Студопедия Главная Случайная страница Обратная связь

Разделы: Автомобили Астрономия Биология География Дом и сад Другие языки Другое Информатика История Культура Литература Логика Математика Медицина Металлургия Механика Образование Охрана труда Педагогика Политика Право Психология Религия Риторика Социология Спорт Строительство Технология Туризм Физика Философия Финансы Химия Черчение Экология Экономика Электроника

ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ДРЕВНЕЙ ГЕРМАНИИ





Представление о примитивности хозяйственного быта древних германцев, господствовавшее в европейской историографии XIX века покоилось на соответствующих представлениях о природе и климате древней Германии. Поэтому анализ германского хозяйства должен начаться с уяснения физико-географического облика Германии эпохи Цезаря и Тацита.

Что же такое представляла собою в географическом отношении Германия эпохи Цезаря и Тацита, так называемая «Germania magna»? Это была, действительно, очень большая страна, ограниченная с запада Рейном, с юга – Дунаем, с востока – Вислой, а с севера – Немецким и Балтийским морем. «Terra etsi aliquanto specie differt, in universum tamen aut silvis horrida aut paludibus foeda» - говорит о ней Тацит в V главе своей «Германии» («Страна, хотя и имеет некоторые различия, в общем, однако, либо устрашает лесами, либо отталкивает болотами»). «Кто, кроме туземцев, согласился бы», спрашивает он во II главе той же работы, «покинуть Азию, Африку или Италию и отправиться в Германию, с ее дикой почвой, суровым небом и печальным внешним видом?».[264] С такой характеристикой, подкрепляемой обычно ссылкой на бесчисленные упоминания лесов и болот у Цезаря, Тацита, Плиния, Веллея Патеркула, Страбона и ряда других античных писателей, древняя Германия и перешла в историю.

И прежде всего возникает вопрос: что собственно разумели античные писатели, говоря о германских лесах? Разница в терминологии (silva, saltus, mons) уже сама по себе указывает на то, что у этих писателей идет речь о лесах весьма различного рода. Они имеют в виду, во-первых, леса, растущие на равнинах и низменностях (а иногда и на торфяных болотах), и, во-вторых, покрытые лесом горы, лесистые горные хребты. В эпоху Цезаря лесистые горы, прорезывающие современную Германию и Австрию в двух направлениях – в восточно-юго-восточном и в западно-северо-западном, – носили общее название Герцинского леса (Hercynia silva, Saltus Hercynius).

В состав Герцинского леса, описанного Цезарем в его «Комментариях» (VI, 26-28) входит таким образом целый ряд горных хребтов, занимающих большую территорию от поворота Рейна возле Базеля до границ нынешней Венгрии, и от линии верхнего течения Дуная на север до низменностей Центральной Германии. Цепь лесистых гор, идущих в западно-северо-западном направлении, начинается Богемским лесом («Sabreta silva» Птолемеевской карты), тянется вдоль границы нынешней Богемии и Баварии, продолжается Тюрингенским лесом (расположен вдоль правого берега р. Верра) и заканчивается – через посредство целого ряда связующих массивов - Тевтобургским лесом («Saltus Teutoburgensis»), который постепенно понижается на севере, переходя в равнину нижнего Эмса. Восточно-юго-восточная линия состоит из двух горных хребтов, окаймляющих Богемию с северо-западной и северо-восточной стороны; это - Рудные горы («Sudeti montes» по карте Птолемея) и Исполинские горы («Asciburgis mons»). На востоке они переходят в Карпатские горы, на юго-востоке к ним примыкают Богемско-моравские горные высоты, а на юго-западе Рудные горы связаны посредствующими звеньями с франконской и швабской Юрой (Alpii montes).

