев самоубийств среди молодежи. Вывод нередко был следующим: «У нас многие увлекаются есенинщиной и другими такими книгами и поддаются таким настроениям, даже есть случаи самоубийств» (ЦГА ИПД, ф. К-156, оп. 1-а, д. 18, л. 3). Поэзия Есенина была названа упаднической, не соответствующей идеям строительства социализма. Н. Бухарин прямо заявлял: «Есенин талантлив, но „есенинщина" — это самое вредное, заслуживающее бичевания явление нашего литературного дня» (Бухарин, 1993. С. 106). Книги поэта изымались из массовых библиотек. После 1928 г. до начала 50-х гг. его стихи почти не переиздавались. Лит.: Левина, 1994; Левина, 19946. ЕЛКА — к 1917 г. еловое дерево превратилось в главный компонент зимних религиозных праздников в России. Ни Рождество, ни святки в городской среде не проходили без пушистой елки. Более того, она воспринималась уже как народный обычай. После прихода к власти большевики решили отказаться от действовавшего в царской России юлианского календаря. 24 января 1918 г. СНК принял «Декрет о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Произошедший сдвиг дат уже внес перемены в привычный ритм зимних праздников. Правда, ни Рождество, ни сопутствующую ему елку власти не отменяли и не запрещали. До 1929 г. день 25 декабря по новому стилю был выходным. В годы НЭПа люди по устоявшейся традиции украшали в конце декабря свое жилье елками. Распространенными были и детские новогодние праздники, которые по привычке устраивались во многих домах интеллигенции. Новогоднюю елку для детей в декабре 1923 г. организовали даже в имении «Горки», где тогда находился безнадежно больной В. Ленин. Ситуация изменилась в конце 20-х гг. В январе 1929 г. ЦК ВКП(б) обратился ко всем членам партии с письмом «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Идеологические структуры развернули мощную критику церковных обычаев, к числу которых относилась и традиция празднования Рождества с непременной елкой. А осенью того же года страна перешла на так называемую непрерывку (см.), что привело к автоматической отмене всех религиозных праздников. Под запретом оказалась и елка. В газетах и журналах, прежде всего рассчитанных на детей, с 1930 г. стали систематически печатать антиелочные, а по сути дела антирелигиозные, произведения. В 1931 г. ленинградский детский журнал «Чиж» опубликовал стихотворение А. Введенского «Не позволим», где были такие строчки: Только тот, кто друг попов, Елку праздновать готов. Под угрозой штрафа запрещалось устраивать новогодние праздники для детей в школах и детсадах. Прекратилась государственная торговля пушистыми деревьями. Комсомольские активисты пытались даже устраивать проверки частных квартир на предмет выяснения, не отмечают ли их владельцы традиционный и всеми любимый праздник. Многие тем не менее продолжали тайно ставить елку, тщательно занавешивая окна и побаиваясь доносов. Зеленое пушистое дерево было реабилитировано в середине 30-х гг. В декабре 1935 г. в «Правде» появилась статья секретаря ЦК украинской компартии П. Постышева «Давайте организуем к Новому году детям хорошую елку». Партийный лидер призывал не лишать «ребятишек Советской страны» прекрасного удовольствия. «В школах, детских домах, во дворцах пионеров, в детских клубах, в детских кино и театрах, — писал Постышев, — везде должна быть детская елка!» 1936 г., год принятия сталинской конституции, советские люди уже встречали с разрешенной елкой. П. Постышев был расстрелян в 1939 г. Официальным днем отдыха 1 января стало только в 1947 г. Лит.: Душечкина, 2000. ЗАГС — аббревиатура, появившаяся в 1917 г. и означающая «запись актов гражданского состояния», давно превратилась в русском языке в существительное. Под ним понимается некая советская государственная организация, имеющая определенные структуру, направления деятельности и штат служащих. Уже в 20-х гг. в романе И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» фигурировал регистратор ЗАГСа — Ипполит Матвеевич Воробьянинов. К 40-м гг. в обыденном сознании ЗАГС ассоциировался в основном с процессом заключения брака. В фильме «Небесный тихоход» (1945) убежденные холостяки, роли которых исполняли Н. Крючков, В. Нещипленко и В. Меркурьев, считали, что легче свести в ЗАГС «Медный всадник», нежели кого-нибудь из них. Они рассматривали это учреждение только как контору по оформлению брака. Это представление у многих