СОВЕТСКАЯ ПОВСЕДНЕВНОСТЬ: ПРОБЛЕМЫ СЕМИОТИЧЕСКОЙ РЕКОНСТРУКЦИИ 3 страница
Но само явление детского бродяжничества и безнадзорности ликвидировать оказалось невозможно. В условиях Великой Отечественной войны и после ее окончания был зафиксирован новый всплеск беспризорности. Уличные дети 40-х гг. сохранили основные черты своих старших братьев и сестер — беспризорников 20—30-х гг. Точно так же их передвижение по стране носило сезонный характер, основной контингент юных бездомных составляли дети из рабочей среды, среди бродяг, как всегда, были не только круглые сироты, но девочки и мальчики из неблагополучных семей или просто испытывающие неуемную тягу к «свободе». Как и двумя десятилетиями ранее, власти сначала попытались решить проблему безнадзорности детей за счет органов народного образования и общественных организаций. Но уже в июне 1943 г. СНК СССР принял постановление «Об усилении мер борьбы с детской беспризорностью, безнадзорностью и хулиганством». Делами малолетних бродяг и бездомных стали заниматься органы НКВД. Общество было так же нетерпимо к беспризорникам, как и 20 лет назад. В 1947 г. на имя И. Сталина поступило письмо, автор которого предлагал изолировать всех малолетних правонарушителей на каком-нибудь острове и создать там учебный комбинат с жестким, тюремным режимом. По-прежнему безрадостной была доля сирот, попавших в детские дома, большинство из которых находилось в жалком состоянии. Стабилизация повседневной жизни в советском обществе 60—начала 80-х гг. снизила количество беспризорников. Часть из них была определена в разветвленную в СССР систему профессионально-технического ученичества, кто-то отправлен на стройки коммунизма. Социальный хаос «перестройки» породил новый виток детской безнадзорности. Сиротская доля была и есть доля несчастных. Лит.: Зезина, 2001; Рожков, 1997; Чистиков, 1989. БОСТОНОВЫЙ КОСТЮМ — модная и одновременно одобряемая властью вещь 30 —начала 40-х гг. Бостон — это высококачественная чистошерстяная гладкокрашеная ткань. В начале 30-х гг. суждения идеологических органов о капризах моды стали более лояльными, чем в период НЭПа. Стремление хорошо одеваться даже поощрялось. Газета «Комсомольская правда», в середине 20-х гг. громившая модников и модниц, в 1933 г. открыла рубрику «Мы хотим хорошо одеваться!». В ряду вещей, которые хотели бы приобрести многие обыкновенные советские люди, был и мужской костюм, обязательно пошитый из бостона. Престижным в это время стало носить костюм-двойку: пиджак и брюки. Такая одежда считалась и пристойной, и по-советски демократичной. Тройка, то есть пиджак, брюки и жилет, в сознании многих молодых людей из рабочей среды пока еще ассоциировалась с чем-то буржуазным. В письмах в «Комсомольскую правду» они именовали такой костюм «чучело-фасрном» (КП. 1933. 28 авг.). Власть не только спокойно, но даже одобрительно относилась к тому, что среди ответов на вопрос главной комсомольской газеты о самом счастливом дне в 1934 г. называли день «покупки бостонового костюма за 180 рублей» (КП. 1935. 1 янв.). Особой популярностью пользовались в 30-е гг. костюмы черного или темно-синего цвета. Эти знаки довоенного сталинского «благополучия» утратили свою привлекательность во второй половине 40-х гг. В 1945 г. советский журналист С. Нариньяни был командирован в Нюрнберг, где проходил процесс по делу главных военных преступников. За несколько дней до отъезда ему «предложили пойти в магазин Спецторга, чтобы экипироваться для поездки за границу». Но надежды на возможность получить приличную одежду не оправдались.. Всех одели в одинаковые темно-синие пальто, желтые полуботинки, черные шляпы, «носки и рубашки цвета свежей глины» и в модные в середине 30-х гг. черные бостоновые костюмы. Над таким внешним видом советских людей, как писал Нариньяни народному комиссару иностранных дел В. Молотову, с удовольствием издевались «буржуазные журналисты» (Советская жизнь, 2003. С. 79). Лит.: Волков, 1996; Левина, 1999. БРАК — в дореволюционной России процесс формирования брачно-семейных отношений проходил под влиянием христианско-патриархальной традиции. Официальной нормой считались гетерогенная семья и моногамный брак. Однако на