Вся горная часть Германии состоит из ряда весьма разнообразных по своему направлению горных массивов и хребтов, соединенных друг с другом плоскогорьями и что вся она прорезана густою сетью рек и речных долин. Таким образом, «Герцинский лес» Цезаря, имеющий длину в 60 дней пути, а ширину – в 9 дней пути, представляет собою нечто весьма расплывчатое и неопределенное – ведь Герцинским лесом названа большая горная страна с очень разнообразным горным ландшафтом и климатом. Описание Герцинского леса в целом, даваемое Цезарем, отличается поэтому наименьшей конкретностью и имеет для нас не слишком большую цену.

Описанная горная страна представляет собою, однако, лишь часть древней Германии. На юго-запад от Тевтобургского леса, на северо-восток от Гарца тянутся равнины и низменности современной Голландии и Пруссии. Каков же был общий характер этой, равнинной части древней Германии?

На наш вопрос о характере ландшафта германской равнины мы имеем основания ответить, что эта равнина отнюдь не сплошь была покрыта лесами и болотами, и что наряду с этими последними на ее территории было немало лугов и степей. Правда, представление исследователя доисторической флоры Европы И. Гоопса[265] о Германии, как о лесостепи, аналогичной нашей Украине, вполне справедливо, может быть, по отношению к послеледниковой эпохе, окажется несомненно преувеличенным, если прилагать его к интересующей нас эпохе расселения германских племен. Германию последних двух столетий до р.Х. и I-II вв. нашей эры можно назвать лесостепной областью, напоминающей нашу Украину, лишь с некоторой натяжкой. Германские степи занимали не сплошные территории, кое-где прорезанные небольшими лесами, а лишь сравнительно узкие полосы. В Украине степь преобладает над лесом, в древней Германии лес (по количеству занимаемой им площади) преобладал над степью. Это обстоятельство, однако, отнюдь не ослабляет значения того, в высшей степени важного факта, что древнегерманская равнина вопреки распространенному мнению изобиловала луговыми полянами и степными полосами.

Как показали археологические и геологические исследования, произведенные в некоторых горных районах (нынешней Ober-Lausitz), такие луговые поляны характерны не только для германской равнины, но и для областей, занятых Герцинским лесом. В речных долинах, прорезывавших горы и холмы этого леса, поляны точно так же чередовались с лесами, как на равнинах и низменностях северной Германии.[266] Тацит, смотревший на далекую и неисследованную Германию глазами греческих географов, римских воинов и странствующих купцов вполне естественно склонен был преувеличивать количество германских лесов и болот и рисовать климат Германии в самых мрачных красках. В глазах жителей субтропической Италии, привыкших к пальмам, кипарисам и лаврам, германские леса, состоявшие из сосен, берез и дубов, Немецкое море с его приливами и отливами, труднопреодолимые болота и топи – все это, вместе взятое, слагалось в одну общую картину безотрадной и суровой природы. Таким образом, то, совершенно справедливое наблюдение, что в древней Германии было много лесов и болот, преломившись сквозь призму восприятия южанина (грека или римлянина), дошло до нас в следующем, сильно искаженном виде: «Германия вся … устрашает лесами и отталкивает болотами» (Tacitus, «Germ.»,5). В этой искаженной формулировке слышится ужас перед германскими лесами и болотами: «aut silvis horrida, aut paludibus foeda».

А между тем число болот столь же преувеличено Тацитом, как и количество лесов. Собственно болотистой страной можно назвать лишь германское поморье, т.е. – береговую полосу вдоль побережья Немецкого моря от устья Эльбы до дельты Рейна (особенно западную часть этой полосы), да и то, с некоторыми оговорками. Археологические и геологические исследования последних десятилетий показали, что заболоченность германской равнины – по крайней мере, в некоторых ее местах, - была до начала нашей эры даже меньше, чем в настоящее время. Таким образом, представление о Германии начала нашей эры как о стране лесов и болот заключает в себе некоторое внутреннее противоречие: густые и обширные леса не только не благоприятствуют заболачиванию почвы, а напротив, препятствуют ему.[267] И тем не менее следует признать, что в древней Германии было довольно большое количество болотистых местностей, - во всяком случае достаточное для того, чтобы поразить воображение римлянина … Эту свою историческую миссию германским болотам было тем легче выполнить, что они примыкали большей частью к пастбищам и луговым полянам; эти поляны, неожиданно завлекая доверившегося им южанина в вязкую, непроходимую топь, еще усиливали этим своим соседством с болотами устрашающее впечатление, производимое последними.

