Чжан 12
Учитель сказал: — Письмо не исчерпывает речь, речь не исчерпывает мысль. В таком случае, не могли ли мысли совершенномудрых быть невыраженными? Учитель сказал: — Совершенномудрые составили символы- сян — этим исчерпав мысли; установили гуа — этим исчерпав истинное и фальшивое; присоединили изречения (цы), в которых исчерпали речь; изменяя и сочетая их — исчерпали полезность; возбуждая их, стимулируя их — исчерпали дух. Цянь и Кунь — это тайные силы (юнь) Перемен (и). Цянь и Кунь разделились, и Перемены установились между ними. Если разрушить Цянь и Кунь, то не будут проявляться Перемены. Если не будут проявляться Перемены, то Цянь и Кунь совсем истощатся. Таким образом, надформенное называется дао, подформенное называется орудием (ци). Превращения (хуа) и сокращения (цай) называются изменениями (бянь). Подталкивание (туй) и движение (син) называются цикличностью (тун). Выделение (цзюй) и смешивание (цо) в народе Поднебесной называются деятельностью (ши е). Поэтому вот что такое образы. Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели сокровенное Поднебесной и составили для всего описания внешнего вида. Образы поставили в соответствие вещам. На этом основании и говорили об образах. Совершенномудрые люди владели тем, посредством чего прозрели движение Поднебесной и усмотрели его схождения и связи. Поступки согласовали с правилами и ритуалом. Приложили к ним изречения, по которым можно определять счастье и несчастье. На этом основании и говорили о чертах (яо). Предел сокровенного Поднебесной содержится в символах гуа. Возбуждающее движение Поднебесной содержится в изречениях (цы). Превращающее (хуа) и сокращающее (цай) содержится в изменениях (бянь). Подталкивающее (туй) и движущееся (син) содержится в циклах (тун). Дух (шэнь) и просветленность (мин) содержатся в самом человеке. Безмолвствующее, но доводящее до завершения, не говорящее, но правдивое (синь) содержится в действиях дэ. Нижний раздел Чжан 1 Восемь триграмм (гуа) образуют ряд, и символы (сян) содержатся в нем. При сложении они удваиваются, и черты (яо) содержатся в них. Твердое (ган) и мягкое (жоу) подталкивают друг друга, и изменения (бянь) содержатся в этом. Прилагаемые к ним изречения (цы) дают указания, и движение содержится в них. Счастье (цзи) и несчастье (сюн), сожаления (хуй) и недовольства (линь) возникают посредством движения. Твердое и мягкое — это то, что устанавливает корень (бэнь). Изменения (бянь) и цикличность (тун) — это то, что понуждает время (ши). Счастье и несчастье постоянно побеждаются. Дао Неба и Земли постоянно наблюдается. Дао Солнца и Луны постоянно дает просветленность. Движение Поднебесной постоянно единое. Цянь с точностью являет человеку Перемены. Кунь с послушностью являет человеку приметы (цзянь). Черты — это то, что подражает этому. Символы — это то, что изображает это. Черты и символы движутся изнутри. Счастье и несчастье приходят извне. Заслуги и деяния проявляются в изменениях (бянь). Природа совершенномудрого человека проявляется в изречениях (цы). Великое дэ Неба и Земли называется рождением (шэн). Великая драгоценность совершенномудрого человека называется достоинством (вэй). То, посредством чего сохраняется достоинство, называется человечностью (жэнь). То, вокруг чего объединяются люди, называется талантом (цай). То, что упорядочивает талант и направляет речи, а людям запрещает творить неправое, называется справедливостью (и). Чжан 2 В древности Баоси [3] был ваном Поднебесной. Глядя вверх, наблюдал образы (сян), исходящие от Неба. Глядя вниз, наблюдал способы (фа) [их проявлений], исходящие от Земли. Наблюдал узоры-знаки (вэнь) птиц и зверей. Следовал земным порядкам (и). То, что близкое, находил в себе. То, что далекое, находил у других существ. Исходя из этого, он изобрел восемь триграмм (гуа), которые показывают сполна добродетели (дэ) просветленного духа и располагают по родам свойства тьмы вещей. Начал вязать узелки на веревках, плел сети и силки, чтобы заниматься охотой и рыбной ловлей. Видимо, это было взято из [гексаграммы] Ли (“Разделение”, № 30). Баоси скончался, и Шэньнун [4] принялся за дело. Подрубив дерево, сделал сошник, согнув дерево, сделал соху. Применяя вспахивание и прополку, получил прибыток. Обучил этому Поднебесную. Видимо, это было взято из гексаграммы И (“Прибыль”, № 42).
|