рубеже XIX—XX вв. в крупных городах стала зарождаться новая «буржуазная городская семья». Это явление порождало законные стремления к введению гражданского брака в России. Большевики, пришедшие к власти, вопреки ожиданиям не уничтожили институт семьи. Основы советской политики в области брачно-семейных отношений были закреплены в Кодексе об актах гражданского состояния, брачном семейном и опекунском праве 1918 г. Он зафиксировал следующие принципы построения семьи в новом обществе: добровольность, свободу (без разрешения родителей и опекунов) и гражданский характер брака. Эти положения уничтожили остатки феодальных черт российской семьи и обеспечили определенную степень свободы частной жизни. Однако одновременно в Кодексе 1918 г. была ощутима идеологическая направленность брачно-семейного законодательства. Большевики, по словам В. Ленина, стремились противопоставить «мещански-интеллигентски-крестьянский пошлый грязный брак без любви — пролетарскому гражданскому браку с любовью» (Ленин, 49. С. 54—55). Отделив церковь от государства, властные структуры установили собственные нормы регулирования брачно-семейных отношений. Запрещалось многобрачие даже для лиц, исповедующих ислам. Церковный брак не только не составлял альтернативу гражданскому, но и не признавался властью и не порождал никаких прав и обязанностей супругов. Все это не соответствовало провозглашенной свободе вероисповедания и политизировало семейную сферу. Несмотря на принятие в 1918 г. брачного Кодекса, в первой половине 20-х гг. в стране развернулись бурные дискуссии, касающиеся устройства семьи в новом обществе. Скандальной известностью пользовалась точка зрения А. Коллонтай, весьма скептически настроенной по отношению к традиционному браку. Еще в 1919 г. она писала: «Семья отмирает, она не нужна ни государству, ни людям... на месте эгоистической замкнутой семейной ячейки вырастает большая всемирная, трудовая семья» (Коллонтай, 1919. С. 15). Л. Троцкий критиковал требование признать правомочными лишь зарегистрированные браки. Он прямо называл подобные взгляды «дремучими». В высших партийных кругах в начале 20-х гг. допускалась даже возможность полигамии. Заведующая Женотделом ЦК партии большевиков П. Виноградская называла обывательским призыв одного из своих соратников: «не живи с тремя женами». «Многомужество» и «многоженство», по ее мнению, имели право на существование, если подобная организация семьи коммуниста не противоречила интересам Советского государства (Коммунистическая мораль, 1926. С. 114—115; Марков, 1995. С. 25). Мысли о несовместимости длительного официального брачного союза и задач революционного преобразования общества в первой половине 20-х гг. высказывались и на страницах комсомольской печати. В одном из номеров журнала «Молодая гвардия» за 1923 г. можно было прочесть следующее: «Социальное положение рабочего парня и девушки... не позволяет им жить вместе или, как говорят, пожениться. Да, эта женитьба — это обрастание целым рядом мещанских наслоений, кухней, тестем, тещей, родственниками, — все это связано с отрывом, мы бы сказали, от воли, свободы и очень часто от любимой работы, от союза [комсомола]» (№ 4—5. С. 154). В научной литературе также пропагандировалась идея отмирания семьи при социализме. Частично под влиянием этих высказываний, а также учитывая рост количества незарегистрированных браков, советская власть в 1926 г. вынуждена была внести изменения в брачно-семейное законодательство. Новый кодекс приравнивал фактические браки к зарегистрированным. Одновременно заметно облегчалась процедура разводов. Но на деле это вовсе не означало, что большевики признали полную свободу частной жизни. Напротив, со второй половины 20-х гг. властные и идеологические структуры стали активнее призывать к контролю над семейной жизнью. Семья должна была быть прежде всего политической ячейкой общества. Особенно активно эти идеи проповедовались в конце 20-х гг. На популярных в год «великого перелома» (1929) бытовых конференциях в качестве образца усиленно пропагандировался следующий уклад семейной жизни: «В свободное время мы помогаем друг другу разбираться в политических событиях. Она читает собрание