Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

Риальной, хозяйственной и политической жизни.




Доверь свою работу кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Но рассмотрим подробнее поверхностно-бессмысленный характер анти-им-

перских установок.

В них утверждается, что демократия есть самоуправление народа. Суве-

ренная воля - это воля большинства, находящая свое свободное выражение в

выборах и в символе представителя, преклоняющегося перед общественными

интересами.

Но если настаивать на "самоуправлении", то нужно проводить различие

между теми, кто правит, и теми, кем правят, так как еще нет ни одного

государства, в котором воля большинства не концентрировалась бы в от-

дельных личностях, назначенных для "управления". Эти личности, и это

очевидно, выбираются не случайно: ими становятся те, в ком признаются

большие способности и также истинное или мнимое превосходство над ос-

тальными, и, следовательно, они рассматриваются не просто как рупор

масс, а как люди, содержащие в себе принцип автономии и законодательной

инициативы.

Так в лоне самой демократии обнаруживается анти-демократический фак-

тор, который она тщетно пытается скрыть через принципы избирательного

права и санкций народа. Мы говорим "тщетно", потому что превосходство

превосходящих выражается в том, что они могут признавать истинную цен-

ность и даже иерархизировать различные ценности, т.е. устанавливать под-

чинение одних другим. Только вышеназванный демократический принцип ста-

вит все дело с ног на голову, потому что решение (будь то в выборах или

в санкциях) в определении того, что является высшей ценностью, предос-

тавляется массам, т.е. условной совокупности тех, кто менее всего приго-

ден для такой оценки, и чье решение с необходимостью будет ограничи-

ваться ничтожными ценностями повседневной жизни. И поэтому при демокра-

тическом режиме можно быть уверенным, что те, кому удастся предложить

наилучшие перспективы (пусть даже химерические) в отношении чисто прак-

тически полезных сторон государственной деятельности, будут обладать

фатальным преимуществом по сравнению со всеми остальными. В этом заблуж-

дении - напоминающем ситуацию, в которой слепые, согласившись быть ведо-

мыми зрячими, настаивают на том, чтобы этих зрячих отбирали бы они сами

- следует искать основную причину современной деградации политической

действительности до эмпирического, утилитарного и материального уровня.

 

Остается, правда, еще одно возможное возражение, состоящее в том, что

материальное благосостояние, контролируемое со стороны народа, может

способствовать установлению высшего порядка. Но об этом еще можно поспо-

рить. Дело в том, что в моменты социального кризиса высшие ценности и

реинтегрированные силы могут появиться именно там, где "изнеженность Ка-

пуи", периоды хозяйственного изобилия способствовали часто лишь замутне-

нию и опошлению духовной жизни. Это - отражение того, что случается в

жизни отдельных индивидуумов, когда некоторые высшие ценности всплывают

из глубин печали, отречения и неоправданности, и когда определенная сте-

пень напряжения в "риске существования" становится лучшей закваской для

пробуждения духовной готовности. Мы не хотим, однако, н а этом настаи-

вать и лишь ограничимся вопросом: каким критерием должны руководство-

ваться массы при выборе тех, кто в дальнейшем, кроме всего прочего, смо-

жет заботиться и о высших ценностях, хотя бы и на материальной основе?

В действительности демократия существует лишь засчет условной опти-

мистической предпосылки. Она не отдает себе отчета в абсолютно иррацио-

нальном характере массовой психологии. Как мы уже замечали выше, говоря

об идеях-силах, массы приводятся в движение не рассудком, а воодушевле-

нием, страстями и внушением. Так самка последует за тем, кто сумеет

больше ее очаровать, пугая или привлекая средствами, в которых в самих

по себе нет ни малейшей логики. Так самка непостоянна и переходит от од-

ного к другому, без всякого соответствия какому-либо разумному закону

или прогрессивному ритму. И, особенно, убеждение в том, что "прогресс"

человечества характеризуется не только тем, что с материальной точки

зрения вещи становятся лучше или хуже, а тем, что развитие переходит от

материального критерия к высшему, сверхматериальному критерию, является

глубочайшим западным предрассудком, зародившимся в якобинской идеоло-

гии, против которого еще никто не выступал достаточно энергично. На са-

мом деле говорить о самоуправлении масс и о предоставлении им прав выбо-







Дата добавления: 2015-09-07; просмотров: 248. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2022 год . (0.018 сек.) русская версия | украинская версия