не изменилось и ныне. Официальные записи, удостоверяющие не только брачное состояние, но также факты смерти и рождения, вовсе не изобретение большевиков. До 1917 г. эти дела находились в ведении церкви, в сфере ее обычного права. Советская власть секуляризировала регистрацию факта образования новой семьи, равно как и появления человека на свет и ухода его в мир иной. Для этого специальным декретом ВЦИК и СНК от 18 декабря 1917 г. и были введены светские книги записи актов гражданского состояния. Их заполняли работники специальных органов при исполнительных комитетах городских советов. Они же фиксировали и процесс перемены имен и фамилий. Документы о браке, рождении и смерти, полученные в церкви после декабря 1917 г., советская власть не считала законными. Лит.: Дробижев, 1987; Харчев, 1976. ЗАЕМ — первые советские государственные выигрышные займы появились в 1922 г. К этому времени большевистское правительство вынуждено было отказаться от идеи уничтожения денег. Одновременно для восстановления народного хозяйства понадобились дополнительные средства. Источником их получения могли стать сбережения граждан. Вначале займы носили натуральную форму. Таковыми были два «хлебных» и один «сахарный» заем. Облигации продавались за деньги, а их владельцам государство гарантировало получение указанного на документе количества сахара или ржи. Займы эпохи НЭПа носили добровольный характер. В конце 20-х гг. ситуация переменилась. Выпуск каждого очередного выигрышного займа превращался в способ выкачивания государством средств у населения. Покупка облигаций, или, как это обычно называли, подписка на заем, стала носить принудительный характер. Повсеместно на предприятиях люди брали на себя своеобразные обязательства покупать облигации на сумму, составляющую их месячный или даже двухмесячный заработок. Сразу такие деньги заплатить было непросто, и поэтому их высчитывали из зарплаты в течение года. Для успешного распространения облигаций в 30-е гг. создавались комсоды — комитеты содействия госкредиту и сберегательному делу. Через них оказывалось давление на несознательных граждан, которые не хотели покупать облигации. Члены комсодов контролировали даже процесс реализации ценных бумаг. Затраты на займы, таким образом, были постоянной статьей расходов советских людей с конца 20-х гг. В 1927— 1929 гг. государство выпустило три займа индустриализации, в 1930 г. — заем «Пятилетка — в четыре года», в 1931 —1935 гг. — еще пять займов. Они дали 10% всех доходов бюджета СССР в первой половине 30-х гг. В 1936 г. государство провело принудительную конверсию всех ранее выпущенных займов. Облигации обменивались на новые, срок погашения по которым составлял 20 лет. Выпуск займов продолжался и в годы Великой Отечественной войны. В это время многие люди покупали облигации, уже не думая о выгоде. Это был акт патриотического свойства. Политику пополнения бюджета за счет займов советское правительство продолжало и после войны. Население от этого почти никаких доходов не получало. Выигрыши были большой редкостью, будоражившей окружающих. Эта деталь повседневной жизни запечатлена в фильме С. Говорухина «Место встречи изменить нельзя». И все же советские люди, тратя на облигации совсем не лишние деньги, рассматривали их как форму сохранения сбережений, надеясь на лучшее. Уже при Н. Хрущеве в 1957 г. обязательная подписка на заем производилась лишь на сумму, равную двухнедельному заработку, а пенсионеров и студентов вообще освободили от этих затрат. В начале 60-х гг. принудительная подписка прекратилась вовсе. А в середине 70-х гг., благодаря «нефтедолларам», властям удалось даже погасить свои долги перед рядовыми гражданами. Вот тогда некоторым и пригодились бабушкины и дедушкины облигации. Последние займы у населения советское правительство сделало в 1990 г. Лит.: Аникин, 2000; Сберегательные кассы, 1972. ЗАПОВЕДИ — в дореволюционной России библейские 10 заповедей имели самое непосредственное отношение к стилистике повседневной жизни. Они формировали ее контуры — морально-нравственные установки. Это прекрасно понимали и создатели нового общества. Стремясь подчинить себе сферу повседневности, советские идеологические структуры выбрали гениально простой способ достижения цели — наполнение привычных форм выражения религиозного мировоззрения новым содержанием. Этому способствовал «бытовой