сочинений В. Ленина, а я хожу в политшколу» (Кетлинская, Слепков, 1929. С. 80). На рубеже 20—30-х гг. законодательно не оформленные, но официально провозглашаемые нормы семейной жизни в советском обществе включали в себя ориентацию на моногамный брак и осуждение добрачных и внебрачных половых связей. В данном контексте сталинская официальная моралистическая риторика совпадала с религиозно-патриархальной. К концу 30-х гг. ушли в прошлое бурные дискуссии о разнообразных формах брачно-семейных союзов. В качестве идеала семейной жизни выступал сам «отец Сталин. Он представлял образ окруженного детьми почтенного вдовца, пекущегося не только о благе государства, но и о прочности собственной семьи. На иной лад настроились и теоретики брачно-семейных отношений. Академик С. Вольфсон, в 20-е гг. активный сторонник ненужности семейно-брачных отношений в советском обществе, в 1937 г. объявил моногамную семью базовой ячейкой нового общества, которая будет существовать и при коммунизме (Вольфсон, 1937. С. 233—234). В конце 30-х гг. произошли перемены в законодательстве, касающемся брачно-семейных отношений. Власть рассматривала в качестве средства, укрепляющего статус семьи, закон 1936 г. о запрете абортов (см. Аборт). Наиболее отчетливо свое видение идеала семейно-брачных отношений сталинская система изложила в Указе Президиума Верховного Совета СССР от 8 июля 1944 г. Юридически действительным признавался лишь зарегистрированный брак. Одновременно заметно усложнялась процедура развода. Власть тем самым создала важные предпосылки воздействия на взаимоотношения полов. Демократизация брачно-семейных отношений в СССР началась лишь в середине 50-х гг. Лит.: Вишневский, 1998; Голод, 1996; Харчев, 1976; Stites, 1989. ВИННЫЕ ПОГРОМЫ — уже в первые дни пребывания у власти большевики столкнулись с необходимостью иметь четко выраженную позицию по отношению к спиртным напиткам. Советское правительство вынуждено было бороться с так называемыми винными погромами. Они начались в стране ранней осенью 1917 г. Зачинщиками пьяных бесчинств в сентябре в Астрахани, Гомеле, Орле, Уфе, а в начале октября в Глазове, Стародубье, Тамбове были солдаты городских гарнизонов, ставшие, по мнению современников, «похуже собак» (Рейли, 1995. С. 296). Первые слухи о свержении Временного правительства подхлестнули активность «пьяных революционеров». Наибольшую опасность они представляли в Петрограде. Здесь находились огромные склады спиртного, часть из которых располагалась непосредственно в Зимнем дворце. Один из членов Петроградского ВРК (Военно-революционного комитета) Ф. Другов вспоминал о том, что во избежание повторного штурма бывшей резиденции Временного правительства солдатами близлежащих казарм ВРК вынужден был принять специальный документ. Он предписывал ежедневную выдачу представителям воинских частей вина из царских подвалов по норме — две бутылки в день на человека (Пав-люченков, 1997. С. 23). В начале ноября 1917 г., когда у Зимнего дворца была выставлена усиленная охрана, начались погромы частных складов. Пьяные толпы составляли реальную опасность и для новой государственности, и для обывателя. Очевидцы вспоминали, что Ленин находился в полной растерянности. Он явно страшился, что погромщики «утопят в вине всю революцию», и призывал «расстреливать грабителей на месте» (Соломон, 1995. С. 15). 5 ноября 1917 г. Председатель СНК вынужден был подписать экстренное обращение «К населению». Власть призывала к жестокому подавлению погромщиков и охране общественного порядка. Однако этих мер оказалось недостаточно. 26 ноября 1917 г. ВРК принял решение уничтожить все винные и спиртовые запасы в Петрограде. Поручено это непростое дело было специальному комиссару по борьбе с пьянством. Бутылки разбивались прямо в подвалах, и затем вино откачивали оттуда помпами. Л. Троцкий вспоминал, что «вино стекало по каналам прямо в Неву, пропитывая снег, пропойцы лакали прямо из канав» (Троцкий, 1991. С. 287). Такую же тактику пришлось применить и в других российских городах, где в ноябре 1917 г. началась очередная волна разгромов магазинов и складов со спиртным. В Екатеринбурге, например, 5 ноября, чтобы избежать эксцессов, власти спустили в пруд 9 тыс. л спирта. 