Г) Режиссура
Если музыканты хорошие или плохие в нашей стране все-таки есть, то КВНовских режиссеров нет вообще никаких. Ну не выпускают наши театральные вузы такой специальности! То есть КВНовские режиссеры есть, но, как правило, это опытные КВНщики, которые на своих и чужих ошибках практически постигли азы этого бесконечно сложного жанра.
Тем более становится важна роль режиссера первенства, которому приходится сталкиваться не только с непрофессионализмом команд, но, зачастую, и с амбициями самодеятельных режиссеров, которые 20 лет назад работали вторыми осветителями правой кулисы Усть-Колымского оперного цирка как раз в тот момент, когда в зале сидел млад-ший внук повара самого Немировича-Данченко.
Наверное, поэтому начинать режиссеру первенства (что бы там не говорил Станиславский) нужно с азов.
Первый и главный принцип сцены — говорить громко и лицом в зал. И при этом, естественно, не орать (кстати, еще один парадокс). Объяснять командам эту нехитрую истину рекомендуется достаточно жесткими методами, останавливая действие каждый раз, когда актер обращается не к третьему ряду партера, а к кулисе. При этом выясняется, что делает он это даже не со зла или от непонимания, а просто потому, что в кулисе висит написанный громадными буками текст, который он так и не удосужился выучить. На этой мажорной ноте, как правило, и кончается первая встреча с командой.
Основная работа начинается, когда актеры наконецто запоминают текст и начинают его в более-менее нужном порядке произносить, глядя в зал, а не на своих товарищей. Команду нужно научить обращаться с микрофонами. Эта задача обычно усложнена тем, что собственных микрофонов у команды нет и в помине. Поэтому вдоь авансцены расставляются 6 швабр или, на худой конец, стульев и начинается дрессура, целью которой является «привязать» к определенному месту не только актера, но и его рот.
Следующий этап — интонации. Идет работа буквально над каждой фразой, пока бесконечными повторениями не достигается приблизительно нужный результат.
Самое сложное начинается, когда режиссер начинает ставить самые элементарные движения. Тут актер забывает и только что выученный жест, которым он должен сопровождать свою реплику, и место у микрофона, и текст и даже то, что он собирается играть в КВН.
Следующая каторжная работа — движения второго плана. Как известно, во время театрального действия не принято ходить по залу (Кстати, оказывается, этому тоже нужно научить КВНовского зрителя). Поскольку каждая КВНов-ская реплика — это по сути микроспектакль, это же правило относится в равной мере и к нему. И тут же возникает противоречие с тем, что каждый актер на сцене должен не просто стоять, как истукан, а еще и реагировать на реплики друзей, то есть двигаться (парадокс).
Свободная манера общения, подсмотренная начинающими КВНщиками у телевизионных команд, приводит к тому, что на сцене во время произнесения текста происходит постоянные перемещения, шатания, размахивания руками. Во-первых, это отвлекает внимание зрителя от самой реплики, а во-вторых, создает так называемую «грязь» на сцене. Поэтому любое движение стоящего на сцене актера должно быть придумано, отрепетировано и, главное, оправда-но. И, самое главное, в момент произнесения текста все должны стоять как вкопанные и только после завершения реплики, на смехе, начинать двигаться.
И только когда все эти этапы пройдены, начинается, собственно, режиссура, на которую обычно не хватает времени.
Не следует думать, что с командой, у которой есть профессиональный режиссер, работать легче. Скорее наоборот. Вам предстоит сначала отучить актеров двигаться по сцене с грацией эстонского коала и развешивать до, после, а иногда и внутри реплики качаловские паузы, а только потом научить их всему, что говорилось выше.
|