коммунизм», то есть внедрение новой идеологии в обыденные практики (см. Звездины; Октяб-рины). Но не менее важным было и прямое заимствование церковной лексики. Большевики пытались создать собственные «заповеди», с помощью которых можно было бы регулировать повседневную жизнь населения. Уже в 1920 г. В. Ленин настоятельно рекомендовал не выводить мораль из нравственного долга или каких-либо других «идеалистических и полуидеалистических фраз, которые всегда сводятся тоже к тому, что очень похоже на веление бога» (Ленин, 41. С. 309). Коммунистические моральные нормы, по его мнению, имели иную основу — теорию классовой борьбы. Эту ленинскую мысль развивали в 20-е гг. многие партийные теоретики. В 1924 г. на пленуме ЦК и ЦКК РКП(б) были сформулированы «основные требования партэтики», по форме и сути носящие характер заповедей. Довольно широкую известность приобрели 12 «заповедей полового поведения революционного пролетариата», разработанные партийным врачом психоаналитиком А. Залкиндом. Он же много и подробно рассуждал о возможности интерпретации 10 библейских заповедей, считая, что они вполне подходят для этических нужд социалистического государства, необходимо лишь изменить их классовую направленность. Однако в 20—30-х гг. новые коммунистические заповеди находились скорее в стадии разработки, чем практического применения. На общегосударственный уровень методика нормирования многих сфер повседневности с помощью официально зафиксированных морально-нравственных постулатов была выдвинута в начале 60-х гг. XXII съезд КПСС в 1961 г. принял новую программу Коммунистической партии. Органической частью ее текста был «Моральный кодекс строителя коммунизма», включавший 12 позиций. Лит.: Залкинд, 1925; Залкинд, 1926; Партийная этика, 1989; Смирнов, 1971.
ЗВЕЗДИНЫ — советский, большевистский аналог церковных крестин. В царской, дореволюционной России празднование дня рождения не проводилось, но ежегодно справлялись именины. Подобная традиция обусловлена тем, что день рождения – это праздник мирской, в свою очередь, именины – это празднование рождения духовного. Именины имеют неразрывную связь с таинством крещения. Имя новорожденному выбиралось по святцам – христианскому календарю имен, в котором каждый день является днем почитания и прославления одного или нескольких православных святых. Выбирать имя можно было в день, когда ребенок родился; на восьмой после рождения день, так как числу восемь соответствует представление о вечности, а, значит, и о Царствии Небесном; и на сороковой день, когда проводился обряд крещения. Имя ребенку нарекали по святцам с тем, чтобы на небесах у него был одноименный покровитель. Нередко именины называют Днем Ангела, однако не стоит путать это название с таким христианским понятием, как Ангел-Хранитель. Празднование именин начиналось с посещения семьей именинника церковной службы, где перед иконами ставились свечи за здравие, а виновник торжества обязательно прикладывался к образу с изображением своего небесного тезки. Именно традиции празднования именин, столь тесно связанные с церковными обрядами, стали причиной запрета Дня Ангела и замещения его на День Рождения. Провозгласив религию опиумом для народа и пережитками прошлого, которые недостойны существовать в новом, революционно-пролетарском государстве, советская власть развернула борьбу не только с самой религией, но и со всем, что прямо или косвенно могло бы о ней напоминать. Так, в 20-е годы под запрет даже попало стихотворение Корнея Чуковского «Муха-Цокотуха», в тексте которого всего-навсего трижды звучит слово «именинница». Комиссары советской власти, развернувшие идеологическую борьбу с христианством, не просто запрещали сложившиеся веками церковные обряды и праздники, но активно изобретали новые. Так, взамен обряду крещения некоторое время имел место быть революционный и даже несколько дикий ритуал красных крестин, которые также получили название «октябрины» или «звездины». Церемония звездин проводилась в заводских клубах или же в каком-либо другом заводском помещении, которое обязательно украшали большой красной звездой, советским флагом и портретами вождей. Для проведения обряда на трибуну приглашались родители с новорожденным и почетные родители, они же красные кумовья. Тут же сотрудница ЗАГСа предлагала выбрать революционно-коммунистическое имя новому гражданину Страны