27 ноября ВРК приказал опечатать все заводы, производящие спирт и вина. Полностью покончить с винными погромами удалось лишь в начале декабря 1917 г. Лит.: Канн, 1962; Такала, 2002. ВИСЕЛЬНИК ТРАМВАЙНЫЙ — это выражение возвращает современного читателя в 20-е гг. В то время основным средством передвижения в крупных городах кроме извозчиков были трамваи. Осенью 1920 г. в контексте политики «военного коммунизма» оплату за проезд на этом плохо, но все же функционирующем виде транспорта власти отменили. С наступлением НЭПа, возродившего рыночные отношения, трамвай в 1922 г. вновь стал платным. Какое-то время горожане испытывали шок от необходимости тратить деньги на поездки. Трамваи пустовали, а кондукторов даже премировали за заманивание пассажиров в вагоны. Однако с оживлением промышленности и ростом населения в городах трамваев стало не хватать. На остановках их буквально брали штурмом. Многие молодые пассажиры умышленно не входили в вагон, предпочитая «висеть» на подножке, держась за поручни. Так можно было проехать остановку-другую, сэкономив на билете. Таких пассажиров и прозвали трамвайными висельниками. Многие из них ездили на «колбасе» — соединительном буфере трамвайных вагонов. Дело это было довольно опасное, хотя трамваи шли с небольшой скоростью, а главное, рядом почти не было быстро движущегося транспорта. Лит.: Лебина, Чистиков, 2003. ВОДОЧНАЯ МОНОПОЛИЯ — еще в конце XIX в. российское правительство пришло к выводу о том, что самым быстрым способом мобилизации денежных средств является монополия государства на производство и продажу алкоголя. К середине 20-х гг. большевики решили воспользоваться этим рецептом оздоровления финансов. Но такое решение не было неожиданностью. В 1919—1924 гг. в Советской России производились и распространялись виноградные вина крепостью до 12 градусов, пиво и «русская горькая» (см. Рыковка). 28 августа 1925 г. появилось постановление ЦИК и СНК СССР «О введении в действие положения о производстве спирта и спиртных напитков и торговле ими». С 1 октября 1925 г. государство стало выпускать настоящую 40-градусную водку и торговать ею. Свободная продажа крепкого спиртного вызвала невиданный ажиотаж. Современники так описывали эту ситуацию: «В первый день выпуска сорокоградусной люди на улицах... плакали, целовались, обнимались... За ней кинулись, как в 1920 году за хлебом» (Измозик, 2001. С. 84). Производство спирта подвергалось строгому учету со стороны властей, но торговать водкой разрешалось и частникам. По словам И. Сталина, это позволяло создать условия «для развития нашей экономики собственными силами» (Сталин, 10. С. 232). Первая настоящая 40-градусная водка сначала продавалась по довольно низкой цене. Это вызывало неподдельный восторг населения и на короткое время даже привело к снижению уровня самогоноварения в стране. Появилась и новая расфасовка спиртного, в народе сразу получившая политизированные названия: бутылочку объемом в 0,1 л называли «пионером», 0,25 — «комсомольцем», 0,5 — «партийцем». В декабре 1927 г. на XV съезде ВКП(б) «вождь всех народов» демагогически заявил о потенциальной возможности постепенного свертывания выпуска водки, «вводя в дело вместо водки такие источники дохода, как радио и кино» (Там же. С. 233). Однако за все годы существования советской власти это намерение не было воплощено в жизнь. Продажа алкогольных напитков всегда составляла важнейший источник пополнения бюджета. Лит.: Заиграев, 1992; Протько, 1988; Такала, 2002. ГАБАРДИН — это название шерстяного, высокосортного и дорогого материала. Специальная техника ткачества определяла его специфический рисунок — мелкий косой рубчик. Из габардина в 30—50-е гг. шили «сталинки» (см.) и легкие летние не только женские, но и мужские пальто. Они получили особое распространение в конце 40—начале 50-х гг. В габардиновые пальто в эпоху послевоенного сталинизма весной одевались чиновники и представители высших слоев советской интеллигенции. Мода на эту ткань прошла с появлением синтетики в конце 50—начале 60-х гг. Лит.: Балдано, 2002; Герман, 2000; Гранин, 1986. ГАВАННА — так в бытовом обиходе конца 50—начала 60-х гг. называли