Долины Рейна, Эмса, Везера и Эльбы ведут нас к берегам Немецкого моря. Береговая полоса древней Германии обладала некоторыми особенностями, которые заслуживают внимательного рассмотрения. Общая картина поверхности этой части Германии известна: дюны вдоль берега; позади дюн – илистые земли (Marschland), почва которых состоит из плодородных наносов; затем обширные болота, представляющие собою частью стоячие воды, а частью торфяники, наконец, в глубине самой северо-германской низменности – песчаная почва, прикрытая тонким слоем земли, способной породить растительность.

В противоположность пескам и торфяникам западной части Северо-Немецкой низменности, восточная ее часть, расположенная между Эльбой и Вислой и омываемая с севера Балтийским морем, характеризуется рядом прибрежных равнин, отделенных друг от друга холмами и окаймленных с юга плоскогорьями, усеянными озерами. Некоторые из этих плоскогорий покрыты лесами; некоторые, напротив, безлесны. Болота здесь встречаются значительно реже, чем в западной части Северо-Немецкой низменности, и представляют собою в большинстве случаев лишь болотистые расширения некоторых рек.

Итак, те различия германского ландшафта, о которых бегло упоминает Тацит в V главе «Германии», были, как видим, достаточно велики. Горные хребты на юге, юго-западе и юго-востоке; пески, торфяники и болота немецкого поморья; равнины, плоскогорья и холмы восточной части Северо-Немецкой низменности, - вот основные различия рельефа поверхности и характера почвы. Сочетание лесов (с весьма разнообразными древесными породами), степных областей, полян, лугов – вот характерная особенность распределения растительных формаций древней Германии, указывающая на их большое богатство и разнообразие.

На описанной территории в эпоху Цезаря и Тацита обитали многочисленные германские племена. Некоторые из них можно распределить по племенным, другие – по географическим признакам. Распределяя различные германские племена начала нашей эры по национальным признакам, получим две большие племенные группы: свевскую и хаттскую. Первая из них, наиболее многочисленная и включающая наибольшее число племен, отличается в то же время и наибольшей подвижностью. Родиной свевов является, по-видимому, область рр. Шпрее и Хавель (правый приток Эльбы), т.е. нынешний Бранденбург; эта область представляет собой первоначальную территорию расселения семнонов – одного из самых больших свевских племен. Родственные им лангобарды жили в I веке по р. Х. на равнине к западу от нижнего течения Эльбы. Таким образом центром распространения свевов послужили озерные плоскогорья восточной части Северо-Немецкой низменности. Но уже до начала нашей эры они заняли нынешнюю Тюрингию и Саксонию, а затем область рек Майна и Неккара, т.е. – части теперешних Баварии, Вюртемберга и Бадена (так наз. «Suebi Nicretes»). Под предводительством Ариовиста они произвели в эпоху Цезаря вторжение в Галлию; при Августе их господству на Майне наступил конец, и они вынуждены были отступить вместе с маркоманнами в Богемию. Это племя, также свевского происхождения, занимало первоначально вместе со свевами область Майна и Неккара, преимущественно юго-западную ее часть (район Шварцвальда, нынешний Баден). В эпоху владычества Маробада (8 г. до р. Х. – 19 г. по р. Х.) маркоманны выросли в самостоятельное большое племя и под предводительством этого короля заняли сначала северную, а потом и южную Богемию (населенную до вторжения маркоманнов и свевов кельтским племенем бойев). К ним присоединились квады, занявшие нынешнюю Моравию (особенно область р. Марх, притока Дуная). Наконец, большое свевское племя гермундуров, первоначально занимавшее область между Эльбой, Гарцом и Тюрингским лесом, вошло впоследствии в свевский союз Маробада; в 19 г. по р. Х. гермундуры