Советов, которое заносилось в свидетельство о рождении. В качестве «батюшки» чаще всего выступал третий секретарь по идеологической линии, который осенял коммунистической звездой новонареченного и, если можно так назвать, давал ребенку ее поцеловать, другими же словами, просто прикладывал звезду к губам младенца. Также идеолог вместо нательного крестика водружал на грудь «озвезденного» главный символ коммунистической партии – красную октябрятскую звезду. После этого родители клялись воспитать свое перепуганное и, чаще всего, орущее чадо согласно заветам партии Ленина, а красные кумовья обещали стать наставниками новоиспеченного гражданина и следить за тем, что дите вырастет истинным коммунистом и богоборцем. В завершение ритуала в порядке очереди и возрастания статуса к ребенку подходили октябренок, юный пионер, молодой комсомолец и, конечно же, заслуженный коммунист. Смысл их поздравления и наставления сводился все к тому же, что и клятва счастливых родителей и кумовьев. Следует отметить, что вся церемония проводилась под звуки революционных маршей и коммунистические лозунги красных комиссаров, которые нередко и становились почетными родителями. В основном звездины проводились в городах, а вот села весьма неохотно отказывались от давно сложившихся устоев в пользу вновь изобретенных традиций. К счастью, этот коммунистически-сатанинский ритуал не нашел широкого распространения и вскоре звездины стали лишь частью той, давно минувшей истории. КАРТОЧКИ — карточки — один из способов регулирования снабжения населения в условиях нехватки продуктов и товаров — появились в России в годы Первой мировой войны, хотя распределительные методики, применяемые в период социальных катаклизмов, отнюдь не изобретение XX века. К 1917 г. в России сложилось некое подобие карточной системы, но она не была всеобъемлющей — по карточкам выдавались только хлеб и сахар. Государство пыталось обеспечить продуктами не только городское, но и сельское население. Увеличение норм выдачи хлеба и сахара касалось людей, занятых физическим трудом, детей и больных. Придя к власти, большевики сохранили устоявшуюся систему карточного распределения. Однако весной 1918 г. положение с продовольствием резко ухудшилось, что вынудило советское правительство ввести четкую дифференциацию в обеспечении продовольствием (см. Паек). В основу была положена идея классового деления общества, хотя не отвергались и принципы социальной справедливости — беременные женщины получали пайки наравне с рабочими физического труда. Значительно более стратифицированной была карточная система конца 20—середины 30-х гг., введенная в мирных условиях. Начиная с 1928 г. на карточное снабжение стали переходить местные власти. Они опасались взрывов социального недовольства и самостоятельно принимали решения о введении нормированного снабжения. Центр не успевал за инициативой «снизу». Первые хлебные карточки появились в отдельных городах уже в 1928 г., а во всесоюзном масштабе они стали циркулировать лишь с середины февраля 1929 г., охватив далеко не все население. Вне системы государственного снабжения оказались крестьяне и «лишенцы» (см.) — почти 80% граждан СССР. Те, кого государство считало необходимым обеспечивать через органы потребительской кооперации, разделялись на четыре социальные категории. В первую входили промышленные рабочие. Однако советская распределительная система была очень сложной. Населенные пункты в свою очередь разделялись на четыре списка в зависимости от уровня «индустриальности», то есть количества промышленных предприятий. Существовали города, которые входили в так называемые особый и первый списки. Их население составляло 40% от числа всех тех, кому полагались карточки, а потребляли эти люди около 80% распределяемых продуктов и товаров. Иными словами, ленинградский рабочий получал больше продуктов, чем его товарищ по классу в Пскове, например. Эта сложная иерархия затронула даже детей. Государственное снабжение, таким образом, носило избирательный характер. «Иерархия потребления» отражала иерархию социальной структуры советского общества конца 20—30-х гг. Усиленные пайки имел небольшой круг военной, культурной и научной элиты. И, конечно, в самом привилегированном положении находились представители власти. Карточки на хлеб были отменены в январе 1935 г., а на мясо, жиры, сахар и т. д. — лишь осенью 1935 г.
|