нововведение хрущевской жилищной реформы — совмещенный санузел в малогабаритной квартире. Первый слог «га», скорее всего, образовался от морского названия туалета «гальюн». Такая планировка была результатом политики удешевления жилья. В целях экономии не только уничтожались элементы внешнего декора жилых зданий, в результате чего большие и малые города СССР застраивались одинаковыми «хрущевками» (см.), сокращались и размеры всех подсобных помещений в квартирах. В 1957 г. проектировщикам с огромным трудом удалось добиться того, чтобы в однокомнатной квартире коридор, соединяющий кухню и прихожую, был шириной не 75, а 90 см! Но остальные удобства отстоять не удалось. Современники вспоминали, что Н. Хрущев во время одного из посещений московских строек в конце 50-х гг. категорически запретил увеличивать туалеты даже на полметра. Он всерьез опасался, что это приведет к потерям 2,5 млн. кв. м жилья. Партийный лидер, выслушав жалобы планировщиков на тесноту в отхожем месте, сам зашел в него и заявил: «Ничего, я пролезаю, и другие пролезут» (Таранов, 2002. С. 85). «Гаванна» явилась настоящей находкой для осуществления экономии в жилищном строительстве. В помещении, размером не превышавшем 2 кв. м, размещались сидячая ванна и унитаз. Раковина отсутствовала вообще. Крохотный совмещенный санузел сразу стал предметом для острот даже в официальной советской прессе. Популярностью пользовалась карикатура, изображавшая жену, сидящую в ванной, и приплясывающего рядом мужа, явно желающего воспользоваться унитазом. Картинка сопровождалась подписью: «Дорогая, нырни на минуточку» (Огонек. 1958. № 35. С. 18). Лит.: Левина, 2003. ГАЛОШИ — этот вид резиновой обуви был известен российскому горожанину задолго до начала советской эпохи. Уже в середине XIX столетия в России существовало производство, специализирующееся на выпуске галош, или, как тогда говорили, калош. Особую известность имел питерский завод, после революции получивший название «Красный треугольник». Этот вид обуви занимал особое место именно в городской повседневности, и взлет и падение его популярности среди горожан — своеобразное свидетельство влияния технического прогресса на бытовые практики. Галоши были непременным атрибутом гардероба в 20— 50-х гг. Их надевали на мужские и женские туфли, ботинки и валенки не только для предотвращения промокания, но и для сохранения тепла. Каучуковая подошва, как и водоустойчивая кожа, была редкостью, а кожзаменителей, из которых позднее стали изготовлять обувь, в то время вообще не существовало. Неудивительно, что людям, чье детство и юность совпали с 20—30-ми гг., галоши запомнились очень хорошо. Питерский поэт В. Шефнер писал: «В те времена их [калоши] носили почти все — от мала до велика...» {Шефнер, 1999. С. 30). Ему вторит и прозаик Д. Гранин: «У всех на ногах блестели галоши» (Гранин, 1986. С. 80). Судя по мемуаристике, внутри галоши выстилались байковой тканью, глубокие иногда — войлоком. До войны внутри галош было принято закреплять маленькие металлические буковки, чтобы отличить свои «мокроступы» от чужих. Немаловажными мотивами ношения галош были не только недостаток обуви, но и отсутствие должных покрытий улиц как в небольших городах, так и в Москве и Ленинграде. Правда, в начале 30-х гг. не у многих хватало денег на эту комфортную и рациональную вещь. Она тогда стоила 15 р., а средняя зарплата не превышала 120 р. Понятно, что для большой части советских людей, как, например, для семьи молодого ленинградца А. Манькова, впоследствии известного историка, покупка галош в 1933 г. была почти несбыточной мечтой. Резиновая обувь пользовалась большой популярностью и в 40-е гг. В 1947 г. после отмены карточек в течение первого месяца торговые работники определили группы товаров повышенного спроса. Среди промтоваров лидировали галоши! В одном из московских универмагов за день было продано всего лишь 120 пар кожаной обуви, но 1500 пар галош. В некоторых районах столицы был даже введен лимит на их продажу, а продавцы предлагали уменьшить спрос за счет повышения цен на резиновую обувь. В 50-е гг. производство галош в СССР было уже неплохо отлаженным. Знаменитый «Красный треугольник» в это время выпускал около 100 артикулов резиновой обуви и постоянно совершенствовал их. Например, летом 1955 г. на предприятии начали изготовлять женские галоши без каблука на тонкой подошве. «Эти галоши, — писала „Ленинградская правда", — очень удобны в условиях резкой перемены погоды. Их можно носить с собой в кармане или в дамской сумочке» (1955. 