сражались на его стороне против Арминия, в 51 году выступили на Дунае, в 58 году одержали победу над херусками, а в эпоху Тацита занимали уже территорию нынешней средней и северной Баварии (от «Fichtelgebirge», расположенных к юго-западу от Рудных гор, до берегов Дуная). Как явствует из рассказа Тацита (в 41 главе «Германии») они граничили в I веке по р. Х. с провинцией Рэцией. К свевской группе принадлежали, быть может, и при-рейнские племена трибоков, неметов и вангионов.

Хаты, одно из самых могущественных племен внутренней Германии, жили первоначально в области р. Эдер, а впоследствии заняли нынешний Гессен-Нассау. Границы их территории имели форму треугольника, юго-западный конец которого упирался в Рейн (около Таунуса, между рр. Майном и Ланом), а восточный – в верхнее течение р. Вера; северная граница области расселения хаттов проходила приблизительно по течению р. Димель (левый приток Везера). Юго-западную часть этой территории (район Таунуса между Ланом и Майном) занимало хаттское племя маттиаков, которое после походов Друза подверглось некоторой романизации. Родственны хатам также батавы и каннинефаты, – жители береговой полосы Немецкого моря.

К северо-востоку от хаттов обитали могущественные херуски, занимавшие в I веке по р. Х. территорию нынешнего Ганновера (южной и средней его части), т.е. область, расположенную между Везером и Эльбой (в районе среднего течения этих рек), к северо-востоку от Гарца и к востоку от Тевтобургского леса. Постоянные сражения с херусками в районе этого леса свидетельствуют о том, что херуски занимали и левые берега среднего Везера. К северо-западу от западной оконечности территории херусков, по верхнему и среднему течению р. Эмс, по обоим его берегам, недалеко от тевтобургского леса («haud procul Teutoburgensi saltu», Tac.A.I,60), обитали бруктеры; юго-восточная граница их области проходила в углу между Эмсом и Липой. К северо-востоку от херусков, по обоим берегам нижнего течения Везера, помещались ангриварии. В области нижнего Эмса жили, по-видимому, первоначально ампсиварии, которые в 58 г. по р. Х. переселились в район нижнего течения Рейна (между рр. Липой и Исселью) и погибли в непосильной борьбе с римлянами за обладание этой территорией [268]

Группируя германские племена по географическим признакам и продолжая описание их расселения по течениям рек, можно наметить большую группу прирейнских племен, обитавших по обоим берегам этой реки. При этом следует иметь ввиду, что некоторые правобережные племена были переселены впоследствии на левый берег Рейна. Если с этой оговорской перечислить германских обитателей правого берега Рейна вниз по течению реки, то к числу правобережных племен следует отнести: свевов I века по р. Х. (район Неккара и Майна); маттиаков (между Майном и Ланом); тенктеров (между Ланом и Липпой); сугамбров (между Зигом и Липпой): узипетов (по течению р. Липы в нынешней Вестфалии), тубантов (между р. Исселью, Вехт и Рейном, т.е. в современной Голландии и северо-западной Вестфалии) и хамавов (от территории тубантов до Эмса, (т.е. в нынешней северо-западной Вестфалии и Западном Ганновере). Частичное совпадение области расселения тенктеров и сугамбров объясняется тем, что эти последние после побед Тиберия (в 8 г. до р. Х.) переселились на левый берег Рейна (под именем «Cugerni»), заняв там полосу земли между убиями и батавами. Лишь часть сугамбров застряла на правом берегу. По левому берегу Рейна в эпоху Тацита обитали следующие германские племена: трибоки (в нынешнем Эльзасе от Базеля до Страссбурга); неметы (к северу от трибоков, примерно против впадения р. Неккар в Рейн, т.е. в нынешнем Пфальце); вангионы (к северу от неметов, т.е. в южной части нынешней Рейнской провинции); убии (в эпоху Цезаря жили на правом берегу Рейна, между Майном и Зигом; в 19 году до р. Х. переселились на левый берег и заняли среднюю часть нынешней Рейнской провинции, область между Рейном и Арденнами); «Cugerni», т.е. переселившиеся с правого берега сугамбры (в северной части Рейнской провинции, между Маасом и Рейном).

