КТО ТАКОЙ ЯН АМОС КОМЕНСКИЙ?
Ян Амос Коменский 1 (латинское имя Comenius) – чешский мыслитель-гуманист, один из основоположников современной педагогики, творивший в первой половине XVII века – на рубеже эпох Возрождения и Просвещения, во времена Нидерландской (1566-1609 гг.) и Английской (1640-1660 гг.) революций, Тридцатилетней войны (1618-1648 гг.) и многочисленных европейских междоусобиц. Он родился 28 марта 1592 года в маленьком местечке Нивница (Южная Моравия – юго-восток нынешней Чехии), 2 прожил в постоянных скитаниях почти 79 лет, закончив свой жизненный путь 15 ноября 1670 года в Амстердаме. Всю свою жизнь Ян Амос провел среди гусситов (таборитов) - членов религиозно-реформаторской «Общины моравских братьев», последователей Яна Гуса. 3 В этой общине состояли еще его родители. Осиротевший в 12 лет Ян Амос, благодаря гусситам, выжил и получил университетское образование. В зрелом возрасте Коменский совмещал обязанности пастора-гусита (сначала «синьора» общины, а с 1648 года епископа) и преподавателя-ректора в школах общины. К писательству пристрастился очень рано – уже в 19 лет составил свою первую книгу ‑ чешско-немецкий словарь («Клад чешского языка»). А за всю жизнь сочинил 142 книги, среди которых почти два десятка многотомников! В основном это учебники, энциклопедии-справочники и трактаты по педагогике, остальное – богословско-философские труды и духовная поэзия. Громкую прижизненную славу Коменскому принесли учебник латыни и сборник обучающих иллюстраций («Мир чувственных вещей в картинках»), неоднократно издававшиеся большими тиражами во многих европейских странах того времени. В середине XIX века (почти через 200 лет после смерти) о Коменском снова вспомнили, но уже как о «гениальном авторе концепции всеобщего образования-воспитания». Его книги по дидактике были переведены на все европейские языки и до сих пор пользуются огромной популярностью, особенно «Великая дидактика», заслуженно считающаяся квинтэссенцией педагогических взглядов Яна Амоса Коменского.
Коменский, как истинный церковный реформатор, готов был пожертвовать всем во имя пришествия Царства Небесного (как он его понимал). А потому и образование считал не самоцелью – а лишь элементом подготовки к вечной жизни. «Настоящая жизнь, несомненно, дана затем, чтобы человек или приобрёл милость Божью, или утратил её навеки» ‑ писал он в «Великой дидактике». Однако, по мнению Яна Амоса, современные ему семья, государство и официальная церковь почти ничего не делали для подготовки к грядущему раю: знаний прививали мало, да и те зачастую не прививали, а вколачивали насильственно, нравственность же и благочестие не прививали вовсе. Особо острой критике в «Великой дидактике» подвергаются школы, откуда, по словам Коменского, «вместо кротких агнцев выходят дикие ослы и своенравные мулы». Именно поэтому Ян Амос настаивал на безотлагательном реформировании «всех дел человеческих». Правда, предложенный им семитомный проект реформирования всего и вся («Всеобщий совет об исправлении дел человеческих») существенно отличался от привычных нам планов реформ. Коменский не замышлял революционных преобразований – разрушения старого до основания и построения нового на пустом месте. Он не собирался перестраивать семейные, церковные или государственные отношения согласно собственному утопическому идеалу. Он даже не предлагал наказывать и отстранять от дел нерадивых отцов семейств, церковных и светских начальников. Согласно Коменскому достаточно правильно воспитать одно поколение детей ‑ и все остальное выправится само собой. Вот почему он выбрал не тернистый путь народного вождя и не карьеру царедворца, а скромную стезю школьного учителя, составителя учебников и книг по дидактике. Оно и понятно, Коменскому не по нутру все чрезмерное, чересчур масштабное. Поэтому, даже предлагая нечто новаторское, он старался, «чтобы никому не показалось, что мы стремимся к платоновским идеям и мечтам о совершенстве, которого нет нигде, на которое, быть может, в этой жизни нельзя надеяться».
|