Не являются синонимами насильственной власти и подчинения, которое могло
бы быть достигнуто с помощью такой власти. Этот вопрос тем более следует осветить, что многие умышленно смешивают эти вещи, чтобы потом с вызыва- ющей риторикой ad hominem ("Взывая к человеческим чувствам" - лат.) выс- тупать против "человеческой бестии", против "homo homini lupus"("Чело- век человеку волк"лат.), против "нечеловеческого повелителя", против "тиранов" и т.д. Насильственная власть - это слишком мало. Могущество - это не насильственная власть, так как последняя представляет собой "на- хождение напротив чего-либо" (и, следовательно, на том же уровне), а не "над чем-либо". Допускать возможность сопротивления и признавать за ним смысл и оправданность, т.е. допускать, что иная воля может сопротив- ляться - это поверхностно, полемично и случайно, это не истинно иерархи- ческие, властные отношения. Ненасильно движется свободное тело. Тот, кто действительно может, тот не знает насильственной власти, тому она не нужна, так как у него нет антитезы, и он утверждается невидимо, прямо, никогда не испытывая ни малейшего сопротивления в силу своего внутренне- го, индивидуального превосходства над теми, кому он повелевает. Все это сказано с абсолютной точки зрения. Но, однако, этим отнюдь не оспаривается полезность насильственной власти, а лишь утверждается, что она еще не есть истинное могущество; там, где мы наталкиваемся на зат- вердевшие, ставшие безжизненными образовани я, которые можно преодолеть, только уничтожив их, там где еще нужен акт первичного, направленного, организующего вмешательства в хаос различных материальных, бунтующих сил - там насилие всегда остается необходимым как предварительная, подгото- вительная стадия. В подтверждение этого можно привести следующее соображение: весьма вероятно, что освобожденные от оков и достаточно живые силы смогут пос- тавить человека во главе многих, если даже не всех. Но для этого необхо-
|