Ледует рассматривать как область "магии" в высшем смысле этого слова.
Поэтому исключительно наивными следует считать все те течения, кото- рые ратуют только за действие (в вышеназванном ограниченном смысле) и считают все идейные конфликты и любую работу с идеями пустой тратой вре- мени. Мы никак не можем с этим согласиться, но не из "идеализма", от ко- торого мы очень далеки, а из-за того, что такая установка, даже с точки зрения самого действия, является абстрактной и недостаточной. Хладнок- ровный властелин, пробуждающий идеи-силы, в первой же схватке выбьет та- ких апологетов чистого действия из седла, отняв и направив против них же самих ту силу, которая их поддерживала. Эту предварительную ступень следует полностью преодолеть. Она не ве- дет никуда выше уровня народных трибунов. Она остается внутри того по- рядка, к которому применимы даже психоаналитические теории "коллективно- го подсознания" и рудиментов архетипов "праплемени". Она с необходимостью заключает в себе компромисс. Различные "мифы" и "идеи-силы" не могут служить властелину поддержкой или условием. Он один должен быть условием для всего остального. Такие идеи - и в основном идеи "нации" и "отечества", так как они прямо касаются темы данной ра- боты - содержат в себе нечто трансцендентное, безличное, не имеющее ни- какого отношения к случайности и ограничивающее их инструментальную цен- ность, о которой мы говорили выше. С тем, чье господство основывается исключительно на строго определенном комплексе идей, всегда может слу- читься, что он столкнется с кем-то другим, кто станет апеллировать к тем же идеям и кто - если он окажется в таком положении, что эти идеи будут ему более соответствовать, нежели идеи его собственной партии - сможет победить его как раз посредством привлечения силы, на которую тот ста- вил. Поэтому необходимо понять, что важна не столько идея-в-себе, а важ- но кто эту идею утверждает. Не идея придает индивидууму ценность и могу- щество, а, напротив, индивидуум придает идее ценность, могущество и оп- равданность. Это понимал Вольтер, когда в отношении французского короля он сказал, что некоторые жесты ценны только тем, что именно он их дел ает. Итак, остается совершить последний великий шаг - освободиться от суе- верного демократического и безличного отношения к "отечеству" и к "на- ции". Властелин, медленно передвигая центр от абстрактного к конкретно- му, в конце концов откажется от самой идеи "отечества", перестанет ис- кать в ней поддержку, сделает ее имманентной, а самого себя - центром для любой ответственности и для любых ценностей, и только тогда он смо- жет по праву сказать: "Нация, государство - это Я". Это уровень, на котором может находиться не тот, чье превосходство - согласно использованному ранее выражению - покоится на могуществе, а, напротив, лишь тот, чье могущество покоится на превосходстве. Потребность в могуществе означает бессилие, и кто понимает это, тот, возможно, поймет и то, в каком смысле путь истинного отречения (мужест-
|