По берегам Немецкого моря, от устья Мааса и рейнской дельты до устья Эльбы в эпоху Тацита обитали следующие племена: в нынешних провинциях Южная и Северная Голландия, т.е. в районе устья Мааса, Валы и Рейна жили батавы, некогда отделившиеся от хаттов, и их родичи каннинефаты; эти племена занимали также и прилегающие к береговой полосе острова. К востоку от батавов помещались фризы, занимавшие нынешнюю западную Фрисландию до устьев Эмса. От Эмса до Эльбы, в нынешней восточной Фрисландии и Ольденбурге, жили хавки. Часть этого племени занимала береговую полосу и прибрежные острова, а другая часть обитала, по-видимому, по нижнему течению Эмса и Везера.[269] В восточной части Северо-Немецкой низменности, омываемой Балтийским морем, в эпоху Тацита жили лемовии и ругии (прибрежные племена), варины (к востоку от Эльбы), буры, котины, озы (между верховьями Одера и левыми притоками Дуная) и целый ряд менее значительных племен, перечисленных Тацитом в 40 и 43 главах его «Германии». Нижнее течение Вислы занимали готоны – предки позднейших готов.

 

Неусыхин А.И. Географический очерк древней Германии. В кн.: Общественный строй древних германцев. – М., РАНИОН, 1929. С.17-30.

 

II.5.







Дата добавления: 2015-10-01; просмотров: 1747. Нарушение авторских прав; Мы поможем в написании вашей работы!




Картограммы и картодиаграммы Картограммы и картодиаграммы применяются для изображения географической характеристики изучаемых явлений...


Практические расчеты на срез и смятие При изучении темы обратите внимание на основные расчетные предпосылки и условности расчета...


Функция спроса населения на данный товар Функция спроса населения на данный товар: Qd=7-Р. Функция предложения: Qs= -5+2Р,где...


Аальтернативная стоимость. Кривая производственных возможностей В экономике Буридании есть 100 ед. труда с производительностью 4 м ткани или 2 кг мяса...

Различие эмпиризма и рационализма Родоначальником эмпиризма стал английский философ Ф. Бэкон. Основной тезис эмпиризма гласит: в разуме нет ничего такого...

Индекс гингивита (PMA) (Schour, Massler, 1948) Для оценки тяжести гингивита (а в последующем и ре­гистрации динамики процесса) используют папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА)...

Методика исследования периферических лимфатических узлов. Исследование периферических лимфатических узлов производится с помощью осмотра и пальпации...

Мелоксикам (Мовалис) Групповая принадлежность · Нестероидное противовоспалительное средство, преимущественно селективный обратимый ингибитор циклооксигеназы (ЦОГ-2)...

Менадиона натрия бисульфит (Викасол) Групповая принадлежность •Синтетический аналог витамина K, жирорастворимый, коагулянт...

Разновидности сальников для насосов и правильный уход за ними   Сальники, используемые в насосном оборудовании, служат для герметизации пространства образованного кожухом и рабочим валом, выходящим через корпус наружу...

Studopedia.info - Студопедия - 2014-2025 год . (0.008 сек.) русская версия | украинская версия