28 июня). Как и в 30-е гг., обуви у советских людей было мало, и они ее тщательно берегли, в частности с помощью галош. К концу 50-х гг. выпуск продукции обувных фабрик достиг довоенного уровня. Одновременно началось производство обуви из искусственной кожи на микропористой подошве. Это было началом конца более чем вековой жизни галош в городе. Они вошли в конфликт с остроносой и остромодной в 60-е гг. обувью. Газетчики тогда писали: «Вкусы меняются — многие предпочитают теперь носить обувь с зауженным носком и тонким каблуком, а попробуйте найти галоши к ней!» (ЛП. 1961. 20 мая). В это время на «Красном треугольнике» попытались наладить производство женских резиновых галош с каблуком-шпилькой. Но значительно более удобными оказались ботинки под названием «прощай, молодость» (см.). Лит.: Зубкова, 1999; Левина, 2002а; Манъков, 1994. ГАЛСТУК — этот декоративный предмет одежд появился в России во времена Петра I. До середины XIX в. 21 он имел вид мягкого шейного платка, позднее стал плотным, двухслойным, похожим на всем знакомый атрибут официального мужского костюма. В советском обществе галстук превратился в некий социально-политический символ. В мае 1922 г. Всероссийская конференция комсомола приняла решение о создании в стране пионерских отрядов. Свою структуру детская политическая организация коммунистического характера во многом заимствовала у скаутов (еж.). У них же пионеры переняли и внешнюю атрибутику, в частности галстук. Он являлся важнейшей частью пионерской одежды и выглядел как платок, который спереди завязывался узлом, а иногда закреплялся зажимом с изображением костра и девизом «Будь готов». Но главную идейную миссию нес цвет галстука. Он был красным. У скаутов красный шейный платок носили самые юные, недавно принятые в организацию дети. У пионеров — все, даже вожатые. Красный треугольный лоскут в «Законах юных пионеров» трактовался как частица революционного красного знамени. Три угла символизировали единство пионеров, комсомольцев и коммунистов. В 20-е гг. пионеров было сравнительно немного. В 1925 г. они составляли чуть больше 20% всех школьников. Красный галстук на груди 10—13-летнего ребенка мог рассматриваться как знак его принадлежности к активным сторонникам власти большевиков. В школьной среде пионерская атрибутика нередко противопоставлялась церковной, прежде всего нательному крестику, что запечатлено в поэме Э. Багрицкого «Смерть пионерки» (1932). После Великой Отечественной войны пионерская организация разрослась до огромных размеров. Политический смысл галстука утратил свою остроту, но появились бытовые практики, знакомые нескольким поколениям советских людей. Галстуки выпускались двух видов — шелковый (в конце 40-х гг. стоил он 80 р. при средней зарплате не более 1000 р.) и более дешевый штапельный. И тот и другой требовали постоянного глажения. Мятый галстук — вечная тема замечаний в дневниках нерадивых учеников. Особенно жалко выглядел неглаженый штапель. Шелк же необходимо было хорошо обработать в фабричных условиях, чтобы он не секся, но массовое производство не подразумевало этого. Концы шелкового галстука быстро обтрепывались и обрывались. Выглядело это весьма неопрятно, особенно в сочетании с чернильными пятнами — ведь до начала 60-х гг. в школе писали перьевыми ручками, используя чернила. С красным шейным платком связана и стилистика детского отдыха, так называемое пионерское лето. В пионерских лагерях, на отдыхе, дети ходили в галстуках и даже обменивались ими при расставании. На кусочках шелка и штапеля писали стихи и смешные пожелания. Особенно распространен был этот обычай в элитных лагерях, таких как «Артек», «Орленок», «Зеркальный». Школьники носили галстуки до конца 80-х гг. Их яркий цвет приятно оживлял однообразную темную школьную форму. Социально-политический оттенок после 1917 г. обрел и галстук жесткой формы. В начале XX в. он был атрибутом, характерным для высших и средних слоев городского населения, реже — для «рабочей аристократии». Галстук, как и котелок, ассоциировался у пролетарской массы с «чистой» работой, обеспеченностью, благополучием, с «буржуазным» стилем повседневности. Эти представления не исчезли после революции, а лишь поменяли свою эмоциональную окраску. «Приличный» внешний вид, отличительной чертой которого был галстук, стал теперь признаком социальной отчужденности. Свидетельством того могут явиться эмоциональные слова, произнесенные осенью 1920 г. рабочим одного из питерских заводов на заседании Петроградского совета: «Товарищи, при буржуазном строе я ходил в грязной блузе, а паразит, тот, который избивал нашего брата и кровь его пил, носил галстуки и крахмалы, а теперь и наши товарищи и члены нашей организации унаследовали эти галстуки и крахмалы и сами начали чище буржуазии наряжаться» (Петроградский совет, 1920. Стб. 251). Подобные настроения поддерживали и идеологические структуры, в особенности комсомол. Настоящую войну «буржуазной» моде, и в частности галстукам, он объявил в годы НЭПа. Формальным основанием для этого стали решения состоявшегося в октябре 1924 г. пленума ЦКК при ЦК ВКП(б), посвященного вопросам партийной этики. В последующие годы объектом идеологических дискуссий был не сам галстук, а его вид. В 50-е гг. порицалось ношение широкого галстука, прозванного «пожар в джунглях» из-за изображенных на нем пальм, попугаев, обезьянок. Раздражение вызывал и появившийся в начале 60-х гг. шнурок с зажимом. Это был элемент костюма в стиле «тедди-бой», модного в то время в Европе. В начале 60-х гг. советский человек должен был носить скромный неброский галстук с маленьким узлом. Позднее, в 70-е— начале 80-х гг., когда в моду вошли широкие яркие галстуки, идеологические структуры уже не вмешивались в регулирование аксессуаров мужского костюма. Лит.: Партийная этика, 1989; Советская жизнь, 2003. ГОМОСЕКСУАЛИЗМ — до прихода большевиков к власти эта форма полового влечения рассматривалась в России как аномальное явление повседневной жизни, подлежащее уголовному преследованию. За мужеложство (гомосексуальность рассматривалась только в этом контексте) согласно российскому дореволюционному законодательству следовало наказание в виде ссылки на поселение в Сибирь. Однако, как полагают многие исследователи истории половой морали, законы, преследовавшие любовь мужчины к мужчине, в России никогда не использовались как орудие политики. В первых правовых документах Советского государства отсутствовали положения, касающиеся регламентации интимных отношений. Современники писали, что «этот шаг советского правительства придал колоссальный импульс сексуально-политическому движению Западной Европы и Америки» (Райх, 1997. С. 214). Там гомосексуальные отношения пока еще рассматривались как уголовное преступление. Это лишний раз подтверждает мысль о том, что события 1917 г. принесли определенные свободы в сферу частной жизни (см. Аборт, Брак, Развод). Но в марте 1934 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление, вводящее уголовную ответственность за «мужеложство, т. е. противоестественное половое сношение мужчины с мужчиной». Это преступление каралось теперь лишением свободы сроком от трех до пяти лет в случае «добровольного мужеложства» и сроком от пяти до восьми лет — в случае «соединенного с насилием» (Уголовный кодекс, 1946. С. 200). Гонения на гомосексуалистов сразу вышли из области личной жизни и приобрели политический характер. В бичевании «буржуазных перверсий» половой сферы принял участие даже М. Горький. Он подбросил в бытовое сознание идею «Уничтожьте гомосексуализм — фашизм исчезнет» (Горький, 30. С. 277). Уголовное преследование мужской любви и запрет абортов стали звеньями в цепи сталинского «большого террора», начало которому было положено непосредственно после убийства 1 декабря 1934 г. С. М. Кирова. Статьи о тюремном наказании поклонников однополых интимных отношений действовали в России до апреля 1993 г. и часто использовались как метод преследования за инакомыслие. Лит.: Клейн, 2000; Кон, 1998; Энгелъштейн, 1996; Healey, 2001.
|